Методические разработки по проведению занятий кукольного театра
методическая разработка
Духовно-нравственное воспитание средствами устного народного творчества на материале русских народных сказок на занятии объединения детского кукольного театра «Буратино»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_razrabotki_po_provedeniyu_zanyatiya_kukolnogo_teatra.docx | 566.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования «Дом детского творчества»
Методические разработки
по проведению занятий кукольного театра
Духовно-нравственное воспитание средствами устного народного творчества на материале русских народных сказок на занятии объединения детского кукольного театра «Буратино»
Составитель : педагог дополнительного
образования высшей категории
Соколова Неля Анатольевна
2020г.
АННОТАЦИЯ
Данные учебно-методические разработки содержит систематизированные и обобщенные теоретические сведения по проведению занятий кукольного театра в условиях реализации внеурочной деятельности в начальной школе, технологические карты занятий, планы конспектов занятий, дидактические материалы, репертуар.
Представленные материалы стали результатом работы над методической темой «Кукольный театр как универсальное средство формирования нравственных качеств ребёнка» и исследования проблемы использования устного народного творчества в условиях объединения «Буратино» в МБУДО ДДТ.
Методическая разработка адресована педагогам дополнительного образования, а также учителям начальных классов общеобразовательных школ, возможно использование занятий для внеурочной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ
№ | Название | Страница № |
1 | Аннотация | 2 |
2 | Введение | 4 |
3 | Цели, задачи | 5 |
4 | Методическое обеспечение | 6 |
5 | Конспект занятия 1 Тема: В гостях у кукольного театра | 6-13 |
6 | Конспект занятия 2 Тема: Овладение навыками кукловождения на основе сказки «Колобок». | 13 - 19 |
7 | Конспект занятия 3 Тема: Работа над интонацией персонажей сказки «Каша из топора». | 19 - 25 |
8 | Заключение | 25 -27 |
9 | Список использованных источников | 27 |
10 | Приложение | 28 |
ВВЕДЕНИЕ
… Взять бы всех родителей за руку и повести их в театр кукол, сказать им – смотрите, вот что может развить в душах ваших детей эстетическое восприятие мира, понимание прекрасного, сделать их добрыми, отзывчивыми, смелыми и честными – настоящими людьми. Е.В. Сперанский |
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования говорится, что стандарт направлен на обеспечение: «…духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества». В соответствии со Стандартом на ступени начального общего образования должно осуществляется «…духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей».
Не секрет, что с раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с народным поэтическим словом. Я уверена, что театр, сказка поддерживают, воскрешают в маленьком человеке те нравственные нормы, которые в нем заложены природой. Нормы, соблюдая которые он бы нравился, был нужен, а значит, был счастлив.
Поэтому моя задача как педагога дополнительного образования - увлечь, вдохновить детей, направить их на добро. Исходя из этого, важную роль играет подбор репертуара кукольного театра – ведь это не только средство развлечения, он оказывает большое воспитательное воздействие. В связи с этим необходимо серьёзно относится к подбору репертуара. Ученики младших классов любят спектакли с простым, ясным и забавным сюжетом, знакомыми персонажами и благополучным концом. Именно поэтому мною была разработана система занятий, построенная на использовании устного народного творчества, в том числе на русских народных сказках. На мой взгляд, эта система работы с младшими школьниками призвана решить актуальные современные задачи, важнейшими из которых являются задачи духовно - нравственного воспитания.
Цель методической разработки: Раскрытие и развитие потенциальных способностей детей через их приобщение к миру русской народной сказки средствами кукольного театра.
Задачи:
- Формировать интерес к театру кукол.
- Расширить кругозор исторических, экологических, литературологических знаний учащихся.
- Воспитывать бережное отношение к природе, бережное отношение к собственному труду и труду окружающих.
- Развивать эстетический вкус, фантазию, изобретательность, художественную память.
- Обогащать общекультурный опыт детей.
Структура занятия состоит из 3 частей:
Построение занятий таким образом, чтобы дети имели возможность сменить типы и ритмы работы, т.е. чередовались покой и движение, тишина и оживление, интеллектуальная и физическая деятельность, ведь человек представляет собой единство физического и психического.
Занятие состоит из 3 частей:
- вступительная часть – организационный момент. Психологический настрой. Упражнения для развития мелкой моторики пальцев, рук, упражнения для развития речи.
-основная часть – практическая работа. Введение в тему. Работа над сказкой. Овладение техникой кукловождения, работа над установкой интонации сказочных персонажей.
-заключительная часть – рефлексия - подведением итогов. Выявление эмоционального настроя детей.
Методическое обеспечение:
С целью создания условий для самореализации детей используется:
- Включение в занятия игровых элементов, стимулирующих инициативу и активность детей;
- Создание благоприятных диалоговых социально-психологических условий для свободного межличностного общения;
- Моральное поощрение инициативы и творчества;
- Продуманное сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм деятельности;
- Регулирование активности и отдыха (расслабления).
