"Россия - наша родина". Конспект урока по Основам религиозной культуры и светской этике.
план-конспект урока (5 класс) на тему

Утенкова Ольга Викторовна

Данный урок разработан в соответствии ФГОС НОО и будет полезен учителям, преподающим курс "Основы религиозной культуры и светской этики".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_rossiya-nasha_rodina.docx39.67 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ «  Школа № 362» г. Москва

Тема урока: «Россия – наша Родина»

УТЕНКОВА Ольга Викторовна

учитель русского языка и литературы

ГБОУ « Школа № 362»

ВАО г. Москвы

Москва 2015 год.

Урок: Основы светской этики.

Тема: «Россия – наша Родина»

Цели и задачи:

  • познакомить учащихся с основными понятиями: Родина, отечество, государственные символы;
  • способствовать развитию  познавательного интереса, мыслительной деятельности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся средствами ИКТ, интереса к предмету;
  • воспитывать чувства любви к Родине,  ответственное отношение к своим поступкам, уважительное отношение к одноклассникам, дисциплинированность, аккуратность.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска.

 1.Актуализация знаний

 Ход урока:

  1. Организация деятельности учащихся. 

1.Актуализация знаний.

-Давайте вспомним, как называется предмет, который мы изучаем?

- А кто наши помощники? (Мудрая черепаха и Муравьишка Вопрсик)

-Какие слова вам помогут составлять вопросы? (Учащиеся называют слова-помощники)

-Для чего нужно уметь задавать вопросы? (Чтобы многое узнать).

-Составьте вопросы ь том, как нужно вести себя в школьной столовой, библиотеке, раздевалке, на уроке, школьном дворе, при переходе проезжей части. Воспользуйтесь словами-помощниками.

  1. Запись в тетрадь темы урока. Обсуждение темы урока с учащимися.

     

У каждого листочка, у каждого ручья

Есть главное на свете – есть родина своя,
Для ивушки плакучей нет реченьки милей.
Для беленькой берёзки опушки нет родней.
Есть ветки у листочка, овражек у ручья…

У каждого на свете есть родина своя.
А там, где мы родились, где радостно живём.
Края свои родные…

МЫ РОДИНОЙ ЗОВЁМ.

  • А, вы, ребята, как понимаете слово Родина? (Ответы учащихся)
  • Что можете рассказать о своей Родине? (Заранее подготовленный ученик читает стихотворение З. Александровой. Текст может прочитать и сам учитель).

Если скажут слово-«Родина»,

Сразу в памяти встает

Старый дом, в саду смородина,

Толстый тополь у ворот.

У реки березка-скромница

И ромашковый бугор…

А другим, наверно, вспомнится

Свой родной московский двор.

В лужах первые кораблики,

Над скакалкой топот ног

И большой соседней фабрики

Громкий радостный гудок.

Или степь, от маков красная,

Золотая целина…

Родина бывает разная,

Но у всех она одна!

  • Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня).

Работа с толковыми словарями.

  • Найдите определение слова Родина в словарях. (Ученики делятся на группы. Каждая группа работает с одним из словарей)

  • Запись в тетрадях:

Родина – это:

  • Отечество, отчизна
  • Родной край
  • Родная сторона (сторонка)
  • Страна, в которой человек родился.

Родители – отец и мать.

Родня – родственники, член рода.

Родословная – перечень поколений одного рода.

Составление пословиц (интерактивная доска)

  • Ребята, а какие вы знаете пословицы и поговорки  о нашей Родине?
  • Давайте соберём пословице о Родине.

(Каждая группа собирает по 3 пословицы)

  • Человек без Родины, что соловей без песни.
  • Родина краше солнца, дороже золота.
  • Береги Родину, как зеницу ока.
  • Родина-мать, умей за нее постоять.
  • На чужой стороне Родина милей вдвойне.
  • Если дружба велика, будет Родина крепка.
  • Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
  • Жить – Родине служить.
  • Родина любимая,  что мать родимая.
  • Ребята, объясните значение последней пословицы.(Ответы учащихся)
  • Для каждого человека мама – самый близкий, родной и любимый человек. Родину тоже называют матерью, потому что она кормит нас своим хлебом, поит нас водами и, как мать, защищает нас от врагов. Любить Родину обязан каждый человек… с детства.
  • А как вы понимаете, что значит «любить Родину»? (беречь, охранять, любить людей, свой народ)

Звучит песня  «С чего начинается Родина?»

