РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
рабочая программа по теме
СОСТАВЛЕННЫЕ МНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ДОУ. ДАННЫЕ ПРОГРАММЫ СПОСОБСТВУЮТ ПОЛНОЦЕННОМУ ТВОРЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ, ЗНАКОМЯТ ИХ С РАЗЛИЧНЫМИ ВИДАМИ ТВОРЧЕСТВА, ВОСПИТЫВАЯ ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ВКУС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ira._progr.hud_.vyshivka.doc | 174 КБ |
myagkaya_igrushka._programma_avtosohranennyy.doc | 221.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Учреждение Дополнительного Образования
детей Дом детского творчества.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор Дома детского творчества
г.Хвалынск_________ П.А.Титков
______________________2006г
Дополнительная образовательная программа
для объединения
« Художественная вышивка»
( художественно-эстетического направления)
Тип программы: адаптированная
Возраст детей: с 12 до 15 лет
Срок реализации: 2 года
Программа разработана
педагогом дополнительного
образования
Хисяметдиновой
Ириной Вячеславовной
Хвалынск
2006
Пояснительная записка.
Поделки и изделия с вышивкой входят в нашу жизнь, как одно из ярких
явлений прикладного творчества, в котором проявляется высокий художественный вкус народов мира, труд и талант многих поколений. К истокам народного творчества необходимо привлекать детей. Вышивка прекрасное, древнее, но не стареющее рукоделие. Она, как и любой другой вид народного творчества, постоянно совершенствуется и дополняется. Умеющие вышивать могут создавать и облагораживать модные и красивые вещицы, отличающиеся оригинальностью и индивидуальностью, т.к. любая вышивка эксклюзивна. С этой целью создана программа, где знакомлю детей с данным видом прикладного творчества. Разработанной ранее программы по вышивке в дополнительных образовательных учреждениях нет, пришлось разработать свою программу.
Новизна данной программы заключается в том, что этот вид прикладного творчества – вышивка - стал доступен любому ребенку, желающему научиться старейшему виду рукоделия.
Актуальность программы состоит в том, что в это трудное время необходимо одеваться со вкусом и дополнять одежду и аксессуары с помощью данного вида творчества, а так же она способствует творческому развитию ребенка.
Педагогическая целесообразность программы в том и состоит, что при условии выполнения, обеспечивает достижение поставленных целей и задач, связанных с эстетическим развитием ребенка.
Цель дополнительной образовательной программы: способствовать полноценному творческому развитию личности, формировать положительные качества, которые помогут в будущей жизни.
Задачи дополнительной образовательной программы:
1.Познакомить детей с традициями древнего вида народного творчества - вышивка, дать представление о простейших видах швов, их применении в отделке различных изделий.
2.Развивать у детей творческие способности, воображение, фантазию.
3.Воспитывать эстетический вкус, чувство красоты, уважение к людям труда.
Возраст детей посещающих объединение « Художественная вышивка» от 12 до 15 лет. Это обусловлено тем, что в этом возрасте дети быстро усваивают цветовую палитру, технологию выполнения швов, алгоритм построения стежков и др. Сам процесс работы детям приносит не меньше удовлетворения, чем ее результат.
Во время работы у детей совершенствуются все положительные качества личности: усидчивость, терпение, находчивость, сообразительность и др.
На занятии ребенок развивает так же свое восприятие к жизни – начинает видеть прекрасное, фантазировать, тем самым вырабатывать свой вкус.
Срок реализации данной программы рассчитан на 2 года. Набор не превышает 10-12 человек, так как приходится работать индивидуально с каждым ребенком, где требуется объяснить и показать приемы работы с иглой, правильно поставить положение рук и т. д.
В первый год обучения знакомлю детей с историей развития народного рукоделия - вышивкой, изучение которого обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством, с простейшими и тамбурными швами, не сложными в выполнении, способствующими выработке первоначальных навыков в работе с иглой. С помощью этих швов дети усваивают орнаментальные мотивы, которые используются в изображении узоров растительного характера.
Дети, успешно справившиеся с программой первого года обучения, во второй год обучения знакомятся с более сложными техниками вышивки: белая гладь, художественная гладь, ажурная вышивка, вышивка бисером, вышивка крестом и вышивка шерстью. Это способствует развитию: владения техническими приемами, знания ряда принципов, которые применяются в живописи, художественного вкуса, наблюдательности, внимательности, настойчивости, точности взгляда и верности движения рук.
Формы занятий: индивидуальные, групповые, коллективные. Занятия проводятся в Доме детского творчества, первый год обучения – 144 часа (два раза в неделю по 2 академических часа), из них теоретических часов- 26, а практических- 118 часов; в группе второго года обучения 216 часов в год, 6 часов в неделю (два раза по 3 академических часа). Теоретических часов- 45, а практических- 171 час.
Предполагаемые результаты программы:
- Знания об истории развития народного творчества- вышивки;
- Умение самостоятельно выполнять швы, применяемые в вышивке и применять их при отделке разных изделий;
- Технические навыки работы с инструментами;
- Участие каждого ребенка в выставках и конкурсах по детскому творчеству.
Воспитанник первого года обучения должен знать:
- Историю развития народного рукоделия: вышивки и аппликации.
- Технику выполнения простейших стежков и тамбурных швов.
3. Принципы построения композиции на ткани.
4. Правила техники безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами.