На занятиях широко применяются следующие методы:
- Словесные методы обучения (рассказ, беседа, побуждающий или подводящий диалог);
- Метод наблюдений над «языком» театра, секретами создания образа, сценической речи;
- Наглядные методы обучения (работа с рисунками, картинами, презентациями, просмотр пьесы, показ образца движения куклы);
- Работа с книгой (чтение литературного произведения, получение нужной информации на определённую тему).
Занятие 1
Тема: В гостях у кукольного театра
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
Цель занятия: формирование представлений о специфике работы в кукольном театре.
Задачи:
Образовательные: познакомить воспитанников с историей куклы и кукольного театра, приёмами вождения кукол.
Развивающие: развивать творческие способности и речь воспитанника.
Воспитательные: побудить детей к импровизации, используя театральные куклы; создать творческую атмосферу на занятии.
Год обучения – 1 год
Возраст - 1 -5 классы
Оборудование и материалы: иллюстрированный материал по истории куклы, образцы кукол, таблички со слогами, ширма, плащ - накидка, музыкальный центр, компьютер, слайды презентации .
Этапы занятия и задачи | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Этап №1 Организационный момент: Знакомство с группой. Эмоционально психологический настрой детей. 5 мин |
О кукольном театре |
|
Этап №2 Основной этап Знакомство детей: с видами театральных кукол: - пальчиковые - перчаточные - тростевые - марионетки - куклы-тени Систематизация знаний детей о перчаточных куклах, принципах вождения, движения. Знакомство с конструкцией простейшей ширмы
| -Показ слайдов видов театральных кукол. -Создание проблемной ситуации, которую решают дети вместе с педагогом («Почему куклы имеют названия: пальчиковые, перчаточные, тростевые, куклы-тени?»). | -Решение проблемных ситуаций -Знакомство с различными видами кукол -Выполнение несложных заданий, предложенных педагогом: упражнений для пальчиков и развитие рук. Упражнения для развития техники речи. |
Этап №3 Рефлексия. Подведение итогов.
| -Выявление степени удовлетворенности -Закрепление полученных знаний | -Выполнение несложных заданий, предложенных педагогом -Эмоциональная оценка детьми занятия (высказывание детей о своем отношении к проведенному занятию) |
Ход занятия:
I. Организационный этап
Педагог:
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Неля Анатольевна, я руководитель творческого объединения кукольный театр «Буратино». С вами в течение всего учебного года я буду заниматься кукольным театром, а чтобы лучше познакомиться с тем, чем мы будем заниматься, сегодня мы совершим путешествие в театр. А попадём мы с вами в сказочный мир – театр кукол. А что такое театр кукол? Как вы думаете дети?
Ответ детей.
- Дети, вы когда-нибудь были на спектаклях кукольного театра.
Ответ детей.
- Чем же театр кукол отличается от других театров.
Ответ детей.
- Правильно, театр кукол – это вид театрального зрелища, в котором действуют куклы, управляемые актёрами – кукловодами, обычно скрытыми от зрителей ширмой. Куклы различаются устройством и системой их управления. Итак, тема сегодняшнего занятия: "В гостях у кукольного театра". Отправляемся в путь.
II. Основной этап (Звучит музыка В гостях у сказки.)
Педагог: Дорогие зрители! Сказку послушать, не хотите ли? Сказку не простую, а кукольную.
Ответ детей.
Педагог: Кукольный театр! Волшебные слова. Кукольное представление - наше любимое зрелище. Откуда взялся этот удивительный мир? А корни его надо искать в древности с появлением кукол. Но точно сказать, когда они появились невозможно. При раскопках в Египте была найдена кукла, возраст ее более 4 тысяч лет. А вот кукол близких к театральным куклам делали по - особому , чтобы она могла совершать движения.
Показ слайдов о истории театра кукол..
В Египте куклами были небольшие статуэтки, которые приводились в движение веревочками. (Показывает слайд со статуэтками)
В древнем Риме устраивались шествия с огромными механическими куклами. (Показывает слайд с механическими куклами)
А куклы театра Индии - плоские фигурки театра теней. (Показывает слайд с фигурами теней)
В нашей стране это ручные куклы, которыми пользовались бродячие кукольники.
В нашем кукольном театре есть такие куклы. И наша задача - не только научиться ими управлять, но и изготавливать их, придумывать и ставить с ними сказки-спектакли.
(На столе стоит коробка, на котором лежат предметы: листок и кукла Петрушка. Все прикрыто накидкой.)
Педагог: Наш волшебная накидка поможет "оживить" наших кукол. Ребята, только у нас куда - то исчезли куклы и золотой ключик от театра. Они лежали на нашей коробочке. Здесь записка, давайте прочтем. (Читает)
"Ну что глупые девчонки, задиристые мальчишки, никогда вам не видать кукольных представлений! Ваш золотой ключик и куклы я надежно спрятала. Подпись, Баба Яга.
Педагог: Ребята ,может Петрушка знает где наши куклы?.Надо только накинуть на руку волшебный плащ. За ним оживает любая кукла.
(Надевает куклу на руку и накидку, проделывает с куклой действия).
