Программа дополнительного образования "Уникальная планета"
рабочая программа по географии (9 класс)
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Уникальная планета» объединила в себе теоретические сведения из области географии, биологии, истории.
Данная интеграция помогает сформировать у обучающихся целостное восприятие окружающего мира, выработать собственную точку зрения на важнейшие проблемы, найти свое место в жизни. Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является возможность в полном объеме получать знания, умения, навыки и компетенции, которые им будут необходимы для будущей жизнедеятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
unikalnaya_planeta_35_ch.docx | 460.37 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗДЕЛ 1. КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Нормативно-правовая база программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа (далее программа) разработана согласно требованиям следующих нормативно-правовых документов:
− Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022);
− Стратегия развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р.;
− Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 (Распоряжение Правительства РФ от 31.03.2022 г. № 678-р);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 г. № 629 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам" (вступ. в силу с 01.03.2023);
− Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;
− Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;
− Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.03.2016 г. № ВК-641/09 «Методические рекомендации по реализации адаптированных дополнительных общеобразовательных программ, способствующих социально-психологической реабилитации, профессиональному самоопределению детей с ограниченными возможностями здоровья, включая детей-инвалидов, с учетом их особых образовательных потребностей»;
− Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 г. № 09-3242 «О направлении методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);
− Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 № ДГ-245/06 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий");
− Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2015 г. № АК-2563/05 «О методических рекомендациях по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ»;
− Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Направленность программы
Программа имеет естественнонаучную направленность. Программа направлена на развитие географического мышления школьников и формирование у них целостного представления о своей стране, а также личностных качеств: патриотизма; уважения к населяющим Российскую Федерацию народам, их культуре и национальным особенностям.
Данная программа составлена для организации занятий курса, наиболее рационального использования времени на подготовку экзамена. Она включает характеристику проверяемого на экзамене содержание, анализ вопросов. Вызывающих наибольшее затруднения и типичных ошибок учащихся.
Актуальность программы.
В настоящее время интерес к предмету география снизился, в значительной степени это объясняется тем, что на уроках географии обучающиеся имеют недостаточно возможностей для тренировки коммуникативных умений как в устной, так и в письменной формах. Поэтому даже обучающиеся с хорошим в целом уровнем подготовки не умеют четко, географически грамотно излагать свои мысли.
Программа позволяет устранить противоречия между требованиями программы и потребностями обучающихся в дополнительном географическом материале и применении полученных знаний на практике с условиями работы в классно-урочной системе преподавания географии и потребностями обучающихся реализовать свой потенциал.
Отличительные особенности.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Уникальная планета» объединила в себе теоретические сведения из области географии, биологии, истории. Данная интеграция помогает сформировать у обучающихся целостное восприятие окружающего мира, выработать собственную точку зрения на важнейшие проблемы, найти свое место в жизни. Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является возможность в полном объеме получать знания, умения, навыки и компетенции, которые им будут необходимы для будущей жизнедеятельности.
В ходе реализации данной программы у школьников формируется стремление к общению, к дружбе, воспитываются ответственность и доброта, умение преодолевать трудности и оказывать помощь.
Адресат программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Уникальная планета» предназначена для подростков 14-15 лет (обучающиеся 8-9 классов), независимо от степени сформированности интересов и мотивации к данной предметной области.
Формируются одновозрастные или разновозрастные группы, численностью от 10 до 20 человек.
Набор учащихся в группу осуществляется на основе свободного выбора детьми и их родителями (законными представителями), без отбора и предъявления требований к наличию специальных умений у ребенка. Для освоения программы дополнительных знаний в области компьютерной графики не требуется.
Уровень освоения: базовый
Срок реализации программы и объём учебных часов.
Программа рассчитана на 1 год обучения. 35 часов, 1 раз в неделю по 1академическому часу.
Формы обучения и режим занятий
Обучение по программе осуществляется в очной форме, но могут применяться и дистанционные технологии обучения.
Дистанционное обучение применяется с целью индивидуального обучения учащихся, пропустивших занятия по болезни, или другим причинам, а также в условиях ограничительных мероприятий.
