ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «Осень. Овощи. Труд овощевода» (для детей старшего дошкольного возраста, подготовительного к школе возраста)
учебно-методический материал
Разделы работы | Содержание работы |
Лексический материал | Существительные: овощи, капуста, картошка, свёкла, лук, редиска, чеснок, фасоль, баклажан, перец, огурец, помидор; рассада, грядка, теплица, посадка, борщ, рагу, урожай, огород, огородник, стручок, кочан, овощерезка, вкус, витамины, Прилагательные: овощной, красный, фиолетовый, зелёный, жёлтый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, кислый, толстый, крепкий, зрелый, полезные, круглый, овальный. Глаголы: вырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, срезать, натереть, сажать, шинковать, созревать, солить, полоть, собирать, поливать, расти, зреть, увядать. Наречия: рано, поздно, мелко, крупно, горько, сладко, тяжело, дружно. |
Развитие грамматического строя речи | Образование существительных мн. числа (огурец- огурцы) Согласование прилагательных с сущ. мужского и женского рода Д/и «Составь предложение» (с. 10 Смирнова) Д/и «Чего много в корзине?» Образование существительных Р.п Образование относительных прилагательных. Д/и «Исправим ошибку» (с.. 10 Смирнова) Подбор однородных прилагательных к существительным. Д/и «Подбери слово» (с. 10 Смирнова) Употребление глаголов с различным значением. Д/и «Соберем урожай» (с. 11 Смирнова) Подбор признаков к предмету. Узнавание предмета по признаку (лук – горький…) Образование множественного числа существительных (кабачок – кабачки…) Согласование числительных, местоимений, наречий с существительными (один огурец, много кабачков, моя морковка…) Предложно-падежное управление (родительный, творительный, предложный падежи) - мешок чего? - из чего сделан салат? - корзинка с чем? - куда сложим урожай? Д/и «Назови ласково» (образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом) - У меня помидор, а у тебя... (помидорчик)… Д/и «Что приготовим?» (образование относительных прилагательных) (пюре из картофеля – картофельное…) Д/и «К нам пришла осень» (отработка падежных окончаний) (договаривание слов). |
Работа над звуковой стороной речи | 1. Упражнение: «Повтори потешки». В огород я пришла и огурчик нашла. Я на грядку наступила и огурчик раздавила. Я палочкой копала и морковку достала. Мы залезли на забор, увидали помидор. Тык-тык-тыква — как большая голова. 2. Упражнение: «Послушай, запомни, повтори».П овторение слоговых цепочек: ут-ат, ут-ат-от; кто-кту, кто-кту-кты; га-ква, ба-пва, да-тва; га-га-ква, ба-ба-пва, да-да-тва. 3. «Спрячь слоги в ладошки». Прохлопывание слоговой структуры слов по теме «Овощи»: Инструкция: «Со словами мы играем. Их хлопками разделяем» по-ми-дор; ре-дис-ка; ка-ба-чок и т. д. |
Формирование связной речи | Составление предложений из 3-4 слов (без предлогов) -Употребление в речи предложений со значением противопоставления. Д/и «Составь предложение» (с. 10 Смирнова) - Составление ССП по двум опорным картинкам Д/и «Закончи предложение» Составление описательного рассказа «Помидор» по картинкам – символам (грядка. рот круг, цветок. вата, кубик. кастрюля бутылочка (с.11Смирнова) Чтение и беседа по сказке «Вершки и корешки». Составление описательного рассказа «Помидор» (по таблице – схеме) «Помидор — это овощ. Он растет в огороде на грядке. Он кисло-сладкий, круглый, красный, мягкий. Из него можно приготовить салат, суп, сок, кетчуп. Помидор полезный, потому что в нем много витаминов, он очищает организм». |
Развитие психических процессов
| Загадки. Д/и «Да – Нетка» (задавая вопросы, угадай предметы по ответам «да», «нет») Классификация: зелёные овощи, красные, круглые, треугольные. Д/и на восприятие цвета, формы, размера: -Узнай изображение по контуру. - Что похоже на мышку? на мячик? - Чудесный мешочек. - Узнай на вкус. - Что изменилось? - Раскрась овощи. Проблемные вопросы: - Как на долго сохранить овощи? - Почему так называют: теплица, огородник, овощерезка, картофелечистка? Д/и «4-й лишний?» - овощи-фрукты - зелёные овощи – красные - овальные овощи – круглые - едят сырыми – готовят |
Развитие мелкой и общей моторики. Подготовка руки к письму | П/г «Однажды хозяйка с базара пришла» П/г « Наша грядка» П/г «Вышел дождик погулять», «Овощи», «Засолка капусты». выкладывание буквы –А- из палочек. - работа в тетради в клетку. печатание буквы –А- |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация на тему "Формирование основ экологического сознания у детей старшего дошкольного возраста"
Опыт работы будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений. НЕ случайно экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста является социальным заказом общества...
Педагогический проект «Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста 5-6 летнего возраста в ДОУ».
Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетание «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах вос...
Статья на тему: "Развитие навыка звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста как профилактика нарушений письменной речи".
В данной статье раскрываются особенности развития навыков звукового анализа у детей старшего дошкольного возраста, имеющих речевые нарушения, что способствует формированию готовности ребенка к обучени...
Методическая разработка на тему: "Формирование элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР посредством логических игр и упражнений".
Конспект математической викторины в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ЗПР)....
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «Осень. Овощи. Труд овощевода» (для детей старшего дошкольного возраста, подготовительного к школе возраста)
ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «Осень. Овощи. Труд овощевода»(для детей старшего дошкольного возраста, подготовительного к школе возраста) Разделы работыСодержание работыЛексический материалСу...
Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай»
Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Дать представление о слиянии звуков в слоги.Задачи:Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий. Форми...
Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Город мастеров"
Цель данного мероприятия продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с миром современных профессий. Воспитывать уважение к людям разных профессий, любовь к труду; вызвать желание уч...