Петрушка: Знаю, знаю, Это сделала Баба Яга. Она грозилась меня в печку бросить, если я вам буду помогать. Только я ее не боюсь. Помогу вам. Слушайте внимательно! Вы должны:
- Назвать волшебные слова, с которых обычно начинаются русские народные сказки.
- Сумейте "оживить" то, что достанется вам в коробочке
Справитесь - получите свои куклы и золотой ключик, который откроет вам удивительный мир сказок.
Педагог. Какие сказочные волшебные слова нужно сказать?
Ответ детей.
(Педагог снимает с руки перчаточную куклу и открывает коробку с куклами., педагог достаёт куклы из коробки).
Педагог: Дети, а в коробочке у нас хранятся театральные куклы. Да здесь много разных кукол, из разных материалов: это бумажные куклы: объемные и плоские; деревянные, пенопластовые, вязанные. Эти куклы все предназначены для показа сказок. Вот с таких кукол мы начнем знакомиться с кукольным театром. А теперь нам надо их "оживить"
А чтобы оживить ее надо многое о них узнать. По способу управления куклы делятся на верховых и напольных. Верховые куклы находятся над ширмой, а кукловод управляет снизу. Показ слайдов
Педагог: Напольные куклы находятся прямо на полу. Кукловод управляет ими на глазах у зрителей.
(Показывает слайд - рисунок)
Педагог: Дети, а куклы, которые у меня в руках, к какому виду относятся?
Ответ детей - верховые.
Педагог: Их ещё называют перчаточными. Стоит надеть такую куклу на руку, как она оживает: плачет, смеется, думает, страдает. Но не думайте, что это так легко. Благодаря пластичности запястья кукловода и подвижности речевого аппарата - кукла двигается и говорит. А добиться это можно только благодаря разминкам, гимнастики, с которыми мы и будем знакомиться на наших занятиях.
Дети, мы сейчас попробуем нарисовать рисунок без карандаша и бумаги. Представим, что ваши пальчики - это кисточки. И сейчас этими кисточками мы и будем рисовать на воображаемом листе. Левой кистью "рисуем" контур этого листа в воздухе. Далее " рисуем" поочерёдно то - правой, то - левой кистью. Рисунки слева "рисуем" левой кистью, а справа - правой.
(Педагог проводит разминку кукловода. Дети повторяют движения за педагогом)
(Напряженно)
Бом-бом-бом! Это волшебные часы. Когда они пробьют 12, все куклы оживут. Здесь совсем светло. Задуйте свои свечи и поставьте на стол, возьмем их на обратном пути. Встаньте в круг подальше друг от друга, чтобы не мешать друг другу увидеть сказку. Покажите, как двигаются стрелки на волшебных часах. Согните руки в локтях перед собой. Руки-стрелки движутся то в одну сторону, то в другую. Тик-так, тик-так. Руки напряжены, стрелки сделаны из металла. «Бом-бом» – забили часы. Давайте все вместе сосчитаем до 12.
(Расслабленно)
Первыми ожили куклы бибабо, которых надевают на руку. Давайте я каждому надену на руку веселого Петрушку (воображаемого). Поиграйте пальчиками, чтобы задвигались руки и голова у Петрушки. Какой веселый Петрушка. А теперь вы сами стали куклами бибабо (педагог имитирует).
Наклоните голову, поздоровайтесь, как это делает Петрушка. Представьте, как сгибается и разгибается ваш палец, когда на него надета голова куклы. Разведите руки в стороны. Руки прямые, напряженные. Хлопните в ладоши. Петрушка танцует.
Поклонитесь зрителям. Петрушка кланяется низко. Тело как из тряпочки. Наклонитесь, руки и голова повисли, расслабились.
А еще в кукольном театре есть куклы-марионетки. У них все части туловища привязаны к веревочкам, а веревочки закреплены на палочках. За веревочки дергают, и кукла оживает. Мы с вами превратились в кукол-марионеток. Пока веревочки ослаблены, и все наше тело расслаблено. Ноги согнуты в коленях, все тело обмякло, голова повисла, руки как ниточки болтаются.
(Резко, напряженно)
Но вот дернули за одну веревочку, и поднялась голова, затем одна рука, другая, распрямилась спина, одна нога, другая. Стали дергать за все веревочки, сразу и у нас все задвигалось. Все напряжено: шея, руки, ноги, туловище. Представьте, как дергают за веревочки, которые привязаны к вашим рукам, ногам, голове.
(Кружение, застывание)
То мы как балерина, то мы как Пьеро. А теперь играем на скрипочке.
(Плавно, расслабленно)
Кукольный театр не может обойтись без Буратино. Давайте покажем этого маленького шалунишку. Он весь из дерева, твердый.
(Напряженно)
Папа Карло его только что сделал. Он стоит, расставив ноги, твердые как дерево, и руки такие же твердые. Спина, шея – деревянные. А на лице веселая улыбка.
Буратино потянулся, Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развел – Ключик, видно, не нашел.
