Применение интерактивных методов с целью повышения уровня знаний обучающихся по русскому языку и литературе
материал
Повысить уровень знаний обучающихся по русскому языку и литературе может использование интерактивных методов обучения.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальный этап Всероссийского конкурса «Учитель года России – 2019»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Куломзинская средняя школа»
Оконешниковского муниципального района Омской области
ОПЫТ РАБОТЫ
Применение интерактивных методов
с целью повышения уровня знаний обучающихся
по русскому языку и литературе
Автор:
Артемьева Елена Михайловна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Куломзинская средняя школа»
Оконешниковского р-на Омской области
2018
Содержание
- Введение………………………………………………………………………3
- Теоретическая часть
- Классификация методов обучения…………………………………...5
- Общие принципы и алгоритм построения интерактивного занятия 7
- Практическая часть
Использование интерактивных методов на занятиях разных видов……...9
- Заключение………………………………………………………………….15
- Использованная литература………………………………………………..16
- Приложения…………………………………………………………………17
1. ВВЕДЕНИЕ
В основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; построение образовательной деятельности с учетом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.[4]
Переход на ФГОС ООО заставил проанализировать свою работу. Сравнение результатов письменных работ учащихся за несколько лет позволило обнаружить проблему снижения уровня практической грамотности.
Таблица 1. Доля достижения планируемых результатов.
Год | Предмет | Объект | Класс | Доля достижения планируемых результатов % | ||
Повышен-ный | Базо-вый | Понижен-ный | ||||
2014-2015 | Русский язык | Письменные работы обучающихся | 9 | 0 | 75 | 25 |
Литература | 25 | 50 | 25 | |||
Русский язык | 10 | 0 | 75 | 25 | ||
Литература | 0 | 75 | 25 | |||
Русский язык | 11 | 0 | 75 | 25 | ||
Литература | 0 | 75 | 25 | |||
2015-2016 | Русский язык | 9 | 0 | 75 | 25 | |
Литература | 25 | 50 | 25 | |||
Русский язык | 10 | 0 | 75 | 25 | ||
Литература | 0 | 75 | 25 | |||
Русский язык | 11 | 0 | 75 | 25 | ||
Литература | 0 | 75 | 25 | |||
2016-2017 | Русский язык | 9 | 0 | 75 | 25 | |
Литература | 0 | 75 | 0 | |||
Русский язык | 10 | 0 | 75 | 25 | ||
Литература | 0 | 75 | 25 | |||
Русский язык | 11 | 0 | 75 | 25 | ||
Литература | 25 | 75 | 0 |
Считаю, что данная проблема актуальна не только для нашей школы, поскольку данные ЮНЕСКО за 2016 год говорят о том, что Россия по уровню грамотности стоит на 15 месте, наравне с такими странами как Азербайджан и Туркмения (99,5%), а лидером является Эстония (99,8%). [5] И наличие данной проблемы, и скорость, с которой снижается уровень грамотности, заставили обратиться к современным достижениям науки.
Необходимо было найти ответ на единственный вопрос: какая современная технология, какая современная методика поможет выстроить такую систему работы, при которой можно достичь следующей цели:
- остановить темпы снижения уровня грамотности и повысить уровень знаний обучающихся.
Изучив методическую и научную литературу, ознакомившись с опытом коллег, размещённым в средствах массовой информации, соотнеся всё это с собственным опытом работы, я пришла к выводу, что без развития познавательного интереса обучающихся к предмету результатов не добиться. Я искала приёмы и методы, которые могли помочь организовать урок так, чтобы дети проявляли интерес к предмету изучения и умели организовать процесс познания, что позволило бы повысить уровень знаний обучающихся. Я выдвинула гипотезу, что повысить уровень знаний обучающихся по русскому языку и литературе может использование интерактивных методов обучения. В дальнейшем, применение интерактивных методов обучения стало ведущей идеей моего педагогического опыта.
Вопрос об интерактивных методах в своих работах поднимают многие современные учёные и методисты. Так Двуличанская Н. Н. рассматривает интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций [2] и говорит о таких методах, как метод проектов, мозговой штурм, кейс-метод, дискуссия, игровые методики. Львов М.Р. к интерактивным методам обучения относит разминку, мозговой штурм, ролевую игру. [3] Опираясь на эти и другие интерактивные методы, я стала выстраивать свою работу.
