Проектная работа "Читающая семья"
проект

Зайнуллина Алсу Рафиковна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                               

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitayushchaya_semya.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

МКУ «Управление образованием Алькеевского МР

Республики Татарстан»

 

Проектная работа

"Читающая семья"

                                         Выполнила:

  методист по ресурсному обеспечению

                                                                    образовательного процесса

                                                                  МКУ «Алькеевского МР»

                                                  Зайнуллина А.Р.

Паспорт проекта:

Содержание

Пояснение

Название проекта

     «Читающая семья»

Участники

Библиотекари, учителя, учащиеся 1-8 классов МБОУ Базарно-Матакской гимназии имени Наби Даули, МБОУ Ахметьевской ООШ,  родители

Продолжительность проектной деятельности

1 год

Цель:

Создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников. Возрождение традиций семейного чтения.

Задачи:

-организация сотрудничества “ученик-родитель-педагог- библиотекарь”

- возрождение традиции семейных чтений;

- повышение культуры чтения в семье;

-приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки. 

Этапы реализации проекта:

1 этап  - организационно-подготовительный

- изучение  методической  литературы по данной теме;

- анкетирование детей и родителей по выявлению запросов и интересов;

-составление разработок, сценарий литературных праздников, викторин, диспутов;

2 этап - Основной

- организация книжных уголков  в библиотеке, в классах;

- еженедельные беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» и ведение читательского дневника;

- экскурсии в районную  детскую библиотеку,  музей им. Лысенкова;

-привлечение родителей и других членов семьи  к театрализации литературных произведений;

- создание книжных выставок;

- оформление памяток для родителей по приобщению детей   к чтению;

 - родительские  ликбезы.

 - мини-проекты семейных фото и видеоматериалов «Вместе с  книгой я расту»;

- выставки детских  рисунков и поделок по прочитанным  произведениям;

- обмен книгофондами семей:  «Книга напрокат».

- благотворительные книжные проекты «Подари книгу библиотеке», «Прочитал-поделись с другим» (сбор книг для Ново-Салманского детского  приюта и для Юхмачинского дома престарелых);

- участие во всероссийских, республиканских, районных конкурсах;

- обмен опытом в рамках родительских собраний.

3 этап - Итоговый

- открытый библиотечный урок с участием родителей;

- итоговая  выставка «Мир в моих книгах»;

Предполагаемый результат:

100% охват школьников библиотечным обслуживанием

 50% систематически читающих школьников

 30% привлечение родителей в школьную библиотеку

 Возрождение традиции домашнего чтения.

 Развитие культуры чтения школьников

             

2.Актуальность проекта.

         В.А. Сухомлинский писал: “Школа - это, прежде всего книга. Воспитание – прежде всего слово, книга и живые человеческие отношения”.

   Чтение, как универсальная культурологическая техника, остается важнейшим инструментом образования, социализации и развития личности. Ведь  только читающее общество является обществом мыслящим. Чтение формирует качества развитого и социально ценного человека: умеющего охватить целое, адекватно оценить ситуацию, быстро принять правильное решение, иметь больший объем памяти, лучше владеть речью, точнее формулировать, свободнее писать.  Исследования социологов и педагогов констатируют снижение уровня грамотности и распространение функциональной неграмотности (т.н. “вторичной неграмотности”) тех, кого учили, но не научили читать, не сделали настоящими читателями. Функциональная неграмотность появляется достаточно рано, уже в начальных классах, после того, как детей научили читать и писать. По данным ученых, в 8 классе 60% учеников не владеют необходимыми навыками чтения и письма. Треть выпускников не может пользоваться таким основным инструментом информации, как чтение.

    Негативным фактором в формировании читателя-ребенка является и утрата традиций семейного чтения. Совместное прочтение книги, общение по поводу прочитанного еще и сближает членов семьи, объединяет их духовно. Между тем, на современном этапе развития общества в большинстве семей книга перестает быть темой для разговора, исчезают домашние библиотеки. Не читающие родители воспитывают не читающих детей.

     Следовательно, на сегодняшний день возрождение и  дальнейшее развитие традиций семейного чтения как культурной нормы развития ребенка является одной из важнейших задач социума. Достигнуть эффективных результатов в руководстве детским чтением возможно только в тесном сотрудничестве библиотеки, школы и семьи.

3. Условия социально-педагогического партнёрства в проекте «Читающая семья».

Реализация проекта предполагает:

-   совместную деятельность родителей и детей;

-   взаимодействия педагога с родителями;

-   взаимодействие педагога с детьми;

-   взаимодействие всех субъектов образовательного процесса: педагоги – дети – родители.

4.    Цели и задачи проекта

 Цель проекта:

- создание информационно-педагогической поддержки мотивации чтения школьников в семье.

 Задачи проекта:

- организация сотрудничества “ученик-родитель-педагог- библиотекарь”

- возрождение традиции семейных чтений;

- повышение культуры чтения в семье;

-приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки.  

-направить в нужное русло чтение учащихся 1 класса.

-приобщение учеников к регулярному чтению детской литературы и посещению школьной библиотеки.

- патриотическое воспитание, любви к родному краю, необходимо, чтобы дети знали о подвигах в годы ВОВ своих прабабушек и прадедушек, гордились старшим поколением.

- регулярное чтение и семейное чтение не только любимых книг, но и книг духовно-нравственного направления, которые способствуют нравственному становлению подрастающего поколения.

