Открытый урок "Вятские посиделки"
план-конспект урока

Жданова Ольга Аркадьевна

Цель:

      Формировать уважительное отношение к традициям своего Отечества, пополнять знания  в области русского фольклора;

Задачи:

      Образовательные: приобщать детей к истокам народной культуры и истории: познакомить с обычаями русской старины, с жизнью и бытом русского народа;

      Воспитательные: продолжать формировать уважение к труду народных мастеров.

      Развивающие: способствовать развитию коммуникативных навыков, памяти, внимания;  способствовать развитию творческих возможностей через разучивание стихотворений, народных песен, пословиц, потешек, танцев и народных игр.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr._urok_vyatskie_posidelki.docx60.27 КБ

Предварительный просмотр:

 Фольклорный праздник (Вятские посиделки)

«Чем дальше в будущее смотрим, тем больше прошлым дорожим!»

«Посиделки – сборище крестьянской молодёжи по осенним и зимним вечерам, под видом рукоделья, а более для россказней, забав и песен…»     (В.И. Даль)

Цель:

      Формировать уважительное отношение к традициям своего Отечества, пополнять знания  в области русского фольклора;

Задачи:

      Образовательные: приобщать детей к истокам народной культуры и истории: познакомить с обычаями русской старины, с жизнью и бытом русского народа;

      Воспитательные: продолжать формировать уважение к труду народных мастеров.

      Развивающие: способствовать развитию коммуникативных навыков, памяти, внимания;  способствовать развитию творческих возможностей через разучивание стихотворений, народных песен, пословиц, потешек, танцев и народных игр.

Предварительная работа:

  • Рассматривание иллюстраций с изображением народных гуляний, посиделок;  знакомство со старинными русскими традициями и обычаями;
  • Разучивание русских народных песен, плясок, игр, забав, пословиц, потешек, небылиц;
  • Привлечение детей к работе в обучении вышивке, вязанию, шитью, изготовлении кукол, плетению из лозы;


Средства деятельности: русские народные костюмы; предметы интерьера русской избы; печка; утварь; расшитые полотенца; половики; прялка; веретено; часть ткацкого станка; пяльцы; самовар; записи русской народной музыки.

Содержание деятельности:
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим.
И в старом красоту находим
Хоть новому принадлежим.          
Вадим Шафнер

Зал стилизован под русскую избу, под спокойную русскую народную музыку входят  Хозяюшка и дети. 

Ваня: 

В нашей Вятской стороне,
Есть селенье на реке.
Тот, кто жизнь здесь начинал,
Его Мурыгино назвал.

Маня: 

А как праздник настаёт,
Весь народ гулять идёт!
По традиции по-вятской,
Если гости хороши,
В этом зале, где просторно
Накрываются столы!

Вместе:

Здравствуйте, гости дорогие, гости званые да желанные!

Хозяюшка: 

Низкий поклон вам, гости наши!
Нету вас на свете краше.
Вы явились в добрый час -

Встречу теплую такую

Мы готовили для вас.

Маня: 

На Руси всегда гостей

Веселили, угощали.

Привечали как друзей,

Чтоб никто не знал печали.

 

Ваня: 

Постараемся и мы

Настроенье вам поднять.

Вместе будем петь, шутить,

В игры разные играть.

Маня: 

Начинаем праздник смело –

Каждому найдется дело!

Хозяюшка:  

Собрались сегодня мы в нашей горнице дома русского! Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба. На улице холод и снег, а в доме тепло и уютно. А сколько стен у дома?  (Ответы.) 

Правильно, четыре. Где четыре стены – там и беды не страшны!

Маня: 

А где любовь да совет – там и горя нет!

Ваня: 

А еще говорили на Руси: «Гость на порог – и счастье в дом». 

(Дети убегают. Звучит песня «Горница».)

Хозяюшка: 

Деревенская изба

И уютна, и светла.

