Открытый урок - Дыхательная гимнастика на уроках ЛФК
план-конспект урока по физкультуре (5 класс)
Предварительный просмотр:
Министерство образования
Московской области
Государственное казённое общеобразовательное учреждение
Московской области
«Хотьковская общеобразовательная школа-
интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
План-конспект
Урока ЛФК
В 5-А; 5-Б классах
Учитель: Дорофеева Татьяна Борисовна
Дата проведения: 04.12. 2018 года.
Тема урока: « Дыхательная гимнастика способствующая развитию речи»
Цель : Сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся. Подготовка дыхательно – речевого аппарата к лучшему восприятию логопедических занятий.
Оборудование урока: спортивный инвентарь предназначенный для упражнений на развитие правильного речевого дыхания.
Цель урока: Сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся. Подготовка дыхательно – речевого аппарата к лучшему восприятию логопедических занятий.
Задачи урока: Образовательные – обучение специальным упражнениям для формирования правильного речевого дыхания. Обучение правилам самоконтроля.
Воспитательные – развитие внимания при выполнении упражнений. Воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой.
Коррекционные - выработка правильного речевого дыхания. Повышение функциональных возможностей организма и общего физического развития.
Тип урока: Комбинированный урок.
Форма урока: Урок изучения нового материала и повторения пройденного с использованием дополнительного инвентаря.
Используемые технологии: Информационно-коммуникативные, личностно-ориентированные, групповые, здоровьесберегающие, коррекционно-развивающие.
Ход урока.
- Организационный момент – 1 минута.
- Сообщение учащимся о цели урока и задачи урока – 2 минуты.
- Разъяснение и выполнение упражнений – 30 минут.
- Подведение итогов, обсуждение прошедшего занятия -5 минут.
Методикой обучения на данном уроке является развивающее общение.
Методы обучения на уроке:
Словесный - объяснение правил выполнения упражнений.
Наглядный – показ выполнения упражнений. Контроль самостоятельного выполнения учениками упражнений
Здоровьесберегающие технологии на уроке:
Соблюдение гигиенических требований к залу – чистота, свежий воздух. Благоприятный психологический и эмоциональный настрой. Смена деятельности. Доверительное отношение между учителем и учениками.
Речь является одной из важнейших психических функций человека. В процессе речевого развития формируется высшие формы познавательной деятельности, способность к эффективному взаимодействию с окружающим миром.
Нарушения устной и письменной речи учащихся отрицательно сказывается на процессе усвоения знаний, на социальной адаптации в обществе. Таким образом становится очевидной необходимость исправления речевых недостатков, формирования грамотной и правильной речи у учащихся
Исправить возникшую ситуацию и вернуть дыхание в нормальное, естественное состояние возможно с помощью специальных дыхательных упражнений. Лечебная гимнастика (ЛФК) является важнейшим компонентом в процессе коррекции речевых недостатков.
Выполнение упражнений, предложенных далее, позволит быстрее и легче добиться постановки нарушенных звуков, усвоить лексический материал, развить связную речь, закрепить полученные на занятиях с логопедом навыки.
При использовании комплекса игр и упражнений, направленных на коррекцию и развитие речи реализуются дидактические и практические цели.
Приложение.
Комплекс упражнений дыхательной гимнастики.
Разминка:
- Построение в шеренгу. Расчет на первый , второй. Перестроение в две шеренги. Руки вдоль корпуса, на выдохе наклон головы вперед, на вдохе подъем головы вверх. Вдох совершается через нос, выдох через рот.
- Повороты головы влево и вправо.
- Наклоны головы вбок (ушком тянемся к плечику).
- Прокатывание головы от одного плеча к другому через грудину.
- Подъем плеч к ушам.
- Круговые движения плечами вперед и назад.
- Движения плечами в разных направлениях.
- Руки поднимаем на уровне плеч, совершаем круговые движения в локтевых суставах.
- Руки остаются в том же положении. Пальцы рук направляем то вверх, то вниз.
- Зажимаем пальцы в кулак, совершаем круговые движения в запястьях вперед и назад.