Дистанционное обучение осуществляется с применением сервисов сети Интернет:
- электронная почта;
- Система Moodle (модульная объектно-ориентированная динамическая учебная среда);
- платформа Microsoft Teams;
- мессенджер Telegram;
- сервисы Google, Яндекс: документы, презентации, таблицы, формы, сайты;
- другие поисковые, информационные и интерактивные сервисы.
Обучение по программе предполагает работу с разными источниками информации: картографическими (топографической и географической картами, глобусом), текстовыми (дополнительной литературы), профилями, диаграммами, рисунками, схемами. Содержание каждой темы элективного курса включает в себя самостоятельную работу учащихся, большое количество практических заданий. При организации занятий целесообразно создавать ситуацию, в которой каждый ученик мог бы выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы.
Формы проведения занятий: групповые и индивидуальные формы работы, игры, тренировочное тестирование заданий части А, В, С.
В содержании каждого из разделов и составляющих их тем, имеются не менее сложные вопросы, которые могут быть повторены учащимися в процессе самостоятельной работы. В тоже время можно выделить ряд вопросов, из года в год вызывающих затруднения у значительного количества выпускников, сдающих государственную итоговую аттестацию, при повторении которых помощь преподавателя имеет большое значение. Все это учтено при распределении времени на повторении материала каждого из разделов и планирования видов деятельности преподавателя и учащихся.
Наполняемость группы – не более 15 человек (набор осуществляется без предварительного отбора, по желанию и интересу обучающегося). На занятиях педагогом используется индивидуально-личностный подход.
Объем программы – 35 часов.
Срок освоения программы – 1 год.
Режим занятий – 1 час 1 раз в неделю.
На занятиях применяются здоровьесберегающие технологии:
- наблюдение за осанкой и позой учащихся и их чередованием в зависимости от характера выполняемой работы;
- чередование различных методов обучения: словесный, наглядный, аудиовизуальный, индивидуальная, групповая работа и др.;
- организация перерывов через каждые 40 минут с проветриванием кабинета;
- проведение физкультминутки и зарядки для глаз по 2 минуты.
Режим занятий:
Занятия проводятся 1 раз в неделю по 1 академическому часу (1 занятие
продолжительностью 40 минут).
1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы: Создание условий для формирования устойчивой мотивации и развитие интереса к географии и смежным наукам, активизация познавательной деятельности.
Задачи программы:
Обучающие задачи:
- Способствовать освоению обучающимися знаний об основных географических понятиях;
- Обучать навыкам самообразования и решения заданий повышенной сложности.
Развивающие задачи:
- Развивать познавательные интересы и творческие способности школьников;
- Формировать у обучающихся понимание значимости географических знаний;
- Формировать устойчивую мотивацию к профильному самоопределению;
- Предоставить возможность для самореализации в рамках выбранного вида деятельности;
- Формирование у обучающихся потребности в творческой деятельности.
Воспитательные задачи:
- Способствовать формированию у обучающихся гражданско-патриотических качеств, ответственности, бережного отношения к окружающей среде;
- Воспитывать географическую, экологическую, психологическую и коммуникативную культуру, навыки сотрудничества;
- Формировать активную социально-значимую позицию обучающихся, способствующую их дальнейшей реализации социуме.
Планируемые результаты:
Личностными результатами обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе естественнонаучной направленности «Уникальная планета» является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее рационального использования и сохранения;
- патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни людей, толерантность;
Метапредметными результатами обучения является формирование и развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.
Важнейшие метапредметные результаты:
- способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей учебной деятельностью;
- умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- умение взаимодействия с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию;
- умение ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами обучения является:
Минимальный уровень:
- умение работать с разными источниками географической информации;
- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
Базовый уровень:
- картографическая грамотность;
- овладение системой географических знаний и умений практической направленности и навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- умение устанавливать причинно-следственные связи, вести мониторинг за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия.
Продвинутый уровень:
- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания;
- умение соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- умение составлять географический прогноз.
- СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Учебный план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации/контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Вводное занятие | 1 | 1 | - | Тестирование |
2. | Великие путешественники | 2 | 1 | 1 | |
2.1. | Открытия Афанасия Никитина, Христофора Колумба, Магеллана | 1 | 1 | - | Опрос, презентация |
2.2. | Составление путеводителя «Великие путешественники и их открытия» | 1 | - | 1 | Виртуальная экскурсия по путеводителю «Великие путешественники и их открытия» |
3. | Семь чудес света Древнего мира | 2 | 1 | 1 | |
3.1. | Виртуальная экскурсия «Семь чудес света» | 1 | 1 | - | Опрос |
3.2. | Виртуальная экскурсия «Семь чудес света» | 1 | - | 1 | Презентация |
4. | Семь новых чудес света | 2 | 1 | 1 | |
4.1. | Знакомство с новыми чудесами света | 1 | 1 | - | Работа с к/к |
4.2. | Исследовательская работа «Семь новых чудес света» | 1 | - | 1 | Защита работы |
5. | Чудеса природного мира | 2 | 1 | 1 | |
5.1. | Знакомство с чудесами природного мира | 1 | 1 | - | Презентация |
5.2. | Проектная работа «Загадки и тайны природного мира» | 1 | - | 1 | Защита работы |
6. | Чудеса России | 2 | 2 | - | |
6.1. | Знакомство с чудесами России: озеро Байкал, Эльбрус (Кавказ), долина гейзеров (Камчатка), столбы выветривания (Коми) | 1 | 1 | - | Опрос, составление коллажей |
6.2. | Знакомство с чудесами России: Петергоф (Санкт-Петербург), собор Василия Блаженного (Москва), Мамаев курган и монумент «Родина-мать» (Волгоград) | 1 | 1 | - | Опрос, составление коллажей |
7. | Путешествие по природным зонам | 3 | 2 | 1 | |
7.1. | Природные зоны мира | 1 | 1 | - | Работа с к/к |
7.2. | Природные зоны мира | 1 | 1 | - | Составление таблицы |
7.3. | Природные зоны в стихах и песнях | 1 | - | 1 | Составление каталога «Природные зоны в стихах и песнях» |
8. | Земная кора. Минералогия | 2 | 1 | 1 | |
8.1. | Загадки твёрдой оболочки. Неизведанные глубины земной коры | 1 | 1 | - | Опрос |
8.2. | Минералогия как наука | 1 | - | 1 | Составление коллекции минералов и других горных пород |
9. | В мире падающей воды | 2 | 2 | - | |
9.1. | Самые известные водопады мира | 1 | 1 | - | Презентация |
9.2. | Водопады России. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока | 1 | 1 | - | Презентация |
10. | Грозное дыхание Земли | 2 | 1 | 1 | |
10.1. | Вулканы. Землетрясения. Горячие источники. Гейзеры | 1 | 1 | - | Составление таблицы |
10.2. | Проектная работа «Изготовление модели «Извержение вулкана» | 1 | - | 1 | Изготовление модели «Извержение вулкана» |
11. | Каньоны мира | 2 | 2 | - | |
11.1. | Известные каньоны мира | 1 | 1 | - | Сообщения |
11.2. | Известные каньоны мира | 1 | 1 | - | Презентация |
12. | Диковинки растительного мира | 2 | 1 | 1 | |
12.1. | Рекордсмены растительного мира. Удивительные деревья | 1 | - | 1 | Составление коллажей |
12.2. | Растения-хищники. Нефтяные растения | 1 | 1 | - | Сообщения |
13. | Диковинки животного мира | 2 | 1 | 1 | |
13.1. | Чудеса фауны России | 1 | 1 | - | Тестирование |
13.2. | Редкие и удивительные животные планеты | 1 | - | 1 | Составление коллажей |
14. | Имена на карте мира | 2 | 2 | - | |
14.1. | Имена путешественников на карте мира | 1 | 1 | - | Работа с к/к |
14.2. | Имена русских путешественников на карте России | 1 | 1 | - | Работа с к/к |
15. | Путешествия по странам материков | 3 | 1 | 2 | |
15.1. | Разнообразие стран мира. Обычаи народов мира | 1 | 1 | - | Опрос, работа с к/к |
15.2. | Викторина «Самый, самая, самое» | 1 | - | 1 | Проверочная работа |
15.3 | Практическое занятие «Туристу на заметку» | 1 | - | 1 | Составление памятки «Туристу на заметку» |
16. | Необычайные памятники мира | 2 | 1 | 1 |
16.1. | Заочное путешествие «Необычайные памятники мира» | 1 | 1 | - | Опрос, составление коллажей |
16.2. | Исследовательская работа «Необычайные памятники литературным героям» | 1 | - | 1 | Защита работы |
17. | Итоговое занятие | 2 | - | 2 | |
17.1. | Конкурс «Самый умный» | 1 | - | 1 | Тестирование |
17.2. | Практическое занятие «Я знаю, я умею» | 1 | - | 1 | Зачёт |
ИТОГО: | 35 | 21 | 14 |
Содержание учебного плана
Вводное занятие (1 ч.) Организация занятий. Определение требований к учебной организации обучающихся в ходе реализации программы. Инструктаж по технике безопасности.
