Открытый урок - Дыхательная гимнастика на уроках ЛФК
план-конспект урока по физкультуре (5 класс)

Дорофеева Татьяна Борисовна

Открытый урок

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_lfk.docx26.49 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования

Московской области

Государственное казённое общеобразовательное учреждение

Московской области

«Хотьковская  общеобразовательная школа-

интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

                                                                                                                                   

План-конспект

Урока ЛФК

        

В 5-А; 5-Б классах

Учитель: Дорофеева Татьяна Борисовна

Дата проведения: 04.12. 2018 года.

 Тема урока: « Дыхательная гимнастика способствующая развитию речи»        

Цель : Сохранение  и укрепление физического здоровья обучающихся. Подготовка дыхательно – речевого аппарата к лучшему восприятию логопедических занятий.

Оборудование урока: спортивный инвентарь предназначенный для упражнений на развитие правильного речевого дыхания.

Цель урока: Сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся. Подготовка дыхательно – речевого аппарата к лучшему восприятию логопедических занятий.

Задачи урока: Образовательные – обучение специальным упражнениям для формирования правильного речевого дыхания. Обучение правилам самоконтроля.

Воспитательные – развитие внимания при выполнении упражнений. Воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой.

Коррекционные - выработка правильного речевого дыхания. Повышение функциональных возможностей организма и общего физического развития.

Тип урока: Комбинированный урок.

Форма урока: Урок изучения нового материала и повторения пройденного  с использованием дополнительного инвентаря.

Используемые технологии: Информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, групповые, здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие.

Ход урока.

  1. Организационный момент – 1 минута.
  2. Сообщение учащимся о цели урока и задачи урока – 2 минуты.
  3. Разъяснение и выполнение упражнений – 30 минут.
  4. Подведение итогов, обсуждение прошедшего занятия -5 минут.

Методикой обучения на данном уроке является развивающее общение.

Методы обучения на уроке:

Словесный - объяснение правил выполнения упражнений.

 Наглядный – показ выполнения упражнений. Контроль самостоятельного выполнения учениками упражнений

Здоровьесберегающие технологии на уроке:

Соблюдение гигиенических требований к залу – чистота, свежий воздух. Благоприятный психологический и эмоциональный настрой. Смена деятельности. Доверительное отношение между учителем и учениками.

Речь является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируется высшие формы познавательной деятельности, способность к эффективному взаимодействию с окружающим миром.

Нарушения устной и письменной речи учащихся отрицательно сказывается на процессе усвоения знаний, на социальной адаптации в обществе. Таким образом становится очевидной необходимость исправления речевых недостатков, формирования грамотной и правильной речи у учащихся

Исправить возникшую ситуацию и вернуть дыхание в нормальное, естественное состояние возможно с помощью специальных дыхательных упражнений. Лечебная гимнастика (ЛФК) является важнейшим компонентом в процессе коррекции речевых недостатков.

Выполнение упражнений, предложенных далее, позволит быстрее и легче добиться постановки нарушенных звуков, усвоить лексический материал, развить связную речь, закрепить полученные на занятиях с логопедом навыки.

При использовании комплекса игр и упражнений, направленных на коррекцию и развитие речи реализуются дидактические и практические цели.

Приложение.

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.

Разминка:

