«Познавательный интерес к математике и диагностические методики с помощью которых можно определить уровень развития познавательного интереса.»
статья по алгебре на тему

Ковалёнок Нэля Тимофеевна

Тесты с помощью которых можно определить уровень познавательного интереса к математике. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

           «Познавательный интерес к математике и диагностические методики с помощью которых можно определить уровень развития познавательного интереса

                           Ковалёнок Н.Т учитель математики муниципального  казённого общебразовательного учреждения Кыштовская средняя образовательная школа №2 им.Тимермана К.А
                        с. Кыштовки Кыштовского района Новосибирской области.

     

Работа, проводимая по выявлению талантливых детей, полезна и должна продолжаться, но таких детей не так уж много, между тем знания математики теперь становятся все более необходимыми не только инженерам, но и рабочим, а также многим другим специалистам. Поэтому нельзя допустить, чтобы школьники отрицательно относились к математике, наоборот, каждый учитель должен ставить перед собой задачу вызвать интерес к математике у всех учеников или во всяком случае добиваться такого отношения к ней, чтобы она не являлась препятствием при выборе профессии.

   Учение с интересом укрепляет веру учащихся в свои силы и творческие возможности, способствует воспитанию силы воли и целеустремленности в преодолении трудностей. Под влиянием познавательного интереса пробуждается и развивается активность, самостоятельность мысли, стремление к самообразованию и самовоспитанию. Формированию интереса к знаниям способствует весь процесс обучения учащихся в школе. Большая роль в выполнении этой задачи отводится предмету математики.

В современных условиях определенный объем математических знаний, владение математическими методами и знакомство с языком математики, стали обязательными элементами общей культуры. Эти знания и умения необходимы для понимания и познания закономерностей окружающего нас мира, для изучения других наук и в жизненной повседневной практике. Познавательный интерес характеризуется как средство и как мотив обучения. Прежде всего, важно установить, когда возникают математические интересы. Интерес к изучению математики возникает в разные периоды жизни человека, но чаще в 5-9-х классах, а из этих классов наиболее часто – в 7-м классе. Это объясняется тем, что в 5 классе начинает преподавать специалист, как правило, любящий свой предмет и, естественно, способный увлечь учащихся математикой. Благоприятные условия для возникновения интереса в 7-м классе связаны с началом изучения алгебры и геометрии. Эти предметы привлекательны оригинальностью содержания, особой символикой, чертежами, измерениями, скрытым от беглого взгляда смыслом, даже своими символами и терминами. Но начало изучения новых предметов только создает благоприятные условия для пробуждения интереса, превращение же их в объект интереса зависит от постановки преподавания, т.е. от учителя.

Интерес к математике у учащихся 5-6-х классов находится на уровне любознательности. Этот интерес очень легко возникает. Достаточно принести на урок новое наглядное пособие, предложить задачу с оригинальным условием, сообщить какой-либо факт из истории науки, чтобы почувствовать заинтересованность учащихся этих классов. Из этого следует, что учитель 5-х и 6-х классов должен постоянно иметь в виду необходимость заинтересовывания учащихся, не рассчитывая на тот интерес, который был вызван на предыдущем уроке или занятии.

Интерес учащихся7-х и 8-х классов имеет несколько другой характер. В 7 классе начинают изучать такие новые предметы, как алгебра и геометрия, которые своим необычным содержанием привлекают учащихся и пробуждают их интерес. Здесь впервые отмечается стремление к преодолению трудностей, к решению более сложных задач, учащиеся этих классов начинают критически относиться к процессу обучения.

Интерес учащихся 9-11-х классов имеет заметные отличия от интереса детей среднего школьного возраста. В этих классах начинают сказываться профессиональные интересы, влияющие на познавательный интерес вообще и на учебные интересы к отдельным предметам. В связи с этим целеустремленность учащихся к изучению “нужных” им предметов становится более сознательной и волевой, что приводит к лучшему пониманию значения объекта интереса и интерес постепенно достигает интеллектуального уровня.

