Программа работы со слабоуспевающими и неуспевающими учащимися (Группа риска)
методическая разработка (7 класс)
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении любого, даже трудного предмета. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
пропуски занятий по болезни;
слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
неблагополучная семья.
Учителя предметники должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
7_klass_gruppa_riska.docx | 95.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы
со слабоуспевающими и неуспевающими
учащимися
(Группа риска)
Составила: Нуждина Е.Н.,
учитель математики
20220-2021 учебный год
Содержание
I. Введение
II. Содержание программы
1. Теоретическая часть
1.1. Определение неуспеваемости
1.2. Причины неуспеваемости
1.3. Направления деятельности учителя в работе со слабоуспевающими детьми
1.4. Средства для устранения дидактических причин неуспеваемости
1.5 Рекомендации по планированию работы с разными проблемами школьной успеваемости
1.6. Система работы учителя по недопущению педагогической неуспеваемости
1.7. Формы и содержание деятельности учителя на уроке по устранению неуспеваемости
2. Практическая часть
2.1. Список неуспевающих и слабоуспевающих детей
2.2. График индивидуальных занятий по предупреждению неуспеваемости и ликвидации пробелов у слабоуспевающих детей
2.3. Учет занятий
III. Заключение
IY. Приложения
Введение
Главный смысл деятельности учителя состоит в том, чтобы создать каждому ученику ситуацию успеха. Успех в учении - единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей при изучении любого, даже трудного предмета. Даже разовое переживание успеха может коренным образом изменить психологическое самочувствие ребенка. Успех школьнику может создать учитель, который сам переживает радость успеха. Учитель может помочь слабоуспевающему ученику подготовить посильное задание, с которым он должен выступить перед классом.
Ученик может отставать в обучении по разным зависящим и независящим от него причинам:
пропуски занятий по болезни;
слабое общее физическое развитие, наличие хронических заболеваний;
задержка психического развития. Часто дети с диагнозом обучаются в общеобразовательных классах в связи с отсутствием классов коррекционных или нежеланием родителей перевести ребенка в специализированный класс или школу;
педагогическая запущенность: отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения: низкая техника чтения, техника письма, счета, отсутствие навыков самостоятельности в работе и др.;
неблагополучная семья.
Учителя предметники должны знать, почему ученик не усваивает учебную программу, как ему можно помочь в этом деле. Установить конкретно причины неуспеваемости учителю и классному руководителю должны помочь узкие специалисты (врач, психолог, логопед, социальный педагог), родители ученика, он сам и его одноклассники.
Цель:
Обеспечение выполнения Закона об образовании и организация комплексных мер, направленных на повышение успеваемости и качества знаний учащихся.
Задачи
- Познакомиться с передовым педагогическим опытом по предупреждению неуспеваемости школьников;
- Изучить особенности слабоуспевающих учащихся, причин их отставания в учебе и слабой мотивации;
- Создать условия для успешного усвоения учащимися учебного материала по математике;
- Отбирать педагогические технологии для организации учебного процесса и повышения мотивации у слабоуспевающих учеников
- Организовать реализацию разноуровнего обучения на каждом уроке;
- Формировать ответственное отношение учащихся к учебному труду
II. Содержание программы
1. Теоретическая часть
1.1. Определение неуспеваемости
Очевидно, что на свете нет ни одного психически здорового ребенка, который хотел бы плохо учиться. Когда же мечты об успешных школьных годах разбиваются о первые "двойки", у ребенка сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится "трудным" учеником, что чаще всего приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. Неуспевающие учащиеся начинают искать людей, в кругу которых они не будут чувствовать себя ничтожными. Так они оказываются в дворовых компаниях, пополняя армию хулиганов, наркоманов.
Под неуспеваемостью понимается ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы.
Неуспеваемость – это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, ситуация, в которой поведение и результаты обучения не соответствуют воспитательным и дидактическим требованиям школы, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально).
1.4. Признаки возможных отставаний учащихся:
- Ученик не может сказать, в чем трудность задачи, наметить план ее решения, решить задачу самостоятельно, указать, что новое получено в результате ее решения. Ученик не может ответить на вопросы по тексту, сказать, что нового он из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
- Ученик не задает вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
- Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идет поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителя, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
- Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценки своей работе, не контролирует себя.
- Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении Действий в составе более сложной деятельности.
- Ученик не может воспроизвести определений понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста; не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимся соответствующих вопросов.
1.2. Причины неуспеваемости
Внешние и внутренние причины неуспеваемости
Известные психологи Ю.К. Бабанский и В.С. Цетлин выделяют две группы причин неуспеваемости: внешние и внутренние.