Великие путешественники (2 ч.) Знакомство с великими путешественниками из разнообразных источников, просмотр видеофильмов, презентаций, обозначение маршрутов путешествий по контурным картам. Практикум. Составление путеводителя «Великие путешественники и их открытия».
Семь чудес света Древнего мира (2 ч.) Знакомство с чудесами света Древнего мира. Пирамиды Хеопса. Висячие сады Семирамиды. Статуя Зевса в Олимпии. Храм Артемиды Эфесской. Галикарнасский мавзолей. Колосс Родосский. Александрийский маяк. Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения обучающихся.Практикум. Виртуальная экскурсия «Семь чудес света».
Семь новых чудес света (2 ч.) Знакомство с новыми чудесами света: Колизей (Италия), Великая китайская стена (Китай), Тадж-Махал (Индия), Петра (Иордания), Мачу-Пикчу (Перу), Статуя Христа-Искупителя (Бразилия), Чичен-Ица (Юкатан, Мексика). Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения обучающихся.
Практикум.Исследовательская работа «Семь новых чудес света».
Чудеса природного мира (2 ч.) Знакомство с чудесами природного мира: Амазонка и амазонские джунгли (Южная Америка), Игуасу (водопад) (Южная Америка), бухта Халонг (Вьетнам), остров Чеджу (Республика Корея), национальный парк Комодо (Индонезия), подземная река Пуэрто- Принцесса (карстовые пещеры) (Филиппины), национальный парк «Столовая гора» (ЮАР). Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения обучающихся. Составление коллажей. Практикум. Проектная работа «Загадки и тайны природного мира».
Чудеса России (2 ч.) Знакомство с чудесами России: озеро Байкал, Эльбрус (Кавказ), долина гейзеров (Камчатка), столбы выветривания (Коми), Петергоф (Санкт-Петербург), собор Василия Блаженного (Москва), Мамаев курган и монумент «Родина-мать» (Волгоград). Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения обучающихся. Составление коллажей.
Путешествие по природным зонам (3 ч.) Зона арктических пустынь («От Арктики до Антарктики»), зона тундры («Суровая жизнь в тундре»), зона тайги («Бескрайнее море тайги…»), зона степей («Степь широкая, степь безлюдная...»), зона пустынь («Пройти пустыню – не пустяк…»), зона саванн («Где-то там, на просторе зеленых саванн…»), зона тропических лесов («Тропический лес полон чудес…»). Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения обучающихся. Изготовление коллажей. Практикум. Природные зоны в стихах и песнях.
Земная кора. Минералогия (2 ч.) Неизведанные глубины земной коры. Минералогия как наука. Работа с дополнительной литературой, с картой. Составление коллекции минералов и других полезных ископаемых. Практикум. Минералогия как наука.
В мире падающей воды (2 ч.) Самые широкие водопады мира. Водопады России. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока. Культ праздников водопадов. Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов.
Грозное дыхание Земли (2 ч.) Вулканы. Землетрясения. Тепло подземных вод и природных фонтанов. Горячие источники. Гейзеры. Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов.
Практикум. Проектная работа «Изготовление модели «Извержение вулкана»
Каньоны мира (2 ч.) Известные каньоны мира. Сообщения и презентации обучающихся.
Диковинки растительного мира (2 ч.) Растения-хищники. Нефтяные растения.
