Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения английскому языку через проектную деятельность.
методическая разработка по английскому языку (8 класс) на тему
Актуальный педагогический опыт.содержит диагностики, технологию, разработки уроков с применением проектной технологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Актуальный педагогический опыт | 159.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Литвиненко Татьяна Ивановна
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
ШЕБЕКИНСКОГО РАЙОНА БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения английскому языку через проектную деятельность.
Литвиненко Татьяна Ивановна
учитель английского языка
МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Шебекино Белгородской области»
Шебекино
2009
СОДЕРЖАНИЕ
1.Информация об опыте………………………………………..3
1.1. Условия возникновения опыта………………………3
1.2. Актуальность темы……………………………………3
1.3. Сущность опыта………………………………………..4
1.4. Длительность опыта…………………………………...5
1.5. Диапазон опыта………………………………………...5
1.6. Теоретическая база опыта…………………………….6
1.7. Новизна опыта………………………………………….7
2. Технология опыта……………………………………………8
3. Результативность опыта…………………………………….16
4.Библиографический список. ………………………………..19
5.Приложение……………………………………………………20
1. Информация об опыте.
1.1 Условия возникновения.
Я, Литвиненко Татьяна Ивановна, работаю в Муниципальном образовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа №6 г. Шебекино Белгородской области» учителем английского языка с 1997 года. По численности школа считается небольшой. Небольшая численность учащихся не позволяет комплектовать классы по уровням способностей или создавать специализированные классы. Работаю я в обычных классах со 2 по 11 класс, где обучаются дети разных способностей, интересов, склонностей.
Основной задачей своей работы считаю формирование положительной мотивации в процессе изучения иностранного языка в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего перевод учебно-познавательной деятельности школьников на продуктивно-творческий уровень, развитие творческих способностей учащихся.
Моя работа, как учителя английского языка в условиях современной школы предполагает развитие творческих способностей учащихся путем поиска эффективных приемов и методов преподавания. Особенно актуальной проблема творчества учащихся стала в настоящее время – в период модернизации российского образования.
Среди учащихся 5-11 классов была проведена психодиагностика критического мышления.(Приложение № 1) Была оценена способность личности порождать новые идеи, отклоняться в мышлении от традиционных схем, быстро разрешать проблемные ситуации. Мы столкнулись с проблемой, связанной с низким уровнем сформированности творческих способностей и развития креативного мышления у учащихся 5-8 классов: у детей была затруднена генерация идей, то есть высказывать их максимальное количество и многообразие, и совершенствование своего «продукта». А именно быстрота, гибкость, оригинальность и продуктивность мышления характеризуется творческие способности.
Я, как учитель английского языка, провела анкетирование среди учеников 5-11 классов с целью выявления настроя на обучение и затруднений. (Приложение № 2) Полученные результаты диагностики позволили выработать стратегию исследования.
1.2 Актуальность опыта
Основной задачей модернизации образования в России является обновление качества образования. Качество образования – это мера соответствия образовательного результата запросам личности, общества и государства.
Необходимость постоянного совершенствования системы и практики образования обусловлена социальными переменами, происходящими в обществе. Вопросы повышения качества обученности и уровня воспитанности личности школьников были и остаются приоритетными в современной методике преподавания иностранного языка.
Возникающие в последнее время противоречия между социальным заказом общества на творческую личность и недостаточной разработанностью практических предложений развития одаренности стимулирует рост интереса к проблеме креативности. Особенно эта проблема актуальна в процессе обучения иностранным языкам. Общеизвестно, что преподавание иностранного языка в силу совей коммуникативной природы, всегда отличалось от других предметов большим творческим характером, большей направленностью на создание учащимися своих собственных продуктов.
А это требует самостоятельности, мышления и креативности.
