Конспект открытого занятия для дошкольников "В каждой избушке свои игрушки" (знакомство с историей русской игрушки)
план-конспект на тему
Занятие проводится для детей 5-6 лет в рамках комплексной программы Школа раннего развития "Ступеньки творчества".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_-_igrushki.docx | 36.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
"Центр развития творчества детей и юношества"
155800, Ивановская область, г. Кинешма, ул. Смольная, 32,
тел./факс – (49331) 5-55-23, email – centrrazvitiy@mail.ru
КОНСПЕКТ
открытого занятия
в объединении «Школа раннего развития»
по программе «Мир вокруг нас»
«В КАЖДОЙ ИЗБУШКЕ СВОИ ИГРУШКИ»
Возраст детей – 5-6 лет.
Составила:
Михайлова Эльвира Викторовна,
педагог дополнительного образования
Кинешма, 2015 год.
Тема занятия: «В каждой избушке свои игрушки»
Цель занятия: познакомить детей с декоративно-прикладным искусством - русской матрешкой, привить интерес к народному творчеству.
Задачи:
- образовательные - дать представление детям о русской матрешке, как об одном из старинных народных промыслов, учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры.
- развивающие - развивать умение украшать силуэт матрёшки разнообразными узорами, развивать эстетическое восприятие предметов народного творчества, развивать творческие способности детей, приёмы умственной деятельности (анализ, сравнение, обобщение).
- воспитательные - воспитывать уважение к работе народных мастеров, самостоятельность, активность, умение работать в коллективе.
ТСО: музыкальный центр, мультимедийное оборудование, магнитная доска, презентация «В каждой избушке свои игрушки»
Оборудование: современные игрушки (мяч, кубики, конструктор, кукла и др.), набор деревянных матрёшек; куклы – «скатки», другие игрушки, выполненные в народном стиле (или иллюстрации), косынки двух цветов для детей, силуэты матрёшек для раскрашивания, цветные карандаши, схематичные изображения лиц, отражающие разное настроение, макет ярмарочного лотка.
Занятие проводится в просторном помещении с рабочей и игровой зонами. Продолжительность занятия – 30-35 минут. Возраст детей - 5-6 лет
План занятия:
- Организационный момент. Определение темы занятия. (3 минуты)
- Изучение нового материала.Беседа с демонстрацией игрушек, презентации.
- Практическая работа. Украшение матрёшек.
- Подведение итогов занятия. Рефлексия. (3-4 минуты)
Ход занятия:
- Организационный момент. Определение темы занятия.
Педагог: Здравствуйте, ребята! У нас с вами сегодня много гостей, давайте мы со всеми поздороваемся. Ну, что ж начнём наше занятие.
Я не буду называть вам его тему, я хочу, чтобы назвали её сами. Посмотрите, пожалуйста, на экран.
(На экране иллюстрации различных игрушек) Дети называют игрушки каждую по отдельности.
Педагог: Ребята, что перед вами?
(Дети обобщают: игрушки)
Педагог: Совершенно верно, вот вы и определили тему нашего занятия: игрушки. Ребят, а какие у вас любимые игрушки? (Опрос детей)
Вот видите, у каждого из вас своя любимая игрушка. Поэтому я предлагаю назвать сегодняшнее занятие «В каждой избушке свои игрушки».
- Изучение нового материала.
Педагог: Ребята, а откуда берутся игрушки? (ответы детей)
Из чего делают игрушки? Из каких материалов? Давайте, посмотрим.
(педагог даёт детям различные игрушки: мяч, кубики, куклу и др., дети пытаются определить, из какого материала сделана та или иная игрушка)
Педагог обобщает полученные от детей ответы: Игрушки изготавливают на специальных фабриках, потом они поступают в магазины. Современные игрушки делают из различных материалов: пластмассы, резины, металла, меха и др.
Педагог: А как вы думаете, как создавались игрушки, когда ещё не было ни фабрик по их изготовлению, ни таких материалов, из которых их делают сейчас?
