Программа работы психолога с детьми "группы риска" и их родителями
рабочая программа по психологии на тему
Программу можно использовать школьному педагогу- психологу
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_psihologa_s_uchashchimisya_gruppy_riska_i_ih_semyami2016-17.docx | 112.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение
Роговская средняя общеобразовательная школа
« Утверждаю»
Директор МБОУ Роговской СОШ
Приказ от 31 августа №94
Подпись руководителя…………Шевцова И.А.
Печать
Программа
работы педагога-психолога
с учащимися «группы риска»
и их семьями
на 2016-2017 учебный год
Контингент детей:
дети «группы риска»
Сроки реализации программы:
в течение 34 недель учебного года
Автор:
педагог-психолог
Плахова Валентина Ильинична
Можаевка
2016
Содержание
1 Программа работы педагога- психолога с учащимися «группы риска» и их семьями.
* цель; * направления работы; * перечень диагностического материала.
2 Координационный план работы с детьми «группы риска».
* организационные дела; *работа с учащимися; * работа с родителями; * работа с педагогическим коллективом; * формы работы; * приёмы работы; * методы; * принципы работы.
3 Девиантное поведение. Установление контакта с девиантными детьми.
4 Аддиктивное, асоциальное поведение.
5 Распространённые причины по которым учащиеся попадают в «группу риска»
6 Дневник педагогических наблюдений за «трудными» учащимися.
7 Методическая разработка педагогического консилиума по теме «Трудный класс».
8 Карта развития и психологического наблюдения за учащимися с отклонениями в поведении.
9 Рабочий план семьи.
10 Рабочий план школы в отношении ученика «группы риска».
11 Памятки :
* Для педагога –психолога по работе с трудными детьми.
* Способы изменения самооценки.
* Проблемы сквернословия.
* Если ребёнок спорит и дерзит.
* Памятка для учащегося по самоорганизации учебного процесса.
* Правила работы с агрессивными детьми.
* Правила работы с гиперактивными детьми.
* Памятка по организации летнего отдыха.
12 Диагностический материал:
* «Интервью» с учащимися «группы риска»
* Методика первичной диагности и выявления детей «группы риска»
13 Текст письма для родителей.
Результатом работы с учащимся «группы риска» является снятие его с учёта.
Список детей «группы риска»
№ | ФИО | Класс |
1. | Эдишерашвили Георгий | 7 |
2. | Митусова Анастасия | 8 |
3 | Ушаков Александр | 9 |
Цель: оказание психологической поддержки семьям, чьи дети склонны к девиантному поведению, сопровождение детей данной группы.
Направления работы:
1 Психопрофилактика- тренинги формирования навыков регуляции негативных проявлений в межличностных отношениях ребёнка и родителя;
2 Психопросвещение- беседы о способах и методах воспитания достойного, свободного, этически зрелого человека;
3 Диагностика- как вспомогательный элемент для сбора информации в работе с родителями и детьми; выявление условий семейного воспитании каждого учащегося.
Перечень диагностических методов
1 Аффективно-эмоциональная сфера подростка (РНЖ).
2 Реагирование на конфликтные ситуации (К.Томаса).
3 Шкала тревожности Спилберга.
4 Шкала депрессии.
5 Личностная агрессивность и конфликтность.
Координационный план работы с детьми группы риска.
Тихонько в душу загляну…
Всё передвину, переставлю!
А может, всё, как есть, оставлю,
Лишь пыль сотру,
Цветы поставлю
И окна настежь распахну.
Т.Скрябина
Организационные дела:
1. Составление списка учащихся группы риска, его уточнение, собеседование с классными руководителями.
2. Анкетирование учащихся группы риска.
3.Встреча с родителями.
5 Организация досуга и кружковой деятельности.
6 Связь с ИДН.
7 Организация летней работы и отдыха детей группы риска.
Работа с учащимися
1 Проведение профилактических бесед.
2 Посещение уроков с целью наблюдений за учащимися и их активностью.
3 Проведение психодиагностики.
4 Помощь в выборе дальнейшего образовательного маршрута.
5 Разбор конфликтных ситуаций.
6 Рекомендательные письма.
Работа с родителями.
1 Посещение семей на дому.
2 Проведение консультаций для родителей.
3 Разработка рекомендаций по воспитанию детей и улучшению взаимопонимания.
Работа с педагогическим коллективом.
1 Осуществление обмена необходимой информацией с учителями-предметниками.
2 Выработка рекомендаций по работе с детьми группы риска.
3 Выступление с соответствующими сообщениями на педагогических советах и совещаниях.
Формы работы: индивидуальная, групповая; консультирование родителей.
Приёмы работы: 1) приёмы рассудочного характера (разъяснение и убеждение);
2) авторитарно-директивные приёмы педагогического внушения;
3) приёмы косвенного убеждения.
Методы:
1) диагностические- выявление акцентуаций характера.
2) Индивидуальные беседы в русле «сократического» диалога с целью смягчения избыточных отрицательных переживаний, ориентированные на личность учащихся и их акцентуацию.
3) Игровой тренаж- «три кита актёрской психотехники» (память, внимание, воображение). Такие тренировки не делают из учащихся «гениев», но полезны как на начальном этапе налаживания контакта, так и во всей последующей учебной деятельности.
4) Суггестивные и гетеросуггестивные методики психокорекции.
5) Обученрие приёмам волевогосамовоздействия.
6) Обучение саногенному мышлению.
7) Методы групповой психокоррекции:
А) групповая дискуссия (биографическая, тематическая, интерпретивная);
Б) разыгрывание ролевых ситуаций (отрабатывапются модели решения проблемных ситуаций и тренируются адаптивные формы поведения).
В) психогимнастика;
Г) проективный рисунок (арт-терапия);
Д) Тренинг сенситивности (основная задача, решаемая в проводимой тренировке сенситивности-это выработать умение школьника сопереживать, сочувствовать, содействовать другому человеку в его поступках, мыслях, переживаниях).
Принципы работы: индивидуальный подход к каждому ребёнку, учёт личностных особенностей; «Ненавязчивое» воспитание; доброжелательность; взаимоуважение; доверие, сравнительно-аналитический подход.
Подростки, которых обычно называют «трудными» не могут самостоятельно преодолеть данный этап своего психосоциального развития и выработать новый адаптационный механизм к меняющимся условиям жизни.
Факторами риска являются: физическая ослабленность, эмоциональная незрелость, акцентуации характера, неблагоприятное внешнее социальное окружение, отсутствие коммуникативных навыков.
Девиантное поведение
дезадаптивное поведение: асоциальное поведение
аффективное агрессивное
депривированноеделинквентное (противоправное)
аутичное криминагенное (преступное)
суицидальное
аддиктивное
В основе: нарушения психическогоВ основе: нарушения социализации,
и личностного развития, социально-педагогическая запущенность,
психическая депривация, деформации регуляции поведения,
психологический дискомфорт. Социальная дезадаптация, десоциализация.