Воспитанник первого года обучения должен уметь:
1. Самостоятельно выполнять простейшие и тамбурные швы;
2. Изображать с помощью данных видов швов узоры растительного характера;
3. Выполнять алгоритм построения композиции на ткани;
4. Самостоятельно подбирать цветовую гамму нитей;
5. Работать с инструментом: иглы, ножницы, пяльцы.
Воспитанник второго года обучения должен знать:
- Основные техники вышивки;
- Алгоритм выполнения стежков;
- Вливание цвета в вышивке пейзажа и натюрморта;
- Технологию обработки готового изделия;
5. Правила техники безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами.
Воспитанник второго года обучения должен уметь:
1. Самостоятельно выполнять швы, применяемые в вышивке;
- Совмещать в вышиваемом изделии различные техники вышивки;
- Владеть техническими приемами, которые применяются в живописи;
- Обрабатывать готовое изделие;
- Самостоятельно наносить рисунок на ткань и подбирать цветовую палитру.
Способы проверки знаний. Теоретические знания воспитанников будут выявляться при помощи вопросов, дидактических игр, викторин и др. А практические навыки в процессе самостоятельной работы детей, изделия которых выставляются на выставках детского творчества.
Формы подведения итогов: выставки, конкурсы, праздники.
Дополнительная образовательная программа объединения «Художественная вышивка» успешно реализуется, так как дети награждаются грамотами районной выставки детского творчества.
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(1-го года обучения)
№ | Название разделов | Всего часов | Кол-во теор-ких часов | Кол-во прак-х часов |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Способы перевода рисунка на ткань, изменение рисунка (моделирование). | 16 | 4 | 12 |
3 | Знакомство с простейшими видами швов, используемых для украшения и отделки. | 16 | 4 | 12 |
4 | Знакомство со свободными вышивками. | 16 | 4 | 12 |
5 | Знакомство со счетный вышивкой. | 16 | 4 | 12 |
6 | Знакомство с простейшими видами гладьевых швов. | 16 | 4 | 12 |
7 | Знакомство с вышивкой бисером. | 16 | 4 | 12 |
8 | Знакомство с аппликацией. | 16 | 4 | 12 |
9 | Итоговая работа. | 30 | 4 | 26 |
Итого: 144 26 118
Содержание программы
1 года обучения
Название раздела | Содержание занятий | Всего часов | К-во теоретич. часов | К-во практич. часов |
1 Вводное занятие. | Знакомство с детьми. Знакомство с работой объединения, его программой и задачами. Вводный инструктаж по технике безопасности. | 2 | 2 | |
2 Способы перевода рисунка на ткань, изменение рисунка (моделирование). | Перевод рисунка через копировальную бумагу; «припорохом»; подсветом; наметкой; проглаживанием. Моделирование рисунка. | 16 | 4 | 12 |
3 Знакомство с простейшими видами швов. | Виды швов: вперед иголку; за иголку; строчка; петельный; козлик; бархатный; стебель-чатый; цепочкой; зигзаг; петля в прикреп; узелки. | 16 | 4 | 12 |
4 Знакомство со свободными вышивками. | «Пышечка»; «листик»; «цветочек»; насыпь; калачики; дырочки; узелки; паутинка. | 16 | 4 | 12 |
5 Знакомство со счетными вышивками. | Крест; Двойной крест; полукрест; зубчики; ромбики; прямоугольники; косые стежки; двухцветные зубчики; сложный узор. | 16 | 4 | 12 |
6 Знакомство с простейшими вида-ми гладьевых швов. | Александровская цветная гладь; белая гладь; владимирская гладь. | 16 | 4 | 12 |
7 Знакомство с вышивкой бисером. | Одиночная бусина. Закрепление бисера с помощью швов: «вперед иголку»; вприкреп; строчной; арочный; стебельчатый; обметочный; «монастырский». | 16 | 4 | 12 |
8 Знакомство с аппликацией. | Виды аппликации: одноцветная; двухцветная; многоцветная; объемная. Виды приметывания с помощью швов: петельный; зигзаг; козлик; потайной. | 16 | 4 | 12 |
9 Итоговая работа. | Самостоятельное изготовление вышитого изделия поэтапно. | 30 | 4 | 26 |
Итого: 144 26 118
Тематический план
(2-го года обучения)
№ | Название темы | Всего часов | Кол-во теор. часов | Кол-во практ. часов |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | Основные швы, используемые для украшения и отделки. | 8 | 2 | 6 |
3 | Техника вышивания гладью. | 28 | 6 | 22 |
4 | Техника вышивания « Художественная гладь». | 30 | 6 | 24 |
5 | Техника вышивания «Вышивка крестом». | 24 | 3 | 21 |
6 | Техника вышивания «Вышивка лентами». | 24 | 3 | 21 |
7 | Техника «Ажурная вышивка» | 24 | 3 | 21 |
8 | Техника « Вышивка бисером» | 24 | 3 | 21 |
9 | Техника «Аппликация» | 24 | 3 | 21 |
10 | Техника «Вышивка шерстью» | 24 | 3 | 21 |
11 | Экскурсии, мероприятия… | 8 | 8 |
Всего часов: 216 42 174
Содержание программы 2го года обучения
№ | Название раздела | Содержание раздела. | Все-го час. | Кол-во теор. часов. | Кол-во практ. часов | ||||
