Формирование коммуникативных способностей учащихся коррекционной и средней школ посредством совместной проектной деятельности
статья
В статье описан опыт первого года реализации проекта «Взаимодействие учащихся коррекционной и средней школ, посредством организации совместной проектной деятельности «Общаемся в ,,Игра-Сити”»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Из опыта работы | 81.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Меньшикова Ольга Александровна
учитель-логопед МКОУ С(К)Ш № 148 г. Новосибирска
Формирование коммуникативных способностей учащихся коррекционной и средней школ посредством совместной проектной деятельности
Одной из основных задач любой школы: массовой или специальной (коррекционной) – является создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка, подготовка детей к деятельности совместно с другими членами общества. Совместная деятельность определяет необходимость общения: чтобы жить людям необходимо взаимодействовать, общаться.
Многие отечественные психологи: Л. С. Выготский, А.Н. Леонтьев,А.В. Запорожец, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др. в своих трудах рассматривают общение в качестве одного из главных условий личностного развития и воспитания детей.
Качество процесса общения, эффективность взаимодействия в большей степени зависит от уровня развития коммуникативных способностей и умений участников общения. Сформированность этих умений оказывает влияние и на результативность обучения детей, и на процесс развития личности в целом, поэтому проблема формирования коммуникативных способностей является актуальной.
В отечественной педагогике и психологии проблемами общения, формирование коммуникативных умений начали заниматься в 20-30 годы XX века. Но в настоящее время эти проблемы не потеряли своей актуальности.
Информатизация современного общества, с одной стороны создаёт более комфортные условия для коммуникации (телефоны, соцсети и др.), а с другой становится условием упрощающим речевые средства, обесценивающим личность и опыт реального человека в процессе общения с окружающим миром с самого детства и как следствие усложняющим процесс социализации личности в обществе.
Еще более актуальна эта проблема для учащихся с умственной отсталостью. Дети с интеллектуальной недостаточностью в большей мере, чем их сверстники с нормальным интеллектом, испытывают трудности в реальном общении.
Качественно обеспечить коммуникативную функцию, способствовать полноценному формированию навыков общения мешают такие факторы как недостаточный уровень развития речи: эмоциональная неустойчивость; нарушение вербальных и невербальных навыков общения, безынициативность и немотивированность, повышенная тревожность, недоразвитие навыков совместной деятельности и др.
На современном этапе исследованием проблемы развития коммуникативных навыков занимались: Н.В. Клюева, Ю.В. Касаткина, Л.И. Лежнева, Р.В. Овчарова, и др. Требования к формированию коммуникативной компетенции, содержатся в документах, в области образовательной политики и в Федеральных государственных стандартах, разработанных для разных уровней образования нормативно развивающихся учащихся и учащихся с ОВЗ и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), что подтверждает актуальность.
Одним из условий формирования коммуникативных способностей является включение учащихся в проектную деятельность.
Анализ существования проблемы учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – такой как ограниченность социальных контактов данной категории детей с нормально-развивающимися сверстниками привёл к созданию в сентябре 2018 года проекта «Взаимодействие учащихся коррекционной и средней школ, посредством организации совместной проектной деятельности «Общаемся в ,,Игра-Сити”»
Цель проекта - организация социального взаимодействия учащихся коррекционной и средней школ, посредством совместной проектной деятельности, для решения задач развития и социализации личности разных категорий учащихся.
Одной из задач проекта является задача формирования коммуникативных способностей различных категорий учащихся.
Проект разработан для учащиеся двух классов разных школ Первомайского района: 6 И класса МАОУ СОШ №213 «Открытие» и учащиеся 4 А класса – МКОУ С(К)Ш №148
Педагогический состав, обеспечивающий реализацию проекта включал учителей классных руководителей классов 6 И и 4 А, учителя- логопеда С(К)Ш №148, педагогов- психологов двух образовательных учреждений.
Проект рассчитан на 3 года и включает совместные мероприятия разной направленности. В 2018-2019 учебном году запланировано девять совместных мероприятий, из которых на март 2019 года проведено шесть.
Реализация проекта проходит как на базе СОШ №213, так и на базе С(К)Ш №148, в зависимости от содержания мероприятия, необходимого оборудования.
Учащиеся 6 И класса участвуют в каждом мероприятии по желанию. Инициативная группа на создается в количестве от 7 до 12 человек. Только в одном мероприятии, посвящённом 23 февраля, участвовал весь 6 И класс, в количестве 34 человек.
