РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ «Читающая планета»
материал
Содержание разделов программы предполагает вариативный подход использования предполагаемого материала, выбор которого направлен на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, раскрытие способностей воспитанников, совершенствование навыка чтения, который включает в себя комплекс умений: технику чтения и смысловое чтение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chitayushchaya_planeta_2020-2021god_soderzhanie.docx | 52.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Курагинская средняя общеобразовательная школа №3
Согласовано: Заместитель директора по ВР ____________ В.А.Чурикова | Утверждено: Приказ №70-ОД, от 30.08.2020г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ
НА 2020-2021 учебный год
«Читающая планета»
Составитель:
Педагог дополнительного образования
АлтынцеваРайляФизрахмановна
Форма реализации программы – очная;
Год обучения – первый;
Возраст обучающихся – 8-12 лет;
Срок реализации – 1 год.
2020 г., пгт.Курагино
Пояснительная записка
Программа разработана в соответствии:
- с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
- приказа Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”;
- распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»;
-основной образовательной программой дополнительного образования детей МБОУ Курагинской СОШ №3;
- календарным учебным графиком на 2020-2021 учебный год утвержденного от 30.08.2020 года №70-ОД.
Направленность дополнительной образовательной программы | Социально-педагогическая направленность | |
Уровень сложности дополнительной образовательной программы | Базовый | |
Особенности обучения в текущем учебном году по дополнительной программе: особенности реализации содержания, подготовка к знаменательным датам, юбилеям детского объединения, учреждения, реализация проектов). Изменения содержания, необходимые для обучения в текущем учебном году и их обоснование (информация об изменении содержательной части дополнительной программы, обоснование изменений (причины замены тем) | Содержание разделов программы предполагает вариативный подход использования предполагаемого материала, выбор которого направлен на развитие у детей мотивации к познанию и творчеству, раскрытие способностей воспитанников, совершенствование навыка чтения, который включает в себя комплекс умений: технику чтения и смысловое чтение. Программа предусматривает различные виды занятий, где дети воплощают свои фантазии, используя освоенные теоретические и практические знания и навыки. Ведение «Дневника читателя»учит самостоятельной работе. Занятия помогут детям совершенствовать свою речь, повысить свой словарный запас, сформируют у детей устойчивый интерес к чтению. Воспитанники объединения, участвуя в различных конкурсах и акциях, смогут показать свои творческие способности и умения. Занятия проводятся в школьной библиотеке с учетом возрастных и психологических особенностей. | |
Особенности организации образовательного процесса по дополнительной программе с указанием:
| Срок реализации программы: 1 год. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Программа «Читающая ПЛАНЕТА» рассчитана на 72 часа. Возраст воспитанников: 8 – 12 лет. Система занятий построена таким образом, чтобы на каждом занятии ребенок улучшал свои навыки чтения, узнавал что-то новое, обогащая свой словарный запас, приобрел навыки самостоятельной работы. | |
Цель рабочей программы на текущий учебный год для конкретной учебной группы | Повышение мотивации к чтению путем развития читательских навыков, содействие процессу образования и развития творческого потенциала детей. | |
Задачи на текущий учебный год для конкретной учебной группы | Обучающие:
Воспитательные:
| |
Режим занятийв текущем учебном году (указать продолжительность и количество занятий в неделю со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта) | 2 ч/нед (72 ч/г) 2 раза по 1 ч в неделю | |
Формы занятий (пояснить, чем обусловлен выбор конкретных форм учебных занятий и их сочетание между собой) | Формы занятий: коллективные чтения, ролевые игры, творческие задания, самостоятельная работа (работа с «Дневником читателя»). | |
Ожидаемые результаты в текущем учебном году, форма проведения промежуточной и итоговой аттестации и критерии оценивания. | В результате обучения данной программой у учащихся будут сформированы следующие компетенции: 1. Предметные :
2. Личностные:
Форма проведения промежуточной и итоговой аттестации предусмотрена в виде: данные проверки техники чтения и контроля читательской активности учащегося (проверка «Дневника читателя»). | |
Материально-технические средства обучения |
|
Критерии оценивания знаний учащихся по итогам проведения промежуточного и итогового контроля
Балл/ уровень | Критерии |
1 – 3/ низкий |
|
4 – 6/ средний |
месяц соответствует нормам чтения для данного возраста). |
7 – 8/ средний |
|
9-10/ высокий |
|
Нормы техники чтения
и оценка читательской активности.
