Дифференциация звуков [С] и [Сь]. Буква С
план-конспект
Конспект занятия по коррекционному курсу «Произношение»
в 1 классе у детей с ТНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по коррекционному курсу «Произношение»
в 1 классе у детей с ТНР.
Тема: "Дифференциация звуков [С] и [Сь]. Буква С"
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- совершенствовать умение дифференцировать звуки [С] и [Сь];
- учить дифференцировать звуки по твердости-мягкости;
- познакомить с буквой С, которая обозначает два звука [С] и [Сь], её графическим изображением.
Коррекционно-развивающие:
- развивать фонематический слух; звуко-буквенный анализ, зрительную, слуховую память и внимание; артикуляционную моторику; пространственные представления, грамматические категории.
Коррекционно-воспитательные:
- формировать навыки сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Ноутбук. Раздаточный материал на каждого ребенка: картинный материал, фишки, схемы звукового анализа слов, схемы предложений.
Ход занятия:
Логопед: доброе утро, ребята!
Посмотрите, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся!
Дети приветствуют гостей.
Организационный момент.
Логопед: сейчас мы с вами проведем небольшую разминку. Садится за парту тот, чья фамилия начинается с глухого согласного звука, со звонкого, с гласного звука.
Логопед: отгадайте загадку
Запорошила дорожки,
Раскрасила окошки,
Радость людям подарила
И на санках прикатила.
Дети: зима
Логопед: Молодцы, ребята! Какое сейчас время года?
Дети: зима
Логопед: Сколько месяцев длится зима?
Дети: зима длятся три месяца
Логопед: А какие же это месяцы?
Дети: декабрь, январь и февраль
Логопед: Все правильно, молодцы
Сообщение темы
Логопед: Ребята послушайте слова (Сорока, сугроб, лиса, санки)
А какой одинаковый звук слышится в этих словах?
Дети: В этих словах общий звук [С]
Логопед: Значит о каком звуке мы будем сегодня говорить ?
Дети: о звуке [С]
Логопед: Правильно о звуке [С] и его братце мягком звуке [Сь], а какой буквой мы обозначаем звуки [С] и [Сь]?
Дети: Буквой С
Логопед: правильно, молодцы
Основная часть.
Актуализация имеющихся знаний у детей.
Характеристика звуков:
Логопед: Звук [с] — согласный, твёрдый, глухой.
– А каким цветом мы обозначаем этот звук?
Дети: Синим.
Логопед: Звук [сь] — согласный, мягкий, глухой.
-А каким цветом мы обозначаем этот звук?
Дети: зелёным.
Дифференциация звуков в слогах.
Игра «Самый внимательный».
Логопед : У вас на столе лежат синие и зеленые кружки. Когда вы услышите твердый звук С , покажите мне синий кружок, а когда услышите мягкий звук Сь –зеленый
АС – АСЬ ОС – ОСЬ УС – УСЬ ИС – ИСЬ
СЯ – СА СЕ – СО СЮ – СУ СИ – СЫ
Дифференциация звуков в словах.
Логопед предлагает детям из ряда предметных картинок выбрать такие, в названиях которых есть мягкий звук [Сь] и положить их к зеленому кружочку, в словах , в которых есть твердый звук [С] - к синему.
Дети выполняют задание.
Логопед: Ребята посмотрите на доску и назовите картинку в верхнем правом углу
Дети : синичка
Логопед: поднимите карточку (синего или зелёного цвета) какой мы там слышим звук.
Дети : поднимают зеленую карточку
Логопед: назовите картинку в нижнем правом углу
Дети : лиса
Логопед: поднимите карточку (синего или зелёного цвета) какой мы там слышим звук.
Дети : поднимают синюю карточку
Логопед: назовите картинку в верхнем левом углу
Дети : лось
Логопед: поднимите карточку (синего или зелёного цвета) какой мы там слышим звук.
Дети : поднимают зеленую карточку
Логопед: назовите картинку в нижнем левом углу
Дети : сова
Логопед: поднимите карточку (синего или зелёного цвета) какой мы там слышим звук.
Дети : поднимают синюю карточку
Динамическая пауза.
Логопед: сейчас мы с вами будем определять место звука в слове. Если мы слышим звук в начале слова , то мы хлопаем в ладоши над головой, а в середине слова - поворачиваемся в стороны (руки на боках), а когда слышим звук в конце- присаживаемся (санки, маска, синичка, сугроб, лиса, снегопад, нос, снежинки, лось, лосята, снегопад, фокус, месяц)
Логопед: Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
Знакомство с буквой С.