Для решения задачи формирования коммуникативных способностей учащихся изучили литературу, определили коммуникативные умения и действия необходимые для общения и взаимодействия с партнёрами по совместной деятельности.
Для учащихся с лёгкой умственной отсталостью это такие коммуникативные умения: сотрудничать, слушать и слышать, воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию, говорить самому.
Для нормативно-развивающихся учащихся: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме; спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать своё.
С целью определения уровня коммуникативных способностей провели исследование, в котором использовали методику «Коммуникативные и организаторские способности» В.В. Синявского, В.А. Федорошина. (для учащихся 6 И класса) наблюдение по критериям (для учащихся 4 класса):
Анализ результатов показал что 23.% учащихся 6 И класса имеют затруднения в общении, 10.% учащихся не стремятся к контактам, 41%.скованы в компании, особенно в общении с новыми людьми,17% предпочитают проводить время наедине с собой, а также не умеют конструктивно разрешать конфликтные ситуации. Способных организовывать досуг вокруг себя, мероприятия, планировать свою и общественную деятельность -14,7%.
В целом: 14,7 % учащихся имеют высокий уровень развития коммуникативных способностей, 73,6 % детей – средний уровень и 11,7% детей – низкий уровень развития коммуникативных способностей.
Учащиеся 4 класса владеют элементарными средствами общения, они способны понять другого человека, слушать у 66% Такой компонент общительности как контактность – необходимо развивать.
На совместных мероприятиях в рамках проекта создавали условия для развития коммуникативных способностей и умений у учащихся.
Условием, для развития коммуникативных способностей является создание на мероприятии ситуации успеха. Это повышает мотивацию для участия в мероприятиях, позволяет ребёнку почувствовать удовлетворение от деятельности; стимулирует к общению, корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку; развивает инициативность, креативность, активность; поддерживает в коллективе благоприятный психологический климат.
Ребята учатся тому, как можно поддерживать своих товарищей, используя аплодисменты, социальную оценку «молодец», жесты одобрения и т.д.
Объединение в проекте учащихся разного возраста является одним из условий для развития коммуникативных навыков учащихся. Разновозрастное сотрудничество создает предпосылки для развития нравственных качеств, забота о младших и ответственность, воспитываются внимание к человеку, великодушие и требовательность, способствует развитию у «маленьких учителей», учащиеся 6 класса, умения понимать и учитывать интеллектуальную и эмоциональную позицию «младших обучаемых». Младшие ребята получают разнообразные сведения, отражают поведение, приучаются уважать старших и равняться на их авторитет.
Говоря об информационной стороне, общения, мы, прежде всего, имеем в виду обмен различными знаниями, представлениями, идеями, чувствами, установками и т. п. Поэтому в содержание мероприятий включаем различную информацию. Так в мероприятии «Давайте познакомимся» - информация о истории школ №148 и №213, о жизни классов, о увлечениях детей. В мероприятии «Мой весёлый звонкий мяч» - информация о названии видов спорта, отличительных признаках и функциях мячей. В мероприятии «Школа искусств «Игра–сити» - информация о видах оригами, аппликаций, о технике рисования песком «Песочная анимация». В мероприятии «А ну-ка, мальчики» - вспомнили названия родов войск, воинских званий, о истории танка Т-34. В мероприятии «Учимся играя» - прозвучала история появления школьной доски, рассмотрены разные доски, инструменты интерактивной доски: разные виды перьев, ластик, функция записи страницы.
Для развития навыка рассказывать, устно передавать информацию, важно чтобы эта информация была интересна и близка рассказчику. Поэтому в содержание мероприятий стараемся включать то, чем увлекаются учащиеся 6 И класса. На первой встрече «Давайте познакомимся» учащиеся 6 класса рассказали о своих увлечения», на последующих мероприятиях провели мастер-классы по песочной анимации, изготовлении аппликаций, поделки- оригами. Организованы мини-выставки детских работ: «Военная техника», «Алмазная вышивка». Ребята рассказывали из чего сделана работа, называли технику изготовления, когда начали заниматься своим хобби.
Формирование коммуникативной компетентности учащихся осуществляется в рамках диалога. Для организации диалога в структуру мероприятия обязательно включены вопросы по услышанному. Таким образом, уточняются понятия по теме мероприятия, развивается умение отвечать на вопросы, активизируется словарь.
