Представление собственного педагогического опыта
материал по теме
Материал для аттестации учителя
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Представление собственного инновационного педагогического опыта
учителя биологии Трониной Ирины Дмитриевны
Фамилия, имя, отчество: Тронина Ирина Дмитриевна
Предмет: Биология
Педагогический стаж: 25лет
Категория, разряд: первая квалификационная категория, 12 разряд
...сильным, опытным
становится педагог, который
умеет анализировать свой труд.
В.А. Сухомлинский
В условиях перехода на Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения методика обучения в современной школе переживает сложный период. Происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет в рамках нового Федерального государственного стандарта.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу обучения. Эти обстоятельства требуют поиска инновационных средств, форм и методов обучения и воспитания.
Моя позиция
Перед каждым учителем в течение всей его педагогической деятельности стоит вопрос: чему учить и как учить. Решение этого вопроса на разных жизненных этапах и определяет неповторимость учителя, его профессиональное кредо, личностную позицию. Особенно остро стоят эти вопросы перед учителем биологии: нужно не только сообщить сумму знаний, изучить законы природы, но воспитывать думающего человека, умеющего разумно относиться к природе, беречь, сохранять ее, то есть дать ему те знания, которые нужны в жизни. Тема самообразования: «Современные образовательные технологии на уроках биологии как средство повышения эффективности обучения».
- Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям
Актуальность. Наше время — время перемен. России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей, востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству. Актуальность педагогического опыта определяется необходимостью разрешения противоречия между тенденциями инновационного образовательного процесса и традиционными технологиями обучения и воспитания учащихся.
Перспективность. Сегодня повышение информационной культуры с максимальным использованием информационных технологий означает постоянный поиск новых форм рабо-ты. В настоящее время мультимедийные технологии – это одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий в учебном процессе. Использование компьютерных технологий наряду с традиционными методическими средствами способствует интенсификации процесса обучения, не умаляя ни в коей мере значимость роли педагога.
- Концептуальные основы обучения биологии
Концептуальные основы биологического образования разработаны Л.Т.Бельковым, С.Н. Глазачевым, Н.М. Мамедовым, В.С. Шиловой. Они направлены на подготовку подрастающего поколения к нормативному взаимодействию со всеми элементами среды жизни и деятельности.
Однако, педагогическая практика показывает, что уровень социально-экологического образования в настоящий момент в школах низкий, а творческая деятельность школьников не достаточно сформирована. Задачи общеобразовательной школы состоят не только в том, чтобы сформировать определѐнный объѐм социально-экологических знаний, но и способствовать формированию творческой деятельности школьников, направленной на осознание значимости своей практической помощи природе. Формирование таких качеств у школьников особенно эффективно происходит в процессе научно-исследовательской творческой деятельности. Исследовательский характер деятельности способствует воспитанию у школьников инициативы, активного, добросовестного отношения к научному эксперименту, увеличивает интерес к изучению экологического состояния своей местности, экологических проблем родного края. Творческая научно-исследовательская работа социально-экологического содержания должна стать одной из наиболее массовых и перспективных форм в практической деятельности школьников в рамках образовательного процесса при обучении биологии.
Важное значение уделяю практической работе школьников. Использую приемы составления алгоритмов, работу в группах, в парах, индивидуальную работу. Существенную роль для развития творческой активности играет выполнение проектов, исследовательских работ, решение технологических задач. Исследовательские проекты по биологии практикуются на всех ступенях обучения, учитывая особенности и методику исследования.
- Наличие теоретической базы опыта
В построении схемы работы я опиралась на понятие :
- субъектного опыта, введенного И. С. Якиманской,
- принципы личностно ориентированной технологии образования, основанные на мультисенсорном подходе, описанные А. А. Плигиным,
- принципы демократизации, дифференциации, гуманизма.
Теоретической базой опыта явились работы таких ученых как Якиманская И. С., Хуторской А. В. Работы этих ученых представлены в разных методических пособиях. Приведу лишь некоторые из них: Развивающее обучение.-М.:Педагогика,1979-(Воспитание и обучение. Б-ка учителя), Якиманская И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе.М.:Сентябрь,1996.
В своей работе по реализации педагогических задач в области развития познавательной активности и повышения творческих способностей учащихся руководствуюсь программно – методическим обеспечением образовательного процесса: Программы общеобразовательных учреждении биологии для 6-11 классов
Завершенная предметная линия | Вертикаль: Пасечник В.В. |
.Пасечник В.В. Биология. 6 кл. [ДРОФА]
Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. 7 кл. [ДРОФА]
.Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. 8 кл. [ДРОФА]
Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. 9 кл. [ДРОФА]
- Ведущая педагогическая идея
Фундаментом нашей концепции является идея личностно-ориентированного обучения, выработанная А.В. Хуторским. Её суть состоит в том, что в основе личностно-ориентированной парадигмы обучения – признание уникальной сущности каждого ученика и индивидуальности его учебной траектории.