А теперь я превращу вас в тряпичную куклу Пьеро. Буратино веселый, а Пьеро грустный. Тряпичная кукла вся мягкая. Пьеро лежит на травке около дома Мальвины и мечтает о ней. Все тело у него расслаблено. Поднимает руку, а она у него падает, поднимает ногу, а она тоже падает. Он же сделан из мягкой ткани. Сел Пьеро, а его тело, как тряпочка, опять упало на травку. Все движения медленные.
Но что это за веселая музыка? (запись из м/ф «Буратино»). Скорее вставайте, давайте потанцуем, кто как хочет. Можете танцевать как веселый Буратино, или как нежная Мальвина, или как медлительный Пьеро, или как резвый Артемон.
Педагог: После такой разминки попробуем обучаться приемам вождения кукол. Но сперва надо научиться правильно, одевать куклу на руку. Возьмите себе по кукле и посмотрите, как она сделана. Куклы - перчаточные отличаются от обычных кукол, которыми играют дети, тем что у них нет туловища. Его заменяет рубашка-перчатка, которая надевается на руку.
Лучше куклу надевать на правую руку. Указательный палец вставьте в патронку в шее. Если это отверстие большое, вставьте в него два пальца: указательный и средний. Большой палец в одну руку куклы, остальные в другую.
Педагог: Молодцы! а теперь смотрите и повторяйте за мной движения под музыку.
(Проводятся упражнения с куклой)
- Кукла идет - радостно, грустно.
- Наклоны головы и туловища.
- Повороты: налево, направо, быстро, медленно.
- Кукла: ползет по руке кукловода, разглядывает, прячется.
- Кукла: разглядывает, разговаривает, слушает.
Педагог: Ваши куклы, ребята, сделали первые робкие свои шаги. Но чтобы стать настоящим кукловодом - надо еще многому научиться. На наших занятиях вы узнаете много секретов кукольного театра.
Вот мы и справились со вторым заданием. Мы "оживили" наших кукол, заставив их двигаться. Но ключика так и не нашелся.. Что - же делать дальше?
(На руке у педагога надета перчаточная кукла Петрушка. Педагог делает ею движения, как будто она что - то хочет сказать на ушко).
Педагог: Ребята, Петрушка нам что-то хочет сказать, только просит поместить его вот за эту небольшую накидку, так как в старые времена за такой же ширмой он вместе с друзьями выступал на площадях и ярмарках, в городах и деревнях.
(Педагог надевает накидку. И вот над ней появляется Петрушка.)
Петрушка:
Здрасьте, здрасьте, зрители!
Дети и родители,
Гости заезжие, господа приезжие!
Все собрались, никого не ждем
Тогда разговор начнем.
Петрушка: Что ребятки золотой ключик ищите? У меня он. Ответите, правильно на мои вопросы - получите его. Готовы?
Ответ детей: Готовы.
Петрушка: Без чего нельзя обойтись в кукольном театре?
Ответ детей: Без куклы.
Петрушка: На какие виды делятся куклы по способу управления?
Ответ детей: Верховые и напольные.
Петрушка: Как называется кукла, одетая на руку?
Ответ детей: Перчаточная.
Петрушка: Молодцы! Чудеса, да и только! Приглашаю вас всех один раз в неделю в школу кукольных наук". Нам такие способные кукловоды очень нужны!
Даю вам ключик от театра. До свиданья.
III. Заключительный этап.
Рефлексия
Педагог: Дети, у каждого из вас в руках перчаточная кукла – персонаж русской народной сказки. В нашем творческом объединении есть особое правило. После каждого занятия возвращать куклы в волшебную коробочку, но прежде, чем вы это сделаете, я хотела, чтоб вы голосом своего героя ответили на вопрос: "Что вы узнали сегодня, с чем познакомились, чему научились?" (дети друг за другом подходят к коробке, отвечают и возвращают куклу, педагог благодарит каждого)
Педагог: Мы сегодня не только с вами побывали в гостях у кукольного театра, но и познакомились с главной героиней - куклой. Ваши руки попробовали ее оживить: она говорила и двигалась. Но чтобы стать настоящим кукловодом надо многое узнать и многому научиться. Наши занятия помогут вам познать не только секреты кукольного театра, но и познать самого себя. Наше занятие закончено. До свидания! И до встречи снова в мире сказки!
Занятие 2
Тема: Овладение навыками кукловождения на основе сказки «Колобок».
Технологическая карта
Цель: Совершенствовать навыки кукловождения — учиться передавать выразительную походку куклы – персонажа русской народной сказки..
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с русскими народными сказками;
- Способствовать формированию у учащихся целостного представления о основной идее сказки.
3.Учить передавать особенности походки разных персонажей.
Развивающие:
1. Содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков детей: развивать речь, пополнять словарный запас, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.
2. Развивать речь, артистичность детей, умение выделять характерные особенности героев сказок и сопоставлять их с реальными событиями в жизни людей.
Воспитательные:
- Способствовать нравственному воспитанию учащихся;
- Прививать интерес к устному народному творчеству.
Репертуар: сказка «Колобок», «Три поросенка», «Каша из топора»
Оборудование:
- Карточки с названиями сказок.