Сей избы хозяйка я.

Велика моя семья:

Есть девчонки-веселушки,

Озорные хохотушки.

Есть ребята молодцы,

Добрые удальцы.

Пока все ушли гулять

В избе буду прибирать.

(Хозяйка наводит порядок в горнице. Звучит русская народная музыка. Входят девочки.)

Хозяюшка: 

Девочки-беляночки,

Где вы набелилися?

Девочка:

Мы сейчас коров доили,

Молоком умылися.

Хозяюшка: 

А мальчишек не видать.

Может, стоит их позвать?

Девочка:

Мы уже позвали их,

Наших братьев дорогих.

Слышишь, скрипнули ворота –

Возвращаются с работы.

(Звучит русская народная музыка. Входят мальчики.)

Хозяюшка: 

Очень, дети, рада я,

В сборе вся моя семья!

Семья вместе – так и душа на месте.

- Посмотрите, сколько гостей сегодня у нас. Давайте с ними поздороваемся.

- Ребята, кто скажет какое сегодня число?

- Какое же время года сейчас на дворе?

- А какой месяц зимы?                (Ответы детей.) 

- Проходите и садитесь, где кому понравиться.

- Сегодня мы приглашаем вас вместе с нами заглянуть в прошлое России и узнать, что сохранено для сегодняшнего поколения из культурного наследия!

 

Хозяюшка: 

Добры молодцы, а где же вы были,

Далеко ли вы ходили?

Ваня:

Где мы были, мы не скажем,

А что делали – покажем!

(Звучит русская народная песня  «Ах, вы сени…»)

Игра «Где мы были…»

  1. Поглядите на меня,

     Что сегодня делал я!

  1. В среду во дворе я был,

Так работал – нету сил,

     Что я делал, отвечайте,

     Веселее, не скучайте!

  1. А на прошлой, на неделе

     Что я делал, в самом деле?

(После каждого куплета мальчики показывают действия. Дети отгадывают.)

Хозяюшка: 

Хорошо вы потрудились,

Слава Богу, не ленились!

Ведь того, кто любит труд,

Того люди всегда чтут.

Ваня: 

Интересно люди в старину говорили,  да так, что всем запоминалось.

Хозяюшка: 

Да, старая пословица вовек не сломится. Много сложено в народе пословиц о труде и трудолюбии. А вы их знаете?

Ну, тогда я буду говорить начало пословицы, а вы мне будете по очереди отвечать её окончание. Хорошо!?

Без труда...  не вынешь и рыбку из пруда.

Семь раз отмерь… один раз отрежь.

Делу время... - потехе час.

Кто любит трудиться, ...  тому без дела не сидится. 

Терпенье и труд, …  все перетрут.

Люби дело… - мастером будешь.

Кончил дело... - гуляй смело.

Не сиди, сложа руки, … так и не будет скуки.

С мастерством люди не родятся, … а добытым ремеслом гордятся.

- Ну, молодцы. Я вижу, пословицы  вы знаете.

Маня: 

А я скажу, такую пословицу:

«Какова пряха, такова на ней рубаха»

Хозяюшка: 

Да, никогда не сидела русская женщина праздно, без работы.

- А знаете, ли вы, детушки,  что означает  – праздно?

(Человек, живущий без дела, ничем не занимающийся.)

Ваня: 

Хозяюшка в дому, что оладушек в меду.

Она приберет, ко всем добра бывает,

Одним - одна за всех отвечает!

Всех дочурок нарядила,
Нарядила и обшила,

Прясть, мастерить и вышивать научила! 

Песня « Было у матушки 12  дочерей». 

Хозяюшка: 

В давние времена народ жил веселый да мастеровой, дела успевал делать и гулять! И был у русских людей такой обычай: после праведных трудов собирались вместе в горнице (большая изба), рукоделием заняться, да новостями обменяться. Так веселее было трудиться, быстрее, незаметнее проходил вечер, да и работа спорилась. Молодые люди на этих вечерах, которые назывались посиделками (вечеринка, сопровождающаяся каким-нибудь занятием - ручной работой, играми и забавами), учились у старших мудрости жизни.

