ПМ 03. ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.
методическая разработка
- структуру своей выпускной квалификационной работы и описание этапов проведенных исследований;
- исследовательский проект по любой из изученных дисциплин или исследовательский проект, представленный в конкурсах или научно-исследовательских конференциях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kursovaya.docx | 71.83 КБ |
proekt.docx | 16.58 КБ |
diplom.docx | 11.91 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ
«ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по теме «Специальные прыжковые упражнения как средство развития прыгучести волейболисток 14-15 лет на секционных занятия»
(тема)
Выполнена обучающейся: Татьяной Александровной Мамченко
(И.О.Фамилия)
Группы - 31- физ.
(номер группы)
Программа подготовки специалистов среднего звена по специальности
44.02.01 Физическая культура
(шифр и наименование специальности/профессии)
Форма обучения: очная
Руководитель __Журавлева Н.В.______________ ______________
(ученая степень, должность, И.О.Фамилия) (подпись, дата)
Заведующий кафедрой
«Физической культуры и спорта» ________/ Толстошеева О.В./
г. Черняховск, 2019
Содержание
Введение……………………………………………………………………….. | 3 |
Глава I. Теоретические подходы к развитию прыгучести у девушек 14-15 лет на секционных занятиях по волейболу…………….…………………… | 6 |
1.1. Основные понятия и характеристика прыгучести………...…………… | 6 |
1.2. Анатомо-физиологические и психические особенности девушек 14-15 лет…………………………..…………………………………………………… | 8 |
1.3. Программа специальной прыжковой подготовки как средство развития прыгучести у девушек 14-15 лет на секционных занятиях волейболом ……………………………………………………………………. | 14 |
Глава II. Практическая работа по изучению программ, направленных на развитие прыгучести у занимающихся волейболом на секционных занятиях..………………………………………………………………………. | 19 |
2.1. Организационный этап……………………………………………............ | 19 |
2.2. Формирующий этап………………………………………………………. | 19 |
Заключение……………………………………………………………………… | 23 |
Список использованных источников……………………………………….. | 25 |
Введение
Современный волейбол предъявляет высокие требования к уровню физической подготовленности игроков. Для достижения высоких результатов современная волейбольная команда берет на своё вооружение новые тактические комбинации, совершенствует технические приемы. Чтобы их правильно и с наибольшей эффективностью выполнять, начинающим волейболистам необходим достаточный уровень развития специальных физических качеств [7].
Для волейболиста всегда важны такие качества, как быстрота, сила, ловкость, гибкость, но особенно важным является развитие скоростно-силового качества мышц ног, прыгучести.
Доказано, что 90-95% выигрыша очков в игре достигается в борьбе над сеткой (блок, нападение), чтобы ставить блок и нападать, необходимо хорошо прыгать. Поэтому прыжковая подготовленность игроков должна быть на высоком уровне. Прыгучесть является одним из ведущих качеств в волейболе. И уже на начальном этапе подготовки волейболистов ей необходимо уделять должное внимание (Шилов О.С., 1982).
Это позволяет говорить о необходимости разработки методики развития прыгучести, правильного выбора и умелого применения методов и средств с первых лет занятий волейболом.
Многими специалистами отмечается, что за последние несколько лет в классическом волейболе произошли значительные изменения, а именно:
- усложнилась техника выполнения подачи, которая в настоящее время является эффективным атакующим средством (большинство подач выполняются в прыжке);
- увеличилась доля атак из глубины площадки;
- направленность соревновательной деятельности представителей различных игровых амплуа в последние годы приобретает все большие различия.
Прежде всего, эти изменения связаны с существенными нововведениями в правилах соревнований, что привело к повышению требований, предъявляемых к уровню технической и физической подготовленности волейболистов.
Следовательно, возникает необходимость совершенствования научно-методического обеспечения тренировочного процесса волейболистов, внесения коррективов в структуру и содержание их подготовки [9].
Объект: развитие прыгучести у девушек 14-15 лет
Предмет: прыжковая программа АirAler как средство развития прыгучести у девушек 14-15 лет на секционных занятиях волейболом
Цель: выявить средства и методы развития прыгучести у девушек 14-15 лет на секционных занятиях по волейболу с применением прыжковой программы АirAler
Задачи:
- Систематизация теоретических подходов и практического опыта по развитию прыгучести у девушек 14-15 лет на секционных занятиях по волейболу.
- Охарактеризовать анатомо-физиологические и психологические особенности девушек 14-15 лет занимающихся волейболом.
- Конкретизировать средства и методы развития прыгучести у девушек 14-15 лет на секционных занятиях по волейболу.
- Проанализировать программы, направленные на развитие прыгучести у у занимающихся волейболом на секционных занятиях.
Глоссарий
Физическая культура – это часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей [19].
Физическое развитие – процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни [20].
Физические качества - врожденные свойства, качественные проявления физических способностей (силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости, скоростно-силовых, координационных) [11].
Секционные занятия- наиболее современными и продуктивными направлениями в повышении физической подготовленности, укреплении здоровья, реализации индивидуальной двигательной потребности, коммуникации и социализации в обществе студенческой молодежи, являются массовые занятия спортом в процессе учебной деятельности [3].
Волейбол – вид спорта, командная спортивная игра, в процессе которой две команды соревнуются на специальной площадке, разделённой сеткой, стремясь направить мяч на сторону соперника таким образом, чтобы он приземлился на площадке противника (добить до пола), либо игрок защищающейся команды допустил ошибку. При этом для организации атаки игрокам одной команды разрешается не более трёх касаний мяча подряд (в дополнение к касанию на блоке) [21].
Прыгучесть - это способность к максимальной концентрации мышечных и волевых усилий в минимальный отрезок времени при преодолении вертикального и горизонтального расстояний [22].