Сегодня конкурентоспособность человека на рынке труда во многом зависит от его способности овладевать новыми технологиями, адаптироваться к изменяющимся условиями труда. Одним из ответов системы образования на этот запрос времени является идея компетентностно-ориентированного образования. Достижение нового результата образования должно опираться на новые педагогические технологии. Базовой образовательной технологией, поддерживающей компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию учения. Особенно популярен и востребован данный метод на среднем этапе обучения. Поскольку именно в подростковом возрасте развивается память, личность ребенка открыта для развития творческих способностей.
На старшем этапе проектная деятельность приобретает научно-исследовательский характер. С уверенностью можно утверждать, что у учащихся развивается креативная компетентность как показатель коммуникативного владения иностранного языка на определенном уровне. Метод проектов создать естественную среду, т.е. условия деятельности максимально приближенные к реальным для формирования компетентностей учащихся.
Анализ научно-теоретической литературы, личные наблюдения позволяют выделить ряд противоречий процесса обучения иностранному языку на современном этапе.
Основными являются противоречия между:
- требованиями программы для общеобразовательных учреждений к уровню обученности выпускников средних общеобразовательных школ в соответствии с социальным заказом общества, с одной стороны, и реальным уровнем владения иностранным языком на завершающем этапе, с другой;
- преобладанием традиционного подхода и содержанию и организации занятий по иностранному языку и наличием потребности введения новых педагогических новых педагогических технологий в обучении иностранному языку, как наиболее адекватных социальному заказу общества и современным целям образования.
Поиск путей решения этих противоречий и составил проблему исследования .
- Сущность опыта
Итак, что же собой представляет проектная методика обучения английскому языку в средней школе?
Применительно к уроку иностранного языка, проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый комплекс действий, завершающийся созданием творческого продукта.
Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной деятельности.
Главной целью внедрения в школьную практику метода проектов считаю создание условий для развития творческих способностей учащихся, для выражения учащимися своих собственных мнений, чувств, для активного включения в реальную деятельность, принятие личной ответственности за продвижение в обучении.
Достижение этой цели происходит в результате решения ряда задач.
1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.
2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
3. Продемонстрировать уровень обученности иностранному языку.
4. Подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости.
Организуя работу по проектной методике, соблюдаю ряд образовательных условий
– тематика может быть связана как со страной изучения языка, так и со страной проживания, учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран;
- проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных источников информации;
- необходимо вовлечь в работу всех учащихся класса, предложив каждому заданию с учетом уровня его языковой подготовки.
Ориентируясь на те цели и задачи, которые стоят перед учителем иностранного языка, и, зная запросы учащихся в современном мире, я и применяю данную методику в своей работе
- Длительность опыта
Я использую метод проектов в общеобразовательных классах на протяжении нескольких лет (2005-2009). Школа работала по воспитательной системе Школа самовыражения личности».Среди многих аспектов рассматривалось творческое самовыражение личности.
1.5 Диапазон опыта.
Проанализировав психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, я сделала вывод, что развитие творческих способностей подростков при обучении английскому языку будет более эффективно, если:
- осуществляется квалифицированное научно-обоснованное руководство творческой деятельности детей;
- процесс формирования творческих способностей непосредственно связан с учебно-познавательной и практической деятельностью, а урок интегрируется с внеурочной деятельностью учащихся;
- педагогические приемы, формы и методы обучения английскому языку соответствуют возрастным индивидуальным особенностям и психофизическим возможностям подростков;
- определена и используется система личностно- и социально значимых учебно-творческих заданий разного уровня сложности, ориентированная на индивидуальность ученика, степень его подготовленности.
1.6 Теоретическая база опыта.
Обращение ученых и практиков к проблеме лично-ориентированного обучения имеет давнюю историю. Метод проектов возник как отклик на изменяющиеся социально-экономические условия жизни и в течение короткого времени превратился в наиболее распространенный вид интеллектуальной деятельности. Его назвали методом решения проблем и связывали с идеями гуманистического направления в философии образования, разработанными американским философов и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком.