Работа по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков эффективна лишь в том случае, если осуществляется на основе:
1) успешности учебной деятельности (учение);
2) эмоционально положительной, удовлетворяющей учащихся системы их взаимоотношений ( со сверстниками, учителями, родителями);
3) психологической защищённости :
( знание учащимися своих прав и обязанностей; их неукоснительное соблюдение учителями и другими субъектами учебного и воспитательного процессов;
Психологическое и социальное равенство учащихся, исключающее какую-либо дискриминацию их по любому признаку; соблюдение прав учащихся на индивидуальное своеобразие и самоопределение).
Установление контакта с девиантными детьми
Взаимодействие психолога с девиантным подростком развивается в шести стадиях:
1 Расположение к общению.
2 Поиск общего интереса.
3 Выяснение предполагаемых положительных для общения и демонстрируемых качеств.
4 Выяснение опасных для общения и демонстрируемых качеств.
5 Адаптивное поведение партнёров.
6 Установление оптимальных отношений.
Методика контактного взаимодействия с подростками.
Стадия взаимодействия | Содержание и характер контакта | Основная тактика | результат |
Расположение к общению | Использование общепринятых норм и фраз. Сдержанное и доброжелательное обращение. Ровное отношение, отсутствие эмоциональных реакций. Непринуждённая беседа на отвлечённые темы. Отсутствие советов, уверений, навязчивости. | Одобрение, согласие, безусловное принятие. | Принятие согласия. |
2 поиск общего интереса. | Поиск нейтрального интереса. Интерес к интересам подростка. Переход с нейтрального на личностно-значимый интерес. Подчёркивание уникальности личности. От общих суждений о людях к конкретному человеку. От его ценностей к состояниям и качествам. | Ровное отношение- заинтересованность- подчёркивание уникальности личности. | Положительный эмоциональный фон. Согласие. |
3 Выяснение предполагаемых положительных качеств. | Рассказы о положительных качествах, поиск оригинального. Демонстрация отношения к этим качествам. Отношение к отрицательным качествам других. Поиск отрицательных качеств у себя. | Принятие того, что предлагает партнёр, авансирование доверием. | Создание ситуации безопасности, безусловное принятие личности. |
4 Выяснение предполагаемых опасных качеств | Уточнение границ и пределов личности. Выяснение качеств, мешающих общению. Представление прогнозирование ситуаций общения. Сомнения, выяснение неясностей. Высказывания о собственных негативных качествах. | Принятие позитивного без обсуждения сомнения возражения. | Ситуация доверия, открытости. |
5 Адаптивное поведение партнёров | Подчёркивание положительных и учёт негативных качеств. Советы по качествам. Подчёркивание динамики представлений о человеке. Подчёркивание индивидуальности и её учёт в общении. Обсуждение того, что будет представлять трудности. Желание приспосабливаться к особенностям другого. | Открытые высказывания; стимулирование диалога, советы. | Определение объекта и предмета, изменения и преобразования. |
6 Установление оптимальных отношений. | Общие планы действий. Совместная разработка программы. Нормативы общения, взаимодействия. Распределение ролей. Составление планов по самоизменению. | Общие намерения. | Согласие на выполнение принятого плана. |
Аддиктивное поведение.
Понятие «аддиктивное поведение» (от англ. – пагубная привычка ) используется для описания поведения, включающего употребление различных токсикоманических веществ и алкоголя на том этапе, когда ещё не сформировалась физическая зависимость.
Причины возникновения нарушений поведения схематично описать следующим образом: отставание в учёбе, негативная оценка способностей учителями и учениками, пренебрежительное отношение товарищей по классу, с одной стороны, и требование родителей соответствовать их представлениям – с другой, создают выраженное психическое напряжение; взамен ожидаемого от родителей понимания, сочувствия ребёнок, а затем подросток, юноша встречает негативные эмоции и пытается снять своё эмоциональное напряжение с помощью протестных реакций, побегов, уходом из дома.
Для подростков и юношей с аддиктивным поведением характерны мотивы, не выходящие за пределы ближайщего будущего, т.е., удовлетворение которых может произойти сегодня, в течение нескольких ближайших дней, максимум месяца. Иными словами, их временная перспектива будущего крайне сужена. Отсутствие мотивов, выходящих за пределы ближайшего будущего, отсутствие способности планировать своё будущее приводит к возникновению дефицита резервной мотивации, а это влечёт за собой ощущение скуки, увеличивает уязвимость к стрессу, что компенсируется созданием иллюзорного мира с помощью психоактивных веществ.
Чаще всего юноши с аддиктивным поведением растут в неполных семьях или же в семьях полных и внешне вполне благополучных, но внутренне негармоничных. В этих семьях не реализуются такие важные функции, как обеспечение базисных потребностей подростка в родительской любви и внимании. В них велик удельный вес эмоционального отвержения, обусловленного такими личностными психологическими проблемами родителей, как «неразвитость родительских чувств», «проекция на подростка собственных не желаемых качеств», «проекция женских качеств», игнорирование потребностей подростков. У родителей подростков и юношей, склонных к употреблению алкоголя, нередко проявляется и такая психологическая проблема, как «предпочтение в подростке детских качеств», способствующей «гипотротекции».
Таким образом, если юношу, употребляющего токсикоманические вещества, родители своим отвержением по сути, выталкивали из семьи, то юноша, употребляющий алкоголь, сам пытается избавиться от отношения родителей, не соответствующего его возрастным потребностям.
Асоциальное поведение.
Социальное поведение:
- Нормальное.
- Девиантное (отклоняющееся от нормы)
Положительное. Аддиктивное. Отрицательное.
(творческая
одаренность)
аморальное делинквентное
(человек совершает (поступки противоре-
чат нормам права
поступки, противоре- кроме уголовного)
чащие нормам
морали.)
преступное
(когда человек преступает нормы уголовного законодательства).
Проблемное поведение.
Распространённые причины, по которым учащиеся попадают в «группу риска».
1 группа: «Особенности познавательной сферы».
Проблемы:
- низкий уровень произвольности познавательных процессов;
- низкий уровень мышления;
- несформированность важнейших умственных действий.
Причины:
- стиль семейного воспитания;
- особенности социально-педагогической среды жизнедеятельности.
Проблемы:
- двигательная расторможенность, неугомонность, низкий уровень котроля над своим поведением и эмоциональными реакциями.
Причина: демонстративные поведенческие проявления, возникают на фоне нарушений общения школьника с педагогами и сверстниками.
2 группа «Особенности поведения и общения школьников»
Проблема: нарушение общения со сверстниками и педагогами, преимущественно агрессивного характера.
Причины:
- агрессивность как сформировавшиеся черта личности подростка (личностная акцентуация), она может быть связана с определёнными социально- педагогическими условиями жизни ребёнка вне школы, в частности, усвоением стиля агрессивного поведения в семье, особенностями подростковой референтной группы;
- неадекватное проявление внутренней незащищённости;
- отражение несформированности продуктивных форм общения;
- неадекватная реализация потребности во внимании окружающих.
