Открытый урок. Артикуляционная гимнастика
план-конспект

Попова Анна Сергеевна

Цель: Пропаганда логопедических знаний в педагогическом коллективе. Задачи: Обучение методике проведения артикуляционной гимнастики с детьми. Практическое обучение воспитателей артикуляционным упражнениям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл artikulyatsionnaya_gimnastika.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

        Муниципальное общеобразовательное учреждение

       «Средняя общеобразовательная школа № 25»

        Г.о. Подольска Московской области

     

     

          Мастер класс для воспитателей и педагогов.

         Тема: «Артикуляционная гимнастика».

   

                                   Составитель: Попова Анна Сергеевна

                             Учитель-логопед МОУ СОШ №25

Г.о Подольск. 2019

Мастер класс для воспитателей и педагогов ДОО.

Тема: «Артикуляционная гимнастика».

Цель: Пропаганда логопедических знаний в педагогическом коллективе. Задачи: Обучение методике проведения артикуляционной гимнастики с детьми. Практическое обучение воспитателей артикуляционным упражнениям.

Оборудование: Ноутбук, презентация «Артикуляционная гимнастика», индивидуальные зеркала, тетради для записи.

Ход:

  1. Введение. Почему дети  неправильно произносят звуки?

Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.

Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одного или нескольких), вероятно у него возрастная, временная задержка нарушения произношения. Скорее всего, она пройдет сама собой, с возрастом, но иногда можно чуть-чуть помочь такому малышу. Для этого важно знать причины таких задержек:

  • Иногда это бывает подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей, сверстников. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь малыш слышал, гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки, давайте слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов…  
  • Очень важно также следить за тем, чтобы при общении с ребенком Вы или родители избегали «сюсюканья», «детской речи». Часто этого бывает вполне достаточно, чтобы преодолеть речевые ошибки, да и ребенку гораздо приятнее, когда с ним разговаривают, как со взрослым.
  • Причинами нарушения произношения могут быть также недостаточное развитие речевой моторики: слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения).
  • Но самые коварные причины речевых нарушений – это невидимые причины неврологического характера, связанные с ранним органическим поражением центральной нервной системы. У таких детей помимо ЗРР (задержки речевого развития) страдает вся произносительная система речи, а не произношение отдельных звуков. Такое нарушение называется дизартрией. Нарушения артикуляционной моторики у дизартриков носят стойкий характер и с трудом поддаются коррекции. Ребенок чаще всего дефектно произносит все свистящие и шипящие звуки, искажает произношение соноров (звуков Л, Р) или звуки вообще отсутствуют. При их произнесении язык у ребенка может отклоняться в какую-либо сторону, воздушная струя направлена не вперед, а идет по краям языка или отклоняется влево или вправо. Мы слышим нечеткую, смазанную речь, своеобразный хлюпающий шум, как будто каша во рту. Чтобы проверить, не это ли является причиной проблем у детей, расскажите им «Сказку о веселом Язычке» и понаблюдайте за тем, как они будут выполнять упражнения. Хорошо, если во время сказки ребенок будет видеть себя в зеркале.

  1. Методика проведения артикуляционной гимнастики.

     Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

  • Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за 1 раз.
  • При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
  • Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
  • Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
  • Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

  1. Воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
  2. Показывает его выполнение.
  3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Воспитатель, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений:

  • точность движения, плавность,
  • темп выполнения,
  • устойчивость,
  • переход от одного движения к другому. 
  • Также важно следить, чтобы движения губ и языка выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

       Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.

      В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).

       Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду.  А логопед  решит – нужна ли помощь других специалистов: невропатолога, стоматолога (подъязычная связка, неправильный прикус) или отоларинголога.

  1. Практикум по артикуляционной гимнастике с демонстрацией презентации (см. Презентацию).

Успехов вам в работе!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по гимнастике

Разработка открытого урока  по гимнастике.Тема: Кувырок вперёд, назад, стойка на лопатках. Задачи урока: 1. Обучение технике кувырка вперед, назад, стойке на лопатках.2. Развитие ловкос...

план конспект открытого урока по гимнастике для 7класса

"Обучение упражнениям на гимнастических снарядах"....

Открытый урок по гимнастике в 7 классе

Инновационные идеи, степ -аэробика, использование степ-аэробики при проведении урока физкультуры в разделе" Гимнастика"....

План - конспект открытого урока по гимнастике в 4 классе

Задачи урока:1. Образовательные:    1.1. Совершенствование навыков лазанья.   1.2. Закрепление навыков перелезания и переползания, висов и упоров.   1.3. Повторение компл...

План - конспект открытого урока по гимнастике в 3 классе

Задачи урока:1. Образовательные:    1.1 Закрепление акробатических элементов (гимнастического моста, стойки на лопатках, кувырка вперёд, акробатической комбинации).   1.2. Повторен...