- Какие незнакомые слова вы сейчас услышали? Давайте подумаем и попробуем объяснить значение этих слов.

Ребенок:

В светлой горенке – светелке за стеной,

Вкусно пахнет сохнущей травой.

И янтарной слезкой смоляной,

И горящею лучиной, стариной.

Тут ткут, прядут и шьют, и вышивают,

Узоры дивные колдуют – заплетают.

Поют тихонечко, по лавочкам сидят,

На ночку белую в окошечко глядят.

Хозяюшка: 

В старину все делали своими руками. Ремесла кормили, одевали и обували.  Когда-то девочки с десяти лет пряли, в двенадцать за станок садились, с самых ранних лет вязали. А сейчас давайте, дети, покажем те предметы, которые нужны были долгими зимними вечерами.

(Дети берут каждый свой предмет для рукоделия.)

Маня: 

Ручное прядение известно давно. Прядение – способ получения нити из растительного волокна или шерсти. Первым орудием прядения были ручные гребни для расчесывания волокон. Волокна, приготовленные для прядения, привязывали к прялке с подставкой и наматывали спряденную нить на веретено – продолжение прялки - “вертящаяся палочка”.

1 Девочка:

Красна девица, тонко пряла,  

Звонко ткала, бело белила.

На солнышке сушила

За концы таскала,

Людям дарила.    (Полотенце)

Хозяюшка: (берёт полотенце в руки)

Наше полотенце соткано на старинном ткацком станке. Зимой их заносили в дом, они занимали большую часть комнаты. В нашей горнице есть часть такого станка. А нити для холста пряли изо льна. Ниток нужно было много, поэтому, отправляясь на посиделки, девушки обязательно брали с собой и работу. Кто-то прял, кто-то вышивал, кто-то шил, кто-то вязал.

Ребенок:

Вы только взгляните вокруг,

Вся наша жизнь – дело наших рук!

2 Девочка:

Вот иголка, вот и нитки,

Здесь же есть салфеточки.

Знаю, любят вышивать

Их не только девочки.

На салфеточке цветочек,

На другой растет горох,

Вот сирень, ромашка, мак

Вы хотите вышить так?

- Вот взялась я за иголку – и родились вышитые картинки. А для выполнения вышивки нужны пяльцы, ткани, нитки, игла – все это было в каждой семье.

3 Девочка:

Игла - барыня, княжна

Весь мир нарядила,

Нарядила, обшила.

Иголка, иголка,

Ты тонка и колка,

Не коли мне пальчик

Шей сарафанчик.

- На Руси в народе одежда называлась – оболочкой, а одеваться – значит облачаться. Одежды были длинными и необычайно красочными. Вся женская одежда подчеркивала и создавала образ прекрасной русской красавицы.

4 Девочка:

Я вяжу из тряпок узких.

Это – коврики для дома.

С ними нам уютно будет,

И красиво, и тепло.

А вяжу я их с любовью,

С добротою и терпеньем.

- Вязали коврики из разноцветных ленточек толстым крючком. Начинали работу с центра, а по кругу – петля за петлей – и появлялся круглый коврик. Такими ковриками покрывали сундуки, табуретки, скамейки.

5 Девочка:

Свернута из тряпки
Кукла у Наташи.
Маленькая, ладная
Не отыщешь краше.
Руки – словно лапки,
Яркий сарафан,
На голове – платочек,
На фартушке – карман.
Как Наташа любит
Маленькую дочку,
Нежит и голубит,
И целует в щечку.

- С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

6 Девочка:

Посмотрите, как у нас в мастерской:

Там работнички трудятся день-деньской,

Из лозы они корзиночки плетут,

Да наструганные ложечки кладут,

Время молодцам работушку кончать,

Будем вашу мы работу принимать.