2. ТЕОРЕТИЧЕКАЯ ЧАСТЬ
2.1. Классификация методов обучения
Общеизвестно, что методы обучения разделены и упорядочены по нескольким основаниям. Например, в зависимости от организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
- по источникам изложения учебного материала (познания) они делятся насловесные, вербальные, наглядные, практические;
- по типам обучения: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, проблемно-развивающий и другие;
- по уровню проблемности: монологический, диалогический, программированный, показательный, алгоритмический и другие;
- по логике изложения: индуктивные и дедуктивные;
- по уровню познавательной самостоятельности: продуктивные, репродуктивные и т.д.
Применяются еще и методы контроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности и методы стимулирования этой деятельности. Методы обучения, разделение которых основано поформе организации познавательной деятельности- пассивные, активные и интерактивные методы.[1] На схеме 1 показан процесс взаимодействия между участниками образовательного процесса:
учитель | учитель | учитель | ||||||
ученик | ученик | ученик | ученик | ученик | ученик | ученик | ученик | ученик |
пассивный метод | активный метод | интерактивный метод |
схема 1
Схема показывает, что активный и интерактивный методы похожи, но имеет место важный элемент – взаимодействие между учениками в интерактивном методе, чего нет в активном. Внедрение интерактивных форм обучения — одно из важнейших направлений улучшения подготовки обучающихся в современной школе. Согласно стандартам нового поколения учитель-словесник должен быть компетентным в своей области и передавать огромное количество сообщений аудитории учеников, а также заинтересовать школьников учебной информацией, вовлекая их в учебный процесс. Одним из основных помощников для языковеда в новых условиях становится интерактивный метод обучения.
Современная образовательная ситуация в России характеризуется переходом от традиционных форм к инновационным (А. К. Маркова, О. Л. Подлиняев, В. В. Сериков, А. В. Хуторской и др.). Самореализация обучающихся возможна с помощью различных спсобов и методов. В настоящее время интерактивные методы обучения наполняются новым содержанием с коммуникативной направленностью.
Интерактивный («inter» — это взаимный, «act» —действовать) — означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Интерактивные методы ориентированы на широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения.
Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целейурока. Учитель также разрабатывает план урока из интерактивных упражнений и заданий, в ходе выполнения которых ученик изучает материал [3].
2.2. Общие принципы и алгоритм построения интерактивного занятия.
Основные правила организации интерактивного обучения.
Правило первое. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
Правило второе. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
Правило третье. Обучающихся в технологии интерактива не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости.
Правило четвертое. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в группах.
Правило пятое. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Правило шестое. Отнеситесь с вниманием к делению участников занятия на группы. Первоначально его лучше построить на основе добровольности. Затем уместно воспользоваться принципом случайного выбора.
Обязательные условия организации интерактивного обучения:
- доверительные, позитивные отношения между обучающим и обучающимися;
- демократический стиль;
- сотрудничество в процессе общения обучающего и обучающихся между собой;
- опора на личный ("педагогический") опыт обучающихся, включение в учебный процесс ярких примеров, фактов, образов;
- многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность;
- включение внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимомотивации обучающихся.
Интерактивные формы обучения обеспечивают высокую мотивацию, прочность знаний, творчество и фантазию, коммуникабельность, активную жизненную позицию, командный дух, ценность индивидуальности, свободу самовыражения, акцент на деятельность, взаимоуважение и демократичность.[2]
3. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Использование интерактивных методов на занятиях разных видов
Интерактивное обучение обеспечивает взаимопонимание, взаимодействие, взаимообогащение. Интерактивные методики ни в коем случае не заменяют лекционный материал, но способствуют его лучшему усвоению и, что особенно важно, формируют мнения, отношения, навыки поведения. В своей работе я использую различные приёмы. Выбор их зависит от конкретной задачи, ситуации на уроке. Так при подготовке к написанию итогового сочинения или сочинения ЕГЭ я часто использую приём «мозговой штурм» («мозговая атака»), при котором принимается любой ответ обучающегося на заданный вопрос. Важно не давать оценку высказываемым точкам зрения сразу, а принимать все и записывать мнение каждого на доске или листе бумаги. Участники должны знать, что от них не требуется обоснований или объяснений ответов. «Мозговой штурм» – это простой способ генерирования идей для разрешения проблемы. Во время мозгового штурма участники свободно обмениваются идеями по мере их возникновения, таким образом, что каждый может развивать чужие идеи. Ребята на заданную тему в быстром режиме приводят названия произведений и ситуации из них, которые могли бы проиллюстрировать поставленную проблему или озвученную тему.(Приложение 1) Со временем дети приобретают навык быстрого реагирования на поставленную задачу, формируется умение доказывать свою точку зрения, поскольку зачастую у ребят возникает спор по поводу того или иного аргумента.