Глава I. Теоретические подходы к развитию прыгучести у девушек 14-15 лет на секционных занятиях по волейболу
- Основные понятия и характеристика прыгучести
Эффективность спортивных движений, связанных с активным взаимодействием спортсменов с объектами внешнего окружения, определяется главным образом характером развивающихся при этом сил, а так же направлением и скоростью движения. Анализ динамики разнообразных спортивных движений, проведённый рядом исследователей, позволил сделать вывод о том, что совершенствование рабочего эффекта связано, прежде всего, с проявлением большей величины внешней силы за наименьшее время или как высказывается Л.П. Матвеев «высокой мощностью мышечных сокращений». На характер этой закономерности влияют режим и внешние условия работы мышц при выполнении конкретного спортивного движения. Проявление данного качества получило в литературе название «скоростно-силовые качества (способности)»[2].
Обращение к работам ведущего теоретика спортивной подготовки В.Н. Платонова показало, что им не употребляется термин «скоростно-силовые качества». Данное качество он называет «взрывной силой» и подразумевает под ней способность преодолевать сопротивление с высокой скоростью мышечного сокращения. В более поздних работах В.Н. Платонов данное качество называет скоростной силой и дает такое определение: «скоростная сила - это способность нервно-мышечной системы к мобилизации функционального потенциала для достижения высоких показателей силы в максимально короткое время».
В.В. Бойко выделяет два компонента мощности в скоростно-силовых действиях:
- Силовой компонент мощности (динамическая сила): чем больше скорость движения, тем больше динамическая сила при уступающем режиме сокращения мышц.
- Скоростной компонент мощности: одним из важных механизмов повышения скоростного компонента мощности служит увеличение скоростных сократительных свойств мышц, другим - улучшение координации работы мышц. Скоростные свойства мышц в значительной степени предопределены соотношением быстрых и медленных мышечных волокон.
В волейболе, как правило, проявление скоростно-силовых способностей осуществляется в прыжках. По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной характер. В связи с этим, такое проявление скоростно-силовых способностей волейболистов целесообразно называть прыгучестью.
Согласно Ю.М. Портнову, специфическими особенностями проявления прыгучести являются:
- быстрота и своевременность прыжка;
- выполнение прыжка с места или короткого разбега, преимущественно в вертикальном направлении;
- неоднократное повторение прыжков в условиях силовой борьбы (серийная прыгучесть);
- управление своим телом в безопорном положении;
- точность приземления и готовность к немедленным последующим действиям.
Как известно, сенситивный период развития прыгучести соответствует возрасту 11-14 лет и к 17-18 годам она достигает наивысших результатов. Однако говорить о консервативности прыгучести к дальнейшему развитию или поддержанию на высоком уровне достигнутых результатов в более позднем возрасте нет оснований, особенно в спорте высших достижений [1].
Современные представления в теории и методике спортивной тренировки о развитии прыгучести сводятся к тому, что применение упражнений преимущественно прыжкового характера способствует улучшению лишь скорости отталкивания, а применение упражнений силового и скоростно-силового характера обеспечивает прирост и скорости, и силы отталкивания. Следует, по-видимому, считать доказанным положение о необходимости преимущественного развития силы мышц в сочетании с упражнениями на увеличение подвижности в суставах и расслаблением с целью воспитания прыгучести.
Различают общую прыгучесть, под которой понимают способность выполнять прыжок (вверх, в длину) и специальную прыгучесть - способность развить высокую скорость отталкивания. Основным звеном в воспитании прыгучести следует считать сочетание разбега с отталкиванием [4].
Специфическими особенностями прыгучести являются: взрывная сила, быстрота и ритм движений. Величина усилий, развиваемых за максимально короткое время при выполнении толчка в прыжках, должна быть предельно большой. Это возможно лишь при их взрывном характере. Взаимосвязь скорости и силы проявляется в мощности движений. Для короткого и сильного отталкивания необходимо проявление мгновенной сократимости мышц при их сильном напряжении, что требует мощной концентрации волевых усилий. Следовательно, взрывная сила представляет собой способность проявления ее наибольшей величины за наименьшее время. Быстрота движений, как компонент прыгучести, обеспечивается высокой функциональной лабильностью нервных центров и, соответственно, сопровождается быстрой сменой возбуждения и торможения и, следовательно, сокращения и расслабления мышц. Кроме того, большое значение имеет координация деятельности мышц – синергистов и антагонистов, правильный выбор активируемых мышц-синергистов при ограниченной активности мышц-антагонистов конкретного сустава. Для проявления определенного уровня прыгучести большое значение имеет точность прилагаемых усилий при высокой скорости выполнения движений. Это соответствие обеспечивает ритм движений. Одним из важных факторов развития прыгучести является степень проявления физических и координационных качеств. Известно, что на начальных этапах тренировки уровень развития силы – важная предпосылка для увеличения показателей взрывной силы – одного из основных компонентов прыгучести [8].
Специфика развития быстроты, силы, выносливости оказывает существенное влияние на овладение техникой физических упражнений и является фундаментом, определяющим уровень спортивных достижений [6].
Применительно к спортивным играм (волейболу) прыгучесть необходима не сама по себе, а как качество неразрывно связанное с выполнением определенных технических приемов. В процессе игры от спортсменов не всегда требуется исполнение технических действий на максимальной высоте прыжка и достижение максимальной высоты полета подчас не является главным.
Специфика прыжковых действий состоит в том, что они в своей основе имеют тонкое сочетание движений игроков с направлением и скоростью полета мяча, а, следовательно, прыгучесть вариативна также как и техника.
К показателям, обусловливающих эффективность действий спортсмена в волейболе, относятся точность и быстрота выполнения игровых приемов, а также способность использования двигательного потенциала.
Основными средствами развития прыгучести являются:
- упражнения в преодолении собственного веса тела;
- упражнения с отягощениями;
- импульсационные упражнения;
- основные упражнения по технике игры.