1 | Вводное занятие. | Знакомство с задачами кружка 2-го года обучения. | 3 | 3 | |||||
2 | Основные швы, используемые для украшения и отделки. | Вперед иголку, назад иголку, строчка, петельный шов, коз-лик, бархатный шов, тамбур-ный шов, зигзаг. Демонстрация образцов. (Выполнение салфетки.) | 8 | 2 | 6 | ||||
3 | Техника вышивания гладью. | Виды швов: пышечка, листик, гладь в раскол, цветочек, атласная гладь, прорезная гладь, теневая гладь. | 28 | 2 | 26 | ||||
4 | Техника вышивания «Художественная гладь». | Выполнение работы с данными швами. Влияние цветов, вышивание элементов пейзажа, натюрморт. Переход цвета. | 30 | 6 | 24 | ||||
5 | Техника вышивания. «Вышивка крестом». | Швы: простой крест, итальянский крест, двухсто-ронний итальянский крест, алжирский крест, удлиненный крест, болгарский крест, звездочка. Выполнение подарков с техникой «крест». | 24 | 3 | 21 | ||||
6 | «Вышивка лентами» с использованием отделочного материала (бисер, бусины, тесьма, шнур…) | Знакомство с данной техникой. Роль композиции и цвета. Принципы построения углов. Соотношение цветов. Построение и сборка цветов, листьев: роза , цветочек , пестик, бантик. Дополнительная фурнитура и работа с ней. | 24 | 3 | 21 | ||||
7 | Техника. «Ажурная вышивка». | Плетение сеток. Розетки из петель. Филейные мотивы, филейно – гипюровая вышивка. Изготовление салфетки с использованием филейной композиции узоров. | 24 | 3 | 21 | 21 | |||
8 | Техника. « Вышивка бисером». | История возникновения. Виды бисера. Приемы: вперед иголку, в прикреп, строчной, стебельчатый, арочный, монастырский, обменочный. Вышивка косметички. | 24 | 3 | 21 | ||||
9 | Техника. «Аппликация». | История. Накладное шитье, виды используемых швов: петельный, зигзаг, козлик. Панно, газетница. | 24 | 3 | 21 | ||||
10 | Техника. «Вышивка шерстью.» | История возникновения. Виды швов :стебельчатый, двойной и т. д. | 24 | 3 | 21 | ||||
11 | Экскурсии. Мероприятия. | Праздники, утренники. Выход за город для наблюдения цветовой гаммы природы. | 24 | 3 | 21 |
Итого: 216 42 174
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы.
№ | Название раздела | Форма занятий | Приемы и методы | Форма подведения итогов |
1 | Вводное занятие. | Беседа | Словесные методы, вводный инструктаж по технике безопасности | |
2 | Основные швы, используемые для украшения и отделки. | Беседа, практическая работа | Словесные методы и наглядные пособия, показ | Вопросы, викторины, самостоятельная работа |
3 | Техника вышивания гладью. | Беседа, практическая работа | Словесные методы, показ, рассказ | Вопросы, викторины, самостоятельная работа |
4 | Техника вышивания «Художественная гладь» | Беседа, практическая работа | Словесные методы, показ, рассказ | Вопросы, викторины, самостоятельная работа |
5 | Техника вышивания «Вышивка крестом» | Беседа, практическая работа | Словесные методы, показ, рассказ | Вопросы, викторины, самостоятельная работа |
6 | «Вышивка лентами» с использованием отделочного материала (бисер, бусины, тесьма, шнур…) | Беседа, практическая работа | Словесные методы, показ, рассказ | Вопросы, викторины, самостоятельная работа |
7 | Техника «Ажурная вышивка» | Беседа, практическая работа | Словесные методы, показ, рассказ | Вопросы, викторины, самостоятельная работа |
8 | Техника « Вышивка бисером» | Беседа, практическая работа | Словесные методы, показ, рассказ | Вопросы, викторины, самостоятельная работа |
9 | Техника «Аппликация» | Беседа, практическая работа | Словесные методы, показ, рассказ | Вопросы, викторины, самостоятельная работа |
10 | Техника. «Вышивка шерстью» | Беседа, практическая работа | Словесные методы, показ, рассказ | Вопросы, викторины, самостоятельная работа |
11 | Экскурсии. Мероприятия. | Экскурсии, мероприятия (праздники, утренники) | Словесные методы | Дидактические, подвижные игры, викторины |
Список используемой литературы:
1. Андронова С.М. Волшебная нить, Пермская книга, 1994.
2. Глинская Е. Азбука вышивания. -М, 1994.
3. Гумилевская М.Н. Строчка и вышивка. - М, 1993.
4. Еременко Т.И. Иголка волшебница. – М, 1998.
5. Ерзенкова Н.В. Украшения и дополнения к одежде. - М, 2001.
6. Ижболдина С.И. Художественная вышивка. - М, 1990.
7. Карсонов В.А. Педагогические технологии в образовании. - Саратов, 2005.
8.Миронова Т.В. Энциклопедия вышивания (16 томов). –М, 2006.
9. Сафонова Н.С. Кружки художественной вышивки. - М, 1996.
10. Хапилина И.А. Художественная вышивка. - М, 2004.
Приложение №1
Правила техники безопасности при работе с ножницами, иголками, булавками.
- Ножницы класть справа, лезвия у них должны быть сомкнуты; кольцами к себе, чтобы при движении не уколоться об их острые концы.