Следующий интерактивный метод, который позволяет раскрыть и межпредметные связи и использовать разноуровневые задания с учётом возможностей обучающихся, это презентация с использованием различных вспомогательных средств: доски, книг, видео, слайдов, компьютеров и т.п. Интерактивность обеспечивается процессом последующего обсуждения полученной информации, работой индивидуально, в парах, в группе. (Приложение 2) По крупинкам складывается общая картина предмета изучения. Этот метод мне особенно нравится применять на уроках литературы. Наиболее выигрышно, по моему мнению, его использовать при изучении новых тем. Это позволяет рассмотреть объект изучения с разных точек. Например, при знакомстве с жизнью и творчеством М.Ю.Лермонтова, ещё не зная о ком пойдёт речь, дети узнают, что он был офицером, разведчиком, художником, поэтом и писателем, дуэлянтом, и прочее. Эффект интриги делает это знакомство увлекательнее, а значит те факты, на которые дети не обратили бы внимание, просто прочитав о них в параграфе учебника, прочнее войдут в память при такой подаче.
На уроках русского языка (например, урок развития речи) и литературы уместно использовать как художественные, так и документальные видеофильмы, фрагменты из них, а также видеоролики и видеосюжеты. Из практики я поняла, что это способствует расширению кругозора детей, обогащению речи. Но важной и неотъемлемой частью после просмотра является обратная связь, то есть актуализация полученных знаний путем выяснения реакции участников на обсуждаемые темы. К примеру, после просмотра финала пьесы А.П.Чехова «Вишнёвый сад», дети заостряют внимание на том, что Фирс был закрыт в доме. Возникает дискуссия (которая сама по себе тоже является интерактивным методом) о значении этого образа. Дети выясняют, что это своеобразная метафора уходящего мира. Дискуссия – одна из важнейших форм коммуникации, плодотворный метод решения спорных вопросов и вместе с тем своеобразный способ познания. Этот метод я применяю и на других темах. (Приложение 3)
Следующий интерактивный метод я также применяю на уроках русского языка и литературы – это интервью. Термин «интервью» происходит от английского interview, т.е. беседа. Посодержанию интервью делятся на группы:
- документальные интервью;
- интервью мнений;
- интервью «пресс-конференция».
Субъектом интервью может выступать как учитель, так и обучающиеся, подготовившие информацию по заданной теме. В 9 классе на уроке русского языка ребята брали интервью у Сложноподчинённого предложения, в роли которого выступала ученица, заранее изучившая эту тему. Ребята сами задавали вопросы и во время опроса заполняли «Листы корреспондентов» (приложение 4), благодаря которым у них в итоге был сформулирован «портрет» Сложноподчинённого предложения.
Ещё одна форма, которую любят дети, в силу своего юношеского максимализма, - это лекция с заранее запланированными ошибками. Она позволяет развить у обучаемых умение оперативно анализировать учебные ситуации, выступать в роли экспертов, оппонентов, рецензентов, выделять неверную и неточную информацию. Лекция может быть дана и в устном, и в письменном виде, поскольку среди ребят есть аудиалы, визуалы и кинестетики. Визуалам и кинестетикам легче работать с материалом в письменной форме. Подобные занятия, но уже не в виде лекции, когда ребята выступают в роли экспертов, я предлагаю при подготовке к итоговой аттестации. Ребята в парах анализируют пакет документов, в котором находятся критерии оценивания, методические рекомендации и работы (сочинения, изложения или тесты) с допущенными ошибками. Я нахожу подобные работы в сети Интернет, либо готовлю сама, но работы должны быть обязательно «обезличены», то есть по ним нельзя было бы определить автора и источник.