3 группа « Нарушения поведения преимущественно в форме депрессивности, астенизированности.»
Проблема: депрессивность, обусловленная объективными факторами- усталостью, низкой энергетикой.
Причины:
- такие особенности поведения могут свидетельствовать об общей соматической ослабленности ребёнка, психологическом или психофизическом истощении, а так же об особенностях нервной организации ребёнка- слабом типе нервной системы;
- депрессивное поведение защитной психологической природы: демонстративная депрессия как отражение неудовлетворённой потребности во внимании, следствие высокой личностной или школьной тревожности, связанной с нарушением контактов со значимыми взрослыми и сверстниками, мотивационный уход от деятельности во внутренний фантазийный план может быть связан с потерей интереса к познавательной деятельности ( низкой или несформированной учебной мотивацией).
4 группа «Нарушение поведения из-за низкого контроля за своим поведением»
Проблема : двигательная расторможенность, неугомонность, низкий уровень контроля над своим поведением и эмоциональными реакциями.
Причины:
- если расторможенность и неугомонность сочетаются с высокой социальной активностью;
- демонстративные поведенческие проявления могут возникать на фоне нарушения общения школьника с педагогами и сверстниками;
- высокая импульсивность поведения, слабая целенаправленность;
- избалованность свидетельствующая об особенностях стиля семейного воспитания и отношения к ребёнку;
- неправильная самооценка.
Дневник педагогических наблюдений за «трудными» учащимися.
1 общие сведения о подростке : ФИО
Возраст
Домашний адрес
Родители, их место работы.
Характеристика семьи, социальная обеспеченность.
Экономическое положение.
2 сферы проявления его деятельности:
* в школе (какие поручения выполняет, с кем дружит в классе, как учится, записан ли в библиотеки, обеспечен ли школьной литературой);
* в семье ( кто из родителей пользуется большим авторитетом; какие поручения выполняет на дому; соблюдает ли режим дня, имеется ли домашняя библиотека, как проводит свободное время, чем увлекается);
* в общественных местах ( с кем дружит и общается, как ведёт себя, что делает в вечерние часы).
3 Его отношение к себе и к другим ( учителю, родителям, одноклассникам, к правам, обязанностям).
4 Проявление индивидуальных особенностей ( характер и его проявление, интересы и склонности, самооценка, взгляды и убеждения).
5 Отметки о посещении учащихся на дому и результаты посещений. Посещение родителями школы, отношение к проблеме.
6 Рефлексия учителя.
Методическая разработка педагогического консилиума по теме
« Трудный класс».
Цель проведения: коллективное изучение трудностей обучения и воспитания учащихся конкретного класса с помощью школьной психологической службы; выявление причин, вызывающих затруднения учащихся и учителей; разработка воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин.
Подготовительная работа
- Изучение состояния учебно-воспитательной работы в классе (администрация, учителя, работающие в данном классе, классный руководитель).
- Общее знакомство с классом, наблюдение, беседа с классным руководителем и учителями.
- Изучение межличностных отношений в классе с помощью социометрической методики и отношения учащихся к отдельным учителям.
- Подготовка карты класса и отдельных учащихся с предварительными характеристиками и рекомендациями.
- Согласование хода педагогического консилиума и условий его проведения.
Ход консилиума
1 Психологическая и целевая установка.
2 Выступления участников: поиск психолого-педагогических причин трудностей в работе с классом и путей их устранения на консультативной, доброжелательной основе.
3 Психолого-педагогический анализ поступивших предложений, обсуждение рекомендаций педконсилиума.
4 Письменное оформление рекомендаций.
№ п\п | Рекомендации педагогического консилиума по трудному классу | ответственные |
1 | Изучить межличностные отношения в классе, выявить лидеров, отверженных, определить референтные группы, дать рекомендации по формированию классного коллектива и организации КТД. | психолог |
2 | Провести коррегирующие занятия с учащимися. | психолог |
3 | Оказать помощь классному руководителю. Дать сильного наставника из референтных лиц- учителей класса. | администрация |
4 | Тщательно готовиться к внеклассным мероприятиям, продумывать тему, содержание, план работы, а также способы приобщения трудных ребят, спланировать организационные моменты. | Классный руководитель. |
5 | Взаимопосещение. Разработка требований. Ориентация на конкретных учителей. Обогащение методики, содержания, перестройка стиля общения, исключение случаев нарушения педагогической этики. | Учителя-предметники |
Карта развития и психологического наблюдения за учащимися с отклонениями в поведении.
ФИО учащегося______________________________________________________________
Дата рождения________________________________________________________________
Класс________________________________________________________________________
Родители_____________________________________________________________________
Характеристика семьи. Состояние здоровья её членов. Социальное обеспечение, кто заботится о ребёнке, экономическое положение____________________________________
_____________________________________________________________________________
Состав семьи, отношение между её членами, отношение ребёнка с братьями, сёстрами, родителями._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Здоровье ребёнка______________________________________________________________
Развитие в младшем школьном возрасте ( в каком возрасте пошёл в школу, успеваемость)
Развитие в подростковом возрасте (общение со сверстниками и значимыми взрослыми, типичные конфликты)__________________________________________________________
Самооценка, ценностная ориентация, мотивация учения, уровень умственного развития, школьная дезадаптация, акцентуация характера_____________________________________
Ранняя юность (социальная зрелость, жизненные планы, профессиональное самоопределение, направленность личности, интересы)______________________________
Заключение______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Коррекционная работа и её результаты__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рабочий план семьи
Цели мамы ( папы)
1 Чтобы___________ учился (ась) в школе без пропусков занятий.
2 Чтобы___________был(а) здоров(а), сыт(а).
3 Чтобы было место для занятий.
4 Чтобы после 21-00 не гулял(а) по улице.
5 Чтобы был(а) обеспечен(а) всем необходимым к школе: школьной формой, учебниками, принадлежностями.
6 Чтобы интересовались успеваемостью, поведением_________, не реже одного раза в неделю, посещая школу.
7 Чтобы больше проводили времени со своим ребёнком.
Цели_______________(уч-ка)
1 Посещать ежедневно все уроки, носить школьную форму, приносить школьные принадлежности, учебники.
2 Ежедневно выполнять домашние задания.
3 Хорошо себя вести, быть спокойным учеником, управлять своим поведением.
4 Родителей оповещать о результатах учёбы, передавать просьбы учителей.
5 Придерживаться режима дня.
6 Не прибывать на улице после 21-00.
7 Прежде чем, что-либо сделать- подумай.
Рабочий план школы в отношении данного ученика.
Цели школы:
1 Чтобы ________________ посещал(а) школу.
2 Оказывать персональную помощь ____________ в повышении самоконтроля через урочную и внеурочную деятельности.
3 Чтобы успешно закончил(а) учебный год.
4 Чтобы мама(папа) больше времени уделяли (дочери,сыну).
Средства достижения поставленных целей.
1 Посещение семьи на дому, по необходимости.