Практикум.Рекордсмены растительного мира. Удивительные деревья
Диковинки животного мира (2 ч) Чудеса фауны России.
Практикум. Редкие и удивительные животные планеты.
Имена на карте мира (2 ч.) Русские имена на карте. Русские имена на морской карте мира. Белые пятна» на карте – остались ли они? По страницам романа В.А.Обручева «Земля Санникова». Просмотр фотографий, иллюстраций, видеофильмов. Сообщения обучающихся.
Путешествия по странам материков (3 ч.) Разнообразие стран мира. Различия по территории, географическому положению, населению, природе и хозяйственной деятельности развития страны. Страны, которых нет. Обычаи народов мира.Практикум.Викторина «Самый, самая, самое».
Практикум. Практическое занятие «Туристу на заметку».
Необычайные памятники мира (2 ч.) Практикум. Исследовательская работа «Необычайные памятники литературным героям».
Итоговое занятие (2 ч.)
Практикум. Конкурс «Самый умный».
Практикум. Практическое занятие «Я знаю, я умею».
РАЗДЕЛ 2. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
2.1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ п/п | Основные характеристики образовательного процесса | |
Количество учебных недель | 36 | |
в первом полугодии | 17 | |
во втором полугодии | 19 | |
Начало учебного года (планируемая дата начала занятий) | 01.09.2023 | |
Окончание учебного года (планируемая дата окончания занятий) | 30.05.2024 | |
Количество учебных часов на одного учащегося в неделю | 1 | |
Количество учебных часов на одного учащегося в год | 35 | |
Форма организации образовательного процесса | очное |
ФОРМЫ АТТЕСТАЦИИ И ОЦЕНОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
Для достоверности полученных результатов освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы естественнонаучной направленности «Уникальная планета», для проведения своевременного анализа деятельности используются различные формы, отражающие достижения каждого обучающегося (в виде карт оценки результатов освоения программы, аналитической справки по итогам мероприятия).
Для подведения итогов работы по теме, разделу используются: открытое занятие, викторина, круглый стол, конференция, симпозиум, исследовательский проект, экологический проект, экологические и волонтерские акции, предметные олимпиады, конкурсы, выставки, воспитательные мероприятия, дальнейший выбор обучающимися предмета география как предмета для сдачи ОГЭ.
2.2. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Материально-техническое обеспечение программы
Программа разработана с учетом современных образовательных технологий, которые отражаются в:
- формах и методах обучения (дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, экскурсии);
- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемственность, результативность);
- методах контроля (тестирование, анализ результатов конкурсов, опрос, работа с контурной картой, проверочная работа и т.д.);
- средствах обучения (карты, атласы, глобус, энциклопедии и др.).
Для организации образовательного процесса используются различные формы занятий. Наиболее распространенным видом занятия, в силу специфики программы, является практическая работа (практикум), которая включена практически в каждый раздел учебно-тематического плана.
На занятиях будут использованы следующие ресурсы: рекомендации по проведению практических работ; дидактический и лекционный материалы; разработки игр; наглядный материал (схемы, таблицы); ЦОР.
Информационное обеспечение
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/ Фестиваль педагогических идей «Открытый урок» http://festival.1september.ru Учительский портал http://www.uchportal.ru/Педагогическая копилка // http://ped-kopilka.ru/
- ФБГНУ «Федеральный институт педагогических измерений» https://fipi.ru/
- Образовательный портал для подготовки к экзаменам https://geo-oge.sdamgia.ru/
Кадровое обеспечение
Программа реализуется педагогом дополнительного образования Ерёминой Татьяной Александровной. Образование высшее, учитель географии.
Профессиональная переподготовка – педагог дополнительного образования.
Стаж работы - 3 года.
Список литературы
Для педагога:
- Стандарт основного общего образования по географии (базовый уровень) 2019 г. – 207 с.
- Учебник: Дронов, В.П., Ром В.Я., География России. Население и хозяйство 2015 г. – 305 с.
- Барабанов В. В. и др. География: Тематическое планирование уроков подготовки к экзамену. –М.: Издательство «Экзамен», (Серия «ГИА 2010. Поурочное планирование») – 282 с.