Правильное представление о содержании биологического образования, является важным ориентиром в работе учителя. Вопреки давно сложившимся традиционным взглядам, содержание образования не должно сводиться только к знаниям и умениям. Современная трактовка понятия « содержание образования » даётся, например, в трудах дидакта И.Я. Лернера. Главным компонентом содержания образования он называет опыт творческой деятельности.
При творческом решении новой для себя проблемы ученики обязательно применяют усвоенные ранее знания и умения в новой ситуации, творчески
преобразуя их в соответствии с содержанием проблемы. Данные о критериях творческой деятельности, с помощью которых её можно узнать при обучении биологии, имеются в специальной литературе. Основные черты содержания опыта творческой деятельности рассматривались Ж. Пиаже, П.Я. Гальпериным, Д.Б. Элькониным, С.Л. Рубинштейном, Л.С. Выготским, Н.А. Менчинским, И.Я. Лернером и другими учеными.
Однако, без усвоения школьниками программных знаний и умений по биологии невозможно полноценная творческая деятельность.
- Оптимальность и эффективность средств
Применение метода проектов является поиском путей решения проблем, которые в рамках традиционно используемых методов обучения решить невозможно в связи с различным стартовым уровнем знаний и умений школьников по биологии. Даже знания детей с высоким уровнем подготовки, как правило не выстроены в логике курса и требуется идентификация пробелов в знаниях с последующей коррекцией.
В настоящее время метод проектов активно внедряется учителями биологии в образовательный процесс. Как показывает опыт учителей, данный метод является эффективным методом обучения. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах обучения.
Практика позволяет выделить некоторые общие, наиболее эффективные приемы применения таких пособий:
1. При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами;
2. При проведении устных упражнений. Дает возможность оперативно предъявлять задания и корректировать результаты их выполнения;
3. При проверке фронтальных, самостоятельных работ. Обеспечивает, наряду с устным, визуальный контроль результатов;
4. При проверке домашних работ. Методика аналогична методике, применяемой для самостоятельных работ;
5. При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану.
Цель мультимедийной презентации – донести информацию в наглядной, легко воспринимаемой форме.
- Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижения обучаемых);
Результаты участия обучающихся в предметной олимпиаде.
Учебный год | Ф.И. уч-ся | Класс | Уровень участия | Результат |
2010-2011 | Елаев Дмитрий | 7 А | муниципальный | призер |
2010-2011 | Акимов Андрей | 9 А | муниципальный | призер |
2010-2011 | Акимов Андрей | 9 А | республиканский | участие |
2011-2012 | Гудин Андрей | 10А | муниципальный тур | участие |
2012-2013 | Пиваева Катя | 11 А | муниципальный тур | участие |
2013-2014 | Гудин Андрей | 11А | муниципальный | призер |
2013-2014 | Гудин Андрей | 11А | республиканский | участие |
Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся по учебным предметам
Учебный год | Ф.И. учащегося | класс | Уровень участия Название конкурса | Результат |
2010-2011 | Семанов Артем | 10 | 1 городская олимпиада по экологическому праву | участие |
2010-2011 | Артамонов Роман | 6 | Декоративно прикладное творчество | 3 место |
2010-2011 | Антипова Ирина | 9 | Открытая олимпиада для школьников | Финальный тур |
2011-2012 | Семанов Артем | 11А | «Зеленая планета» номинация «Энергия будущих поколений» | 3 место |
2011-2012 | Учащиеся 5 -10 классов | Всероссийский конкурс «Человек и природа» | участие | |
Учащиеся 9-11 классов | Конкурс агитбригад | 3 место | ||
2012-2013 | Учащиеся 1-11 классов | Всероссийский конкурс «Человек и природа» | участие | |
2012-2013 | Учащиеся 8-9 | Конкурс экоплаката «Жизнь в гармонии с природой» | диплом |
7 .Возможность тиражирования
По распространению опыта проводятся семинары районного и республиканского уровней, на которых идёт обмен опытом по использованию различных методических приёмов. Активно принимаю участие в городских и республиканских мероприятиях:
Выступления на педсоветах, МО.