Дж. Дьюи противопоставил школьной системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, обучение путем деления, то есть такое, при котором все знаний извлекались из практической самостоятельности и личного опыта ребенка. Он предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, основанную на его личном интересе в этом знании. Поэтому очень важно было показать для чего и когда могут пригодиться эти знания в жизни. Это можно было сделать с помощью проблемы, взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые ещё предстоит приобрести.
У Х. Килпатрик, автор получившей широкую известность работы «Метод проектов» развивал идею обучения через организацию «целевых актов» (проектов) и отстаивал тезис о том, что школа должна готовить учащихся к жизни в условиях динамично меняющегося общества, и столкновению с неизвестными проблемами будущего.
Идеи проектного обучения возникли в России в начале ХХ века практически параллельно с разработками американских педагогов. Большое внимание методу проектов уделяли Б.В. Игнатьев, В.Н. Шульгин. Советские педагоги считали, что практически переработанный метод проектов сможет обеспечить развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся в обучении и будет способствовать непосредственной связи между приобретением знаний и умений и применением их для решения практических задач.
Разрабатывая проект вместе со своими учениками, готовясь к нему, подбирая необходимые материалы, нужно четко осознавать его особенности и соответственно планировать работу.
Поэтому, приступая к работе над проектом, важно ознакомиться с их технологией.
По Е.С. Полат.
1. По виду деятельности: исследовательский, творческий, игровой, практико-ориентированный.
2. По предметно-содержательной области: монопроект, межпредметный проект.
3. По характеру координации проекта учителем: непосредственный, скрытый.
4. По характеру контактов: внуришкольный, региональный, международный.
5. По количеству участников: личностный, парный, групповой.
6. По продолжительности выполнения: краткосрочный (3-6 уроков), средней продолжительности (1-2 месяца), долгосрочный (до года).
- Новизна опыта
В проектной методике используется всё лучшие идеи, выработанные традиционной и современной методикой преподавания английского языка. К ним относятся, прежде всего, разнообразие, проблемность, учение с удовольствием и, так называемый, эгофактор.
1. Разнообразие, как необходимая черта любого хорошего обучения, способствует поддержанию интереса к учебе – это и разнообразие тем, текстов (монологи, диалоги, письма, настольные игры, описания, инструкции) и разнообразие форм учебной деятельности (индивидуальная, парная, групповая работа) и разнообразие типов упражнений.
2. Проблемность означает, что учащиеся используют язык как для выполнения заданий, которые характеризуются новизной результата, так и новыми способами его достижения. Проблемы заставляют думать. И подросток обучается, думая, мысля. Имеется широкий диапазон коммуникативных заданий и проектных работ, ориентированный на решение проблем. Проблемный подход имеет место при обучении грамматике в тех случаях, когда учащиеся используют её в речи, и когда он постигает её как систему.
3. Безусловно, важно, чтобы школьник учился с удовольствием. Подросток учится продуктивно и много узнает, если учится свободно без принуждения, испытывая радость.
4. Особое значение имеет эгофактор, т.е. возможность говорить о том, о чем школьники думают, о своих планах. При организации общения лучше применять, по возможности, такие ситуации, которые затрагивают интересы учащихся, связаны с его личным опытом.
Новизна моего подхода состоит в том, что школьникам дается возможность самим конструировать содержание общения, начиная с первого занятия по проекту. Я широко применяю ИКТ при подготовке проектов, что позволяет сделать процесс разработки и защиты творческого продукта ярким, разнообразным, запоминающимся.
2. Технология опыта
Целью моей работы является систематизация и соединение воедино теоретических знаний, полученных путем изучения научно-теоретической литературы и собственного педагогического опыта по использованию метода проектов на уроках как одной из активных форм обучения английскому языку.
Задачи исследования:
- Изучить проблему формирования познавательной самостоятельности
в теории и практике, - Проанализировать учебный материал для определения возможности написания проектов,
- Разработать методику поэтапной работы над проектом
В курсе изучения английского языка метод проектов мы можем использовать в рамках программного материла практически по любой теме.