1 этап (промежуточная аттестация) | 2 этап (итоговая аттестация) | ||||||||||
Оценка читательских навыков (техника чтения, соответствующая возрасту) | Оценка читательской активности (количество прочитанных книг- по данным «Дневника читателя»). | Оценка читательских навыков (техника чтения, соответствующая возрасту) | Оценка читательской активности (количество прочитанных книг- по данным «Дневника читателя»). | ||||||||
2 кл | 3 кл | 2 кл | 3 кл | 2 кл | 3 кл | 2 кл | 3 кл | ||||
Низкий | до 25 | до 45 | Низкий | 10 | 15 | Низкий | до 35 | до 60 | Низкий | 15 | 20 |
Средний | 25-40 | 45-60 | Средний | 20 | 25 | Средний | 35-50 | 60-75 | Средний | 25 | 30 |
Высокий | более 40 | более60 | Высокий | 30 | 35 | Высокий | более50 | более 75 | Высокий | 330 | 40 |
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов. Всего. | Теоретических занятий. | Практических занятий. |
1 | Коллективное чтение | 18 | 18 | |
2 | Творческая мастерская | 18 | 18 | |
3 | Чтение - игра | 18 | 9 | 9 |
4 | Анализ «Дневника читателя» | 18 | 9 | 9 |
Всего часов: | 72 | 36 | 36 |
Календарно – тематическое планирование
по дополнительной образовательной программе
«Читающая ПЛАНЕТА»»
на 2020-2021 учебный год
№ п/п | План | Факт | Тема занятия | Количество часов | Форма занятия | Форма контроля | Примечание | |
Теория | Практика | |||||||
1 | 04.09,08.09 | Общие организационные вопросы. Знакомство- игра «КТО МЫ?». | 2 | коллективное чтение | техника чтения | |||
2 | 11.09,15.09 | Творческая мастерская «Уроки мастерства».Отбор и ремонт ветхих книг. | 2 | творческие задания | готовая поделка | |||
3 | 18.09,22.09 | Чтение-игра: «Найди спрятанное слово». | 1 | 1 | коллективное чтение,ролевая игра | техника чтения | ||
4 | 25.09,29.09 | Дневник читателя. Анализ самостоятельной работы. | 1 | 1 | творческое задание | самостоятельная работа | ||
5 | 01.10,06.10 | Коллективное чтение. Чтение по ролям. | 2 | коллективное чтение | техника чтения | |||
6 | 08.10,13.10 | Творческая мастерская «Представь себе…».Иллюстрации к тексту. | 2 | творческие задания | готовый рисунок | |||
7 | 15.10,20.10 | Чтение-игра «Составь слово». | 1 | 1 | коллективное чтение,ролевая игра | техника чтения | ||
8 | 22.10,27.10 | Дневник читателя. Анализ самостоятельной работы. | 1 | 1 | творческое задание | самостоятельная работа | ||
9 | 29.10,03.10 | Коллективное чтение. Выразительное чтение. | 2 | коллективное чтение | техника чтения | |||
10 | 05.11,10.11 | Творческая мастерская «Закладки для книжки».Правила пользования книгой | 2 | творческие задания | готовая поделка | |||
11 | 12.11,17.11 | Чтение-игра «Игра в пол-арбуза». | 1 | 1 | коллективное чтение,ролевая игра | техника чтения | ||
12 | 19.11,24.11 | Дневник читателя. Анализ самостоятельной работы. | 1 | 1 | творческое задание | самостоятельная работа | ||
13 | 26.11,01.12 | Коллективное чтение. Чтение по ролям. | 2 | коллективное чтение | техника чтения | |||
14 | 03.12,08.12 | Творческая мастерская «Я рисую сказку».Оформление выставки рисунков. | 2 | творческие задания | готовый рисунок | |||
15 | 10.12,15.12 | Чтение-игра «Литературный кроссворд». | 1 | 1 | коллективное чтение,ролевая игра | Готовый кроссворд | ||
16 | 17.12,22.12 | Дневник читателя.Промежуточная аттестация. Анализ самостоятельной работы. | 1 | 1 | творческое задание | самостоятельная работа | ||
17 | 24.12,29.12 | Коллективное чтение. Читаем стихи. | 2 | коллективное чтение | техника чтения | |||
18 | 12.01,14.01 | Творческая мастерская «Уроки мастерства».Отбор и ремонт книг. | 2 | творческие задания | готовая поделка | |||
