Представление собственного педагогического опыта
материал
описание собственного педагогического опыта воспитательной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.64 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление педагогического опыта
Проказовой Ирины Владимировны
воспитателя ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат»
Тема моего педагогического опыта «Воспитание духовно-нравственной культуры у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья».
Дата рождения: 28.03.1977г
Профессиональное образование: олигофренопедагог, учитель-логопед
Высшее,МГПИ им. М.Е. Евсевьева, диплом -регистрационный номер 1521, дата выдачи 30.06.1999г.
Стаж педагогической работы: в должности воспитателя-21 год
Общий трудовой стаж: 21 год
Наличие квалификационной категории: высшая
Дата последней аттестации: 16.12.2015г.(Приказ № 1231 от 22.12.2015г)
Актуальность проблемы.
Понятие «нравственное воспитание» всеобъемлюще. Оно пронизывает все стороны жизнедеятельности человека. Именно поэтому выдающийся педагог современности В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обосновано считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. «Сердцевина нравственного воспитания – развитие нравственных чувств личности».
Нравственное воспитание – непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь. Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие, и на воспитание эстетических чувств и интересов.
Работа в школе-интернате имеет свои особенности, так как там обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети испытывают затруднения в формировании морально-этических понятий, в становлении оценки и самооценки социально-значимых черт личности.Поэтому задача воспитанности школьников имеетне только теоретическое, но и большое практическое значение.
Жизнь детей в детском доме ограничивает их контакты с внешним миром и обедняет условия для приобретения собственного опыта. Дефицитарность опыта обусловливает низкий уровень социальной компетентности, свойственный воспитанникам-сиротам, что впоследствии нарушает процесс их включения в жизнь общества, снижает возможности усвоения принятой системы ценностей, норм, знаний и представлений.
Поэтому умственноотсталые ( с интеллектуальными нарушениями) дети должны быть воспитаны так, чтобы их самостоятельное поведение в разнообразных жизненных ситуациях соответствовало существующим в обществе социальным нормам.
Основная идея.
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Формирование потребностей к познанию нового, умение выстраивать свои отношения с окружающими людьми, успешно включиться в жизнь общества.
В связи с этим основными задачами воспитательной работы являются:
- Помощь в становлении личности ребенка;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Развитие социальной активности воспитанников;
- Подготовка к самостоятельной жизни в условиях рынка;
- Формирование ценностных установок;
- Подготовка выпускника для поступления в учреждения профобразования.
Теоретическая база.
Главную роль в изучении своей проблемы я отвожу программе «Становление», разработанной Министерством образования РФ.
В данной программе подробно описываются формы проведения занятий, в том числе по духовно-нравственному воспитанию. Некоторые из них взяты мною для практической деятельности:
- беседы,
- практические занятия.
Также мне показалась интересной программа Точилиной Л.Н. Данная программа включает в себя темы, актуальные для формирования этических, эстетических навыков и общей культуры умственно отсталых школьников.
Из данной программы я выделила и взяла на вооружение следующие задачи:
- формирование и закрепление навыков общественного поведения в школе и общественных местах.
- коррекция межличностного общения.
- повышение уровня общего развития и культуры воспитанников.
Также мне показались интересными идеи Головиной Т.Н., Грошенкова И.А., Миловской С.М., которые я применяю в своей практике.
Новизна.
Новизна педагогического опыта по данной проблеме определяется изучением нравственного воспитания школьников с интеллектуальными нарушениями, научным обоснованием системы коррекционно-педагогического воздействия на нравственное развитие детей с интеллектуальными нарушениями посредством воспитательных занятий, выявлением условий развития нравственных ценностей; в создании системы методов и средств, направленных на развитие нравственных ценностей детей с интеллектуальными нарушениями.
Технология опыта.
Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве – это кардинальный принцип педагогики.
Выдвигаемые принципы:
- Учить детей делать выбор, принимать решения и нести за них ответственность;
- Формировать у воспитанников позитивное отношение к людям;
- Воспитывать потребность в труде как образе жизни;
- Воспитывать способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей;
- Прививать навыки самоконтроля.
Моя задача - подготовить своих воспитанниц к самостоятельной жизни,помочь детям выделить, осмыслить, обобщить те нравственные нормы, которые подлежат усвоению Неумение разобраться в ситуации, осознать причинно – следственные связи между поступком и его результатом, часто является истинной причиной нарушения поведения детей. При этом важно, чтобы при усвоении правил поведения в различных ситуациях и видах деятельности воспитанники были активны и проявляли эмоционально-личностную заинтересованность в правильном поступке.
Эффективность нравственного воспитания во многом зависит от выбранной темы занятия, от того, как преподнесена информация. Тему занятий и материал выбираю исходя из возрастных особенностей детей, так, чтобы информация была понятна и доступна для восприятия.Применение в воспитательной работе разнообразных методов, форм, создание определенных организационно-педагогических условий позволяет обеспечить повышение эффективности нравственного воспитания. В своей работе использую следующие формы работы:
беседы;
игры;
целевые прогулки и экскурсии;
чтение художественной литературы;
решение ситуаций нравственного содержания;
творческая художественная деятельность детей;
конкурсы;
выставки;
использование ИКТ;
Результативность опыта.
Воспитатель осуществляет работу над нравственным воспитанием в системе внеурочных мероприятий. Перед нами стоит важнейшая задача по воспитанию нравственных навыков и привычек наших воспитанников, формированию у них единства слова и поведения. Весьма важной задачей является подчинение всех сторон внеурочной воспитательной работы моральному развитию детей.
В своей деятельности использую следующие направления в работе с воспитанницами:
1.Нравственное воспитание
– отработка коммуникативных моделей поведения в наиболее типичных ситуациях: школа, улица, столовая, магазин…, закладывание основ межличностных отношений; воспитание уважения к нравственным нормам;
-духовно-нравственное развитие детей продолжается в коллективном творчестве, которое способствует сплочению детей, учит уступать друг другу, воспитывает чувство ответственности, взаимопомощи и взаимовыручки и приносит детям радость;
Приложение 1. Воспитательная беседа с элементами диспута «Товарищество и дружба»
Приложение 2. Занятие « Изготовление куколки из конфетной обертки»
- газеты к праздникам, участие в выставках рисунков, поделок;
- экскурсии в храм, краеведческий музей;
- обогащение духовной культуры через тематические праздники («Рождество», «Масленица», «Пасха» , «9 мая»)
Приложение 3. Сценарий мероприятия к Дню Победы
https://infourok.ru/scenarij-prazdnika-ko-dnyu-pobedy-4488502.html
Приложение 4. Воспитательная беседа «9 мая -День Победы»
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/10/15/vospitatelnaya-beseda-9-maya-den-pobedy
- формирование культуры семейных отношений;
Приложение 5. Воспитательное мероприятие ко Дню Матери
https://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/2018/11/08/beseda-den-materi
Приложение 6 Воспитательное мероприятие «Семья - всему начало»
- развитие этической культуры (поведение, сознательная дисциплина, внешний вид);
Приложение 7. Беседа « Правила культуры поведения в общественных местах»
- деятельность в области формирования правовой культуры;
Приложение 8. Беседа « Права ребенка»
http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/09/14/beseda-prava-rebenka
- знакомство с законами РФ и правовыми документами, воспитание уважения к закону, к правам и интересам каждой личности.
Приложение 9. Программа по формированию законопослушного поведения детей.
- Изучение обязанностей и прав учащихся и граждан РФ.
2.Патриотическое воспитание
- воспитание духовности, гражданственности, патриотизма, чувства любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций; умения отвечать за свои поступки;
Приложение 10. Воспитательное занятие «Блокада Ленинграда» https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2016/02/03/beseda-blokada-leningrada
Приложение 11. Воспитательное занятие «Эхо Беслана»
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2017/02/25/beseda-eho-beslana
Приложение 12. Воспитательное мероприятие « Мордовия- моя малая Родина »
Приложение 13. Праздник « Мой дом-Россия »
- «Что значит быть гражданином своей страны?»; «Герои – наши земляки»; «День Защитника Отечества» и др.
