"Доклад на тему: "Проблемы развития гимназического образования в условиях развития профильности и вариативности образования"
статья

Гайдарбекова Патимат Магомедовна

Изменения, происходящие в обществе, новые подходы требуют обновления целей задач, а также работы образовательных учреждений на новой концептуальной основе. Каждое образовательное учреждение находит свои пути, формы в решении этих задач и проблем.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества. С появлением «Концепции модернизации российского образования» постоянно сталкиваемся с понятиями «вариативность», «инновация», «компетенция», «профили» и т.д.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изменения, происходящие в обществе, новые подходы требуют обновления целей задач, а также работы образовательных учреждений на новой концептуальной основе. Каждое образовательное учреждение находит свои пути, формы в решении этих задач и проблем.

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем современного общества. С появлением «Концепции модернизации российского образования» постоянно сталкиваемся с понятиями «вариативность», «инновация», «компетенция», «профили» и т.д.

В современных  условиях возникает необходимость понимания качества образования, как перехода от трансляции знаний к совместному с учителем поиску их смысла и ценности.

Если в недавнем прошлом качество подготовки учащихся можно было определить уровнем ЗУН (знаний, умений, навыков), сегодня на первый план выдвигается интеллектуальное и нравственное развитие учащихся.

В настоящее время школа видит свою основную цель в изучении ученика как неповторимой индивидуальности: в создании оптимальных условий для его становления, личностного развития; в поддержке на пути самоопределения и самореализации через образование. Реально обеспечить эти цели можно, внедряя в образовательный процесс педагогические инновации.

   В статусе гимназии наше образовательное учреждение работает с 2005 года.

Девиз гимназии: «Жить по традициям гор».

До 2011 года гимназия работала над проблемной темой «Духовно-нравственное воспитание  учащихся средствами эколого-краеведческой работы».

В наш век, когда идет процесс глобализации во всех сферах общества, очень важно сохранить свою  самобытную культуру, замечательные традиции предков, уважение к старшим, куначество, свадебные обряды, трудовые и духовные  традиции.

Зарождение и укрепление духовных, нравственных связей между поколениями – задача,  стоящая перед обществом. История свидетельствует:  цивилизации гибли, когда разрушался их нравственный фундамент.

В связи с важностью этой проблемы, с прошлого учебного года, в гимназии №35 поставлена педагогическая тема « Нестандартные уроки: создание обучающей среды для повышения качественного образования посредством краеведения».

Работая  над этой темой, мы прослеживаем  следующие цели:

  • повышение качества знаний учащихся;
  • приобщение учащихся к отечественной культуре и истории;
  • активизация научно-исследовательской и краеведческой работы;
  • выявление и поддержка одаренных детей, обладающих способностями к творческой деятельности;
  • содействие профессиональной деятельности;
  • воспитание духовно-богатой личности с высоким нравственным потенциалом, умеющего творить, трудиться.

Что побудило нас взять эту тему? В последнее время обнаружилась  тенденция снижения интереса к урокам.  Использование традиционных форм обучения привело к  тому, что детям стало скучно учиться, у них нет возможности в процессе обучения реализовать свои потребности в самовыражении и самоутверждении. Наш  директор  Меджидова Ч.М. убедила педагогический коллектив гимназии в том, что применение краеведческого материала в учебном процессе позволяет достичь более качественных знаний для всестороннего развития учащихся, что краеведческая работа помогает воспитанию   и становлению добрых человеческих  отношений в коллективе.

Формирование  активной  личности  невозможно без активности в овладении знаниями. Многое здесь зависит от мастерства учителя, от его умения организовать учебный процесс, от его творчества и постоянного поиска новых форм и приемов обучения.  Творчество учителя, освобождаясь от шаблона, создает интересные примеры нестандартных форм обучения, что позволяет учителю вернуть утраченный интерес к изучению своего предмета.

Нетрадиционный урок – это импровизирование  учебного занятия, имеющее нетрадиционную структуру. Такой урок включает в себя приемы и методы различных форм обучения. Он  основан на совместной деятельности  учителя  и учащихся, совместном поиске, апробировании новых форм работы, что в конечном итоге влияет на активизацию познавательной деятельности учащихся на уроке и повышению эффективности преподавания.

Необязательно весь урок должен быть нетрадиционными, возможно вкрапление в него отдельных элементов, которые направлены на активизацию обучения. Это могут быть уроки с использованием компьютерных технологий и проектной методики, нестандартных форм тестирования и т.д.