- Барабанов В. В. География. ГИА: Методическое пособие для подготовки. - М.: Издательство «Экзамен», (Серия «ГИА. Контрольные измерительные материалы») 2018 г. – 254 с.
- Барабанов В. В. География. Типовые тестовые задания/ В. В. Барабанов, Э. М., Амбарцумова и др. – М.:Издательство «Экзамен», 2021г. – 203 с.
- Географическое положение России. 9 класс: элективный курс/авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель. 2015 г. – 267 с.
- География. 9 класс. Предпрофильная подготовка: сборник программ элективных курсов/ авт.-сост. Н. В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2022 г. – 235 с.
- Герасимова Т. П., Крылова О. В. Методическое пособие по физической географии: 6 класс-М.: Просвещение. 2017 г. – 201 с.
- Сиротин В. И. Практические работы по географии и методика их выполнения (6-10 кл.): 2021г. – 195 с.
Для обучающихся:
Учебные пособия для учащихся:
- Баринова И.И. География России. 8-9 кл.: метод. пособие/И.И. Баринова, В.П. Дронов. -3-е издание. – М.:Дрофа, 2019 г. - 234 с.
- География России. В 2 кн. Кн.2: Хозяйство и географические районы.9 кл.:учебн.для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений/В.П. Дронов, И.И. Баринова, В.Я. Ром, А.А. Ложбанидзе; под. ред. В.П. Дронова.-8-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2015г. - 256 с.
- Низовцев В.А. Школьные олимпиады. География. 6-10 классы/В.А. Низовцев, Н.А. 2016 г. – 276 с.
- Петрова Н.Н. Настольная книга учителя географии.6-11 классы/Н.Н. Петрова, Д.В. Новенко.-М.:Эксмо 2022 г. – 136 с.
- Контрольно-измерительные материалы. География: 9класс/Сост. Е.А. Жижина.-М.: ВАКО. – 158 с.
- Чернова В.Г. География в таблицах и схемах. – СПб.: ООО «Виктория плюс», 2022 г. - 149 с.
- Эртель А. Б.География. Тематические тесты для подготовки к ЕГЭ и ГИА. 9-11 классы: учебно-методическое пособие/А.Б. Эртель.- Ростов н/Д:Легион, 2018г. – 239 с.
Календарно-тематическое планирование
на 2024 – 2025 учебный год
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Форма-занятия | Форма контроля | Кол-во часов |
1-2 | Вводное занятие | Занятие-лекция | Опрос, беседа | 2 | |
Великие путешественники | |||||
3 | Открытия Афанасия Никитина, Христофора Колумба, Магеллана | Занятие-работа с литературой | Опрос, беседа | 1 | |
4 | Составление путеводителя «Великие путешественники и их открытия» | Занятие – практическая работа | Самостоятельная деятельность | 1 | |
Семь чудес света Древнего мира | |||||
5 | Виртуальная экскурсия «Семь чудес света» | Занятие-лекция | Опрос, беседа | 1 | |
6 | Виртуальная экскурсия «Семь чудес света» | Занятие-презентация | Самостоятельная деятельность | 1 | |
Семь новых чудес света | |||||
7 | Знакомство с новыми чудесами света | Занятие-лекция | Опрос, беседа | 1 | |
8 | Исследовательская работа «Семь новых чудес света» | Занятие-практическая работа | Решение тестовых заданий | 1 | |
Чудеса природного мира | |||||
9 | Знакомство с чудесами природного мира | Занятие-презентация | Беседа, рассказ, опрос, прослушивание. | 1 | |
10 | Проектная работа «Загадки и тайны природного мира» | Занятие-самостоятельная работа | Упражнения, взаимная проверка, временная работа в группах | 1 | |
Чудеса России | |||||
11 | Знакомство с чудесами России: озеро Байкал, Эльбрус (Кавказ), долина гейзеров (Камчатка), столбы выветривания (Коми) | Занятие-лекция | Опрос, беседа | 1 | |
12 | Знакомство с чудесами России: Петергоф (Санкт-Петербург), собор Василия Блаженного (Москва), Мамаев курган и монумент «Родина-мать» (Волгоград) | Занятие-работа с физической картой России | Практическая работа | 1 | |
Путешествие по природным зонам | |||||
13 | Природные зоны мира | Занятие-лекция | Опрос, беседа | 1 | |
14 | Природные зоны мира | Занятие-презентация | Работа в группах, в парах | 1 | |