3 .Охрана здоровья и физическое воспитание и безопасность - создание условий для формирования у воспитанников здорового образа жизни как залога духовно-нравственного воспитания;
формирование основ физической культуры, воспитание потребности в здоровом образе жизни.
Формирование основ безопасности и жизнедеятельности
Приложение 14. Воспитательное мероприятие по профилактике дорожно-транспортного происшествия «Вы-пешеход»
Приложение 15 .Воспитательная беседа по формированию ЗОЖ «Лунатизм»
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2017/11/15/beseda-lunnatizm
Приложение 16. Воспитательная беседа по формированию ЗОЖ «Вирусное заболевание-герпес»
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2017/11/15/virusnoe-zabolevanie-gerpes
Охрана жизни детей;
Приложение 17. Воспитательный час «Выработка навыков преодоления группового давления»
Приложение 18. Беседа по формированию ЗОЖ « Наши верные друзья»
Приложение 19. Воспитательная беседа «Вредные привычки»https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/11/15/vrednye-privychki
Приложение 20. Беседа о пожарной безопасности « Спички детям не игрушка »
Приложение 21 .Беседа о терроризме.
http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/09/14/beseda-o-terrorizme
https://infourok.ru/vospitatelnaya-beseda-o-terrorizme-4488475.html
- «Слагаемые здоровья», «Наркотики, психоактивные вещества и последствия их употребления» и др., а также веселые старты и подвижные игры в течение года.
Приложение 22. Воспитательная беседа «История табакокурения»
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2018/04/04/beseda-iz-istorii-tabakokureniya
Приложение 23. Беседа «Разговор о вредных привычках»
Приложение 24. Эвристическая беседа по профилактике наркомании « Нет наркотикам!»
Приложение 25. Воспитательное мероприятие «Дорожная безопасность»
4.Трудовое воспитание - воспитание положительного отношения к труду; вооружение основными самообслуживающими навыками труда; развитие потребности в труде, расширении знаний в области экономики;
-- формирование осознанного выбора профиля дальнейшего обучения. Создание благоприятных условий для личностного и профессионального самоопределения воспитанников.
Приложение 26. Беседа-викторина « Труд-основа жизни »
http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2015/09/14/beseda-viktorina-trud-osnova-zhizni
-«О рабочих руках и трудолюбии», «Деньги и их значение» и др., экскурсии на предприятия; практические занятия по уходу за одеждой, обувью, комнатными растениями.
5.Художественно-эстетическое воспитание - развитие у учащихся способностей, умений и навыков в художественной деятельности; приобщение к культурным ценностям и традициям; формирование чувства прекрасного, развитие эстетической потребности, эстетического вкуса, эстетического отношения к действительности.
-организация и проведение праздников:
Приложение 27. Республиканский многожанровый фестиваль «Звезды детства»
Приложение 28. Сценарий концертной программы « Город и твой и мой ».
Приложение 29.Сценарий концертной программы « Милые дети-счастья цветочки»
https://infourok.ru/scenarij-koncerta-milye-detki-schastya-cvetochki-4488488.html
Приложение 30. Концертная программа в рамках фестиваля « Звезды детства»
Приложение 31. Сценарий программы фестиваля «Звезды детства» https://nsportal.ru/shkola/stsenarii-prazdnikov/library/2020/10/12/stsenariy-mnogozhanrovogo-festivalya-zvezdy-detstva
- «Живой мир нашего края»; «Легенды о весенних цветах»; «Знаменитые художники Мордовии. Ф.Сычков»; участие воспитанников в концертах, конкурсах, выставках; экскурсии в природу.
