Образовательный проект
методическая разработка (8 класс)
Предварительный просмотр:
Образовательный проект «Мой выбор»
В настоящее время экономической и политической нестабильности в обществе человек вынужден полагаться на самого себя, необходимо быть мобильным и гибким, способным быстро и правильно ориентироваться в общем характере любой специальности и определять свою пригодность к ней. Незнание содержания профессиональной деятельности и соответственно неудовлетворённость полученной специальностью, в свою очередь, является одной из причин текучести кадров, низкой производительности труда, смены трудовой деятельности.
В связи с этим адаптироваться современному выпускнику школы к новым условиям стало еще сложнее. Старшеклассник должен обладать такими качествами как инициативность, предприимчивость, самостоятельность, конкурентоспособность, оперативность, нестандартность мышления.
С другой стороны, развитие промышленной, хозяйственной, культурной среды, стремительное развитие научно-технического прогресса, внедрение новых информационных технологий во все сферы жизнедеятельности человека, увеличившийся поток информации повышают значимость у молодых людей умений адекватно воспринимать сложные жизненные ситуации, правильно оценивать себя и свои поступки, быть готовым к адекватному жизненному и профессиональному самоопределению и полной самореализации личности.
Первая жизненная проблема, с которой сталкиваются выпускники - это выбор будущей профессии. Вопрос «Кем я буду?» задаёт себе каждый молодой человек. И здесь главное – не растеряться, сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий интересам, способностям, возможностям, ценностным установкам, и, наконец, требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата. Правильно сделанный старшим подростком выбор – это начало пути к успеху, к самореализации, к психологическому и материальному благополучию в будущем.
Я , как мама восьмиклассницы, как классная руководительница восьмых – девятых классов очень переживаю за своих детей , учеников. Мне очень хочется, чтобы они выбрали правильную профессию, которая пригодилась бы им в жизни. Поэтому тема моего проекта называется
« Выбор профессии» ( слайд)
Актуальность: Как подготовить учащихся к выбору профессии? Как помочь реализовать свой потенциал, ориентироваться в потоке информации, которой в год мы производим более чем за все 5000 лет существования человечества? Как подготовить учащихся к выбору профессий, которых еще нет?
Как показывают экспериментальные данные Центра профориентации , 75% старшеклассников испытывают серьезные затруднения в принятии решения о выборе пути продолжения образования и трудоустройства.
В законе Российской Федерации «Об образовании» в статье 14, говорится о содержании образования, которое «является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации…». ( слайд)
Профориентационная работа является естественным продолжением всей педагогической работы с учащимися и в каком-то смысле является ее логическим завершением. Полноценная помощь школьнику в выборе профессии не только помогает ему организовать саму учебную деятельность, когда он осознанно изучает школьные предметы, которые могут ему пригодиться в будущей взрослой трудовой жизни, но и привносит элементы спокойствия в отношении к своему будущему.
(слайд)
Цель проекта:
Создание системы действенной профориентации обучающихся, способствующей формированию у подростков и молодежи профессионального самоопределения в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями каждой личности и с учетом социокультурной и экономической ситуации в районе, регионе.
( слайд)
Задачи проекта:
- Создать систему профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность.
- Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации обучающихся, в том числе и получение непротиворечивых данных о предпочтениях, склонностях и возможностях учащихся.
- Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, об их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.
- Сформировать единое информационное пространство по профориентации.
(слайд)
Сроки реализации: ежегодно
Целевая аудитория: учащиеся с 8-го по 9-й классы
Этапы профориентационой работы:
- Организационный
А)Работа с педколлективом по содержанию проекта:
1. Изучение литературы, опыта работы по данной проблеме
2. Формирование творческих групп педагогов, участвующих в разработке проекта.
4. Доведение до сведения педколлектива школы цели, задач проекта, основных мероприятий, составляющих основной этап проектной деятельности.
Б). Создание материально-технической и нормативной базы:
1. Оформление тематических стендов: «Куда пойти учиться?», «Профориентационный выбор учащихся».
В). Информирование общественности:
1. Информирование учащихся и их родителей о значимости проекта через сайт школы.
2. Основной
А)информационный блок
1. Создание сайтов и страничек подростками под руководством учителя, разработка структуры, дизайна и наполнение ресурса. Работы победителей конкурсов выставляются на сайт школы.
2. Использование интернет-приложений, посредством которых ученики попадут в так называемую «зону ближайшего развития». Выработка эффективных в интернет-среде подходов к профилактике, опирающихся на современные психологические теории.
Б)формирование специальных знаний, отношений, установок по профессиональной работе с учащимися.
1. Изучение спроса рынка труда.
2. Беседы с детьми на тему выбора профессии.
3. Деловые, профориентационные игры.
4. Проектная деятельность в рамках профориентационной работы.
5. Индивидуальные и групповые профконсультации.