2 Помощь в разрешении возникающих вопросов, проводится в форме консультаций, инициатором может выступить как родитель, так и педагоги.
3 Индивидуальная работа с ребёнком, направленная на повышение самоконтроля, развития самонаправленности, структурированности и произвольности поведения.
4 Письменная информация по формированию психолого-педагогической грамотности родителе (через письма).
6 Включение учащихся во все общешкольные дела, начиная от предметных олимпиад, научных конференций до общешкольных вечеров.
Памятки
Памятка для педагога-психолога по работе с «трудными» детьми.
1 ШП должен уточнить списки детей, стоящих на учете в инспекцию по делам несовершеннолетних, и детей из неблагополучных семей.
2 ШП должен обеспечить сбор всей информации об этих подростках и составить полное описание поведенческих проявлений на феноменологическом уровне.
3 ШП должен составить диагностический комплекс по выявлению причин отклонения в поведении детей и подростков.
4 ЩП должен обследовать этих детей и подростков с целью выявления причин девиантного (отклоняющего) поведения.
5 По каждому ребенку составить перечень рекомендаций для классного руководителя, для родителей, для учителей-предметников, для других социально-значимых личностей.
6 Через собеседование предоставить рекомендации и проработать возможности их реализации со всеми представителями воспитательной системы для каждого подростка.
7 Через определенное время проанализировать результативность рекомендаций и уточнить их.
Способы изменения самооценки
№ п\п | Содержание | Пути выполнения |
1 | Постарайтесь более позитивно относиться к жизни. | Используйте внутренний диалог с собой, состоящий только из позитивных утверждений. Если негативные мысли будут иметь место, постарайтесь тут же переключиться на приятное. |
2 | Относитесь к людям так, как они того заслуживают. | Выискивайте в каждом человеке не недостатки, а достоинства. |
3 | Относитесь к себе с уважением. | Составьте список своих достоинств. Убедите себя в том, что вы имеете таковые. |
4 | Попытайтесь избавиться от того, что вам самим не нравится в себе. | Чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе. Если да – то не откладывайте. |
5 | Начинайте принимать решение самостоятельно | Помните, что не существует правильных и неправильных решений. Любые принятые вами решения вы всегда можете оправдать и обосновать. |
6 | Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние. | Приобретайте любимые книги, музыкальные записи. Имейте и любите свои «слабости» |
7 | Начинайте рисковать | Принимайте на себя ответственность, пусть доля риска сначала может быть невелика. |
8 | Обретите веру: в человека, в обстоятельства и т.д.. | Помните, что вера в нечто более значительное, чем мы сами, может помочь нам в решении трудных вопросов. Если вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону» и просто подождите. |
Причины сквернословия:
- Бездумное повторение неприличных слов без намерения оскорбить кого-либо (обычно у детей младшего дошкольного возраста).
- Повторение часто слышимых ругательств из-за их заразительной силы, способ выразить свое отношение (дошкольный и младший школьный возраст).
- Стремление продемонстрировать свою взрослость и независимость (младший школьный и подростковый возраст).
- Желание позлить, подразнить взрослого или отомстить ему (подростковый возраст).
Если сквернословит подросток:
- Объясните, что ругань является частью нашего языка, но не надо навязывать ее тем, чей слух она оскорбляет.
- Скажите подростку, что вы знаете о существовании и значении бранных слов, но они вам не нравятся.
Бесполезно:
- ругать или запрещать;
- бить по губам или заставлять мыть рот с мылом.
Полезно:
- следить за собственной речью: если вы сами при ребенке используете бранные слова, не удивляйтесь, что он начнет их повторять;
- объяснить, что люди используют ругательства в самом крайнем случае, когда от непереносимых чувств (отчаяния, гнева, разочарования) им не хватает слов;
- научить ребенка справляться с отрицательными эмоциями;
- научить реагировать приемлемым способом на чужую грубость или агрессию.
Если ребёнок дразнит других детей?
Воображала хвост поджала
И под печку убежала,
А под печкой крокодил
Воображалу укусил.
«Обзывания» – частая причина детских обид и даже драк. В то же время – это «испытание на прочность»: общаясь, дети неизбежно обзывают и дразнят друг друга, будто бы проверяя силу характера.
Причины, по которым дети дразнят и обзывают друг друга:
- Сознательное желание оскорбить или разозлить сверстника (у агрессивных детей).
- Желание привлечь внимание или начать забавную игру.
- Оскорбление-провокация (дразнящий хочет спровоцировать сверстника на ответные действия – словесную перепалку, борьбу, погоню).
- Желание повеселить окружающих.
- Самоутверждение (дразнящий унижает сверстника и утверждает свое лидерство).
- Месть.
Невозможно запретить детские дразнилки и «обзывания» – это часть детского фольклора и особая форма общения со сверстниками. Как правило, дети в состоянии выяснить свои отношения самостоятельно. Однако, если ваш ребенок часто задевает своих сверстников, следует задуматься о причинах такого поведения. Чтобы ребенок не растерял своих друзей, научите его ценить дружбу и доброжелательно общаться.
Или вашего ребенка дразнят другие дети?
Ребенок, которого часто дразнят или обзывают, может почувствовать себя неполноценным, потерять уверенность в себе. Нелегко приходится детям, которые имеют особенности, провоцирующие сверстников на придумывание обидных прозвищ: «долговязый», «толстая», «заика», «косоглазый».
Важно, чтобы взрослые (родители, воспитатели и учителя) позаботились о повышении самооценки ребенка и помогли ему правильно относиться к своей особенности, не допуская насмешек и издевательств со стороны других детей.
Во все времена дети произносили (и сочиняли сами) специальные «отговорки» – ответы на дразнилки, помогающие им отстоять себя в «выяснении отношений».
Если ребёнок постоянно спорит и дерзит?
Ваш ребенок ведет себя так, будто хочет доказать, что он всех главнее. Он говорит вам, что собирается поступать так, как сам считает нужным. Он постоянно спорит и дерзит родителям и другим взрослым, как будто нарочно дразнит их. С ним невозможно договориться. Увы, почти все попытки переспорить или подчинить ребенка ведут к поражению взрослых. Ребенок продолжает бороться за власть, рассчитывая, что такое поведение поможет ему самоутвердиться, доказать свою силу.
«Борясь за власть», дети обнаруживают:
- вспыльчивость;
- намерение прогуливать уроки;
- тяготение к спорам;
- упрямство;
- забывчивость;
- склонность к безделью;
- демонстрацию превосходства;
- дерзость;
- непокорность, неподчинение.
Склонность к дерзости и спорам может быть вызвана типичной особенностью поведения детей и подростков – негативизмом. Это стремление к противодействию всякому внешнему влиянию – начиная с отказа выполнять просьбы взрослых до выраженного стремления делать все наоборот. Негативизм усиливается при чрезмерном контроле и опеке и ослабевает при сочетании разумного контроля и демонстрации уважения к личности ребенка.