Цель  нетрадиционных уроков отработка новых методов, форм, приемов и средств обучения, что приводил к реализации основного закона педагогики – закона об активности обучения.

Что дает применение таких уроков в учебном и воспитательном процессе?

Как показывает практика, нетрадиционные формы обучения предлагают:

- использование коллективных форм  работы;

- привитие интереса к предмету;

- развитие умений и навыков самостоятельной работы;

- активизацию деятельности учащихся;

- при подготовке к уроку учащиеся сами ищут материал по заданной теме;

- более полное осуществление практической, воспитательной, образовательной и развивающей целей обучения;

- становление новых отношений между учителем и учениками.

Особое значение нестандартные уроки приобретают в классах предпрофильной и профильной подготовки. Например,  в 10 и 11 классах географо-краеведческого профиля учителя географии Халилова К.З. и Магомедов Д.З. после изучения каждого раздела практикуют проведение нетрадиционных уроков, где учащиеся самостоятельно демонстрируют свои презентации и комментируют  их. Лучшие  из них идут на показ младшим. Такие выступления воспитывают в учащихся  самостоятельность, уверенность в себе, желание достичь   более высоких  результатов.

      В социально - гуманитарных  классах  изучение произведения классиков сопровождается просмотром документальных и художественных фильмов, инсценировками; делают сравнительный  анализ героев с героями  из произведений дагестанских писателей. Большое внимание  уделяется изучению стиля писателя, поэта умению составлять рефераты, доклады, рецензии, что естественно помогает успешной сдаче ЕГЭ.

Формировать развитую творческую личность может только компетентный учитель. И от того, насколько профессиональны все учителя, насколько они могут работать единой командой зависит успех образования и развития ребенка в школе.

Поэтому мы постоянно расширяем образовательную среду не только для учащихся, но и для учителей, представив всем равные  возможности для развитея. Наш директор Чакар Меджидовна любит повторять,” Идущему вверх нужна рука “.  По этому принципу работают и все наставники с молодыми учителями.

С целью повышения педагогического мастерства и профессионализма в гимназии ежегодно проводится школьный этап профессионального конкурса “Учитель года”, в котором участвуют от 5 до 8 учителей. Победители школьного этапа участвуют в муниципальном и республиканском этапах и являются призёрами и победителями этого конкурса. Залогом успеха учителей на этом конкурсе является  не только творчество, старание конкурсанта, но и поддержка коллектива.

С 1998 года в этом конкурсе участвовало 12 учителей, 8 из них стали призёрами. А в прошлом учебном году учитель родного языка и литературы Магомедова Г.А стала победителем муниципального и республиканского этапов конкурса “Лучший учитель родного языка”

Развитие гимназического образования обеспечивается высоким уровнем управленческой деятельности. Директор гимназии Меджидова Ч.М является образцом подражания для всего коллектива. Трудовая деятельность всего коллектива характеризуется творческим подходом к работе, где красной нитью проходит обучение и воспитание учащихся на адатах и традициях народа, на примерах из жизни предков.

Гимназия дышит и живет краеведением. Через краеведение познаются точности и вычисления математики, законы физики и химии, историю и естественные науки.

Одной из форм краеведческой работы являются поездки, цель которых не отдых и развлечение, а сбор краеведческого материала, фольклора  и встречи с интересными людьми.

Учителями гимназии разработаны  программы элективных предметов по краеведению, музееведению, этике с краеведением, ФНД (фольклор народов Дагестана), географии Дагестана, ДПИ (декоративно прикладное искусство) и по кавказоведению.

Изучение родного языка в нашей гимназии стоит во главу угла. Приказом по г. Махачкалы открыта ШППО (школа передового педагогического опыта) целью которой является:

- изучение инновационных моделей организации продуктивной деятельности учителей-новаторов;

- развитие профессионального - пелагических компетенций учителей родного языка и литературы;

-  внедрение современных педагогических технологий в преподавание родного языка  литературы;

-  распространение передового педагогического опыта.

По плану ШППО проводятся семинары для учителей родных языков города и республики. Уроки наших учителей посещают слушатели курсов повышения квалификации ДИПКПК с их руководствами.

Регулярное проведение на базе гимназии семинаров, конференции различного уровня (школьных, городских, республиканских) дает возможность участвовать в этих мероприятиях всем педагогам, погрузиться в обсуждение данной темы, проблемы: обобщать свой опыт через выступления на конференциях и семинарах. Таким образом, открытость школьного пространства позволяет соотнести свои результаты с достижениями коллег, чувствовать себя причастным к большому сообществу профессионалов.