  • У Михаила  Матусовского есть хорошие слова:

     С чего начинается Родина?

  • На этот вопрос каждый ответит по своему, у каждого свои представления о Родине. Но одно ясно, что Родина – это  самое дорогое, что есть у человека.
  • Воздух, которым дышит человек, земля, на которой он живёт, солнце, дарящее тепло, мать, подарившая жизнь... для каждого человека эти вещи особенно важны.
  • Самое прекрасное на свете – это Родина. У каждого из нас есть Родина.
  • Ребята, а как называется наша Родина?      (Россия)
  • Откуда взялось такое название – «Россия»?

В стародавние времена ее называли Русью. Слово «Русь», как полагают некоторые ученые, произошло от слова «русло». Русло – это ложе реки, по которому она течет меж берегов.

Русь – страна рек и озер. Так называли страну, которая лежала между реками Дунаем и Вяткой, между Белым и Черным морями. Она была населена русскими, или россами, то есть людьми, жившими возле воды, по берегам рек и озер. Река поила и кормила, по ней можно было сплавлять лес, добираться на лодках до других селений. Русь – светлое место. Это страна света, солнца, добрых людей. Русских называют еще россами. Отсюда и слово «россияне», а страна, где они живут, – Россия.

Имя Россия у русского государства появилось постепенно в конце 11 века. Оно впервые встречается в летописях. Созданных при царе Иване III.тогда часто употреблялось название «Россия» наряду с прежними названиями «Русь», «Русская земля», но со временем оно стало употребляться самостоятельно.

Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами,  национальности у них разные. Россия – единое многонациональное  государство. Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Да, много народов живет в нашей стране.  И все они составляют единую дружную семью. Русские, татары, мордва, чеченцы, башкиры, чуваши, ингуши и другие народы создали свои республики. Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.

Наша страна очень большая. В Москве ещё вечер, а на Дальнем Востоке, на берегу Тихого океана уже начинается новый день, восходит солнце. Россия – необъятная страна. Её площадь составляет 17 млн. кв.км. Это в два раза больше, чем территория целого материка Австралия. Представьте себе, что мы совершаем путешествие с севера на юг России. Нам предстоит преодолеть расстояние около 4 тыс. км. А если мы полетим на самолете с запада на восток, то в пути будем около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс. км.

Если долго-долго-долго

На Россию нам смотреть

То увидим мы тогда

и леса, и города,

Океанские просторы,

Ленты рек, озёра, горы….

Мы увидим даль без края,

Тундру, где звенит весна,

И поймём тогда, какая,

Наша Родина большая

Необъятная страна.

  • Россия... Это край, где мы родились, где живём, это наш дом.
  • Давайте проведем небольшой эксперимент (для эксперимента вызвать одного желающего).  
  • Нужно быстро (не задумываясь) ответить на вопрос:
  • «Любишь ли ты маму или папу и конкретно за что?»

(На экспресс-вопрос ребенок, не задумываясь, отвечает положительно, причем объяснить конкретно не может за что: просто любит и все.)

  • Или. Представьте себе, что вы надолго уехали из своего дома (например, летом в лагерь отдыха или к бабушке в другой город, поселок…), давно не видели своих самых близких родных (маму, папу…) и сильно скучали по ним вдалеке.  (Высказывания и предположения ребят.) 
  • …И согласитесь, иногда затруднительно объяснить:
  • за что конкретно мы любим своих родных,
  • почему мы так скучаем по всему тому, к чему привыкли, когда куда-то уезжаем на продолжительное время;
  • почему мы так счастливы возвращению в родные стены;
  • и почему в такой момент нас радуют, казалось бы, привычные в доме вещи, наши близкие.
  • Вероятно, все это происходит потому, что вдруг обостренно «включаются» чувства, и мы понимаем, что неосознанно любили и любим своих родных, близких, свой дом, город!
  • Почему мы все любим Родину – Россию? (Ответы детей).

...Люблю тебя, моя Россия.

За ясный свет твоих очей.

За ум, за подвиги святые,

За голос звонкий, как ручей…

Люблю твои луга и нивы.

Прозрачный звон твоих равнин,

К воде склонившиеся ивы,

Верха пылающих рябин.

Люблю тебя с твоей тайгою,

С воспетым камышом

С великой Волгою – рекою.

С могучим быстрым Иртышом.

Люблю, глубоко понимаю

Степи задумчивую грусть.

