Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке в 6 классе (УОД)
рабочая программа (6 класс)

Донских Елена Валентиновна

Рабочая программа составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида». Москва, Владос, 2014, под редакцией  Воронковой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbo_6_b.docx36.03 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе «Программы специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида». Москва, Владос, 2014, под редакцией  Воронковой.

Данный курс рассчитан на 68 ч. (2 часа в неделю).

Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня развития учащихся.

Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен но принципу усложнения и увеличения объема сведений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем, а также практически знакомиться с предприятиями, организациями и учреждениями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. Кроме того, данные занятия должны способствовать усвоению морально-этических норм поведения, выработке навыков общения с людьми, развитию художественного вкуса детей и т.д.

«Питание» — один из важнейших разделов, который решает очень нужные задачи: расширение кругозора детей о значении питания в жизни и деятельности человека; формирование знаний о разнообразии пищи, её целебных свойствах, о необходимости пищи для роста и развития детского организма, о культуре питания; формирование умений определить простейшими приемами экологически чистые продукты; приготовить блюда, эстетически оформить, проявить элементы творчества при создании новых вариантов кулинарных рецептов и украшение их.

Одновременно решаются задачи воспитания личностных качеств: трудолюбие, аккуратность, терпение, усидчивость; элементов трудовой культуры: организация труда, экономное и бережное отношение к продуктам, оборудованию использованию электроэнергии и др., строгое соблюдение правил безопасной работы и гигиены труда; воспитание желания и стремления к приготовлению доброкачественной пищи; творческого отношения к домашнему труду; развития обоняния, осязания, ловкости, скорости; внимания, наблюдательности, памяти, находчивости, смекалки, сообразительности воображения, фантазии, интереса к национальным традициям.

Программа рассчитана на детей с пятого по девятый классы. Это позволяет учителю, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала использовать опыт учащихся как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков и формирования новых.

Формы и методы реализации программных задач

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы; широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов и др.

В ряде разделов, например «Личная гигиена», «Бюджет семьи» и др., предусмотрена система упражнений, которые каждый ученик выполняет индивидуально. Эта работа осуществляется с целью выработки у учащихся определенных умений и навыков на основе знаний, полученных как на занятиях по СБО, так и на занятиях по другим предметам.

Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применяется и сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами: записях в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями, другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не является единственным методом обучения, используемым на занятии.

В зависимости от задач занятия беседа может иметь различное назначение и сопровождаться наглядностью. Например, она может носить информационный характер. В этом случае учитель выясняет имеющиеся у учащихся знания и представления и сообщает им новые необходимые сведения. В начале занятия проводятся краткие вводные беседы, а в конце занятия для закрепления полученных знаний — заключительные беседы.

Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения. В сочетании с другими методическими приемами их целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и др.

Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы (например, правила поведения, приемы ухода за маленьким ребенком и т.д.).

В программе значительное место отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.

Экскурсии в зависимости от их места в учебном процессе могут быть вводные, текущие и итоговые. Вводные экскурсии предшествуют изучению нового материала и имеют целью проведение наблюдений и общее ознакомление с объектами. Например, изучение темы «Железнодорожный транспорт дальнего следования и пригородный» целесообразно начать с ознакомительной экскурсии, во время которой учащиеся получат представление о назначении вокзала, его основных службах, расписании поездов. Текущие экскурсии проводятся в ходе изучения темы и служат для конкретизации и закрепления определенного учебного материала.

Любая экскурсия не является самоцелью и используется в сочетании с другими организационными формами обучения по определенной теме. В ходе экскурсий могут проводиться практические работы.

Для прочного закрепления знаний и умений следует постоянно осуществлять повторение пройденного. Для повторения привлекается пройденный материал из других разделов, логично связанный с изучаемой темой.

На занятиях по СБО следует уделять внимание обогащению словарного запаса, использовать пословицы, поговорки загадки для развития устной, письменной речи, для практического применения знаний, умений и навыков, полученных на уроках родного языка. На всех этапах занятий в связи с изучаемым материалом необходимо следить за полнотой устных ответов, последовательностью изложения, умением детей правильно построить фразу, написать текст, обосновать вывод. В поле зрения учителя должно находиться развитие диалогической речи учащихся. С этой целью используются различные этапы занятий, сюжетные игры и экскурсии, проводимые учителем, в ходе которых учащиеся вовлекаются в беседу. На отдельных занятиях при прохождении ряда тем (например, «Квартплата», «Оформление на работу» и т.п.) следует отвести время на практическое закрепление навыков составления деловых бумаг с учетом разных жизненных ситуаций, опираясь на знания и умения, полученные на уроках родного языка.

Занятия по СБО тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.

Требование к знаниям и умениям учащихся

Личная гигиена

Обучающиеся должны знать:

  • правила закаливания организма;
  • приемы обтирания и мытья ног;
  • правила соблюдения личной гигиены во время физкультурных занятий и походов;
  • о вреде наркотиков и токсических веществ .

