РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Работа с одарёнными детьми» 5 – 9 класс
рабочая программа
Рабочая программа «Работа с одарёнными детьми» (5 – 9 класс) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования и подпрограммы «Одаренные дети» программы развития МБОУ «Гимназия№35».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_rabota_s_odarennymi_detmi.doc | 72 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ «Гимназия №35»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Работа с одарёнными детьми»
5 – 9 класс
(по подготовке к участию в предметных олимпиадах).
Махачкала
Рабочая программа «Работа с одарёнными детьми» (5 – 9 класс) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов основного общего образования и подпрограммы «Одаренные дети» программы развития МБОУ «Гимназия№35».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Программа работы с одарёнными учащимися чрезвычайно актуальна для современного российского общества. Большое внимание на совершенствование всей системы образования в стране оказывает социальный заказ общества на творческую, активную личность, способную проявить себя в нестандартных условиях, гибко и самостоятельно использовать приобретенные знания в разнообразных жизненных ситуациях. У каждого ребёнка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Всё, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования – это умелое руководство со стороны взрослых. В условиях сельской общеобразовательной школы существует проблема творческого и интеллектуального развития одарённых и способных детей. Материальный и образовательный уровень родителей, мотивация к развитию ребёнка часто оставляют желать лучшего. В этой ситуации на школу и школьного учителя ложится решение проблемы развития способностей учащихся. Одним из направлений этой работы является развитие интеллектуальных способностей, познавательного интереса к углублённому изучению предмета, интереса к определённой науке. Системная, научная организация работы позволит даже в условиях общеобразовательной школы добиваться положительных результатов в реализации данной программы
Программа направлена на развитие интеллектуальных умений учащихся на основе формирования у ребёнка умений управлять процессами творчества: фантазированием, пониманием закономерностей, решением сложных проблемных ситуаций. Она даёт обучающимся возможность раскрыть многие качества, лежащие в основе творческого мышления.
Работа с одаренными и способными учащимися, их поиск, выявление и развитие является одним из важнейших аспектов деятельности учителя. Такие дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний.
Реализация программы позволит обучающимся побеждать в предметных олимпиадах различного уровня, существенно поможет при подготовке к ОГЭ, будет способствовать профессиональной ориентации выпускников.
Цель программы:
- выявление, обучение, развитие, воспитание и поддержка одарённых детей; создание условий для оптимального развития одарённых детей, чья одарённость на данный момент, может быть, ещё не проявилась, а так же способных детей, в отношении которых есть серьёзная надежда на развитие способностей.
Задачи:
- проводить конкурсы, интеллектуальные игры, олимпиады, позволяющие обучающимся проявить свои способности.
- произвести отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствует развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;
- предоставлять возможности совершенствовать способности в совместной урочной и внеурочной деятельности со сверстниками, родителями, учителем, через самостоятельную работу;
- воспитывать целеустремленность, активность учащихся в выдвижении перед собой целей, настойчивость и последовательность в их воплощении;
- поддерживать талантливого ребенка в реализации его интересов в школе и семье совместно с родителями (тематические родительские собрания, лектории для родителей, спортивные мероприятия, концерты, праздники).
Принципы построения программы:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип свободы выбора обучающимися дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.
Сроки реализации программы: 4 года.
Ожидаемы результаты реализации программы:
- Повышение мотивации школьников к учению и уровня обученности за счёт учёта индивидуальных образовательных запросов обучающихся, а также их социальных характеристик.
- Формирование системы работы с одарёнными детьми.
- Создание базы для развития одарённости и таланта в современных условиях общеобразовательной школы.
- Совершенствование форм работы с одарёнными и способными детьми.
- Формирование банка данных «Одарённые дети», включающего в себя сведения о детях с различными типами одарённости.
- Использование систем диагностик для выявления и отслеживания различных типов одарённости.
- Обобщение и систематизация материалов, презентация опыта работы.
Показатели эффективности реализации программы:
- Удовлетворённость детей своей деятельностью и увеличение числа одаренных детей.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, в которых у них есть способности.
- Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.
- Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Выявление одарённых детей.
Диагностика одарённости младших школьников по методике А.И.Савенкова; диагностика познавательной сферы ребёнка (Богданова Т.Г.); диагностика уровня творческой активности учащихся (Альбом с замаскированными изображениями).
Формирование банка данных обучающихся, имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности. Составление индивидуальных карт на одарённых детей.
Работа учителем с одарёнными детьми в урочную деятельность.
Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: Интернета, презентаций, клипов, видеофильмов.
Применение на уроках современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, проблемно-поисковых.
Применение нестандартных форм уроков: урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок -творческая мастерская, урок-лекция.
Проведение предметных недель с активным участием одарённых детей.
Проведение конкурсов, интеллектуальных игр по предметам и направлениям, позволяющим обучающимся проявить свои способности.
Участие в школьных, муниципальных, региональных, федеральных конкурсах, олимпиадах.
Подготовка и участие обучающихся в школьных, международных, всероссийских олимпиадах.