Хозяюшка: 

Да, народ мастеровой,

Сразу видно – не простой.

Все умеет, не боится

В любом деле проявиться.

Проходите, не стесняйтесь,

Среди нас располагайтесь!

- Посмотрите, какие замечательные вещи получались у девушек и ребят в старину. Полюбуйтесь на это чудо чудное, диво дивное, рукотворную красоту – рукоделие. Красота-то какая!

(Предлагает гостям рассмотреть рукоделия.)

Ваня:  
Сейчас мы хотим, убедиться в мастерстве и ловкости всех наших красавиц. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься!

Хозяюшка: 
Кто девчата, хочет показать свое умение?

- Помогите, добры молодцы, нашим девицам смотать пряжу. 

Мальчики будут нитки держать, а девицы – сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку на веретено (клубок) наматывать, а как прекратится – хватит ниточку мотать. 

- Понятно ли задание? Тогда – за работу!

Игра «Смотай пряжу на веретено».

Ваня:
 
Работать вы мастерицы, а умеете ли веселиться?
 

Хозяюшка: 

Делу время, потехе час,

Красны девицы, спляшут сейчас.

Зови-ка, Маня, подружек в хоровод…

Маня: 

Эй, подружки, выходите, хоровод свой заводите.

Девочки исполняют хоровод «Прялица».

Ваня:  

И впрямь мастерицы – что работать, что веселиться.

Маня: 

Времена теперь другие, как и мысли и дела,

Далеко ушла Россия от страны, какой была.

Умный, сильный наш народ, далеко глядит вперед,

Но приданья старины забывать мы не должны!

Хозяюшка: 

О каком же русском чуде мы вам еще расскажем, вы должны узнать сами.

А сейчас для вас, ребятки, 
Загадаю я загадку. 
Знаю, знаю наперед - 
Вы смекалистый народ.

Стоит Матрена, здорова, ядрена.

Пасть открывает, что дают – глотает!

 

Дети: Печка.

Хозяюшка: 

Да, русская печка – это чудо! Без неё нет жизни в избе.

Ребенок: 
На Руси так говорили: “Изба без русской печи, что человек без души, нежилым пахнет такая изба, наводит тоску. А как сложат печь, да затопят – сразу оживает изба”.

Хозяюшка: 

Ой ты, печка-сударыня,

Помоги нам, боярыня.

Обогрей, освети,

В дом богатство принеси!

- Подброшу - ка дров в печку, чтобы заколдовать избу на зиму – пусть в ней тепло будет. Вот хочу попросить  я вас, чтобы вы мне помогли запастись на зиму дровами. Поможете?

Игра « Сложи поленницу»

(детям предлагается сложить поленницу из кубиков, играют 2 команды: взрослые и дети).

Хозяюшка: 
Спасибо вам! Теперь уж мы точно зимой не замерзнем – дров-то у нас вон сколько! Тепло у нас будет! А когда тепло в избе, тепло и на душе!
 И веселиться хочется.

- А без чего, ребята, не может обойтись на Руси ни один праздник?

Дети: Без песен.

Хозяюшка: 

Верно, недаром говориться:

Русская песня дух бодрит.

Ваня:  

Где песня поется, там весело живется.

Маня: 

На завалинке народ

Песни русские поет.

Эй, ребята, не зевайте

С нами вместе запевайте!

Дети поют песню «Русская печка»

Маня: 

После песни русской славной

Ноги сами рвутся в пляс,

Мы сейчас попляшем ладно,

Гости, поддержите нас.

Много танцев есть на свете

Мы их любим танцевать

И на этих посиделках

Мы б хотели вам сплясать!

В исполнении детей русский народный танец  «Завалинка»

Ребенок: 

Испокон веков на Руси-матушке

Живёт народ приветливый,

Хранит сказки старинные,

Игры, забавы разные,

Скороговорки, припевки лукавые,

Поговорки и загадки мудрые. 

