Сензитивные периоды развития ребенка
презентация к уроку
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
- от лат. sensus - чувство, ощущение. Сензитивные периоды развития: - это возрастные интервалы индивидуального развития, при прохождении которых внутренние структуры наиболее чувствительны к специфическим влияниям окружающего мира - это наиболее благоприятный период становления способностей в процессе обучения и воспитания - это периоды наибольшей чувствительности организма к воздействию факторов среды СЕНЗИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ РАЗВИТИЯ
История изучения сензитивных периодов В.Н.Татищев (1686- 1750), Н.И.Новиков (1744-1818) обратили внимание на отличия психики детей от психики взрослых. А.Н.Радищев (1749-1802) писал о том, что психика ребенка является функцией материальных органов тела, нервов и мозга, с развитием которых она формируется. В трудах К.Д.Ушинского (1824-1871) описана целостная психологическая концепция человека. Н.К.Крупская (1869-1939) описала психологические особенности школьников в сочетании с конкретным показом содержания и методов их обучения, поднимала проблему диагностирования.
Мария Монтессори: « Помоги мне сделать это самому! » Наиболее полно и подробно описала сензитивные периоды развития «Никогда более ребенку не удается так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период». Ребенок от 0 до 3 лет - «духовный эмбрион» В возрасте 3-6 лет ребенок является «строителем самого себя».
Сензитивный период развития речи В возрасте от 0 до 4,5 месяца ребенок : - ощущает речь как нечто особенное - способен смотреть на рот говорящего, поворачивать голову к источнику звучания речи - учится подражать звукам В возрасте около 1 года: - ребенок сознательно выговаривает первое слово - испытывает нехватку слов - хочет говорить, но пока не может В возрасте около 1.5 лет: - непосредственно выражает свои чувства и желания - говорит на языке чувств
Сензитивный период развития речи В возрасте 2,5 - 3 лет: - речь ребенка эгоцентрична; - монологи постепенно становятся внутренними. В возрасте 3.5 — 4 лет: - употребляет речь целенаправленно - осознает силу собственной мысли - учится читать, особенным образом выражая свои мысли «Если детям приходится что-то делать вне рамок сензитивного периода, т. е. под принуждением, то к результату они приходят позже или не приходят совсем».(М.Монтессори)
Сензитивный период восприятия порядка Этот период длится от 0 до 3 лет, наибольшая интенсивность: около 2 — 2.5 лет. Основные сферы порядка: в окружающей среде; во времени и последовательности событий ( запускаются “ внутренние часы” ребенка); во взаимодействии с взрослыми. Внешний порядок обуславливает появление внутреннего ( порядок в мыслях, чувствах, движениях).
Сензитивный период сенсорного развития Длится от 0 до 5.5.лет Работают все каналы восприятия: малыш рассматривает , ощупывает , извлекает звуки, нюхает , пробует на вкус, сравнивает. Формируются сенсорные эталоны. Происходит познание мира во всем многообразии
Сензитивный период восприятия маленьких предметов Длится от 1.5 до 5.5 лет Развитие мелкой моторики запускает такие процессы, как связь с речевым центром , развитие зрительно-моторной координации ловкости и точности движений развитие кисти и пальцев рук и многое другое
Сензитивный период развития движений и действий Длится в среднем от 1 года до 4 лет Психофизическое развитие ребенка (крупная моторика ) - важный показатель общего психического развития. Физические движения влияют на развитие головного мозга. Последствия этого влияния стимулируют интеллектуальный и социальный рост ребенка
Сензитивный период развития социальных навыков Длится от 2.5 до 6 лет. Формирование навыков вежливого общения и основам этикета Формирование другими (неправильными) способами поведения происходит само собой.
Сензитивный период развития музыкального восприятия Длится от 2 до 5 лет Дети воспринимают мелодию, ритм и высоту звуков
Итак: сензитивные периоды развития характеризуются: Медленным (пологим) началом, которое трудно заметить Совпадением с «зоной ближайшего развития» Заметным этапом наибольшей интенсивности Совпадением с оптимальными сроками обучения Невозможностью повлиять на время возникновения и продолжительность Незаметным спадом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Физическая культура в различные периоды жизни ребенка
Физическая культура в системе воспитания детей дошкольного возраста, школьного возраста, а также в средних специальных и высших заведениях....
Логопедическая работа в доречевом периоде развития ребенка.
Несмотря на то, что патология развития речи встречается не у всех детей с ДЦП, частота ее настолько велика, что все дети с таким диагнозом нуждаются в профилактической логопедической работе уже на пер...
За советом к логопеду. Периоды речевого развития ребенка
Три периода формирования грамматического строя речи....
Материал для родителей "Сенситивные периоды жизни ребенка"
В материале изложены основные характеристики для каждого этапа развития ребенка. Даны рекомендации для родителей, где акцентировано внимание на актуальные проблемы каждого периода. Материал можно испо...
Практические рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к обучению в школе.
Рекомендации для родителей будущих первоклассников...
Несколько полезных советов родителям в период подготовки ребенка к ЕГЭ
Материал для беседы с родителями или для размещения заметки на школьном сайте...