Интерактивные методы как способ повышения мотивации в обучении русскому языку и литературе.
учебно-методическое пособие по теме
Метод обучения – это важнейший компонент урока, ключ к достижению его триединой цели.
Пассивный метод предполагает, что учитель-главное действующее лицо урока, а ученики - его слушатели.
Активный метод предполагает не столь доминирующую роль учителя, как в первом случае: педагог побуждает ученика к сотрудничеству, общению, к поиску истины.
Интерактивный метод подразумевает активное взаимодействие ученика и учителя. Учитель является организатором процесса усвоения знаний учащимися, которые взаимодействуют, общаются, изобретают, применяют имеющиеся знания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
iteraktivnye_metody.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивные методы как способ повышения мотивации в обучении русскому языку и литературе.
Шевлюкова О.Я., учитель русского языка и литературы,
кандидат педагогических наук
МОУСОШ №13,г. Ноябрьск
Метод обучения – это важнейший компонент урока, ключ к достижению его триединой цели.
Пассивный метод предполагает, что учитель-главное действующее лицо урока, а ученики - его слушатели.
Активный метод предполагает не столь доминирующую роль учителя, как в первом случае: педагог побуждает ученика к сотрудничеству, общению, к поиску истины.
Интерактивный метод подразумевает активное взаимодействие ученика и учителя. Учитель является организатором процесса усвоения знаний учащимися, которые взаимодействуют, общаются, изобретают, применяют имеющиеся знания.
К интерактивным методам можно отнести:
- Ролевые игры;
- Мозговой штурм;
- Дебаты;
- Дискуссию;
- Свод-анализ;
- Различные виды групповых работ.
В чем же преимущество данных методов? Как учителя – словесники, мы все чаще сталкиваемся с нежеланием детей читать книги. Выпускники школ не владеют навыками монологической речи. Задача учителя - заинтересовать ученика, способствовать росту познавательной активности. Процесс обучения должен строится так, чтобы поощрять ответственность, активность, проявление индивидуальности и уважения к личности других людей, к чужому мнению. Ребенок в классе должен получать нечто большее, чем просто знание изучаемых предметов. Использование интерактивных методов способствуют формированию жизненных ценностей, ощущению себя личностью и гражданином. Привлекательность этого метода заключается и в том, что он позволяет сделать акцент на общении, развитии идей и обмене ими. Методическое объединение русского языка и литературы школы№111 активно использует ролевые игры в урочной и внеурочной деятельности.
Преимущества ролевой игры таковы:
- Ученики активно вовлекаются в обсуждение;
- Царит доброжелательная атмосфера;
- Наличествует свобода и спонтанность в действиях окружающих, нет боязни показаться смешным, дать неверный ответ,
- Позволяет войти в образ литературного героя, лучше понять его.
Ролевые игры развивают воображение, интеллект, коммуникативные навыки. Играть в экспедиции, в путешествиях, в сказочных героев.
Мозговой штурм помогает:
- оценивать понимание участниками данной темы и их знания;
- активизировать познавательную деятельность;
- получить большое количество идей за короткий отрезок времени.
При таком методе учащиеся активно высказывают вслух свои мысли, учатся слушать друг друга, анализировать.
Дебаты рекомендуется в старших классах. Смысл дебатов – склонить судей и зрителей к своей точке зрения, убедить их в своей правоте. Этого добиваются путем представления аргументов в поддержку своей точки зрения и выдвижения контраргументов на высказывание противников. Дебаты - это спор по правилам, командный спор, когда свое мнение отстаивается не за счет громкого голоса, а умения правильно говорить и аргументировать свою позицию. Дебаты - полезная игра для учащихся, так как учит их говорить. Правильно и цивилизованно отстаивать свое мнение, слушать своих оппонентов.
Дебаты развивают:
- логическое и критическое мышление;
- навыки устной речи;
- уверенность в себе;
- терпимость к различным взглядом;
- навыки публичного выступления;
- навыки самоанализа и самооценивания;
- навыки делать выводы и заключения.
Использование интерактивных методов создает в классе атмосферу, способствующую тому, чтобы дети без страха и с воодушевлением встречали возникающие проблемы и были способны их разрешить. Интерактивные методы делают процесс обучения интересным, что способствует повышению мотивации, росту познавательной активности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы повышения мотивации на уроках русского языка
Каким образом можно мотивировать учащихся на успешное и плодотворное изучение русского языка....
Пути повышения мотивации на уроках русского языка и литературы при помощи методов и приемов педагогических технологий в условиях введения и реализации ФГОСООО.
В нашей школе в классах компенсирующего обучения обучаются дети, имеющие выраженных отклонений в развитии. При нормальном интеллектуальном развитии они испытывают трудности в усвоении учебного м...
Способы повышения мотивации при обучению английскому языку школьников.
Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков в средней школе. Исследователи вопроса мотивации приводят д...
Презентация «От традиции к инновациям: использование современных методов обучения для повышения мотивации к изучению русского языка и литературы у обучающихся»
Презентация подготовлена для участия в Педагогическом марафоне 2020 года....
Методическая разработка. «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах».
Методическая разработка «Игровые технологии как один из способов повышения мотивации к изучению русского языка и литературы в 5-7 классах». В данной разработке содержится материал, который...
Современные формы контроля как способ повышения мотивации при обучении английскому языку
В статье описывается в основном о происхождении слова "тест" о его значении, роли, о функциях проверки и форма...
Диалоговое обучение как средство повышения мотивации к изучению русского языка и литературы
Приёмы формирования навыка грамотного учебного диалога и аргументирования своего мнения через повышение мотивации учащихся 5 - 11 классов к изучению русского языка и литературы....