Каждый проект соответственно с определенной темой и разрабатывается в течение нескольких уроков. Осуществляя эту работу, школьники могут, например, рассказывать и писать ос собственной жизни, создавать собственный журнал, готовить макеты, создавать презентации.
В проектной методике меня прельщает весьма плодотворная идея. Наряду с вербальными средствами выражения учащиеся широко используют и другие средства: рисунки, плакаты, карты, схемы, графики, диаграммы. В фонограммах курса используются звукоподражательные средства и шумовые эффекты. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию.
В данной системе обучения широко используется непроизвольные запоминания лексических средств и грамматических структур в ходе решения проблемных задач, стимулирования развития творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и освоения воспринимаемого.
Подготовить, оформить и представить проект – дело гораздо более долгое, чем выполнение традиционных заданий.
С помощью проектной методики я, как учитель английского языка достигаю сразу нескольких целей – расширение словарного запаса детей, закрепление изученного лексико-грамматического материала, создание на уроке атмосферы праздника. Условий для комфортного общения на языке.
Многообразие средств выражения смысла вводит детей в свободное творчество.
В процессе проектной деятельности я придерживаюсь ряда принципов.
Во-первых, поскольку проектная работа дает возможность учащимся выражать собственные идеи, важно не слишком явно контролировать и регламентировать школьников, желательно поощрять их самостоятельность.
Во-вторых, проектные работы являются главным образом открытыми, поэтому не может быть четкого плана их выполнения. В процессе выполнения проектных заданий можно вводить и некоторый дополнительный материал.
В-третьих, большинство проектов может выполняться отдельными учащимися, но проект будет максимально творческим, если он выполняется в группах. Некоторые проекты выполняются дома, на некоторые из проектных заданий затрачивается часть урока, на другие – целый урок.
Проект осуществляется по определенной схеме:
- Подготовка к проекту
Приступая к созданию учебного проекта, соблюдаю ряд условий:
- предварительно изучаю индивидуальные особенности, интересы, жизненный опыт каждого ученика.
- выбираю тему проекта, формулирую проблему, предлагаю идею, обсуждаю её с учениками.
- Организация участников проекта.
Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым становится своя задача. При распределении обязанностей в группе, я даю советы, чтобы учитывались склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, и формированию проектной работы. При формировании группы в их состав я стараюсь включить детей разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
- Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой дополнительной информацией, обсуждением этой информации, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины, компьютерные презентации и публикации). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи с моей стороны, создаются в классе. Здесь, главный мой принцип - не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию «успеха».
- Презентация проекта.
Весь отработанный, оформленный материал надо представит одноклассникам, защищать свой проект. У школьников может быть специальная тетрадь для проектов. Поощряю вначале вариант, а потом чистовик.
- Подведение итогов проектной работы. Рефлексия.
Практическое использование.
Количество шагов – этапов от принятия решения идеи проекта до его презентации зависит от его сложности.
Считаю, что целесообразно организовать проектную деятельность уже в 4-5 классах. Начало проектной деятельности школьников очень простое – то, что имеет непосредственное значение для каждого из них, например, «Генеалогическое древо», «Портрет любимого сказочного героя», «Школа будущего», «Дом моей мечты».
Кабинет обычно превращается в мастерскую – дети приносят клей, бумагу, цветные карандаши, ножницы, особенно, когда мы делаем какие-либо практические проекты из серии «Мы мастерим». Незаметно для себя, начинаем говорить по-английски, склеивая, вырезая необходимые атрибуты. У детей создается впечатление, что английский язык – это развлечение, цвет, праздник.
В 6-7 классах я планирую так же мини – проекты, рассчитанные на один урок, или его часть (составление расписания уроков), мини – исследовательские проекты (например, рейтинг программ телеканала г. Шебекино).
Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, писать информацию в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки, работать с компьютером, пользоваться ресурсами Интернет, создавать компьютерные презентации. И, наконец, учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, ученик, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать или прекрасно управляется с компьютером.