Советы родителям:
- Избегайте борьбы за власть.
- Скажите ребенку, что вы не можете «заставить» его поступать так, как вы считаете правильным, но будете признательны, если он согласится с вами.
- Найдите благоприятную возможность продемонстрировать ребенку признательность (когда он не «борется» с вами).
- Найдите способы дать ребенку почувствовать свою значимость. Спрашивайте у него совета в той области, где вы сможете этому совету последовать.
Памятка для учащегося
- Активно работай на уроке, внимательно слушай, отвечай на вопросы.
- Задавай вопросы, если чего – то не понял или с чем – то не согласен.
- Точно записывай, что задано по каждому предмету.
- Научись пользоваться словарями и справочниками. Выясняй значение незнакомых слов, находи нужные факты и объяснения.
- Если то, что проходили на уроке, показалось тебе трудным, повтори материал в тот же день, даже если следующий урок будет через несколько дней.
- Приступая к выполнению каждого задания, думай не только о том, что надо сделать, но и о том, как это можно сделать.
- В случае необходимости обращайся к взрослым.
- Приступая к выполнению уроков, раскрой дневник, посмотри, все ли задания записаны.
- Убери со стола все лишнее – то, что может отвлекать. Приготовь то, что нужно для выполнения первого задания.
- После того, как подготовишься к первому уроку, все убери и приготовь то, что нужно для выполнения следующего и т.д.
- Между уроками делай небольшие перерывы.
- Сначала постарайся понять материал, а затем его запомнить.
- Прежде чем выполнять письменные задания, пойми и выучи правила, на которые оно направлено.
- При чтении параграфа учебника задавай себе вопросы: о чем или о ком говорится в этом тексте, что об этом говорится.
- Ищи связь каждого нового понятия, явления, о котором ты узнаешь, с тем, что ты уже знаешь.
- Если материал большой или очень трудный, разбей его на отдельные части и прорабатывай каждую часть в отдельности. Используй метод ключевых слов.
- Попробуй использовать при подготовке устных заданий метод «5 П». Такой метод позволяет сосредоточить внимание на самом важном в тексте и способствует лучшему его запоминанию.
- Составляй план устного ответа. Проверяй себя.
Помни: мы лучше всего запоминаем:
- то, чем постоянно пользуемся;
- то, к чему нам надо будет вернуться (прерванные действия);
- то, что нам нужно;
- то, что мы можем связать с другими нашими знаниями и умениями;
- то, что связано с нашими переживаниями (и приятными, и неприятными).
Метод «5 П»
1 П – посмотри текст (бегло)
2 П – придумай к нему вопросы
3 П – пометь карандашом самые важные места
4 П - перескажи текст
5 П – просмотри текст повторно
Метод ключевых слов
- Ключевые слова – самые важные в каждом абзаце. Вспоминая ключевые слова, мы сразу вспоминаем весь абзац.
- Читая абзац, выбери для него одно – два ключевых слова.
- После выбора ключевых слов запиши их в той последовательности, которая нужна для выполнения задания.
- К каждому ключевому слову поставь вопрос, который позволит понять, как оно связано с соответствующим разделом текста.
- Соедини два соседних ключевых слова с помощью вопросов.
- После соединения каждого ключевого слова со своим разделом текста и с последующим ключевым словом образуется цепочка.
- Запиши эту цепочку и постарайся ее выучить.
- Перескажи текст, опираясь на эту цепочку.
Старайся и у тебя все получится!
Рекомендации для педагогов
Правила работы с агрессивными детьми
- Быть внимательным к нуждам и потребностям ребенка.
- Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
- Быть последовательным в наказаниях ребенка, наказывать за конкретные поступки.
- Наказания не должны унижать ребенка.
- Развивать способность к эмпатии (сопереживанию).
- Расширять поведенческий репертуар ребенка.
- Отрабатывать навык реагирования в конфликтных ситуациях.
- Учить брать ответственность на себя.
Однако все перечисленные приемы не приведут к положительным изменениям, если будут иметь разовый характер. Непоследовательность поведения взрослых (учителей и родителей) может привести к ухудшению поведения ребенка.Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, постоянная отработка навыков общения с окружающими - вот что поможет добиться успеха в работе с агрессивным ребенком.
Правила работы с гиперактивными детьми
- Важно, чтобы место за партой было в центре класса, напротив доски. Ребенку необходимо предоставить возможность быстро обращаться за помощью в случаях затруднения.
- Обязательным является зрительный контакт с ребенком, т.е. учитель должен постоянно видеть глаза ученика, особенно когда объясняет материал. Зрительный контакт позволяет ребенку сконцентрировать внимание, не отвлекаться.
- Для лучшей концентрации внимания давать ребенку короткие, четкие и конкретные инструкции и указания («Слушай», «Остановись», «Запомни», «Подумай, прежде чем напишешь!»). Сложных и длинных инструкций ребенок не поймет.
- Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
- Делить работу на более короткие, но более частые периоды. Использовать физкультминутки.
- Быть драматичным, экспрессивным педагогом.
- Снизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
- Говорить необходимо спокойно, четко, не торопясь и по возможности стараться не реагировать на вызывающие поступки ученика.
- Использовать тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
- Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
- Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
- Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
- Система поощрений и наказаний должна быть последовательной.
- Организовывать свободное время детей.
- Оставаться спокойным. Нет хладнокровия – нет преимущества!
Диагностический материал
Интервью
- Что тебе нравится в себе? (перечисли черты характера)
____________________________________________________
- Что для тебя учеба? (нужное подчеркнуть)
Новые знания
Общение с друзьями
Отбывания времени
Скукота
Повинность
Встречи, общение с интересными людьми
- Кто из взрослых понимает тебя лучше других?
____________________________________________________
- Как ты думаешь, достаточно ли времени тебе уделяют родители?
_____________________________________________________
- Как ты думаешь, твоё отношение к учёбе, поведение. Доставляют кому-то проблемы, трудности?
_____________________________________________________
- Кто из учителей пытался с тобой поговорить по-душам, помочь тебе решить какие-то трудности?
_____________________________________________________
7.Укажи в чем проявляются твои трудности (нужное подчеркни)
Нет учебников по предмету;
Учитель объясняет не понятно;
Сам отвлекаюсь;
Отвлекают одноклассники;
Нет условий дома для занятий;
Я ленюсь;
Учитель отказал в помощи;
У меня слабые волевые качества;
Меня постоянно унижают одноклассники;
Мне не хватает внимания со стороны родителей;
Мне не хватает внимания со стороны классного
руководителя.
- Чем ты интересуешься (хобби)?
____________________________________________________
- Посещаешь ли ты кружки и секции и какие?
____________________________________________________
- Прислушиваешься ли ты к советам взрослых?
_____________________________________________________
- Кто чаще всего дает тебе хорошие нужные в жизни советы?
_____________________________________________________
- Считаешь ли ты себя неудачником и в чем?