Таким образом, прыгучесть является одним из важнейших физических качеств волейболистов и характеризует способность игрока максимально высоко выпрыгивать при различных игровых ситуациях.
1.2. Анатомо-физиологические особенности детей 14-15 лет
Рациональное планирование тренировочного процесса, правильное использование средств и методов спортивной тренировки на всем протяжении многолетней подготовки юных волейболистов возможно лишь с учетом анатомо-физиологических особенностей растущего детского организма. Система многолетней подготовки волейбольных резервов охватывает большой возрастной период, когда происходит биологическое развитие, а также формирование личности человека. Отличительная особенность этого периода заключается в том, что процесс роста и развития происходит на фоне эндокринной перестройки организма, связанной с началом полового созревания, а с половым созреванием связана и интенсивная перестройка всего организма[17].
В периоды усиленного роста различных органов и систем организма обычно наблюдается замедление процессов их структурной дифференцировки и, наоборот, последние наиболее отчетливо выражены в периоды замедления и остановки роста. Гетерохронность формирования структур организма находится в тесной взаимосвязи с особенностями функций органов в различные возрастные периоды. Между морфологическим ростом и функциональным развитием существует обратная зависимость. Вот почему периоды усиленного морфологического роста обычно являются периодами замедленного развития физических качеств. Знание особенностей детского организма позволит тренерам целенаправленно, дифференцированно, в соответствии с возрастными особенностями применять средства и методы воспитания физических качеств юных волейболистов, будет содействовать дальнейшей оптимизации учебно-тренировочного процесса с юными спортсменами [5].
Средний школьный возраст охватывает детей в возрасте от 12 до 15 лет, что соответствует возрасту учащихся V-IX классов. Этот период еще называют периодом «полуребенка-полувзрослого» [14].
Характерная особенность среднего школьного (подросткового) возраста – половое созревание организма. У девочек этот период сопровождается более выраженными изменениями в организме, он начинается в среднем на 1-2 года раньше, чем у юношей. В это время происходит бурный рост и развитие всего организма. Прежде всего, наблюдается резкий рост тела в длину: у девочек максимум прироста обычно приходится на 12-13 лет, у мальчиков на 14-15 лет. Значительно возрастает сила мышц. У девочек мышечная масса особенно интенсивно нарастает в 11-12 лет [16].
Наблюдается возрастное несоответствие в развитии сердечно-сосудистой системы. Сердце значительно увеличивается в объёме (130-150 мл), становится более сильным, работает более мощно, а диаметр кровеносных сосудов отстаёт в развитии. Это часто приводит к некоторым временным расстройствам кровообращения, повышению кровяного давления, следствием чего являются наблюдающиеся у некоторых подростков головокружения, учащённое сердцебиение, головные боли, слабость, сравнительно быстрая утомляемость.
В данном возрасте происходит процесс активного формирования типологических свойств нервной системы, в результате чего, врожденные генотипические особенности становятся устойчивыми. Складывается индивидуальный тип нервной деятельности. Творческие возможности школьника приобретают устойчивую физиологическую и структурную основ.
В подростковый период дети увеличиваются в длину на 5-8 см в год. Девочки растут наиболее активно в 11-12 лет (их рост в это время увеличивается до 10 см в год), рост мальчиков наиболее интенсивно идет в 13-14 лет, и после 15 лет в росте они обгоняют девочек. Увеличение роста идет, в основном, за счет роста трубчатых костей конечностей, кости грудной клетки растут медленнее, отчего у подростков часто можно видеть плоскую, а иногда и впалую грудь, что затрудняет дыхание. Вместе с ростом увеличивается и масса тела. Девочки прибавляют в год 4-8 кг, особенно заметна прибавка в 14-15 лет. Однако темпы роста массы несколько отстают от темпа роста скелета, что сказывается на внешнем виде подростка (фигура вытянута, нескладна, костлява).
Подростковый возраст считается самым трудным с точки зрения организации с детьми этого возраста учебно-воспитательной работы, и в тоже время этот период исключительно важен в отношении психического, физического развития, формирования личности. Это период, когда как раз и происходит переход от детства к взрослости.
Подростковый возраст – это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств.
Созревание опорно-двигательного аппарата и центральных регуляторных механизмов обеспечивает развитие важнейших качественных характеристик двигательной деятельности. Уровень физического развития организма и качеств двигательной деятельности зависит от стадии полового созревания. Чем более высокая стадия полового созревания у подростка, тем выше его физические возможности и спортивные достижения.
За счет увеличенного систолического объема крови и повышения тонуса парасимпатического отдела нервной системы происходит дальнейшее снижение частоты сердечных сокращений (ЧСС): в среднем школьном возрасте ЧСС в покое около 80 уд/мин.
В связи с тем, что сердце выбрасывает за одно сокращение больший объем крови, нарастает величина артериального давления (АД). У девочек в 12 лет АД – 105/60, в 13 лет – 110/60, в 14 лет – 112/60, в 15 лет – 115/65.
Минимальное (диастолическое) АД увеличивается в меньшей степени, чем максимальное (систолическое) давление, поэтому растет их разность, т. е. пульсовое давление. Такие изменения улучшают кровоснабжение различных органов тела.
В целом, происходящие в сердечно-сосудистой системе изменения (урежение ЧСС, удлинение периода общей диастолы, повышение АД, замедление кругооборота крови) свидетельствуют об экономизации функций сердца.
Жизненная емкость легких у 12-летних девочек равна 1905 мл, а у 15-летних 2530 мл.
У 13-летних подростков существенно улучшается переработка информации и повышается эффективность тактического мышления, уменьшается количество ошибочных решений. В возрасте от 10 до 13 лет у подростков достоверно сокращается время принятия решения и общее время решения тактических задач.
