"Формирование жизнестойкости у детей и подростков"
материал

Елена Евгеньевна Сергиенко

Родительское собрание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_zhiznestoykosti_u_detey_i_podrostkov.docx28.13 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на родительском собрании

«Совместная работа семьи и школы: формирование жизнестойкости у детей, подростков».

подготовила педагог-психолог Сергиенко Е.Е.

«Какое ужасающее противоречие в том,

что ребёнок, рождённый и предназначенный

для радостного и невинного наслаждения жизнью,

сам на себя накладывает руки»
                                         Байер

Суицид – основная причина смерти у сегодняшней молодежи.

Исследования показывают, что вполне серьезные мысли о том, чтобы покончить с собой, возникают у каждого пятого подростка. С годами суицид «молодеет»: о суициде думают, пытаются покончить с собой и кончают совсем еще дети.

Как правило, суицид не происходит без предупреждения. Большинство подростков, которые пытаются покончить с собой, почти всегда предупреждают о своем намерении: говорят либо делают что-то такое, что служит намеком, предупреждением о том, что они оказались в безвыходной ситуации и думают о смерти.

О своих планах расстаться с жизнью не делятся с окружающими лишь немногие. Кто-то из друзей оказывается в курсе дела всегда.

Суицид – это не просто способ обратить на себя внимание. Часто друзья и родители пропускают мимо ушей слова подростка: «Я хочу покончить с собой». Им кажется, что подросток хочет, чтобы на него обратили внимание, или же что ему просто что-то нужно. Даже если подросток просто «делает вид» и хочет обратить на себя внимание, это необычное поведение свидетельствует о том, что он попал в беду. Лучше всего – прислушаться к его словам, отнестись к его угрозам всерьез.

Суицидальные подростки считают, что их проблемы серьезны. Разные люди смотрят на одну и ту же ситуацию, на одну и ту же проблему по-разному. То, что одному кажется ерундой, другому может показаться концом света. Дети и взрослые часто смотрят на жизнь по-разному. То, что ужасно для ребенка, для взрослых ерунда, и наоборот. На жизнь по-разному смотрят не только родители и дети. Даже у самых близких друзей может быть разная точка зрения: то, что «здорово» для одного подростка, для второго подростка «паршиво», а для третьего – «нормально».

Итак: Суицид – умышленное лишение себя жизни. Психологический смысл суицида заключается в отреагировании аффекта, снятии эмоционального напряжения, ухода от той сложной ситуации, в которой человек оказался.

Все проявления суицидальной активности называют суицидальным поведением. Оно включает в себя суицидальные мысли, замыслы, намерения. Отечественные психологи часто используют следующие классификацию суицидального поведения: демонстративное поведение, аффективное поведение и истинное суицидальное поведение.

В основе демонстративного суицидального поведения  лежит стремление подростка обратить на себя внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода призыв о помощи. Как правило, такие суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка. Чаще всего такие подростки режут вены, принимают неядовитые лекарства, изображают повешения.

Аффективное суицидальное поведение ‒ суицидальные действия совершаются под влиянием ярких эмоций. Подросток действует импульсивно, не имея четкого плана. Сильные эмоции затмевают собой реальное восприятие действительности. Наиболее часто выбираемые способы совершения суицида: попытки повешения, отравление токсичными и сильнодействующими препаратами.

Истинное суицидальное поведение характеризуется подготовкой подростка к совершению суицида. Вследствие этого такие суициды чаще всего заканчиваются смертью. Истинные суициденты прибегают к наиболее летальным способам самоубийства: повешение, прыжки с крыши.

Самоубийство не является естественным поведением человека. Решение уйти из жизни, как правило, не приходит мгновенно. Ему предшествует период борьбы мотивов и поиска выхода из сложившейся ситуации.

Одними из наиболее суицидально опасных возрастов являются подростковый и юношеский, когда происходит формирование сексуально-ролевой идентификации, особо остро переживаются неразделенная любовь, конфликты с друзьями, родителями, школьные проблемы

Итак: причины суицидального поведения

Причины суицида среди подростков очень сложны и многочисленны. Приведем наиболее распространённые из них.

