Психолого-педагогические и учебно-методические основы деятельности специалиста дополнительного образования
статья
Статья раскрывает психолого-педагогические и учебно-методические основы деятельности специалиста дополнительного образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovy_deyat._ped_dop_obr.docx | 26.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические и учебно-методические
основы деятельности специалиста дополнительного образования
Ж.В. Стрельцова, методист МОУ ДО «ДДТ»
Система дополнительного образования в России – это действующая подсистема образования, единый, целенаправленный процесс, который объединяет воспитание, обучение и развитие личности.
Основной целью образовательной деятельности дополнительного образования является создание условий для самовыражения, саморазвития и самоопределения детей.
Задача нашего учреждения обучать, воспитывать, поддерживать, адаптировать детей к современным условиям).
По характеру реализуемых функций специалисты системы дополнительного образования подразделяются на несколько категорий:
- Специалисты, работающие, непосредственно с детьми (педагогическая деятельность);
- Специалисты, организующие деятельность учреждения и его подразделений (организаторская – управленческая деятельность);
- Специалисты, обеспечивающие систему на разных уровнях (программно-проектировочная, методическая, финансово-экономическая, и др. обслуживающая деятельность)
Важным условием эффективности образовательного и воспитательного процесса является единство педагогического коллектива. У нас трудятся различные специалисты: педагоги дополнительного образования, социальный педагог, педагоги-психологи, ну и , конечно же, директор и методист. Каждый из нас имеет свои функциональные обязанности, однако все вместе мы выполняем единую задачу, поставленные перед нами государством и обществом – воспитание разносторонне развитой личности, способной действовать универсально, которая может самостоятельно, критически и творчески мыслить, имеющую активную жизненную позицию, способную благоприятно адаптироваться на рынке труда, т.е. конкурентоспособную личность. В Доме детского творчества в 2017-2018 обучается 243 человека. Мы даем возможность обучающимся заниматься художественным и техническим творчеством, туристско-краеведческой и физкультурно-спортивной, естественнонаучной, и социально-педагогической деятельностью - в соответствии со своими желаниями, интересами и потенциальными возможностями.
Техническая направленность. Целью технической направленности дополнительного образования является развитие интереса детей к технике как объекту творчества, формирование стремления к познанию, учению и выбору профессии, обогащение личности, содействие приобретению практических умений, творческих способностей талантливой молодёжи.
Художественная направленность
Целью данного направления является: нравственное и художественно-эстетическое развитие личности ребенка в системе дополнительного образования.
У детей развивается способность эстетического восприятия прекрасного, формируется чувства радости и удовлетворения от выполненной работы, развитие творческих способностей, происходит социальная адаптация обучающихся посредством приобретения профессиональных навыков и развитие коммуникабельности при общении в коллективе, формируются художественно-эстетические знания, умения и навыки.
Физкультурно-спортивная направленность. Целью физкультурно-спортивной направленности дополнительного образования является воспитание и привитие навыков физической культуры обучающихся, формирование потребности здорового образа жизни.
На занятиях создаются условия для развития физической активности с соблюдением гигиенических норм и правил, организуется межличностное взаимодействие на принципах успеха.
Естественнонаучная направленность ориентирована на развитие познавательной активности, самостоятельности, любознательности, способствует формированию интереса к научно-исследовательской деятельности учащихся.
Большое внимание уделяется экологическому просвещению и повышению уровня
экологической культуры обучающихся, соблюдению нравственных и правовых принципов природопользования.
Туристко-краеведческая направленность
Целью данного направления является совершенствование системы образования на основе изучения родного края с использованием туристско-краеведческой деятельности, способствующей воспитанию нравственно здоровых, физически сильных молодых людей, любящих свою Родину и ответственных за ее будущее.
Социально-педагогическая направленность ориентирована на изучение психологических особенностей личности, познание мотивов своего поведения, изучение методик самоконтроля, формирование личности как члена коллектива, а в будущем как члена общества, изучение межличностных взаимоотношений, адаптацию в коллективе. Одной из главных задач социально-педагогического направления является самоопределение детей и развитие детской социальной инициативы является, которая актуальна, прежде всего, потому, что сейчас на передний план выходит проблема воспитания личности, способной действовать универсально, владеющей культурой социального самоопределения. А для этого важно сформировать опыт проживания в социальной системе, очертить профессиональные перспективы.