6. Активная трудовая практика на пришкольном участке совместно с обучающимися младших классов.
7. Участие школьников в конкурсе «Кто больше знает о профессии», написание и защита рефератов и исследовательских работ о профессиях, коллективное творческое дело «Защита профессий».
Работа с родителями по профориентации.
1.Индивидуальные беседы в школе.
2.Групповое семейное консультирование, разработка памяток для родителей.
3.Родительские собрания:
∙ Профессиональное самоопределение.
∙ Выбор дальнейшего пути: «за» и «против».
∙ Учебные итоги – ступенька в будущее.
∙ Роль традиций семьи и мнения родителей в выборе будущей профессии.
∙ Дороги, которые выбирают наши дети.
3. Заключительный
1. Ярмарка проектов.
2. Научно-практическая конференция по обобщению результатов.
методических материалов по теме инновационной деятельности.
Прогнозируемые результаты
Создание инновационной модели образовательного учреждения как школы социального позиционирования и партнѐрства.
Социальное развитие личности ученика и учителя, формирование социальной компетентности и социального самоопределения личности.
Готовность учеников к социальной жизни и решению проблем жизненного и профессионального самоопределения.
Формирование положительного отношения к учению и своему дальнейшему образованию.
Сознательное формирование жизненных планов и профессиональных ориентаций.
Накопление позитивного опыта сотрудничества и взаимодействия с людьми.
Широко использующаяся в профориентации классификация Е.А. Климова, определяет сферу профессиональных предпочтений учащихся и построена на основании существенных признаков труда. В соответствии с этими признаками все существующие профессии и специальности можно разделить на пять типов: Слайд
Сегодня некоторые профессии, бывшие популярными в 80-е, 90-е годы, потеряли былую популярность и востребованность и отошли на второй план. Их место всё больше и больше занимают другие профессии, многие из которых появились совсем недавно. Большой наплыв абитуриентов на такие факультеты, как юриспруденция, экономика и маркетинг, менеджмент, программирование, дизайн и многие другие, говорит о большой популярности и востребованности, а зачастую и высокой оплачиваемости этих профессий. В связи с этим многие учащиеся (или их родители) стремятся попасть именно на эти факультеты независимо от наличия или отсутствия к ним интереса, склонностей и способностей. Они получают желаемую профессию, но по понятным причинам не могут состояться в этой профессии, реализовать свои таланты.
В связи с этим,я повторюсь, важной составляющей выбора профессии учащихся является диагностика их склонностей, личностных качеств, способностей и интересов, которая поможет учащимся раскрыть и лучше узнать самого себя, что облегчит им непростую задачу профессионального самоопределения.
Основным результатом выполнения данного проекта является функционирование педагогической системы профессиональной ориентации учащихся общеобразовательной школы, ведущей к подготовке такого выпускника школы, который может сделать правильный (зрелый) выбор своего будущего направления в жизни, хорошо ориентируется на рынке профессий, имеет четко определенные профессиональные планы, умеет адаптироваться в меняющихся условиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационный образовательный проект "Формирование оптимального правового пространсва образовательного учреждения в новых финансово-экономических условиях"
Инновационный проект направлен на областной конкурс инновационный проектов в сфере образования "Наша новая школа"...
Реализация образовательного проекта «70-летие Победы над фашистами в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг. – детям образовательных организаций Санкт-Петербурга»
VI Алишевские чтения проходят в год 70-летия Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов. В этой войне участвовали фронтовики из Союза Советских Социалистических республик....
Инновационный образовательный проект «Левобережный образовательный центр «Одаренные дети». Конкурс проектов «Учитель XXI века», посвященный 350- летию присоединения Бурятии к России
Не существует сколько-нибудь достоверных тестов на одаренность, кроме тех, которые проявляются в результате активного участия хотя бы в самой маленькой поисковой исследовательской работе.А. Н. Колмог...
Инновационный образовательный проект «Электронная тетрадь как элемент современной информационно-технологической образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей».
Актуальность проблемы, основная идея проекта, обоснование его практической значимости для развития системы образования: Мы живем в XXI веке… Компьютерами или мобильными телефонами, которые были...
Образовательный проект «Кейсовый метод обучения на уроках физики как средство повышения качества подготовки учащихся в условиях внедрения федеральных образовательных стандартов»
Метод кейса иногда расценивается как загадочный и сложный, но основные принципы метода изучения случая фактически очень просты. Главный принцип для ситуации заключается в том, что рассматриваемый мате...
Центр образования цифрового и гуманитарного профилей "Точка роста" в МБОУ СОШ № 6. Основные цели и задачи, образовательные направления, планирование работы образовательного проекта "Точка роста".
В презентации показаны основные цели и задачи, образовательные направления, планирование работы образовательного проекта "Точка роста" в МБОУ СОШ № 6 МО Темрюкский район....