Статья на тему: "Духовно-нравственные ценности как основа модели развития и воспитания личности"
статья
статья о духовно-нравственных ценностях
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
duhovno-nravstvennye_tsennosti.doc | 52 КБ |
Предварительный просмотр:
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ КАК ОСНОВА МОДЕЛИ РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА
Бычихина Е.И.,
преподаватель,
ОБПОУ «Обоянский аграрный техникум» (г.Обоянь)
Современная ситуация в области образования настолько противоречива, что многие педагоги образовательных учреждений ощущают тревожность за судьбу настоящего и будущего поколений. Решение главной задачи образования – подготовка к самостоятельной взрослой жизни – невозможно лишь на основе определенной суммы знаний, которые не решают проблем формирования гражданственности, не приобщают к нравственным идеалам. Это возможно лишь в процессе воспитания. Поэтому в проект Закона РФ «Об образовании» внесена поправка, которая определила формирование духовно-нравственной личности как основной задачи образования. Однако, в современной профшколе и сейчас продолжается разрыв воспитательного и образовательного процессов:
- учебные заведения, в большинстве своем, стали рассматриваться как место оказания образовательных услуг и не более того,
- а выпускники таких учебных заведений, ориентируясь на стандарты общества потребления, перестали связывать свою взрослую жизнь, например, со служением Отечеству.
Это положение противоречит российской образовательной модели, в которой основной задачей учебного заведения являлось, прежде всего, воспитание подростка, а образование рассматривалось как его средство. Поэтому современное образование пока так и не решило вопрос: как формировать личность, готовую работать на благо Отечества, в потребительском обществе, требующем от личности иных умений и навыков? А пока, курение, употребление спиртных напитков, сквернословие – желанное удовольствие современной молодежи[1, с.162].
Я убеждена, что воспитание не может быть бездуховным и безнравственным. Более того, духовность и нравственность являются системообразующими внутренними характеристиками личности. Но что следует понимать под этим термином – духовно-нравственное воспитание?
Педагогика не видит логической связи между целями воспитания в гуманистической педагогике (формирование всесторонне развитой личности как процесса саморазвития индивида) и пороками современной цивилизации. Но, как и прежде, под духовностью понимается образованность, интеллект, ум, умение вести себя в обществе, приобщенность к высокому классическому искусству (музыке, театру, литературе и т.п.).
Духовно-нравственный потенциал, оставленный нашими предками, сохраняемый в семьях, почти исчерпан. В таких условиях необходимость обращения к богатейшему опыту, доставшемуся нам в наследство от великих предков, бесспорна и очевидна. Издревле в России на процесс воспитания смотрели как на святое и ответственное служение народу и государству. Еще Ф.М. Достоевский писал: «Идеалы российского народа сильны и святы, они-то и спасли его в века мучений. Они срослись с его душой и наградили его навеки честностью, искренностью и широким всеоткрытым умом»[2, с.124].
По моему глубокому убеждению, духовная истина должна стать основой сознания подрастающего поколения. Современное общество, особенно молодежь, нуждается в духовной пище, поэтому и слово «воспитание» считается «питанием души», без чего человек не может состояться как личность.
Любая государственность опирается на нравственность, которая взращивается духовностью. Духовно-нравственные беды в современном обществе происходят от незнания простых духовных истин, заложенных в Еванлельских Заповедях (законах), сдерживающих человеческую природу и точно указывающих нам суть духовного совершенства, высокой нравственности. «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» - гласит Заповедь и «прямой стрелой» уничтожает эгоизм, который в обществе сталкивает разные личности в конфликт и агрессию.
К сожалению, разрушение моральных устоев во многом осуществляется через средства массовой информации, особенно через телевидение, которое насаживает фальшивые «общечеловеческие» ценности, разрушает традиционный русский семейный уклад, пропагандируя в среде молодежи культ насилия и богатства, бесстыдство и прожигание жизни! Да, человек мыслит посредством слов. Телевизор учит мыслить чувственными представлениями, расслабляет интеллектуальные силы человека, ум становится вялым, не способным к самостоятельному мышлению, выращивает личность, не способную создать материальные блага, не говоря уже о созидании духовно-нравственного стержня.
Одной из приоритетных задач в техникуме является сохранение и развитие духовного потенциала каждого обучающегося. Воспитание личности – это, прежде всего, пробуждение интереса к целям и смыслу своего существования, существования других людей, человеческого общества.
