Дополнительная общеобразовательная программа "Радуга звука"
рабочая программа
Для развития ребёнка, который наделен способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, разработана программа дополнительного образования детей «Радуга звука», направленная на духовное и художественно – эстетическое развитие воспитанников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа по вокалу | 877.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Кондинский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования»
СОГЛАСОВАНА | УТВЕРЖДАЮ: | |||
методическим советом | Директор МБОУ ДО «ЦДО» | |||
Протокол №3 от 27.05.2020г. | ___ И.В.Коркишко | |||
Дополнительная общеобразовательная программа
«Радуга звука»
возраст обучающихся: 5 - 18 лет
срок реализации программы: 1 год
ФИО автора-составителя:
Цынглер Наталья Николаевна,
педагог дополнительного образования
Высшая квалификационная категория.
г.п. Междуреченский
2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дополнительная общеобразовательная программа «Радуга звука» разработана в соответствии с требованиями следующих нормативно-правовых документов:
-Федерального Закона Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании»;
-Концепции развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г. № 1726-р).
- Концепции развития дополнительного образования в ХМАО-Югре до 2020 года;
-Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам, утвержденным приказом
Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от
№196 от 09.11.2018 (пункт 11 стр. 5);
-Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных
общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18.11. 2015 № 09-3242;
-Концепцией персонифицированного финансирования системы дополнительного образования №197 от 23.07.2018 (пункт 8 стр. 13-14);
-Правилами персонифицированного финансирования дополнительного образования детей в ХМАО-Югре №1142 от 20.08.2018 (пункт 75 подп. 3, 4, 5 стр. 23)
-«Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и
организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования
детей», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача
Российской Федерации от 04.07.2014 № 41 (далее - СанПин);
-Уставом Муниципального казенного образовательного учреждения дополнительного образования «Центр дополнительного образования» (МКОУ ДО «ЦДО»).
Обучение по данной программе ведет педагог высшей квалификационной категории, с высшим педагогическим образованием (Тюменский Государственный Институт Искусств и Культуры – учитель музыки по специальности «Музыкальное образование», 2002 г., диплом ДВС 0654380). В 2019 году педагогом пройдены курсы повышения квалификации – «Современные образовательные технологии дополнительного образования детей и взрослых», удостоверение ПК 00066923.
Тип: дополнительная общеразвивающая программа.
Вид: Модифицированная
Направленность: Художественная - эстетическая
Формы освоения: учебные занятия, концертные и конкурсные выступления
Классификация:
По характеру деятельности – развивающая творческие способности детей;
По возрастному принципу – разновозрастная.
В настоящее время существует много различных форм творческой деятельности, но одна из самых интересных, эффективных, эмоциональных, захватывающих и доступных – вокальная.
Эстрадное музыкальное искусство точно соответствует интересам современных детей и подростков. Вокальное объединение является сегодня одной из основных форм массового приобщения подрастающего поколения к музыкальному искусству и решения одной из приоритетных проблем педагогики и психологии - развития творческих способностей детей. Вокал как деятельность мы можем рассматривать с двух позиций: профессиональный вокал как самоцель деятельности и вокал как средство, необходимое для построения целостной гармоничной личности.
Дополнительная образовательная программа «Радуга звука» по содержательной , тематической направленности является художественно – эстетической, по функциональному предназначению - учебно – познавательной, по форме организации работы – групповая и индивидуальная.
Новизна данной программы состоит в том, что
- в учебном процессе кроме приёмов классической школы вокала используются современные методики наработки вокальных навыков. Среди них: уроки вокала Ирины Цукановой «Спой со мной», упражнения Л.М. Хайтовича, фонопедический метод В.В. Емельянова;
- работа с разновозрастными группами «мастер – ученик»;
- запись выступлений и анализ – как путь к дальнейшему самосовершенствованию.
Актуальность программы определяется запросом со стороны детей и их родителей. Эстрадным вокалом в наше время увлекаются многие, особенно с появлением таких телевизионных проектов как «Ты - супер», «Голос», «Песни» и т.д. Интерес к этому виду творчества постоянно растет, ведь у детей потребность в самовыражении на сцене довольно сильна. Кроме того, пение является весьма действенным методом эстетического воспитания. В процессе изучения курса вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, развивают художественный вкус, расширяют кругозор, познают основы актерского мастерства.