Учебный год | Место проведения | Название мероприятия | Тема |
2010-2011 | МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» | Педагогический совет | Мастер-класс: интегрированный урок химия-биология по теме: «Азот и его соединения» |
2011-2012 | МОУ«Средняя общеобразовательная школа №28» | Выступление на МО классных руководителей | ««Влияние СМИ и компьютера на здоровье ребенка» |
2011-2012 | МОУ«Средняя общеобразовательная школа №28» | Педагогический совет | «Что должен знать и уметь компетентный учитель» |
2012-2013 | МОУ«Средняя общеобразовательная школа №28» | Педагогический совет | «Исследовательский подход в обучении как основа успешной социализации школьников» |
2012-2013 | МОУ«Средняя общеобразовательная школа №28 | Выступление на МО классных руководителей | «Формы и методы работы участников и органов ученического самоуправления |
2012-2013 | МОУ«Средняя общеобразовательная школа №28» | Выступление на МО учителей естественно –математического цикла | «Креативные задания на уроках биологии» |
2012-2013 | МОУ«Средняя общеобразовательная школа №28» | Выступление на МО классных руководителей | «Формы и методы участников и органов ученического самоуправления» |
2013-2014 | МОУ«Средняя общеобразовательная школа №28» | Выступление на МО классных руководителей | «Духовно-нравственное воспитание школьников как cредство реализации ФГОС |
2013-2014 | МОУ«Средняя общеобразовательная школа №28» | Выступление на педагогическом совете | «Поддерживающий» классный руководитель» |
2013-2014 | МОУ«Средняя общеобразовательная школа №28» | Выступление на общешкольном родительском собрании | «Жестокие родители - жестокие дети» |
Проведение открытых уроков, мастер-классов, мероприятий.
Учебный год | Место проведения | Название мероприятия | Тема |
2010-2011 | МОУ«Средняя общеобразовательная школа № 28» | Внеклассное мероприятие в 10-11 классах | Экологическая конференция «Проблемы 21 века» |
2010-2011 | МОУ«Средняя общеобразовательная школа № 28» | Открытый урок для учителей школы | Урок биологии в 7 Б классе по теме: «Класс Земноводные»» |
21010-2011 | ГБОУРМДОД «РЦ ДОД» | Выступление на семинаре «Перспективы развития дополнительного образования в республике» | «Использование современных педагогических технологий в образовательном процессе» |
2010-2011 | МОУ«Средняя общеобразовательная школа № 28» | Открытый урок в рамках декады качества социальных услуг. | Урок биологии в 8 классе «Строение сердца» |
2011-2012 | МОУ«Средняя общеобразовательная школа № 28» | Интегрированный урок биологии в 10А классе | «Множественные аллели. Анализирующее скрещивание» |
2011 -2012 | МОУ«Средняя общеобразовательная школа № 28» | Классный час для слушателей курсов в МРИО | «16 ноября – Международный день Толерантности» |
2012-2013 | МОУ«Средняя общеобразовательная школа № 28» | Республиканский научно-практический семинар «Формирование здоровьесберегающей среды в общеобразовательном учреждении РМ» | Открытый классный час в 9 классе: «Молодежь за здоровый образ жизни» |
2012-2013 | МРИО | Выступление на республиканской научно-практической конференции в МРИО | «Предупреждение девиантного поведения подростков – важнейшее направление деятельности классного руководителя » |
2012-2013 | МОУ«Средняя общеобразовательная школа № 28 | Классный час для слушателей курсов в МРИО | «Здоровье нации в наших руках» |
2012-2013 | ГБОУРМДОД «РЦ ДОД» | Выступление по теме круглого стола «Интеграция основного и дополнительного образования» | «Дифференцированный подход при организации и проведении детских экологических акций и конкурсов» |
2013-2014 | МОУ«Средняя общеобразовательная школа № 28 | Урок в 9 Бклассе Мероприятие для 6 классов | «Бесполое размножение» «Мур-шоу» |
8. Приложения, наглядно иллюстрирующие основные формы и приёмы работы с учащимися:
Открытые уроки:
- «Бесполое размножение» урок в 9 классе
- «Строение сердца» урок в 8 классе
- «Гигиена пищеварения» урок в 8 классе
- ««Множественные аллели. Анализирующее скрещивание» 10 класс
- «Класс Земноводные» урок в 7 классе
Внеклассные мероприятия
- Агитбригада «ЗОЖ» -10 класс
- Молодежные субкультуры «Хиппи» -10 класс
- «Мур –шоу» -6 класс
- Классный час: Здоровье нации в наших руках 9 класс
Выступления :
- «Духовно-нравственное воспитание школьников как cредство реализации ФГОС» -выступление на МО классных руководителей
- «Жестокие родители - жестокие дети» выступление на общешкольном родительском собрании
- «Поддерживающий» классный руководитель» выступление на педагогическом совете.
Директор школы: Ермилова Н.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/14/picture-164241-1355481206.jpg)
Представление собственного педагогического опыта
Представление личного педагогического опыта учителя иностранного языка для конкурса педагогического мастерства в г. Бологое...
![](/sites/default/files/pictures/2015/04/19/picture-291632-1429468221.jpg)
Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"
Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/11/picture-303695-1381512708.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта
Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/27/picture-442448-1398617081.jpg)
Публичное представление собственного педагогического опыта
Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...
Представление собственного педагогического опыта
материал представляет собой обобщение опыта работы в школе за последние несколько лет...
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических технологий в учебно-воспитательном процессе»
Публичное представление собственного педагогического опыта учителя истории МБОУ «Кушкинская основная общеобразовательная школа» Терешкиной Е.Г. «Использование новых педагогических те...