В своей педагогической деятельности я исхожу из того, что мораль делает человека человеком. Духовно-нравственное воспитание всегда считалось основой всякого воспитания. Нравственность не столько приучает к соблюдению свода правил, сколько воспитывает саму способность руководствоваться идеальными нормами. Самоопределение в моральном выборе дает возможность человеку самосовершенствоваться. Достоинства нравственно воспитанной личности вытекает из ее способности поступать как должно, исходя из ценностных представлений, сохраняя при этом свою индивидуальность.
Духовно-нравственные отношения возникают целенаправленно, в результате воспитания и самовоспитания личности, ее социализации. Я, являясь «агентам» социализации – знаю, что в детстве и юности формируется преимущественно чувственно-эмоциональный компонент духовного мира личности, сугубо личностные качества – совестливость, честность, смелость, ответственность, милосердие и т.п. Чтобы воспитать чуткость, внимательность, сердечность по отношению к людям, по мнению А.С.Макаренко, «нужны упражнения в нравственных поступках».
Так, студенты нашего техникума, видевшие хоть однажды глаза детей-сирот, не останутся равнодушными к чужим проблемам никогда. Поэтому мы считаем воспитание милосердия и гуманности не просто актуальной проблемой, а необходимым условием выживания нашего общества в эпоху деградации человеческих ценностей.
Организация духовно-нравственного воспитания обучающихся в стенах нашего образовательного учреждения осуществляется через включенность обучающихся в различные направления деятельности: проведение классных часов по различным тематикам духовно-нравственного воспитания обучающихся, работа в различных молодежных клубах, факультативные курсы, различные конкурсы, викторины, индивидуальная работа с каждым обучающимся и др.
Основным направлением духовно-нравственного воспитания обучающихся нашего техникума является изучение истории православия, посещение памятных мест, встречи со священниками православных храмов, сбор материалов о местных православны святых. Анализ этой работы, основанный на анонимном анкетировании обучающихся показал, что именно под влиянием этой работы многие из обучающихся начинают задумываться над понятиями «зло» и «добро», «сострадание», «милосердие», «человеколюбие», «верность принципам».
Конечно, быть простыми участниками и слушателями дискуссий, встреч со священнослужителями, других мероприятий – это одна ступень. Иная, новая качественная ступень - это быть самим участниками конкретных дел. Одно дело – Кичигин Р. подготовил и выступил с материалом по истории Смоленского храма на Знаменских чтениях, другое дело – своими руками восстанавливал разрушенную святыню, помимо Кичигина Р. многие обучающиеся кадетских групп техникума принимают активное участие в восстановлении храма Александра Невского г.Обояни и наведении порядка вокруг него. Работа была нелегкая и неквалифицированная, но с каким энтузиазмом работали обучающиеся! Каждый из них осознавал, что именно он вносит пусть маленький, но практический вклад в восстановление православного храма. Так труд души и тела слился для них воедино, а воспоминания об этом останутся на всю жизнь.
Обучающиеся нашего техникума не раз совершали экскурсии в Коренную Пустынь. Для многих это посещение означало новое восприятие жизни.
В техникуме работает клуб «Милосердие», который ведет большую работу по духовно-нравственному воспитанию обучающихся. Клуб «Милосердие» старается создать и реализовать максимум возможностей для всех, кто заинтересован в формировании ответственного, здорового, гражданского общества.
В рамках работы клуба проводятся благотворительные акции – марафон «Мир детства», «Поможем детскому дому», ежегодно проводится рождественский марафон «Спешите делать добро» с целью приобщения обучающихся техникума к реальным проблемам обездоленных, призыва к милосердию и состраданию. Надо сказать, что ранее такого рода мероприятия уже проводились в нашем учебном заведении не единожды.
Уже стало традицией проведение акций благотворительности: проведение мероприятий, посвященных христианским и государственным праздникам: Рождество Христово, День защитника Отечества, Светлое Христово Воскресение, День Победы, День славянской письменности, День народного единства в доме-интернате престарелых. Обучающиеся нашего техникума оказывают помощь на приусадебных участках одиноким пенсионерам г.Обояни. Мы принимаем активное участие в декаде милосердия, посвященной Дню пожилого человека.
Человек может сделать то, что не может и не умеет ни одна живая тварь – спасти другого человека. А может просто немного помочь – накормить голодного, облегчить страдания больного. Это – так хорошо. Попробуйте, и вы почувствуйте, как ваша жизнь наполняется новым смыслом, которого так часто не хватает в нашей суетливой, тяжелой и зачастую удручающей жизни.