_____________________________________________________
- Подчеркни, на твой взгляд, те черты характера, которые у тебя есть:
Агрессивность, аккуратность, безволие, беззаботность, бережливость, безразличие, безответственность, бесстрашие, бестактность, бесхарактерность, благородство, болтливость, боязливость, верность, веселость, властность, внимательность, воспитанность, впечатлительность, вспыльчивость, выдержка, выносливость, гордость, грубость, дерзость, дисциплинированность, добродушие, доброжелательность, доверчивость, дружелюбие, жадность, жизнерадостность, заботливость, замкнутость, злопамятность, леность, лживость, искренность, небрежность, нерешительность, общительность, обидчивость, ответственность, пунктуальность, самолюбие, скромность, смелость, справедливость, упорство, ханство, целеустремленность, честность, эгоизм.
- Мои обиды
Не смог простить | Сам нанес обиду |
Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска»
Инструкция к форме 1
«Тебе предлагается ряд вопросов, касающихся различных сторон твоей жизни. Если честно и обдуманно ответишь на каждый вопрос, то у тебя будет возможность лучше узнать самого себя.
Здесь нет правильных и неправильных ответов. Отвечай на каждый вопрос следующим образом: если ты согласен, ответь «да», если не согласен - ответь «нет». Если ты не живешь вместе с родителями, то отвечай на вопросы о семье, имея в виду людей, с которыми живешь.
Работай как можно быстрее, долго не раздумывай».
Форма 1
1. Считаешь ли ты, что людям можно доверять?
2. Легко ли ты заводишь друзей?
3. Бывает ли так, что твои родители возражают против друзей, с которыми ты встречаешься?
4. Часто ли ты нервничаешь?
5. Являешься ли ты обычно в центре внимания в компании сверстников?
6. Ты не любишь, когда тебя критикуют?
7. Раздражаешься ли ты иногда настолько, что начинаешь кидаться предметами?
8. Часто ли у тебя возникает чувство, что тебя не понимают?
9. Кажется ли тебе иногда, что за твоей спиной люди говорят о тебе плохо?
10. Много ли у тебя близких друзей?
11. Стесняешься ли ты обращаться к людям за помощью?
12. Нравится ли тебе нарушать установленные правила?
13. Всегда ли дома ты обеспечен всем жизненно необходимым?
14. Боишься ли ты оставаться один в темноте?
15. Ты всегда уверен в себе?
16. Ты обычно вздрагиваешь при необычном звуке?
17. Бывает ли, что, когда ты остаешься один, твое настроение улучшается?
18. Кажется ли тебе, что у твоих друзей более счастливая семья, чем у тебя?
19. Чувствуешь ли ты себя несчастным из-за недостатка денег в семье?
20. Бывает ли, что ты злишься на всех?
21. Часто ли ты чувствуешь себя беззащитным?
22. Трудно ли тебе отвечать в школе перед всем классом?
23. Есть ли у тебя знакомые, которых ты вообще не можешь переносить?
24. Можешь ли ты ударить человека?
25. Ты иногда угрожаешь людям?
26. Часто ли родители наказывают тебя?
27. Появлялось ли у тебя когда-нибудь сильное желание убежать из дома?
28. Часто ли ты чувствуешь себя несчастным?
29. Легко ли ты можешь рассердиться?
30. Рискнул бы ты схватить за уздечку бегущую лошадь?
31. Ты - человек робкий и застенчивый?
32. Бывает ли у тебя чувство, что тебя недостаточно любят в семье?
33. Ты часто совершаешь ошибки?
34. Часто ли у тебя бывает веселое и беззаботное строение?
35. Любят ли тебя твои знакомые, друзья?
36. Бывает ли, что твои родители тебя не понимают и кажутся тебе чужими?
37. При неудачах бывает ли у тебя желание убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться?
38. Бывало ли, что кто-то из родителей вызывал у тебя чувство страха?
39. Завидуешь ли ты иногда счастью других?
40. Есть ли люди, которых ты ненавидишь по-настоящему?
41. Часто ли ты дерешься?
42. Легко ли тебе усидеть на месте?
43. Ты охотно отвечаешь у доски в школе?
44. Бывает ли, что ты так расстроен, что долго не можешь уснуть?
45. Часто ли ты ругаешься?
46. Мог бы ты без тренировки управлять парусной лодкой?
47. Часто ли в вашей семье бывают ссоры?
48. Ты всегда делаешь все по-своему?
49. Часто ли тебе кажется, что ты чем-то хуже других?
50. Легко ли тебе удается поднять настроение друзей?
Ключ к форме 1 опросника
Показатель | № вопроса |
1. Отношения в семье | 3+; 13-; 18+; 19+; 26+; 27+; 32+; 38+; 47+ |
2. Агрессивность | 7+; 12+; 24+; 25+; 30+; 40+; 41+; 45+; 46+ |
3. Недоверие к людям | 1-; 2-; 8+; 9+; 10-; 11+; 22+; 23+; 31+ |
4. Неуверенность в себе | 4+; 14+; 15-; 16+; 20+; 21+; 28+; 29+; 33+; 39+; 49+ |
5. Акцентуации: Гипертимная Истероидная Шизоидная Эмоционально-лабильная | 34+; 42-; 50+ 5+; 35+; 43+ 17+; 36+; 48+ 6+; 37+; 44+ |
Оценка результатов
Показатель | Высокие баллы (группа риска) |
1. Отношения в семье | 5 и более баллов |
2. Агрессивность | 5 и более баллов |
3. Недоверие к людям | 5 и более баллов |
4. Неуверенность в себе | 6 и более баллов |
5. Акцентуации характера | 2-3 балла по каждому типу акцентуации |
Инструкция к форме 2
«Вам предлагается ряд вопросов, касающихся различных сторон вашей жизни и особенностей вашего поведения. Если Вы честно и обдуманно ответите на каждый вопрос, то у Вас будет возможность лучше узнать самого себя.
Здесь нет правильных и неправильных ответов. Отвечайте на каждый вопрос следующим образом: если согласны, отвечайте «да», если не согласны - «нет».
Работайте как можно быстрее, долго не раздумывайте».
Форма 2
1. Считаешь ли ты, что людям можно доверять?
2. Думаешь ли ты, что единственный способ достичь чего-то в жизни - это заботиться прежде всего о себе?
3. Легко ли ты заводишь друзей?
4. Трудно ли тебе говорить людям «нет»?
5. Часто ли кто-нибудь из родителей несправедливо критикует тебя?
6. Бывает ли так, что твои родители возражают против друзей, с которыми ты встречаешься?
7. Часто ли ты нервничаешь?
8. Бывают ли у тебя беспричинные колебания настроения?
9. Являешься ли ты обычно центром внимания в компании сверстников?
10.Можешь ли ты быть приветливым даже с теми, кого явно не любишь?
11. Ты не любишь когда тебя критикуют?
12. Можешь ли ты быть откровенным с близкими друзьями?
13. Раздражаешься ли ты иногда настолько, что начинаешь кидаться предметами?
14. Способен ли ты на грубые шутки?