- Следить, чтобы ножницы не падали на пол. При падении они могут поранить тебя или твоего товарища. При падении у ножниц портятся лезвия.
- Ножницы во время работы класть справа, острием от себя.
- Передавать ножницы кольцами вперед.
- Нельзя держать и класть на стол ножницы с раскрытыми лезвиями, они должны быть сомкнутыми.
- Не шить ржавой иглой. Она плохо прокалывает ткань, оставляет на ней ржавчину и, кроме того, может сломаться.
- Во время работы не вкалывать иглы и булавки в одежду. Хранить в специальной подушечке.
- Не перекусывать нитку зубами – можно поранить губы и испортить эмаль.
- Кусочки сломанной иглы не бросать, а собрать и сдать педагогу.
Рецензия
на творческую работу педагога дополнительного образования
МУДОД Дома детского творчества Хисяметдиновой Ирины Вячеславовны
на первую квалификационную категорию по теме: «Вышивка гладью»
Творческая работа посвящена старейшему виду народно-прикладного творчества – вышивке гладью, при обучении которому происходит разностороннее развитие ребёнка как личности.
В теоретической части Ирина Вячеславовна четко определяет актуальность, цель и задачи своей творческой работы. Подробно рассматривает историю развития вышивки, как одного из ярчайших видов народного искусства, раскрывая все аспекты художественной глади.
Далее Ирина Вячеславовна делает обзор литературы по данному виду вышивки, где подробно описывает, какая спецлитература приемлема для самостоятельного изучения и работы, как детей, так и для педагогов.
Во второй части своей работы И.В. Хисяметдинова изложила, как важен личностно-ориентированный подход к каждому ребенку, составляющей частью которого является педагогика сотрудничества. Опираясь на свой личный опыт, она предлагает пути реализации собственных предложений на практике.
Автор отмечает полученные результаты, делает выводы по своей педагогической деятельности и даёт рекомендации по организации работы с детьми по изготовлению изделий с применением вышивки гладью.
В приложении к работе Ирина Вячеславовна дает подробное описание основных видов швов и их схематическое изображение.
В целом творческая работа написана грамотно, логически выстроена последовательность излагаемого материала, соответствует требованиям, предъявляемым к творческой работе на первую квалификационную категорию.
Рецензент:
Директор ДДТ Титков П. А.
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
«Дома детского творчества»
Рекомендовано к утверждению «Утверждаю»
Протокол заседания методического Директор Дома детского творчества
совета г. Хвалынск_________ П.А.Титков
№___ от____________ ___________ 200__г.
Образовательная программа
«Мягкая игрушка»
для дополнительного образования детей
объединения «Мягкая игрушка»
(художественно-эстетической направленности)
Возраст детей:10-14 лет.
Срок реализации: 2 года.
Программа составлена
педагогом дополнительного
образования Хисяметдиновой И.В.
г. Хвалынск
2008 год.
Пояснительная записка.
Искусство создавать игрушки своими руками уходит своими корнями в глубокое прошлое…
Наши бабушки и прабабушки мастерили кукол из соломы, платочков, лыка, дерева и играли в них.
Игрушки сделаны вручную человеком, согреты теплотой его рук и любовью, они принесут в жизнь людей намного больше доброй энергетики, чем фабричные игрушки. В наше время магазины переполнены милыми и пушистыми мягкими игрушками – мишками, собачками, котятами, утятами, но все они однообразны и похожи друг на друга.
В этом вижу актуальность данной программы, ведь подаренные ребенку игрушки, изготовленные в Доме детского творчества, обычно становятся любимыми игрушками малышей. Педагогическую целесообразность вижу в процессе пошива игрушки: ребенок выступает в роли модельера-конструктора в выборе модели игрушки, дополняет и совершенствует лекало; закройщика – раскраивает игрушку; портного – сшивает модель; дизайнера – подбирает одежду зверьку или кукле, визажиста – делает выразительную мордашку либо лицо – подчеркивая характер модели, при этом получает много положительных эмоций.
Новизна данной программы заключается в том, что материал дается на дидактических принципах педагогики, где используется авторский подход при создании каждой модели игрушки, где воспитанники активно включаются в процесс создания своих игрушек, это располагает к формированию творчества и конструкторских умений каждого ребенка уже на первом году обучения.
Цель дополнительной образовательной программы: научить ребенка воплощать свои творческие образы в изготовлении игрушки, почувствовав себя автором-создателем.
Отличительная особенность данной дополнительной образовательной программы в том что возраст детей посещающих объединение «Мягкая игрушка» от 10 до 15 лет, это обусловлено тем, что в этом возрасте дети владеют техническими приемами, у них развито логическое мышление и они могут сделать самостоятельно анализ сшитой игрушки.
Задачи дополнительной образовательной программы:
1.Познакомить детей с историей возникновения игрушки, созданием образа мягкой игрушки.
2. Научить применять основные соединительные швы на тканях, мехе и коже.
3. Развивать у детей практические навыки, воображение, фантазию творческие способности.
4. Воспитывать эстетический вкус, чувство красоты, уважение к людям труда.
Возраст детей посещающих объединение «Мягкая игрушка» от 10 до 14 лет. Это обусловлено тем, что в этом возрасте владеют техническими приемами, у них развито логическое мышление дети быстро усваивают технологию пошива игрушки. Сам процесс работы детям приносит не меньше удовлетворения, чем ее результат.