Возраст 11-14 лет является сенситивным для развития скоростно-силовых возможностей. В этом периоде имеется наибольший прирост прыгучести, резкости ударов и бросков. К 14-15-летнему возрасту достигается наибольшая высота и дальность прыжков.
Уже в 12-14-летнем возрасте юные спортсмены четко дифференцируются по целому комплексу психофизиологических особенностей на два различных типа, которые совершенно необходимо учитывать при выборе генетически адекватного вида спорта, стиля соревновательной деятельности и амплуа спортсмена (нападающий или разыгрывающий в волейболе).
Форсирование нагрузок особенно в период полового созревания может привести к тяжелым последствиям. У девочек в возрасте 11-16 лет особенно угнетается секреция половых гормонов, нарушается становление и стабилизация овариально-менструального цикла (ОМЦ).
В связи с отмеченным в процессе физического воспитания требуется тщательное дозирование и индивидуализация нагрузок, контроль за текущим состоянием детей. Постепенное наращивание физических нагрузок в соответствии с возрастными функциональными возможностями развивающегося организма обеспечит рациональное течение адаптационного процесса, сохранение здоровья детей и рост их спортивного мастерства.
1.3 Программа специальной прыжковой подготовки как средство развития прыгучести у девушек 14-15 лет на секционных занятиях волейболом
Секционные занятия - внеклассная форма проведения занятий по физической культуре, решающая задачи спортивного совершенствования в избранном виде спорта.
Занятия в спортивных секциях, кружках проходят в основном по урочному типу, то есть они имеют образовательно-воспитательную направленность, содержание, время и место; ведущей фигурой выступает педагог-специалист, который целесообразно, исходя из педагогических принципов, организует занятия, обучает, воспитывает занимающихся, направляет их деятельность соответственно логике решения намеченных задач; контингент занимающихся постоянен и относительно однороден. Однако такие занятия характеризуются и определяются особенностями, вытекающими в первую очередь из того, что выбор предмета занятий, установки на достижения, а также затраты времени и сил прямо зависят от индивидуальных склонностей, интересов. Тем не менее, и в такой ситуации предпочтительными формами организации процесса физического воспитания зачастую являются урочные формы, особенно когда необходимо обеспечить четко упорядоченное формирование знаний, умений, навыков и строго направленно воздействовать на развитие двигательных и связанных с ними способностей. Урочные формы занятий, как следует из сказанного, представляют для этого наиболее благоприятные возможности.
Главная цель секции: организация свободного времени учащихся, заполнение его целесообразной двигательной деятельностью для всестороннего физического совершенствования, обеспечение активного отдыха, повышение общего уровня здоровья воспитанников.
Специфическими задачами являются:
1.Удовлетворение личных интересов, потребностей в области физической культуры.
2.Постепенный переход к спортивной специализации и последовательное совершенствование в избранном виде спорта.
3.Обучение элементарным организаторским и методическим знаниям, умениям, необходимым для самостоятельных занятий.
4.Воспитание потребности систематически выполнять физические упражнения.
Основными правилами контроля и руководства спортивной секцией являются:
- главными критериями отбора в секцию является, прежде всего, желание самого ученика участвовать в занятиях и выполнять требования тренера, а также разрешение врача на занятия в секции;
- контроль за эффектом нагрузок, индивидуальный для каждого ребенка. Для этого используются различные методы врачебного наблюдения: показатели пульсометрии, контроль за внешними признаками утомления у детей и др.;
- проведение контрольных занятий, посвященных сдаче нормативных требований с целью узнать о готовности занимающихся к реализации поставленных задач, а также об успешности решения выбранной методики тренировок;
- контролирование тренером собственных поступков, норм педагогической этики, образовательно-воспитательной информации в соответствие планирования и итогов тренировок;
- естественно-средовые и гигиенические факторы при правильном построении тренировок выступают дополнительными средствами физического воспитания, поэтому занятия проводятся либо на воздухе, либо в чистом проветренном зале; проводится контроль знаний теоретического характера, а также способностей удачно взаимодействовать с партнерами в процессе командной игры [8].
Занятия в секциях проводятся 2-3 раза в неделю по 1-2 часа. Помимо упражнений по общей физической подготовке, на которую отводится примерно 40-50% времени, используются специальные физические упражнения того вида спорта, по которому организованы занятия.
Непосредственное руководство секцией возлагается на педагога, который решает все проблемы, связанные с ориентацией занятий, а именно:
- самостоятельно выбирает и использует выбранную методику обучения;
- несет ответственность за безопасность занимающихся;
- проводит селекцию;
- назначает дату и время тренировок;
- принимает решение об участии или не участии в каком-либо соревновании;
- несет ответственность за результаты подопечных в соревнованиях перед лицом администрации.
Спортивные секции функционируют по урочному типу: определенные цели, задачи, структура, методы и методика, средства, относительно постоянный и однородный контингент занимающихся.
Секции должны иметь учебные группы, формируемые с учетом физической подготовленности, возраста и пола обучающихся. В школе может быть или одна спортивная секция с детской (7-8, 9-10 и 11-12 лет), подростковой (13-14 лет) и юношеской (15-17 лет) подгруппами или несколько секций [10].
В структуре занятия выделяют три части: подготовительную, основную и заключительную.
Подготовительная часть занятия – фактор, упорядочивающий выбор задач и упражнений, обеспечивающий нарастание нагрузки и в целом переход к основной части. Подвижные игры влияют на повышение функциональных возможностей организма спортсмена, создают условия для проявления максимальной работоспособности.
В основной части занятия осуществляется решение наиболее сложных задач. Она характеризуется наибольшей физической и психической нагрузкой, достигающей уровня, необходимого для решения задач совершенствования всех сторон подготовленности спортсмена. В эту часть включают подвижные игры для развития физических способностей и совершенствования технико-тактических приемов и тактических взаимодействий.
