Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ
презентация к уроку

Презентация познакомит педагогов дополнительного образования с правилами составления дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_prezentatsiya_po_programmam.pptx980.64 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

информационно-методический семинар для педагогов дополнительного образования « Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ»

Слайд 2

Цель: Ознакомление с основными нормативными документами, используемыми при разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ. Ознакомление педагогических работников с требованиями к содержанию и оформлению дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ.

Слайд 4

Субъекты разработки программы Разработка ДОП и учебно-методических материалов для их реализации Определение педагогических целей и задач ДОП, планирование Разработка системы оценки достижения планируемых результатов освоения ДОП Ведение документации, обеспечивающей реализацию ДОП «Трудовые функции» ПДО Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утв. Приказом Минтруда РФ №9613н от 08.09.2015г.)

Слайд 5

Субъекты разработки программы Организация разработки ДОП Организации экспертизы (рецензирования) и подготовки к утверждению ДОП Консультирование по разработке ДОП Оценка качества программно-методических материалов «Трудовые функции» методиста Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (утв. Приказом Минтруда РФ №9613н от 08.09.2015г.)

Слайд 6

ПОСЛЕДНИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЙ СРЕДЕ

Слайд 7

Федеральный закон « Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012г.; Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда и соц.защиты РФ от 8.09.2015 № 613н) Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.4.3172-14 (Зарегистрировано в Минюсте России 20 августа 2014 г. N 33660); Письмо Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе с « Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»). Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобразования и науки России от 11.12.2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».

Слайд 8

Дополнительное образование – вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования (ФЗ-273 ст.2, п.14) . Законодательно закреплено понятие «дополнительное образование» …образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются образовательными организациями, если иное не установлено Федеральным законом (ст. 12) …дополнительные образовательные программы … разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность (ст. 75, п.4). Законодательно закреплена ответственность образовательной организации за разработку и утверждение образовательных программ Дополнительное образование не является уровнем образования, поэтому не имеет (и не может иметь!) ФГОС

Слайд 9

Комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) , организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим федеральным законом, форм аттестации , который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин ( модулей ) , иных компонентов, а также оценочных и методических материалов (ФЗ ст.2, п.9). Законодательно закреплено понятие «образовательная программа» Структура образовательной программы: Основные характеристики образования: объем, содержание, планируемое результаты. Организационно-педагогические условия: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин, оценочные и методические материалы, формы аттестации, иные компоненты

Слайд 10

Титульный лист 1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы: 1.1 . Пояснительная записка (общая характеристика программы) 1.2. Цель и задачи программы 1.3. Содержание программы 1.4. Планируемые результаты и способы их проверки 2. Комплекс организационно-педагогических условий: 2.1. Календарный учебный график 2.2. Условия реализации программы 2.3. Формы аттестации 2.4. Оценочные материалы 2.5. Методическое обеспечение 3. Список литературы Приложения Рабочие программы (модули) курсов, дисциплин, которые входят в состав программы Структурные элементы программы

Слайд 11

Титульный лист программы (лат. Titulus - «надпись, заглавие») – первая страница, предваряющая текст программы и служащая источником библиографической информации, необходимой для идентификации документа ( наименование образовательной организации, гриф утверждения программы ( с указанием ФИО руководителя, даты и номера приказа ) , название программы, адресат программы, срок ее реализации, ФИО, должность разработчика( ов ) программы, город и год ее разработки). Структура дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Слайд 12

Письмо МОИН РФ № 09-3242 от 18.11.15г. «О направлении информации» (В месте «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»)

Слайд 13

1. Комплекс основных характеристик программы 1.2. Пояснительная записка направленность (профиль) программы — техническая, естественнонаучная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая, социально-педагогическая (Порядок 1008, п.9); уровень программы – стартовый, базовый, продвинутый (письмо МОиН РФ от 18 ноября 2015 г. N 09-3242), актуальность программы — своевременность, современность предлагаемой программы; категория учащихся — примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе; объем программы — общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы; срок освоения программы определяется содержанием программы — количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения; режим занятий — периодичность и продолжительность занятий . формы организации образовательного процесса (индивидуальные, групповые и т.д.) и виды занятий (лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, др.);

