ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «Осень. Овощи. Труд овощевода» (для детей старшего дошкольного возраста, подготовительного к школе возраста)
учебно-методический материал

Шатовкина Наталья Владимировна

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА

 «Осень. Овощи. Труд овощевода»

(для детей старшего дошкольного возраста, подготовительного к школе возраста) 

Разделы работы

Содержание работы

Лексический материал

Существительные:  овощи, капуста, картошка, свёкла, лук, редиска, чеснок, фасоль, баклажан, перец, огурец, помидор; рассада, грядка, теплица,  посадка, борщ, рагу, урожай, огород, огородник, стручок, кочан,  овощерезка,  вкус, витамины,

Прилагательные:  овощной, красный, фиолетовый, зелёный, жёлтый, бордовый, крупный, мелкий, гладкий, шершавый, горький, сладкий, кислый, толстый, крепкий, зрелый,  полезные, круглый, овальный.

Глаголы:  вырастить, сорвать, выдернуть, выкопать, срезать, натереть, сажать, шинковать, созревать, солить, полоть, собирать, поливать, расти, зреть, увядать.

Наречия:  рано, поздно, мелко, крупно, горько, сладко, тяжело, дружно.

Развитие грамматического строя речи

 Образование существительных мн. числа  (огурец- огурцы)

Согласование прилагательных с сущ. мужского и женского рода

Д/и  «Составь предложение» (с. 10 Смирнова)

 Д/и  «Чего много в корзине?»

Образование существительных Р.п

 Образование относительных прилагательных.

 Д/и  «Исправим ошибку» (с.. 10 Смирнова)

Подбор однородных прилагательных к существительным.

 Д/и  «Подбери слово» (с. 10 Смирнова)

 Употребление глаголов с различным значением.

 Д/и «Соберем урожай» (с. 11 Смирнова)

Подбор признаков к предмету.

Узнавание предмета по признаку (лук – горький…)

 Образование множественного  числа существительных (кабачок – кабачки…)

 Согласование числительных,  местоимений, наречий с  существительными (один огурец, много кабачков, моя морковка…) 

 Предложно-падежное управление (родительный, творительный, предложный падежи)

- мешок чего?

- из чего сделан салат?

 - корзинка с чем?

- куда сложим урожай?

Д/и  «Назови ласково»  (образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом) - У меня помидор, а у тебя... (помидорчик)…

Д/и  «Что приготовим?»    

(образование относительных прилагательных) (пюре из картофеля – картофельное…)

 Д/и  «К нам пришла осень» (отработка падежных окончаний) (договаривание слов).

Работа над звуковой стороной речи

1. Упражнение: «Повтори потешки».

В огород я пришла и огурчик нашла.

Я на грядку наступила и огурчик раздавила.

Я палочкой копала и морковку достала.

Мы залезли на забор, увидали помидор.

Тык-тык-тыква — как большая голова.

2. Упражнение:  «Послушай, запомни, повтори».П овторение слоговых цепочек:

ут-ат, ут-ат-от;

кто-кту, кто-кту-кты;

га-ква, ба-пва, да-тва; га-га-ква,

 ба-ба-пва, да-да-тва.

3. «Спрячь слоги в ладошки». Прохлопывание слоговой структуры слов по теме «Овощи»:

 Инструкция: «Со словами мы играем. Их хлопками разделяем» по-ми-дор; ре-дис-ка; ка-ба-чок и т. д. 

Формирование связной речи

 Составление предложений из 3-4  слов (без предлогов)

-Употребление в речи предложений со значением противопоставления.

Д/и  «Составь предложение» (с. 10 Смирнова)

- Составление ССП по двум опорным картинкам

Д/и  «Закончи предложение»

Составление описательного рассказа «Помидор» по картинкам – символам (грядка. рот круг, цветок. вата, кубик. кастрюля бутылочка (с.11Смирнова)

Чтение и беседа по сказке «Вершки и корешки».

Составление описательного рассказа «Помидор» (по таблице – схеме)

imageПомидор — это овощ. Он растет в огороде на грядке. Он кисло-сладкий, круглый, красный, мягкий. Из него можно приготовить са­лат, суп, сок, кетчуп. Помидор полезный, потому что в нем много ви­таминов, он очищает организм».

Развитие психических процессов

 

 Загадки.

 Д/и  «Да – Нетка» (задавая вопросы, угадай предметы по ответам «да», «нет»)

Классификация: зелёные овощи, красные, круглые, треугольные.

Д/и  на восприятие цвета, формы, размера:

-Узнай изображение по контуру.

- Что похоже на мышку? на мячик?

- Чудесный мешочек.

- Узнай на вкус.

- Что изменилось?

- Раскрась овощи.

Проблемные вопросы:

 - Как на долго сохранить овощи?

- Почему так называют: теплица, огородник, овощерезка, картофелечистка?

Д/и  «4-й лишний?»

- овощи-фрукты

- зелёные овощи – красные

- овальные овощи – круглые

- едят сырыми – готовят

Развитие мелкой и общей моторики.

Подготовка руки к письму

П/г «Однажды хозяйка с базара пришла»

П/г « Наша грядка»

П/г «Вышел дождик погулять», «Овощи», «Засолка капусты».

выкладывание буквы –А- из палочек.

- работа в тетради в клетку. печатание буквы –А-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень - золотая».

Коррекционно-развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме «Осень - золотая».Цели:1.     Расширение и активизация словаря по теме «Осень».2....

Педагогический проект «Профилактика плоскостопия у детей старшего дошкольного возраста 5-6 летнего возраста в ДОУ».

Проблема здоровья и его сохранения в современном обществе стоит более чем остро. Словосочетание «формирование здорового образа жизни» заняли прочное место в беседах с родителями и детьми, в планах вос...

Презентация для обучения детей старшего дошкольного возраста составлению описательного рассказа на материале лексических тем: "Овощи", "Фрукты".

Презентация для использования на знятии по обучению детей старшего дошкольного возраста соствлению описательного рассказа....

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА «Осень. Овощи. Труд овощевода» (для детей старшего дошкольного возраста, подготовительного к школе возраста)

Разделы работыСодержание работыЛексический материалСуществительные:  овощи, капуста, картошка, свёкла, лук, редиска, чеснок, фасоль, баклажан, перец, огурец, помидор; рассада, грядка, теплица,...

Конспект НОД по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная к школе группа) «Путешествие по стране «Пиши-Читай»

Цель: Обобщить представления детей о гласных и согласных звуках. Дать представление о слиянии звуков в слоги.Задачи:Обучающая задача: Закрепить понятия: гласный, согласный звук, глухой, звонкий. Форми...

Конспект непосредственной образовательной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (подготовительная группа) "Город мастеров"

Цель данного мероприятия продолжать знакомить детей старшего дошкольного возраста с миром современных профессий. Воспитывать уважение к людям  разных профессий, любовь к труду; вызвать желание уч...

Беседа для детей старшего дошкольного возраста и детей подготовительной к школе группы

Тема: «День памяти жертв Холокоста»Цель: познакомить детей с Холокостом – явлением бесчеловечным и невиданным по своей жестокости....