1.К внешним причинам можно отнести в первую очередь социальные, т. е. снижение ценности образования в обществе, нестабильность существующей образовательной системы. Социально-экономические - материальная необеспеченность семьи, общая неблагополучная обстановка в семье, алкоголизм, педагогическая безграмотность родителей. Общее состояние общества тоже отражается на детях, но главное - недостатки семейной жизни. "Целенаправленная работа школы по предупреждению неуспеваемости может дать надлежащие плоды лишь при общем улучшении социальных условий" (В.С. Цетлин). К сожалению, мы на местах не сможем решить данную проблему.
К числу внешних причин следует отнести и несовершенство организации учебного процесса на местах (неинтересные уроки, отсутствие индивидуального подхода, перегрузка учащихся, несформированность приемов учебной деятельности, пробелы в знаниях и пр.).
Надо отметить и отрицательное влияние извне – улицы, семьи и т. д. Во времена активной воспитательной работы эта причина отступала на второй план. Но сейчас она как никогда актуальна, т. к. мы растеряли способы борьбы с ней, а создавать их заново очень сложно.
2. Одной из самых главных внутренних причин неуспеваемости на сегодняшний день становятся дефекты здоровья школьников, вызванные резким ухудшением уровня материального благосостояния семей. Медицинские учреждения отмечают, что каждый четвертый ребенок имеет серьезные проблемы со здоровьем с момента рождения. Это необходимо учитывать при организации учебного процесса, ведь человек, страдающий теми или иными недугами, не в состоянии вынести колоссальные учебные нагрузки.
К внутренним причинам также следует отнести низкое развитие интеллекта, Причины биопсихического характера - это наследственные особенности, способности, черты характера. Следует помнить, что задатки наследуются от родителей, а способности, увлечения, характер развиваются при жизни на основе задатков. Наука доказала, что у всех рожденных здоровыми младенцев примерно одинаковые возможности развития, которое зависит от социальной, семейной среды и от воспитания. Низкое развитие интеллекта и проблемные в смысле здоровья дети – это тоже должно найти своевременное отражение в составлении программ и создании новых учебников. Учебный материал должен быть посильным для большинства школьников.
К внутренним причинам следует отнести и отсутствие мотивации учения: у ребенка неправильно сформировалось отношение к образованию, он не понимает его общественную значимость и не стремится быть успешным в учебной деятельности.
И наконец, проблема слабого развития волевой сферы у учащихся. Кстати, на последнюю причину редко обращают внимание. Хотя об этом писал еще К.Д. Ушинский: "Учение, основанное только на интересе, не дает возможности окрепнуть воле ученика, т. к. не все в учении интересно, и придется многое взять силой воли".
3. Педагогические причины. Педагогическая запущенность чаще всего является результатом ошибок, низкого уровня работы школы. Обучение, работа учителя - решающий фактор в развитии школьника. Грубые ошибки педагога ведут к психогениям, дидактогениям - психической травме, полученной в процессе обучения и требующей иногда специального психотерапевтического вмешательства. Дидактогении - грубый брак в работе учителя. Исследования показывают и более конкретные причины неудач в учебе:
- жесткая, унифицированная система обучения, содержание образования, одинаковое для всех, не удовлетворяющее потребности детей; - единообразие, стереотипность в методах и формах обучения, вербализм, интеллектуализм, недооценка эмоций в обучении;
- неумение ставить цели обучения и отсутствие эффективного контроля за результатами;
- пренебрежение развитием учеников, практицизм, натаскивание, ориентация на зубрежку
Вывод: дидактическая, психологическая, методическая некомпетентность учителя ведет к неудачам в учебе.
В табл. 1 приведены причины и характер проявления неуспешности.