В гимназии функционирует метод совет, который объединяет 12 методических секции. В отличие от других школ, в нашей гимназии вместо предметных недель и декад, проводятся предметные месячники.

Сентябрь – месячник  ДПИ, музыки.

Октябрь – месячник географии и прироведения.

Ноябрь – месячник математики и физики.

Декабрь – месячник русского языка и литературы.

Январь – месячник родного языка и литературы

Февраль – месячник иностранного языка и литературы.

Март – месячник биологии и химии.

Апрель – месячник истории и права.

Май – подведение итогов.

Обязательно в период месячника каждый учитель дает минимум один открытый урок и одно внеклассное мероприятие. Урок завершается анализом завучами и руководителями МО.                       В последние два года мы стали требовать от учителя и полный самоанализ урока. К этому мы пришли после того, как заметили, что на конкурсе учителя затрудняются в проведении самоанализа урока. А это является еще одним шагом к повышению профессиональной компетенции учителя.          

Анализируя свою работу и подводя итоги предметных месячников мы заметили, что некоторые классы из параллели остаются не задействованными в работу месячника, т.е. без нетрадиционных уроков и открытых внеклассных мероприятий.

Поэтому на заседаниях МО учителя решили исправить это положение. Если один учитель дал нетрадиционный урок в своем классе, то готовый материал он передает и другому учителю из параллели. Этим учителя экономят свое драгоценное время и пополняют материально – техническую базу. Со стороны все это может казаться мелочью, но по таким мелочам образовательная среда гимназии приобретает новое качество. Такая среда обеспечивает развитие активной жизненной позиции учителей, учащиеся, при которых у всех мобилизуется поиск собственных ориентиров, идеалов, жизненных и профессиональных позиций.  

Одним из условий осуществления инновационной деятельности является  - преемственность.

К изучению своего родного края и исследовательской деятельности мы приобщаем     детей, начиная с 1 класса. К концу учебного   года учащиеся всех классов пишут и оформляют творческие работы:

1 кл. – «Моя мама»

2 кл. -  «Мой класс»

3 кл. – «Моя улица»

4 кл. – «Моя школа»

5 кл. -  «Моя семья»

6кл. – «Ленинкент и леникентцы»

7 кл. – «Растительный мир моего края»

8 кл. – «Интересные люди моего края»

9 кл. – «История  старой фотографии»

10кл. – «Очаг»

11кл. – «Вращая глобус голубой»

Вот уже пятый год в гимназии в 10 и 11 классах введены следующие профессии: cсоциально – гуманитарный, информационно–технологический и эколого – краеведческий. Профессиональное обучение создает все условия для успешной учебы старшеклассников. В новых условиях профессиональная подготовка осуществляет в соответствии с принципами свободы выбора вариативности образовательных маршрутов. Гимназия располагает хорошей материально – технической базой для ведения профессионального обучения. Это: 16 аттестованных предметных кабинетов, 2 компьютерных класса, интернет – кабинет, школьный историко-краеведческий музей, библиотека, спортзал. Кроме этого все учебные кабинеты и коридоры имеют  тематическое оформление краеведческого характера.

В социально-гуманитарных классах профильными предметами являются русский язык, литература, правоведение и история; в информационно-технологическом – математика и информатика; в географо-краеведческом – география, биология. В предпрофильных классах  введены элективные предметы: краеведение, ФНД, этика с краеведением, ДПИ, история Дагестана,  литература с кавказоведением.

Изучение литературы с кавказоведческим уклоном обладает гуманитарной направленностью и играет очень важную роль в воспитании подрастающего поколения, именно на сегодняшний день в условиях непрекращающихся конфликтов на национальной и религиозной почве.

Произведения русских классиков, пронизанные глубокой любовью к Кавказу и кавказцам, имеют большой художественно – эстетический и гуманистический потенциал. Позволяющий формировать у учащихся прочное чувство любви и дружбы с великим русским народом.

По  всем профильным  предметам часто практикуются уроки-семинары,  уроки-лекции, предоставляющие учащимся возможность проявить творческий подход к раскрытию поставленных перед ними  проблем, вопросов. Учащиеся учатся писать рефераты, доклады и другие творческие работы, которые имеют исследовательский  характер. В итоге своей исследовательской деятельности учащиеся выступают на конференции «Шаг в будущее». В этом учебном году на муниципальном этапе конференции «Шаг в будущее» выступили 15 учащихся,

9 из которых стали победителями и призерами. Из всех выступивших 10 человек являются учащимися 10-11-х классов. И все они выступали в номинациях  в соответствие своему  профилю.