Обучающиеся должны уметь:

  • закаливать свои организм;
  • соблюдать правила личной гигиены лома, в школе, во время походов, экскурсий;
  • отказаться от соблазна испробовать наркотики, токсические вещества.

Одежда и обувь

Обучающиеся должны знать:

  • санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работы колющими и режущими инструментами, электронагревательными приборами и бытовыми химическими средствами;
  • правила стирки изделий из хлопчатобумажных  тканей.

Обучающиеся должны уметь:

  • пришивать пуговицы, крючки, петли, кнопки, вешалки;
  • зашивать одежду по распоровшемуся шву;
  • подшить платье, брюки, рубашки.
  • подбирать моющие средства для стирки

Питание

Обучающиеся должны знать:

  • способы выбора доброкачественных продуктов;
  • приготовление каши, заварка чая, варка яиц ;
  • способы хранения продуктов и готовой пищи;
  • правила составления рецепта блюда.

Обучающиеся должны уметь:

  • пользоваться нагревательными приборами, строго соблюдать правила безопасности;
  • приготовить кашу, сварить картошку, заварить чай, строго соблюдая правила безопасности;
  • составить рецепт блюда;
  • вымыть, вычистить посуду.

Семья

Обучающиеся должны знать:

  • место работы, должность, продуктивную деятельность членов семьи и близких родственников;
  • как распределены хозяйственно-бытовые обязанности между членами семьи;
  • свои права и обязанности в семье.

Обучающиеся должны уметь:

  • рассказать о месте работы родителей, занимаемой должности, продуктивной деятельности.
  • выполнять определенные обязанности в  семье.

Культура поведения

Обучающиеся должны знать:

  • правила поведения в зрелищных и культурно-просветительских учреждениях;
  • способы ведения разговора со старшими, сверстниками.

Обучающиеся должны уметь:

  • культурно вести себя в театре, клубе, залах музея, читальном зале;
  • тактично и вежливо вести себя во время разговора со старшими и сверстниками.

Жилище

Обучающиеся должны знать:

  •  гигиенические требования к жилому помещению;
  • правила и последовательность проведения сухой влажной уборки;
  • правила пользования электропылесосом;
  • санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при работе с бытовыми электроприборами.

Обучающиеся должны уметь:

  • производить сухую и влажную уборку помещения;
  • чистить электропылесосом ковры, книжные полки, батареи;
  • чистить мебель.
  • соблюдать правила безопасной работы с электроприборами и химическими средствами,

Транспорт

Обучающиеся должны знать:

  • междугороднего транспорта;
  • стоимость проезда на всех видах городе кого транспорта (стоимость разового, единого проездного билетов);
  • порядок приобретения билетов и талонов;
  • компостирование талонов.

Обучающиеся должны уметь:

  • выбирать наиболее рациональные маршруты при передвижении по городу;
  • ориентироваться в расписании движения пригородных поездов;
  • определять направление и зоны.

Торговля

Обучающиеся должны знать:

  • виды магазинов промышленных товаров, их назначение и отделы;
  • правила поведения в магазине и общения с работниками магазина;
  • правила покупки товаров;
  • стоимость наиболее необходимых товаров (одежды, обуви, посуды и других,
  • часто используемых  товаров).

Обучающиеся должны уметь:

  • выбрать нужный товар;
  • выяснить срок гарантии на его использование;
  • оплатить, проверить чек и сдачу;
  • хранить чек в течение срока гарантии на товар;
  • вернуть товар, не отвечающий желанию покупателя.

Средства связи

Обучающиеся должны знать:

  • перечень предметов, посылаемых бандеролью в посылке;
  • максимальный вес почтовых отправлений;
  • виды, и способы упаковок;
  • виды  почтовых отправлений.

Обучающиеся должны уметь:

  • заполнить бланк на отправку бандероли, посылки;
  • составить опись посылаемых предметов;
  •  упаковать бандероль, посылку в твердой упаковке;
  • определить стоимость почтовых отправлений

Медицинская помощь

Обучающиеся должны знать:

  • способы вызова врача на дом;
  • меры по предупреждению глистных заболеваний;
  • функции основных врачей-специалистов;
  • основной состав домашней аптечки: дезинфицирующие и перевязочные средства, термометр, горчичники, пипетки, пинцет и др., инструкции к применению лекарственных средств, составляющих домашнюю аптечку;
  • о возможном вреде самолечения.

Обучающиеся должны уметь:

  • записаться на прием к врачу;
  • вызвать врача на дом;
  • в экстренных случаях врачей «скорой помощи»;
  • приобрести лекарство в аптеке.

Учреждения, организации, предприятия

Обучающиеся должны знать:

  • виды детских учреждений и назначение;
  • адрес дома детского творчества; какие кружки, секции имеются в ДДТ и чем в них занимаются дети.