Интерактивный метод разбор конкретных учебных ситуаций (кейс-метод) способствует активизации обучающихся, стимулированию их успеха, подчеркиванию достижений участников. На уроке перед обучающимися я ставлю задачу: проанализировать конкретную ситуацию, разобраться в сути проблемы и, по возможности, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них. (Приложение 5)
К интерактивным методам можно отнести коллективное решение творческих заданий – это такие учебные задания, которые требуют от обучающихся не простого воспроизводства информации, а творчества, поскольку задания содержат больший или меньший элемент неизвестности и имеют, как правило, несколько подходов. Например, в 11 классе при изучении авторской песни ребятам предлагается смоделировать творческую встречу Б.Окуджавы и В.Высоцкого «По волнам военной памяти». Ребята самостоятельно находят произведения этих авторов о войне, видео и аудиозаписи, составляют программу, согласно которой будут звучать произведения, и обязательно должен быть аргументирован выбор.
Поскольку наша школа малокомплектная, то выигрышной является работа в малых группах – это одна из самых популярных стратегий, так как она дает всем обучающимся возможность участвовать в работе, практиковать навыки сотрудничества, межличностного общения (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия).
Не только на уроках литературы (инсценирование фрагмента произведения), но и на уроках русского языка уместна и используется мной в практике ролевая игра – это разыгрывание участниками группы сценки с заранее распределенными ролями в интересах овладения определенной поведенческой или эмоциональной стороной жизненных ситуаций. Так «почтальоны» разносят письма адресатам (соотнесение правила и примера, схемы и предложения), либо это может быть «Бюро находок», «Детективное агентство» и прочее. Важно проговорить функции, которые присущи персонажу, объяснить задачу.
При подготовке к ГИА, отработке навыков на уроках я использую
тренинги (от английского train– воспитывать, учить, приучать). Я выстраиваю процесс получения навыков и умений на уроке русского языка посредством выполнения последовательных заданий, действий или игр, направленных на достижение наработки и развития требуемого навыка. (Приложение 6)
В методе проектов ребята объединяются в небольшие группы, чаще в пары, и разрабатывают проект на интересующую их проблематику. Эта аналитическая работа включает в себя несколько этапов, которые позволяют улучшить навыки логического мышления, максимально раскрывают творческие возможности учеников и стимулируют их к научно-исследовательской работе. Такая проектная деятельность, организованная подобным образом, имеет множество преимуществ. Например, в 10 классе ребята создавали проект «Русский театр». Для этого им нужно было изучить творчество А.Н.Островского, А.П.Чехова, вспомнить изученный в 9 классе материал о Д.И.Фонвизине и т.д. Презентация проекта включала в себя защиту стенгазеты, презентации и инсценировку. Задача учителя в методе проектов: определить алгоритм действий и проконтролировать процесс.
Важно заметить, что не смотря на то, что интерактивные методы интересны в применении и увлекательны для детей, необходимо помнить о дозированности. Они ни в коем случае не должны заполнять собой весь образовательный процесс, поскольку наступит эффект пресыщения, и детям станет скучно, а значит не будет никакой эффективности.
В моей практике использование интерактивных методов позволило повысить долю достижения планируемых результатов обучающихся по русскому языку и литературе, о чём свидетельствует анализ письменных работ за 2017-2018 учебный год и первое полугодии текущего учебного года, что отражено в таблице 2.
Таблица 2. Доля достижения планируемых результатов.
Год | Предмет | Объект | Класс | Доля достижения планируемых результатов % | ||
Повышен-ный | Базо-вый | Понижен-ный | ||||
2017-2018 | Русский язык | Письменные работы обучающихся | 9 | 0 | 100 | 0 |
Литература | 25 | 75 | 0 | |||
Русский язык | 10 | 0 | 100 | 0 | ||
Литература | 0 | 75 | 25 | |||
Русский язык | 11 | 25 | 75 | 0 | ||
Литература | 50 | 50 | 0 | |||
2018-2019 (1 полу-годие) | Русский язык | 9 | 33 | 67 | 0 | |
Литература | 33 | 67 | 0 | |||
Русский язык | 10 | 0 | 100 | 0 | ||
Литература | 0 | 100 | 0 | |||
Русский язык | 11 | 0 | 75 | 25 | ||
Литература | 0 | 100 | 0 |
Из таблицы видно, что результативность повысилась, но ещё есть пробелы в знаниях, которые необходимо ликвидировать. Для этого ещё есть время. Для себя я определила, что интерактивные методы – это тот ресурс, который позволяет разнообразить учебный процесс, научить детей добывать информацию и применять её на практике, то есть - учит учиться. Свой опыт я предложила коллегам, и многие из них отметили, что подобная практика применима на различных предметах и классах.