Заключительная часть занятия способствует постепенному снижению нагрузки, частичному восстановлению и подготовке к последующей деятельности. Для подвижных игр характерно включение не только несложных упражнений с постепенно понижающей интенсивностью, строевых и порядковых упражнений, но и заданий для сплочения спортивной команды, развития интеллектуальных, творческих и психофизических способностей [11].
Таким образом, главная цель секции: организация свободного времени занимающихся, заполнение его целесообразной двигательной деятельностью для всестороннего физического совершенствования и обеспечение активного отдыха [15].
Для развития прыгучести у девушек 14-15 лет на секционных занятиях волейболом педагог по физической культуре использует разнообразные формы, методы и средства. Например:
- упражнения на развитие эластичности мышц ног – растягивание;
- упражнения на развитие силы мышц ног: стопы, голени, бедра;
- упражнения на развитие быстроты мышечных сокращений;
- упражнения для изучения и совершенствование техники: приземления - схождение и спрыгивание с возвышения отталкивания, пружинные движения, прыжки на двух и на одной ноге с координированной работой рук, туловища и головы полетной фазы, прыжковых поз, прыжки в глубину;
- упражнения на высоту или длину отталкивания - на возвышение, через препятствие, на ориентир;
- упражнения на прыжковую выносливость - многоскоки, прыжки со скакалкой;
- программы специальной прыжковой подготовки (Air Alert, Mad Bounce).
В программе специальной прыжковой подготовки рекомендуются:
- прыжковые упражнения с отягощением и без отягощения (отягощения не более 40% от веса спортсмена);
- основные упражнения по технике игры.
- количество прыжков с отягощением в одной серии — 10-20;
- продолжительность интервалов отдыха — 2-3 мин;
- количество серий — 5-6.
Для прыжковых упражнений без отягощения дозировки следующие:
- продолжительность одной серии — 10-20 прыжков;
- интенсивность — без пауз между прыжками;
- интервал отдыха между сериями — 1-2 мин;
- количество серий — 5-7 в тренировке.
Таким образом, изучив все средства развития прыгучести, мы пришли к выводу, что более эффективными являются специальные средства развития прыгучести
Глава II. Практическая работа по изучению программ, направленных на развитие прыгучести у занимающихся волейболом на секционных занятиях
- Организационный этап
Специалисты в области физической культуры и спорта, изучая развитие прыгучести у волейболистов пришли к выводу, что все упражнения по увеличению прыжка, описанные в отечественной научной литературе предназначены для спортсменов профессионалов с их микро и макро циклами. Нагрузка дозируется тренером в зависимости от многих факторов. Будучи любителем волейбола, трудно самостоятельно прийти к эффективной схеме тренировок и постоянно придерживаться ей.
В MB2 включены упражнения на спину и руки, участвующие в прыжке, AA2 прокачивает только ноги.AA2 можно выполнять дома, тогда как для некоторых упражнений MB2 необходимо пространство спортивного зала. Во время 3 месяцев выполнения нужно обеспечить себе хороший сон, и питание.
2.2. Формирующий этап
Программа Air Alert разработана компанией TMT sports. Эта одна из самых популярных, на сегодняшний день, программ для увеличения прыжка. Программа требует серьёзного подхода и отношения к упражнениям. Пройдя полный курс (12 недель) возможно увеличить прыжок на 20-30 см.
Порядок выполнения:
- Разогрев (прыжки со скакалкой, бег на месте) в течение 3-5 минут.
- Растяжка
Перед выполнением необходимо растянуть все группы мышц, которые участвуют в программе. Икры растягиваются упражнениями, похожими на степ-апы (ставите ногу на книгу, лестницу и пытаетесь дотянуться пяткой до пола). Для растяжки передней бедренной мышцы поставьте ногу на стул или стол и наклоните корпус к этой ноге. Подколенная мышца растягивается простыми наклонами.
- Прыжки в высоту
Ноги на ширине плеч. Прыгните строго вверх насколько можете. Опустившись, присядьте примерно на четверть – это один прыжок.
Примечание: Скорость прыжка при выполнении упражнения важнее всего. Смысл заключается как можно более быстром выпрыгивании. Время, проводимое на земле, должно равняться долям секунды.
Примечание: Вы должны чувствовать, что передняя бедренная мышца напрягается сильнее икр.
Отдых между подходами: 3-4 минуты
- Подъемы на носках
Встаньте на что-нибудь так, чтобы пятки не соприкасались с полом (лестница, толстая книга ~10cm). Поднимитесь на одной ноге как можно выше, используя только икры, затем на другой ноге
Отдых между подходами: 25 секунд
- Степ-апы
Поставьте одну ногу на прочное возвышение (стул, скамейка) и толкнитесь опорной ногой вверх. В воздухе смените опорную ногу и повторите то же самое.
Отдых между подходами: 3-4 минуты
- Прыжки на носках
Встаньте на обе ноги и оттолкнитесь, как можно сильнее используя только икры. Смысл упражнения в том, чтобы подпрыгивать как можно выше и “задерживаться на земле” как можно меньше (чем быстрее вы выпрыгните после приземления, тем лучше)
Примечание: следите за тем, чтобы при выполнение упражнения ноги не сгибались в коленях.
Примечание: перерыв между подходами 1 минута
- Выжигания
Упражнение названо так, потому что при правильном выполнении в мышцах ног вы будете чувствовать жжение. Техника примерно та же, что и в предыдущем упражнение. Стоя на двух ногах нужно выпрыгивать, использую только икры. Здесь нужно выпрыгивать всего на 1-1,5 см, а основной упор делать на скорость выполнения и внимательно следите за тем, чтобы не опуститься на пятки.
- Расслабление (растяжка)
Что потребуется для выполнения:
– все упражнения необходимо выполнять на ковре;
– программу необходимо выполнять в кедах с плоской резиновой подошвой;
– стул или другой предмет для степ-апов , книга или что-либо другое для подъемов на носках;
– программа не требует использование утяжелителей любых типов. Увеличение прыжка происходит только за счет веса.