7 причин, по которым следует заниматься вокальной деятельностью:
Развитие слуха и памяти | Успехи в учёбе | |
Речевой тренинг | Культура речи | |
Певческое дыхание | Здоровье | |
Коммуникативные навыки | Адаптация в обществе | |
Публичные выступления | Психологическая стойкость | |
Творческая реализация | Жизненная успешность | |
Социальная значимость | Гражданская позиция |
Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве, разработана программа дополнительного образования детей «Радуга звука», направленная на духовное и художественно – эстетическое развитие воспитанников.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия вокалом развивают художественные способности воспитанников, формируют эстетический вкус, улучшают физическое развитие и эмоциональное состояние обучающихся. Можно утверждать, что кроме развивающих и обучающих задач, пение решает еще немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. С помощью группового пения можно адаптировать индивида к сложным условиям или ситуациям. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Для детей всех возрастов занятия в вокальном объединении - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах. Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных и сценических навыков. Со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь.
Цель программы – формирование высоких духовных качеств и эстетики поведения через овладение навыками сольного и ансамблевого исполнения.
Программой предусматривается решение следующих задач:
Образовательные:
-формировать вокальные навыки;
-обучать воспитанников приемам сценического движения, актерского мастерства;
-приобщать к концертной деятельности (участие в конкурсах и фестивалях детского творчества).
Развивающие:
-развивать навыки самостоятельной и коллективной работы;
-развивать личностные и коммуникативные качества.
Воспитательные:
-воспитывать коллектив единомышленников, использующих индивидуальные, творческие возможности для достижения целостного, гармоничного звучания, в процессе исполнительской деятельности.
-воспитывать эстетический вкус, исполнительскую и слушательскую культуру.
В отличие от существующих программ данная программа предусматривает дифференцированный подход к обучению, учёт индивидуальных психофизиологических особенностей воспитанников. Использование традиционных и современных приёмов обучения позволяет заложить основы для формирования основных компонентов учебной деятельности: умение видеть цель и действовать согласно с ней, умение контролировать и оценивать свои действия. Репертуар подбирается педагогом с учетом возрастных, психологических особенностей воспитанников, их вокальных данных.
Возраст воспитанников, участвующих в реализации данной дополнительной общеобразовательной программы, 5 -18 лет. В зависимости от возраста, можно выделить их основные психологические особенности:
ДЕТИ 5-8 лет - им свойственна подвижность, любознательность, конкретность мышления, большая впечатлительность, подражательность и вместе с тем неумение долго концентрировать свое внимание на чем-либо - вот, пожалуй, и все характерные черты. В эту пору высок естественный авторитет взрослого. Все его предложения принимаются и выполняются очень охотно. Его суждения и оценки, выраженные эмоциональной и доступной для детей форме, легко становятся суждениями и оценками самих детей.
ДЕТИ 9-10 лет - Отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность.
МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ 11-12 лет - Резко возрастает значение коллектива, его общественного мнения, отношений со сверстниками, оценки ими его поступков и действий. Он стремится завоевать в их глазах авторитет, занять достойное место в коллективе. Заметно проявляется стремление к самостоятельности и независимости, возникает интерес к собственной личности, формируется самооценка, развиваются абстрактные формы мышления.
ПОДРОСТКИ 13-15 лет - Складываются собственные моральные установки и требования, которые определяют характер взаимоотношений со старшими и сверстниками. Они способны сознательно добиваться поставленной цели, готовы к сложной деятельности, включающей в себя и малоинтересную подготовительную работу, упорно преодолевая препятствия. Чем насыщеннее, энергичнее, напряжённее их жизнь, тем более она им нравится.
ЮНОШЕСКИЙ ВОЗРАСТ 16-18 лет - Характер к этому возрасту уже, как правило, сформирован, но неустойчивая самооценка, есть комплексы. Хотят социального утверждения. Сейчас они более способны контролировать свои эмоции. Устремленность в будущее, построение жизненных планов.