5. Заключение
При использовании интерактивных методов роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Использование интерактивных форм и методов обучения в процессе обучения позволят приобрести:
* конкретному обучающемуся:
- коммуникативные навыки;
-навык работы самостоятельно, в группе, в коллективе;
- умение работы с информацией;
- повышение познавательной активности;
- повышение уровня знаний;
* учебной группе:
- развитие навыков общения и взаимодействия в малой группе;
- формирование ценностно-ориентационного единства группы;
- поощрение к гибкой смене социальных ролей в зависимости от ситуации;
- принятие нравственных норм и правил совместной деятельности;
- развитие навыков анализа и самоанализа в процессе групповой рефлексии;
- развитие способности разрешать конфликты, способности к компромиссам;
* системе преподаватель – группа:
- нестандартное отношение к организации образовательного процесса;
- формирование мотивационной готовности к межличностному взаимодействию не только в учебных ситуациях, но и вне стен школы.
Список использованной литературы
[Электронный источник] (дата обращения 27.10.2017)
- Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций // Наука и образование: электронное научно-техническое издание, 2011 http://technomag.edu.ru/doc/172651 [Электронный источник] (дата обращения 18.09.2018)
- Львов М. Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. — М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. — 199 с.
- ФГОС ООО http://минобрнауки.рф/документы/938 [Электронный источник] (дата обращения 17.10.2017)
- https://ru.wikipedia.org/ [Электронный источник] (дата обращения 17.10.2018)
Приложение 1
Мозговой штурм
Предмет: литература
Класс: 11
Тема: подготовка к итоговому сочинению
Ситуация:педагог предлагает тему сочинения, обучающиеся предлагают названия произведений, приемлемые к этой теме в качестве аргументов.
Тема | Возможные варианты ответов |
В чём проявляется великодушие? | Л.Н.Толстой «Война и мир» (Наташа Ростова), Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (Соня Мармеладова), М.А.Шолохов «Судьба человека» (Андрей Соколов), В. Железников «Чучело» (Лена Бессольцева), и т.д. |
Проблема отцов и детей в отечественной литературе | И.С.Тургенев «Отцы и дети», В.А. Осеева «Бабка», и т.д. |
Роль искусства в жизни человека | М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита», А.С.Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом», А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери», и т.д. |
Жестокое отношение к животным | Г. Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо», В.В. Маяковский «Хорошее отношение к лошадям», С.А.Есенин «Песнь о собаке», «Корова» , К.Г.Паустовский «Тёплый хлеб» и т.д. |
Верность Родине | Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», М.Шолохов «Судьба человека», Л.Н.Толстой «Война и мир», и т.д. |
Ремесло как искусство | Уральские рассказы П.П.Бажова, Н.С.Лесков «Левша», и т.д. |
Приложение 2
Предмет: литература
Класс: 9
Тема: Жизнь и творчество А.А.Жуковского.
Ситуация:сбор информации, из которой, как из пазлов, будет сложен «портрет» автора.
Форма: информационные пазлы.
Задания раздаются обучающимся и по мере выполнения дублируются на презентации.