Обучающиеся должны уметь:

  • обращаться к работникам ДДТ;
  • правильно вести себя на занятиях, в игротеке, в читальном зале;
  • соблюдать правила поведения в школе и других общественных местах.

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Темы

Личная гигиена. Закаливание организма

Гигиена зрения

Выбор сезонной одежды

О вреде наркотиков и токсических веществ

Культура поведения. Поведение в музее, библиотеке

Поведение в кино, театре

Сюжетная игра «Мы в театре»

Способы ведения разговора

Семья. Место работы членов семьи

Права и обязанности членов семьи

Одежда, обувь. Значение опрятного вида человека

Правила пришивания крючков пуговиц, вешалок

Зашивание распоровшегося шва

Пришивание крючков пуговиц, вешалок, петель к домашней одежде

Ручная стирка изделий из хлопчатобумажной ткани вручную

Глажение мелких изделий

Стирка и глажение изделий из хлопчатобумажной ткани вручную

Повторительно-обобщающий урок

Гигиенические требования к жилому помещению

Пылесос

Повседневная сухая уборка

Повседневная влажная уборка

Уход за мебелью в зависимости от её покрытия (лак, полировка)

Уход за мебелью в зависимости от её покрытия. Чистка мягкой мебели.

Мытьё зеркал, окон.

Утепление окон. Практическое знакомство с подготовкой помещений к зимнему сезону, утепление окон.

Уход за жилым помещением. Уборка жилого помещения.

Медицина. Виды медицинских учреждений.

Работники медицинских учреждений

Виды медицинской помощи: доврачебная и врачебная

Меры предупреждения глистных заболеваний

Приобретение лекарств

Городской транспорт. Знакомство с видами городского транспорта

Оплата за проезд. Практическое знакомство с формой оплаты проезда на всех видах городского транспорта

Маршрут передвижения по городу. Выбор наиболее рациональных маршрутов передвижения от дома до школы, в разные точки города.

Пригородные поезда. Расписание

Направления, ж/д зоны, билеты. Разовые и сезонные билеты.

Вокзал. Основные службы вокзала. Стоимость проезда.

Сюжетно-ролевая игра «Мы пассажиры»

Торговля. Магазины промтоваров. Отделы

Магазин  промышленных товаров

Порядок приобретения товара. Форма его оплаты. Практическая работа «Расчёт стоимости покупки, оплата за покупку, проверка чека и сдачи»

Обмен товара по чеку.

Сюжетно-ролевая игра «В магазине»

Средства связи. Основные средства связи, их назначение

Виды почтовых отправлений

Виды писем. Международные письма и письма в пределах страны. Заполнение адреса. Порядок отправления письма. Правила написания индекса

Стоимость пересылки. Знакомство с расчётом стоимости пересылки. Телеграф. Тарифы. Стоимость почтовых услуг

Экскурсия на телеграф

Повторительно-обобщающий урок. Написание адреса на почтовых конвертах, открытках. Составление текста письма и телеграммы, их отличие.

Детские дошкольные учреждения

Знакомство с образовательными учреждениями

Дом творчества. Его назначение для развития личности ребёнка

Дом детского творчества. Работа кружков. Организация свободного времени

Питание. Гигиена приготовления пищи.

Хранение продуктов и готовой пищи

Способы выбора продуктов

Приготовление пищи с минимальной тепловой обработкой. Чтение рецепта.

Чтение и составление рецепта приготовления блюд.

Блюда из круп. Приготовление каши.

Экскурсия в продуктовый магазин.

Заварка чая.

Варка яиц.

Приготовление блюда из картофеля. Пюре.

Приготовление блюда из картофеля. Жареный картофель.

Составление рецепта приготовления блюд.

Уход за посудой. Правила и приёмы ухода за посудой

Уход за посудой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по социально - бытовой ориентировке 5 - 9 класс

Развернутое тематическое планирование по социально - бытовой ориентировке (СБО ) VIII вида...

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке 5 класс

Рабочая программа  и календарно-тематическое планирование по социально-бытовой ориентировке 5 класс для учителей коррекционных школ.Рабочая программа по СБО составлена на основе Программы специал...

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для обучающихся,воспитанников школы-интерната VIII вида (9 класс)

Данная рабочая программа включает в себя развернутый материал по каждому уроку СБО и поможет всем учителям социально-бытовой ориентировки при подотовке к поурочному планированию.Буду рада,если мне ост...

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 5 класса специального (коррекционного) класса VIII вида"

Рабочая программа 5 специального (коррекционного) класса VIII вида по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: Программа специальных (к...

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 8 класса специального (коррекционного) класса VIII вида"

Рабочая программа 8 специального (коррекционного) класса по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: Программа специальных (коррекционных) об...

Рабочая программа по социально-бытовой ориентировке для учащихся 9 класса специального (коррекционного) класса VIII вида"

Рабочая программа 9 специального (коррекционного) класса по СБО составлена на основе следующих нормативно-правовых и инструктивно-методических документов: Программа специальных (коррекционных) об...