Слайд 14

Структура пояснительной записки: введение направленность программы обоснование новизны (или описание отличительных особенностей программы) раскрыть актуальность программы, педагогическую целесообразность цель и задачи программы возраст детей , участвующих в ее реализации сроки реализации ( продолжительность образовательного процесса по каждому году обучения, этапы ) формы обучения формы организации деятельности режим занятий ожидаемые результаты критерии и способы определения результативности формы подведения итогов реализации дополнительной

Слайд 15

Естественнонаучная Направлена на формирование научного мировоззрения, научного мышления, освоение методов научного познания мира и развитие исследовательских способностей обучающихся, с наклонностями в области естественных наук. Реализует потребность человека в классификации и упорядочивании объектов окружающего мира через логические операции. Сфера профессиональной деятельности (по типологии Е.А. Климова) - «человек-природа (окружающий мир)». Техническая Направлена на формирование научного мировоззрения, освоение методов научного познания мира, развитие исследовательских, прикладных, конструкторских, инженерных способностей обучающихся в области точных наук и технического творчества. Сфера профессиональной деятельности - «человек-техника». Физкультурно-спортивная Направлена на укрепление здоровья, формирование навыков здорового образа жизни и спортивного мастерства, морально-волевых качеств и системы ценностей с приоритетом жизни и здоровья. Программы ориентированы на приобщение детей к здоровому образу жизни, воспитание спортивного резерва нации. Сфера профессиональной деятельности - «человек-человек». Направленность программы

Слайд 16

Художественная Направлена на развитие художественного вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа восприятия мира. Сфера профессиональной деятельности - «человек-художественный образ». Туристско-краеведческая Направлена на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края. Программы ориентированы на познание истории нашей Родины, судеб соотечественников, семейных родословных; являются источником социального, личностного и духовного развития обучающихся. Сфера профессиональной деятельности - «человек-природа», «человек-человек». Социально-педагогическая Направлена на социальную адаптацию детей определенных категорий, на повышение уровня готовности обучающихся к взаимодействию с различными социальными институтами, на формирование знаний об основных сферах современной социальной жизни, на воспитание социальной компетентности, формирование педагогических навыков. Сфера профессиональной деятельности – «человек-общество», «человек-человек». Направленность программы

Слайд 17

Характеризуя направленность образовательной программы, важно кратко, но аргументировано обосновать принадлежность программы именно к данной направленности (не более 1 абзаца). Дополнительная образовательная программа «Золотая рыбка » естественнонаучной направленности создана для развития интереса подростков и юношества к аквариумному рыбоводству, для формирования основ природоохранного восприятия мира, воспитания у ребят чувства ответственности перед «братьями нашими меньшими». ПРИМЕР:

Слайд 18

Содержание и материал программы дополнительного образования детей должны быть организованы по принципу дифференциации в соответствии со следующими уровнями сложности: 1. "Стартовый уровень". Предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания программы. 2. "Базовый уровень". Предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и языка, гарантированно обеспечивают трансляцию общей и целостной картины в рамках содержательно-тематического направления программы. 3. "Продвинутый уровень". Предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным (возможно узкоспециализированным) и нетривиальным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к околопрофессиональным и профессиональным знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы. Уровни сложности программы

Слайд 19

соответствие основным направлениям социально-экономического развития страны, современным достижениям в сфере науки, техники, искусства и культуры; соответствие государственному социальному заказу/запросам родителей и детей; обоснование актуальности должно базироваться на фактах – цитатах из нормативных документов, результатах научных исследований, социологических опросов, подтверждающих необходимость и полезность предлагаемой программы. Актуальность программы Актуальность программы – это ответ на вопрос, зачем современным детям в современных условиях нужна конкретная программа.

Слайд 20

повышение занятости детей в свободное время; организация полноценного досуга; развитие определённых качеств личности; поддержка и развитие талантов ; адаптация в обществе детей с особыми нуждами; физическое развитие и оздоровление детей; ранняя профессиональная ориентация; формирование социально- активной личности, способной к творческой деятельности по преобразованию действительности и самого себя; обновление (или создание) программного поля . Наиболее острые задачи (проблемы), которые решает ДО

Слайд 21

анализе социальных проблем; анализе проблем дополнительного образования детей; анализе существующего программного поля в данном предметном поле; материалах научных исследований, анализе педагогического опыта, анализе детского или родительского спроса, современных требованиях модернизации системы образования, потенциале образовательного учреждения; социальном заказе муниципального образования; др. факторах. Актуальность может базироваться на:

