"Россия - наша родина". Конспект урока по Основам религиозной культуры и светской этике.
план-конспект урока (5 класс) на тему
Данный урок разработан в соответствии ФГОС НОО и будет полезен учителям, преподающим курс "Основы религиозной культуры и светской этики".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_rossiya-nasha_rodina.docx | 39.67 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ « Школа № 362» г. Москва
Тема урока: «Россия – наша Родина»
УТЕНКОВА Ольга Викторовна
учитель русского языка и литературы
ГБОУ « Школа № 362»
ВАО г. Москвы
Урок: Основы светской этики.
Тема: «Россия – наша Родина»
Цели и задачи:
- познакомить учащихся с основными понятиями: Родина, отечество, государственные символы;
- способствовать развитию познавательного интереса, мыслительной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся средствами ИКТ, интереса к предмету;
- воспитывать чувства любви к Родине, ответственное отношение к своим поступкам, уважительное отношение к одноклассникам, дисциплинированность, аккуратность.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска.
1.Актуализация знаний
Ход урока:
- Организация деятельности учащихся.
1.Актуализация знаний.
-Давайте вспомним, как называется предмет, который мы изучаем?
- А кто наши помощники? (Мудрая черепаха и Муравьишка Вопрсик)
-Какие слова вам помогут составлять вопросы? (Учащиеся называют слова-помощники)
-Для чего нужно уметь задавать вопросы? (Чтобы многое узнать).
-Составьте вопросы ь том, как нужно вести себя в школьной столовой, библиотеке, раздевалке, на уроке, школьном дворе, при переходе проезжей части. Воспользуйтесь словами-помощниками.
- Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися.
У каждого листочка, у каждого ручья
Есть главное на свете – есть родина своя,
Для ивушки плакучей нет реченьки милей.
Для беленькой берёзки опушки нет родней.
Есть ветки у листочка, овражек у ручья…
У каждого на свете есть родина своя.
А там, где мы родились, где радостно живём.
Края свои родные…
МЫ РОДИНОЙ ЗОВЁМ.
- А, вы, ребята, как понимаете слово Родина? (Ответы учащихся)
- Что можете рассказать о своей Родине? (Заранее подготовленный ученик читает стихотворение З. Александровой. Текст может прочитать и сам учитель).
Если скажут слово-«Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор.
В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног
И большой соседней фабрики
Громкий радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
- Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня).
Работа с толковыми словарями.
- Найдите определение слова Родина в словарях. (Ученики делятся на группы. Каждая группа работает с одним из словарей)
- Запись в тетрадях:
Родина – это:
- Отечество, отчизна
- Родной край
- Родная сторона (сторонка)
- Страна, в которой человек родился.
Родители – отец и мать.
Родня – родственники, член рода.
Родословная – перечень поколений одного рода.
Составление пословиц (интерактивная доска)
- Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки о нашей Родине?
- Давайте соберём пословице о Родине.
(Каждая группа собирает по 3 пословицы)
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Родина краше солнца, дороже золота.
- Береги Родину, как зеницу ока.
- Родина-мать, умей за нее постоять.
- На чужой стороне Родина милей вдвойне.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Жить – Родине служить.
- Родина любимая, что мать родимая.
- Ребята, объясните значение последней пословицы.(Ответы учащихся)
- Для каждого человека мама – самый близкий, родной и любимый человек. Родину тоже называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит нас водами и, как мать, защищает нас от врагов. Любить Родину обязан каждый человек… с детства.
- А как вы понимаете, что значит «любить Родину»? (беречь, охранять, любить людей, свой народ)
Звучит песня «С чего начинается Родина?»
- У Михаила Матусовского есть хорошие слова:
С чего начинается Родина?
- На этот вопрос каждый ответит по своему, у каждого свои представления о Родине. Но одно ясно, что Родина – это самое дорогое, что есть у человека.
- Воздух, которым дышит человек, земля, на которой он живёт, солнце, дарящее тепло, мать, подарившая жизнь... для каждого человека эти вещи особенно важны.
- Самое прекрасное на свете – это Родина. У каждого из нас есть Родина.
- Ребята, а как называется наша Родина? (Россия)
- Откуда взялось такое название – «Россия»?
В стародавние времена ее называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые ученые, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов.
Русь – страна рек и озер. Так называли страну, которая лежала между реками Дунаем и Вяткой, между Белым и Черным морями. Она была населена русскими, или россами, то есть людьми, жившими возле воды, по берегам рек и озер. Река поила и кормила, по ней можно было сплавлять лес, добираться на лодках до других селений. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют еще россами. Отсюда и слово «россияне», а страна, где они живут, – Россия.
Имя Россия у русского государства появилось постепенно в конце 11 века. Оно впервые встречается в летописях. Созданных при царе Иване III.тогда часто употреблялось название «Россия» наряду с прежними названиями «Русь», «Русская земля», но со временем оно стало употребляться самостоятельно.
Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами, национальности у них разные. Россия – единое многонациональное государство. Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Да, много народов живет в нашей стране. И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.