Питание является важной частью программы.
– Обязательным является минимум 2-х разовое питание.
– Есть необходимо за 1-2 часа до выполнения
– Не переедайте и хорошая еда обязательна не только в дни выполнения, но и в дни отдыха.
– Еда должна содержать достаточно протеинов, карбогидратов (фрукты и овощи) и кальция (молоко)
Так же можно использовать такие упражнение на развитие прыгучести, как:
- Прыжки с места, с разбега, доставая баскетбольный щит, кольцо.
- Прыжки из глубокого приседа.
- Прыжки с разбега с доставанием метрической разметки возможно выше.
- Прыжки со скакалкой на двух ногах (варианты: с ноги на ногу; с продвижением вперед; на одной ноге; в приседе; высоко поднимая бедра).
- Серийные прыжки вверх с места, с разбега с доставанием предмета.
- Прыжки с разбега с ударом по подвешенному мячу.
- Имитация нападающих ударов в прыжке с места и после разбега.
- Имитация блокирования на месте и после перемещения.
- Имитация блока, нападающего удара, блока, нападающего удара и т.д.
- Нападающие удары через сетку после разбега с различных по траектории вторых передач.
Прыжковая программа предусматривает внедрение этих серий упражнений в подготовительную часть тренировочного занятия, и их чередование - прыжковые упражнения с отягощением и без отягощения.
С учетом рекомендаций необходимо составить планы тренировочных занятий, в подготовительную часть которых должны войти эти серии упражнений. Время проведения каждой серии 15-20 минут.[16]
Заключение
Прыгучесть является одним из важнейших физических качеств волейболистов и характеризует способность игрока максимально высоко выпрыгивать при различных игровых ситуациях[12].
Исследование взрослых и юных спортсменов показывает, что, хотя прыгучесть и является в какой-то степени врожденной способностью человека, специальное воздействие физическими упражнениями может повысить прыжковую подготовленность занимающихся.
Основным условием воспитания прыгучести при любой квалификации спортсмена является осуществление на всех этапах тренировок разносторонней строго специализированной физической подготовки (работа над такими физическими качествами как сила, быстрота, выносливость).
Все методы воспитания прыгучести должны способствовать развитию комплекса физических качеств, которые, в конечном счёте, содействовали бы возможности большему повышению мощности толчка, специальных двигательных навыков[13].
Значительного эффекта в развитии прыгучести можно достигнуть, применяя комплексы упражнений с напрыгиванием, перепрыгиванием и доставанием различных предметов.
Для достижения высоких спортивных результатов необходимо выполнять прыжковые упражнения круглогодично. Исходя из возрастных особенностей юных волейболистов, необходима частная организация тренировки. Чем ниже уровень общей физической подготовленности занимающихся, тем больше общеразвивающих упражнений нужно включать в занятия, тем значительнее должен быть подбор средств и использование игрового материала[18].
В ходе работы были решены следующие задачи.
Первой задачей была систематизация теоретических подходов и практического опыта по развитию прыгучести у девушек 14-15 лет на секционных занятиях по волейболу.
Исходя из этого, мы узнали, что эффективность спортивных движений, связанных с активным взаимодействием спортсменов с объектами внешнего окружения, определяется главным образом характером развивающихся при этом сил, а так же направлением и скоростью движения.
В волейболе, как правило, проявление скоростно-силовых способностей осуществляется в прыжках. По характеру мышечной деятельности прыжок относится к группе скоростно-силовых упражнений с ациклической структурой движений, в которой в главном звене толчке развивается мышечное усилие максимальной мощности, имеющие реактивно-взрывной характер. В связи с этим, такое проявление скоростно-силовых способностей волейболистов целесообразно называть прыгучестью.
В ходе решения второй задачи мы охарактеризовали анатомо-физиологические и психологические особенности девушек 14-15 лет занимающихся волейболом и определи, что педагог по физической культуре и спорту при работе с занимающимися (обучающимися общеобразовательных организаций, детьми дошкольных образовательных организаций, взрослым населением, студенческой молодежью и другими), должен знать их анатомо-физиологические и психические особенности. Так как каждый возрастной период имеет свои особенности в строении, функциях отдельных систем и органов, которые изменяются в связи с занятиями физической культурой и спортом.
Третьей задачей были конкретизированы средства и методы развития прыгучести у девушек 14-15 лет на секционных занятиях по волейболу.
Прыгучесть - это способность к максимальной концентрации мышечных и волевых усилий в минимальный отрезок времени при преодолении вертикального и горизонтального расстояний.
В ходе решения четвёртой задачи мы проанализировали прыжковую программу Air Alert. Она разработана компанией TMT sports. И является одной из самых популярных, на сегодняшний день, программ для увеличения прыжка. Программа требует серьёзного подхода и отношения к упражнениям.
Список использованных источников
- Алхасов Д.С, Амелин С.Н. Преподавание физической культуры по основным общеобразовательным программам: учебник для СПО / Д.С Алхасов, С.Н Амелин. – М. : Издательство Юрайт,2018. – 240 с. : [30 цв.вкл] – (Серия: Профессиональное образование).
- Алхасов Д.С. Теория и история физической культуры : учебник и практикум для академического бакалавриата / Д.С Алхасов. –М. :Издательство Юрайт,2017. – 191с. – (Серия : Бакалавр. Академический курс).