15. Часто ли у тебя возникает чувство, что тебя не понимают?
16. Бывает ли у тебя чувство, что за твоей спиной люди говорят о тебе плохо?
17. Много ли у тебя близких друзей?
18. Стесняешься ли ты обращаться к людям за помощью?
19. Нравится ли тебе нарушать установленные правила?
20. Бывает ли у тебя иногда желание причинять вред другим людям?
21. Раздражают ли тебя родители?
22. Всегда ли дома ты обеспечен всем жизненно необходимым?
23. Ты всегда уверен в себе?
24. Ты обычно вздрагиваешь при необычном звуке?
25. Кажется ли тебе, что твои родители тебя не понимают?
26. Свои неудачи ты переживаешь сам?
27. Бывает ли, что когда ты остаешься один, твое настроение улучшается?
28. Кажется ли тебе, что у твоих друзей более счастливая семья, чем у тебя?
29. Чувствуешь ли ты себя несчастным из-за недостатка денег в семье?
30. Бывает, что ты злишься на всех?
31. Часто ли ты чувствуешь себя беззащитным?
32. Легко ли ты осваиваешься в новом коллективе?
33. Трудно ли тебе отвечать в школе перед всем классом?
34. Есть ли у тебя знакомые, которых ты вообще не можешь переносить?
35. Можешь ли ты ударить человека?
36. Ты иногда угрожаешь людям?
37. Часто ли родители наказывали тебя?
38. Появлялось ли у тебя когда-нибудь сильное желание убежать из дома?
39. Думаешь ли ты, что твои родители часто обходятся с тобой, как с ребенком?
40. Часто ли ты чувствуешь себя несчастным?
41. Легко ли ты можешь рассердиться?
42. Рискнул бы ты схватить за уздечку бегущую лошадь?
43. Считаешь ли ты, что есть много глупых обычаев и моральных норм поведения?
44. Страдаешь ли ты от робости и застенчивости?
45. Испытывал ли ты чувство, что тебя недостаточно любят в семье?
46. Твои родители живут отдельно от тебя?
47. Часто ли ты теряешь уверенность в себе из-за своего внешнего вида?
48. Часто ли у тебя бывает веселое и беззаботное настроение?
49. Ты подвижный человек?
50. Любят ли тебя твои знакомые, друзья?
51. Бывает ли, что твои родители тебя не понимают и кажутся тебе чужими?
52. При неудачах бывает ли у тебя желание убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться?
53. Бывало ли, что кто-то из родителей вызывал у тебя чувство страха?
54. Критикуют ли родители твой внешний вид?
55. Завидуешь ли ты иногда счастью других?
56. Часто ли ты чувствуешь себя одиноким, даже находясь среди людей?
57. Есть ли люди, которых ты ненавидишь по-настоящему?
58. Часто ли ты дерешься?
59. Легко ли ты просишь помощи у другого человека?
60. Легко ли тебе усидеть на месте?
61. Ты охотно отвечаешь у доски в школе?
62. Бывает ли, что ты так расстроен, что долго не можешь уснуть?
63. Часто ли ты обнаруживал, что твой приятель тебя обманул?
64. Часто ли ты ругаешься?
65. Мог бы ты без тренировки управлять парусной лодкой?
66. Часто ли в вашей семье бывают ссоры?
67. Является ли один из твоих родителей очень нервным?
68. Часто ли ты чувствуешь себя ничтожным?
69. Беспокоит ли тебя ощущение, что люди могут угадать твои мысли?
70. Ты всегда делаешь все по-своему?
71. Бывают ли твои родители чересчур строги к тебе?
72. Стесняешься ли ты в обществе малознакомых тебе людей?
73. Часто ли тебе кажется, что ты чем-то хуже других?
74. Легко ли тебе удается поднять настроение друзей?
Ключ к форме 2 опросника
Показатель | № вопроса |
1. Отношения в семье | 5+; 6+; 21+; 22-; 25+; 28+; 29+; 37+; 38+; 39+; 45+; 46+; 53+; 54+; 66+; 67+; 71+ |
2. Агрессивность | 13+; 14+; 19+; 20+; 35+; 36+; 42+; 57+; 58+; 64+; 65+ |
3. Недоверие к людям | 1-; 2+; 3-; 4+; 15+; 16+; 17-; 18+; 34+; 43+; 44+; 59-; 63+; 72+ |
4. Неуверенность в себе | 7+; 8+; 23-; 24+; 30+; 31+; 32+; 33+; 40+; 41+; 47+; 55+; 56+; 68+; 69+; 73+ |
5. Акцентуации: Гипертимная Истероидная Шизоидная Эмоционально-лабильная | 48+; 49+; 60-; 74+ 9+; 10+; 50+; 61+ 26+; 27+; 51+;70+ 11+; 12+; 52+; 62+ |
Оценка результатов
Показатель | Высокие баллы (группа риска) |
1. Отношения в семье | 8 и более баллов |
2. Агрессивность | 6 и более баллов |
3. Недоверие к людям | 7 и более баллов |
4. Неуверенность в себе | 8 и более баллов |
5. Акцентуации характера | 3-4 балла по каждому типу акцентуации |
Обработка результатов
Ответы учащихся сверяются с ключом. Подсчитывается количество совпадений ответов с ключом по каждому показателю (шкале), при этом если в ключе после номера вопроса стоит знак «+», это соответствует ответу «да», знак соответствует ответу «нет».
Суммарный балл по каждой из пяти шкал отражает« пень ее выраженности. Чем больше суммарный балл, тем сильнее выражен данный психологический показателем выше вероятность отнесения ребенка к группе риска.
Интерпретация результатов
1. Отношение в семье
Высокие баллы по данной шкале опросника свидетельствуют о нарушении внутрисемейных отношений, кс может быть обусловлено:
- напряженной ситуацией в семье;
- родительской неприязнью;
- необоснованными ограничениями и требование дисциплины без чувства родительской любви;
- страхом перед родителями и т.д.
Когда напряжение, вызванное неудовлетворенностью отношениями в семье, продолжается слишком долго, оно начинает оказывать сильное разрушающее воздействие на здоровье детей и подростков.
2. Агрессивность
Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости. Агрессия может выражаться и в скрытых формах - недоброжелательности и озлобленности.
Повышенная агрессивность часто сопровождается повышенной склонностью к риску и является неотъемлемой чертой характера детей и подростков группы риска.
3. Недоверие к людям
Высокие баллы по этой шкале говорят о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности, враждебности. Такие дети и подростки часто бывают пассивными и застенчивыми в общении со сверстниками из-за боязни быть отвергнутыми. Обычно это сопровождается коммуникативной некомпетентностью, неумением устанавливать дружеские взаимоотношения с другими людьми.
4. Неуверенность в себе
Высокие баллы по этой шкале свидетельствуют о высокой тревожности, неуверенности личности в себе, возможно, о наличии комплекса неполноценности, низкой самооценки. Эти качества личности также являются благодатной почвой для различных расстройств в поведении, а дети и подростки, имеющие высокие оценки по этой шкале, могут быть отнесены к группе риска.