  1. Построение в шеренгу. Расчет на первый , второй. Перестроение в две шеренги. Руки вдоль корпуса, на выдохе наклон головы вперед, на вдохе подъем головы вверх. Вдох совершается через нос, выдох через рот.
  2. Повороты головы  влево и вправо.
  3. Наклоны головы вбок (ушком тянемся к плечику).
  4. Прокатывание головы от одного плеча к другому через грудину.
  5. Подъем плеч к ушам.
  6. Круговые движения плечами вперед и назад.
  7. Движения плечами в разных направлениях.
  8. Руки поднимаем на уровне плеч, совершаем круговые движения в локтевых суставах.
  9. Руки  остаются в том же положении. Пальцы рук направляем то вверх, то вниз.
  10. Зажимаем пальцы в кулак, совершаем круговые движения  в запястьях вперед и назад.
  11. Ставим руки на пояс, левая рука вытягивается в верх, тянемся за рукой растягиваем боковую поверхность туловища. Тоже самое с правой рукой.  Выполняем упражнение  3-4 раза  на обе руки.
  12. Ставим ноги на ширину плеч, совершаем наклоны корпуса в стороны, противоположной рукой тянемся через голову в сторону наклона. Выполняем упражнение по 3 раза в каждую сторону.
  13. Совершаем наклоны вперед, стараемся дотянутся пальцами рук до пола, колени не сгибаем.
  14. Поднимаем поочередно ноги, колено сгибаем на 90%.
  15. Стоим на одной ноге, совершаем круговые движения от коленного сустава, меняем ногу.
  16. Стоим на одной ноге совершаем круговые движения в голеностопном суставе вовнутрь и наружу, меняем ногу.
  17. Подъем на носки, перекат с носков на пятки. Руки на поясе.
  18. Стоим на цыпочках совершаем круговые движения в голеностопных суставах сначала в одну сторону затем в другую.

Основная часть занятия:

  1. Ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулаки. Повороты корпуса вместе с руками  влево и вправо, имитируем движение косаря. Совершаем вдох носом, выдох со звуком через рот.
  2. Ноги на ширине плеч, руки сложены в замок. Поднимаем руки вверх над головой. Делаем вдох через нос, рубящее движение, наклон вниз с выдохом через рот со звуком.
  3. Сделать шаг вперед, на вдохе сделать пружинистое приседание с перекатом на впереди стоящую ногу, затем на ногу стоящую сзади, свободная нога при этом сразу выпрямляется. Вдох выполнять на каждом приседании.
  4. На вдохе сделать пружинистый шаг в сторону, высоко поднимая колено вверх. Носок поднятой ноги направляется вниз. Шагаем поочередно, то в одну сторону, то в другую.
  5. На вдохе сделать не глубокое приседание с поворотом корпуса то в одну сторону, то в другую.  При каждом повороте-вдохе руками делаем хватательные движения на уровне пояса.
  6. Руки согнуты в локтях на уровне плеч. На вдохе обнять плечи и запрокинуть голову, смотреть вверх, делаем вдох. На выдохе опускаем руки вниз.
  7. Сделать наклон с вдохом, подъем корпуса на выдохе, обнимаем плечи, запрокидываем голову делаем вдох.

Игровая часть :

  1. В пластиковый прозрачный стаканчик наливаем воду до половины, просим детей через трубочку дуть в стаканчик, то сильно, то тихо.  Дети сами контролируют силу выдоха по силе бурления воды.
  2. Дети разбиваются на пары. Каждой паре выдается шарик от пинпонга. Дети дуют на шарик стараясь закатить его на территорию противника.
  3. Раздать надувные шары, надуваем шары, кто быстрее.
  4. Делим класс на две группы. Одной группе выдаем тюбики с мыльными пузырями. Другая группа дует на мыльные пузыри не давая им опустится на пол. Затем группы меняются местами.

Заключительная часть:

  1. Построение в шеренгу.
  2. Расчет на первый, второй.
  3. Вторые номера  делают 2 шага в перед.
  4. На вдохе руки  поднимаем вверх, на выдохе свободно опускаем руки вниз вместе с наклоном корпуса вперед.
  5. Поднимаем руки вверх тянемся за руками, поворачиваемся вокруг своей оси.

Благодарим за хорошее выполнение упражнений. Отвечаем на возникающие вопросы. Индивидуально прорабатываем сложные упражнения с учениками которым не удается выполнить задание сразу.  Урок  окончен.

Используемая литература:

Пособия для учителей физкультуры и инструкторов по ЛФК.