19 | 19.01,21.01 | Чтение-игра «Отгадай книжного героя». | 1 | 1 | коллективное чтение,ролевая игра | техника чтения | ||
20 | 26.01,28.01 | Дневник читателя. Анализ самостоятельной работы. | 1 | 1 | творческое задание | самостоятельная работа | ||
21 | 02.02,04.02 | Коллективное чтение. Беседа-тест «Я люблю читать…». | 2 | коллективное чтение | техника чтения | |||
22 | 09.02,11.02 | Творческая мастерская «Иллюстрации к книге».Оформление выставки рисунков. | 2 | творческие задания | готовый рисунок | |||
23 | 16.02,18.02 | Чтение-игра «Остров сокровищ». | 1 | 1 | коллективное чтение,ролевая игра | техника чтения | ||
24 | 22.02,25.02 | Дневник читателя. Анализ самостоятельной работы. | 1 | 1 | творческое задание | самостоятельная работа | ||
25 | 02.03,04.03 | Коллективное чтение «Книжные новинки» | 2 | коллективное чтение | техника чтения | |||
26 | 09.03,11.03 | Творческая мастерская «Книжка-малютка» | 2 | творческие задания | готовая поделка | |||
27 | 16.03,18.03 | Чтение-игра «Чтение загадок и пословиц». Народное творчество | 1 | 1 | коллективное чтение,ролевая игра | техника чтения | ||
28 | 23.03,25.03 | Дневник читателя. Анализ самостоятельной работы. | 1 | 1 | творческое задание | самостоятельная работа | ||
29 | 30.0301.04 | Коллективное чтение. «Детские журналы» | 2 | коллективное чтение | техника чтения | |||
30 | 06.04,08.04 | Творческая мастерская «Сюрпризы из журнала» | 2 | творческие задания | готовая поделка | |||
31 | 13.04,15.04 | Чтение-игра «Найди сказочный предмет» | 1 | 1 | коллективное чтение,ролевая игра | техника чтения | ||
32 | 20.04,22.04 | Дневник читателя. Анализ самостоятельной работы. | 1 | 1 | творческое задание | самостоятельная работа | ||
33 | 27.04,29.04 | Коллективное чтение. Чтение на лето. | 2 | коллективное чтение | техника чтения | |||
34 | 11.05,13.05 | Творческая мастерская «Уроки мастерства».Отбор и ремонт книг. | 2 | творческие задания | готовая поделка | |||
35 | 10.05,20.05 | Чтение-игра «Мои любимые книжки». Итоговая аттестация. | 1 | 1 | коллективное чтение,ролевая игра | техника чтения | ||
36 | 25.05,27.05 | Дневник читателя. Анализ самостоятельной работы. | 1 | 1 | творческое задание | самостоятельная работа | ||
Итого | 72ч | 36 | 36 |
Перечень творческих заданий, игр; тем проектов, исследований, наблюдений
№ п/п | Наименование элементов перечня |
1 | Коллективные чтения по ролям, выразительное чтение абзацами, чтение любимых стихов, совместный пересказ сказки. |
2 | Интеллектуальные игры: «Сказочный кроссворд», «Веселый ребус». |
3 | Игры для развития «беглого чтения»: «Вагончики», «Найди спрятанное слово», «Составь слово», «Пол-арбуза», «Отгадай книжного героя», «Остров сокровищ», «Найди волшебный предмет» |
4 | Творческая мастерская (рисунки): иллюстрации к сказкам, литературный герой, художественный образ «Мой любимый герой». |
5 | Творческая мастерская (поделки): «Закладка для книг», ремонт ветхих книг, изготовление книжки- малютки. |
6 | Самостоятельные проекты - «Дневник читателя» (оформление, аннотация, анализ), участие в творческих конкурсах. |
7 | Групповые проекты - подготовка книжных выставок, участие в АКЦИИ «27 мая - День Библиотек» |
Содержание программы
- ВВОДНОЕ ЗАНЯТИЕ.
Правила поведения в библиотеке. Общая информация о кружке.
Презентации: «Незнайка в библиотеке», «Правила по обеспечению сохранности книг».
Игра «КТО МЫ?» (Знакомство: дети называют свое имя и свое сильное качество (смелый, добрый…), затем составляется общий рассказ).
- ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ
Презентация « Методы ремонта книг». Отбор и ремонт ветхих книг.
Презентация «Закладки для книг». Изготовлению закладок для книг.