При оценке готового проекта я обращаю внимание не только на правильное использование языка. Важным стимулом для развития личности учащегося является степень их творческого и оригинальности при выполнении проектов. Сначала я проверяю черновой вариант работы. Так можно указать на ошибки, не исправляя уже готовую работу. Если есть ошибки в конечном варианте проекта, я исправляю их карандашом или записываю на отдельном листе бумаг, тогда учащиеся сами решают, хотят ли они исправить конечный вариант работы.
При подготовке проекта, обычно, учащимся требуется задавать вопросы своим товарищам или искать информацию в справочнике. Это вызывает «рабочий» шум. Однако я этого не опасаюсь, так как такая активность способствует творческой работе, останавливаюсь подробнее на конкретных примерах. На старшем этапе обучения учащиеся более осознанно, более творчески подходят к созданию проектов. С учетом их интересов и проблем, которые их волнуют, были внедрены такие проекты как «Здоровый образ жизни», «Молодежные группы», «Спорт в нашей жизни».
При изучении темы в 8 классе «Досуг и увлечения. Спорт» ребятам были предложены темы проектов: «Sport comment on Britain and Russia», «I want to be a leader», «The Olympic Games».
На первом занятии по подготовке проекта. Я сформулировала проблему исследования: «What is sport in people’s life?». Затем были выдвинуты гипотезы «British ire a sport nation», «Russians are a sport nation», «The Future Olympics will be in Russia», «Sport helps to become a leader”
Были определены направления поиска информации.
На втором этапе учащиеся разделились на 3 группы с учетом своих интересов. В группах определились лидеры, перед каждым участников была поставлена своя задача. Выполнение проекта проходило и во время занятий, и дома. Ребята добывали необходимую информацию из справочников, энциклопедий, СМИ, широко использовали ресурсы Интернет. Выполнение проекта совпало с тем моментом, когда определялась страна – хозяйка. Олимпийских игр 2014 года. Участники группы, работавшей над проектом «The Olympic Games» создали публикацию «The Future Olympics». В ней они отразили результаты опроса среди жителей микрорайона «Какая страна будет принимать Олимпийские игры 2014?». Среди кандидатов рассматривались Россия, Франция, Австралия. В публикации были разработаны модели одежды, талисман, флаг будущих олимпийский игр. Модель талисмана была отправлена на Интернет-конкурс. Проводилось анкетирование среди учеников школы по вопросу занятия спортом. Вторая группа создала публикацию «Спорт в нашей области». ( Приложение № 4) В ходе выполнения проекта ребята узнали много нового об истории олимпийских игр, о лучших спортсменах России и Белгородской области, об истории развития спорта в России и Британии, получили советы, как стать лидером. При оформлении результатов проектной деятельности учащиеся проявили творчество и фантазию.
На заключительном этапе по теме проходила защита проектов.(Приложение № 3) Каждый участник групп принял участие. Затем ребята сами оценили проекты друг друга.
В 9-м классе мы готовили проект «Healthy Living Guide». Презентация проходила на заключительном уроке темы. Был разработан интегрированный урок английского языка + ОБЖ. На уроке присутствовали гости – директора школ города и района.(Приложение № 3)
При изучении темы в 10 классе «Страны изучаемого языка, их географическое положение, культурные достопримечательности» был разработан проект. «Австралия – страна по ту сторону света». (Приложение №4) На организационном занятии учащиеся разделились на 3 группы. Первая группа – изучала географическое положение Австралии; вторая - местное население, третья – особенности флоры и фауны.
Были выдвинуты и обсуждены некоторые гипотезы: экология страны, «особенности английского языка в Австралии». Каждая группа оформила результаты проектов в виде презентаций и плакатов. На заключительном этапе был проведен итоговый срез, который представлял собой самостоятельную оценку учащимися результатов своей деятельности. Он выявлен следующее: по большинству показателей проектная методика является эффективной инновационной технологией, которая обеспечивает:
- Значительное повышение уровня владения языковым материалом и говорением как одним из видов речевой деятельности.
- Повешение уровня внутренней мотивации учащихся.