Причины и характер проявления неуспеваемости | |
Причины неуспеваемости | Характер проявления |
Низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться). Влияют:
| Неправильно сформировавшееся отношение к учению, непонимание его общественной значимости. Нет стремления быть успешным в учебной деятельности (отсутствует заинтересованность в получении хороших отметок, вполне устраивают удовлетворительные) |
Интеллектуальная пассивность как результат неправильного воспитания. Интеллектуально пассивные учащиеся – те, которые не имели ни правильных условий для умственного развития, ни достаточной практики интеллектуальной деятельности, у них отсутствуют интеллектуальные умения, знания и навыки, на основе которых педагог строит обучение | При выполнении учебного задания, требующего активной мыслительной работы, отсутствует стремление его понять и осмыслить. Вместо активного размышления – использование различных обходных путей: зазубривание, списывание, подсказки товарищей, угадывание правильных вариантов ответа. Интеллектуальная пассивность может проявляться как избирательно в отношении учебных предметов, так и во всей учебной работе. Вне учебных занятий многие из таких учащихся действуют умнее, активнее и сообразительнее, чем в учении |
Неправильные навыки учебной работы – со стороны педагога нет должного контроля над способами и приемами ее выполнения | Учащиеся не умеют учиться, не умеют самостоятельно работать, потому что пользуются малоэффективными способами учебной работы, которые требуют от них значительной траты лишнего времени и труда: заучивают текст, не выделяя логических частей; начинают выполнять практические задания раньше, чем выучивают правило, для применения которого эти задания задаются; не проверяют свои работы или не умеют проверять; выполняют работу в медленном темпе |
Неправильно сформировавшееся отношение к учебному труду:
| Нежелание выполнять не очень интересное, скучное, трудное, отнимающее много времени задание. Небрежность и недобросовестность в выполнении учебных обязанностей. Невыполненные или частично выполненные домашние задания. Неаккуратное обращение с учебными пособиями |
Отсутствие или слабое развитие учебных и познавательных интересов – недостаточное внимание к этой проблеме со стороны педагогов и родителей | Знания усваиваются без интереса, легко становятся формальными, т. к. не отвечают потребности в их приобретении, остаются мертвым грузом, не используются, не влияют на представления школьника об окружающей действительности и не побуждают к дальнейшей деятельности |
Выявить причины неуспеваемости можно с помощью диагностических методик, позволяющих установить наличие и характер учебно-познавательных способностей и интересов учащихся и определить оптимальные условия их обучения.
1.3. Направления деятельности учителя в работе со слабоуспевающими детьми
Неуспеваемость - это комплексная проблема, имеющая дидактический, методический, психологический, медицинский и социально-педагогический аспекты. Комплексным должно быть и её решение.
1.4. Средства для устранения дидактических причин неуспеваемости
1. Педагогическая профилактика - поиски оптимальных педагогических систем, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий, проблемного и программированного обучения, компьютеризация. Ю.Бабанским для этого была предложена концепция оптимизации учебно-воспитательного процесса. В США идут по пути автоматизации, индивидуализации, психологизации обучения.
2. Педагогическая диагностика - систематический контроль и оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов. Для этого имеются беседы учителя с учениками, родителями, наблюдение за трудным учеником с фиксацией данных в дневнике учителя, проведение тестов, анализ результатов, обобщение их в виде таблиц по видам допущенных ошибок. Ю.Бабанским предложен педагогический консилиум - совет учителей по анализу и решению дидактических проблем отстающих учеников.
3. Педагогическая терапия - меры по устранению отставаний в учебе. В отечественной школе это дополнительные занятия. На Западе группы выравнивания. Преимущества последних в том, что занятия в них проводятся по результатам серьезной диагностики, с подбором групповых и индивидуальных средств обучения. Их ведут специальные учителя, посещение занятий обязательно.
4. Воспитательное воздействие. Поскольку неудачи в учебе связаны чаще всего с плохим воспитанием, то с неуспевающими учениками должна вестись индивидуальная планируемая воспитательная работа, которая включает и работу с семьей школьника.
1.5. Рекомендации по планированию работы с разными проблемами школьной успеваемости
Детей с проблемами школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп:
1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность познавательных умений и навыков и т. д.) сочетается с положительным отношением к учению.
2 группа. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.
3 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.
Чаще всего педагог сталкивается с учащимися первой и второй группы. Каждой группе учащихся следует оказывать дифференцированную помощь.
Работа с учащимися со слабым развитием мыслительной деятельности
Для первой группы неуспевающих (со слабо развитой мыслительной деятельностью, но с желанием учиться) проводятся специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения; занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т. д. Главное в работе с такими детьми – учить учиться. Бесполезно взывать к чувству долга, совести, вызывать родителей в школу – ученики сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.
Источник активности человека – его потребности. Мотив – побуждение к активности в определенном направлении. Мотивация – это процессы, определяющие движение к поставленной цели, это факторы (внешние и внутренние), влияющие на активность или пассивность учащихся.
Как вызвать у учащегося ощущение движения вперед, переживание успеха в учебной деятельности? Для того чтобы заинтересовать учащихся, необходимо использовать все возможности учебного материала:
- создавать проблемные ситуации;
- активизировать самостоятельное мышление;
- организовывать сотрудничество учащихся на уроке;
- выстраивать позитивные отношения с группой;
- проявлять искреннюю заинтересованность в успехах ребят.