15 | Природные зоны в стихах и песнях | Занятие-практическая работа | Самостоятельная деятельность | 1 | |
Земная кора. Минералогия | |||||
16 | Загадки твёрдой оболочки. Неизведанные глубины земной коры | Занятие-лекция | Опрос, беседа | 1 | |
17 | Минералогия как наука | Занятие-самостоятельная работа | Решение тренировочных заданий | 1 | |
В мире падающей воды | |||||
18 | Самые известные водопады мира | Занятие-презентация | Опрос, беседа | 1 | |
19 | Водопады России. Сказочные падуны Сибири и Дальнего Востока | Занятие-работа с картами | Самостоятельная деятельность | 1 | |
Грозное дыхание Земли | |||||
20 | Вулканы. Землетрясения. Горячие источники. Гейзеры | Занятие-работа с картами | Решение тренировочных заданий | 1 | |
21 | Проектная работа «Изготовление модели «Извержение вулкана» | 1 | |||
Каньоны мира | |||||
22 | Известные каньоны мира | Занятие-презентация | Опрос, беседа, работа с картой | 1 | |
23 | Известные каньоны мира | Занятие-презентация | Опрос, беседа, работа с картой | 1 | |
Диковинки растительного мира | |||||
24 | Рекордсмены растительного мира. Удивительные деревья | Занятие-работа с картами | Решение тренировочных заданий | 1 | |
25 | Растения-хищники. Нефтяные растения | Занятие-работа с картами | Решение тренировочных заданий | 1 | |
Диковинки животного мира | |||||
26 | Чудеса фауны России | Занятие-работа с картами | Решение тренировочных заданий | 1 | |
27 | Редкие и удивительные животные планеты | Занятие-работа с картами | Решение тренировочных заданий | 1 | |
Имена на карте мира | |||||
28 | Имена путешественников на карте мира | Занятие-работа с картой, презентация | Самостоятельная деятельность | 1 | |
29 | Имена русских путешественников на карте России | Занятие-работа с картой, презентация | Решение тренировочных заданий | 1 | |
Путешествия по странам материков | |||||
30 | Разнообразие стран мира. Обычаи народов мира | Занятие-лекция | Опрос, беседа | 1 | |
31 | Викторина «Самый, самая, самое» | Занятие-викторина | Работа в группах, парах | 1 | |
32 | Практическое занятие «Туристу на заметку» | Занятие-практикум | Практическая работа | 1 | |
Необычайные памятники мира | |||||
33 | Заочное путешествие «Необычайные памятники мира» | Занятие-практикум | Решение тренировочных заданий | 1 | |
34 | Исследовательская работа «Необычайные памятники литературным героям» | Занятие-практикум | Защита исследовательской работы | 1 | |
Итоговое занятие | |||||
35 | Пробный экзамен по географии | Занятие-практикум | Тестирование | 1 | |
36 | Пробный экзамен по географии | Занятие-практикум | Тестирование | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «Юный музеевед» ТУРИСТСКО-КРАЕВЕДЧЕСКАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ
В связи с увеличением роли патриотического воспитания школьников огромное значение приобретает проблема организации и деятельности школьных музеев. Школьный музей обла...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Рабочая программа по УМК "Планета знаний" в соответствии с авторской программой 1 класс
Рабочая программа составлена в соответствии с авторской общеобразовательной программой по УМК "Планета знаний" 1 класс для гимназии...
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Образовательная программа дополнительного образования детей детское объединение «Планета технического творчества»
Программа расчитана для дополнительного образования детей в возрасте 11-13 лет. Срок реализации два года....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности «Планета идей»
Данная программа составлена на основе авторской программы «Изобразительное искусство в школе продленного дня» Чарнецкий Я.Я. и программы кружка «Оформитель» Орлова О. Ф.Цель пр...
Программа дополнительного образования детей «Да - людям и планете»
Программа дополнительного образования детей «Да - людям и планете»...