Слайды-Презентации к занятию (Презентация №2)
Этапы занятия и задачи | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Этап №1 Организационный момент: Эмоционально психологический настрой детей. 3 мин |
|
|
Этап № 2 Основная часть. Знакомство детей с русскими народными сказками. Выбор сказки Колобок для практической работы по технике кукловождения 27 мин |
|
Практическая работа с куклами по сказке Колобок. |
Этап №3 Рефлексия. Подведение итогов. 5 мин. |
|
|
Ход занятия:
I. Организационный момент
Педагог. Превращается рука
И в котёнка, и в щенка.
Чтоб рука артисткой стала,
Нужно очень-очень мало:
Специальные перчатки,
Ум, талант – и всё в порядке!
– Улыбнемся, друг другу и пожелаем хорошего настроения.
II. Основная часть
– Сегодня мы вновь встретились с вами на занятии кукольного театра и будем продолжать знакомство с этим интересны удивительным миром. Я хочу задать вам вопрос. Что делают куклами в кукольном театре?
Ответ детей. Ставят спектакли.
Педагог. Какие спектакли.
Ответ детей. Сказки.
Вы любите сказки?
Ответ детей
Педагог: Тема нашего занятия Русские народные сказки. Дети, вы с самого раннего возраста слышали сказки. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а теперь вы пошли в школу и сами будете их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир.
В сказках совершаются самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу – царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми и серебряными яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех.
И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир сказок.
Я познакомлю вас с разными видами русских народных сказок. Одну из них мы выберем для нашей практической работы. На основе сказки мы будем осваивать технику кукловождения. Вначале, вспомним. А что же такое сказка? Показ слайдов.
Ответ детей.
Педагог. Сказка – это устный рассказ о вымышленных событиях, придумка о том, чего не бывает. Существует три основных вида русских народных сказок: волшебные, бытовые и сказки о животных. В волшебных сказках человек общается с существами, которых не встретишь в жизни: Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Змей Горыныч. В сказках совершаются самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч уносит красавицу – царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую девочку золотыми и серебряными яблочками, то хитрющая лиса обманывает всех.
Нередко в руки героя попадают чудесные предметы: клубочек, который указывает дорогу, скатерть-самобранка. А какие волшебные сказки вы знаете?
Ответ детей.
Педагог. Второй вид русских народных сказок – это бытовые сказки, которые передают быт, обстоятельства народной жизни. Все в этих сказках обыкновенно, все происходит в повседневной жизни. Если в волшебных сказках герой всегда добивается победы в бою с помощью чудесного оружия, то в бытовых сказках герой силу не применяет, а происходит как бы состязание ума: кто кого перехитрит, кто окажется сообразительнее. Например, сказка «Каша из топора». Как вы думаете, почему эта сказка бытовая?
Ответ детей.
Педагог. Мы с вами поговорили о волшебных и бытовых сказках. А о каком виде русской народной сказки мы еще не сказали?
Ответ детей.
Педагог: Правильно, сказки о животных. В этих сказках говорится о повадках о проделках, приключениях обыкновенных, всем знакомых диких и домашних животных, о птицах и рыбах, отношения между которыми очень похожи на отношения между людьми. Да и характеры зверей похожи на характеры людей: медведь глуповат, заяц трус, лиса хитрая, волк жаден. Какие сказки о животных вы знаете?
Ответ детей.
Педагог. Молодцы вы какие. А теперь проверим ваши знания русских народных сказок в викторине. Слушайте внимательно вопросы:
Викторина из загадок
- Был похож на мяч немножко и катился по дорожкам.
Укатился ото всех, кроме «рыжей», вот так смех! (Колобок)
- Как иногда называют в сказках лису? (Патрикеевна)
- В небесах и на земле скачет баба на метле,
Страшная и злая, кто она такая? (Баба-Яга)
- Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал ее кто-то.
Кто распростившись с зеленою кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Царевна Лягушка)
- Гуси - лебеди летят, унести детей хотят.
Кто полог сестрице с братцем от Яги домой добраться?
(Печка, кисельные берега, яблоня)
- Какое мужское имя чаще всего дают героям русских народных
сказок? (Иван)
- Какая цифра чаще всего встречается в сказках? (Три)
- Кто жил в теремке? (Мышка, лягушка, зайчик, лисичка, волк, медведь)
- Во всех русских народных сказках она всегда прекрасная? (Василиса)
- Кто пришел на помощь внучке, чтобы вытащить репку? (Жучка)
- Какая рыба способна выполнять человеческие желания, кроме золотой? (Щука)
- Смерть какого сказочного героя находится в яйце? (Кощея Бессмертного)
- Возле леса на опушке, трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки, три кровати, три подушки.
Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки?
(Три медведя)
- Продукт, на котором бабка замесила тесто? (Сметана)
- А вот и рыба, и оторванный волчий хвост.
Как называется эта русская народная сказка? (Лиса и волк)
- По отдельности птицы, как птицы. Но сбившись в стаю,
Вдруг становятся верными помощниками Бабы-Яги, похищая для нее детей. (Гуси - лебеди)
- Сладких яблок аромат заманил ту птицу в сад.