Педагоги дополнительного образования непосредственно реализуют дополнительные образовательные программы различной направленности, занимаются развитием талантов и способностей детей.
Цели его деятельности:
- осуществление дополнительного образования детей и подростков, организация их разнообразной творческой деятельности;
- комплектование состава воспитанников детского объединения и принятие мер по сохранению контингента в течение срока обучения;
- обеспечение педагогически обоснованного выбора форм, средств и методов работы (воспитания и обучения), исходя из психофизиологической целесообразности;
- обеспечение соблюдения прав и свобод детей;
- участие в разработке и реализации образовательных программ, несение ответственности за качество их выполнения, за жизнь и здоровье воспитанников;
- составление плана и программы занятий, обеспечение их выполнения;
- организация участия обучающихся в массовых мероприятиях;
- выявление творческих способностей детей, содействие в их развитии, формирование устойчивых профессиональных интересов и склонностей;
- поддержка одаренных и талантливых детей, а также детей, имеющих отклонения в развитии;
- оказание консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющих), а также педагогическим работникам в пределах своей компетенции;
- при проведении занятий обеспечение соблюдения правил и норм охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты;
- участие в деятельности методических объединений и других форм методической работы, повышение своей профессиональной квалификации.
Дополнительное образование детей охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Его содержание ограничено лишь одним требованием - не приносить вреда развивающейся личности.
Педагог дополнительного образования – специалист, организующий образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми в сфере свободного времени ребенка.
В сфере дополнительного образования детей особая роль принадлежит личности педагога, стремящемуся к сотворчеству, сотрудничеству с детьми. Профессионализм педагога дополнительного образования выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее предвидеть многообразие ситуаций быстро меняющейся жизни невозможно. Поэтому одной из важнейших особенностей педагогической деятельности является ее творческий характер. Эталоном действий педагога дополнительного образования можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», но чуть «впереди». Но при этом необходимо, чтобы действия педагога проявлялись в трех группах качеств:
- деловые качества;
- свойства личности;
- педагогическое мастерство.
Ведущие деловые качества - это:
- целеустремленность в работе;
- организованность;
- требовательность;
- четкость и деловитость;
- последовательность и настойчивость в достижении целей.
Свойства личности - это:
- гражданская позиция;
- моральная чистота;
- любовь к детям и педагогическому труду;
- тактичность;
- педагогический оптимизм;
- творческий подход к делу.
Основным и конечным результатом профессиональной деятельности педагога дополнительного образования является сам воспитанник, развитие его личности, способностей и компетентности.
Задача педагога дополнительного образования - это руководство разнообразной творческой деятельностью обучающихся комплектование учебных групп. Именно педагог призван интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственно-духовному развитию ребенка. Профессиональная деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жизненным потребностям детей. Все это позволит в будущем прогнозировать возможности формирования у детей знаний, навыков, приобретаемых в системе дополнительного образования с целью использования их в различных жизненных ситуациях.
Содержание профессиональной деятельности педагога дополнительного образования в соответствии с квалификационной характеристикой определяется ее педагогической направленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой комплекс действий по воспитанию, обучению, развитию и педагогической поддержке и социальной защите личности ребенка.
Важное место в деятельности педагога дополнительного образования занимает не только стимулирование и развитие деятельности воспитанников, но и поддержка социальных инициатив, мероприятий, акций, социальных проектов и программ на основе постоянного творческого поиска.
Задача педагога дополнительного образования - это умение создавать «ситуации успеха» для каждого ребенка, независимо от уровня его способностей. Профессиональная состоятельность педагога зависит от искреннего согласия детей и подростков сотрудничать с ним, от подлинного педагогического авторитета. Нельзя заставить детей посещать занятия, которые им не нравятся, не удовлетворяют их духовным запросам.