- Арнст Нина Викторовна. Теоретические и практические основы занятий спортом студентов вуза во внеурочное время(Текст): монография. / Н.В Арнст , В.В Пономорев; М-во образования и науки РФ, Федеральное гос. Бюджетное образовательное учреждение высш. Проф. Образования «Сибирский гос. Технологический ун-т». Красноярск: СибГТУ,2012 , 146 с.: ил., табл; 21 см. ISBN 978-5-8173-0520-3
- Беляев А. В. Волейбол: Методы, средства и контроль за развитием у волейболистов общей и специальной выносливости, прыгучести [Текст]: метод. рекомендации для студентов институтов физ. культуры / А. В. Беляев. – М. : 1978. 17 с.
- Вайнек Юрген Спортивная анатомия : учеб. пособие. для студ. высш. учеб. заведений / Юрген Вайнек; [пер. с нем. В.А. Куземиной; науч. ред. А.В. Чоговадзе]. –М. : Издательский центр «Академия», 2008. – 304 с.
- Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов [Текст] / Ю. В. Верхошанский. – М. : Физкультура и спорт, 1988. 331 с.
- Виера Б. Л. Фергюсон Б. Д. Волейбол. Шаги к успеху [Текст] / Б. Л. Виера, Б. Д. Фергюсон. – М. : изд-во АСТ, 2004. 176 с.
- Жбанков О. В. Развитие прыгучести у юных баскетболистов [Текст] / О. В. Жбанков // Физкультура и спорт. – 1995. № 3. С. 19-21.
- Железняк Ю. Д. Тенденции развития классического волейбола на современном этапе [Текст] / Ю. Д. Железняк, Г. Я. Шипулин // Теория и практика физической культуры. – 2004. № 4. С. 30-33.
- Железняк Ю. Д., Петров П. К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Ю. Д. Железняк, П. К. Петров. – М. : Академия, 2001. 264 с.
- Железняк Ю.Д., Нестеровский Д.И., Иванов В.А. и др Теория и методика спортивных игр: учебник для студ. учреждений высш. образования/ Ю.Д. Железняк, Д.И. Нестеровский, В.А. Иванов и др. ; под ред. Ю.Д.Железняка.-9-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.-464с. - ( Сер.Бакалавриат).
- Ивойлов А.В Волейбол: Учеб. Для пед. Ин-тов по спец. №2114 «Физ.воспитание».-3-е изд., испр. И перераб. Мн.:Высш.школа.1985.-216 с.,ил.
- Курамшин Ю.П., В. И. Попова Теория и методика физической культуры / Под ред. Ю.П. Курамшина, В. И. Попова. - СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, - 1999. - 374 с.
- Марцинковская Т.Д. Психология : учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования / Т.Д. Марцинковская. – М. : Издательский центр «Академия», 2013. – 400 с. – (Сер. Бакалавриат).
- Никитюка Б.А., Гладышевой А.А., Судзиловского Ф.В. Анатомия человека (с основами динамической и спортивной морфологии) : Учебник для институтов физической культуры. – Изд. 13-е. / Под ред. Б.А. Никитюка, А.А. Гладышевой, Ф.В. Судзиловского. – М. : Спорт, 2016. – 624 с.,ил.
- Психология: учебник и практикум для СПО / Е.Г. Белякова ; Тюменский государственный университет. – М. : Издательство Юрайт, 2016. – 263 с. – Серия : Профессиональное образование.
- Смирнов В. М., Дубровский В. И. Физиология физического воспитания и спорта: учебник для студентов. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002. — 608с.
- Теория и методика физического воспитания и спорта : Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – 2-е изд., и доп. – М. : Издательский центр «Академия», 2003. –480 с.
- Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия».Ростов н/Д:Феникс,2002.-384с.
- Холодов Ж. К., Кузнецов B.C. Х73 Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - 2-е изд., иенр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. -480 с
- Ивойлов А.В Волейбол: [Учеб. Для пед. Ин-тов по спец. №2114 «Физ.воспитание» ].-3-е изд., испр. И перераб. Мн.:Высш.школа.1985.-216 с.,ил.
- Назаренко Л. Д. Прыгучесть: методика развития [Текст] / Л. Д. Назаренко // Физическая культура в школе. – 2003. № 5. С. 45-48.
Предварительный просмотр:
Проект на тему «Утренняя зарядка»
Актуальность проекта выполнения утренней зарядки обусловлена следующими данными: в связи с проблемами со здоровьем школьников и их физическое воспитание становиться актуальным как никогда. Физическое воспитание школьников должно способствовать гармоничному развитию всех систем организма, закалять и повышать иммунитет школьников. Если ребенок получает физические нагрузки только на уроках в школе, то этих нагрузок может оказаться недостаточно.
Каждое утро многие их нас выполняют зарядку, но некоторые без желания выполняют упражнения, а кто-то даже находит причины, чтобы ее не делать вообще. Мы редко задумываемся над тем, зачем мы делаем зарядку и практически не знаем ничего о том, какую пользу для нашего организма она приносит.
Актуальность проекта состоит в том, чтобы привлечь наибольшее количество обучающихся школы и их родителей к выполнению утренней зарядки не только на уроке физической культуры и во время проекта, но и после него самостоятельно дома.
Проблема: отсутствие физической активности и низкая работоспособность детей школьного возраста.
Вид проекта: практико-ориентированный
Цель: формирование у обучающихся классов интереса к здоровому образу жизни через проведение утренней зарядки
Задачи:
-подобрать и изучить методическую литературу по теме исследования
-составить комплекс утренней гимнастики
-учиться правильно выполнять данный комплекс
-изучить влияние утренней зарядки на школьников
Идея проекта состоит в том, чтобы привлечь наибольшее количество обучающихся младших классов школы и их родителей к выполнению утренней зарядки не только на уроке физкультуры и во время проекта, но и после него самостоятельно дома
Ожидаемые результаты: привлечение к выполнению утренней зарядки более 80% обучающихся определенных классов. Улучшение работоспособности детей.
Сроки реализации проекта: краткосрочный (приблизительно 2 месяца)
Этапы:
1 этап - организационного диагностический
2 этап – этап реализации проекта.