При развитии мотива достижения следует ориентировать ученика на самооценку деятельности (например, задавать ребенку такие вопросы: "Ты удовлетворен результатом?"; вместо оценки сказать ему: "Ты сегодня хорошо справился с работой"). Можно проводить индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересоваться отношением ученика к процессу и результату своей деятельности. Учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили задание, могут отдохнуть или выполнить дополнительные задания. Ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.
Этой группе неуспевающих детей рекомендуют упражнения, направленные на развитие мышления, памяти и внимания.
Упражнение "Самое главное"
Учащиеся быстро и внимательно читают учебный текст. После этого им предлагается просмотреть его еще раз и охарактеризовать тему учебного материала одним словом. Потом – одной фразой, а после найти в тексте какой-то "секрет", то, без чего он был бы лишен смысла. В конце упражнения все участники зачитывают слова, фразы и "секреты". Выбираются самые точные и лучшие ответы.
Упражнение "Моментальное фото"
Участники делятся на две команды. В течение очень короткого времени школьникам демонстрируется текст. Учащиеся должны сосредоточить все свое внимание и воспринять из показанного текста как можно больше информации. Каждая команда может зафиксировать на листочке то, что члены команды могут вместе восстановить по памяти. Затем все вместе обсуждают и сравнивают результаты, какая команда правильно воспроизведет больше текста.
Упражнение "Лучший вопрос"
Учащиеся читают текст, после чего каждый должен придумать оригинальный вопрос на тему учебного текста и задать его соседу. Тот должен ответить на него как можно более полно. Ответивший задает вопрос следующему ученику и т. д. Участники решают, кто задал самый интересный вопрос, а кто лучше всех ответил и был самым активным.
Работа с учащимися, не желающими учиться
Причиной плохой успеваемости многих учащихся является внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы находятся за пределами образовательного учреждения. Школу они посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учения.
Существует прямая зависимость интеллектуальных процессов от мотивации деятельности. Как увлечь ребят познанием нового?
Задача педагога в этом случае:
- помочь учащимся осознать необходимость получения новых знаний;
- развивать ответственность;
- поддерживать уверенность учащихся в собственных силах, вырабатывая позитивную самооценку.
Мотивационными процессами можно управлять, создавая условия для развития внутренних мотивов личности, а также умело стимулируя учащихся.
Желательно продумать каждый урок согласно интересам учащихся, использовать все возможности учебного материала для развития их любознательности. Для того чтобы повысить познавательный интерес, применяются активные формы обучения. Это:
- решение проблемных ситуаций;
- использование исследовательского подхода при изучении учебного материала;
- связь учебной информации с жизненным опытом учащихся;
- организация сотрудничества, использование командных форм работы и методов деятельности, построенных на соревновании с периодической сменой состава групп; позитивное эмоциональное подкрепление, индивидуальная и групповая работа над проектами.
Помеха развитию мотивации – тревожность и страх на уроках. Угрожая, запугивая, унижая, ограничивая, педагог окрашивает негативными эмоциями ситуацию учебной деятельности. Это приводит к тому, что учащийся, испытавший сильную тревогу, сосредоточивается на личных переживаниях, которые вытесняют желание усвоить учебный материал. Для повышения мотивации к учению можно выполнять приведенное ниже упражнение.
1.6. Система работы с неуспевающими детьми
Систему работы по формированию положительного отношения к учению у неуспевающих школьников можно распределить на этапы
Этапы формирования положительного отношения к учению | |||
Формируемые отношения | 1-й этап | 2-й этап | 3-й этап |
К содержанию учебного материала | Наиболее легкий занимательный материал, независимо от его важности, значимости | Занимательный материал, касающийся сущности изучаемого | Существенный, важный, но не привлекательный материал |
К процессу учения (усвоения знаний) | Действует учитель – ученик только воспринимает | Ведущим остается учитель, ученик участвует в отдельных звеньях процесса | Ведущим становится ученик, учитель участвует в отдельных звеньях процесса |
К себе, своим силам | Поощрение успехов в учебе, не требующей усилий | Поощрение успехов в работе, требующей некоторых усилий | Поощрение успехов в работе, требующий значительных усилий |
К учителю (коллективу) | Подчеркнутая объективность, нейтралитет | Доброжелательность, внимание, личное расположение, помощь, сочувствие | Использование суждения наряду с доброжелательностью, помощью и др. |
Следующим шагом является оказание своевременной помощи неуспевающему ученику на определенном этапе урока (табл. 3).