Люблю всё то, что называю

Одним широким словом «Русь»!

Познавательная игра: «Славные имена России»

Условия игры. Все вы когда-нибудь собирали пазлы. Что-то подобное вы должны будете проделать по условиям данной игры. На полосках бумаги представлены отдельно имена известных людей и их свершения, которые логично  должны совпасть друг с другом. Игра на время.

(Раздать по экземпляру игры – нарезанные полоски и подложку.)

Владимир 1

Князь, при котором произошло крещение Руси

Гагарин Юрий Алексеевич

Первый космонавт планеты Земля

Даль Владимир Иванович

Автор «Толкового словаря живого великорусского языка» и сборника «Пословицы русского народа»

Донской Дмитрий

Князь, под предводительством которого  были разгромлены татаро-монгольские войска на Куликовом поле

Королев Сергей Павлович

Конструктор, изобретения которого вышли за пределы  земного притяжения – в космос

Путин Владимир

Владимирович

Президент Российской Федерации

Петр I Алексеевич Великий

Первый Император всероссийский

Невский Александр

Князь, прозванный «Невский» после битвы со шведами на реке Неве.

Пушкин Александр

Сергеевич

Автор русских сказок «Сказка о царе Салтане», «Спящая царевна» и др.

Рублев Андрей

Автор знаменитой иконы «Троица»

Суворов Александр

Васильевич

Полководец, девиз которого звучал «легко в ученье — тяжело в походе, тяжело в ученье — легко в походе» или перефразированный «Тяжело в ученье – легко в бою»

Федоров Иван

Русский  первопечатник

Чуковский Корней

Иванович

Автор  детских книг «Айболит», «Мойдодыр», «Тараканище»

  1. Символы России
  • Ежегодно в июне месяце (с 1992 года 12 июня) наша страна отмечает официально установленный праздник День России - независимость государства в выборе своего внешне и внутриполитического курса - праздник свободы, гражданского мира и доброго согласия всех людей, символ национального единения россиян.
  • Россия во всех официальных государственных мероприятиях  представляется тремя официальными знаками: гимном, флагом, гербом.

     Герб

У России величавый на гербе орел двуглавый,

Чтоб на запад и восток он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он – России дух свободный.

Государственный герб России – четырехугольный красный щит, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности с золотым двуглавым орлом, поднявшим верх распущенные крылья.

 Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века.

Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого: центральная символизирует суверенитет (независимость) всей Российской Федерации, две (слева и справа) – независимость ее частей (субъектов Федерации).

В лапах орла атрибуты:

скипетр (посох, жезл) - почетный знак, символизирующий владычество;

держава (золотой шар), олицетворяющий государственную власть.

В центре герба размещен всадник на белом коне в синем плаще - Георгий Победоносец, поражающий копьем дракона (из древних символов борьбы добра со злом, защиты Отечества).

      Флаг

Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трех горизонтальных равновеликих полос: верхней - белого, средней - синего, нижней - красного цветов. Отношение ширины флага к его длине 2:3. Официально бело-сине-красный флаг был утвержден как государственный флаг России только в 1896 году - накануне коронации последнего российского царя Николая II. До этого государственным флагом Российской империи считался черно-желто-белый флаг, а бело-сине-красный флаг со времен Петра I был торговым или коммерческим флагом России.

Официального толкования значения цветов флага России не существует. Неофициально чаще всего встречаются такие трактовки цветов:

Белый цвет – цвет свободы и независимости, мира, чистота, непорочности, совершенства.

Белая полоса – напоминает нам о белоствольных берёзах, о лёгких летних облачках, белых ромашках, цветущих на лугу. Она означает, что у нашего государства нет злых намерений. Оно честно и дружелюбно относится ко всем странам.

Синий цвет - цвет Богоматери, под покровительством которой находится Россия, цвет веры и верности, постоянства.

Синяя полоса – синева неба, рек, озёр и морей запечатлена, и говорит о том, что Россия против войны. Она хочет дружить со всеми народами Земли.

Красный цвет – цвет державности, энергии, силы, крови, пролитой за Отечество.

Красная полоса – это цвет огня и солнца, тепла и радости. Она означает, что каждый гражданин России готов, если потребуется, защищать свободу и честь Родины от врагов.

       Гимн

В Древней Греции и в Риме

Пели гимны в честь богов

Распевают гимны и ныне

В школе хор учеников.

Только гимн совсем иной –

Гимн страны моей родной!

