Беседа: 125 лет со дня рождения Сергея Есенина
план-конспект занятия (5 класс)
1заинтересовать обучающихся личностью поэта, обратить внимание на глубокую лиричность его поэзии, любовь к Родине, природе;
Задачи:
Образовательные
– познакомиться с духовным миром поэта, эпохой;
- раскрыть особенность его поэзии: музыкальность, песенность, лиричность
Развивающие
– развивать творческие способности школьников
Воспитательные
– прививать любовь к поэтическому слову
– формировать эмоционально-эстетическую культуру школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
beseda_125-_let_so_dnya_rozhdeniya_sergeya_esenina.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»
Беседа
«125- лет со дня рождения Сергея Есенина.»
Подготовил: Хохлова И.В.
2020
Беседа на тему: 125- лет со дня рождения Сергея Есенина.
Начало: звучит песня в исполнении А. Малинина, на стихи С. Есенина «Мне осталась одна забава…»
Одновременно показывается презентация «Сергей Есенин: фотографии разных лет».
Воспитатель: Сегодня мы продолжаем нашу школьную традицию рождественских гостиных. Эта встреча посвящается великому русскому поэту Сергею Есенину. Жизнь его была короткая всего лишь 30 лет, но наследие Сергея Есенина бесценно.
. – Сергей Есенин! – это имя
В лесах моей родной России,
В березах нежных и осинах,
В сережках желтовато-синих,
В лугах из зелени весенней,
В стихах твоих, Сергей Есенин.
Мир знает обаятельнейшую улыбку Сергея Есенина, в которой щедро светилась русская душа. Есенин достиг звездной ясности и чистоты в воспевании российских просторов.
Поэты живут после смерти,
При жизни страдают они.
Их ловят мещанские сети,
Тираны их держат в тени,
Коль им не поют «аллилуя»
Народных глушин голоса.
Рассвет. Приближаюсь к селу я,
Где русский Поэт родился.
«Я родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, в селе Константиново», - писал С.Есенин в автобиографии. «Отец мой – крестьянин Александр Никитич Есенин, мать – Татьяна Федоровна. Детство провел у деда и бабки по матери в другой части села».
Вспоминая о своем детстве, Есенин пишет: "С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Потом меня учили плавать. Дядя Саша брал меня в лодку, отъезжал от берега и, как щенка, бросал в воду".
«Сергей был общительным и ласковым, - вспоминает сестра поэта Александра Есенина. – Приезжая в деревню, он собирал соседей, подолгу беседовал с ними, шутил… В погожее время поэт целыми днями пропадал на сенокосных лугах или на Оке…»
«Стихи я начал писать лет с 9, - вспоминал Сергей Есенин. - Лет в 18 был удивлен тем, что их не печатали и послал в Петербург…» В начале 1914 года Есенин впервые получил гонорар за стихи, напечатанные в журнале. Он принес эти деньги отцу, желая расположить его к своим литературным занятиям. Удалось не сразу: сначала отец был настроен против творчества сына.
Родился я с песнями в травном одеяле.
Зори меня вешние в радугу свивали.
Вырос я до зрелости, внук купальной ночи,
Сутемень колдованая счастье мне пророчит
Невзгоды крестьянской жизни, ее радости и надежды – все отразилось в есенинских задушевных строках. «Моя лирика, - не без гордости говорил поэт, - жива одной большой любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве». Об этом Есенин говорит в стихотворении 1914 г. «Гой ты, Русь моя родная».
«Гой ты, Русь моя родная».
Поэт Руси, он взял у ее природы даже характерные черты своей прекрасной внешности: чарующую синеву очей – у голубых озер и бездонных небес, мягкие кудри – у крон родных берез, золото волос – у российских нив. А главное, он взял у Родины глубокую и необъятную душу России.
«Край любимый».
Многие его стихи автобиографичны – это исповедь. В самые трудные минуты жизни Сергей Есенин обращался к верному своему другу, матери.
«Какой чистый и какой русский поэт», - говорил о нем Горький. Алексей Максимович точно определил глубинную суть Есенина-поэта, сказав, что он «не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения любви ко всему живому в мире и милосердия.»
Во многих стихотворениях Есенина запечатлена природа, как вечная красота и вечная гармония мира. Поэт как бы говорит нам: остановитесь на мгновение, посмотрите на окружающий вас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, на звездное ночное небо… Теплом и светом наполнены есенинские картины русской природы. Природа у поэта неотделима от человека, от его настроения, его земных радостей и тревог.
Звучит песня «Отговорила роща золотая».
Одновременно презентация «Осенняя композиция к стихотворению С.Есенина «Отговорила роща золотая».
Природа в стихах Есенина – всегда живой организм, она дышит, чувствует, живет. Есенинская Русь - голубая, синяя, "блестящая", "просветленная".