Оказание помощи неуспевающему ученику на уроке | |
Этапы урока | Виды помощи в учении |
Контроль подготовленности учащихся | Создание атмосферы особой доброжелательности при опросе. Снижение темпа опроса, разрешение дольше готовиться у доски. Предложение учащимся примерного плана ответа. Разрешение пользоваться наглядными пособиями, помогающими излагать суть явления. Стимулирование оценкой, подбадриванием, похвалой |
Изложение нового материала | Поддержание интереса слабоуспевающих учеников с помощью вопросов, выявляющих степень понимания ими учебного материала. Привлечение их в качестве помощников при подготовке приборов, опытов и т. д. Привлечение к высказыванию предложений при проблемном обучении, к выводам и обобщениям или объяснению сути проблемы, высказанной сильным учеником |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Разбивка заданий на дозы, этапы, выделение в сложных заданиях ряда простых, ссылка на аналогичное задание, выполненное ранее. Напоминание приема и способа выполнения задания. Указание на необходимость актуализировать то или иное правило. Ссылка на правила и свойства, которые необходимы для решения задач, упражнений. Инструктирование о рациональных путях выполнения заданий, требованиях к их оформлению. Стимулирование самостоятельных действий слабоуспевающих. Более тщательный контроль их деятельности, указание на ошибки, проверка, исправления |
Организация самостоятельной работы вне класса | Выбор для групп слабоуспевающих наиболее рациональной системы упражнений, а не механическое увеличение их числа. Более подробное объяснение последовательности выполнения задания. Предупреждение о возможных затруднениях, использование карточек-консультаций, карточек с направляющим планом действий |
Очень важный этап при работе с такими детьми – профилактика неуспеваемости
Профилактика неуспеваемости | |
Этапы урока | Акценты в обучении |
Контроль подготовленности учащихся | Специально контролировать усвоение вопросов, обычно вызывающих у учащихся наибольшее затруднение. Тщательно анализировать и систематизировать ошибки, допускаемые учениками в устных ответах, письменных работах, выявить типичные для класса и концентрировать внимание на их устранении. Контролировать усвоение материала учениками, пропустившими предыдущие уроки. В конце темы или раздела обобщить итоги усвоения основных понятий, законов, правил, умений и навыков, выявить причины отставания |
Изложение нового материала | Обязательно проверять в ходе урока степень понимания учащимися основных элементов излагаемого материала. Стимулировать вопросы со стороны учащихся при затруднениях в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса к усвоению знаний. Обеспечивать разнообразие методов обучения, позволяющих всем учащимся активно усваивать материал |
Самостоятельная работа учащихся на уроке | Подбирать для самостоятельной работы задания по наиболее существенным, сложным и трудным разделам учебного материала. Стремиться меньшим числом упражнений, но поданных в определенной системе достичь большего эффекта. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при ответах и в письменных работах. Инструктировать о порядке выполнения работы. Стимулировать постановку вопросов к учителю при затруднениях в самостоятельной работе. Умело оказывать помощь ученикам в работе, всемерно развивать их самостоятельность. Учить умениям планировать работу, выполняя ее в должном темпе, и осуществлять контроль |
Организация самостоятельной работы вне класса | Обеспечивать в ходе домашней работы повторение пройденного, концентрируя внимание на наиболее существенных элементах программы, вызывающих обычно наибольшие затруднения. Систематически давать домашние задания по работе над типичными ошибками. Четко инструктировать учащихся о порядке выполнения домашних работ, проверять понимание этих инструкций школьниками. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями класса, исключая перегрузку, особенно слабоуспевающих учеников |
Работа с неуспевающими детьми должна вестись систематически
1.7. Формы и содержание работы со слабоуспевающими учащимися
Работа по устранению пробелов в знаниях учащихся тесно связана с предупреждением этих пробелов и имеет особую специфику по каждому предмету. Существуют 3 основные формы работы со слабоуспевающими учащимися: уроки, консультации, дополнительные занятия.
Для усиления эффективности работы со слабоуспевающими учащимися использовать новые образовательные технологии, инновационные формы и методы обучения: личностно – ориентированный подход (обучение строить с учетом развитости индивидуальных способностей и уровня сформированности умений учебного труда) и разноуровневую дифференциацию на всех этапах урока.
Большое значение приобретает умелое построение повторения. Одним из ведущих видов повторения является опрос учащихся. Время, отведенное на опрос, в зависимости от сложности темы может колебаться от 5 до15 минут. Лучше его проводить в начале урока. Это могут быть устные упражнения, проверка домашнего задания у доски, фронтальный опрос, опрос учащихся по карточкам – заданиями. Применение карточек помогает вовлечь в работу всю группу. Можно предложить:
1) трех – вариантные задания по степени трудности – облегченной, средней и повышенной (выбор варианта предоставляется учащимся);
2) индивидуально – групповые задания с приложением карточек-инструкций с подробным описанием всех команд.