Составители – Макарова Т.П., Афонасенко А.М., Спирягина Л.П., Абрамович В.В., Янкевич Д.С., Шевцова Е.Е., Попова М.Э., Садовникова Л.В., Заводова С.Г., Кандратьева С.Ю., Осипова Е.А.

Самоанализ

Открытого урока, проведенного в 5-А;5-Б классах 27.11.2018 г. Учителем ЛФК   ГКОУ МО Хотьковской школы-интерната Дорофеевой Т. Б.

По теме: «Дыхательная гимнастика способствующая развитию речи».

Цель урока: Сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся. Подготовка дыхательно – речевого аппарата к лучшему восприятию логопедических занятий.

Задачи урока: Образовательные – обучение специальным упражнениям для формирования правильного речевого дыхания. Обучение правилам самоконтроля.

Воспитательные – развитие внимания при выполнении упражнений. Воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой.

Коррекционные - выработка правильного речевого дыхания. Повышение функциональных возможностей организма и общего физического развития.

Нарушения устной и письменной речи учащихся отрицательно сказывается на процессе усвоения знаний, на социальной адаптации в обществе. Таким образом становится очевидной необходимость исправления речевых недостатков, формирования грамотной и правильной речи у учащихся

Исправить возникшую ситуацию и вернуть дыхание в нормальное, естественное состояние возможно с помощью специальных дыхательных упражнений. Лечебная гимнастика (ЛФК) является важнейшим компонентом в процессе коррекции речевых недостатков. Выполнение упражнений, предложенных далее, позволит быстрее и легче добиться постановки нарушенных звуков, усвоить лексический материал, развить связную речь, закрепить полученные на занятиях с логопедом навыки.

При использовании комплекса игр и упражнений, направленных на коррекцию и развитие речи реализуются дидактические и практические цели.

В 5-А классе обучаются  9 человек: 3 девочки и 6 мальчиков. В 5-Б классе обучаются также 9 человек: 3 девочки и 6 мальчиков.

Основная группа здоровья – 9 человек, специальная – 9 человек.

Планируя этот урок, я исходила из необходимости развития дыхательной системы учащихся  в целях профилактики заболеваний органов дыхания, а так же формирования правильного речевого дыхания.

В ходе урока мною были использованы не только ИКТ, но и дополнительный инвентарь, игровая форма  коррекционно-развивающих упражнений. На уроке я стремилась показать детям, доступность и посильность выполнения данных упражнений, сделать урок нескучным, задать позитивный настрой. Создать заинтересованность в выполнении упражнений.

При планировании данного урока я ставила перед собой триединую дидактическую цель:

  1. Образовательный (обучающий) аспект – познакомить обучающихся с дыхательной гимнастикой в общем. Обучить выполнению специальных дыхательных упражнений.
  2. Развивающий аспект – организовать деятельность обучающихся по отработке ранее полученных навыков и усвоению нового материала.
  3. Воспитывающий аспект – помочь обучающимся осознать значение дыхательной гимнастики и лечебной физкультуры в целом. Направить учеников к осознанному выбору здорового образа жизни и необходимости физической культуры.

Цели и задачи поставленные в этом уроке были реализованы в полной мере.

04.12.2018г.

состоится открытый урок по ЛФК.

5-А; 5-Б классы.

Проводит: учитель – Дорофеева Т.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-презентация "Дыхательная гимнастика"

Этот урок можно проводить с 5 по 11 класс, а также использовать на занятиях со спец.мед. группой...

Конспект урока физической культуры для 5-11 классов по изучению комплекса дыхательной гимнастики по методике Стерльниковой А.Н.

Раздел программы: ОФП (общая физическая подготовка)Тема: «Изучение комплекса дыхательной гимнастики по методике Стерльниковой А.Н.»Тип урока: общеметодологической направленности.Цель: изучение комплек...

Доклад "Дыхательная гимнастика на уроках ЛФК

Доклад содержит :     Предисловие                                    1. Гимнастика дыхания  ...