(ответы детей)
Вы сами любите играть в игрушки? (да)
А в старину дети любили играть? (да)
А вы хотите узнать, какие игрушки были в давние времена на Руси? (да)
Тогда слушайте! Звучит музыка, на фоне которой педагог рассказывает сказку.
Давным-давно это было. Шел как-то Иванушка - добрый молодец, по вольной земле русской, по широким полям да сквозь березовые рощи. Вдруг видит Иванушка - село. Вошел он в село, на краю домик стоит, а там мужичок сидит у окошка, кручинится. Расспросил его Иванушка, что случилось, и рассказал мужичок, что захворала у него дочка любимая. Захворала оттого, что скучно и грустно ей без веселых игрушек. "Не печалься, добрый человек, что-нибудь придумаем, обязательно развеселим девочку", - сказал Иван. Сговорились они с ее батюшкой сходить на ярмарку да купить больной девочке сластей и чего-нибудь веселого да радостного. Долго-долго ходили по ярмарке, рассматривали да выбирали. Вдруг увидели на одной картинке смешную, улыбающуюся нарядную куколку. Купили они картинку и довольные пришли домой. Увидела девочка куколку - сразу повеселела, разрумянилась, похорошела. Захотела она с ней поиграть, да не может - куколка же нарисованная. Опять загрустила малышка. Тогда ее батюшка взял деревянный чурбачок и выточил из него фигурку куколки. Выточил, яркими красками разрисовал: одел в нарядное платьице, как на картинке. Веселая получилась куколка, смешная. Обняла свою куколку девочка и назвала ее русским именем Матрена, а так как куколка была маленькая, то Матрешкой все ее звали. И стала девочка быстро выздоравливать, а отец ее с той поры для всех детишек точил забавные деревянные игрушки, разрисовывал их цветами да букетами.
Так и появилась игрушка-матрёшка. (Слайд на экране)
Педагог показывает детям набор деревянных матрёшек.
- Ребята, посмотрите, сколько здесь матрёшек
- Какая она? (нарядная, расписная, красивая)
- Почему она расписная? (сарафан украшен цветами)
- Из чего сделана матрешка? (из дерева)
- Ребята, а вы знаете, что куклу-матрёшку делают с секретом? Матрёшка раскрывается. Я покажу.
Пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных,
В разноцветных сарафанах
На столе у нас живут.
Кто в ней прячется внутри,
Ты открой и посмотри.
Вот, поставленные в ряд,
Сёстры-куколки стоят.
Посчитаем вас опять: раз, два, три, четыре, пять.
Игровая пауза: - Давайте поиграем в интересную игру: "Весёлые матрёшки"
- Для этого мы сами превратимся в хорошеньких матрёшек. Выберите для себя косынку. (педагог раздаёт детям косынки двух цветов, таким образом, получаются 2 команды) Давайте разделимся на две команды. У кого зелёный платочек - превратятся в зелёных матрёшек, а у кого жёлтый - превратятся в желтых матрёшек.
- У меня есть два волшебных мешочка: зелёный и жёлтый. Желтый - жёлтым матрёшкам, зелёный - зелёным матрёшкам. Посмотрим, что там? (дети высыпают содержимое из мешочков – это пазл «Матрёшка»)
- Каждой команде нужно собрать картинку из этих фигур. Кто быстрее справится с заданием?
(дети работают в команде, для эмоционального настроя желательно использовать музыкальное сопровождение)
Педагог: - И что же получилось у вас, ребята? (матрёшка).
Быстрее справилась команда ….. матрешек! Молодцы!
Понравилось вам играть с матрёшкой?
А ведь это – это не единственная русская игрушка. Мне хочется немного рассказать вам и о других.
Внимание на экран!Звучит русская народная мелодия, на экране изображения русских игрушек (дымковская игрушка, обереги, матрёшка и т.д.)
Издавна славится наша родина, своими делами и своими мастерами. Где бы мы ни были - везде встретим чудо-мастеров, умеющих превращать природные материалы (глину, дерево, солому и др.) в удивительные творения.