Кроме работы со всей группой преподаватель на уроке ведет индивидуальную работу со слабоуспевающими учащимися. Для этого при подготовке к уроку он просматривает тетрадь для учета пробелов в знаниях учащихся и намечает фамилии учащихся для опроса, продумывает задания и вопросы, подбирает примеры, задачи, упражнения.
На уроках и дополнительных занятий применять «Карточки помощи», «Памятки для учащихся», шире использовать игровые задания, которые дают возможность работать на уровне подсознания. В работе создаются специальные ситуации успеха.
При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера доброжелательности.
В зависимости от специфики пробелов в знаниях, и учитывая способности учащихся, преподаватель может выделить таких, которые справятся самостоятельно с устранением этих пробелов.
В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются задания, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются (при необходимости) карточки-консультации. В этих целях следует практиковать карточки-задания на дом. Когда учащийся плохо справляется с самостоятельными домашними заданиями, преподаватель должен заменить эту форму работы другой. Следует помнить, что эти задания должны быть умеренными по объему, не отнимающими много времени от текущей работы по другим предметам. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузок.
Немаловажную роль в устранении пробелов играют консультации. Их необходимо посещать не только слабоуспевающим, но и тем, кто испытывает затруднения по отдельным вопросам программы. На консультации учащиеся приходят с заранее подготовленными вопросами или с нерешенной задачей. В этом случае нет необходимости вместе с ними решать задачу до конца. Важно, чтобы уч-ся сами поняли ошибку, нашли верный ход решения. Иногда можно ограничиться советом, где посмотреть тот или иной теоретический материал для решения задачи или для ответа на поставленный вопрос. На консультациях не рекомендуется давать только готовые ответы.
При проведении преподавателем групповых консультаций объединяются уч-ся, имеющие отставание по одной и той же теме. Такую консультацию можно провести перед к. р. или зачетом.
В тех случаях, если отставание оказывается слишком большим, возникает необходимость в проведении доп. занятий во внеурочное время. Обычно они проводятся с уч-ся, пропустившими занятия по болезни.
Групповые дополнительные занятия можно рекомендовать проводить после написания самостоятельных, контрольных, зачетных работ. На них разбираются и анализируются ошибки,
Дополнительные занятия носят временный характер Цель их как можно скорее ликвидировать пробелы и вселить в ученика веру в свои силы.
Однако, уделяя в работе основное внимание слабым учащимся, преподаватель не должен забывать и о более сильных, которым в процессе обучения следует подбирать индивидуальные задания повышенной трудности и вопросы на смекалку.
II. Практическая часть
2.1. Программа деятельности учителя
- Провести диагностику в начале года с целью выявления уровня обученности учащегося.
- Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
- Готовить и использовать на уроках опорные схемы, наглядные пособия, технические средства, дидактический материал.
- Регулярно и систематически опрашивать, выставляя оценки своевременно, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик уже не имеет возможности их исправить (количество опрошенных на уроке должно быть не менее 5-7 учащихся).
- Комментировать оценку ученика, отмечая недостатки, чтобы ученик мог их устранять в дальнейшем
- Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
- Ставить в известность классного руководителя или непосредственно родителей ученика о низкой успеваемости, если наблюдается скопление неудовлетворительных оценок (3 и более “2”)
- Проводить индивидуально-групповые консультации и занятия с учащимися, нуждающимися в помощи, для отработки базовых знаний и умений
- Учитель-предметник должен определить время, за которое слабоуспевающий учащийся должен освоить тему, в случае затруднения дать консультации
- . Учитель не должен снижать оценку учащемуся за плохое поведение на уроке, в этом случае он должен использовать другие методы воздействия.
- При отсутствии положительного результата учитель докладывает администрации школы о низкой успеваемости учащегося и о проделанной работе в следующей форме:
Список неуспевающих и слабоуспевающих детей
Ф.И. ученика | Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины) | Информация классному руководителю (дата) | Информация родителям (дата) |
График индивидуальных занятий
Ф.И. ученика | Понедельник | Вторник | Среда | Четверг | Пятница |
Заключение
Говоря о качестве образования, мы часто отождествляем это понятие с результатом. Но это очень узкое представление. Под качеством образования следует понимать потребности личности и общества, процесс обучения и, наконец, результат.
Одним из насущных вопросов, которые решает педагогический коллектив, является вопрос предупреждения и устранения неуспеваемости уч-ся.