5. Акцентуации характера
К группе риска относят следующие типы акцентуации характера.
- Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим настроением, имеет высокий тонус, энергичен, активен, проявляет стремление быть лидером, неустойчив в интересах, недостаточно разборчив в знакомствах, не любит однообразия, дисциплины, монотонной работы, оптимистичен, переоценивает свои возможности, бурно реагирует на события, раздражителен;
- Истероидный тип. Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, потребность в восхищении, сочувствий со стороны окружающих людей, старается показать себя в лучшем свете, демонстративен в поведении, претендует на исключительное положение среди сверстников, непостоянен и ненадежен в человеческих отношениях.
- Шизоидный тип. Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояние других людей, испытывает трудности в установлении нормальных отношений с людьми, часто уходит в себя, в свой недоступный другим внутренний мир, в мир фантазий и грез.
- Эмоционально-лабильный тип. Характерна, крайней непредсказуемой изменчивостью настроения аппетит, работоспособность и общительность зависят от настроения. Высокочувствителен к отношениям людей.
Бланк для ответов:
Фамилия, имя, ____________________
Класс _____ Дата ____________
1. | 11. | 21 | 31 | 41 |
2. | 12. | 22 | 32 | 42 |
3. | 13. | 23 | 33 | 43 |
4. | 14. | 24 | 34 | 44 |
5. | 15. | 25 | 35 | 45 |
6. | 16. | 26 | 36 | 46 |
7. | 17. | 27 | 37 | 47 |
8. | 18. | 28 | 38 | 48 |
9. | 19. | 29 | 39 | 49 |
10 | 20. | 30 | 40 | 50 |
1) | 2) | 3) | 4) | 5) |
Тексты писем для родителей
Добрый день уважаемая _________________!
В предновогодние суетные дни хотим отвлечь Вас и поговорить душевно о наших детях.
Вот уже несколько лет мы встречаемся, воспитываем и учим___________.
Также, работая с ребёнком, мы его всесторонне изучаем.
В данном письме мы хотели бы поделиться с Вами своими наблюдениями.
За время знакомства с ________мы узнали его как человека активного, артистичного, иногда безответственного, бесстрашного, вежливого и приветливого со взрослыми, весёлого, но вспыльчивого, выносливоо и гордого, дерзкого и дружелюбного, подвижного, но иногда ленивого, независимого и откровенного, рискованного и самонадеянного.
В новом году пожелаем _____________развивать такие качества как: благоразумие, выдержку, настойчивости в достижении лучших результатов в обучении, организованности и собранности, осторожности и обдуманности в делах, самокритичности, мудрости и рассудительности.
Какая бы у Вас ответственная, сложная, творческая работа ни была на производстве, знайте, что дома Вас ожидает ещё более ответственная, более сложная, более тонкая работа- воспитание человека.
Родители, которым дорога судьба своих детей, прекрасно понимают истоки и причины трудностей воспитания, свои просчеты они никогда не скрывают.
Если у ребёнка неудача в школе- её нужно решать совместно с ребёнком и учителем. Идите в школу, присутствуйте на уроке, узнайте чем живёт ребёнок (это рабочее время и место вашего дитя). Наблюдая его в работе, Вы, возможно, поймёте трудности ребёнка и поможете их преодолеть.
Пусть в _________ году у Вашего ребёнка будет мир и покой на душе, стойкое здоровье, чистосердечная вера в красоту человеческую, чуткость к доброму слову!
А в семье господствуют добро, согласие, взаимная помощь и поддержка, духовное единство и щедрость, доверие и уважение. Ведь, только в таких условиях ребёнок растёт счастливым и здоровым! Но помните, детское счастье по своей природе эгоистично. Добро и благо, созданные для ребёнка старшими, дети воспринимают как нечто само собой разумеющееся. Они порой глубоко убеждены в том, что родители существуют лишь для того, чтобы приносить им радость!
Пусть Ваша любовь к детям будет мудрой, а дети по отношению к Вам проявляют сердечность и заботу, доброту и послушание.
Поднимайте сами себя в глазах своих детей, старайтесь, чтобы дети видели высший смысл Вашей жизни.
СЧАСТЬЯ ВАМ В НОВОМ ГОДУ!
Содержание
1 Программа работы психолога с учащимися «группы риска» и их семьями.
* цель; * направления работы; * перечень диагностического материала.
2 Координационный план работы с детьми «группы риска».
* организационные дела; *работа с учащимися; * работа с родителями; * работа с педагогическим коллективом; * формы работы; * приёмы работы; * методы; * принципы работы.
3 Девиантное поведение. Установление контакта с девиантными детьми.
4 Аддиктивное, асоциальное поведение.
5 Распространённые причины по которым учащиеся попадают в «группу риска»
6 Дневник педагогических наблюдений за «трудными» учащимися.
7 Методическая разработка педагогического консилиума по теме «Трудный класс».
8 Карта развития и психологического наблюдения за учащимися с отклонениями в поведении.
9 Рабочий план семьи.
10 Рабочий план школы в отношении ученика «группы риска».
11 Памятки :
* Для педагога –психолога по работе с трудными детьми.
* Способы изменения самооценки.
* Проблемы сквернословия.
* Если ребёнок спорит и дерзит.
* Памятка для учащегося по самоорганизации учебного процесса.
* Правила работы с агрессивными детьми.
* Правила работы с гиперактивными детьми.
* Памятка по организации летнего отдыха.
12 Диагностический материал:
* «Интервью» с учащимися «группы риска»
* Методика первичной диагности и выявления детей «группы риска»
13 Текст письма для родителей.
Результатом работы с учащимся «группы риска» является снятие его с учёта.
Тихонько в душу загляну…
Всё передвину, переставлю!
А может, всё, как есть, оставлю,
Лишь пыль сотру,
Цветы поставлю
И окна настежь распахну.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образец согласия родителей на работу психолога я ребенком.
шаблон согласия........
Работа психолога с родителями учащихся на родительских собраниях
Презентация сопровождает доклад на конференции по данной теме...
Работа психолога с родителями
Презентации для родительских всеобучей и рекомендации по повышению успеваемости учеников...
Работа психолога с родителями
В период подготовки и сдачи экзаменов перед обучающими встаёт вопрос не только предметной готовности, но и психологической. Родители играют роль в подготовке своих детей к экзаменам не последнюю роль....
Бланк согласия родителей на работу психолога с ребенком
Бланк согласия родителей на работу психолога с ребенком...
Новые формы работы психолога и педагога с родителями и детьми дистанционно
Наша работа с родителями дистанционно проводится на платформе ЗУМ уже год. Каждую субботу мы проводим для родителей конференции-консультации как групповые, так и индивидуальные. Эта работа проводится ...
Программа работы психолога по коррекции склонности к воровству и обману у детей.
Программа работы психолога по коррекции склонности к воровству и обману у детей....