- Повышение уровня самостоятельности и творчества: уровня сплоченности коллектива.
- Повышение общего интеллектуального развития учащегося.
При проектировании урочной деятельности по английскому языку использую эвристические методы, т.е. развитие творческого воображения, нахождение нестандартных путей решения творческих задач проектирования, преодоления психологической инерции.
Для развития творческого воображения использую такие методы проектирования как аналогию, ассоциацию, неологию.
Аналогия — метод решения поставленной задачи, при котором используются уже существующие решения в других областях. Таким образом, аналоги становятся творческим источником. Интерпретация творческого источника и превращение его путем трансформации в проектное решение собственной задачи — суть этого метода.
Например, при разработке проекта в 9 классе “Healthy living guide.”, я познакомила ребят с работами , выполненными по экологии: «Пищевые добавки. Что мы едим?», «Газированные напитки. Польза или вред?» Учащиеся перенесли некоторые идей в свои наработки.
Ассоциация - метод формирования идеи. Творческое воображение обращается к разным идеям окружающей действительности. Развитие образно-ассоциативного мышления учащегося, приведение его мыслительного аппарата в постоянную боевую готовность - одни из важнейших задач в обучении творческой личности, способной мобильно реагировать на окружающую среду и черпать оттуда продуктивные ассоциации.
Я предлагаю основное понятие по данной теме. Например,”Здоровье”.Участники проекта вырабатывают идеи , связанные с ним :здоровое питание; режим дня; утренняя зарядка; занятие спортом. Затем коллективным обсуждением выбираются самые подходящие.
Неология - метод использования чужих идей. Например, можно осуществлять поиск формы на основе пространственной перекомпоновки некоего прототипа. Но в процессе заимствования необходимо ответить на вопросы: что нужно изменить в прототипе? Что можно изменить в прототипе? Каким образом лучше это сделать? Решает ли это поставленную задачу? Заимствование идеи без изменений может привести к обвинению в плагиате.
Обычно, если есть возможность, я показываю ребятам уже выполненные по данной проблеме проекты. Это дает возможность увидеть и исправить недостаки.
Методы - инверсия, мозговой штурм, мозговая осада, которые дают новые парадоксальные решения, также необходимы в проектировании внеурочных мероприятий.
Инверсия — метод проектирования от противного. Такой подход к проектированию основан на развитии гибкости мышления, поэтому он позволяет получить совершенно новые решения.
Мозговая штурм — коллективное генерирование идей в очень сжатые сроки. Метод основан на интуитивном мышлении. Главное предположение: среди большого числа идей может оказаться несколько удачных. Главные условия: коллектив должен быть небольшой; каждый участник «штурма» по очереди выдает идеи в очень быстром темпе; всякая критика запрещена; процесс записывается на магнитофон. Затем идеи анализируются.
Мозговая осада - это также метод проведения быстрого опроса участников с запретом критических замечаний. Но в отличии от предыдущего, каждая идея доводится до логического завершения, поэтому процесс получается длительным по времени, отсюда и название - «осада».
В проектных заданиях предусматриваю использование школьниками хорошо знакомых им знаний в сочетании с теми, что предстоит приобрести. Знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведет вперед к новым знаниям.
Наводящие вопросы помогают уменьшить психологическую инерцию и упорядочить поиск вариантов. Ставятся вопросы следующего характера: что можно в объекте уменьшить, увеличить, разъединить, объединить, добавить, минимизировать и т.д.?
Предлагаю таблицу понедельного планирования выполнения проекта
« Place I live in ».
My hometown.
