Статья в методический журнал "Формирование педагогического мастерства в современной школе"
статья
Формирование педагогического мастерства в современной школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stat-ya.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Ж.В. Делибалтова
науч. рук. проф. Л.Л. Супрунова
Формирование педагогического мастерства
в современной школе
В педагогической энциклопедии педагогическое мастерство характеризуется как высокое и постоянно совершенствуемое искусство воспитания и обучения, доступное каждому педагогу, работающему по призванию и любящему детей».' Здесь подчёркиваются такие необходимые для мастерства учителя свойства, как призвание к педагогической работе и любовь к детям. Без этих свойств трудно овладеть и педагогической умелостью. Здесь понятие «мастерство» рассматривается через понятие «искусство». В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова, искусство, в свою очередь, определяется как «умение, мастерство, знание дела»2. В итоге получается, что мастерство - это искусство, а искусство - мастерство.
Мастерство педагога зависит как от свойств личности педагога, так и органически связано с ними, тем не менее, проявляется не в свойствах личности, как таковых, а в практической деятельности и является её атрибутом. Поэтому более правильно раскрывать сущность мастерства не через свойства личности учителя, а через его педагогическую деятельность, качество которой оно характеризует. Педагогическое мастерство во многом связано с педагогической интуицией учителя и с проявлением им определённого такта в разрешении внезапно возникающих конфликтных ситуаций.
Педагогическое мастерство может проявляться в различных сферах деятельности учителя. Оно, прежде всего, связано с выработкой речевой культуры, мимики, жестов. Наш опыт работы в качестве учителя в период прохождения педагогической практики позволил заключить, что слагаемые педагогического мастерства включают: приятный, хорошо поставленный и
1 Нижериков В.А. Словарь-справочник по педагогике. - М.,2004. - С. 195
² Ожегов СИ. Словарь русского языка. - М, 1985. - С.212
располагающий к восприятию объясняемого материала тембр голоса, строгая логика и аргументированность суждений при изложении знаний, включение в объяснение ярких примеров и фактов, выделение с помощью интонации главных положений, которые должны быть усвоены учащимися, - всё это слагаемые педагогического мастерства.
В современных условиях все больше появляется учителей-мастеров своего дела: учителей года, учителей-экспериментаторов, исследователей, творчески работающих учителей. Это специалисты высшей квалификации, высокой культуры, разрабатывающие авторские программы, владеющие альтернативными педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы, наиболее полно реализующие свой творческий потенциал, добивающиеся в итоге высоких результатов в обучении, воспитании и развитии подрастающего поколения.
К важным условиям развития мастерства, творчества и новаторства следует отнести и ту психологическую атмосферу, что складывается в коллективе. Без благожелательного отношения к учителю, который стремится к профессиональному росту, без искренней товарищеской поддержки его начинаний и малейший успехов у него может исчезнуть всякая охота к такой работе. Важно самому учителю в этих условиях проявлять необходимую скромность и такт, чутко прислушиваться к советам и замечаниям коллег по работе, заботиться об уважении с их стороны и самому проявлять к ним такую же доброжелательность.
Каждый учитель должен стремиться совершенствовать своё профессиональное мастерство. Восхождение к мастерству - не самоцель. Педагогическое мастерство позволяет сделать учебно-воспитательный процесс увлекательным и легким, как для педагога, так и для ученика. Мастерство позволяет достичь высоких оптимальных результатов при малых затратах сил учителя и ученика. Ребёнок при общении с педагогом-мастером не замечает, что его воспитывают и обучают: ему просто хочется ещё и ещё раз встретиться с интересным, добрым и мудрым человеком - Учителем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Организация работы с одарёнными детьми в современной школе"
Одарённость по-прежнему остается загадкой для большинства учителей и многих родителей. Одаренность в педагогике понимается как совокупность природных задатков, как одно из условий формиров...
Статья .«Духовно – нравственное воспитание граждан России в современной школе в контексте стратегии модернизации образования».
Из опыта работы в школе....
СТАТЬЯ Арт-терапия на уроках музыки в современной школе
Возможности урока музыки как средства реализации здоровьесберегающих технологий в школе представляются уникальными. Важным направлением работы учителя музыки является разработка целей и задач здоровье...
Статья "Проблемы и перспективы преподавания ОРКСЭ в современной школе"
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10 – 11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских тради...
Профессионально-педагогическая компетентность учителя современной школы
Профессионально-педагогическая компетентность учителя – понятие емкое и масштабное, как и само звание – Учитель. Способности любого профессионала определяются не только его профессионально...
Статья по теме "Проблемы изучения литературы в современной школе"
В статье рассматриваются актуальные вопросы изучения литературы в школе через личностно-ценностное осмысление школьниками содержания литературных произведений. Ищутся точки соприкосновения ценностей х...
Статья по теме: "Преподавание иностранного языка в современной школе"
Статья по теме: "Преподавание иностранного языка в современной школе" Специфика учебного предмета «иностранный язык» заключается прежде всего в том, что его преподавание - э...