Логопед: Вспомните, чем отличается звук от буквы?
Дети : звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем видим и читаем.
Логопед: Сейчас мы познакомимся с буквой, которая обозначает звуки [С] и [Сь].Это буква С . Рассмотрите букву С. На что она похожа?
Дети : рассказывают на что похожа буква, прорисовывают ее в воздухе.
Звуко-буквенный анализ.
Логопед: Ребята, а на чем вы больше всего любите кататься зимой?
Дети : на санках,
Логопед: а по другому их можно назвать сани. Давайте составим звуковую схему слова сани.
Дети выполняют звуковую схему из фишек. Один ребенок выполняет у доски
Логопед: Сколько слогов в слове «сани» (сколько в слове гласных….) поделили на слоги. Поставили ударение.
Два слога-какой первый СА (какая первая буква в слоге СА, а какой звук она обозначает - характеристика звука, вторая буква –звук гласный, ударный ), какой второй слог НИ (какая первая буква, какой звук она обозначает-характеристика звука, а почему он мягкий, вторая буква), а почему здесь звук [Н] мягкий (И всегда смягчает)
Логопед: Давайте посчитаем сколько букв в слове сани, сколько звуков.
Дети : четыре буквы и четыре звука
Логопед: Ребята , а если сани из железа, то они какие?
Дети : железные
Логопед: Ребята , а если сани из дерева, то они какие?
Дети : деревянные
Логопед: Пришло время поиграть в снежки. Я называю слова, а вы говорите о них ласково.
Снег — снежок
Сосулька – сосулечка
Санки – саночки
Снеговик- снеговичек
Снежинка — снежиночка
Синица-синичка
Лиса-лисичка
Работа над предложением.
Логопед: Ребята, я придумала красивые предложения о зиме, но ветер подул, и все слова разлетелись. Помогите, пожалуйста, их собрать.
слепил Соня Снеговик.
Симу Санки везут.
Дети правильно проговаривают предложения.
Логопед: Ребята, а сейчас возьмите карточки и составьте схему предложения: Сима везёт санки.
Дети индивидуально составляют схему.
Логопед: Сколько слов в предложении? Почему первое слово вы обозначили такой карточкой? Что в конце предложения?
Дети объясняют выполненное задание.
Логопед: Молодцы!!! Вы очень внимательные!
Итог занятия.
Логопед: Какие звуки мы сегодня учились различать? Какой буквой мы обозначаем эти звуки.
Оценивание деятельности учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/16/picture-205398-1361034707.jpg)
Конспект "Дифференциация звуков [а-о] и букв "А"-"О"
Данный конспект поможет обучающимся научиться различать гласные звуки и буквы их обозначающие, задействовав различные анализаторные системы....
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/31/picture-775746-1459421042.jpg)
Формировать навык правильного произношения звука [л] в связанной речи. Совершенствование навыка дифференциации звуков [г] и [к] и букв в слогах, словах и предложениях.
Автоматизация звука [л] в связанной речи на основе сюжета сказки «Золушка». ...
Конспект открытого урока по русскому языку в 3-а классе "Реализация содержания образовательной области "Речевое развитие" в форме игровых и обучающих ситуаций по теме "Дифференциация звуков [б]-[п] и букв б-п".
Урок проводился в рамках зонального проблемно-тематического семинара по теме "Современный урок в рамках ФГОС для обучающихся с ОВЗ"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/23/picture-1256955-1592905928.jpg)
«Дифференциация звуков д - т, д\' - т\' и букв д - т в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза».
laquo;Дифференциация звуков д - т, д' - т' и букв д - т в словах, словосочетаниях, предложениях. Развитие звуко-буквенного анализа и синтеза»....
Технологическая карта логопедического занятия для 2 класса по теме «Дифференциация звуков [С]-[Ц] и букв «С,Ц» изолированно, в словах»
Научить детей различать звуки [С]-[Ц] изолированно, в слогах, в словах на слуху и правильно обозначать их на письме...
Конспект фронтального занятия в старшей группе на тему:" Дифференциация звуков [Т] и [Д]. Буквы Т и Д".
Цель: учить различать звуки [т]-[д] и буквы Т-Д в слогах, словах, предложениях. Задачи: коррекционно-образовательные:- уточнить артикуляцию звуков [т]-[д];- упражнять учеников в ...
Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.
Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....