  • Дисгармония в семье (ссоры с родителями, скандалы родителей между собой, их развод, насилие в семье, смерть кого–либо из близких родственников);
  • трудности в школе (плохая успеваемость, проблемы в общении со сверстниками, конфликты с учителями);
  • проблемы интимно-сексуальной сферы (расставание с любимым человеком или его измена);
  • аддиктивное поведение (употребление алкоголя, наркотиков, психоактивных веществ);
  • игровая и интернет-зависимость;
  • незрелость личности и определенные черты характера (слабохарактерность, импульсивность, внушаемость, подражание телевидению);
  • частое попадание ребенка в стрессовые ситуации, затяжное депрессивное состояние подростка.

Основная причина большинства суицидов – это глубокое чувство непонимания и одиночества человека. Эти дети воспринимают себя как отверженных и некому ненужных «чужаков» и не могут найти другой выход.

Как утверждают эксперты, детский суицид-это то, чего практически всегда можно избежать. Главное – это вовремя заметить тревожные сигналы.

Внезапное изменение поведения и настроения – это может быть тревожным сигналом:

Обращайте внимание на характерные признаки:

•Словесные признаки:

-  прямо и явно говорит о смерти: «Я собираюсь покончить с собой», «Я не могу так дальше жить»;

-  косвенно намекает о своём намерении: «Я больше не буду ни для кого проблемой», «Тебе больше не придётся обо мне волноваться»;

-  много шутит на тему самоубийства;

-  проявляет нездоровую заинтересованность вопросами смерти.

•Поведенческие признаки:     

-раздаёт другим вещи, имеющие личную значимость, окончательно приводит в порядок дела, мирится с давними врагами;

-демонстрирует радикальные перемены в поведении, такие как:

в еде - ест слишком мало или слишком много;

во сне - спит слишком мало или слишком много;

во внешнем виде - становится неряшливым;

в школьных привычках - пропускает занятия; не выполняет домашние задания, избегает общения с одноклассниками; проявляет раздражительность, угрюмость, находится в подавленном настроении;

замыкается от семьи и друзей, бывает чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущает попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния.

  • Эмоциональные признаки:

-Плач без причины

-  Всхлипывание

-  Долгие паузы

-С усилием проговариваемые слова

- Чувство вины, горя, неудачи

-Чувство малозначимости, страхи

Профилактика суицидального поведения детей и подростков – одна из

важных и сложнейших проблем нашего общества.

Она характеризуется  направленностью на воспитание личности, способной адекватно реагировать на жизненные трудности, превращать их в ситуации саморазвития; то есть воспитание жизнеспособной и жизнестойкой личности.

 Можно сказать, что чем ниже уровень жизнестойкости у детей и подростков, тем он более они подвержены  суициду.

Жизнестойкость- способность достаточно легко преодолевать жизненные трудности и изменения, и приспосабливаться к ним.

Жизнестойкость характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая успешности деятельности.

Факторы влияющие на формирование жизнестойкости:

1.Влияние социальной среды (семья, педагогический коллектив, сверстники);

2. Влияние культурной среды (идеалы, традиции, образы, ценности,)

Компоненты   жизнестойкости:

Вовлеченность- это уверенность в том, что даже в неприятных и трудных ситуациях, отношениях лучше оставаться вовлеченным: быть в курсе событий, в контакте с окружающими людьми, посвящать максимум своих усилий, времени, внимания тому, что происходит, участвовать в происходящем. Противоположностью вовлеченности является отчужденность.

Контроль –это убежденность в том, что всегда возможно и всегда эффективнее стараться повлиять на исход событий. Если же ситуация принципиально не поддается никакому воздействию, то человек с высокой установкой контроля примет ситуацию как есть, то есть изменит свое отношение к ней, переоценит происходящее и т.д. Противоположностью контроля является беспомощность.

Принятие риска  вера в то, что стрессы и перемены - это естественная часть жизни, что любая ситуация - это как минимум ценный опыт, Противоположностью принятия риска является ощущение угрозы.

Можно выделить 5 общих качеств жизнестойких детей:

1.   Высокую адаптивность. Такие дети социально компетентны и умеют себя вести непринужденно как в обществе своих сверстников, так и среди взрослых. Они умеют расположить окружающих к себе.

2.   Уверенность в себе. (адекватная самооценка)Трудности только подзадоривают их. Непредвиденные ситуации не смущают.

3.   Независимость. Такие люди живут своим умом. Хотя они внимательно прислушиваются к советам взрослых, но умеют при этом не попадать под их влияние (Бехтерев сказал бы, что они мало подвержены внушению).