Педагог дополнительного образования призван прививать детям следующие общекультурные качества:
- уважительное отношение к людям, ко всему живому,
природе;
- чувство прекрасного, умение видеть и создавать красоту;
- интерес к получению знаний, навыки самостоятельного
поиска творчества;
- физическая культура, стремление к здоровому и гармоничному образу жизни;
- умение конструктивно общаться;
- умение владеть собой, своими желаниями и эмоциями;
- умение реалистично оценивать свои возможности и конструктивно определять жизненные задачи, свое предназначение.
Предмет профессиональной деятельности педагога дополнительного образования включает выполнение нескольких функций:
- обучающей;
- воспитательной;
- организаторской;
- исследовательской и прогностической;
- диагностической и педагогической поддержки;
- посреднической;
- организационно-коммуникативной;
- профилактической;
- культурно-досуговой.
Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих педагогов одна из них может доминировать над другими.
Показателями результативности профессиональной деятельности педагога дополнительного образования могут быть:
С одной стороны:
- участие и достижения обучающихся в различных конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях;
- успешное освоение ими образовательной программы;
- увлеченное отношение детей к делу, которым они занимаются;
- ранняя профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка обучающихся.
С другой стороны - собственный профессиональный рост педагога дополнительного образования (участие в выставках, творческих, мастерских, сольных концертах, конкурсах).
Образованный человек – это человек, обладающий не только базовым образованием, но и дополнительным неформальным, которое является одним из определяющих факторов развития склонностей, способностей и интересов человека, его социального и профессионального самоопределения.
Действительно, школа дает общее образование, важное и значимое. Но многогранному развитию личности, раскрытию ее способностей, ранней профориентации способствует именно дополнительное образование.
И если школьное образование все дети получают в более или менее одинаковом объеме, что определяется ФГОС, то не стандартизированное дополнительное образование реализуется индивидуально в силу его многообразия, разнонаправленности, вариативности. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы.
Смысл дополнительного образования в том, что оно помогает раннему самоопределению, дает возможность ребенку полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально значимые задачи. У детей, которые прошли через дополнительное образование, как правило, больше возможностей сделать безошибочный выбор в более зрелом возрасте.
Ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложения знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.
А главное – в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Для того, чтобы дополнительное образование могло в полной мере реализовать заложенный в нем потенциал, необходима четкая и слаженная работа всей педагогической системы. Поэтому педагогам так важно знать и понимать проблемы друг друга – тех, кто профессионально занимается дополнительным образованием детей, и тех, кто связан с предметным обучением в школе.
Только их взаимопомощь и совместные продуманные действия могут стать основой для создания целостного образовательного пространства, как на уровне отдельной школы, так и целого города, региона, страны.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Повышение психолого-педагогической компетенции в процессе совместной деятельности классного руководителя и родителей обучающихся через деятельность семейного клуба
Социальное развитие ребенка осуществляется под влиянием разных факторов, важнейшее место среди которых занимает семья. Она играет доминирующую роль в становлении личности, так как представляет с...
Особенности организации психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования
Особенности организации психолого-педагогического сопровождения деятельности педагога дополнительного образования...
В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность.
В помощь педагогу дополнительного образования. Внеурочная деятельность и дополнительное образование детей в условиях реализации ФГОС второго поколения. Внеучебная деятельность....
Первичная психолого-педагогическая профилактика аддиктивного поведения учащихся в условиях дополнительного образования
Для создания конструктивной альтернативы употребления наркотиков, реализации вышеназванных потребностей необходимо активнее вовлекать учащихся в современные интерактивные формы внеучебной и внеурочной...
Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив, связанных с образованием обучающихся "Механизм психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования" на 2018-2019 года
В данном материале описан механизм взаимодейвия учреждения в сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования на 2018-2019 учебный год....
Эффективные практики организации психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения обучающихся в условиях дополнительного образования.
В статье рассматривается одна из эффективных практик по профессиональному самоопределению обучающихся в условиях дополнительного образования- проект "Моя будущая профессия", который бы...