Слайд 22

В настоящее время в обществе в целом и в системе дополнительного образования, в частности, растет интерес к традиционной народной культуре. Так как очевидно, что если хотим возродить в нашем сознании общечеловеческие ценности, то должны обратиться в первую очередь, к освоению глубин отечественной культуры, основой которого является культура народная. Но мало кто обращается непосредственно к региональной культуре, то есть к культуре родной Тульской области. А тем временем, с каждым годом вместе со старожилами - носителями традиционной культуры уходят в небытие обычаи, обряды, песни родного края. Поэтому изучение, фиксация, сохранение и трансформирование регионального фольклора является особенно значимым и актуальным в наше время . Актуальность дополнительной образовательной программы «Акварелька» определяется запросом со стороны детей и их родителей на программы художественно-эстетического развития младших школьников, материально-технические условия для реализации которого, в реалиях спального района, имеются только на базе Дома творчества ….. В настоящее время важным элементом молодежной политики является работа с лидерами общественных объединений. Актуальность дополнительной образовательной программы « Как вести за собой» опирается на необходимость подготовки молодежных лидеров – организаторов деятельности детский общественных объединений на современном этапе развития общества ……….

Слайд 23

примерный портрет учащегося , для которого будет актуальным обучение по данной программе Категория учащихся В этом разделе необходимо указать : какому возрасту детей адресована программа; для какой категории детей предназначена программа (степень предварительной подготовки, уровень формирования интересов и мотивации к данному виду деятельности, наличие способностей, физическое здоровье, половая принадлежность и т.п .); наполняемость групп по годам обучения; предполагаемый состав (одного или разных возрастов); условия приема детей, система набора в группы.

Слайд 24

Программа адресована подросткам 14 -17 лет. Условия набора детей в объединение: принимаются все желающие. Учащиеся, поступающие в объединение, проходят собеседование, направленное на выявление их индивидуальности и склонности к выбранной деятельности. По его результатам учащиеся первого года обучения могут быть зачислены в группу общекультурного, углубленного или профессионально-ориентированного уровня освоения программы. Наполняемость в группах составляет: первый год обучения — не более 15 человек; второй год обучения — не более 12 человек; третий год обучения — не более 10 человек. Уменьшение числа учащихся в группе на втором и третьем годах обучения объясняется увеличением объема и сложности изучаемого материала.

Слайд 25

Возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы: 7-18 лет. Группы по возрастам формируются следующим образом: -младшая возрастная группа - 7—10 лет, -средняя возрастная группа - 11—14 лет, -старшая возрастная группа - 15—18 лет. Условия набора детей в объединение: на основании прослушивания .

Слайд 26

общее количество учебных часов, запланированных на весь период обучения, необходимых для освоения программы Объем программы В данном подразделе рекомендуется поместить следующую информацию: продолжительность реализации программы ( то есть на сколько лет рассчитана программа) , 2 ) этапы образовательного процесса, срок обучения на каждом этапе (продолжительность этапов определяется не временем, а достигнутыми результатами (например: 1 этап - вводный, 2 этап – базовый, 3 этап – творческий) 3 ) количество учебных часов на каждый год ( информацию можно перенести в раздел «Режим занятий»). определяется содержанием программы — количество недель, месяцев, лет, необходимых для ее освоения Срок освоения программы

Слайд 27

периодичность и продолжительность занятий Режим занятий В данном разделе указывается: количество учебных часов на каждый год обучения, на учебную неделю (со всеми вариантами и обоснованием выбора варианта при необходимости), количество и продолжительность занятий в неделю. НАПРИМЕР : 1 год обучения – в год 72 часа , в неделю – 2 часа (1 раз в неделю по 2 академических часа), 2 год обучения – в год 144 часа, в неделю – 4 часа (2 раза в неделю по 2 академических часа). ИЛИ 1 год обучения – 144, или 108, или 72 часа в зависимости, от (например): психологической готовности к обучению, физического уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы, интеллектуального уровня готовности учащихся к освоению образовательной программы, и др. Продолжительность занятий зависит от направленности программы (см. Сан.Пин 2.4.4.3172-14 от 20.08.2014) и определяется Уставом ОУ. При определении режима занятий нужно указать продолжительность учебного часа, если она отличается от академического часа (45 минут). При этом следует написать, по каким причинам, в соответствии с какими нормативными актами, санитарными нормами, возрастными и другими особенностями детей, продолжительность учебного часа изменена.

