Открытое мероприятие по технологии "Современные русские посиделки"
материал (6 класс) по теме
Мероприятие проводится в 6 классе на уроке технология раздел "Кулинария"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_meropriyatie.docx | 29.2 КБ |
Предварительный просмотр:
открытое мероприятие
Защита творческого проекта: «Русские современные посиделки».
Учитель технологии МБОУ СОШ № 14 г. Азова
Алиева Ольга Олеговна
Цель урока: Научить видеть красоту в русском искусстве.
Обобщить знания учащихся, полученные на уроках технологии.
Развивать фантазию и творческую деятельность, обогащать духовный мир учащихся.
Развивать понимание народных фольклорных традиций, обрядов, обычаев.
Воспитывать чувство гордости за свою русскую культуру.
Воспитывать чувство любви к русским народным традициям .
Оснащение: Столовая и чайная посуда, кулинарные изделия, выставка детских работ.
Межпредметные связи: Технология, ИЗО, литература, музыка, история.
Ход урока:
- Организационный момент.
- План мероприятия: а) Создание творческого проекта.
б) Вступительное слово учителя.
в) Сценарий праздника.
г) Чаепитие.
3. Итог мероприятия: Проанализировать с учащимися, что удалось в организации и
проведении праздника, какие были допущены ошибки,
понравился ли урок?
Целевая установка:
Планирование работы над проектом начинается с его коллективного обсуждения. Это прежде всего обмен мнениями и согласованиями интересов учащихся; выдвижение первичных идей.
Была предложена тема творческого проекта «Организация праздника» Учащиеся выдвигали свои идеи:
- День рождения;
-- Праздник осени; - Масленица;
- Русские современные посиделки.
После этого учитель выделяет наиболее удачную идею и учащиеся занимаются поиском и сбором информации. Следующий этап проекта - это обработка полученной информации.
Представление полученных результатов работы - презентация.
Метод проекта всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся -индивидуальную, парную, групповую.
Метод проекта предполагает решение какой – то проблемы.
Проекты:
Исследовательские
Информационные
Творческие
Практические
Игровые - степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности является ролево-игровая, приключенческая.
СЦЕНАРИЙ
Учитель: Посиделки (посиденка, посидки, посидухи, поседка, посидушка), по словарю В. Даля есть «сборище» крестьянской молодёжи по осенним и зимним ночам под видом рукоделия, пряжи, а более для россказней, забав и песен. А ещё Даль называет русские посиделки вечёрками, вечерницами, супрядками, беседками, заседками, досветками и дозорками и совершенно справедливоутверждает: женатые на посиделки неходят; женатого с посиделок веретеном гонят.
Посиделки, конечно же, не праздник буквально, но это организованное общение праздничного характера, ибо их приурочивают к православным праздникам, к местным традициям, к отдыху.
Посиделки - встречи с теми, кто приятен, интересен, кто тебе нужен и кому ты нужен во имя удовольствия потребностей в общении, самовыражении - разной «самости».
Ученица: Быт людей отмечен новым веком
Поменялся старый мир
Нынче все мы по «сусекам» Личных дач или квартир.
Наш досуг порою мелок
И чего там говорить
Скучно жить без посиделок,
Их бы надо возродить!
Ученица: Эй, девчонки - подружки,
Веселушки - хохотушки! Эй, ребята молодцы. Озорные удальцы! Вам ли сегодня по домам сидеть Да в окна глядеть? Вам ли сегодня туманиться,
Грустить да печалиться?
Ученица: Нам зачинать досталась роль,
Не путайте с нагрузками,
Мы принесли вам хлеб и соль
На посиделки русские. Ученица: От поколенья старшего
Важны обряды и слова
Из прошлого, из нашего
И потому принять изволь
Тот, кто пришёл на посиделки.
На этой праздничной тарелке
Из наших рук и хлеб и соль!
Проводится викторина. Вопросы:
1. Как раньше кипятили чай в самоваре?
Ответ: Разжигали угли, клали в поддон, наливали воду, ставили трубу, сапог на трубу, сапогом раздували огонь и кипятили чай.
2. Что за кушанье «дранки»?
Ответ: Из тёртого картофеля делали лепёшки и пекли в масле.
- Как варили уху для Петра 1?
Ответ: На бараньем бульоне. - Какое любимое русское кушанье было у генералиссимуса А. Суворова?
Ответ: Пельмени. - Какое блюдо считается обязательным на столе в рождественский пост?
Ответ: Винегрет. - Какое блюдо с желаниями варят на старый Новый год?
Ответ: Вареники.
Чаепитие.
Ученица: Тары - бары, растобары!
Выпьем чай из самовара
С сушками, с горячими ватрушками.
Чай горячий – наша сила
Украшение стола
«С чая лиха не бывает!»-
Так в народе говорят.