В вокальное объединение воспитанники принимаются на свободной основе, без специальной музыкальной подготовки. Программа предусматривает как групповое обучение (пение в ансамблях) – 12 часов в неделю (2 группы, состав группы – 10 – 11 человек), занятия сценического мастерства, так и индивидуальное обучение. В настоящее время согласно Концепции развития дополнительного образования детей в ХМАО - Югре до 2020 года, работа по выявлению и поддержке, развитию одарённых детей, является одним из приоритетных направлений, в связи с этим, предполагаются занятия по индивидуальному образовательному маршруту с солистами. Часовая нагрузка – 6 часов в неделю (1 группа, состав группы- 10 чел.).
Основной принцип обучения – коллективное и индивидуальное вокальное творчество, а форма обучения – вокальное занятие. Данные занятия проходят в очной форме с применением дистанционных технологий. ( Вокальная школа - https://vk.com/club193451516 - группа для воспитанников и их родителей;
https://www.youtube.com/channel/UCCX0G3q9XfCgIzJ3SMVIHJg/videos?view_as=subscriber – Творческая студия)
Занятия групповые длятся 2 часа с перерывом 15 минут (2 - 3 раза в неделю), индивидуальные 1 час (1 раз в неделю для солистов), сценическое движение 1 час (1 раз в неделю).
Программа предполагает следующий принцип организации обучения:
Модуль «Пой со мной» (сентябрь – май) - 3 разновозрастные группы (I, II, III) – каждая по 6 часов.
Планируется приобретение и отработка следующих компетенций:
- Компетенция вокально - техническая
- навык дыхания, связанного с ощущением опоры,
- уметь самостоятельно работать с текстом произведения,
- уметь петь с микрофоном;
2. Личностные компетенции:
- формирование основ российской гражданской идентичности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование бережного отношения к материальным и духовным ценностям;
- формирование уважительного отношения к иному мнению.
Способы определения результативности ожидаемых результатов:
Собеседование – выявление интересов и творческого уровня ребёнка.
Концертная и конкурсная деятельность – показ умения владеть приобретёнными вокальными навыками и сценическим мастерством.
Итоговое занятие – подведение итогов в конце учебного года, с демонстрацией отработанного репертуара.
Отчетный концерт – показ лучших вокальных номеров.
Основные показатели эффективности реализации данной образовательной программы:
- высокий уровень мотивации учащихся к вокальному искусству;
- творческая самореализация учащихся, участие вокальных коллективов и их солистов в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертно-массовых мероприятиях.
Учебный план модуль «Пой со мной»
(сентябрь – май)
№ | Название разделов и тем | Количество часов | |||
общее | теория | практика | |||
1 | Вводное занятие Анатомия голосового аппарата | 2 | 1 | 1 | |
Гигиена певческого голоса | 2 | 0.5 | 1.5 | ||
2 | Музыкальные игры и движение под музыку | 10 | 1 | 9 | |
3 | Музыкально - исполнительская работа Пение учебно-тренировочного материала | 10 | 1 | 9 | |
4 | Пение произведений | 10 | 1 | 9 | |
5 | Дыхание | 6 | 0.5 | 5.5 | |
6 | Артикуляция | 6 | 0.5 | 5.5 | |
7 | Звукоизвлечение | 6 | 0.5 | 5.5 | |
8 | Интонация | 12 | 0.5 | 11.5 | |
9 | Техника сценической речи Работа над дикцией | 6 | 0.5 | 5.5 | |
10 | Работа над звукообразованием | 6 | 0.5 | 5.5 | |
11 | Работа над словом | 6 | 0.5 | 5.5 | |
12 | Сценическое мастерство | 12 | 1 | 11 | |
13 | Атаки звука (мягкая, твёрдая, придыхательная) | 12 | 1 | 11 | |
14 | Головной регистр | 6 | 0.5 | 5.5 | |
15 | Грудной регистр | 6 | 0.5 | 5.5 | |
16 | Микст | 6 | 0.5 | 5.5 | |
17 | Субтон | 6 | 0.5 | 5.5 | |
18 | Художественная выразительность | 6 | 0.5 | 5.5 | |
19 | Импровизация | 6 | 0.5 | 5.5 | |
20 | Звукоподражание | 6 | 0.5 | 5.5 | |
21 | Микст | 6 | 0.5 | 5.5 | |
22 | Свобода ритма | 6 | 0.5 | 5.5 | |
23 | Скэт | 6 | 0.5 | 5.5 | |
24 | Жанровая индивидуальность | 6 | 0.5 | 5.5 | |
25 | Работа над звукообразованием | 6 | 0.5 | 5.5 | |
26 | Работа над словом | 6 | 0.5 | 5.5 | |
27 | Сценическое мастерство | 10 | 0.5 | 9.5 | |
28 | Музыкально – исполнительская работа. | 10 | 0.5 | 9.5 | |
Итого: 648 ч. (216ч. на одну группу) |
КАЛЕНДАРНО - УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
МОДУЛЬ
«Пой со мной»
( в таблице указаны часы на одну группу, т.к. график для всех групп одинаков)
N п/п | Месяц | Число | Форма занятия | Кол-во часов | Тема занятия | Форма контроля |