Слайд 28

В данном разделе необходимо кратко описать основные формы обучения и виды занятий; пояснить, чем обусловлен данный выбор Формы обучения и виды занятий Указываются формы обучения (индивидуальная, групповая, всем составом объединения – клубы, секции, кружки, лаборатории, студии, оркестры, творческие коллективы, ансамбли, театры), и виды занятий (лекции, практические и семинарские занятия, лабораторные работы, круглые столы, мастер-классы, мастерские, деловые и ролевые игры, тренинги, выездные тематические занятия, выполнение самостоятельной работы, концерты, выставки, творческие отчеты, соревнования и другие виды учебных занятий и учебных работ).

Слайд 29

Классификация форм обучения 1) По количеству и составу обучающихся 2 ) По месту проведения образовательного процесса: Вне образовательного учреждения (внеаудиторные занятия ) В образовательном учреждении (они делятся по содержанию и по способу проведения (стандартные, нестандартные), по типу ) 3) По продолжительности занятия

Слайд 30

Коллективная (фронтальная, массовая) форма (одновременная работа со всеми учащимися). Индивидуально-фронтальная форма (чередование индивидуальных и фронтальных форм работы). Групповая форма (организация работы по малым группам - от 2 до 7 человек). Коллективно-групповая форма (выполнение заданий малыми группами, последующая презентация результатов выполнения заданий и их обобщение). Индивидуальная форма (индивидуальное выполнение заданий, решение проблем).

Слайд 31

Домашняя самостоятельная работа Экскурсия, экспедиция Производственная практика Досуговые мероприятия (походы в музеи, кинотеатры и др.) Выезды на соревнования, фестивали и др.

Слайд 32

Например, теоретические (лекционные, беседы и др.) или практические формы (лабораторные, контрольные, репетиционные, оркестровые, тренировочные, физкультминутки и др.).

Слайд 33

Стандартные формы (в основе лежит традиционное занятие, как основная единица организации образовательного процесса): занятие-лекция , -объяснение , -беседа, -семинар, -дискуссия, -экскурсия, -конференция , - дидактическая игра, -практикум ,-экскурсия , -экспедиция , -туристический поход, -учебная игра . Нестандартные формы (Л.Н. Буйлова и др.): -интегрированные занятия , основанные на межпредметных связях; - занятия-соревнования (конкурсы, турниры, соревнования и т.п.); -занятия-фантазии (сказка, сюрприз, приключения и др.); -занятия, основанные на имитации общественной деятельности (суд, следствие, ученый совет, парламент, философский стол и др .); - занятия , основанные на методах общественной практики (репортаж, интервью, аукцион, митинг, газета, бенефис и др .); Другие формы: Презентация, Социодрама , Защита проекта, Круглый стол , “ Крепкий орешек”, День добрых сюрпризов, Конверт вопросов, Выпускной ринг и др.

Слайд 34

1.2. Цель и Задачи программы

Слайд 35

В программе должна быть представлена триада Планируемые результаты - это достижение поставленных цели и задач, поэтому их формулировка должна соответствовать друг другу

Слайд 37

Реализация интересов детей и подростков в познании и техническом творчестве через занятия авиамоделированием . Формирование навыков безопасного поведения на дороге, и пропаганда здорового образа жизни. Развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству через его увлечение историческим краеведением, историей родного края. Развитие творческих способностей в процессе конструирования и проектирования Формирование интереса к хоровой культуре у детей и подростков. Формирование общей культуры личности, привитие обучаемым этических и нравственных норм поведения через знакомство с правилами этикета.