Перья светятся огнем и светло в ночи, как днем. (Жар-птица)
- Напуганный лисой пустился вскачь косой.
Петляет меж сосенок ушастый… (Зайчонок)
- Какой овощ тянули дедка, бабка, внучка, Жучка, Мурка, мышка? (репка)
Педагог. Какие вы хорошие знатоки русских народных сказок. Видно, что вы любите читать сказки и знаете их. Просто, молодцы. А теперь предлагаю вам выбрать сказку для нашей практической работы.
Ответ детей.
Педагог. Я предлагаю вам сказку «Колобок», которую знают все. Давайте все вместе вспомним сюжет этой сказки.
Ответ детей. (Совместный пересказ сказки Колобок.)
Педагог. Сколько персонажей в этой сказке.
Ответ детей (Дед, Бабка, Колобок, Зайчик, Волк, Медведь, Лиса.)
Педагог. На основе этой сказки будем осваивать технику, которая называется кукловождением. Сначала сделаем специальные упражнения, чтобы наши ручки не уставали, а пальчики были подвижными
Педагог: ( Педагог проговаривает текст, дети повторяют за ним движения пальцами на поверхности стола. Дети должны почувствовать, как движения пальцев рук могут сочетаться с интонационно выразительной речью.)
Пальчики отправляются гулять в лес и идут по дорожке: «топ, топ, топ!».
Через кочки перепрыгивают: «прыг-скок!».
Побежали быстро от дождя укрыться: «топ, топ, топ!».
Теремок увидели, постучались: «тук-тук!».
Никто пальчикам не отвечает.
На двери висит замок,
Кто его открыть бы смог?
Повертели, покрутили,
Постучали и открыли.
(Пальцы и ладони соединены в замок, «замок крутится» в разные стороны.)
Педагог. Молодцы! А теперь приступаем к практической части нашего занятия. Движение куклы будем выполнять по сюжету сказки. Сценой театра кукол является ширма. За ней ставиться декорация и происходит действие спектакля. За ширмой находится кукловод, который управляет куклой. Посмотрите, как должна двигаться кукла по ширме.(педагог объясняет и показывает движение куклы ) Кукла должна выходить не сразу а постепенно, сначала появляется голова, затем плечи, и сама кукла. Чтобы показать, что кукла идет, надо ритмично продвигать ее вперед немного покачивая руку. При беге движения куклы делаются чаще и быстрее. Уходя с ширмы, кукла не проваливается вниз сразу, а постепенно удаляется в глубину ширмы и так же постепенно опускается. При движении куклы будем учитывать характерные особенности сказочных персонажей. Теперь попробуем воспроизвести движение кукол по сказке Колобок. Кто первым из персонажей появляется на ширме.
Ответ детей. Дед и бабка
Педагог. Какие действия и движения делает дед,бабка?
Ответ детей. (выходят, идет диалог, бабка замешивает тесто)
Педагог. Итак, прошу выйти к доске, того кто сыграет Деда и воспроизвести движение этой куклой.
(Итак, дети поэтапно воспроизводят движение куклы по сказке "Колобок")
III. Заключительный этап.
Рефлексия
Педагог. Молодцы! Все прекрасно справились с заданием.
Я хочу спросить вас, что нового узнали на занятии? Чем запомнилось занятие?
Ответ детей.
Педагог. Какая самая лучшая награда для артиста?
Ответ детей. Аплодисменты зрителей.
Педагог. Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.
Занятие 3
Тема: Работа над интонацией персонажей сказки «Каша из топора».
Технологическая карта
Цель: Формировать интонационную выразительность речи у детей.
Задачи:
Образовательные:
- обучать исполнительской культуре детей.
- научить понимать эмоции кукольного персонажа, выражать их с помощью интонации.
- пополнять и активизировать словарь детей.
- Вырабатывать четкую и правильную артикуляцию при работе над скороговоркой.
Развивающие:
- развивать у детей познавательные процессы: внимание, воображение, память и творческий потенциал.
- развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
- воспитать навыки коллективной работы и сотрудничества.
Репертуар: сказка «Каша из топора»
Оборудование: декорации для кукольного театра: Дом, печка, дерево, перчаточные куклы к спектаклю «Каша из топора»; технические средства: компьютер, презентация к сказке «Каша из топора»
Этапы занятия и задачи | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Этап №1 Организационный момент: Знакомство с группой. Эмоционально психологический настрой детей. 7 мин |
|
|
Этап № 2 Основной этап Знакомство детей с новой темой: Работа над интонацией персонажей сказки «Каша из топора». 23 мин |
|
Практическая работа – участие в сказке «Каша из топора» |
Этап №3 Рефлексия. Подведение итогов. 5 минут. |
|
|
Ход занятия:
I. Организационный момент
Звучит русская народная мелодия
Педагог. Сегодня мы отправимся в гости к нашим персонажам сказки «Каша из топора» и продолжим работать с этой сказкой.
Психологический настрой (спокойное, радостное, грустное) Давайте с вами выберем, с каким настроем начнем занятие.
– Перед вами 2 лица.