1 | сентябрь | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Групповая, Индивидуальная. | 12 | Вводное занятие: - Анатомия голосового аппарата; гигиена певческого голоса. -музыкальные игры и движение под музыку; -музыкально – исполнительская работа. | репетиционные занятия. |
4 | Сценическое мастерство. - ритмическая основа | Практическая работа. | ||||
8 | Пение произведений | Практическая работа. | ||||
2 | октябрь | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Групповая, Индивидуальная. | 4 | Сценическое мастерство. - ритмическая основа; - синхронные движения в группе. | Практическая работа. |
10 | Работа над текущим репертуаром. | Практическая работа. | ||||
10 | Музыкально исполнительская работа: - Дыхание; - Артикуляция; - Пение учебно – тренировочного материала. | репетиционные занятия, концертная деятельность | ||||
3 | ноябрь | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Групповая, Индивидуальная. | 4 | Сценическое мастерство. - ритмическая основа; - синхронные движения в группе. | Практическая работа. |
10 | Работа над текущим репертуаром. | Практическая работа. | ||||
10 | Музыкально исполнительская работа: - Дыхание; - Пение учебно – тренировочного материала. | репетиционные занятия, концертная деятельность, конкурсная деятельность. | ||||
4 | декабрь | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя | Групповая, Индивидуальная. | 4 | Сценическое мастерство. - ритмическая основа; - синхронные движения в группе. | Практическая работа. |
12 | Работа над текущим репертуаром. | Практическая работа. | ||||
8 | Музыкально исполнительская работа: - Артикуляция; - Звукообразование. | репетиционные занятия, концертная деятельность. | ||||
5 | январь | 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5неделя | Групповая, Индивидуальная. | 4 | Сценическое мастерство. - ритмическая основа; - синхронные движения в группе; - постановка сценических номеров. | Практическая работа. |
10 | Работа над текущим репертуаром. | Практическая работа. | ||||
10 | Музыкально исполнительская работа: - Артикуляция; - Звукообразование; - Интонация; - Свобода ритма. | репетиционные занятия, концертная деятельность. | ||||
6 | февраль | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4неделя | Групповая, Индивидуальная. | 4 | Сценическое мастерство. - ритмическая основа; - синхронные движения в группе; - постановка сценических номеров. | Практическая работа. |
12 | Работа над текущим репертуаром | Практическая работа. | ||||
8 | Музыкально исполнительская работа: - Импровизация; - Художественная выразительность; - Интонация (2х голосие); - Микст; - Скэт. | репетиционные занятия, концертная деятельность, конкурсная деятельность. | ||||
7 | март | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4неделя | Групповая, Индивидуальная. | 4 | Сценическое мастерство. - ритмическая основа; - синхронные движения в группе; - постановка сценических номеров. | Практическая работа. |
12 | Пение текущего репертуара. | Практическая работа. | ||||
8 | Музыкально исполнительская работа: - Интонация (2х голосие); - Микст; - Головной регистр; -Грудной регистр; - Художественная выразительность. | репетиционные занятия, концертная деятельность, конкурсная деятельность. | ||||
8 | апрель | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4неделя | Групповая, Индивидуальная. | 4 | Сценическое мастерство. - ритмическая основа; - синхронные движения в группе. | Практическая работа. |
10 | Пение текущего репертуара. | Практическая работа. | ||||
10 | Музыкально исполнительская работа: - Интонация (2х голосие); - Атаки звука; - Микст; -Скэт; - Импровизация; - Жанровая индивидуальность; - Работа над словом. | репетиционные занятия, концертная деятельность, конкурсная деятельность. | ||||
9 | май | 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4неделя | Групповая, Индивидуальная. | 4 | Сценическое мастерство. - ритмическая основа; - синхронные движения в группе. | Практическая работа. |
15 | Пение текущего репертуара. | Практическая работа. | ||||
5 | Музыкально исполнительская работа: - Интонация (2х голосие); - субтон; - художественная выразительность; -звукообразование; - импровизация. | репетиционные занятия, концертная деятельность, конкурсная деятельность. |
Содержание программы
1.Знакомство с предметом. Интересно, доступно познакомить ребёнка с общим содержанием курса обучения. Довести до сведения ребёнка и родителей перечень необходимого инвентаря, вида одежды. По возможности, удобно для ребёнка и родителей составить расписание занятий.
2.Музыкальные игры. Игры в начале обучения необходимы для раскрепощения ребёнка, создание на уроке непринуждённой, доброжелательной атмосферы. В игровой форме дети на много легче запоминают основы музыкальной грамоты. Таким образом, можно ознакомить детей с понятием звукоряда, скрипичного ключа, динамическими оттенками, ладом. Следует использовать учебники Л.В.Лункевич «Музыка», Л.Попляновой «А мы на уроке играем».
3.Индивидуальные способности. На первом этапе обучения ребёнка необходимо выявить особенности музыкальных способностей, которые помогают восприятию «языка» музыки: звуковысотный слух (мелодический, гармонический), чувство лада, чувство ритма, метра и соотношения долей во фразе, память на звуковысотность, внутренний слух. Развитие определённых способностей осуществляется с помощью соответствующих упражнений и музыкальных примеров, подобранных для каждого ребёнка индивидуально.
4.Ритм. Для развития чувства ритма следует использовать различные ритмические упражнения, причём задействовать в них различные части тела ребёнка. Показанный учителем ритмический фрагмент ребёнок прохлопывает в ладоши, простукивает языком, топает ногами и т.д. В дальнейшем это помогает научиться чувствовать ритм произведения всем телом и раскрепощает ребёнка.
5.Артикуляция. Необходимо выявить имеющиеся у ребёнка дефекты речи и проблемы артикуляции. Работу рекомендуется вести по методу Фонопедического развития голоса В.В Емельянова.
6.Интонирование. Основной проблемой для большинства детей первого года обучения является проблема чистого интонирования. Для развития точного интонирования используются следующие приёмы: пение музыкальных примеров с поддержкой инструмента, пение вместе с педагогом, пение в медленном темпе с выстраиванием каждого звука, пением звукоряда и основных ступеней лада.
7. Анатомия голосового аппарата. Педагог в доступной форме знакомит детей с общими понятиями анатомии голосового аппарата, строением и расположением связок и органов дыхания, диафрагмы, резонаторами. Ученик должен почувствовать работу своего голосового аппарата и научиться, им управлять.
8.Дыхание. Как правило, у начинающих певцов неразвито чувство опоры, дыхание ключичное. Необходимо работать над правильным дыханием рёберно-диафрагмовым. Даже после освоения учеником правильного дыхания педагог должен постоянно следить за постановкой корпуса, опущенными плечами, пока верное дыхание не войдёт в привычку.
9.Звукоизвлечение. Основная задача второго года обучения – постановка правильного звукоизвлечения. Необходимо добиться свободного, уверенного звука у ребёнка.
10.Головной регистр. Ученику даётся понятие головного регистра (высокий, лёгкий, «полётный» звук), диапазон извлечения (от ля бемоль первой октавы и выше). Способы совершенствования головного регистра: «купол», правильно открытый рот, участие головных резонаторов, рёберно-диафрагмовое дыхание. Необходимо следить, чтобы ученик не напрягал связки и не перегружать неокрепший голосовой аппарат высокой тесситурой. Следует индивидуально определить для каждого ученика границы головного регистра и проблемные переходные ноты, уделяя особое внимание.