В чистые и нежные тона окрашивается любовная лирика поэта. Чувство любви раскрывается им, как пробуждение всего самого светлого и прекрасного в душе человека. В первом периоде творчества Сергея Есенина (до 1920-х гг.) стихи о любви - большая редкость. В этом плане показательно стихотворение 1916 г. "Не бродить, не мять в кустах багряных...". Здесь любимая - часть природы, сравнима с "песней и мечтой".
Любовь - основная тема великолепных "Персидских мотивов" и так называемого "зимнего цикла" (конец 1925 г.). Отличительные черты есенинской любовной лирики - высокий эмоциональный накал, душевная сверхобнаженность, какая-то безоглядная удаль. В передаче стихии любовного чувства Есенин по особенному (точнее сказать, "по-русски") глубоко индивидуален и музыкален.
Идут годы, сменяются поколения, но остается вечной поэзия Есенина, потому что в сегодняшнем трепетном, хрупком мире с его кризисами голос поэта призывает к человечности, к благоразумию, к любви.
Все ждет тебя, все ждет, не веря,
Что за тобой уж столько лет,
Как наглухо закрыты двери
На этот самый белый свет.
Ты нам оставил столько сини!
А сам ушел, как под грозой,
Оставшись на лице России
Невысыхающей слезой…
Сергей Есенин - великий поэт будет всегда почитаем и любим народом, так как стихи его зовут к добру и свету.
Викторина к литературной гостиной.
Учащихся делят на 4 группы: «Осень», «Зима», «Весна», «Лето». Соревнуются, выполняя задания. Жюри оценивает творческие группы.
Задание 1. Литературная викторина – «самый внимательный участник гостиной».
- Где и когда родился С.Есенин? (в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, в селе Константиново).
- Сколько лет прожил великий поэт? (Жизнь его была короткая всего лишь 30 лет).
- Как звали отца и мать С. Есенина? (Отец – Александр Никитич Есенин, мать – Татьяна Федоровна).
- Где провел детство русский поэт? (Детство провел у деда и бабки по матери в другой части села).
- С какого возраста Есенин начал писать стихи? (Стихи начал писать лет с 9).
- Назовите основные темы лирики С.Есенина? (тема Родины, природы, любви, крестьянская тема).
- Назовите стихотворения Есенина, положенные на музыку. («Мне осталась одна забава…», «Отговорила роща золотая», «Не жалею, не зову, не плачу…», «В этом мире я только прохожий» и др.)
- Что такое медитативная лирика? (Медитация - углубленное размышление, погружение в себя).
- Какова тема стихотворения «Собаке Качалова»? (любовь ко всему живому в мире).
- Назовите эпитеты из стихотворений Есенина к слову Родина? («Русь моя родная», «Край любимый», «удел желанный»).
Задание 2. «Лучшее коллективное прочтение стихотворения С.Есенина». Обязательное условие – стихотворение читает каждый участник группы (каждому по строчке).
Берутся стихотворения, которые звучали в гостиной.
Задание 3. Конкурс пантомимы – без слов изобразить:
- тему любви к матери;
- тему любви к животным;
- тему любви к родине;
- тему любви к природе или крестьянская тема.
Задание 4. Завершается конкурсная программа лучшим исполнением вальса и менуэта, но пары должны быть в новом составе.
Жюри подводит итоги, награждает команды сладкими призами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Поэтическая гостиная памяти Сергея Есенина (к 115 – летию со дня рождения). «Я сердцем никогда не лгу …»
Поэтическая гостиная памяти Сергея Есенина(к 115 – летию со дня рождения).«Я сердцем никогда не лгу …»...
Методическая разработка урока литературы по теме «Творчество Сергея Есенина»(11 класс). Тема урока - «Голубая Русь» Сергея Есенина. Тип урока –урок-исследование.
Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта....
Занятие-беседа "Эстетическое воспитание учащихся на примере творчества Сергея Есенина"
В материале раскрывается роль творчества Сергея Есенина в эстетическом воспитании обучающихся творческого объединения....
Внеклассное занятие к столетию со дня рождения Сергея Михалкова: « По стихам Сергея Михалкова.»
13 марта 2013 года – юбилейная дата в истории детской литературы: 100-летие со дня рождения С.В. Михалкова, известного сове...
Урок литературы по творчеству С.Есенина "Светлое и трагическое в жизни и творчестве Сергея Есенина"
Методическая разработка урока-обзора по творчеству Сергея Есенина.Цели урока:Обучающая: проанализировать стихотворения Есенина, отражающие взгляд на окружающий мир, его понимание прекрасного и возвыше...
Митинг, посвящённый 115-ой годовщине со дня рождения Сергея Есенина
Сценарий митинга, посвященного 115-ой годовщине со дня рождения Сергея Есенина...
Методическая разработка музыкально-поэтического урока литературы в 11 классе "Я сердцем никогда не лгу..." (к 125летию рождения Сергея Есенина)
Методическая разработка урока литературы в 11 классе "Я сердцем никогда не лгу..." (к 125летию рождения Сергея Есенина)...