№ недели | Этапы проектной деятельности. | Дидактическая, информационная и материальная обеспеченность проекта. | Виды деятельности учащихся. | Деятельность учителя. |
1 неделя | Погружение в проект. | Карта г.Шебекино и Шебекинского района района, виды города, беседа о городе (расположение, население, промышленность, климат и др.) | Подбор материала о городе, фотографирование памятных мест, беседы с известными людьми города и района. | Формулирую задачу. |
2 неделя | Организация деятельности. | Собранные материалы, видеофильмы, книги, газетные статьи о городе. | Разбиваются на группы по психологической совместимости, общности темы и др. Выбирают ответственного в группе, распределяют обязанности. | Фиксируя деятельность каждой группы, консультирую, даю дополнительную информацию по просьбе учеников. |
3 неделя | Осуществление деятельности и подготовка к защите проекта. | Отобранный материал для проекта, при необходимости поиск дополнительной литературы. | Прогулка по городу, осмотр достопримечательностей, выбор их для презентации, оформление отобранного материала, распределение материала по слайдам для презентации. | Участвую, консультирую, контролирую. |
4 неделя | Защита проектных работ. | DVD проигрыватель, компьютер, фотографии и др. | Презентация и аргументирование результатов. | Обобщаю и резюмирую полученные результаты. |
Остановлюсь на заключительном этапе работы над проектом. Он включает в себя завершение проекта представление его результатов и рефлексию. Отмечу, что обсуждение проекта теряет всякий смысл, если функцию оценки результатов учебной деятельности берет на себя учитель. Очень важно, чтобы учащиеся это делали самостоятельно с помощью учителя. Следующие вопросы помогут учащимся оценить процесс и результат проектной деятельности.
- Что вы делали? (Вопрос помогает ученикам вспомнить ход всего проекта от начала до конца).
- Как вы это делали? (Учащиеся анализируют задачи, методы их решения, трудности, неудачи, интересные находки и спонтанные идеи).
- Почему вы это делали? (Вопрос пробуждает учеников оценить цели проекта, пользу и значимость отдельных заданий и проекта в целом)
- Какие знания были необходимы для этого? (Вопрос помогает оценить умения, приобретенные ими в результате проекта. Учащиеся понимают, что для роста нужны не только хорошие языковые знания, не меньшую роль играют также и организаторские умения, умение работать в команде, умение отвечать за порученное дело).
- Какую роль при работе над проектом вы взяли на себя?
- Каким опытом вы смогли поделиться в группе?
- Что бы вы сделали по другому?
Такие параметры для саморефлексии дают возможность анализировать не только конечный, но и промежуточный результат, осознать правильность выбора цели, соответствие методов работы поставленной цели, оптимальность темпа работы и выполнения плана работы. (Приложение №3)
3. Результативность опыта.
Опыт работы под технологией метода проектов в течение нескольких лет позволяет провести анализ и дать ответ на вопрос: «Как данная технология влияет на обучение иностранному языку?».
На протяжении 3-х лет я проводила уроки по обычной методике водном классе параллели и по методу проектов в другом классе этой же параллели. Результаты очевидны: проектная методика не только дает возможность учащимся больше и глубоко изучать тему, но и значительно расширяет их общий кругозор, учит общению, умению самостоятельно добывать и отбирать необходимый материал, дает возможность развития не только коллективного творчества, но и индивидуальных талантов, способностей учащихся. В классах, где на уроках организуется проектная деятельность, результаты проведенных в прошлом году психодиагностических тестов показывают, что большинство детей обладают креативным мышлением. А его параметры, такие как быстрота, гибкость, оригинальность и продуктивность у 100% детей соответствуют норме, несмотря на то, что психологи отмечают у подростков снижение творческих способностей после
11лет.
Учащиеся научились предвидеть результаты своей деятельности. Искать наиболее рациональные пути решения проблем, проявляя при этом нестандартность и гибкость мышления и умение обосновывать свой выбор
По результатам анкетирования, выполнение проектов показывают в качестве самого интересного вида деятельности 55% учащихся 6-7 классов, мотивируя это тем, что такой вид работы развивает мышление, творчество, организацию, соотносится с их интересами.
95% отметили, что работа над проектами делает уроки интереснее.
В конце прошлого учебного года подводя итоги работы по методу проектов. Я предложила ученика 9-11 классов принять участие в опросе. Цель опроса – выяснить, интересна ли им такая форма работы, стоит или нет продолжать двигаться в этом направлении.