11.Грудной регистр. Ученику даётся понятие грудного регистра (низкий, сочный звук), диапазон извлечения (от ми бемоль первой октавы и ниже). Обычно у детей 10-12 лет грудной диапазон очень мал, поэтому необходимо упорно развивать даже временно не звучащие ноты. Особенностями грудного регистра являются более открытый звук, участие грудных резонаторов.
12.Речевой диапазон. Наиболее сложным является средний, переходный диапазон (от ми бемоль до ля бемоль первой октавы). Необходимо определить границы звучания диапазонов для каждого ученика и работать над переходными нотами. Из-за кажущейся лёгкости звукоизвлечения в первой октаве ребёнок зачастую перестаёт следить за положением рта, правильным дыханием и дикцией. Эти функции должен взять на себя педагог.
13.Собственная манера исполнения. На четвёртом году обучения необходимо сосредоточить внимание учащегося на выработке собственной манеры исполнения. Свойственное детям подражание необходимо мягко корректировать с целью выявления индивидуального тембра и качества звучания.
14.Микст (соединение регистров). Убедившись в том, что ученик усвоил понятие регистров, научился самостоятельно определять границы их звучания, педагог должен добиваться слияния регистров. Ученик, освоивший за предыдущие года обучения основные приёмы вокального звукоизвлечения, должен учиться формировать свой собственный тембр и стиль звучания. Учащиеся со «спокойной» мутацией начинают работу над характерной эстрадной манерой звучания.
15.Атаки звука. Существует три вида атаки звука – мягкая, твёрдая и придыхательная. Основной является мягкая атака, формируется так же, как и в академическом пении. Придыхательная и твёрдая атаки участвуют в формировании специфических приёмов эстрадного, джазового пения. Для совершенствования мягкой атаки даются упражнения на дыхание.
16.Субтон. Педагог начинает работу над субтоном (характерным эстрадным приёмом пения, где давление под связками меньше, чем над связочным аппаратом, благодаря чему возникает особый, «придыхательный» звук).
17.Свобода ритма. Для развития чувства ритма полезны ритмические упражнения, выполняемые языком, голосом, руками, ногами. Полезно просить досочинить учащегося заданный ритмический рисунок.
18.Импровизация. На этом этапе обучения возможна скорее не сама импровизация, а варьирование мелодии и ритма, досочинение брейков (длинных нот и пауз). Варианты творческих заданий: сохраняя мелодическую линию, изменить ритмический рисунок; «развить» половинные и целые ноты в задании; досочинить подголосок без слов и т.д.
19.Звукоподражание. Нужно учить детей подражанию инструментального звучания и петь вместе с ним. Полезно слушать и подражать духовым инструментам (саксофон, труба), как наиболее близким к человеческому голосу. Такая практика помогает освоить инструментально-джазовые приёмы, перенесённые на вокал (вибрато, Субтон, прямой звук).
20.Знакомство со скэтом. Учащихся следует познакомить со скэтом (слоговая, удобная, специфическая техника, дающая возможность использовать голос, как виртуозный инструмент). Домашним заданием может быть переложение на скэт произведения их репертуара. При этом педагог должен следить, чтобы на звуки высокой и низкой тесситуры приходились гласные в удобной позиции.
21.Работа над словом. Активизируется работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистических особенностей произведения. К шестому году ученик должен владеть беглой дикцией, чёткой артикуляцией и основными приёмами сценической речи.
22.Жанровая индивидуальность. К шестому году обучения определяется жанровая индивидуальность учащихся: отечественная эстрадная песня; джаз, рок; стилизованная песня; эстрадно-камерная миниатюра; исполнение авторской песни. Следует выбрать соответствующий имидж ученика и работать в выбранном жанре, одновременно включая в репертуар и произведения других жанров для всестороннего развития творческой личности ребенка.
23.Сценическая постановка. На данном этапе обучения должно произойти закрепление динамического стериатипа; вокально-технические и исполнительские навыки должны быть доведены до автоматизма. Сценическая постановка номера заключается в синтезе всех знаний, полученных на занятиях вокала, сценического мастерства, ансамбля, а также работы с микрофоном и светом. Нужно прислушиваться к мнению учащегося, к его собственному видению своего номера и корректировать не совсем удачные находки. К работе над сценической постановкой следует привлекать педагога по сценическому движению.