Гимн  это песня, посвящённая своей родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. У каждого государства есть свой национальный гимн. В нашей стране каждый новый день начинается с мелодии гимна России, который звучит по радио в 6 часов утра по местному времени. Мелодия гимна величественная, торжественная.

Последний гимн России был принят 7 марта 2001 года на музыку Александра Александрова и слова Сергея Михалкова.

Гимн звучит: при открытии памятников и памятных знаков; при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным праздникам Российской Федерации; во время иных торжественных мероприятий, проводимых государственными органами, органами местного самоуправления, а также государственными и негосударственными организациями.

При звучании гимна на официальных мероприятиях все присутствующие должны вставать -  слушать или петь гимн стоя.   

Познавательная литературно-поэтическая игра «Неофициальные символы России»

Мы назвали официальные символы России: гимн, флаг, герб. Но практически для любой страны характерны и неофициальные, так называемые народные символы. Дело в том, что каждая страна в представлении людей ассоциируется с какими-то событиями, культурой или просто с яркими атрибутами быта - символами, которые присущи чаще всего только ей. Например, Австралия – кенгуру. Америка с сетью Макдоналдсов, Канада – с кленовым листом, Франция – с Эйфелевой башней  и т.д.

Предлагаю вспомнить неофициальные символы, которые в людском сознании тесно связаны с Россией.  

  • Вставьте пропущенные слова. Зачитайте  четверостишья вслух.

(Раздать по 2 карточки для команды)

Блины.   

Если есть сковорода,

Будет русский сыт всегда:

Жарким солнышком весны

Зашкворчат на ней__________

Балалайка

Треугольная доска, а на ней три волоска,

Три струны, а звук какой!

С переливами, живой,

Узнаю его в момент – самый русский инструмент.

Какой инструмент _________________?

Валенки.  

Для больших и маленьких

Есть обувка – _____________

Чтоб по снегу мы гуляли,

Их из шерсти нам сваляли.

Лапти.

Ай, люли-люли, люли! Наши детки в лес пошли,

Лыко собирали, да в корзины клали!

А из лыка наперед ________ батюшка сплетет,

Чудо-лапоточки для своих сыночков…

Русская матрешка.  

Покорил весь Божий мир

Самый русский сувенир,

И в полметра, и с ладошку

Кукла яркая – __________

Береза.  

Белоснежная ________- символ Родины моей,

Нету деревца другого сердцу русскому милей.

  1. Подведение итогов

                               Россия

  • это 1/9 площади всей суши
  • это самая большая страна в мире
  • это более 100 наций и народностей
  • это страна, победившая во 2-ой мировой войне
  • это самые большие запасы газа и нефти в мире
  • это первый полет в космос (Ю.А.Гагарин)
  • это Пушкин и Толстой
  • это Гжель, Жостово, Хохлома, Вологодское  кружево и Городецкая роспись
  • это русский балет и фигурное катание
  • это самовары и русская печка
  • это русские матрешки,
  • балалайки и гармошки,  частушки и «Калинка-малинка»
  • это царь-колокол и царь-пушка, оружейная палата, алмазный фонд и янтарная комната
  • это шапки-ушанки и валенки, сарафаны и кокошники
  • это Сибирь, Волга, Уральские самоцветы, Байкал
  • Россия – это самая великая страна, на территории которой проживает самая великая нация, говорящая на самом великом языке!
  • Россия – моя Родина, я горжусь ею!

Задание на дом

  • Расскажи членам семьи и друзьям об известных тебе людях России.
  • Проведи интервью с членами  семьи по вопросам:
  • Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством?
  • Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты?
  • Какие книги о нашей родине

России они посоветовали бы тебе прочитать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обзор уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры"

Материал представляет обзор нескольких уроков курса "Основы религиозной культуры и светской этики" модуль "Основы православной культуры" по учебнику Андрея Кураева....

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (Модуль "Основы светской этики" 4-5 класс. Модуль "Основы мировых религиозных культур" 4 класс)

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики (далее – Учебный курс ОРКСЭ) составлена в соответствии с Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 ян...

ОСЭ Рабочая программа по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ

ОСЭ Рабочая программа   по модулю ОСНОВЫ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ курса ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ...

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики". Тема "Стыд, вина, извинение".

Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы светской этики"....

РП по предмету «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» 4 класс

РП по предмету «Основы религиозных культур и светской этики»  модуль «Основы светской этики»  4 класс...