Как я управляю своим профессиональным развитием
материал

Береговая Екатерина Евгеньевна

Эссе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tvorcheskaya_rabota_beregovaya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Береговая Екатерина Евгеньевна

ЭССЕ

Как я управляю своим профессиональным развитием

В  психологии  труда  «профессиональное  развитие»  – это  активное  качественное  преобразование  учителем  своего  внутреннего  мира,  внутренняя детерминация  активности  учителя,  приводящая  к  принципиально  новому  способу  профессиональной  жизнедеятельности.

                                                                                                            Л.М.Митина

Каждый день учителя в школе – бесконечное многообразие встреч, разговоров с учениками, коллегами, родителями, множество действий, поступков и чувств. Урок, перемена, классный час… Многообразие видов учительской работы словно в фокусе проявляется в момент, когда от педагога  требуется быстрое принятие  единственного верного решения. Эта пресловутая педагогическая ситуация… Именно она является  показателем профессиональной пригодности учителя, потому что из цепи этих самых педагогических ситуаций состоит наш рабочий день.  И не только. Педагогика – она ведь во всем. Просто мы не всегда замечаем, что попали в педагогическую ситуацию, и не всегда понимаем, что своей реакцией осуществляем педагогическое влияние.

Все, что ребенку необходимо в школьные годы, –  а он стремится понять и проявить себя – невозможно без педагогов. У школьника есть еще одна потребность: в том, чтобы быть принятым педагогом. Личность ребенка всегда важнее любой педагогической проблемы, его настоящее важнее, чем прошлое и будущее, его чувства и переживания важнее мыслей и знаний, понимание важнее, чем объяснение, а принятие намного важнее исправления. Принятие ребенка таким, какой он есть, предполагает высокий уровень педагогической культуры, такта, терпения, веры в его и свои силы. Встреча с педагогом может стать счастьем в судьбе каждого ребенка. Но может стать и несчастьем.

Когда нас спрашивают о месте работы, мы привычно отвечаем: «в школе», подразумевая образовательное учреждение. При этом забываем, что  место, где мы работаем, – это, прежде всего, пространство детства. В это пространство взрослый должен суметь вписаться, и если он хороший педагог, то  «творить», то есть создавать, развивать, обновлять, обогащать… Ведь детство – это не подготовка к жизни, а сама жизнь.  Об этом писал прекрасный знаток самой счастливой возрастной поры человечества С.Я.Маршак:

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живет.

Вписаться в пространство детства – трудная задача для учителя, потому что его «детство» – это счастливая своим доверием искренность, когда тебе жаль «продрогшего клеста и веточки дрожащего куста». И, наверное, каждый из нас с горечью может сказать о себе, ныне взрослом: «Мне жаль себя. Мне страшно жаль в душе, что мне так многого не жаль уже».

Дети, став взрослыми, вспоминают чаще всего о человеческих отношениях со сверстниками и учителями. Ребенок в школе познает себя и других, а главное ищет себя, становится собой. Но нам, взрослым, часто не до детей с их проблемами: мы заняты своими параграфами и программами. Дети заняты главным, мы – второстепенным. Живем отдельной от детей жизнью, чужие друг другу, обделяем тем самым и детей и себя, потому что и профессиональное удовлетворение, и человеческое счастье педагога зависят от человеческих отношений с учеником, от его педагогического мастерства.

Всякая  работа дает опыт, требует знаний, выявляет интуицию, однако обретение мастерства – процесс, интенсивность и качество которого зависят от самого учителя. Согласна со словами А.П. Чехова: «Учитель должен быть артистом, художником, горячо влюбленным в своё дело…». Если не понимать тонкости этого удивительного творчества, филигранности профессии учителя, то невозможно работать увлеченно.

Педагог становится мастером только тогда, когда он искренне заинтересован в судьбе своего воспитанника. Порой точно найденное учителем слово,  разумная аргументация способны разрядить любую сложную ситуацию, которую не удавалось предотвратить запретами и наказаниями.  Любое решение,  принятое учителем, любой его поступок могут стать решающими в жизни школьника, превратиться в обстоятельства его жизни. Чтобы оказаться принятым и понятым детьми, педагог должен быть и сам немножко ребенком, должен уметь вернуться в собственное детство. В юности (кто с радостью, кто с сожалением) мы осознаем, что детство кончилось. Но, оказывается, есть люди, над которыми эти законы не властны. Это педагоги, которые сохранили пространство детства внутри себя.

                Когда в детстве я мечтала стать учителем,  все было так просто и ясно. Учитель передает знания детям и воспитывает в них личность. Но вот я закончила ВУЗ, пришла в школу, попытаюсь все свои знания передать детям, и…. не получается. Я им рассказываю биографию писателя, а они запоминают только самое интересное. Я им придумываю задания, а они зазубривают правильные ответы.  И я поняла: насильно ребенок не получит никакие знания. Нельзя же, например, взрослого человека заставить быть умным и добрым.

  А как это сделать? И ответ нашелся. Главное – научиться учить себя и детей. Практически одновременно. Как это делали гениальные учителя прошлого. Л.Н.Толстой писал: «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспитывая себя, воспитывать своих детей». Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого учатся. Учитель должен безусловно верить в своего ученика, уважать его внутренний мир, его жизненную позицию. Чтобы не утратить этих способностей, он и сам должен быть вечным учеником, помнить, что стоять на месте опасно – засосет в «болото». Педагогическая практика свидетельствует о том, что школьник воспринимает педагога в первую очередь как личность. Быть личностью яркой, динамичной, современной, интересной для своих коллег и учеников, на мой взгляд, – очень трудная задача. Русский писатель Ф.Абрамов напутствовал: «Сотвори мир в себе и отправь его людям». Процесс  «сотворения мира в себе», работа по профессиональному, личностному  совершенствованию  требует немало  времени,  сил, желания, и,  даже, простите,  денег.  

Ученые,  которые  занимаются проблемой  профессионального  развития,  отмечают,  что  развитие профессионала  происходит  в  результате  систематического усовершенствования,  расширения  и  подкрепления  спектра  знаний;  развития личностных  качеств,  необходимых  для  освоения  новых  профессиональных знаний,  навыков  и  умений  (Е.Климов).  Именно  поэтому  профессиональное развитие  в  педагогике  связывают  не  с  формальностью  или  обязанностью,  а с образом  мышления,  полезной  привычкой.  В  связи  с  этим,  в  последнее  время  говорится о необходимости профессионального развития в течение всей жизни. У меня уже  появилась  моя  педагогическая формула: «Учитель – это преподаватель плюс воспитатель, а преподаватель – это педагог минус воспитатель».  Уже пытаюсь относиться  к своей работе, как к служению. Служба – понятие круглосуточное. Учителем нельзя быть по понедельникам и пятницам и только на школьном уроке. Учительское служение, как и любовь,  не знает выходных дней.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как управлять своими эмоциями.

Расширить и уточнить  представления детей об эмоциях....

Как управлять своими эмоциями?

Презентация для проведения классного часа...

Как управлять своими эмоциями

Как управлять своими эмоциями...

Творческая работа. « Как я управляю своим профессиональным развитием»

Эссе. Творческая работа « Как  я   управляю своим профессиональным развитием»...

«Как я управляю своим профессиональным развитием»

laquo;Учитель до тех пор способен на самом деле воспитывать и образовывать, пока сам работает над собственным воспитанием»А. Дистервег...