Еще одним направлением духовно-нравственного воспитания в нашем образовательном учреждении является проведение классных часов по различным тематикам духовно-нравственного воспитания обучающихся. Классные часы на тему: «Невежество – мать всех преступлений», «Минувшему я шлю благословенье, грядущему кладу земной поклон…», «И по тому, как люди ценят хлеб, себе друзей в дорогу выбираю», «Чтобы все в моей жизни было не зря…» способствуют формированию духовно-нравственного воспитания обучающихся. Классные часы провожу в форме беседы. Знакомимся с понятиями: нравственность, какими качествами должен обладать нравственный человек, честь, добрая слава о человеке, о его делах. Для каждого человека очень важно, как относятся к нему окружающие, что думают о нем, как оценивают его поступки и всю его деятельность. И «не уронит» эту славу – высший нравственный долг человека. И оттого, что несут людям поступки человека – добро или зло, - зависит, уронит он это чувство или сохранит его в чистоте. Разбираем проблемные ситуации, где определяем качества личности человека: честь, достоинство.
Свидетелем наших поступков, которые мы совершаем – является совесть, а проявляется она в добрых и злых поступках. В беседе объясняю, что совесть – категория, сохраняющая чистоту души человека, заставляющая думать, сомневаться и держать ответ перед самим собой. Обращаю внимание обучающихся на то, что все сказанное – основа прекрасной, нравственной души человека. Способность и умение человека находить, видеть и воспринимать прекрасное в окружающем его мире: в жизни, в людях, в природе, в вещах выражается в духовности. Духовность – норма человеческой жизни. Триединство человека: тело, душа, дух.
Таким образом, на классных часах рассматриваем основные понятия нравственности: честь, достоинство, совесть, долг, сила воли, доброта и духовность.
Планируя работу, обращаю внимание на профессиональную, эмоциональную сторону внеклассных мероприятий и пользу для души обучающихся. Подбираю темы занятий, чтобы вызывали интерес у обучающихся к народному творчеству, к традициям русского человека, чтобы лица юношей и девушек становились светлее, а душа богаче. Провожу внеклассные мероприятия на темы: «Новый год», «Праздник светлого Рождества», «Праздник Пасха», «Масленица». Проводимые мероприятия как никакие другие дают обучающимся ощутить свои духовные корни, прикоснуться к великой тайне бытия. Классные часы на тему: «Что мы знаем о космосе», «8 февраля – день освобождения Курска», «Слава тебе, Победитель!», провожу с целью формирования положительной нравственной оценки таких человеческих качеств, как надежность, верность, взаимовыручка.
Каждое внеклассное мероприятие есть результат погружения в эпоху, изучения культурных традиций и мастерства предыдущих поколений. Она создает у обучающихся определенный духовный настрой. Так происходит овладение опытом предков, их нравственными и духовными традициями, формирование собственной картины мира. Специфической особенностью процесса духовно-нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены от времени.
Таким образом, правильно спланированная тематика и подбор материала для проведения внеклассных мероприятий и классных часов, совместная деятельность всех педагогов, а именно администрации техникума, преподавателей, мастеров п/о, воспитателей, педагога-психолога способствуют воспитанию нравственности и духовности обучающегося не только во внеурочное время, но и в учебном процессе.
1. Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М.: Алгоритм, 2002. – 480 с.
2. Клейменов Н.И. О проблемах духовного воспитания молодежи и нравственного оздоровления общества в России. – М.: Изд-во МСХА, 2002. – 272 с.
Список литературы и источников
1. Клейменов Н.И. О проблемах духовного воспитания молодежи и нравственного оздоровления общества в России. – М.: Изд-во МСХА, 2002. – 272 с.
2. Нейматов Я.М. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. М.: Алгоритм, 2002. – 480 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"
Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание на уроках английского языка"...
Статья на тему "Духовно-нравственное воспитание подростка в современной школе"
Духовно-нравственное воспитание - это передача детям знаний, которые формирую их нравственность на основе традиционной для России духовности, формирования опыта поведения и жизнедеятельности....
статья на тему духовно-нравственного воспитания детей
Роль педагога в нравственном воспитании детей...
Статья на тему: "Духовно-нравственное воспитание во внеурочной деятельности".
Данная статья рассказывает о моем педагогическом опыте духовно-нравственного воспитания во внеурочной деятельности....
Статья по теме: «Духовно-нравственное воспитание, как средство профилактики вовлечения подростков в ОПГ (организованные преступные группировки)». Из опыта работы.
Статья будет интересна педагогам-психологам, Социальным педагогам, классным руководителям для профилактики вовлечения учащихся в ОПГ (организованные преступные группировки. Ее можно использовать и в к...
Статья на тему "Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках английского языка"
В статье рассмотрены главные приемы и методы, направленные на духовно-нравственное воспитание обучающихся на уроке английского языка, необходимость формирования в личности системы...