- Ставим руки на пояс, левая рука вытягивается в верх, тянемся за рукой растягиваем боковую поверхность туловища. Тоже самое с правой рукой. Выполняем упражнение 3-4 раза на обе руки.
- Ставим ноги на ширину плеч, совершаем наклоны корпуса в стороны, противоположной рукой тянемся через голову в сторону наклона. Выполняем упражнение по 3 раза в каждую сторону.
- Совершаем наклоны вперед, стараемся дотянутся пальцами рук до пола, колени не сгибаем.
- Поднимаем поочередно ноги, колено сгибаем на 90%.
- Стоим на одной ноге, совершаем круговые движения от коленного сустава, меняем ногу.
- Стоим на одной ноге совершаем круговые движения в голеностопном суставе вовнутрь и наружу, меняем ногу.
- Подъем на носки, перекат с носков на пятки. Руки на поясе.
- Стоим на цыпочках совершаем круговые движения в голеностопных суставах сначала в одну сторону затем в другую.
Основная часть занятия:
- Ноги на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулаки. Повороты корпуса вместе с руками влево и вправо, имитируем движение косаря. Совершаем вдох носом, выдох со звуком через рот.
- Ноги на ширине плеч, руки сложены в замок. Поднимаем руки вверх над головой. Делаем вдох через нос, рубящее движение, наклон вниз с выдохом через рот со звуком.
- Сделать шаг вперед, на вдохе сделать пружинистое приседание с перекатом на впереди стоящую ногу, затем на ногу стоящую сзади, свободная нога при этом сразу выпрямляется. Вдох выполнять на каждом приседании.
- На вдохе сделать пружинистый шаг в сторону, высоко поднимая колено вверх. Носок поднятой ноги направляется вниз. Шагаем поочередно, то в одну сторону, то в другую.
- На вдохе сделать не глубокое приседание с поворотом корпуса то в одну сторону, то в другую. При каждом повороте-вдохе руками делаем хватательные движения на уровне пояса.
- Руки согнуты в локтях на уровне плеч. На вдохе обнять плечи и запрокинуть голову, смотреть вверх, делаем вдох. На выдохе опускаем руки вниз.
- Сделать наклон с вдохом, подъем корпуса на выдохе, обнимаем плечи, запрокидываем голову делаем вдох.
Игровая часть :
- В пластиковый прозрачный стаканчик наливаем воду до половины, просим детей через трубочку дуть в стаканчик, то сильно, то тихо. Дети сами контролируют силу выдоха по силе бурления воды.
- Дети разбиваются на пары. Каждой паре выдается шарик от пинпонга. Дети дуют на шарик стараясь закатить его на территорию противника.
- Раздать надувные шары, надуваем шары, кто быстрее.
- Делим класс на две группы. Одной группе выдаем тюбики с мыльными пузырями. Другая группа дует на мыльные пузыри не давая им опустится на пол. Затем группы меняются местами.
Заключительная часть:
- Построение в шеренгу.
- Расчет на первый, второй.
- Вторые номера делают 2 шага в перед.
- На вдохе руки поднимаем вверх, на выдохе свободно опускаем руки вниз вместе с наклоном корпуса вперед.
- Поднимаем руки вверх тянемся за руками, поворачиваемся вокруг своей оси.
Благодарим за хорошее выполнение упражнений. Отвечаем на возникающие вопросы. Индивидуально прорабатываем сложные упражнения с учениками которым не удается выполнить задание сразу. Урок окончен.
Используемая литература:
Пособия для учителей физкультуры и инструкторов по ЛФК.
Составители – Макарова Т.П., Афонасенко А.М., Спирягина Л.П., Абрамович В.В., Янкевич Д.С., Шевцова Е.Е., Попова М.Э., Садовникова Л.В., Заводова С.Г., Кандратьева С.Ю., Осипова Е.А.
Самоанализ
Открытого урока, проведенного в 5-А;5-Б классах 27.11.2018 г. Учителем ЛФК ГКОУ МО Хотьковской школы-интерната Дорофеевой Т. Б.
По теме: «Дыхательная гимнастика способствующая развитию речи».