Стремление к самостоятельности, порождает желание самому глубже изучить интересующий предмет, сближает учащихся с друзьями по признаку общности интересов, в частности, математического интереса. Вместе с тем практические задачи подготовки к ЕГЭ, желание получить более высокий балл в аттестате, порождает у старшеклассников интерес к результату деятельности.

Все вместе делает интересы старших школьников более дифференцированными, глубокими и устойчивыми. Но среди учащихся 9-11-х классов есть немало таких, интересы которых не определялись. Отсюда вытекает задача неослабевающей работы учителя математики по пробуждению интереса к своему предмету в старших классах.

Учитель не определяет содержание математического образования, но он может обогатить его, привлекая исторический материал, материал из смежных дисциплин, подчеркивая красоту, изящество и мощь методов математики. Что же касается организации методики занятий, а также отношений с учениками, то тут все зависит от учителя.

В соответствии с темой были подобраны диагностические методики для обучающихся и одна для учителей, с помощью которых можно определить уровень развития познавательного интереса.

Пoзнавaтeльныe  интepeсы школьника. (K.H.Boлкoв)

Цель: oпpeделение степени выpaженности пoзнaвaтельных интеpесoв.

Материал: блaнк с пятью вoпpoсaми, имеющими возможные вapиaнты oтветов.

Ход проведения. Учителю, дается бланк стaндapтизиpoвaнной анкеты и предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов ответов какой - либо один.

l. Cвязaны ли интеpесы ученика с выбopoм бyдyщей пpoфeccии?

А)очень тесно;

Б) связаны, но очень мало, сопровождаются соответствующей организацией деятельности;

В) никак не связаны.

2. Обращается ли ученик к серьезным источникам: пользуется ли научной литературой, работает ли со словарем и т. д.?

А) постоянно;

Б) иногда;

В)очень редко.

3. Ставит ли перед собой задачи, выполнение которых не возможно в один присест, и требует кропотливой работы в течение многих дней и даже месяцев?

А) большинство заданий подчинено этому принципу;

Б) ставит, но редко выполняет;

В) не ставит долговременных задач.

4. В какой мере, занимаясь любимым делом, может делать черную не интересную для него интеллектуальную работу (например, выполнять длительное вычисление при решении интересной задачи)?

А) делает всегда столько, сколько нужно;

Б) делает периодически;

В) не любит выполнять неинтересную работу.

5. Способен ли при необходимости заниматься продолжительное время интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечениями, а иногда и отдыхом?

А) всегда, когда нужно;

Б) только изредка;

В) не способен.

Обработка данных. О сильной выраженности познавательного интереса свидетельствуют ответы а).

2. Познавательная активность школьника (А. А. Горчинская)

Цель: Оценка степени выраженности познавательной активности младших школьников.

Материал. Бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.

Ход проведения Школьнику дается бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать из предлагается выбрать из предъявленных возможных вариантов какой - либо один.

Нравится ли тебе выполнять сложные задания по математике?

а) да;

б) иногда;

в) нет.

Что тебе нравится, когда задан вопрос на сообразительность?

а) помучиться, но самому найти ответ;

б) когда как;

в) получит готовый ответ от других.

Много ли ты читаешь дополнительной литературы?

а) постоянно много;

б) иногда много, иногда ничего не читаю;

в) читаю мало.

Что ты делаешь, если при изучении какой - то темы у тебя возникли вопросы?

а) всегда на них ответ;

б) иногда нахожу на них;

в) не обращаю внимания.

Что ты делаешь, когда узнаешь на уроке что - то новое?

а) стремишься с кем -нибудь поделиться (с близкими, друзьями)

б) иногда тебе хочется поделиться этим с кем - нибудь;

в) ты не станешь об этом рассказывать.

Обработка данных. Ответы а) свидетельствуют о сильно выраженной познавательной активности; ответы б) - об умеренной; ответы в) - о слабой выраженности.