Важной формой сотрудничества, помогающая формировать у ребёнка свою точку зрения, координировать разные точки зрения для достижения общей цели, является дискуссия. Эту форму сотрудничества организовываем на этапе подготовки мероприятий, включающем разработку сценария, репетиции, подготовка атрибутов, продумывания рассадки и т.д. На этапе подготовки ребята высказывают своё мнение, делают предложения, предположения, отстаивают свою точку зрения, учатся уважать мнение собеседника. Слушать, даже если точка зрения одноклассника ошибочна.
На репетициях ребята учатся доносить информацию, учитывая особенности умственно отсталых детей: медленно, громко, простыми фразами. Отрабатываются пошаговые инструкции мастер-классов, роли и т.д.
Вышеперечисленные формы: дискуссия, диалог используются и на классных часах, которые проводятся после совместного мероприятия. Ребята обмениваются информацией о прошедшем мероприятии, делятся эмоциями: что больше всего понравилось, запомнилось. Такие классные часы также позволяют узнать о содержании мероприятия тем ребятам, которые не принимали участие в нём.
Одним из условий, способствующим развитию коммуникативных способностей является использование в проекте театрализованной деятельности. Ученые единодушны во мнении, что театрализованная деятельность способствует речевому, творческому развитию ребенка и формированию базиса его личностной культуры. Все мероприятия проекта связаны одной темой «Город «Игра –сити», где главные герои - персонажи сказки Н.Носова «Приключение Незнайки и его друзей». Учащиеся 6 класса берут на себя роль персонажей «Цветочного города». На новогоднем празднике «Зимняя сказка» учащиеся 6 класса предстали в роли Снегурочки, Бабы Яги, Лешего. А в основе мероприятии «В гостях у сказки» была театральная постановка и учащиеся каждого класса показали свою сказку.
Готовясь к проведению мероприятий, ребята учатся говорить более эмоционально, используя невербальные средства общения – язык тела и мимику, тон, интонацию. Данные качественные характеристики речи являются важной составляющей коммуникативной компетенции, наряду со звукопроизношением, силой голоса, темпом и т.д. Учащиеся 4 го класса разучивают стихотворения по теме мероприятия («Мой весёлый звонкий мяч», «А ну-ка мальчики», «Зимняя сказка»). Это позволяет отрабатывать все вышеперечисленные характеристики, автоматизировать поставленные звуки.
Учащиеся 6 класса также используют художественное слово. В каждом сценарии присутствуют стихотворения, загадки. Для представления и защиты проекта к каждому мероприятию придумали стихи, рассказывающие о содержании мероприятия.
Для развития качественных характеристик речи в содержание мероприятий включаем упражнения, совмещающие в себе: речь- ритм -движение. На мероприятиях «Школа –искусств «Игра–сити», «Интерактивные игры», итоговое мероприятие «Звездопад в «Игра-сити»» - использовали физминутки «Помогатор: (с Фиксиками)», «Я – ракета», «Мы пойдем налево»: проговаривали слова, и выполняли движения в ритме музыки. А содержание праздника «Зимняя сказка» включало несколько хороводов и игр с проговариванием, пропеванием и выполнением движений под музыку. Все игры- хороводы были предварительно разучены.
Коммуникативные умения лучше всего закрепляются в процессе игр. Во время игры ребёнок чувствует себя более раскованно, свободно, естественно. Поэтому в содержание совместных мероприятий проекта включены игры разной направленности. Коммуникативные игры: «Здравствуй друг» «Спасибо, с тобой было интересно» используем как ритуал: в начале и в конце мероприятия.
На проведённых мероприятиях использовали также коммуникативные игры: «Ручеёк», «Мама, ниточку распутай», «Тише едешь - дальше будешь», «Гусеница»; игры с мячом, «Охотники и утки», «Съедобное – несъедобное»; речевые игры: «Испорченный телефон», «Какой мяч» (на образование слов); интерактивные игры (на интерактивной доске): «4-й лишний», «Найди гнездо», «Разложи на группы» (съедобные и несъедобные грибы), «Кто чем питается», «Волшебный шар» (математическая игра), «Найди различия» и др.