90% всех выпускников выбирают себе профессию и поступают в ВУЗы и ССУЗы в соответствии профили в старших классах.

    С 2006 года гимназия №35 сотрудничает с Российским Государственным Университетом туризма и сервиса (РГУТиС). Учащиеся 10-11-х классов географо-краеведческого профиля нашей гимназии и студенты РГУТиСа организовывают встречи, проводят «круглые столы».

Результатом такого сотрудничества является то, что многие выпускники 11-х классов продолжают учебу на разных факультетах РГУТиСа.

    Одним из приоритетных направлений работы нашей гимназии является нравственная и военно-патриотическая  работа со школьниками. Огромная ответственность за то, каким вырастет наше будущее поколение, ложится на педагогов. Особое место в этой работе занимает  работа с телевизионными отрядами красных следопытов. Они являются постоянными участниками слетов, конференций, проводимых городом и республикой. Результаты работы в этом направлении изложены в телепередачах «ТОКС ведет поиск», «Рассказывают  юные следопыты Ленинкента». С 1996 года ленинкентская гимназия является экспериментальной площадкой для учебных заведений РД поэтнокультурному профилю.

Чтобы каждый ученик чувствовал себя членом ТОКСа организовываем коллективный просмотр телевизионных передач «ТОКС ведет поиск», учащиеся пишут статьи в газету о ветеранах, изучают интересные статьи из газет и пишут по ним изложения.

Какова же  роль завуча в такой рутине проблем?

Мы все знаем, что не по годам,  а по месяцам расширяется круг обязанностей отчетов,  которых  нужно сдать «срочно». Как бы сложна не  была эта работа, нужно работать  и соответствовать духу времени.  Хорошо знаю, что заместитель директора для того, чтобы на высоком научно-методическом уровне учебно-воспитательной программой должен уметь, прежде всего, продумывать и реализовывать стратегию развития образовательного  учреждения, просчитывать  и подбирать наиболее эффективные средства и методы педагогического и административного  процесса, оказывать учителям методическую помощь.

Основная наша работа это ВК. За учебный год завучи посещают от 169 до 200 уроков. Цели посещений уроков бывают очень разные, но во главу угла ставим такую цель: оказание методической помощи учителю и совершенствование учебно-воспитательного процесса. В первую очередь стараемся отметить все хорошее и положительное, что есть у учителя, а негатив стараемся не выносить на публику, проводим индивидуальную работу с учителем. Помогаем учителю работать по принципу «Не преподносить истину, а научить детей его находить».

Таким  образом, перспективой нашей педагогической деятельности является необходимость продолжения работы по переходу на компетентностный подход к образованию, который на первое место выдвигает не информированность ученика, а умение решать проблемы, возникающие в различных ситуациях.

В заключении свое выступление хочу завершить словами великого Конфуция: Три пути есть у человека, чтобы разумно поступать: первый, самый благородный – размышление; второй, самый легкий – подражание; третий, самый горький - опыт».

Пусть у каждого из нас и у наших подопечных размышление будет глубоким, подражание высоконравственным, опыт не горьким,  а удачным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Проблемы развития социальной компетенции на уроках английского языка в начальной школе»

В работе дается теоретический материал на тему развития социальной компетенции на уроках английского языка в начальной школе и, варанты применения различныз приемов в моей практике....

«Развитие дзюдо в условиях интеграции основного и дополнительного образования»

Данный опыт сотрудничества, в условиях интеграции учреждений основного и дополнительного образования, позволит привлечь большое количество учащихся к занятиям физической культурой и спортом, и возможн...

Доклад «Индивидуально – психологические особенности развития ребенка в условиях семейной депривации».

Доклад «Индивидуально – психологические особенности развития ребенка в условиях семейной депривации»....

ДОКЛАД На тему: «Проблемы эстетического образования в ДШИ»

ЭСТЕТИКА-философское учение об искусстве как особом виде общественной идеологии, посвященное исследованию идеальной сущности и форм прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни. А поск...

История становления и развития гимназического образования

В данной публикации представлена  истории гимназического образования, позволяющая использовать данный опыт   для создания и развития развития гимназии на современном  этапе....

Статья "Современные подходы к развитию гимназического образования"

В статье представлены современные взгляды на гимназическое образование...

Реализация Концепции развития математического образования в МБОУ «Лицей №83-Центр образования» Приволжского района г. Казани

Реализация Концепции развития математического образованияв МБОУ «Лицей №83-Центр образования» Приволжского района г. Казани...