Анкетирование проводилось анонимно, все результаты были обработаны на компьютере.
1. Какими источниками информации Вы обычно пользовались при подготовке проекта?
а) Книги; б) Периодическая печать; в) Интернет; г) Учитель; д) Другие (укажите какие)
2. Достаточно ли было времени, отведённого для подготовки проектов?
а) Да; б) Нет.
3. Подготовка проектов оторвала у Вас время от более важных и интересных дел?
а) Да; б) Нет
Будет ли интересна работа над проектами следующим за Вами школьникам?
а) Да; б) Нет.
Анализируя представленный выше практический опыт разработки проектов, можно сделать вывод, что использование метода проектов в процессе воспитания учащихся средствами английского языка интегрировало школьников в различные среды: социальные, языковые и т.д., ученики были включены в реальную исследовательскую деятельность и нацелены на получение реального результата.
Кроме того, самостоятельный выбор содержания и способов деятельности способствовал развитию эмоциональной сферы личности, ее способностей, склонностей, интересов.
Библиографический список
1. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования М., 2000
2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М.,2000.
3. Салтовская Г.Н. Лингводидактический подход к проектной методике в младших классах. Пятигорск, 1997
4. Ястребцева Е.Н. «Как рождается проект: Из опыта внедрения методических и организационно-педагогических нововведений». М., 1995
5. Копылова В.В. Методика проектной работы на уроках английского языка. М., 2003
Коряковцева Н.Ф. Современная методика организации самостоятельной работы изучающих иностранный язык. М., 2002
6. Чуракова О.В; И.С.Фишман Компетентностно-ориентированный подход к образованию: образовательные технологии., выпуск 1, Самара, 2002
7. Ramon Ribe Project work
8. Nuria Vidal Step by Step
9. Hutchinson T. Project English – 1 Oxford, 1996
10. Некоторые статьи из журналов «Иностранные языки в школе»
11. ИЯШ, 1991, №3 Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. «Проектная методика обучения ИЯ»
12. ИЯШ, 1992, №2 Борисова Е.М. « Проект на уроках немецкого языка»
13. ИЯШ, 1997, №3 Барменкова О.И. «О работе над проектом по учебнику Happy English 2»
14. ИЯШ, 1999, №4 Мартьянова Т.М. «Использование проектных заданий на уроках английского языка»
15. ИЯШ, 2002, №3 Теслина С.В. «Проектные формы работы на уроке английского языка»
16. ИЯШ, 2002, №3 Туркина Н.В. «Работа над проектом при обучении английскому языку»
Приложение
Приложение № 1-Психодиагностика творческого мышления.
Приложение № 2-Анкета для выявления настроя на обучение и
затруднений.
Приложение №-3-Разработки уроков.
Приложение № 4-Творческие работы учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"
Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....
Методическая система учителя " Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения"
Материал представляет свой взгляд на обучение и воспитание детей в современном мире....
Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения сочинениям разных жанров
"Не бывает никогда ни у кого, чтобы было легко писать, чтобы "лилось из-под пера". Писать всегда трудно, и чем труднее, тем лучше выходит, " - утверждал Л.Н.Толстой. ...
Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения русскому языку
В работе освещаются следующие вопросы:1.Понятие творчества.2.Компоненты творческих способностей.3.Условия развития творческих способностей.4.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русског...
Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения русскому языку
В работе освещаются следующие вопросы:1.Понятие творчества.2.Компоненты творческих способностей.3.Условия развития творческих способностей.4.Развитие творческих способностей учащихся на уроках русског...
Статья "Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранному языку посредством ИКТ, через проектную деятельность"
Статья в районный сборник. Научно-практическая конференция. Развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения иностранном у языку посредством ИКТ, через проектную деятельность....
Развитие коммуникативных компетенций учащихся в процессе обучения английскому языку (из опыта работы)
Коммуникативная компетенция является одной из ключевых компетенций и ее формирование должно обеспечиваться всеми предметными областями образования, в том числе и средствами дополн...