- Определите профессию по фрагментам докладной записки
Автор записки предлагает решение сложной и грозящей конфликтом проблемы: переселить часть армянских семей в другие места, тем более, что большинство из них испытывали стесненность в жилье, а отсюда и многие неудобства. «Но гораздо менее неудобства заслужить ропот 100 или 150 семейств, нежели целой провинции, новоприобретенной и пограничной, которую мы, наконец, заставили вздыхать о прежнем персидском правлении, известном вашему сиятельству своими неотеческими чувствами к подданным; я даже опасаюсь, - продолжал он, - что это все скоро явится в иностранных газетах, и не слишком в нашу пользу… У беков и ханов мы власть отнимаем, а в замену даем народу запутанность чужих законов». В его предложениях уже виделся не только зрелый *****, но и государственный деятель, проникнутый уважением к законам и обычаям местных народностей, присоединенных к России, и радеющий о международном престиже своей отчизны. «Еще раз повторяю, - доказывал он правоту своих суждений, - что нельзя дать себя уразуметь здешнему народу иначе, как посредством тех родовых начальников и духовных особ, которые давно уже пользуются уважением и доверием, присвоенными их званиям…» |
- По заданным координатам найдите точку на карте
Географические координаты (в скобках — в градусах и десятичных минутах) 35° 41’ 39» (35° 41’ 66) северной широты 51° 25’ 17» (51° 25’ 29) восточной долготы Высота над уровнем моря 200−2000 м |
- Определите жанр музыкального произведения
Прослушайте музыкальный фрагмент. Определите жанр музыкального произведения (марш, вальс, полька, колыбельная и прочее) |
Вальс Ми минор (А.С.Грибоедов)
- Узнайте историческую личность
Его приход к власти ознаменовался восстанием декабристов, а смерть пришлась на дни обороны Севастополя. Всего за время его правления было принято около 100 указов, которые относились к решению крестьянского вопроса. |
- Определите язык, по приведённым словосочетаниям
Vae Ex Ingenium | |
doloredallamente | |
chagrindel'esprit | |
Trauer aus dem Kopf | |
θλίψη από το μυαλό | |
sorrowfromthemind |
- По отрывку определите жанр произведения и род деятельности автора
ДЕЙСТВУЮЩИЕ лица: Арист Эльмира Сафир Гостиная в Аристовом доме ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ Арист, входит Сегодня завернул некстати я домой: Придется утро всё беседовать с женой. Какие странности! Люблю ее по чести, Меж тем приятнее, когда мы с ней не вместе Однако, впервые не мною найдено, Что вскоре надоест одно и всё одно. ЯВЛЕНИЕ ВТОРОЕ Арист и Эльмира, в простом утреннем платье Эльмира Веселость светская меня к себе манила, Когда я дней моих тебе не посвятила; Большой же ныне свет мне стал казаться мал, Арист Но отчего же я от света не отстал, А дорожу тобой всё более и боле? | Арист Притом и не видать в тебе талантов тех, Которыми сперва обворожала всех. Эльмира Пожалуй, выезжать я буду поневоле. Поверь, со стороны об этом думать можно, Что светских девушек образованье ложно, Невинный вымысел, уловка матерей, Чтобы избавиться от зрелых дочерей; Без мыслей матушка проронит два, три слова, Что дочка будто ей дарит рисунок новый; Едва льзя выпросить на диво посмотреть. Выносят наконец ландшафт или портрет, С восторгом все кричат: возможно ль, как вы скромны! – А, чай, работали художники наемны. Потом красавица захочет слух прельщать, - За фортопьяны; тут не смеют и дышать, Дивятся, ахают руке столь беглой, гибкой, Меж тем учитель ей подлаживает скрыпкой; Потом влюбленного как в сети завлекли, В загоне живопись, а инструмент в пыли. Всё это сказано меж нами не для ссоры. |
Приложение 3
Дискуссия
Предмет: литература
Классы: 9-11
Темы для дискуссий
Класс | Произведение, автор | Тема |
11 | «На дне» А.М.Горький | Значение образа Луки в пьесе: лжец или праведник. |
«Тихий Дон» М.А.Шолохов | Достойна ли Аксинья любви? | |
10 | Л.Н.Толстой «Война и мир» | Семья Курагиных: предприимчивые или эгоистичные? Виновен ли Пьер в своём браке не по любви? |
«Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский | Каковы причины болезни Раскольникова? | |
9 | «Евгений Онегин» А.С.Пушкин | Евгений и Татьяна: есть ли будущее в их отношениях? |
«Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов (глава «Максим Максимыч») | Причины холодности к Максиму Максимовичу со стороны к Печёрина |
Во время дискуссии для построения аргумента можно использовать следующую стратегию «Звезда истории» (схема 2).
Где? (место) Кто? (действующее лицо) Почему? Когда? Что случилось? (ход событий) Как история закончилась? |
Схема 2
Приложение 4
Предмет: русский язык
Класс: 9
Тема: Сложноподчинённое предложение
Задание: заполнить лист полученной в ходе интервью информацией.
Лист корреспондента
Сложноподчинённое предложение – это___________________предложение, в котором___________________грамматических основ, связанных между собой___________________________________________________________. В СПП придаточным назвается__________________________________. Предложение, в котором все придаточные относятся к одной главной части и отвечают на одинаковые вопросы называется СПП с ____________________подчинением. В СПП с ______________подчинением простые предложения образуют своеобразную цепь: от главного предложения задаем вопрос 2-й придаточной, от второй задаем вопрос 3-й. СПП с _________________________подчинением имеет такие придаточные, которые: а) получают вопросы от одной главной части, но эти вопросы разные (следовательно придаточные будут разных видов.)
