Реализация внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО и ООО
статья
Все мы уже работаем над реализацией новых стандартов, которые предусматривают создание основных общеобразовательных программ на уровне начального общего и основного общего образования. Одним из компонентов основных общеобразовательных программ как раз и является внеурочная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_vneurochnoy_deyatelnosti_v_ramkah_fgos.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Реализация внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО и ООО
Все мы уже работаем над реализацией новых стандартов, которые предусматривают создание основных общеобразовательных программ на уровне начального общего и основного общего образования. Одним из компонентов основных общеобразовательных программ как раз и является внеурочная деятельность. Это целенаправленная образовательная деятельность, организуемая в свободное от уроков время для социализации детей и подростков определенной возрастной группы, формирования у них потребности к участию в социально значимых практиках и самоуправлении, создания условий для развития значимых качеств личности, реализации их творческой и познавательной активности, участия в содержательном досуге, достижения обучающимися метапредметных и личностных результатов согласно ФГОС.
Исходя из требований Стандарта, внеурочная деятельность должна:
• во-первых, быть направленной на обеспечение индивидуальных потребностей школьников;
• во-вторых, способствовать их воспитанию;
• в-третьих, разрабатываться в соответствии с такими направлениями развития личности школьника как спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное;
• в-четвертых, предполагать такие формы организации внеурочной деятельности как экскурсии, занятия по интересам, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.п.
Планируя организацию внеурочной деятельности в школе, мы используем имеющиеся в школе условия и опыт проведения внеурочных занятий, а также сложившуюся систему воспитательной работы.
Таким образом, все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты.
Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).
Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата. Например, приобретенное знание, пережитые чувства и отношения, совершённые действия развили человека как личность, способствовали формированию его компетентности, идентичности.
То есть развитие личности ребенка – это эффект, который стал возможен благодаря тому, что ряд субъектов воспитания (семья, друзья, ближайшее окружение) в том числе, сам ребенок достигли своих результатов.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников могут быть трех уровней.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями социального знания и повседневного опыта.
1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет равноправное взаимодействие школьника с другими школьниками на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной ему среде.
2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь.
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни.
Практическая реализация внеурочной деятельности основывается на следующих принципах:
• Включение учащихся в активную деятельность.
• Доступность и наглядность.
• Связь теории с практикой.
• Учёт возрастных особенностей.
• Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
• Целенаправленность и последовательность деятельности (от простого к сложному).
В нашей образовательной организации внеурочная деятельность осуществляется, в основном, через:
- дополнительные образовательные программы;
- организацию деятельности групп продленного дня.
В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность в рамках группы продленного дня организуется по направлениям развития личности:
- Спортивно-оздоровительное.
- Общекультурное направление.
- Социальное направление.
- Общеинтеллектуальное направление.
- Духовно-нравственное направление.
В группах продленного дня спортивно-оздоровительное направление реализуем в программе “Динамическая пауза”.
Повышенная двигательная активность – биологическая потребность младшего школьника, от степени которой зависит его здоровье и общее развитие
Основное внимание этого направления уделяется укреплению здоровья, развитию двигательных способностей, получению теоретических и практических знаний о здоровом образе жизни.
Общекультурное направление представлено программой «Театральный кружок “Сказка”. Целью данных программ является раскрытие новых способностей обучающихся в области творчества, развитие умения видеть жизнь глазами творческого человека. По этому направлению педагоги осуществляют свою работу в форме игровых занятий, мини-спектаклей, конкурсов, выставок.
Общеинтеллектуальное направление реализуется программой “Грамотей”, «Занимательная математика», «Мир логики», «Проектная деятельность» «Юным умникам и умницам», Библиотечные уроки.
Ведущей идеей этих программ является поиск способов такой организации учебного процесса, в ходе которого произойдёт освоение механизма самостоятельного поиска и обработка новых знаний даже в повседневной практике взаимодействия с миром. Формы организации работы кружков разнообразны. Это беседы, игры, наблюдения.
Социальное направление представлено программой “Психологическая азбука”, “ПДД”. Занятия начинаются с подготовительного этапа – адаптация первоклассников, продолжение работы ведётся по становлению личности. Работа проводится в форме игр, тестов, занимательных заданий, сообщений, просмотра видеофильмов.
Духовно-нравственное направление представлено программой “Азбука нравственности”.
Если говорить о реализации внеурочной деятельности через дополнительное образование, то ценность дополнительного образования детей состоит в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует практическому приложению знаний и навыков, полученных в школе, стимулирует познавательную мотивацию обучающихся. А главное — в условиях дополнительного образования дети могут развивать свой творческий потенциал, навыки адаптации к современному обществу и получают возможность полноценной организации свободного времени.
Новый подход к внеурочной деятельности в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта отводит роль дополнительному образованию как полноправному участнику образовательного процесса.
Но необходимо помнить, что внеурочная деятельность не подменяет дополнительное образование. Главное отличие дополнительного образования от внеурочной деятельности заключается в требованиях, предъявляемых к их образовательным и воспитательным целям и результатам. Внеурочная деятельность школьников направлена на достижение школьниками результатов основной образовательной программы. А дополнительные образовательные программы нового поколения требуют от педагогов решения задач, ориентированных на подготовку детей и подростков к углубленному освоению художественного и технического творчества, спортивных дисциплин, декоративно-прикладного искусства и других видов деятельности, раскрывающих профориентационные возможности подрастающего поколения. Таким образом, сохранение самостоятельности дополнительного образования способствует гармоничному соединению трех разных сфер: учебной, внеурочной деятельности и дополнительного образования ребенка. Такой подход позволяет создать единое образовательное пространство и эффективно решать как содержательные, так и организационные проблемы образования школьников.