Презентация «Известные художники-иллюстраторы детских книг». Игра «Представь себе…», ребята рисуют свои представления о только что прочитанном тексте.
Презентация «Что такое выставка». Оформление детской выставки рисунков.
Презентация «Детские журналы». Творческая работа с «сюрпризами» из журнала
- ЧТЕНИЕ-ИГРА.
Коллективное чтение текста с последующим разбором, применяя игровые моменты.
Игра «Найди спрятанное слово» (задается слово, которое надо найти в читаемом тексте).
Игра «Составь слово» (на карточках буквы алфавита, надо составить слова из этих букв).
Игра «Пол-арбуза» (буква, слово, предложение закрывается линейкой наполовину - надо правильно прочесть скрытое). Таким способом формируем навык «беглого» чтения.
Игра «Остров сокровищ» (в тексте необходимо найти ценную вещь или качество).
Игра «Отгадай книжного героя» (работаем по карточкам, составляем характеристики книжного героя и отгадываем его).
- ДНЕВНИК ЧИТАТЕЛЯ
Презентация «Дневники великих людей». Беседа «Как писать отзыв о книге».
Учимся писать «Дневник читателя». Оформляем и заполняем индивидуальный дневник. Работа с каждым учеником индивидуальная, проводим анализ самостоятельной работы. По количеству прочитанных книг и рассказов объявляем победителя.
- КОЛЛЕКТИВНОЕ ЧТЕНИЕ
Презентации: «Авторы читают свои книги», «Дети читают стихи».
Чтение вслух, с разбором и пояснением трудных слов. Чтение по ролям, применяя разные стили разговорной речи. Формирование навыков вдумчивого прослушивания текста.
Выразительное чтение. Понятие выразительности детской речи, приемы работы в разных возрастных группах. Особенности чтения стихов. Коллективное обсуждение текста.
Чтение «Квест», где окончание рассказа можно придумать самому.
- НОВАЯ СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА.
Презентации: «Книжные новинки», «Удивительные книги» (о книгах-малютках), «Народное творчество: загадки и пословицы», «Справочная литература».
Формирование навыков ориентирования и самостоятельной работы с данной литературой.
Коллективное чтение, работа с литературными кроссвордами (учимся составлять и разгадывать детские кроссворды).
Творческая работа с журнальными вкладышами. Практическое занятие – рисуем прочитанную сказку, оформляем выставку детских рисунков.
- ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ
Проведение промежуточной и итоговой аттестации. Проверка и анализ «Дневника читателя», награждение «Лучшего читателя». Знакомство со списками на внеклассное чтение летом. Опрос – тест «Что я люблю читать».
Информационная и физическая чистка библиотечного фонда.
Список используемой литературы:
- Сметанникова Н. Н. Чтение, грамотность, читательская компетентность: стратегия развития / Н. Н. Сметанникова // Библиотековедение. – 2017. –, № 1. –С. 88
- Тихомирова И. И. О модели чтения, ведущей к жизни // Школьная библиотека. – 2017. – № 4. –С. 15–22.
- Марьясова Н. В. Семейное чтение в современном формате. Можно ли возродить традицию? / Н. В. Марьясова // Библиотечное дело. –2017. – № 9. – С. 5–7.
- 4. Ганзикова Г. Ежик, шляпка… указатель! / Г. С. Ганзикова // Библиотека. – 2017. – № 5. –С. 56–60.
- Сиротюк О. В. Определение роли книги и чтения в современном информационном пространстве / О. В. Сиротюк // Библиосфера. – 2017. – № 2. – С.17–22.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
СОСТАВЛЕННЫЕ МНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ. ДАННЫЕ ПРОГРАММЫ СПОСОБСТВУЮТ ПОЛНОЦЕННОМУ ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ, ЗНАКОМЯТ ИХ С РАЗЛИЧ...
Рабочая программа дополнительного образования "Активисты школьного музея"
Программа дополнительного образования творческого объединения «Активисты школьного музея» составлена на основе Программы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея» авторы Казу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»
Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....
Рабочая программа дополнительного образования. Логопедические занятия для коррекционных классов VII вида.
Задачи рабочей программы:- практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта в коррекционной работе на голопедических занятиях;- определение содержания, объе...
Рабочая программа дополнительного образования ( Кружок «Информатика»)
Рабочая программа дополнительного образования: кружок по информатике для 5-7 классов на 2011-2012 учебный год....
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....