24.Художественная выразительность. В репертуаре учащегося обязательно должны быть произведения разного характера – лирическое, патриотическое, шуточное и т.д. Необходимо вместе с учащимся выстроить драматургию произведения и способы ее выполнения на сцене
25.Сценическое поведение. На заключительном этапе обучения происходит работа над драматургией произведения, сценическим поведением учащегося, работа с микрофоном и фонограммами. Здесь происходит окончательное определение индивидуальной исполнительской направленности выпускника. Шлифуются основные навыки сценического поведения и исполнительского мастерства
26.Постановка голоса. Образование голоса в гортани; атака звука (твёрдая, мягкая, придыхательная); движение звучащей струи воздуха; образование тембра. Интонирование. Типы звуковедения: legato и поп legato. Понятие кантиленного пения. Пение staccato. Слуховой контроль за звукообразованием. Пение - процесс, связанный не только с работой мышц, но и с психикой человека. Подвижность дыхания зависит от эмоционального посыла, интонации голоса. Свобода дыхательных мышц достигается через пластическую раскрепощенность и двигательную активность
27.Вокальное дыхание. Правила дыхания - вдоха, выдоха, удерживания дыхания. Вдыхательная установка, «зевок». Воспитание чувства «опоры звука» на дыхании. Пение упражнений: на crescendo и diminuendo с паузами; специальные упражнения, формирующие певческое дыхание. Основные типы дыхания: ключичный, брюшной, грудной, смешанный (косто-абдоминальный). Координация дыхания и звукообразования.
28.Репертуарная практика. Весь репертуар (по принципу работы с ним) можно разделить на три категории: первая (или высшая) – песни наивысшей сложности. Они отличаются особенно широким диапазоном (более полутора октав), может присутствовать две или более модуляцией в одном произведении. Характерно наличие сложной импровизации в произведениях, обилие голосовых эффектов (мелизмы, расщепление, фальцет, глиссандо), изощрённого ритмического рисунка и других сложностей. Вторая категория – песни, достаточно сложные, характеризуются наличием больших скачков, требуют хорошей работы дыхательного аппарата. Могут присутствовать некоторые голосовые эффекты, а так же непростой ритмический рисунок. Диапазон до полутора октав. Наличие простейшей импровизации в джазовых произведениях, а так же модуляции приветствуется. Третья категория достаточно лёгкая, обладает следующими характеристиками: диапазон в пределе октавы, вокальная партия не содержит голосовых эффектов, искажающих голос, мелодия хорошо запоминается.
29.Сценическое мастерство. Работа над синхронными движениями в ансамбле при передаче вокального и сценического образа.
30.Сценическая практика. Освоение вокального репертуара. Постановка вокальных номеров и участие в различных концертных и конкурсных программах.
МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Оборудование | ТСО | Дидактический и наглядный материал | |
стол педагога – 1 шт. | фонотека | ||
стул педагога – 1 шт. | компьютер для педагога – 1 шт. | видеотека | |
стул обучающегося – 10 шт. | нотная литература | ||
инструмент (фортепиано, синтезатор) – 1 шт. | |||
шкаф – 1 шт. | |||
усилительная аппаратура | |||
микрофоны – 5 шт. | |||
Микшерный пульт – 1 шт. | |||
Зеркало, желательно в полный рост ученика |
Виды занятий:
- занятие-беседа – проводится в начале или в конце изучения курса или раздела;
- комбинированное занятие – проводится по плану, сочетания теории и практики (сообщение новых сведений, слушание записей – образцов, пение учебно-тренировочного материала),
- практические занятия – индивидуальные или групповые формы работы над песенным репертуаром, публичные выступления-концерты.
На занятиях используются следующие формы работы:
- показ вокальных приёмов, правильного выполнения упражнений;
- прослушивание разучиваемого произведения, отдельной его партии; исполнения какого-либо эстрадного певца;
- устный анализ услышанного (увиденного) способствует пониманию правильного звучания (при этом полезно сравнивать правильно и неправильно сформированное звучание) или правильно исполненного движения, ритма;
- разучивание - по элементам; по частям; в целом виде; разучивание музыкального материала, стихотворного текста, танцевальных элементов;
- репетиционные занятия - подготовка готовых эстрадных номеров концертным выступлениям.