Во время работы у детей совершенствуются все положительные качества личности: усидчивость, терпение, находчивость, сообразительность и др.
На занятии ребенок развивает так же свое восприятие к жизни – начинает видеть прекрасное, фантазировать, комбинировать, сочетать, тем самым вырабатывая свой вкус.
Срок реализации данной программы рассчитан на 2 года. Группы формируются по навыкам и умениям детей, В первый год обучения знакомлю детей с историей возникновения мягкой игрушки; с технологией подготовки ткани к раскрою; с технологией пошива мягкой игрушки; технологией набивки игрушки; с особенностями пошива каркасных изделий; с технологией украшения и отделки готовой игрушки.
Дети, успешно справившиеся с программой первого года обучения, во второй год обучения знакомятся с более сложными моделями игрушек, с использованием различного материала. Это способствует развитию владения техническими приемами, знанию ряда принципов, которые применяются в оформлении, а так - же развитию художественного вкуса, наблюдательности, внимательности, настойчивости, точности взгляда и верности движения рук.
Формы занятий: Занятия проводятся в Доме детского творчества, первый год обучения – 144 часа (два раза в неделю по 2 академических часа), из них теоретических часов- 26, а практических- 118 часов; в группе второго года обучения 216 часов в год, 6 часов в неделю (два раза по 3 академических часа). Теоретических часов- 45, а практических- 171 час.
Предполагаемые результаты программы:
- Знания об истории возникновения мягкой игрушки;
- Умение самостоятельно выполнять швы, применяемые в соединении и отделке;
- Технические навыки работы с инструментами;
- Участие каждого ребенка в выставках и конкурсах по детскому творчеству.
Воспитанник первого года обучения должен знать:
- Историю возникновения мягкой игрушки.
2. Технику выполнения швов, используемых в соединении и отделке.
3. Принципы построения лекала.
4. Правила техники безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами.
Воспитанник первого года обучения должен уметь:
1. Самостоятельно выполнять применяемые в соединении и отделке, швы;
2. Самостоятельно соединять детали;
3. Самостоятельно производить раскрой деталей;
4. Работать с инструментом: иглы, ножницы.
Воспитанник второго года обучения должен знать:
- Технику выполнение швов используемых в соединении и отделке.
- Технологию раскроя ткани, при этом моделируя и совершенствуя будущий образ;
- Технологию обработки готового изделия;
- Принцип построения лекала.
5. Правила техники безопасности при работе с колющимися и режущимися инструментами.
Воспитанник второго года обучения должен уметь:
1. Самостоятельно выполнять применяемые швы и их комбинировать;
- Совмещать в соединении деталей и отделке, различные по фактуре материалы;
- Владеть техническими приемами, которые применяются в соединении деталей;
- Обрабатывать готовое изделие;
- Самостоятельно разрабатывать лекало, моделируя его и совершенствуя.
Способы проверки знаний. Теоретические знания воспитанников будут выявляться при помощи вопросов, викторин и др. Практические навыки в процессе самостоятельной работы детей, изделия которых выставляются на выставках детского творчества.
Формы подведения итогов: выставки, конкурсы, праздники.
Дополнительная образовательная программа объединения «Мягкая игрушка» успешно реализуется, так как дети награждаются дипломами I-III степени на районных и областных выставках детского прикладного творчества, а так же дипломами лауреатов.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(1-го года обучения)
№ | Название разделов | Всего часов | Кол-во теор-ких часов | Кол-во прак-х часов |
1 | Вводное занятие | 2 | 2 | |
2 | История игрушки. Основные виды швов. | 2 | 1 | 1 |
3 | Птицы. | 32 | 2 | 30 |
4 | Братья наши меньшие | 44 | 2 | 42 |
5 | Лесные животные | 34 | 2 | 32 |
6 | Изготовление сувениров | 28 | 2 | 26 |
7 | Итоговое занятие | 2 | 2 |
Итого: 144 10 134
Содержание программы
1 года обучения
№ | Название раздела | Содержание занятий | Всего часов | К-во теоретич. часов | К-во практич. часов |
1 | Вводное занятие. | Вводное занятие. | 2 | 2 | |
История игрушки. Основные виды швов. | История возникновения игрушки. Мягкая игрушка. Основные виды швов. Петельный шов. Шов через край. Потайной шов. Демонстрация образцов. Практическая работа: Изготовление образцов основных видов швов. | 1 1 | 1 | 1 | |
Изготовление мягкой игрушки «Птица». | Что такое лекало? Особенности лекала птиц. Составление лекала птицы. Раскрой птицы. Соединение деталей птицы. Набивка мягкой игрушки. Выкраивание крылышек, хвоста, гребешка, бородки клюва. Подбор глазок из бусинок. Практическая работа: Изготовление мягкой игрушки «Курочка»: -Раскрой курочки. - Соединение деталей курочки - Набивка мягкой игрушки – курочки. - Выкраивание крылышек, хвоста, гребешка, бородки клюва. Подбор глазок из бусинок. - Пришивание деталей к основе-курочке. Изготовление мягкой игрушки «Пингвин»: -Раскрой пингвина. - Соединение деталей пингвина - Набивка мягкой игрушки – пингвина - Выкраивание крылышек, хвоста, гребешка, бородки клюва. Подбор глазок из бусинок. - Пришивание деталей к основе- пингвину Изготовление мягкой игрушки «Утенок»: -Раскрой утенка. - Соединение деталей утенка - Набивка мягкой игрушки - утенка - Выкраивание крылышек, хвоста, гребешка, бородки клюва. Подбор глазок из бусинок. - Пришивание деталей к основе- утенку. | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | |
2 | Братья наши меньшие | Особенности лекала четвероногих животных и зверей. Составление лекала животного или зверя. Раскрой. Соединение деталей животного или зверя. Особенности набивки мягкой игрушки. Практическая работа: Изготовление мягкой игрушки «Собачка»: - Составление лекала собачки - Раскрой собачки - Соединение деталей собачки - Выкраивание ушей, ступней, хвоста, глаз собачки - Пришивание ступней, ушей, хвоста собачки - Набивка мягкой игрушки собачки - Оформление мордочки и головы собачки Изготовление мягкой игрушки «Слоник»: - Составление лекала слоника - Раскрой слоника - Соединение деталей слоника - Выкраивание ушей, ступней, хвоста, глаз слоника - Пришивание ступней, ушей, хвоста слоника - Набивка мягкой игрушки слоника - Оформление мордочки и головы слоника Изготовление мягкой игрушки «Жираф»: - Составление лекала жирафа - Раскрой жирафа - Соединение деталей жирафа - Выкраивание ушей, ступней, хвоста, глаз жирафа - Пришивание ступней, ушей, хвоста жирафа - Набивка мягкой игрушки жирафа - Оформление мордочки и головы жирафа | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
3 | Лесные жители | Особенности построения лекала. Составление лекала животного, которое находится в положении – стоя на двух ногах. Раскрой. Соединение деталей животного, которое находится в положении – стоя на двух ногах. Особенности набивки мягкой игрушки. Практическая работа: Изготовление мягкой игрушки «Кролик»: - Составление лекала кролика - Раскрой кролика - Соединение деталей кролика - Выкраивание ушей, ступней, хвоста, глаз кролика - Пришивание ступней, ушей, хвоста кролика - Набивка мягкой игрушки кролика - Оформление мордочки и головы кролика Изготовление мягкой игрушки «Медвежонок»: - Составление лекала медвежонка - Раскрой медвежонка - Соединение деталей медвежонка - Выкраивание ушей, ступней, хвоста, глаз медвежонка - Пришивание ступней, ушей, хвоста медвежонка - Набивка мягкой игрушки медвежонка - Оформление мордочки и головы медвежонка -Изготовление одежды медвежонку | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
4 | Изготовление сувениров | Что такое – сувенир, его назначение. Разновидности сувениров. Назначение сувениров. Из чего мы будем изготавливать сувениры? Подготовка рисунка - трафарета. Раскрой поделки. Соединение деталей. Изготовление сувенира. Практическая работа: Изготовление сувенира «Веселый Новый год»: - нанесение рисунка на материал - Раскрой сувенира - Соединение деталей сувенира - Отделка сувенира - Оформление рамочки, паспарту или заключительная обработка поделки Изготовление сувенира «Поздравляем папочку»: - нанесение рисунка на материал - Раскрой сувенира - Соединение деталей сувенира - Отделка сувенира - Оформление рамочки, паспарту или заключительная обработка поделки Изготовление сувенира «Милой мамочке»: - нанесение рисунка на материал - Раскрой сувенира - Соединение деталей сувенира - Отделка сувенира - Оформление рамочки, паспарту или заключительная обработка поделки | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | |
5 | Итоговое занятие | Подведение итогов прошедшего учебного года. Игры, викторины. | 2 | 2 |
Итого: 144 10 134
Учебно-тематический план
(2-го года обучения)
№ | Название темы | Всего часов | Кол-во теор. часов | Кол-во практ. часов |
1 | Вводное занятие | 3 | 3 | |
2 | Кукла-кармашек. | 33 | 3 | 30 |
3 | Кукла | 45 | 6 | 39 |
4 | Медведи | 30 | 6 | 24 |
5 | Игрушка-подушка | 45 | 3 | 42 |
6 | Термос – самоделкин | 30 | 3 | 27 |
7 | Изготовление сувениров. | 27 | 3 | 24 |
8 | Итоговое занятие | 3 | 3 |
Всего часов: 216 30 186
Содержание программы
1 года обучения
№ | Название раздела | Содержание занятий | Всего часов | К-во теоретич. часов | К-во практич. часов |
1 | Вводное занятие. | Вводный инструктаж. Игры, викторины на темы пройденного материала | 3 | 3 | |
2 | Изготовление мягких игрушек «Куклы». | Вспомнить, что такое лекало. Особенности построения лекала куклы - кармашка. Составление лекала куклы - кармашка. Раскрой куклы - кармашка. Соединение деталей куклы - кармашка. Набивка мягкой игрушки. Выкраивание дополнительных деталей. Подбор глазок из бусинок, ткани, формирование носика, изготовление волос, формирование лица. Пошив одежды, отделка куклы - кармашка. Практическая работа: Изготовление мягкой игрушки «куклы - кармашка»: -Раскрой куклы - кармашка. - Соединение деталей куклы - кармашка - Набивка мягкой игрушки – куклы – кармашка. –Выкраивание дополнительных деталей -Подбор и наклеивание глазок из бусинок, ткани кожи. -Формирование носика. -Изготовление волос. -Закрепление волос на голове. - Формирование лица. - Пришивание деталей к основе- кукле - кармашку. -Оформление куклы кармашка. Изготовление мягкой игрушки «Кукла – Машенька»: Особенности построения лекала куклы – Машеньки. Составление лекала куклы - Машеньки. Раскрой куклы - Машеньки. Соединение деталей куклы - Машеньки. Набивка мягкой игрушки. Выкраивание дополнительных деталей. Подбор глазок из бусинок, ткани, формирование носика, изготовление волос, формирование лица. Пошив одежды, отделка куклы - Машеньки. Практическая работа: Изготовление мягкой игрушки «куклы - Машеньки»: -Раскрой куклы - Машеньки. - Соединение деталей куклы - Машеньки - Набивка мягкой игрушки – куклы – Машеньки. –Выкраивание дополнительных деталей -Подбор и наклеивание глазок из бусинок, ткани кожи. -Формирование носика. -Изготовление волос. -Закрепление волос на голове. - Формирование лица. - Пришивание деталей к основе- кукле - Машеньки. -Оформление куклы Машеньки. -Пошив платья -Пошив шляпки и тапочек | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 | 3 | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 |