б) являются придаточными одного типа, получают одинаковые вопросы, но относящиеся к разным словам ( это касается придаточных определительных.)
Приложение 5
Кейс-метод
Предмет: русский язык.
- Самое гордое слово в русском языке.
Русский язык, как и все другие языки, устроен расчетливо и экономно.
Каждое слово может иметь десятки значений. Каждый речевой оборот может обрастать ворохом смыслов. На каждом корне вырастает целый куст слов. А каждая приставка или суффикс дают десятки и сотни новых слов на этом самом корне.
Но есть в русском один очень хитрый суффикс: - иссимус
Конечно, это суффикс "приезжий", не коренной. Однако в русском языке много прижившихся суффиксов-эммигрантов. Все находят здесь пристанище, "женятся" на русских корнях, дружат с русскими приставками.
А вот "- иссимус" не такой. Совсем не такой. В русском языке с ним создано только одно слово. Всего одно. Других нет.
Задание:
1. Угадайте что это за слово.
2. Дайте определение этого суффикса, что за смысл он дает слову?
3. Создайте несколько новых еще не существующих в русском языке слов с этим интересным суффиксом. Можно даже сочинить мини-рассказик.
2. Метод разбора деловой корреспонденции можно рассмотреть на примере кейса по теме «Эпистолярный жанр. Составление делового письма». Задание: разобрать почту руководителя (пригласительные, просительные, благодарственные, поздравительные, сочувственные, рекомендательные письма), принять по ним необходимые решения, поставить резолюции. Кроме того, нужно составить определенное мнение о ситуации на предприятии. Итоговая часть урока проводится в виде дискуссии с разбором действий игроков и их представления о ситуации на предприятии.
3. Одним из вариантов метода разбора деловой корреспонденции является так называемая мусорная корзина. При реализации этого метода участникам игры предлагается к рассмотрению набор отдельных строк из документов, частично имитирующих результат работы бумагорезательной машины по уничтожению документов. Необходимо составить из разрезанных частей правила, тематические тексты. При изучении пословиц предлагаю раздаточный материал в виде разрозненных частей, из которых необходимо составить законченное по смыслу высказывание.
Приложение 6
Тренинг
Предмет: русский язык
Класс: 10,11
Тема: Орфоэпия
1. В каком слове буква, обозначающая ударный гласный, выделена ВЕРНО? 1) Эксперт; 1) Посадить ирИс; 1) КвАртал; 1) ОблЕгчить; 1) ХристианИн; 1) Конечно [чн]; 1) Шинель [н’]; | 8. Выберите правильный вариант произношения слова: 1) Фонетика [н’]; 1) Дезинфекция [дэ]; 1) Сервиз [сэ]; 1) Состав; 1) Страны; 1) Смысл; |
Артемьева Е.М.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные методы как способ повышения мотивации в обучении русскому языку и литературе.
Метод обучения – это важнейший компонент урока, ключ к достижению его триединой цели.Пассивный метод предполагает, что учитель-главное действующее лицо урока, а ученики - его слушатели.Активный метод ...
Применение современных технологий для повышения интереса к урокам русского языка и литературы
Статья из опыта работы учителя русского языка и литературы...
Пути повышения мотивации на уроках русского языка и литературы при помощи методов и приемов педагогических технологий в условиях введения и реализации ФГОСООО.
В нашей школе в классах компенсирующего обучения обучаются дети, имеющие выраженных отклонений в развитии. При нормальном интеллектуальном развитии они испытывают трудности в усвоении учебного м...
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ КАК СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Обобщение опыта работы...
Основные направления в повышении качества знаний по русскому языку и литературе .
В статье говорится о направлении способов повышения качества знаний по русскому языку и литературе....
Использование активных приемов,форм,методов для повышения уровня знаний по русскому языку учащихся с ЗПР
КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА...
Презентация «От традиции к инновациям: использование современных методов обучения для повышения мотивации к изучению русского языка и литературы у обучающихся»
Презентация подготовлена для участия в Педагогическом марафоне 2020 года....
- Мне нравится (1)