Иллюстрации на экране | Комментарии педагога |
Дымковские игрушки | Посмотри, как хороша Эта девица-душа Щечки алые горят, Удивительный наряд. С лентами да бантами, Да под ручку с франтами Мы гуляем парами, Проплываем павами. Такие игрушки, ребята, изготавливали русские умельцы в селе Дымково, поэтому они называются дымковскими. Из какого материала они сделаны? |
Игрушки из ткани | Посмотрите, ребята, из чего сделаны эти игрушки? Из ткани. |
Игрушки из других материалов |
- Практическая работа. Украшение матрёшек.
Педагог: Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Каждый попробует украсить цветами и узорами свою матрёшку.
(педагог раздаёт детям фигурки матрёшек из картона)
- Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Прежде, чем приступить к работе, давайте посмотрим, во что одета матрёшка. И заодно сделаем небольшую зарядку для наших глазок.
(На экране электронная физкультминутка для глаз – «Матрёшки»)
Что у неё на голове? (косынка)
Чем украшен сарафан? (цветами, узорами)
- Иногда у матрёшки на сарафан одет фартук, он тоже всегда украшен цветами или узорами. Ну что же, мастера, приступаем к работе!
(Практическая работа 5-7 минут)
- Ой, какие матрёшки получились красивые. Какие хорошие мастера. Такие работы можно и на ярмарку отправить! Что такое ярмарка, ребята? (ответы детей)
Ярмарка – это место, где представляются и продаются различные товары. В давние времена ярмарочный день был настоящим праздником для людей. Давайте и мы с вами устроим ярмарку!
Педагог раскрывает стенд с импровизированной ярмаркой, на который дети прикрепляют свои работы.
Ой, вы, гости дорогие!
У нас игрушки расписные!
Рисовали их, старались,
На ярмарку собирались!
Ребята, а давайте подарим нашим гостям матрёшек в обмен на аплодисменты? (ответы детей)
- Подведение итогов занятия. Рефлексия.
Ну что же, наше занятие подходит к концу. Давайте вспомним, что мы сегодня узнали?
(Ответы детей)
А занятие вам понравилось?
У вас на столах лежат картинки, выберите, пожалуйста, одну из них, которая лучше всех отражает ваше настроение по окончанию занятия. (выбор детей)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект открытого занятия «Я приглашаю Вас в свой мир…»
В плане-конспекте представлен материал по проведению занятия для детей 8-9 лет, целью которого является знакомство с керамикой через создание керамического панно «Ваза с цветами» в стиле стимпанк....
Конспект открытого занятия по теме:"Формирование понятия "категория рода имён существительных" в русском языке у детей-билингвов"
Занятие для учащихся 3-4-х классов с двуязычием....
План - конспект открытого занятия эстрадной - вокальной студии «Бриз» старшая группа Тема занятия: «История и стили джаза».
Ученики познают истоки джаза и знакомятся с основными стилями джазовой музыки....
Конспект открытого занятия "У каждой семьи свой бюджет"
Занятие "У каждой семьи свой бюджет" проведет в разновозрастной семейной группе детского дома....
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИГРА Что? Где? Когда? На тему : "Страницы истории"
Интеллектуальная игра Что? Где? Когда? На тему: "Страницы истории"...
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ В ТВОРЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ «МЯГКАЯ ИГРУШКА» ПО ТЕМЕ «Путешествие в мир игрушки. Знакомство с лошадьми»
Тема: «Путешествие в мир игрушки. Знакомство с лошадьми». Цель: Закрепление полученных навыков и умений по раскрою мягкой игрушки. Задачи:Образовательные:Закрепить зн...
КОНСПЕКТ открытого занятия по коррекционно-развивающей программе: «Хозяйственно-бытовой труд» Тема «Учимся мыть игрушки»
Ход занятия Название упражнения,Частные задачиДеятельность педагогаДеятельностьдетейI. Вводная часть1. Организационный момент (4 мин)1.Круг приветствияЗадача: создания эмоционального настроя и мо...