Чай здоровье, всякий знает,
Петь хоть пять часов подряд.
Чай у нас не простой,
А с лечебною травой,
Пейте не разливайте
Да на вкус определяйте.
Ученица: Трава пахучая да кружка кипятка,
Бурлящая и на пару крутая
С плантаций чая древнего Китая
Шагает по Руси через века.
С мороза и в жару друзей пои,
А чай не пар, ведь он костей не ломит.
И мы гоняем русские чаи,
Пока хозяйка дома не пригонит.
Народ малину и черёмуху молол,
И лист смородины пучком сушил для чая, Садились надолго с молитвою за стол, Гостей и родичей по-русски привечая.
А как много поговорок есть о чае. Поговорки:
- Чаи пить - приятно жить.
- Выпей чайку - позабудешь тоску.
- С чая лиха не бывает.
- Если чай не пьёшь, где силы берёшь?
- Коль чаем угощают, значит уважают.
- Сколько чай ложек сахара кладёшь - столько заветных желаний и имеешь.
- Чаем не насытишься, но душу помоешь, жажду утолишь.
- После чая на душе лето.
- Чайных чашек три, а силы на троих.
Учитель: Давным-давно на Руси не было о хороших манерах книг, а правила общения людей закреплялись по пословицам и поговоркам таких точных, что мы можем до сих пор по ним учиться житейской мудрости.
Задание: Постарайтесь восстановить полный текст пословиц и поговорок.
- Гостю щей не жалей, а по гуще (лей).
- В чужом доме не будь приметлив, а будь (приветливым).
- Не бойся гостя сидящего, а бойся гостя (стоящего).
- Гость часто за шапку берётся не скоро (уйдёт)
- Кто жаден до еды, тот дойдёт до (беды).
- Хозяин весел - гости (радостны).
- Встречают гостя по платью, (провожают) по уму.
- Хочешь есть калачи, то не сиди на (печи).
Ученица рассказывает легенду о чае.
ЛЕГЕНДА О ЧАЕ.
Одна из старинных китайских легенд так рассказывает о происхождении чая: Давным-давно пастухи заметили, что стоит их овцам пощипать листьев вечнозелёного растения, растущего в горах, как они начинают резвиться и легко взбираться на кручи. Пастухи решили испробовать чудодействующую силу листьев на себе. Они высушили их, заварили в кипятке, как это делали с другими лекарственными растениями, и стали пить ароматный настой, ощушая мгновенный прилив свежих сил.
Действительно, впервые чай стали пить в Китае, где он известен с древних времен: в китайских письменных источниках этот напиток упоминается за 2737 лет до н. э..
Из Китая чай начал своё триумфальное шествие по миру. В 1679 году Россия заключила с Китаем договор о постоянных поставках чая. Для крестьян чай был почти не доступен, и они его пили лишь в особых случаях. Поэтому и возникло выражение «Чайком побаловаться».
Ученица: Чай горячий, ароматный
И на вкус весьма приятный
От недуги, исцеляет
И усталость прогоняет
Силы новые даёт
И друзей за стол зовёт
С благодарностью весь мир
Славит чудо - эликсир!
Ученица: Лучше доктора любого
Лечит скуку и тоску.
Чашка вкусного, крутого
Самоварного чайку.
Ученица: Эх, выпьем чайку
Разгоним тоску
В честь наших гостей споём веселей!
Поют частушки:
Мы задорные частушки Громким голосом споём
Как же нам не петь частушки, Если весело живём!
Чтобы печка разогрелась,
Надо жару поддавать,
Чтоб частушка лучше пелась,
Надо пляской помогать!
Пели птички на полянке- Не могла наслушаться. Ела бледные поганки- Не могла накушаться!
Мне мой парень удружил- В школе мину подложил. Я теперь довольная- Сорвалась контрольная!
Как-то раз учитель Свете Объяснял, что знанье - свет. Света спать легла при свете, Утром встала - знаний нет!
Мы частушки вам пропели Хорошо ли, плохо ли, А теперь мы вас попросим, Чтоб вы нам похлопали.
Ученица: Мы давно блинов не ели, Мы блинчиков захотели Ой, блины мои, блины Ой, блинчики мои!
Кадки новы растворили, Два часа блины ходили Растворили на дрожжах Не удержишь на вожжах. Моя родная сестрица Печь блины - мастерица На поднос блины кладу И сама к столу несу Гости будьте же здоровы Вам блины мои готовы.
Угощает всех блинами.
Ученица: Что-то гости засиделись Пора и размяться.
Ну-ка парни, сюда все выходите. Свою ловкость да сноровку покажите. Вот возьмите с нитками клубок Да смотайте нитки в клубок Как песню мы начнём спевать Станем ниточку в клубок мотать.
Проводится игра «Смотайте нитки в клубок».