Дополнительное образование в нашей школе представлено объединениями самой различной направленности.
Если говорить о спортивно-оздоровительном направлении развития личности, то это спортивные секции «Лёгкая атлетика» и «Волейбол». Ребята, занимающиеся в данных объединениях, ежегодно занимают призовые места во всех спортивных мероприятиях, проводимых в нашем округе.
Общекультурное направление представлено:
- танцевальной студией «Детство»
- кружком «Хоровое пение младших классов»
- вокальной студией «Грация»
- творческим объединением «Домоводство»
Воспитанники этих объединений дополнительного образования неоднократно являлись победителями и призерами конкурсов самого различного уровня, начиная муниципальным и заканчивая международным уровнем. Так, воспитанники творческого объединения «Домоводство» (руководитель: Захарова Ирина Николаевна) в июне стали призерами (заняли 2 место) 13-го областного конкурсе «Камертон» в номинации "Культурные проекты». Учредителем данного конкурса является Законодательное собрание Свердловской области.
Общеинтеллектуальное направление представлено кружком «Юные музееведы». Воспитанниками кружка проделана огромная работы по увековечиванию памяти героя - верхотурца Дресвянникова Сергея Михайловича. Сейчас завершается работа над изданием книги о подвиге Сергея Михайловича.
Духовно-нравственное направление представлено программой военно-патриотического объединения «Патриот». Воспитанники объединения ежегодно являются активными участниками акций «Вахта памяти», «Бессмертный полк», «У Победы наши лица». За 5 лет работы объединения «Патриот» 6 выпускников объединения связали свою дальнейшую жизнь со служением в Вооруженных силах Российской Федерации – они проходят обучение в высших военных учебных заведениях.
Подведя итоги мониторинга занятости обучающихся средней школы № 3 в сфере дополнительного образования, мы получили следующую картину.
Занято в объединениях дополнительного образования в школе – 305 обучающихся (86, 4%)
Вне школы занимаются дополнительным образованием – 210 человек (59,5%).
Конечным результатом организации внеурочной деятельности, на наш взгляд, должна являться диагностика эффективности внеурочной деятельности школьников
Целью диагностики является выяснение, того - являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник.
Воспитание — это управление процессом развития личности ребёнка (человека) через создание благоприятных условий. Соответственно и диагностика должна быть направлена на изучение личности ученика и создаваемые во внеурочной деятельности условия развития личности. Исходя из этого, можно выделить три основных предмета диагностики.
Первый предмет диагностики - это личность самого воспитанника.
- Портфолио школьника
- Наблюдение за поведением и эмоционально-нравственным состоянием школьников в повседневной жизни; в специально создаваемых педагогических ситуациях; в ролевых, деловых, организационно - деятельностных играх, погружающих ученика в сложный мир человеческих отношений; в организуемых педагогом групповых дискуссиях по актуальным проблемам.
- Анализ письменных работ школьников: дневников, сочинений, эссе, статей в школьную газету и т. д.
Второй предмет диагностики - детский коллектив
- Диагностическая методика А. Н. Лутошкина «Какой у нас коллектив»
- Методика социометрии.
Третий предмет диагностики — профессиональная позиция педагога, ещё одно важнейшее условие развития личности ученика.
Подводя итоги, мы пришли к выводу, что успешность организации внеурочной деятельности в школе во многом зависит от уровня развития воспитательной системы в образовательном учреждении, от наличия у школы социальных партнеров, и, конечно, от целенаправленного творческого взаимодействия учителей, педагогов дополнительного образования, воспитателей, обучающихся и их родителей (законных представителей).
Сегодня родители наших обучающихся удовлетворены результатами участия детей во внеурочной деятельности и отмечают, что тревога за физическую и эмоциональную перегрузку, которая изначально присутствовала в родительской среде, на данный момент исчезла.
Закончить свое выступление мне хотелось бы словами Василия Александровича Сухомлинского:
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка и тогда, когда мы хотим научить его читать и писать. Да, от того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит весь его дальнейший путь к знаниям».
Использованные источники:
1. Евладова Е.Б. Внеурочная деятельность: взгляд сквозь призму ФГОС // Воспитание школьников, № 3, 2012, стр. 15-26
2. Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/popular/edu/
3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / под ред. А.Я. Данилюка, A.M. Кондакова, В.А.Тишкова. - М.: Просвещение, 2010.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья о реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОСНОО "Умение в работе родится!"
Работа Панаевской школы-интерната в целом и методического объединения учителей начальных классов в частности направлена на создание условий для перехода к стандартам второго поколения, повышение...
программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС 1 класс
Программа включает в себя весь необходимый методический материал, который способствует творческому развитию ребенка - первоктасника...
Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках ФГОС ООО. Кружок "Секреты орфографии". Срок реализации 5 лет. Возраст обучающихся 10-15 лет.
Программа внеурочной деятельности по русскому языку 5-9 классы....
Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР «Евангелие в шедеврах русской живописи»
Программа для реализации внеурочной деятельности в рамках ФГОС основного общего образования и предметной области ОДНКНР ...
Cтатья "Внеурочная деятельность в рамках ФГОС, на примере программы внеурочного курса по китайскому языку для 5 класса"
В данной статье, на примере программы внеурочного курса по китайскому языку, описаны технологии использования межпредметных связей на уроках китайского языка....
«Реализация внеурочной деятельности в рамках ФГОС НОО и ООО в МОАУ ООШ№22 города Райчихинска ».
Цель внеурочной деятельности: Oсоздание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурн...