Формирование гражданского становления детей и подростков
презентация к уроку по теме
Выступление на общешкольном родительском собрании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_grazhdanskogo_stanovleniya_detey_i_podrostkov.rar | 2.42 МБ |
Предварительный просмотр:
Д.С. Лихачев сказал: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно».
На слайде (Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность своему Отечеству. «Гражданственность» - интегративная, комплексная характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой. )
Сегодня у нас в стране в условиях всеобщего кризиса духовности остро стоит проблема становления личности как гражданина. Патриотическое и гражданское воспитание молодежи все чаще определяется как одно из приоритетных в современной молодежной политике. В Законе РФ «Об образовании», Национальной доктрине образования в Российской Федерации, государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» подчеркнута значимость и актуальность патриотического воспитания, определены место и роль воспитания патриотизма у российских граждан.
Задумывался ли кто-либо из вас, почему эта проблема – проблема общероссийского масштаба? Мы часто видим глобальные проблемы, но далеко не всегда замечаем того, что происходит рядом.
В стране | В школе |
80% старшеклассников стремятся уехать из страны (100 000 уезжают из страны ежегодно 70% из них молодежь) | выпускники школ не возвращаются домой в село, поселок, небольшой город |
безразличие к судьбе Родины | безразличие к школе |
забываются традиции, обычаи своего народа | утрата семейных традиций, равнодушие к школьным традициям |
не соблюдаются нормы и правила поведения в обществе | не соблюдаются правила поведения в классе, в школе |
падение культуры | не читаю книги, газеты, сквернословят, портят школьное имущество |
не соблюдаются правила поведения в классе, в школе- О сотовых телефонах, опозданиях и пропусках уроков (особенно выпускников)
В программе развития нашей школы определена Модель выпускника
Какие же условия необходимо создать, что бы наши дети выросли гражданами своей страны, патриотами?
Факторы эффективности формирования
гражданско-патриотического сознания учащихся
Факторами эффективности формирования патриотического сознания подрастающих поколений россиян являются:
1. Заинтересованность государства в возрождении традиций патриотического воспитания.
2. Взаимодействие семьи и образовательных структур разных уровней в деле формирования у детей чувства любви к своему Отечеству и своему народу.
3. Мощная пропаганда средств массовой информации, направленная на формирование патриотических чувств у граждан страны.
4. Активное участие в патриотическом воспитании школьников не только учителей истории, но и преподавателей других школьных предметов.
5. Повышенное внимание со стороны педагогов к формированию патриотизма во внеучебной деятельности.
6. Готовность к созидательной деятельности, направленной на собственное благополучие и процветание Отечества, понимание неразрывной связи между ними;
8. Стремление вести здоровый образ жизни;
9. Отторжение чуждых ценностей и идеалов;
10. Способность к творческой реализации как выражению гармонии личности.
Мы говорили о том, что гражданское воспитание-главная задача государства. Следовательно, воспитание гражданина-это значит воспитание россиянина. Что во все времена являлось главным качеством россиян? Что было всегда предметом их гордости? За что ценились всегда россияне? Как воспитать гражданина сегодня, чтобы его с гордостью можно было назвать россиянином? На каких принципах воспитывать? Какие качества личности формировать? Вот круг вопросов, которые волнуют наших педагогов.
Человеку и гражданину России важно знать ее историю, духовные истоки и традиции, чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогическим коллективом - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин, Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.
Наша школа имеет все возможности для осуществления гражданско-патриотического воспитания обучающихся. Они реализуются при создании соответствующих условий. В частности, мы выделяем следующие условия организации работы по патриотическому воспитанию школьников.
Как заместитель директора по учебной работе я остановлюсь на таком направлении нашей роботы как «Повышение воспитательной ценности урока, предметов школьного компонента».
Урок – организационная форма обучения, реализующая, в числе других, воспитательную функцию. Например, в гражданско-патриотическом воспитании через изучение истории Отечества можно выделить три направления:
• изучение истории семьи ребенка;
• изучение истории родного края;
• изучение истории Отечества (,где обучающиеся расширяют свои знания о местах сражений и подвигах наших соотечественников, выдающихся людях прошлого и современности страны, в разделе «краеведение» знакомятся с историей нашего города, его культурой и традициями. Формирование необходимых качеств будущих патриотов осуществляется через раскрытие великой исторической роли нашего государства в мире. Каждый день нашего государства чем-то знаменателен, связан с людьми, которые прославили себя и свою Родину. С помощью словесных и наглядных методов обучения ребята подходят к освещению прошлого и настоящего Родины, у них активизируется желание самостоятельно формировать свою позицию на события и явления жизни через разнообразные виды заданий. Среди них следует отметить:
― изучение истории, традиций, культуры своего народа, родного края, большой и малой Родины;
― участие в конкурсах за честь школы, города, области, России;
― дискуссии по проблемам экологии, сохранение природных ресурсов;
― участие в детских, подростковых и юношеских движениях;
― проведение дней воинской славы России и Советского Союза.
В процессе обучения воспитанники знакомятся с государственными символами России, их значением в жизни общества. И учителя и классные руководители поддерживают контакты с семьями обучающихся, активизируют желания детей узнать о своей родословной, о профессиях дедов и прадедов. И здесь мне бы как учителю истории и обществознания хотелось бы обратится к вам как родителям «Не отказывайте своим детям в помощи при выполнении домашнего задания» Например в 7 классах домашнее задание составить генеалогическое дерево своей семьи выполнили только 2 человека. Остальные дети объяснили, что не владеют информацией, то есть в некоторых случаях не знают имени - отчества бабушек и дедушек.
Дети сталкиваются с подобными проблемами не только на уроках истории или обществознания, посвященных определенной теме, но и на других предметах, кроме того, эти качества проявляются в их повседневном общении. Поэтому так важно сформировать у детей представление о понятиях, понимания смысла которых поможет им в дальнейшем стать полноценной личностью, способной жить в обществе и следовать правилам установленным в нем.
Наши педагоги за счет предметов школьного компонента расширяют кругозор школьников, знакомя их, например, с вышивкой (Программы для уч-ся 5-9 классов «Художественное рукоделие» Литовченко О.Ф., резьбой по дереву Программы «Декоративная обработка древесины» авторы Любченко Э.А. и Беспалов А.В., с подвижными народными играми Поспелова А.М.
Уважение к своей стране, к ее национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и достойного человека без уважительного, трепетного отношения к своим истокам. Каждая травинка, лесной или полевой цветок, нежный шелест ветра напоминают нам о Родине. Любить Родину это значить беречь и охранять ее, этому посвящены занятия курса «Экология» для учащихся 8-9 классов.
Одной из наиболее значимых составных частей социального воспитания является нравственное воспитание, которое направлено на формирование системы практических знаний о нормах и правилах поведения в обществе. В учебный план начальной школы в школьный компонент включен факультативный курс «Веселый этикет»
О работе по различным направлениям таким как Поддержание воспитательных традиций школы и Связь с общественными организациями, проведение экскурсий в учреждениях сегодня вам расскажут и зам. по ВР и школьный библиотекарь и учителя, а мне хотелось бы отметить, что работа по гражданско-патриотическому воспитанию школьников широка и разнообразна. Она включает в себя школьные события как часть истории каждого воспитанника. Вся школьная жизнь отражается в общешкольной газете, классных уголках, листках-молниях, на тематических стендах. Обучающиеся должны знать, радоваться и гордиться своими друзьями, которые, кроме учебной деятельности, принимают активное участие в общественной жизни школы, города и района. В целом же, все мероприятия в школе проводятся с использованием средств наглядности, в том числе созданных на основе современных информационных и коммуникационных технологий. гражданско-патриотическое воспитание – процесс долгий, сложный, требующий времени, и самое главное совместных усилий и педагогов, и родителей, и учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические материалы. Доклад с электронной презентацией "Декоративно-прикладное творчество как средство формирования социальной компетентности детей и подростков".
Методический материал для педагогов дополнительного образования по формированию социальной компетентности детей и подростков...
Социальный проект «Чем люди живы?» (формирование культуры толерантности детей и подростков средствами театральной деятельности)
В поисках эффективных средстввоспитания толерантности у детей и молодежи обусловлен актуальностью данной социально-педагогической проблемы. В настоящее время акцентируется внимание на формировании тол...
Доклад «Коррекционная работа на уроках СБО как один из путей формирования социальной компетентности детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью»
Коррекция личности ребенка с нарушением интеллекта средствами образования является основной функцией специальной (коррекционной) школы VIII вида. Эффективность исправления недостатков развития ...
Формирование жизнестойкости у детей и подростков
В беседе говорится о том, что жизнестойкость проявляется во всех процессах жизнедеятельности. Процесс формирования жизнестойкости должен проходить под влиянием школы, семьи, окружающей среды. Все комп...
Формирование гражданской идентичности детей в рамках работы клуба «Дебаты».
Добрый день. Сегодня я бы хотела поговорить с вами на тему «Формирование гражданской идентичности детей в рамках работы клуба «Дебаты». Для начала давайте определим, что мы подразумеваем под фразой «Г...
Программа деятельности СДО «Патриот» Исилькульского района «Инициатива» как средство формирования гражданской позиции детей и молодёжи
Важную роль в организации воспитательного пространства для формирования активной гражданской позиции детей и молодёжи на территории Исилькульского района играет Союз детских объединений «Патриот» (коо...
Сохранение и развитие родного языка в учреждении интернатного типа как способ формирования национальной идентичности детей и подростков
laquo;Все начинается с родного гнезда» – эти слова, принадлежащие перу известного хакасского писателя, поэта, драматурга М.Е.Кильчичакова, знает каждый взрослый носитель хакасского языка....