Хозяюшка:  

Для  гостей званых, да почетных,

Я приготовила  скороговорки.

Туесок мой открывайте, скороговорки вынимайте.

Прочитайте-ка скорей, да скажите веселей!

Ну-ка, кто из вас скороговорки говорить горазд?

(Гости и дети участвуют в конкурсе скороговорок.)

  1. У крошки Матрёшки

Пропали серёжки,

Серёжки Серёжка

Нашёл на дорожке.

  1. Носит Сеня в сени сено. 

 

  1. Три сороки-тараторки

Тараторили на горке.

  1. Шел Егор через двор,

Нёс топор чинить забор. 

  1. У осы не усы, не усищи, а усики.

Хозяюшка:    

Ай да молодцы! Славно у вас получается! 

- А вы, ребятушки, чего задумались?

И для вас игра-затея есть.

Расскажите – ка ребята небылицы!

Мальчики:

  1. Ты расскажи!
  2. Нет, ты расскажи!
  1. Ну и расскажу!

Заплетем огород,

Позабавим мы народ!

                    

  • Дело было в январе,

Первого апреля.

Сухо было на дворе,

Грязи по колено!

  • Шел высокий человек,

Маленького роста.

Он кудрявый, без волос,

Тоненький, как бочка!

  • Выхватил телегу

Конь из – под кнута.

И давай дубасить

Ею ворота.

  • Крыши испугались

Сели на ворон,

Избы убежали

Из деревни вон!

Все: 

Чепуха, чепуха, чистая чепуха!

Чики – чики, ах – ха – ха!

На самом деле чепуха!


Хозяюшка:    

Ох, ну и небылицы! Молодцы, ребятушки!

- А какой праздник обходится без веселых игр? В старину так говаривали: «Как дитя играет, так и работать будет!»

Ребенок:

Нет лучше игры, чем народные.

Мы на лавочке сидим –

Весело играть хотим.

Хозяюшка:    

Ну что ж, надо бы водящего

Считалочкой выбрать.

Раз, два, три, четыре, пять,

Мы собрались поиграть.

Посчитаем всех детей:

Дашу, Машу, Надю с Сашей,

Лизу, Люду и Наташу,

Женю, Свету и Максима,

И Марину и Кристину.

Кто останется сейчас?

(Оля) водит в этот раз.

1.Русская народная игра «Лавочка»

Дети сидят на лавочке и поют:

На лавочке на березовой

Мы дружно сидим,

На тебя, дружок, глядим,

Раз, два, три – беги.

Водящий прохаживается вдоль лавочки.  На окончание песни останавливается,  потом вдруг легонько ударяет по колену одного из сидящих. Чем внезапнее, неожиданней этот удар, тем лучше. Водящему вместе кого он выбрал, нужно обежать вокруг лавки в разные стороны и постараться занять освободившееся место. Тот, кто не успел и становится водящим.

Хозяюшка:    

Есть еще одна игра

Поиграем, детвора!

2. Игра «Кто быстрей замесит тесто»

Дети стоят парами по кругу. Водящий под музыку пробегает в любые «ворота». Игра продолжается до тех пор, пока не закончиться музыка. С окончанием музыки ведущий говорит: «Готово тесто». В чьих воротах окажется водящий, становится победителями, они садятся на свои места. Игра продолжается до тех пор, пока все не замесят тесто.

Девочка.        

Раздайся, народ,

Меня пляска берет,

Пойду, попляшу,

На народ погляжу.

Что с ногами не пойму:

Вправо, влево носятся.

Не стоят они на месте,

Так и в пляску просятся!

Маня: 

Играми, да плясками сыт не будешь! Славится наш русский народ гостеприимством, да угощением знатным!

Хозяюшка: 

Ну, гости дорогие, повеселилися, чай и проголодалися?

