Открытый урок. Артикуляционная гимнастика
план-конспект
Цель: Пропаганда логопедических знаний в педагогическом коллективе. Задачи: Обучение методике проведения артикуляционной гимнастики с детьми. Практическое обучение воспитателей артикуляционным упражнениям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
artikulyatsionnaya_gimnastika.docx | 21.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 25»
Г.о. Подольска Московской области
Мастер класс для воспитателей и педагогов.
Тема: «Артикуляционная гимнастика».
Составитель: Попова Анна Сергеевна
Учитель-логопед МОУ СОШ №25
Г.о Подольск. 2019
Мастер класс для воспитателей и педагогов ДОО.
Тема: «Артикуляционная гимнастика».
Цель: Пропаганда логопедических знаний в педагогическом коллективе. Задачи: Обучение методике проведения артикуляционной гимнастики с детьми. Практическое обучение воспитателей артикуляционным упражнениям.
Оборудование: Ноутбук, презентация «Артикуляционная гимнастика», индивидуальные зеркала, тетради для записи.
Ход:
Введение. Почему дети неправильно произносят звуки?
Мы правильно произносим различные звуки благодаря хорошей подвижности органов артикуляции, к которым относятся язык, губы, нижняя челюсть, мягкое нёбо. Точность, сила и дифференцированность движений этих органов развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности.
Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одного или нескольких), вероятно у него возрастная, временная задержка нарушения произношения. Скорее всего, она пройдет сама собой, с возрастом, но иногда можно чуть-чуть помочь такому малышу. Для этого важно знать причины таких задержек:
- Иногда это бывает подражание неправильной речи окружающих – не только взрослых, но и детей, сверстников. Поэтому постарайтесь сделать так, чтобы правильную, красивую речь малыш слышал, гораздо чаще, чем дефектную: читайте ему вслух детские книжки, давайте слушать записи сказок в исполнении профессиональных артистов…
- Очень важно также следить за тем, чтобы при общении с ребенком Вы или родители избегали «сюсюканья», «детской речи». Часто этого бывает вполне достаточно, чтобы преодолеть речевые ошибки, да и ребенку гораздо приятнее, когда с ним разговаривают, как со взрослым.
- Причинами нарушения произношения могут быть также недостаточное развитие речевой моторики: слабость мышц языка и губ или легкое расстройство координации движений (неумение выполнять языком и губами точные целенаправленные движения).
- Но самые коварные причины речевых нарушений – это невидимые причины неврологического характера, связанные с ранним органическим поражением центральной нервной системы. У таких детей помимо ЗРР (задержки речевого развития) страдает вся произносительная система речи, а не произношение отдельных звуков. Такое нарушение называется дизартрией. Нарушения артикуляционной моторики у дизартриков носят стойкий характер и с трудом поддаются коррекции. Ребенок чаще всего дефектно произносит все свистящие и шипящие звуки, искажает произношение соноров (звуков Л, Р) или звуки вообще отсутствуют. При их произнесении язык у ребенка может отклоняться в какую-либо сторону, воздушная струя направлена не вперед, а идет по краям языка или отклоняется влево или вправо. Мы слышим нечеткую, смазанную речь, своеобразный хлюпающий шум, как будто каша во рту. Чтобы проверить, не это ли является причиной проблем у детей, расскажите им «Сказку о веселом Язычке» и понаблюдайте за тем, как они будут выполнять упражнения. Хорошо, если во время сказки ребенок будет видеть себя в зеркале.
Методика проведения артикуляционной гимнастики.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
- Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать 3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3 упражнений за 1 раз.
- При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
- Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал.
- Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
- Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см), но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом:
- Воспитатель рассказывает о предстоящем упражнении, используя игровые приемы.
- Показывает его выполнение.
- Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Воспитатель, проводящий артикуляционную гимнастику, должен следить за качеством выполняемых ребенком движений:
- точность движения, плавность,
- темп выполнения,
- устойчивость,
- переход от одного движения к другому.
- Также важно следить, чтобы движения губ и языка выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала при выполнении детьми упражнений наблюдается напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно научиться подниматься кверху»).
Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не вырабатываются точность, устойчивость и плавность движений органов артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли упражнения или проблема ребенка серьезнее, чем вы думали. В обоих случаях ребенка нужно обязательно показать специалисту-логопеду. А логопед решит – нужна ли помощь других специалистов: невропатолога, стоматолога (подъязычная связка, неправильный прикус) или отоларинголога.
- Практикум по артикуляционной гимнастике с демонстрацией презентации (см. Презентацию).
Успехов вам в работе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по гимнастике
Разработка открытого урока по гимнастике.Тема: Кувырок вперёд, назад, стойка на лопатках. Задачи урока: 1. Обучение технике кувырка вперед, назад, стойке на лопатках.2. Развитие ловкос...
план конспект открытого урока по гимнастике для 7класса
"Обучение упражнениям на гимнастических снарядах"....
Открытый урок по гимнастике в 7 классе
Инновационные идеи, степ -аэробика, использование степ-аэробики при проведении урока физкультуры в разделе" Гимнастика"....
Конспект открытого урока по гимнастике 6 кл. коррекционная школа - интернат VIII вида.
В уроке применяются мультимедийные технологии....
План - конспект открытого урока по гимнастике в 4 классе
Задачи урока:1. Образовательные: 1.1. Совершенствование навыков лазанья. 1.2. Закрепление навыков перелезания и переползания, висов и упоров. 1.3. Повторение компл...
План - конспект открытого урока по гимнастике в 3 классе
Задачи урока:1. Образовательные: 1.1 Закрепление акробатических элементов (гимнастического моста, стойки на лопатках, кувырка вперёд, акробатической комбинации). 1.2. Повторен...
Открытый урок - Дыхательная гимнастика на уроках ЛФК
Открытый урок...