3 | Медведи | Особенности построения лекала медвежонка. Составление авторского лекала медвежонка. Раскрой медвежонка. Соединение деталей медвежонка. Набивка мягкой игрушки. Выкраивание дополнительных деталей. Подбор глазок из бусинок, ткани, формирование носика, изготовление волос, формирование лица. Изготовление одежды, отделка медвежонка. Практическая работа: Изготовление мягкой игрушки «медвежонка»: -Раскрой «медвежонка». - Соединение деталей «медвежонка» - Набивка мягкой игрушки – «медвежонка» –Выкраивание дополнительных деталей -Подбор и закрепление глазок из пуговиц, ткани кожи. -Стрижка мордочки -Формирование носа, рта -Изготовление чубчика или челочки, если это девочка. -Закрепление волос на голове. - Формирование мордочки. Утяжка. - Изготовление одежды и аксессуаров для медвежонка. Создание образа. -Оформление медвежонка. | 3 3 3 3 3 3 3 3 9 3 | 3 | 3 3 3 3 3 3 3 9 3 |
5 | Термос - самоделкин | Особенности построения лекала термоса. Составление лекала термоса. Раскрой термоса. Соединение деталей термоса. Набивка мягкой игрушки- термоса. Выкраивание дополнительных деталей. Подбор глазок из бусинок, ткани, формирование носика, изготовление волос, формирование лица. Отделка термоса. Практическая работа: Изготовление мягкой игрушки «термоса-самоделкина»: -Раскрой термоса. - Соединение деталей «термоса» - Набивка мягкой игрушки – «термоса» –Выкраивание дополнительных деталей -Сшивание дополнительных деталей - Прикрепление ручек и ножек -Выкраивание крышки -Соединение деталей -Крепление прокладки -Вшивание крышки в термос-самоделкин -Изготовление петельки для крышки -Крепление петельки, пришивание пуговицы для крышки -Подбор и закрепление глазок из пуговиц, ткани кожи -Формирование носа, рта -Изготовление чубчика -Закрепление волос - Формирование мордочки -Оформление термоса-самоделкина | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 | |
5 | Игрушки-подушки | Какие бывают - подушки? О наполнителе подушек. Демонстрация образцов, фотографий подушек-игрушек. Особенности построения лекала подушек-игрушек. Составление лекала подушек-игрушек. Раскрой подушек-игрушек. Соединение деталей подушек-игрушек. Набивка подушек-игрушек. Выкраивание дополнительных деталей. Подбор глаз из ткани, пуговиц, формирование глаз, носика, изготовление волос, формирование морды. Отделка подушек-игрушек. Практическая работа: Изготовление игрушек - подушек -Раскрой туловища игрушек - подушек - Соединение деталей туловища игрушек - подушек - Набивка туловища игрушки - подушки -Раскрой головы игрушек - подушек -Соединение деталей головы игрушек - подушек - игрушек - подушек -Набивка головы игрушек - подушек -Раскрой ушей для игрушек - подушек -Сшивание ушей для игрушек - подушек -Если необходимо, набивка ушей -Вшивание ушей в голову игрушек - подушек -Вшивание головы в туловище игрушки -Выкраивание лап или ног - Соединение деталей лап или ног -Набивка лап или ног - Вшивание лап или ног в туловище игрушек - подушек -Подбор и закрепление глаз из пуговиц, ткани кожи -Формирование носа, рта, языка -Изготовление чубчика -Закрепление волос - Формирование морды -Оформление игрушек - подушек | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 | 3 | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 |
6 | Изготовление сувениров | Вспомнить, что такое – сувенир, его назначение. Разновидности сувениров. Назначение сувениров. Из чего мы будем изготавливать сувениры? Подготовка рисунка - трафарета. Раскрой поделки. Соединение деталей. Изготовление сувенира. Практическая работа: Изготовление сувенира «Веселый Новый год»: - нанесение рисунка на материал - Раскрой сувенира - Соединение деталей сувенира - Отделка сувенира - Оформление рамочки, паспарту или заключительная обработка поделки Изготовление сувенира «Поздравляем папочку»: - нанесение рисунка на материал - Раскрой сувенира - Соединение деталей сувенира - Отделка сувенира - Оформление рамочки, паспарту или заключительная обработка поделки Изготовление сувенира «Милой мамочке»: - нанесение рисунка на материал - Раскрой сувенира - Соединение деталей сувенира - Отделка сувенира - Оформление рамочки, паспарту или заключительная обработка поделки | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 | 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 3 | |
5 | Итоговое занятие | Подведение итогов прошедшего учебного года. Игры, викторины. | 3 | 3 |
Итого: 216 30 186
Методическое обеспечение
дополнительной образовательной программы.