Цель урока: Сохранение и укрепление физического здоровья обучающихся. Подготовка дыхательно – речевого аппарата к лучшему восприятию логопедических занятий.
Задачи урока: Образовательные – обучение специальным упражнениям для формирования правильного речевого дыхания. Обучение правилам самоконтроля.
Воспитательные – развитие внимания при выполнении упражнений. Воспитание устойчивого интереса к систематическим занятиям физической культурой.
Коррекционные - выработка правильного речевого дыхания. Повышение функциональных возможностей организма и общего физического развития.
Нарушения устной и письменной речи учащихся отрицательно сказывается на процессе усвоения знаний, на социальной адаптации в обществе. Таким образом становится очевидной необходимость исправления речевых недостатков, формирования грамотной и правильной речи у учащихся
Исправить возникшую ситуацию и вернуть дыхание в нормальное, естественное состояние возможно с помощью специальных дыхательных упражнений. Лечебная гимнастика (ЛФК) является важнейшим компонентом в процессе коррекции речевых недостатков. Выполнение упражнений, предложенных далее, позволит быстрее и легче добиться постановки нарушенных звуков, усвоить лексический материал, развить связную речь, закрепить полученные на занятиях с логопедом навыки.
При использовании комплекса игр и упражнений, направленных на коррекцию и развитие речи реализуются дидактические и практические цели.
В 5-А классе обучаются 9 человек: 3 девочки и 6 мальчиков. В 5-Б классе обучаются также 9 человек: 3 девочки и 6 мальчиков.
Основная группа здоровья – 9 человек, специальная – 9 человек.
Планируя этот урок, я исходила из необходимости развития дыхательной системы учащихся в целях профилактики заболеваний органов дыхания, а так же формирования правильного речевого дыхания.
В ходе урока мною были использованы не только ИКТ, но и дополнительный инвентарь, игровая форма коррекционно-развивающих упражнений. На уроке я стремилась показать детям, доступность и посильность выполнения данных упражнений, сделать урок нескучным, задать позитивный настрой. Создать заинтересованность в выполнении упражнений.
При планировании данного урока я ставила перед собой триединую дидактическую цель:
- Образовательный (обучающий) аспект – познакомить обучающихся с дыхательной гимнастикой в общем. Обучить выполнению специальных дыхательных упражнений.
- Развивающий аспект – организовать деятельность обучающихся по отработке ранее полученных навыков и усвоению нового материала.
- Воспитывающий аспект – помочь обучающимся осознать значение дыхательной гимнастики и лечебной физкультуры в целом. Направить учеников к осознанному выбору здорового образа жизни и необходимости физической культуры.
Цели и задачи поставленные в этом уроке были реализованы в полной мере.
04.12.2018г.
состоится открытый урок по ЛФК.
5-А; 5-Б классы.
Проводит: учитель – Дорофеева Т.Б.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-презентация "Дыхательная гимнастика"
Этот урок можно проводить с 5 по 11 класс, а также использовать на занятиях со спец.мед. группой...
010. Методическая разработка урока к конкурсу Эффективный урок 5 класс 14 урок - карта и презентация
Методический материал к проведению открытых уроков...
Конспекты уроков фитбол - гимнастика.Конспекты уроков по флорболу.Статьи: "Влияние физических упражнений на здоровье школьников","Профилактика травматизма на урока ФК".
Материал содержит комплексы упражнений с фитболом....
Конспект урока физической культуры для 5-11 классов по изучению комплекса дыхательной гимнастики по методике Стерльниковой А.Н.
Раздел программы: ОФП (общая физическая подготовка)Тема: «Изучение комплекса дыхательной гимнастики по методике Стерльниковой А.Н.»Тип урока: общеметодологической направленности.Цель: изучение комплек...
Урок химии: проблема классификации уроков, современные требования к уроку по предмету. Характеристика основных типов урока химии в школе
урок химии, проблемы и современные требования...
Доклад "Дыхательная гимнастика на уроках ЛФК
Доклад содержит : Предисловие 1. Гимнастика дыхания ...