– Какое настроение выражает каждое лицо?
Ответ детей. (грустное, недовольное, веселое)
- Какое настроение выберем на урок?
- Итак, мы начинаем занятие с хорошим радостным настроением и не забудем про интерес и удивление.
Педагог. Дети, что важно уметь актеру-кукловоду?
Ответ детей (Нужно научиться «оживлять» и «озвучивать» куклу.)
Педагог. И, конечно же, актеру необходимо при озвучивании своей роли четко, ясно произносить текст. А чтобы губы и язык были подвижны и четко произносили текст, помогают нам специальные упражнения – скороговорки. Вспомним, как мы будем произносить скороговорку.
Ответ детей (медленно, проговаривая все звуки в словах, не глотая окончания)
Педагог. А поможете в этом вы сами.
(Ребенок читает скороговорку, остальные все вместе тихонько вполголоса хором проговаривают. При этом соблюдая артикуляцию; правильно работают наши губки и язычок.)
Скороговорки: Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
От топота копыт пыль по полю летит.
Ткет ткач ткани на платье Тане.
(Дети произносят скороговорки).
Педагог. Спасибо, молодцы!
Как мы оживляем куклу?
Ответ детей. С помощью рук
Педагог. Чтобы ваши ручки укреплялись и не уставали, а пальчики были подвижными, все вместе сделаем зарядку для наших рук и пальчиков.
Пальчиковая гимнастика (Музыкальное сопровождение )
Упражнение №1
Попеременно соприкасаются кончики указательного, среднего, безымянного пальца и мизинца с кончиком большого. Упражнение выполняется под подвижную музыку, пальцы меняются на сильную долю.
Упражнение №2
Кисть сжимается в кулак и резко разжимается.
Упражнение №3
Для кисти руки, повороты в разные стороны.
Упражнения для плечевых суставов.
II. Основная часть.
Приступаем к рассмотрению новой темы нашего занятия: Интонация персонажа сказки. Чтобы наша маленькая постановка была более яркой и интересной мы научимся правильно вести диалог, интонацией передавать разное настроение персонажей. Чем ярче и выразительнее будет говорить кукла, тем интереснее будет смотреться наш спектакль. Интонация - это повышение или понижение тона голоса при произношении.
Педагог. Например, какую интонацию в своей речи мы используем?
Ответ детей. Радостно, громко, весело - это значит восклицательная речь! Удивленно, кого-нибудь спрашиваем – это вопросительная интонация? Обычная наша речь без всяких эмоций – повествовательная речь.
- Каким тоном речи можно еще говорить?
Ответ детей (ласково, нежно, спокойно, тихо, грубо, громко, медленно, торопливо, сердито.)
Педагог. На примере нашей сказки «Колобок», потренируемся применять интонацию к персонажам. Посмотрим, вспомним сказку Колобок и подумаем, с каким настроением подходит каждый персонаж к Колобку, и какую интонацию применяет рассказчик к персонажам.
- Каждый из персонажей подходя к Колобку, говорит одну и ту же фразу. Какую?
Ответ детей. Колобок, Колобок, я тебя съем.
Педагог. Попробуем эту фразу произнести по-разному. Обратили внимание, каждый из героев говорит с особой интонацией, выражает только ему свойственный характер, т.к у каждого зверька свои характерные особенности. Но чтобы правильно подобрать правильный тон речи, нам надо хорошо понять героев.
Например: Зайчик – трусишка, волк – злобный, мишка –неуклюжий, медлительный, лиса – хитрая.
Педагог. Зайчик.
Ответ детей (с опаской, удивленно потому что зайчик трусливый.)
Педагог. Волк.
Ответ детей (немного грубоватый)
Педагог Медведь. Какой он?
Ответ детей. ( Большой, неуклюжий, никого не боится, ведет себя самоуверенно, говорит низко, неторопливо.)
Педагог. . И последний наш персонаж, это Лисичка
Ответ детей. (хитрый, жалобный, ласковый тон)
Педагог. Чему нас учит эта сказка?
Ответ детей.
Педагог. А теперь приступим к практической части нашего занятия. Попробуем практически проиграть нашу сказку, в речи своей постараемся использовать правильную интонацию, которую мы только что с вами проговорили.
(Дети надевают куклы, исполняют фрагмент сказки «Колобок» голосом выбранного персонажа)
III. Заключительный этап.
Рефлексия
Педагог. Какие трудности вы испытали при проигрывании сказки?
Ответ детей.
Педагог. С помощью чего оживляются персонажи сказки
Ответ детей (руки, правильно выбранной интонации)
От чего же зависит выбор интонации каждого персонажа сказки.
Ответ детей. ( от характера персонажа)
Сегодня мы узнали, что такое интонация, попробовали применить ее к персонажам сказки «Колобок», на следующих занятиях будем её вырабатывать.
Педагог. Вам интересно было на занятии? Занятие мы начали с хорошим настроением. Какое настроение у нас с вами в конце занятия? (Дети показывают карточки с изображением мимики лица). Молодцы, спасибо!
Какая самая лучшая награда для артиста?