4.   Стремление  к достижениям. Такие дети стремятся демонстрировать  окружающим свою высокую успеваемость в школе, спортивные успехи, художественные или музыкальные способности. Успех доставляет им радость. Они на собственном опыте убеждаются, что могут изменить те условия, которые их окружают.

5.   Ограниченность контактов. Обычно их дружеские и родственные связи не слишком обильны. Они устанавливают лишь несколько устойчивых и постоянных контактов с другими людьми. Малое количество связей способствует их чувству безопасности и защищенности.

Жизнестойкие люди в стрессовых ситуациях (в частности, во время серьезных перемен) ищут поддержку и помощь у близких, и сами готовы ответить им тем же, верят, что перемены и стрессы естественны, и что они - скорее возможность для роста, развития, более глубокого понимания жизни, чем риск, угроза благополучию.

Негативно на развитие жизнестойкости в детстве влияет:

  • недостаток поддержки, подбадривания близкими;
  • отсутствие чувства предназначенности;
  • недостаток вовлеченности в различные мероприятия, школьную жизнь, отчужденность от значимых взрослых

Формирование жизнестойкости у детей и подростков –эта совместная работа семьи и школы.

Воспитание жизнестойкости в детях требует от родителей и педагогов определенной системы воспитания:

  • Поощряйте самостоятельность ребенка.(формируя тем самым уверенность в себе)
  • Ясно, четко формулируйте правила и требуйте их соблюдения. (этим вы учите его контролировать свое поведение )
  • Подчеркивайте значимость семьи, чувства гордости и родства.
  • Предоставляйте ребенку возможность открыто выражать свои чувства.
  • Обучайте ребенка быстро принимать решения.
  • Поощряйте активность ребенка.
  • Четкое определяйте и называйте проблемы, подчеркивайте, что проблемы – это часть нормальной жизни. Совместно ищите выход.
  • Обучайте ребенка поведению в обществе: дружелюбию, общительности, ответственности, взаимовыручке
  • Помогайте ребенку в перестройке негативных эмоций в позитивные.(в любой ситуации можно найти плюсы)
  • Помогайте в определении, как и где ребенок может попросить помощь в случае необходимости.
  • Проявляйте интерес и уважение к мнению ребенка. (только так он сможет вам доверять)
  • Создавайте защищенную среду с ощущением постоянства, где ребенок не забыт, отсутствуют оскорбления и травмы. Каждому человеку необходимо, чтобы его любили.
  • Помогайте ребенку в развитии самоуважения, интересов, навыков, талантов.

А так же формируйте жизнестойкость у детей своим примером.

И в заключении можно сказать одно. Любите своих детей и будьте к ним внимательны! Пусть ваша семья будет тем местом для ребенка где его всегда выслушают, поймут и поддержат, где он не на минуту не усомниться в том что его здесь любят, любят ни за что, а просто потому, что он есть!

Я желаю Вам удачи в воспитании ваших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданского становления детей и подростков

Выступление на общешкольном родительском собрании...

Методические материалы. Доклад с электронной презентацией "Декоративно-прикладное творчество как средство формирования социальной компетентности детей и подростков".

Методический материал для педагогов дополнительного образования по формированию социальной компетентности детей и подростков...

Социальный проект «Чем люди живы?» (формирование культуры толерантности детей и подростков средствами театральной деятельности)

В поисках эффективных средстввоспитания толерантности у детей и молодежи обусловлен актуальностью данной социально-педагогической проблемы. В настоящее время акцентируется внимание на формировании тол...

Доклад «Коррекционная работа на уроках СБО как один из путей формирования социальной компетентности детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью»

Коррекция личности ребенка с нарушением интеллекта средствами образования является основной функцией специальной (коррекционной) школы VIII вида. Эффективность исправления недостатков развития ...

Формирование жизнестойкости у детей и подростков

В беседе говорится о том, что жизнестойкость проявляется во всех процессах жизнедеятельности. Процесс формирования жизнестойкости должен проходить под влиянием школы, семьи, окружающей среды. Все комп...

"Система организации и проведения мероприятий по формированию здорового образа жизни, профилактики зависимостей, формированию жизнестойкостей у детей"

Здоровье — важнейший фактор работоспособности и гармоничного развития человека в современном обществе.Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адап...

Советы родителям "Формирование жизнестойкости у детей"

Презентация к родительскому собранию "Психологическая безопасность детей"...