Организация и проведение школьных предметных олимпиад.
Подготовка и участие обучающихся в школьных, муниципальных, региональных конкурсах.
Привлечение к научно-исследовательской деятельности.
Школьный День науки и творчества, участие в школьных и районных научно-практических конференциях.
Развитие детей через дополнительное образование.
Занятие внеурочной деятельностью: посещение кружков, секций.
Основные формы работы с одаренными учащимися:
- групповые занятия;
- кружковая работа;
- занятия исследовательской и проектной деятельностью;
- участие в олимпиадах;
- участие в конкурсах;
- предметные недели;
- работа по индивидуальным планам.
ПЛАН РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ | Направление работы | Мероприятие | Сроки проведения |
1 | Методическая работа | Составление плана работы с детьми на учебный год. | Август |
Изучение нормативных документов по организации работы с одарёнными детьми. | Сентябрь | ||
2 | Выявление способных и одарённых детей | Диагностика одарённости обучающихся 5 – 9 классов | Сентябрь |
Формирование банка данных обучающихся, имеющих высокий уровень учебно-познавательной деятельности. | В течение года | ||
3 | Анализ успехов и достижений ученика | Создание портфолио обучающихся. | В течение года. |
4 | Работа с родителями обучающихся | Тематические родительские собрания. Консультации для родителей. Рекомендации по выбору кружков. | 1 раз в год |
5 | Работа учителя с одарёнными детьми на уроке | Использование в урочной деятельности различных современных средств информации: Интернета, презентаций, клипов, видеофильмов. | В течение года. |
Применение на уроках современных технологий: игровых, учебно-исследовательских, проблемно-поисковых. | |||
Применение нестандартных форм уроков: урок-сказка, урок-путешествие, урок-игра, урок-творческая мастерская, урок-лекция. | |||
Проведение конкурсов, интеллектуальных игр по предметам и направлениям, позволяющим обучающимся проявить свои способности. | |||
Проведение предметных недель с активным участием одарённых детей. | |||
6 | Участие в школьных, муниципальных, региональных, международных олимпиадах и конкурсах. | Подготовка и участие обучающихся в школьных, международных, всероссийских олимпиадах. | В течение года |
Организация и проведение школьных предметных олимпиад. | |||
Подготовка и участие обучающихся в школьных, муниципальных, региональных конкурсах. | |||
7 | Привлечение к научно-исследовательской деятельности. | Школьный День науки и творчества, участие в школьных и районных научно-практических конференциях. | Февраль- март |
8 | Развитие детей через дополнительное образование. | Занятие внеурочной деятельностью: посещение кружков, секций. | В течение года |
Участие в конкурсах творческих работ разного уровня. | |||
9 | Создание банка нестандартных заданий | Создание методической копилки по работе с одарёнными детьми: - отбор методик, технологий, отвечающих требованиям изученных карт интересов; - создание методической копилки (тесты, карточки для дифференцированной работы, олимпиадные задания, задания повышенной сложности по предметам); - формирование комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям); - отбор методик, технологий, отвечающих требованиям изученных карт интересов. |
Показатели эффективности реализации программы:
- Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа одаренных детей.
- Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.
- Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планы работы с одарёнными детьми, с отстающими детьми.
Планы индивидуальной работы с одарёнными детьми и имеющими пробелы в знаниях учениками....
Выявление ранней одарённости. Работа с одарёнными детьми.
Личностно-ориентированный подход в обучении относится к гуманистическому направлению в педагогике. Основной принцип этого направления: в центре обучения должен находитьс...
Организация работы с детьми «группы риска» и одарёнными детьми на уроках русского языка и литературы
Материалы к обсуждению на методическом объединении учителей начальной школы и учителей русского языка и литературы в 2013 г....
Доклад на тему: «Особенности работы с одарёнными детьми. Проблемы и перспективы развития детской одарённости. Подготовка к олимпиадам по английскому языку.»
Ни у кого не вызывает сомнения, что прогресс цивилизации зависит исключительно от одаренных людей. Это означает, что общество, а вслед за ним и школа несут перед одаренными детьми особую ответст...
Работа с одарёнными детьми: опыт, методики, достижения. "Городской математический праздник "Математическая перестрелка" в рамках городской системы работы с одарёнными детьми"
Выступление на 1 съезде учителей математики Самарской области "Реализация концепции развития Российского математического образования", 20.04.2016Выступление на окружной конференции педагогов "Реализац...
Организация работы с одарёнными детьми. Разработка индивидуальной программы развития одарённого ребенка.
Аннотация: в статье рассматриваются особенности организации работы с одарёнными детьми и их родителями, приводится пример составления индивидуальной программы развития одарённого ребенка в свете требо...
Система работы с одарёнными детьми в рамках общеобразовательного пространства школы, инновационные стратегии поиска и выявления одарённых детей
Глобальные социально-экономические преобразования в нашем обществе выявили потребность в людях творческих, активных, неординарно мыслящих, способных нестандартно решать поставленные задачи и на основе...