3 этап - рефлексия
4 этап – заключительный.
1 этап - организационного-диагностический этап
На первом этапе учитель собирает детей определенных классов, для того, чтобы выявить ответственных и предлагает обучающимся подобрать литературу по теме исследования, а также изучив ее ответить на следующие вопросы:
-история появления утренней зарядки;
-значение утренней зарядки;
-правила составления комплекса утренней зарядки.
Так же составляют вопросы для проведения дальнейшего анкетирования
2 этап – этап реализации проекта
На втором этапе учитель вместе с ответственными составляют комплекс утренней зарядки. И предлагает обучающимся путём эксперимента проверить влияет ли зарядка на работоспособность обучающихся. Но перед проведением эксперимента обучающиеся совместно с учителем, в соответствии с ранее изученными правилами, составляют комплекс утренней гимнастики. В течении одного месяца ответственные за проведение зарядки проводят утреннюю зарядку для обучающихся – классов
3 этап - рефлексия
На третьем этапе -, затем обучающиеся – класса совместно с учителями – классов (по заранее подготовленным вопросам) формируют выводы повысилась или осталась без изменений работоспособность обучающихся. А также обучающиеся проводят анкетирование среди школьников (и учителей) по вопросам «Утренняя зарядка». Например: 1.выполняли ли вы зарядку по утрам?, если нет - то почему? Если да – с какой целью?
4 этап – заключительный
В конце обучающиеся совместно с учителем формируют выводы по теме исследования. Дети представляют результаты проведенного эксперимента, а также выводы по анкетированию.
Представление результатов проекта: информирование обучающихся, родителей и учителей на сайте школы и на информационном стенде о результатах эксперимента. В конце проекта спортивные соревнования «Весёлые старты», где обучающиеся с высокими показателями работоспособности и активности проведут для всех зарядку.
Этапы | План | Ответственные |
Организационно-диагностический этап | Сбор и распределение обучающихся, ответственных по классам, которые будут проводить утреннюю зарядку в классах | Учитель фк |
Подбор методической литературы по теме исследования и выявление форм и средств проведения утренней зарядки обучающимися | Учитель фк | |
Составление вопросов для анкетирования обучающихся и учителей «Основы утренней зарядки» | Учитель фк, физорги | |
Этап реализации проекта | Составление комплекса утренней зарядки | Учитель фк, физорги |
Проведение анкетирования по выявлению влияния утренней зарядки на работоспособность обучающихся и учителей | Учитель фк, классные руководители, физорги | |
Проведение утренней зарядки в течении одного месяца | Физорги, учитель фк | |
Этап рефлексии | Формирование выводов по определению работоспособности детей после проведения утренней зарядки | Физорги, классные руководители |
Анкетирование среди обучающихся и учителей по вопросам «Основы утренней зарядки» | Физорги | |
Заключительный этап | Формирование выводов по теме проекта, представление результатов | Физорги, учитель фк |
Предварительный просмотр:
Введение………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗВИТИЮ ПРЫГУЧЕСТИ У ДЕВУШЕК 14-15 ЛЕТ НА СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЛЕЙБОЛУ
1.1. Основные понятия и характеристика прыгучести
1.2. Анатомо-физиологические и психические особенности девушек 14-15 лет
1.3. Средства и методы развития прыгучести у девушек 14-15 лет на
секционных занятиях по волейболу
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ИЗУЧЕНИЮ
ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ПРЫГУЧЕСТИ У ДЕВУШЕК 14-15 ЛЕТ НА СЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЯХ ПО ВОЛЕЙБОЛУ
2.1.Организационный этап
2.2.Интерпретация полученных результатов
2.3.Формирующий этап исследования
2.4.Оценочный этап исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
2.1. Организационный этап
Цель: подбор контрольно-педагогических испытаний по проблеме опытно-практической работе.
Нами были подобраны следующие методики:
1. Тест «Прыжок в высоту (проба Абалакова) (Приложение 1)
Цель: определение уровня развития прыгучести
2. Тест «Прыжок в длину с места» (Марков К.К «Совершенствование соревновательной деятельности в волейболе и методика совершенствования функциональной подготовки спортсменов. Методические указания») (Приложение 2).
Цель: определение уровня развития скоростно-силовых способностей
3. Тест «Прыжок в высоту выпрыгиванием вверх после прыжка в глубину» (Марков К.К «Совершенствование соревновательной деятельности в волейболе и методика совершенствования функциональной подготовки спортсменов. Методические указания») (Приложение 3).
Цель: определение уровня развития прыгучести.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность учащихся на уроках физической культуры
Характеристика темы: распространение опыта проектной деятельности в области физкультуры с точки зрения реализации деятельностного подхода в образовании....
ПМ 03. ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.
- исследовательский проект.- структура своей выпускной квалификационной работы и описание этапов проведенных исследований....
ПМ 3 ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.
- структуру своей выпускной квалификационнойработы и описание этапов проведенныхисследований;- исследовательский проект по любой из изученныхдисциплин или исследовательский проект,представленный в кон...
ПМ 03. ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области образования, физической культуры и спорта.
- исследовательский проект.- структура своей выпускной квалификационной работы и описание этапов проведенных исследований....
1.Критерий. Стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов и иных форм контроля, проводимых организацией.
1.1.Содержание педагогической деятельность.1.2. Результаты коррекционной деятельности. 1.3.Результаты освоения воспитанниками и обучающимися с ОВЗ АОП по итогам мониторингов1.4. Сопровождение реб...
1.1.1.- 1.1.3. Критерий 1. Достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторингов, проводимых организацией.
В критерий 1. "Достижения обучающимися положительной динамики результатов освоения образовательных программ, в том числе в области искусств, физической культуры и спорта, по итогам мониторин...
ПК 3.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей
Работы проектной и иследовательской деятельности в области дополнительного образования...