Для развития коммуникативных способностей большое значение имеет такая организация взаимодействия как работа в группах и мини – группах. При планировании мероприятия мы стараемся это также учитывать. Инициативная группа учащихся 6 И класса при проведении мероприятия делится на 2 подгруппы. Первая подгруппа герои – ведущие, которые проводят мероприятие, вторая подгруппа – сопровождающие, участники, которые работают в паре с учащимися 4 А класса, совместно с ними выполняют творческие задания, игровые упражнения. Работая в парах и группах, дети учатся: представлять работу группы, дискутировать, слушать друг друга, задавать вопросы. У школьников повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты общего труда, формируется самооценка, оценка своих возможностей и способностей. Такая работа организована на мероприятии «Мой весёлый звонкий мяч», «Школа искусств «Игра-сити». А мероприятие «А ну-ка мальчики» прошло в форме соревнования команд.
Реализация проекта предполагает свободное общение учащихся. Это моменты, когда учащиеся 6 класса встречают и провожают гостей. Также – с целью свободного общения организовываем чаепитие: где также организуем диалог для обмена эмоциями, мнениями, поем песни под гитару.
Реализация проекта предполагает его защиту, представление на конференциях, семинарах. Проект «Общаемся в «Игра-сити» ребята 6 И класса представляли в рамках школы №213 «Открытие», также на открытой образовательной площадке «Безграничные возможности: дети и взрослые в массовой школе» для педагогических работников НСО в феврале 2019. А в апреле 2019 г. Бела Факутдинова, ученица 6 И класса защищала проект «Общаемся в «Игра-сити»» и заняла первое место в городском конкурсе исследовательских проектов учащихся 5-8 классов.
Овладение основными коммуникативными действиями становится хорошей основой для формирования у учащихся организаторских качеств: инициативности, умения налаживать контакты и предлагать план общего действия. Ребята 6 класса, используя опыт, полученный при реализации проекта – в этом году стали более активно участвовать в жизни школы, и что важно проводить социальные переменки для начальной школы, используя, в том числе, игры из проекта. Ребята отмечают, что стали самостоятельнее и дружнее, создавая сценарии, работая на одну поставленную задачу.
Учащиеся 148 школы стали раскованнее, менее тревожными, проявляют свои чувства, задают вопросы шестиклассникам, становятся инициаторами общения и конечно ждут новых встреч.
Таким образом, первый год реализации проекта показал возможности создания хороших условия для формирования коммуникативных качеств личности. Важно продумывать формы и методы, способствующие такому взаимодействию.
В следующем году продолжая работу над проектом, планируем создание совместных социально значимых дел учащихся двух школ МАОУ СОШ №213 и С(К)Ш №148.
Список использованной литературы
1.Дереклеева Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроках и во внеклассной работе. Москва, 2005 г, с.124-135.
2.Кабдолова К.Л. Формирование компетенций как необходимое условие повышения качества образования.//Открытая школа, 2004, с.45-47.
3.Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка/ РАН. Института русского языка им. В.В.Виноградова.- М., 2003.
4.Михалец И. В., Волчкова А. Д., Филиппова Е. Д. Виртуальное общение как новый вид общения в современном мире [Текст] // Психология в России и за рубежом: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2016 г.). — СПб.: Свое издательство, 2016. —
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Совместная проектная деятельность как инструмент развития интеллектуальных и творческих способностей учащихся"
Педагогический проект, основан на принципах личностно-ориентированного обучения. Реализован в 5-11 кл....
Использование оборудования Lego Dakta Spektra при формировании коммуникативных умений учащихся в ГОУ СКО школа-интернат VIII вида № 79 на логопедических занятиях
Использование оборудования Lego Dakta Spektra....
Формирование социальной компетентности учащихся с ограниченными возможностями здоровья через организацию проектной деятельности.
Главной целью трудового обучения в школе для учащихся с ограниченными возможностями здоровья является подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни, что предполагает формирование личности...
Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения английскому языку через проектную деятельность.
Актуальный педагогический опыт.содержит диагностики, технологию, разработки уроков с применением проектной технологии....
Из опыта работы "Развитие коммуникативных компетенций учащихся при обучении немецкому языку через использование проектной деятельности на уроках и во внеклассной работе"
Материал из обобщения опыта работы...
ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
В статье описана проектно-исследовательская деятельность на уроках русского зыка и литературы и во внеурочное время...
ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ
В современной школе необходимо использование технологий и методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной и твор...