№ | Название раздела | Форма занятий | Приемы и методы | Форма подведения итогов |
1 | Вводное занятие. | Беседа | Словесные методы, вводный инструктаж по Т.Б. | |
2 | Составление лекала, моделирование игрушек. | Беседа, практическая работа | Словесные методы и наглядные пособия, показ | Вопросы, самостоятельная работа |
3 | Раскрой мягкой игрушки. | Беседа, практическая работа | Словесные методы, показ, рассказ | Вопросы, самостоятельная работа |
4 | Соединение деталей. | Беседа, практическая работа | Словесные методы, показ, рассказ | Вопросы, викторины, самостоятельная работа |
5 | Набивка деталей мягкой игрушки. | Беседа, практическая работа | Словесные методы, показ, рассказ | Вопросы, викторины, самостоятельная работа |
6 | Сборка мягкой игрушки. | Беседа, практическая работа | Словесные методы, показ, рассказ | Вопросы, викторины, самостоятельная работа |
7 | Оформление мягкой игрушки. | Беседа, практическая работа | Словесные методы, показ, рассказ | Вопросы, самостоятельная работа |
8 | Изготовление аксессуаров для мягкой игрушки. | Беседа, практическая работа | Словесные методы, показ, рассказ | Вопросы, самостоятельная работа |
10 | Самостоятельно, поэтапное выполнение мягкой игрушки. | Беседа, практическая работа | Словесные методы, показ, рассказ | Вопросы, самостоятельная работа |
11 | Итоговое занятие. | Экскурсии, мероприятия (праздники) | Словесные методы | Дидактические, подвижные игры, викторины |
Список используемой литературы:
- Андронова С.М. Волшебная нить, Пермская книга, 1994.
- Конышева Н.М. Секреты мастеров, М.: Московские учебники, 2000.
- Кадж Д. Мишки. – Олма – пресс Гранд, 2006.
- Лущик Л.И. – Игрушка – трансформер – М.: Эксмо, 2007.
- Лапина Л.В. – Чудеса из ткани своими руками – « Академия развития», 1997.
- Онищенко В.В. - Мягкие игрушки своими руками – Мир книги, 2007.
- Рукоделие в начальных классах – М.: Просвещение, 1985.
- Рукоделие. – Харьков.: Фолио, 1996.
Правила техники безопасности при работе с ножницами, иголками, булавками.
- Ножницы класть справа, лезвия у них должны быть сомкнуты; кольцами к себе, чтобы при движении не уколоться об их острые концы.
- Следить, чтобы ножницы не падали на пол. При падении они могут поранить тебя или твоего товарища. При падении у ножниц портятся лезвия.
- Ножницы во время работы класть справа, острием от себя.
- Передавать ножницы кольцами вперед.
- Нельзя держать и класть на стол ножницы с раскрытыми лезвиями, они должны быть сомкнутыми.
- Не шить ржавой иглой. Она плохо прокалывает ткань, оставляет на ней ржавчину и, кроме того, может сломаться.
- Во время работы не вкалывать иглы и булавки в одежду. Хранить в специальной подушечке.
- Не перекусывать нитку зубами – можно поранить губы и испортить эмаль.
- Кусочки сломанной иглы не бросать, а собрать и сдать педагогу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования "Активисты школьного музея"
Программа дополнительного образования творческого объединения «Активисты школьного музея» составлена на основе Программы дополнительного образования детей «Активисты школьного музея» авторы Казу...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дополнительного образования направление «Профессиональная подготовка» курс «Путь к профессии»
Вопрос жизненного выбора, профессионального самоопределения выпускников был и остается одним из самых важных и сложных для образовательных учреждений, старшеклассников, их родителей....
Рабочая программа дополнительного образования. Логопедические занятия для коррекционных классов VII вида.
Задачи рабочей программы:- практическая реализация компонентов федерального государственного образовательного стандарта в коррекционной работе на голопедических занятиях;- определение содержания, объе...
Рабочая программа дополнительного образования ( Кружок «Информатика»)
Рабочая программа дополнительного образования: кружок по информатике для 5-7 классов на 2011-2012 учебный год....
Рабочая программа по физкультуре по теме: Рабочая программа дополнительного образования детей "Игра в пионербол" для учащихся 2-4 классов
Особенностью программы является то, что она, основываясь на курсе обучения игре в пионербол, раскрывает обязательный минимум учебного материала для такого рода программ. Курс обучения игре в пионербол...
Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка» Рабочая программа дополнительного образования кружок «Золушка»
Срок реализации программы (октябрь-май) на учебный курс отводится 32 час (из расчета 1 час в неделю)....
Рабочая программа дополнительного образования детей "Обучение игре на баяне" на основе типовой учебной программы Министерства культуры РФ.
Программа обучения учащихся по классу баяна МОУ ДОД Хоровой школы мальчиков и юношей имеет художественно-эстетическую музыкальную направленность. Индивидуальное обу...