Ах, вы сени, мои сени, Сени новые мои, Сени новые, кленовые Решетчатые!
Выходила молода, За новые ворота, Выпускала сокола. Из правого рукава.
«Ты лети, лети соколик Высоко и далеко», И высоко и далёко На родину сторону.
Конкурс загадок.
В воде родится
А воды боится.
(Соль)
Я пузырюсь и пыхчу, Жить в квашне я не могу. Надоела мне квашня Посадите в печь меня.
(Тесто)
Он пыхтит как паровоз, Важно к верху держит нос. Пошумит, остепенится Пригласит чайку напиться.
(Самовар)
Если я пуста бываю, Про тебя я забываю, Но когда несу еду - Мимо рта я не пройду.
(Ложка)
Мочили, колотили, Рвали, крутили, Узор вышивали И на стол клали.
(Льняная скатерть) Я бела и сочна, И полезна и вкусна.
(Капуста)
Что копали из земли, Жарили, варили? Что в золе мы испекли Ели да хвалили?
(Картофель) Я бел, как снег В чести у всех, В рот попал Там и пропал.
(Сахар)
Снаружи красна, Внутри бела На голове хохолок — Зелёненький лесок.
(Редиска)
Из горячего колодца Через нос водица льётся.
(Чайник)
Я полезный самый, В том даю вам слово. Меня побольше ешьте И будете здоровы.
(Лук)
Я красавица - девица, зелена косица И собою я горжусь! Во все блюда я гожусь! Я для супа и для щей, для салата и борщей,
В пироги и винегрет, и козлятам на обед.
(Морковь)
Из меня посуда тонкую, нежно-белую и звонкую Обжигают с древних пор, называюсь я (фарфор).
Ученица: Какие посиделки без игры?!
А ну-ка, девки, парни, сыграем в перстни!
Рассаживаются в ряд на лавке и укладывают ладони «лодочкой». Водящий вкладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. Одному из них он должен незаметно оставить «перстень», который зажат у него между ладонями. При этом он приговаривает:
Я по лавочке иду, Золот перстень хороню- В матушкин теремок Под батюшкин замок, Вам не отгадать! Мне вам не сказать! Далее водящий говорит: Колечко, колечко выйди на крылечко.
Ученица: Давайте девчата, ребята споём! Поют песню.
Ученица: Все мы песни перепели, Не осталось не одной, Не пора ли в самом деле Нам, друзья, идти домой?!
Ученица: В небе будто от побелки
Засветился Млечный путь,
Отшумели посиделки
В нашей праздничной светелки
Где пришлось нам отдохнуть!
Не погаснет, не потухнет
На холмах семи ветров
Мастерство российской кухни,
Слава Русских поваров!
Не потухнет, не погаснет,
Если ты не нем, не глух,
Самый светлый, самый ясный
Посиделок русский дух.
Жизнь такая - не иная, Не заморская, чужая,
Это наша сторона.
Всё, что было вспоминая
Пусть живёт страна родная
Очень русская, земная,
В мире лучшая страна!
Мы делились новостями,
Мы старались вас развлечь.
Мы прощаемся с гостями,
Говоря: до новых встреч !!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое мероприятие "Посиделки у самовара"
Конспект открытого мероприятия "Посиделки у самовара". Цель: пропагандировать здоровый образ жизни. Прививать навыки этикета....
Внеклассное мероприятие "Русские посиделки"
Мероприятие может быть использовано для ознакомления учащихся с русскими традициями и обычаями. В нем содержится материал о традиции чаепития, разных сортах чая и их полезных свойствах....
Открытое мероприятие "Масленица в русских традициях"
Это открытое мероприятие проводилось на муниципальном уровне совместнос учителем по русскому языку и литературе Липатовой Надеждой Борисовной, так как здесьочень тесно переплетаются народн...
Сценарий внеклассного мероприятия "Русские посиделки".
Внеклассное мероприятие проводится с целью приобщения учащихся к культурному наследию нашего народа, воспитание бережного отношения к культурным традициям и обычаям, воспитание...
Открытое мероприятие в МБОУ НОШ 39 "Семейные посиделки" 2014 год
Мероприятие в духе кубанских семейных традиций...
Сценарий внеклассного мероприятия "Русские посиделки" с презентационным материалом
Сценарий внеклассного мероприятия "Русские посиделки" с презентационным материалом. ЦЕЛЬ: Знакомство с русскими национальными традициями, укрепление дружеских связей.ЗАДЧАЧИ: Развитие т...
Методическая Разработка открытого мероприятия-конкурса по русскому языку «Патриотизм и толерантность. Роль языка в формировании картины мира». 2023г.
МР открытого мероприятия-конкурса по русскому языку «Патриотизм и толерантность. Роль языка в формировании картины мира». ОУД.01 Русский язык и ОУД.09 Родной язык, I курс, 1 семестр. Специ...