Слайд 38

Задачи должны соответствовать цели и быть : обучающими , то есть отвечать на вопрос что узнает , в чем разберется , какие представления получит, чем овладеет , чему научится обучающийся, освоив программу развивающими , то есть быть связанными с развитием творческих способностей , возможностей, внимания , памяти , мышления , воображения , речи, волевых качеств и т.д. воспитательными , то есть отвечать на вопрос, какие ценностные ориентиры, отношения, личностные качества будут сформированы у обучающихся «ЗАДАЧА- это то, что требует выполнения, разрешения». (С.И. Ожегов. Словарь русского языка). Задачи - это поэтапные способы достижения цели

Слайд 39

Задачи должны быть логично согласованы с целью и пошагово демонстрировать её достижение. Избыток поставленных задач зарождает сомнение в возможности их решения в рамках конкретной дополнительной образовательной программы. Задач должно быть столько, сколько нужно для решения поставленной цели . - познакомить , обучить, сформировать, обеспечить, расширить, поддержать, предоставить возможность; - формировать , обучать, способствовать, развивать, приобщать, воспитывать, углублять и т.д. ПРИМЕР перечня ГЛАГОЛОВ для формулирования задач:

Слайд 40

Воспитательные задачи: 1. Сформировать гражданскую позицию, патриотизм. 2. Воспитать чувство товарищества, чувство личной ответствен­ности. 3. Воспитать нравственные качества по отношению к окружающим (доброжелательность, чувство товарищества, толерантность и т.д.). 4. Воспитать и развить художественный вкус и уважение к литературе и чтению. 5. Приобщить ребенка к здоровому образу жизни и гармонии тела. Развивающие задачи: 1. Развить умения думать, умения исследовать, умения общаться, умения взаимодействовать, умения доводить дело до конца и т.д. 2. Развить артистические, эмоциональные качества 3. Развить артистические способности. 4. Развить координацию, гибкость, пластику, общую физическую выносливость. 5. Развить внимательность и наблюдательность, творческое воображение и фантазию

Слайд 41

содержит название разделов и тем программы, количество теоретических и практических часов и формы аттестации (контроля), оформляется в табличной форме 1.3. Содержание программы Учебно-тематический план

Слайд 42

Учебно-тематический план № Название раздела, темы Количество часов Форма контроля Всего Теория Практика Раздел 1 Тема 1 …… Итого (или всего)

Слайд 43

это реферативное описание разделов и тем программы в соответствии с последовательностью, заданной учебным планом, включая описание теоретической и практической частей, форм контроля, соответствующих каждой теме. Содержание учебно-тематического плана Пример оформления Раздел 1. Общая физическая подготовка (ОФП) Теория: Понятие ОФП. Функции ОФП. Практика: Освоение навыков физической подготовки: бег по прямой, бег приставными шагами, бег с высоко поднятыми коленями, челночный бег, кувырки вперед и назад, приседания на месте, прыжки вверх и др .

Слайд 44

Соотношение времени теоретических и практических занятий должно быть соотнесено с целями и задачами программы, сроками и регламентом ее реализации; обеспечивать получение ожидаемых результатов посредством обоснованной последовательности тем, количества часов на их освоение и разнообразия форм образовательного процесса. Педагог имеет право самостоятельно распределять часы по темам в пределу установленного времени.

Слайд 45

Необходимо помнить: Учебно-тематический план не надо превращать в поурочное или календарно-тематическое планирование (в учебно-тематическом плане отражаются разделы и темы, а не отдельные занятия). Между учебно-тематическим планом и последующим изложением содержания программы должно быть строгое соответствие

Слайд 46

1.4. Планируемые результаты Учащийся будет знать: - - - Учащийся будет уметь: - - - ПЕДАГОГ ДОЛЖЕН ПРЕДВИДЕТЬ, ДОСТИЖЕНИЕ КАКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБЕСПЕЧИВАЕТ РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ

Слайд 47

Учебные результаты К концу первого (второго, третьего...) года обучения обучающийся: - будет (должен, может) знать… - будет уметь… - будет иметь представление… - будет стремиться… - будет обучен… - овладеет понятиями… - получит навыки… - расширит представления… - научится делать… Личностные результаты К концу первого (второго, третье­го...) года обучения у обучающегося: - будет сформирован устойчивая потребность… - будут воспитаны морально-волевые и нравственные качества; -будет развита устойчивая потребность к самообразованию; - будет сформирована активная жизненная позиция… - будут развиты творческие способности… - будет воспитано уважение к нормам коллективной жизни.