Дети. Аплодисменты зрителей.
Педагог. Мы сегодня хорошо поработали, давайте поаплодируем друг другу.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
При проведении занятий первого года обучения мы выходим на следующий уровень результатов с учётом требований новых образовательных стандартов к начальному общему образованию: приобретение детьми социальных знаний (об общественных нормах, устрой стве общества, о социально одобряемых и неодобряемых фор мах поведения в обществе), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Результат системы занятий на материале русских народных сказок отслежен следующими методиками:
Название методик | Что отслеживается |
1. «Незавершенная сказка» | Выявление развития познавательных интересов и инициативы учащегося |
2. Методика: “Личностный рост”. | Уровень подготовленности ребенка к ценностям. Отношение к культуре |
Список использованных источников
Используемая литература:
- Белюшкина И.Б. и др. Театр, где играют дети. – М., 2001.
- Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. – М., 1999.
- Савенков А.И. Детская одарённость: развитие средствами искусства. – М., 1999.
- Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр. – М., 2000.
- Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. – Ярославль, 1996.
- Флинг Х. Куклы-марионетки. С-П., 2000.
- Федотов А. Техника театра кукол. М.:2013.
Используемые Интернет-ресурсы:
Практическая часть.
1. Проводятся упражнения на дыхание.
“Очерти контур”
Сделать “Вдох” и выдыхаемой струей воздуха очертить контур фигуры стоящего перед вами человека. Задание можно усложнять, если сперва поднять одну руку, а потом и другую.
“Картина”
Взять дыхание и теперь при выдохе струей воздуха нарисовать любую картину: домик, дерево, солнышко …
“Свое имя”
Взять “Вдох” и струей воздуха нарисовать букву, слово, свое имя, год …
“Пыль”
Представьте, вы в комнате, где давно не вытирали пыль. Взять “Вдох” и сдунуть с вещей, предметов “пыль”: плавно, прерывисто.
2. Упражнения артикуляционной гимнастики (зарядка для губ, языка и челюсти)
“Кошечка”, “Расческа”; “Маятник”, “Карамелька”, “Болтушка”, “Зубочистка”….
3. Упражнения звуковой разминки
Для разминки потребуются гласные в следующем порядке:
И – Э – А – О – У – Ы – Е – Ё – Я – Ю. Мы будем тренировать их в сочетании с согласными звуками: П и Б, К и Г, Т и Д, С и З, В и Ф и т.д.
И – Э – А – О – У – Ы – Е – Ё – Я – Ю.
И - Биб, пиб
Э – Кэк, кэг
А – Тат, тад
О – Сос, соз
У – Вув, вуф
Ы – Сыс, сес …
4. “Забавные стихи”
Детские стихи используются для отработки дикции, четкости произношения, “полётности” голоса.
- Пара барабанов, пара барабанов
Пара барабанов била бурю,
Пара барабанов, пара барабанов
Пара барабанов била бой.
- Шла кукушка мимо сада,
Поклевала всю рассаду
И кричала: ку-ку, мак –
Отжимай один кулак!
- Как на пишущей машинки,
Две хорошенькие свинки,
И постукивают, и похрюкивают.
Хрюки-хрюки-хрюки-хрюк,
Туки-туки-туки-тук.
Приложение 1
Презентация: «Виды театральных кукол»
Источник: http://ickust.claw.ru/shared/icks/3300.htm
http://dramateshka.ru/index.php/tech-puppetry/6203-vidih-teatraljnihkh-kukol
Презентация: «Русские народные сказки»
Презентация: Викторины «Русские народные сказки»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка серии уроков по созданию коллективной работы на тему "Художник в театре"
В 3 классе, изучая тему 3 четверти "Художник и зрелище" по программе общеобразовательных учреждений "Изобразительное искусство и художественный труд" под редакцией Б.М. Неменского, ребята знакомятся с...
Методическая разработка: кукольный театр "Цветы для мамы"
Методическая разработка кукольного театра...
Методическая разработка "Английский театр как форма театрально-языкового социума"
Разраотана для педагогов дополнительного образования и учителей иностранного языка, работающих с начальными классами....
Презентация по МХК "Азбука театра (часть1) Виды театра. Античный театр"
Презентация по МХК "Азбука театра (часть1) Виды театра. Античный театр" Содержит большое количество иллюстративного материала. Может быть также использована на уроках изобр...
Методическая разработка проекта "Театр&Country" в рамках Всероссийского проекта "Школа волонтерев чтения"
Идея проекта основана на сочетании лингвокульторологии и литературы. Изучать литературу необходимо в тесной связи с историей, традициями, менталитетом и языком страны, выходцем из которой, является то...
Час общения на тему "Театр, театр, театр"
2019 год объявлен годом Театра. Но сельские жители и, в том числе, дети имеют узкое представление о театре. Для того , чтобы расширить представление о театре, как об удивительном и древнем...
Театр, театр, театр...
Этот материал может быть полезен для проведения часов общения и внеклассных мероприятий не только в 5 классе, но и в начальной школе. В конспекте можно увидеть игровую, исследовательскую деятельность ...