Приложение 32. Воспитательная беседа «Первоцветы»
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2017/02/25/beseda-pervotsvety
Приложение 33. Воспитательная беседа «Японская живопись»
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/11/15/beseda-yaponskaya-zhivopis
Приложение 34 . Занятие по изобразительной деятельности с элементами музыкального исполнительства « Мой добрый друг-художник круг»
-литературные часы, чтение художественной литературы: в процессе чтения дети познают окружающий мир, человеческие взаимоотношения; прививаются нормы нравственного поведения в виде ярких художественных образов.
Приложение 35 .Воспитательная беседа «Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова» https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2017/11/15/beseda-zhizn-i-tvorchestvo-m-yu-lermontova
Приложение 36. Воспитательное мероприятие «Жизнь и творчество В.И.Даля»
https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2017/11/15/dal
Приложение 37. Воспитательная беседа «Жизнь и творчество А.С. Пушкина»
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2017/11/15/besedazhizn-i-tvorchestvo-a-s-pushkina
Приложение 38. Воспитательная беседа «200лет со дня рождения А.К. Толстого»
Каждое из направлений находит отражение:
- в способах организации совместной деятельности воспитателя и воспитанников во внеучебной деятельности; в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;
- в организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности воспитанников;
- в организации общешкольных мероприятий.
Наблюдая за своими воспитанниками, я пришла к выводу, что работа по воспитанию духовно-нравственной культуры дает определенные результаты, поэтому реализация этой проблемы остается актуальной. Работа в данном направлении мною будет продолжаться. В дальнейшем ставлю перед собой следующие задачи:
- Продолжение разработки темы.
- Создание общей системы работы, связанной с духовно-нравственным воспитанием.
Обобщение педагогического опыта происходит на ШМО, заседаниях педагогического совета, семинарах в виде выступлений, докладов, открытых мероприятий, печатании материалов в сборниках.
Приложение 39. Доклад «Нравственное воспитание детей с ОВЗ»
https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2020/10/12/doklad-nravstvennoe-vospitanie-detey-s-ovz
https://infourok.ru/doklad-nravstvennoe-vospitanie-detej-s-ovz-4487952.html
Приложение 40. Доклад «Традиции духовно-нравственного воспитания детей с ОВЗ»
https://infourok.ru/doklad-tradicii-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detej-s-ovz-4488026.html
Приложение 41. Выступление на методическом объединении воспитателей « Реализация Концепции духовно-нравственного воспитания»
Приложение 42. Сценарий проведения педагогического совета « Совершенствование воспитательной работы в условиях реализации Концепции духовно-нравственного развития, воспитания граждан России и программы развития воспитательной компоненты ОУ»
Приложение 43. Статья в сборнике « Сценарии воспитательных мероприятий( Из опыта воспитателей специальных( коррекционных) школ)».
Список литературы.
1.А.С.Белкин «Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы». Москва, «Просвещение», 1982.
2.Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации/Ом. гос. пед. ин-т им. Горького – Омск.
3.Журналы: Воспитание школьников.
4.В.Ф.Мачихина «Внеклассная воспитательная работа во вспомогательной школе-интернате». М.: 1983г.
5.Организация и планирование воспитательной работы в специальной (коррекционной) школе – интернате, детском доме. – Пособие для воспитателей и учителей.
6.Подласный И.П. Педагогика – М.: Владос, 2005.
7.Т.И. Пороцкая «Работа воспитателя вспомогательной школы. М., «Просвещение», 1984.
8.А.З. Рахимов «Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель 2001. №6.
9.Н.Д. Соколова, Л.В. Калинникова. «Дети с ограниченными возможностями: проблемы инновационные тенденции в обучении и воспитании. Москва, 2001.
10.Специальная педагогика/Под. Ред. Н.М. Назаровой. М., 2000.
11. Интернет-ресурсы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного педагогического опыта
Представление личного педагогического опыта учителя иностранного языка для конкурса педагогического мастерства в г. Бологое...

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"
Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...

Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....
Представление собственного педагогического опыта
Материал для аттестации учителя...

Публичное представление собственного педагогического опыта
Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...
Представление собственного педагогического опыта
материал представляет собой обобщение опыта работы в школе за последние несколько лет...