Наша страна очень большая. В Москве ещё вечер, а на Дальнем Востоке, на берегу Тихого океана уже начинается новый день, восходит солнце. Россия – необъятная страна. Её площадь составляет 17 млн. кв.км. Это в два раза больше, чем территория целого материка Австралия. Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние около 4 тыс. км. А если мы полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс. км.
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть
То увидим мы тогда
и леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озёра, горы….
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймём тогда, какая,
Наша Родина большая
Необъятная страна.
- Россия... Это край, где мы родились, где живём, это наш дом.
- Давайте проведем небольшой эксперимент (для эксперимента вызвать одного желающего).
- Нужно быстро (не задумываясь) ответить на вопрос:
- «Любишь ли ты маму или папу и конкретно за что?»
(На экспресс-вопрос ребенок, не задумываясь, отвечает положительно, причем объяснить конкретно не может за что: просто любит и все.)
- Или. Представьте себе, что вы надолго уехали из своего дома (например, летом в лагерь отдыха или к бабушке в другой город, поселок…), давно не видели своих самых близких родных (маму, папу…) и сильно скучали по ним вдалеке. (Высказывания и предположения ребят.)
- …И согласитесь, иногда затруднительно объяснить:
- за что конкретно мы любим своих родных,
- почему мы так скучаем по всему тому, к чему привыкли, когда куда-то уезжаем на продолжительное время;
- почему мы так счастливы возвращению в родные стены;
- и почему в такой момент нас радуют, казалось бы, привычные в доме вещи, наши близкие.
- Вероятно, все это происходит потому, что вдруг обостренно «включаются» чувства, и мы понимаем, что неосознанно любили и любим своих родных, близких, свой дом, город!
- Почему мы все любим Родину – Россию? (Ответы детей).
...Люблю тебя, моя Россия.
За ясный свет твоих очей.
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей…
Люблю твои луга и нивы.
Прозрачный звон твоих равнин,
К воде склонившиеся ивы,
Верха пылающих рябин.
Люблю тебя с твоей тайгою,
С воспетым камышом
С великой Волгою – рекою.
С могучим быстрым Иртышом.
Люблю, глубоко понимаю
Степи задумчивую грусть.
Люблю всё то, что называю
Одним широким словом «Русь»!
Познавательная игра: «Славные имена России»
Условия игры. Все вы когда-нибудь собирали пазлы. Что-то подобное вы должны будете проделать по условиям данной игры. На полосках бумаги представлены отдельно имена известных людей и их свершения, которые логично должны совпасть друг с другом. Игра на время.
(Раздать по экземпляру игры – нарезанные полоски и подложку.)
Владимир 1 | Князь, при котором произошло крещение Руси |
Гагарин Юрий Алексеевич | Первый космонавт планеты Земля |
Даль Владимир Иванович | Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» и сборника «Пословицы русского народа» |
Донской Дмитрий | Князь, под предводительством которого были разгромлены татаро-монгольские войска на Куликовом поле |
Королев Сергей Павлович | Конструктор, изобретения которого вышли за пределы земного притяжения – в космос |
Путин Владимир Владимирович | Президент Российской Федерации |
Петр I Алексеевич Великий | Первый Император всероссийский |
Невский Александр | Князь, прозванный «Невский» после битвы со шведами на реке Неве. |
Пушкин Александр Сергеевич | Автор русских сказок «Сказка о царе Салтане», «Спящая царевна» и др. |
Рублев Андрей | Автор знаменитой иконы «Троица» |
Суворов Александр Васильевич | Полководец, девиз которого звучал «легко в ученье — тяжело в походе, тяжело в ученье — легко в походе» или перефразированный «Тяжело в ученье – легко в бою» |
Федоров Иван | Русский первопечатник |
Чуковский Корней Иванович | Автор детских книг «Айболит», «Мойдодыр», «Тараканище» |
- Символы России
- Ежегодно в июне месяце (с 1992 года 12 июня) наша страна отмечает официально установленный праздник День России - независимость государства в выборе своего внешне и внутриполитического курса - праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей, символ национального единения россиян.
- Россия во всех официальных государственных мероприятиях представляется тремя официальными знаками: гимном, флагом, гербом.
Герб
У России величавый на гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад и восток он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный.
Государственный герб России – четырехугольный красный щит, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности с золотым двуглавым орлом, поднявшим верх распущенные крылья.
Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века.
Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого: центральная символизирует суверенитет (независимость) всей Российской Федерации, две (слева и справа) – независимость ее частей (субъектов Федерации).
В лапах орла атрибуты:
скипетр (посох, жезл) - почетный знак, символизирующий владычество;
держава (золотой шар), олицетворяющий государственную власть.
В центре герба размещен всадник на белом коне в синем плаще - Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона (из древних символов борьбы добра со злом, защиты Отечества).
Флаг
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цветов. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Официально бело-сине-красный флаг был утвержден как государственный флаг России только в 1896 году - накануне коронации последнего российского царя Николая II. До этого государственным флагом Российской империи считался черно-желто-белый флаг, а бело-сине-красный флаг со времен Петра I был торговым или коммерческим флагом России.