5. Этапы:

1 этап  - организационно-подготовительный:

  1. Изучить методическую  литературу по данной теме;
  2. Провести анкетирование детей и родителей по выявлению запросов и интересов;
  3. Составить разработки  сценариев:  литературных праздников, викторин, диспутов и т.д.;
  1. этап – Основной:

1. Организация книжных уголков   в классах;

2. Еженедельные беседы «Рассказ о прочитанной дома книге» и ведение читательского дневника;

3. Экскурсии в районную  детскую библиотеку,  музей им. Лысенкова;

  1. Привлечение родителей и других членов семьи  к театрализации литературных произведений;
  2. Создание книжных выставок;

6.  Оформление памяток для родителей по приобщению детей к чтению;

7.  Анкетирование;  

8.  Родительские  ликбезы:

      -  Как помочь ребёнку полюбить чтение?

-  Роль чтения в формировании личности ребенка.

-  Учимся читать вдумчиво.

      -  Что читают наши дети?

      -  Традиции семейного чтения.

      -  Богатства семейной библиотеки

9.  Мини-проекты семейных фото и видеоматериалов «Вместе с  книгой я расту»;

10. Выставки детских  рисунков и поделок по прочитанным  произведениям;

11. Традиционные проекты по обмену книгофондами семей  «Книга напрокат».

12. Благотворительные книжные проекты «Подари книгу библиотеке», «Прочитал-поделись с другим» (сбор книг для Ново-Салманского детского  приюта и для Юхмачинского дома престарелых);

13. Участие во всероссийских, краевых, городских конкурсах:

      - «Самая необычная книга семейной библиотеки»

      - «Лучший отзыв о книге»

      - «Читаем сказку по ролям»

       - Сочинений и рисунков: «Моя семья»

14.   Мероприятия :

       - Познавательные викторины по прочитанным произведениям.

       - Читательские конференции «Разные взгляды на одну книгу».

       - Интерактивные викторины по любимым детским журналам.

       - Литературные праздники : “Любимый писатель” к юбилеям детских писателей, “Как хорошо уметь читать”, “Подрастаю с книжкой я”, “Возьмите книгу в круг семьи”.

       - Цикл чтений “Духовная поэзия”.

15. Обмен опытом в рамках родительских собраний.

3 этап – Итоговый:

  1. Открытый библиотечный урок с участием родителей;
  2. Итоговая  выставка «Мир моих книгах»;
  3. Освещение проекта на семинаре.
  4. Публикации в СМИ по вопросам семейного чтения

6.        Ожидаемые результаты реализации проекта

Повышение уровня влияния школьной библиотеки на контингент учащихся, достижение 100% охват школьников библиотечным обслуживанием. Развитие культуры чтения школьников, привлечение их к систематическому чтению. Увеличение группы систематически читающих школьников до 50%.

Укрепление партнерства школы с родителями в читательском развитии школьников, формирование родительского актива в школьной библиотеке, активное участие родителей в реализации мероприятий данного проекта. Изменение отношений “ученик-родитель- библиотекарь”, создание коллектива единомышленников. Осознание каждым родителем ценности детского чтения как эффективного средства образования и воспитания.

 Раскрытие творческого потенциала школьников и родителей через совместную читательскую деятельность.

Возрастание интереса к чтению художественной, патриотической и познавательной литературы, повышение востребованности школьной библиотеки как консультанта и информационного ресурса интеллектуального развития.

Список литературы:

1. Кириллова, А.И. Семейное чтение – одна из форм развития читательского интереса//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».– М.,[Б.г.].URL:http://festival.1september.ru/articles/310906

2. Мелентьева, Ю.П. Социальные и педагогические функции семейного чтения как важнейшей модели чтения // Восемнадцатая Международная Конференция «Крым2011»: .– Судак, 2011.

7.Овсянникова, Л.П. Семейное чтение – основа проектной деятельности школьной библиотеки//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок». М., [Б.г.]. URL:http://festival.1september.ru/articles/515354.

8. Кашленко Е.К. Организационно-педагогические условия построения

социального партнерства как фактора социализации личности школьника:

Автореферат диссертации канд. пед. наук: 13.00.01. – Омск, 2003. – 22 с.

9. Павлова, А. Домашняя библиотека и семейное чтение/А. Павлова //Семейное чтение. - 2008.- №2.-С.9-12.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа "История моей семьи"

Данный проект ценен тем, что в ходе его выполнения ученики развивают самостоятельность мышления, творческие способности к самореализации. Автору в полной мере удалось выразить своё отношение к истории...

Проектные технологии в работе с семьей, имеющей ребенка с ограниченными возможностями развития

В настоящее время все чаще в структуре общеобразовательных дошкольных учреждений  встречаются группы для детей со сложными нарушениями в развитии.Основная цель   таких   групп...

Проектные технологии в работе с семьей

Внедрение в образовательный процесс такой технологии как метод проекта способствует развитию свободной творческой личности, которая соответствует социальному заказу на современном этапе, с одной...

Проектная работа "Герб семьи"

Это не только образовательный проект, но и воспитательный. В нем участвовали дети вместе с родителями, дедушками и бабушками...

Проектно- исследовательская деятельность детей и семья

В современной образовательной системе проектно-исследовательская деятельность обеспечивает переход от традиционного образования к образованию инновационному, исследовательская деятельность учащихся яв...

проектная деятельность во второй младшей группе по теме "Моя СЕМЬЯ"

Материал представляет собой паспорт проектной деятельности во второй младшей группе по лексической теме "Семья". Рекомендован воспитателям и логопедам, работающим с детьми младшего дошкольного во...

«Проектная технология в совместной учебно-воспитательной деятельности школы и семьи»

«Проектная технология в совместной учебно-воспитательной деятельности школы и семьи»...