Для освоения учащимися полного курса программы студии эстрадного вокала используются следующие методы:
- словесные: объяснение вокально-технических приёмов, новых терминов и понятий, рассказ о творчестве выдающихся исполнителей и т.д.;
- наглядные: демонстрация педагогом образца исполнения, использование аудио иллюстраций, видео примеров;
-практические: использование вокальных, артикуляционных, дыхательных, двигательных упражнений и заданий;
- репродуктивный метод: метод показа и подражания;
- проблемный метод: нахождение исполнительских средств (вокальных и пластических) для создания художественного образа исполняемого эстрадного произведения;
- творческий метод: определяет качественно - результативный показатель практического воплощения программы; благодаря ему, проявляется индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии ученика.
- метод импровизации и сценического движения: это один из основных методов программы (умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощённость перед зрителями и слушателями); его использование позволяет поднять исполнительское мастерство на новый профессиональный уровень.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА
Обязательная:
1.М.П. Васильев «Анализ работы голосового аппарата вокалиста» - СПб, 1997г.
2.В.В.Емельянов «Развитие голоса. Координация и тренаж» - Н.1 – СПб, 1996г.
3.Н.Б. Гонтаренко «Сольное пение». – Ростов – на – Дону 2007г.
4. И.Б. Бархатова «Постановка голоса эстрадного вокалиста». Тюмень 2008г.
5.И.Б. Бархатова «Программа «Эстрадно – джазовый вокал». Тюмень 2006 г.
6. Андрианова Н.З. Особенности методики преподавания эстрадного пения. Научно-методическая разработка. – М.: 1997г.
Дополнительная:
1. Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей /И.О. Исаева – М.: АСТ; Астрель, 2007г.
2. И.В. Петрушин «Музыкальная психология». Москва 1997 г.
3. Б.А.Сергеев «Программа обучения по специальности пение». Ростов – на – Дону 2003г.
4.Вокальный видео блог Ирины Цукановой. https://www.youtube.com/playlist?list=PL7PT4IWgUQfKtnLca4oDMh3vAIExhiiZH
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Е.А.Ражникова, В.Г.Ражников «Музыка» Москва,1997 г.
2. Л.В.Лункевич, Е.И. Голубева «Музыка» Москва, 1997 г.
3. Д.Б.Кабалевский «Три кита в музыке» Москва, 1996 г.
4. А.А. Клёнов «Там, где музыка живёт» Москва 1986
5.Рэп-школа. Интернет. http://www.rap.uz/rus/info/rap-school/history/
6.Речитатив. Интернет. http://www.toke-cha.ru, www.hip-hop.ru.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дидактический материал по дополнительному образованию "Знакомимся с цифрами" (в рамках дополнительной общеобразовательной программы (дополнительная общеразвивающая программа). "Веселый счет ")
Знакомство детей с цифрами в стихотворной форме....
Дополнительная общеобразовательная общеобразовательная программа
Авторская программа элективного курса «Полиглот» предназначена для учащихся 7 класса и предполагает получение учащимися практических навыков и умений, которые будут востребованы в их дальнейшей жизни....
Проверочные работы по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Коррекция дисграфии на почве нарушений языкового анализа и синтеза, осложненной дизорфографией, у учащихся 2-3 классов общеобразовательной школы»
Каждый этап коррекционной программы по требованию ФГОС должен завершаться проверочной работой. Представленные материалы позволяют оценить уровень усвоения морфологического анализа и синтеза в баллах....
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Конспект открытого занятия «Звуки и буквы в городе Фонетика» (из учебно-тематического плана 2 года обучения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Малая детская академия «Совушка»
Русский язык – великий и могучий, поэтому дети не всегда его осваивают. И здесь стоит вспомнить простое правило: «Учиться нужно весело, чтоб хорошо учиться». Обучающиеся 2 года...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...
Реализация дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2022 году в МБОУ ДО ДДТ ст. Атаманской и перспективы внедрения дополнительной общеобразовательной программы в сетевой форме в 2023 году
В настоящее время особое внимание уделяется условиям обеспечения доступности дополнительного образования для детей. Одним из таких условий является сетевое взаимодействие в процессе реализации образов...