Неуспеваемость можно преодолеть при условии повышения качества обучения и воспитания учащихся. Изучение причин неуспеваемости подтверждает, что она может быть предупреждена не одним каким-то средством, а всей системой учебно-воспитательной работой всего коллектива: руководителей, педагогов, родителей.
Работу по повышению успеваемости учащегося следует начинать с глубокого изучения причин, порождающих слабые знания.
Первым шагом в этом направлении является изучение состава нового набора, с которым должен познакомиться весь педагогический коллектив. Педагогическим консилиумам предшествует сбор аналитических материалов: выявляются полные и не полные семьи; анализируются жилищные условия; выявляются учащиеся с хроническими заболеваниями.
«Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его во всех отношениях» – К.Э.Циолковского.
Информация, дающая пищу для размышлений
Знания формируются:
- 80% - начальная и основная школа
- 10% -10-11 классы
- 5% -ВУЗ
Остальное - практика в самостоятельной жизни.
Эту информацию должен знать каждый ученик, должен понять, что нельзя учение откладывать на потом, и лучшее время усвоения - это школьные годы; что, каждый учится на свое будущее благополучие.
Приложение
Памятка 1
Индивидуальная карта слабоуспевающего учащегося
Ф И учащегося_____________________
Класс _____
Предмет ________________
Причина неуспеваемости: ___________________
Учитель ______________
Пробелы в знаниях | Даты прове дения индиви дуальных занятий | Формы ликвидации пробелов | Результат работы | Подпись учащегося, родителя |
| ||||
Памятка 2
"Психотерапия неуспеваемости"
1. "Не бить лежачего"
Оценку своих знаний учащийся уже получил и ждет спокойной помощи, а не новых упреков.
2. Не более одного недостатка в минуту
Избавляя человека от недостатков, знайте меру. Иначе человек станет нечувствительным к вашим оценкам. По возможности выберите из множества недостатков тот, который особенно непереносим, который хотите ликвидировать в первую очередь, и помогайте бороться с ним.
3. "За двумя зайцами погонишься…"
Начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые в первую очередь значимы для самого учащегося.
4. Хвалить исполнителя, критиковать исполнение
Оценка должна иметь точный адрес. Критика должна быть как можно более безличной.
5. Сравнивайте сегодняшние успехи учащегося с его собственными вчерашними неудачами
Даже самый малый успех – это победа над собой, и она должна быть замечена и оценена по заслугам.
6. Не скупитесь на похвалу
Выделите из потока неудач крошечный островок, соломинку успеха, и возникнет плацдарм, с которого можно вести наступление на незнание и неумение.
7. Техника оценочной безопасности
Оценивать деятельность дробно, дифференцированно. Возникает деловая мотивация учения: "Еще не знаю, но могу и хочу знать".
8. Ставьте перед учащимися предельно конкретные и реальные цели
Не искушайте его невыполнимыми целями.
9. Учащийся не объект, а соучастник оценки
Умение оценивать себя самостоятельно – главное средство преодоления учебных трудностей. Приучение к самооценке начните с ее дифференциации. Отдельной отметки заслуживают красота, скорость выполнения работ, ошибки за невнимание и ошибки "на правила", своевременное выполнение задания.
10. Сравнивайте достижения
Оценка должна выражаться в каких-либо зримых знаках: графиках, таблицах, которые помогут сравнить вчерашние и сегодняшние достижения учащихся
Индивидуальная карта слабоуспевающего учащегося
Ф И учащегося___Гусейнов Давид_
Класс ___7В__
Предмет _____математика___________
Причина неуспеваемости: _____низкая мотивация к учёбе, неправильно сформировалось отношение к образованию
Учитель _____Нуждина Е.Н._________
Пробелы в знаниях | Даты прове дения индиви дуальных занятий | Формы ликвидации пробелов | Результат работы | Подпись учащегося, родителя |
| ||||
Индивидуальная карта слабоуспевающего учащегося
Ф И учащегося___Демидов Артур
Класс ___7В__
Предмет _____математика___________
Причина неуспеваемости: низкая мотивация к учёбе, неправильно сформировалось отношение к образованию, дефекты здоровья школьников.