Слайд 48

2. Комплекс организационно-педагогических условий 2.1. Календарный учебный график это составная часть образовательной программы, являющейся комплексом основных характеристик образования и определяет количество учебных недель и количество учебных дней, продолжительность каникул, даты начала и окончания учебных периодов/этапов, количество учебных недель или дней, продолжительность каникул, сроки контрольных процедур, организованных выездов, экспедиций и т.п.; календарный учебный график является обязательным приложением к образовательной программе и составляется для каждой учебной группы (ФЗ № 273, ст.2, п.92; ст. 47, п.5)

Слайд 49

(Приложение 3 к Письму Минобрнауки РФ от 18.11.2015 № 09-3242 «О направлении рекомендаций» (вместе Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ). ОФОРМЛЕНИЕ КАЛЕНДАРНОГО УЧЕБНОГО ГРАФИКА N п/п Месяц Число Время проведения занятия Форма занятия Кол-во часов Тема занятия Место проведения Форма контроля Календарный учебный график

Слайд 50

Реальная и доступная совокупность условий реализации программы — помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы 2.2. Условия реализации программы Здесь указываются условия, необходимые для реализации программы: • сведения о помещении, в котором проводятся занятия, • сведения о наличии подсобных помещений, • перечень оборудования, необходимого для проведения занятий, • перечень технических, графических, чертёжных, швейных и других инструментов, приборов, музыкальных инструментов и т.п.; • перечень материалов, необходимых для поведения занятий, • учебный комплект на каждого воспитанника (тетрадь, ручка, карандаш, фломастеры, набор цветной бумаги, альбом и т.п.); • требования к специальной одежде учащихся (спортивной форме, одежде для занятий хореографией, работы в мастерской и т.д.) и пр.

Слайд 51

разрабатываются и обосновываются для определения результативности усвоения программы, отражают цели и задачи программы, перечисляются согласно учебно-тематическому плану (зачет, контрольная работа, творческая работа, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки, отчетные концерты, открытые уроки, вернисажи и т.д .) 2.3. Формы аттестации В данном подразделе программы необходимо указать формы (методы) контроля промежуточных результатов и итогов освоения всей программы ) (т о есть здесь необходимо описать формы выявления и предъявления результатов). Указываются формы, в которых фиксируется результат освоения программы (формы подведения итогов освоения программы).

Слайд 52

Начальный (или входной контроль) проводится с целью определения уровня развития детей. Текущий контроль – с целью определения степени усвоения обучающимися учебного материала. Промежуточный контроль – с целью определения результатов обучения. Итоговый контроль – с целью определения изменения уровня развития детей, их творческих способностей.

Слайд 53

Спектр способов и форм выявления результатов (методы диагностики результата) Анализ мероприятий Диагностические игры Анкетирование Опрос, собеседование Диагностическая беседа Самооценка обучающихся Взаимная аттестация Беседа, опрос, наблюдение Прослушивание на репетициях Педагогическое наблюдение Выставки, фестивали, Концерты Экзамены, зачеты Конкурсы, соревнования и др. Формы фиксации результатов Грамоты, дипломы Зачетная книжка Творческая книжка Аналитическая карта деятельности Журнал Дневники Карта развития (саморазвития). Карта психологического сопровождения Протоколы диагностики, соревнований Портфолио Аудиозапись Лист (карта) планирования и сопровождения деятельности и др.

Слайд 54

Спектр способов и форм предъявления результатов (формы подведения итогов работы по теме, разделу, программе) Отчеты Переводные, итоговые занятия Открытые занятия Диагностические карты Тесты Аналитические справки Портфолио Защита творческих проектов Выставки Конкурсы Фестивали Праздники Демонстрация моделей Готовые изделия Контрольные работы Зачеты Концерты Экзамены и др.

Слайд 55

Пакет диагностических методик, позволяющих определить достижение учащимися планируемых результатов. (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5) 2.4. Оценочные материалы О ценочные материалы Систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы и листы наблюдений и т.п.) за процессом овладения знаниями, умениями, навыками, компетенциями, предусмотренными образовательной программой О ценочные материалы Материалы для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации учащихся, а именно: тесты, вопросы, задания, задачи и т.п. с указанием критериев оценки их выполнения (пп.10, 11 ч. 3 ст. 28 ФЗ №273)

Слайд 56

педагогические технологии технология индивидуализации обучения, технология группового обучения, технология коллективного взаимообучения , технология программированного обучения, технология модульного обучения, технология блочно -модульного обучения, технология дифференцированного обучения, технология разноуровневого обучения, технология развивающего обучения, технология проблемного обучения, технология дистанционного обучения, технология исследовательской деятельности, технология проектной деятельности, технология игровой деятельности, коммуникативная технология обучения, технология коллективной творческой деятельности, технология развития критического мышления через чтение и письмо, технология портфолио, технология педагогической мастерской, технология образа и мысли, технология решения изобретательских задач, здоровьесберегающая технология, технология-дебаты и др.