Познавательная активность школьника (вариант 2)

(А.А. Горчинская)

Цель: выявление степени выраженности познавательной активности младшего школьника в области математики.

Материал: бланк с пятью вопросами, имеющими возможные варианты ответов.

Ход проведения. Родителю дается бланк стандартизированной анкеты и предлагается выбрать один из предложенных вариантов ответов.

Нравится ли ребенку выполнять задания по математике?

а) нравится всегда;

б) иногда;

в) очень редко.

Обращается ли ребенок к дополнительной литературе при выполнении домашних заданий?

а) часто;

б) иногда;

в) очень редко.

Как ведет себя ребенок при выполнении заданий, решение которых невозможно в один присест кропотливой работы?

а) решает до тех пор, пока не получит верный ответ;

б) несколько раз оставляет решение задачи и снова к нему возвращается;

в) прекращает работу, если не может быстро найти ответ.

В какой мере, занимаясь любимым делом, ребенок может делать «черную», неинтересную для него интеллектуальную работу?

а) делает всегда столько, сколько нужно;

б) выполняет выборочно или периодически;

в) не любит выполнять неинтересную для него работу.

Способен ли ребенок при необходимости заниматься продолжительно интеллектуальной деятельностью, жертвуя развлечением, а иногда и отдыхом?

а) всегда, когда это нужно;

б) только изредка;

в) не способен.

Обработка данных. Ответы а) свидетельствуют о сильно выраженной познавательной активности; ответы б) - об умеренной; ответы в) - о слабой выраженности [2].

Познавательная потребность. (В. С. Юpкeвич)

Цель: определение интенсивности познавательной потребности.

Материал: стандартизированная анкета адресованная учителям. Koтopыe нa oснoве нaблюдений и бесед с родителями, должны выбрать ответы на следующие вопросы.

вопросы

 Возможные ответы

баллы

Как часто ученик подолгу (час, полчаса) занимается какой-либо умственной деятельностью (час полтора - для младшего школьника, несколько часов подряд - для подростков)?

а) постоянно

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

Что предпочитает школьник когда задан вопрос на сообразительность?

а) Помучится но сам найдет ответ

б) когда как

в) получит готовый ответ от друзей

5

3

1

Много ли читает школьник дополнительной литературы?

а) постоянно, много

б) иногда много,

иногда ничего не читает

в) мало или совсем ничего не читает

5

3

1

На сколько эмоционально ученик относится к интересному для него занятию, связанному с умственной работой?

а)очень эмоционально

б)когда как

в) эмоции ярко не выражены (по сравнению с другими ситуациями)

5

3

1

Часто ли ребенок задает вопросы?

а) часто

б) иногда

в) очень редко

5

3

1

Обработка данных. Интенсивность познавательной потребности определяется полученной суммой баллов: 17 - 25 баллов - потребность выражена сильно; 12 - 16 баллов умеренно; меньше 12 баллов - слабо.

http://gigabaza.ru/doc/79465-p5.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка

Памятка для родителей "Свод законов, с помощью которых можно преодолеть трудности в поведении ребенка"...

Средства, с помощью которых можно уменьшить травматизм.

Цель исследования: Выявить после каких, используемых средств на уроках физической культуры:1)уменьшится травматизм и 2) улучшатся знания по технике безопасности.Задачи:1.Раскрыть процесс влияния разли...

Презентация "Народные приметы, с помощью которых можно предсказать погоду"

Презентация к уроку географии в 6 классе по теме "Погода и климат". В народных приметах заключено много точного знания, основанного на многолетних наблюдениях людей....

9 способов, с помощью которых можно выстроить доверительные отношения с детьми

Способность доверять себе и другим лежит в основе любых хороших отношений....

Развитие интереса к математике в основной школе с помощью организации внеурочной деятельности в 5-6 классах.

Статья посвящена организации внеурочной деятельности в основной школе. В ней приводится различных форм организации внеурочной деятельности по математике с методическими комментариями....