Учитель _____Нуждина Е.Н._________
Пробелы в знаниях | Даты прове дения индиви дуальных занятий | Формы ликвидации пробелов | Результат работы | Подпись учащегося, родителя |
| ||||
Индивидуальная карта слабоуспевающего учащегося
Ф И учащегося_Кузьмицкая Ульяна
Класс ___7В__
Предмет _____математика___________
Причина неуспеваемости: низкая мотивация к учёбе, неправильно сформировалось отношение к образованию
Учитель _____Нуждина Е.Н._________
Пробелы в знаниях | Даты прове дения индиви дуальных занятий | Формы ликвидации пробелов | Результат работы | Подпись учащегося, родителя |
| ||||
Индивидуальная карта слабоуспевающего учащегося
Ф И учащегося_Мирумян Седа
Класс ___7В__
Предмет _____математика___________
Причина неуспеваемости: низкая мотивация к учёбе, неправильно сформировалось отношение к образованию
Учитель _____Нуждина Е.Н._________
Пробелы в знаниях | Даты прове дения индиви дуальных занятий | Формы ликвидации пробелов | Результат работы | Подпись учащегося, родителя |
| ||||
Индивидуальная карта слабоуспевающего учащегося
Ф И учащегося_Прокофьева Светлана
Класс ___7В__
Предмет _____математика___________
Причина неуспеваемости: низкая мотивация к учёбе, неправильно сформировалось отношение к образованию, низкое развитие интеллекта.
Учитель _____Нуждина Е.Н._________
Пробелы в знаниях | Даты прове дения индиви дуальных занятий | Формы ликвидации пробелов | Результат работы | Подпись учащегося, родителя |
| ||||
Индивидуальная карта слабоуспевающего учащегося
Ф И учащегося_Белоконь Серафима
Класс ___7В__
Предмет _____математика___________
Причина неуспеваемости: низкая мотивация к учёбе, неправильно сформировалось отношение к образованию
Учитель _____Нуждина Е.Н._________
Пробелы в знаниях | Даты прове дения индиви дуальных занятий | Формы ликвидации пробелов | Результат работы | Подпись учащегося, родителя |
| ||||
Индивидуальная карта слабоуспевающего учащегося
Ф И учащегося_Агеева Валерия
Класс ___7В__
Предмет _____математика___________
Причина неуспеваемости: низкая мотивация к учёбе, неправильно сформировалось отношение к образованию
Учитель _____Нуждина Е.Н._________
Пробелы в знаниях | Даты прове дения индиви дуальных занятий | Формы ликвидации пробелов | Результат работы | Подпись учащегося, родителя |
| ||||
Ф.И. ученика | Причины неуспеваемости (учитель указывает самостоятельно выявленные причины) | Информация классному руководителю (дата) | Информация родителям (дата) |
Работа с неуспевающими учащимися
1. Ф.И.О. ученика ____________________________________________
2. Класс _____________________________________________________
3. По каким предметам не успевает ______________________________
_____________________________________________________________
4. Поведение ученика __________________________________________
_____________________________________________________________
5. Причины, которые привели к плохой успеваемости _______________
_____________________________________________________________
6. Какие средства (дидактические, воспитательные, учебные, внеклассные, дополнительные занятия) используются в работе с учеником ________________________________
_____________________________________________________________
7. Кто привлечен к работе по преодолению неуспеваемости ученика _________________
8. Сколько времени длится эта работа ___________________________
9. Какие изменения наблюдаются, есть ли результаты работы _______
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа психологической работы с детьми группы риска «ТВОЙ ВЫБОР»
Программа направлена на формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих совершению правонарушений и преступлений сре...
Программа социально педагогического сопровождения детей «группы риска»
Программа рассчитана на 2 года, в течение 2012-2014 года. Программу разработала социальныйПедагог МОУ КолычёвскойСпециальной (коррекционной)Школы-интерната для детейсирот ...
Аналитическая справка о дополнительной дифференцированной работе с разными категориями обучающихся (слабоуспевающие дети, дети «группы риска», пропустившие занятия по болезни)
Среди учащихся в процессе обучения английскому языку процент слабоуспевающих составляет около 20%. Это дети с низко сформированными навыками чтения как по русскому языку, так и по английскому, со слаб...
«Доверие» Программа психолого-педагогического сопровождения подростков «группы риска» в рамках реализации восстановительного подхода в образовательном учреждении
Цель проекта: Разработать программу по психолого-педагогическому сопровождению подростка в системе воспитания и развития личности в условиях средней общеобразовательной школы....
Программа работы психолога с детьми "группы риска" и их родителями
Программу можно использовать школьному педагогу- психологу...
Программа по работе с обучающимися «группы риска» из лиц с ОВЗ
В современных условиях возрастает количество подростков, оставшихся без попечения родителей, детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии, обучающихся с отклонениями в поведении, а та...
Программа социально - педагогического сопровождения учащихся "группы риска" на 2016 - 2018 г.
Программа социально - педагогического сопровождения учащихся "группы риска" разработана для реализации в период с 2016 по 2018 г. Целью данной программы служит адаптация учащихся школы, отно...