Ваня:  

Все, что есть в печи - все на стол мечи!

Хозяюшка: 

Я иду, иду, иду, самовар в руках несу, прибауточку пою. Вот чай, чай, чай... Гость хозяюшку встречай! Прибауткой отвечай! 

1 гость: Чай пить - приятно жить.

2 гость: Попьешь чайку - позабудешь про тоску!

3 гость: Чай не пьешь - какая сила? Чай попил - совсем ослаб!

Хозяюшка: 

Чай горячий – наша сила, украшение стола.

Чай - здоровье, всякий знает

Пей, хоть 5 часов подряд!

Заходят 2 девочки с блинами. 

Дети поют песню «Блины»

Маня:

А мы к столу всех приглашаем

Да блинами угощаем!

Подходите, подходите!

Угощение берите!

Чаем запивайте, нас добрым словом вспоминайте!

Хозяюшка: 

Если всем нашлося место,

То хозяйке честь, хвала.

Никому у нас не тесно,

Хватит стульев у стола!

(Чаепитие. Рефлексия.)

Хозяюшка: 

Вот и закончились, ребята, наши веселые посиделки! За  свою  многовековую  историю  русский  народ  создал  мудрые  пословицы  и  хитрые  загадки,  весёлые  и  печальные  песни, игры народные, скороговорки и небылицы. Всё  это  богатство  бережно  хранилось,  передавалось  из  поколения  в  поколение  и  дошло  до  нас. Вы  сегодня  показали,  что  знаете  и  любите  русский  фольклор,  как  истинно  русские  люди.

Ваня:  

Всё мы сделали, как надо

Ведь в Мурыгино у нас.

Мы гостям были всегда рады

В этот день и в этот час!

Маня:

Всем спасибо за вниманье,

За задор, веселье, смех,

Живите без бед

Много-много лет.

Хозяюшка: 

И надеемся, что скоро

С вами встретимся мы снова,

Низкий шлем поклон гостям.

Все вместе:

До свидания! Счастья вам!

   

ЛИТЕРАТУРА.

  1. Редакция журнала «Музыкальный руководитель». № 5/2007, 6/2010, 6/2011.
  2. Редакция журнала «Книжки, нотки и игрушки, для Катюшки и Андрюшки». № 8/2008, 6/2010, 3/2011, 5/2011, 7/ 2012.
  3. ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника». № 7/1998.
  4. Н.В. Демидова, И.В. Репина «Духовно-нравственное воспитание». Киров 2013.
  5. Л.В. Кокуева «Духовно-нравственное воспитание на культурных традициях своего народа». Москва 2005.
  6. М.А. Давыдова «Сценарии музыкальных календарных и фольклорных праздников».  Москва  2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое мероприятие "Посиделки у самовара"

Конспект открытого  мероприятия  "Посиделки у самовара".   Цель: пропагандировать здоровый образ жизни. Прививать навыки этикета....

Открытое мероприятие по технологии "Современные русские посиделки"

Мероприятие проводится в 6 классе на уроке технология раздел "Кулинария"...

Открытый интегрированный урок "Осенние посиделки" ИЗО + Музыка

Проводилось 2 открытых интегрированных урока для учащихся 5 класса. Уроки проводились в системе с учащимися одного класса....

Открытое мероприятие в МБОУ НОШ 39 "Семейные посиделки" 2014 год

Мероприятие в духе кубанских семейных традиций...

Сценарий открытого внеклассного мероприятия «Казацкие посиделки»

Хозяин. Приветствуем вас, добрые люди!Хозяйка. Добро пожаловать, гости дорогие!Хозяин. Просим в хату. Красному гостю — почетное место.Хозяйка. Будьте как дома, присаживайтесь! Здесь для вас, дорогих г...

Открытое занятие "Посиделки девицы-умелицы"

Конспект открытого занятия "Девицы-умелицы"...