Слайд 57

обеспечение программы методическими видами продукции — указание тематики и формы методических материалов по программе; описание используемых методик и технологий; современные педагогические и информационные технологии; групповые и индивидуальные методы обучения; индивидуальный учебный план, если предусмотрено локальными документами организации (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5) 2.5. Методические материалы Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей: обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т.д.); рекомендации по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т.д.; дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т.д. Методическое обеспечение может включать описание: - форм занятий, планируемых по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы (игра, беседа, поход, экскурсия, конкурс, конференция и т.д.); - приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий; - форм подведения итогов по каждой теме или разделу дополнительной образовательной программы.

Слайд 58

Методическое обеспечение программы: методы обучения (словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый, исследовательский проблемный; игровой, дискуссионный, проектный и др.) и воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др .); формы организации образовательного процесса: индивидуальная, индивидуально-групповая и групповая; выбор той или иной формы обосновывается с позиции профиля деятельности (музыкального, спортивного, художественного и др.), категории обучающихся (дети-инвалиды, дети с ОВЗ) и др .; формы организации учебного занятия - акция, аукцион, бенефис, беседа, вернисаж, встреча с интересными людьми, выставка, галерея, гостиная, диспут, защита проектов, игра, концерт, КВН, конкурс, конференция, круглый стол, круиз, лабораторное занятие, лекция, мастер-класс, «мозговой штурм», наблюдение, олимпиада, открытое занятие, посиделки, поход, праздник, практическое занятие, представление, презентация, рейд, ринг, салон, семинар, соревнование, спектакль, студия, творческая мастерская, тренинг, турнир, фабрика, фестиваль, чемпионат, шоу, экскурсия, экзамен, экспедиция, эксперимент, эстафета, ярмарка;

Слайд 59

(модули) курсов, дисциплин, которые входят в состав программы (для модульных, интегрированных, комплексных и т. п. программ) (ФЗ № 273, ст.2, п.9; ст. 47, п.5) 2.6. Рабочие программы

Слайд 60

Включает основную и дополнительную учебную литературу справочные пособия; наглядный материал; 3. Список литературы 1) Использованную литературу можно дать целым списком или структурировать её по группам по каким-либо признакам. Например, -«Нормативно-правовые документы»; -«Научно-методическая литература»; -«Литература по педагогике и психологи»; -И др. Л итературу желательно разделить на несколько разделов: - для педагога; - для обучающихся, - для родителей (если это предусмотрено особенностями программы). В данном разделе можно привести списки других источников информации, которые использовались педагогом (например, «Список использованных Интернет-ресурсов»). 3) Источников информации должно быть достаточно. 4) Информация должна отвечать требованиям современности (обратите внимание на даты выпуска книг, периодики, нормативных документов). При оформлении списка литературы необходимо выполнять библиографические требования ( оформляется строго в соответствии с ГОСТом 71 – 2003).

Слайд 61

Приложения к программе К приложениям ДОП можно отнести : инструкции по правилам ТБ и ПБ, контрольно-измерительные материалы, критерии оценивания, способы фиксации результатов освоения программы (творческие дневники, портфолио, листы оценивания и др.), история создания коллектива и его результаты, различные методические и дидактические материалы и др.

Слайд 62

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ"

Презентация на тему "Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ"...

Современные подходы к разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ

Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеобразовательная программа – это нормативный документ, определяющий содержание образования и технологии его передачи;  Уро...

«ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ) ПРОГРАММ».

«ОСНОВЫ РАЗРАБОТКИ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ (ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ) ПРОГРАММ»....

Методическая разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы "Моя Британия""

Данная программа  направлена на изучение наиболее интересных и актуальных материалов о жизни Великобритании, об особенностях географического положения, государственного устройства, обычаях, тради...

Методическая разработка: Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Юный исследователь»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа об «Юный исследователь» имеет общеразвивающую естественнонаучную направленность, объединяет учащихся школы, способных к научном...

Практические рекомендации по разработке дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Данный материал адресован педагогам дополнительного образования и представляет собой практичекие рекомендации по разработке и составлению дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы....

Презентация "Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы"

Презентация "Разработка дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы"...