Официального толкования значения цветов флага России не существует. Неофициально чаще всего встречаются такие трактовки цветов:
Белый цвет – цвет свободы и независимости, мира, чистота, непорочности, совершенства.
Белая полоса – напоминает нам о белоствольных берёзах, о лёгких летних облачках, белых ромашках, цветущих на лугу. Она означает, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.
Синий цвет - цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия, цвет веры и верности, постоянства.
Синяя полоса – синева неба, рек, озёр и морей запечатлена, и говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами Земли.
Красный цвет – цвет державности, энергии, силы, крови, пролитой за Отечество.
Красная полоса – это цвет огня и солнца, тепла и радости. Она означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.
Гимн
В Древней Греции и в Риме
Пели гимны в честь богов
Распевают гимны и ныне
В школе хор учеников.
Только гимн совсем иной –
Гимн страны моей родной!
Гимн – это песня, посвящённая своей родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. У каждого государства есть свой национальный гимн. В нашей стране каждый новый день начинается с мелодии гимна России, который звучит по радио в 6 часов утра по местному времени. Мелодия гимна величественная, торжественная.
Последний гимн России был принят 7 марта 2001 года на музыку Александра Александрова и слова Сергея Михалкова.
Гимн звучит: при открытии памятников и памятных знаков; при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации; во время иных торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, а также государственными и негосударственными организациями.
При звучании гимна на официальных мероприятиях все присутствующие должны вставать - слушать или петь гимн стоя.
Познавательная литературно-поэтическая игра «Неофициальные символы России»
Мы назвали официальные символы России: гимн, флаг, герб. Но практически для любой страны характерны и неофициальные, так называемые народные символы. Дело в том, что каждая страна в представлении людей ассоциируется с какими-то событиями, культурой или просто с яркими атрибутами быта - символами, которые присущи чаще всего только ей. Например, Австралия – кенгуру. Америка с сетью Макдоналдсов, Канада – с кленовым листом, Франция – с Эйфелевой башней и т.д.
Предлагаю вспомнить неофициальные символы, которые в людском сознании тесно связаны с Россией.
- Вставьте пропущенные слова. Зачитайте четверостишья вслух.
(Раздать по 2 карточки для команды)
Блины. Если есть сковорода, Будет русский сыт всегда: Жарким солнышком весны Зашкворчат на ней__________ | Балалайка Треугольная доска, а на ней три волоска, Три струны, а звук какой! С переливами, живой, Узнаю его в момент – самый русский инструмент. Какой инструмент _________________? |
Валенки. Для больших и маленьких Есть обувка – _____________ Чтоб по снегу мы гуляли, Их из шерсти нам сваляли. | Лапти. Ай, люли-люли, люли! Наши детки в лес пошли, Лыко собирали, да в корзины клали! А из лыка наперед ________ батюшка сплетет, Чудо-лапоточки для своих сыночков… |
Русская матрешка. Покорил весь Божий мир Самый русский сувенир, И в полметра, и с ладошку Кукла яркая – __________ | Береза. Белоснежная ________- символ Родины моей, Нету деревца другого сердцу русскому милей. |
- Подведение итогов
Россия
- это 1/9 площади всей суши
- это самая большая страна в мире
- это более 100 наций и народностей
- это страна, победившая во 2-ой мировой войне
- это самые большие запасы газа и нефти в мире
- это первый полет в космос (Ю.А.Гагарин)
- это Пушкин и Толстой
- это Гжель, Жостово, Хохлома, Вологодское кружево и Городецкая роспись
- это русский балет и фигурное катание
- это самовары и русская печка
- это русские матрешки,
- балалайки и гармошки, частушки и «Калинка-малинка»
- это царь-колокол и царь-пушка, оружейная палата, алмазный фонд и янтарная комната
- это шапки-ушанки и валенки, сарафаны и кокошники
- это Сибирь, Волга, Уральские самоцветы, Байкал
- Россия – это самая великая страна, на территории которой проживает самая великая нация, говорящая на самом великом языке!
- Россия – моя Родина, я горжусь ею!
Задание на дом
- Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России.
- Проведи интервью с членами семьи по вопросам:
- Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством?
- Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты?
- Какие книги о нашей родине
России они посоветовали бы тебе прочитать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обзор уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры"
Материал представляет обзор нескольких уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры" по учебнику Андрея Кураева....
«Использование ИКТ на уроках «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозной культуры и светской этики в начальной школе»
Статья о применении ИКТ в процессе обучения детей начальной школы...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ
ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...
Из опыта проведения уроков об истории Кузбасса в рамках предметов «Основы религиозных культур и светской этики» в начальной школе и «Основы духовно-нравственной культуры народов России в основной школе
Хорошо знакомая нам истина «Народ, не знающий истории и культуры предков, обречен на духовное вырождение» актуальна и сегодня....
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....
РП по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» 4 класс
РП по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» 4 класс...