Статья "Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы "
статья (10 класс)
Одна из задач учителя на уроках литературы - воспитать талантливого читателя, читателя-собеседника, со-автора. Перед нами всегда встает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? И тут, конечно же, на помощь мне приходят приемы технологии развития критического мышления, которые помогают организовать диалог читателя и автора, погрузить ребенка в мир художественного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_ispolzovanie_tehnologii_razvitiya_kriticheskogo_myshleniya.docx | 31 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на районном семинаре учителей русского языка и литературы «Продуктивное использование новых образовательных технологий»
«Использование технологии развития критического мышления
на уроках русского языка и литературы
(Из опыта работы)
СЛАЙД1. Мой многолетний педагогический опыт позволяет утверждать, что ученик усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит, 70% того, что проговаривает, и 90-100% того, что делает сам. Поэтому в процессе своей работы я вывела для себя несколько непреложных истин современного урока. СЛАЙД2 Во-первых, я как учитель должна быть координатором, т.е. связующим звеном между учеником и успешным получением и усвоением им новых знаний. Во-вторых, мой каждый урок должен быть интересным, чтобы ученик учился с увлечением. В-третьих, мой каждый урок должен учить ребенка думать, значит, научить его задаваться вопросом, искать самостоятельно пути решения проблемы. И, наконец, мой урок, который должен быть ориентирован на развитие интеллектуальных, творческих способностей учащихся.
Всем моим определениям соответствует технология развития критического мышления. Я данную технологию изучаю с 2009 года. Она заинтересовала меня тем, что она простыми и понятными методами позволяет сделать обучение интересным. К тому же в своей педагогической практике приходится сталкиваться с тем, что именно в среднем звене, у подростков, низкая учебная мотивация, они не хотят учиться. Эти и другие проблемы я решаю с помощью технологии развития критического мышления (ТРКМ).
Главная ценность ТРКМ, я считаю, в том, что она направлена на осмысленный подход к обучению. СЛАЙД3 Ученики задают себе вопросы: «Как это соотносится с тем, что я уже знаю?», «Как я могу использовать эту информацию для себя?». Обучая школьников мыслить таким образом, подталкиваю их к самостоятельному решению проблем, к поиску необходимой информации.
Разные приёмы развития критического мышления, которые вошли в содержание данной технологии, опробованы мной на протяжении нескольких лет и дали свои результаты. Уроки стали намного интереснее, успеваемость стала выше. На таких уроках нет монотонности, которая быстро утомляет ребят. На таких уроках редко бывают низкие результаты, тем самым снимается нервозность, а это немаловажно для здоровьесбережения.
В моем арсенале много приемов данной технологии. На каждой стадии урока использую определенные приемы работы, которые помогают организовать индивидуальную работу учащихся, а также включить их в совместную деятельность (парная и групповая работа). СЛАЙД4 Наиболее часто используемые мной на уроках: различные виды кластеров, фишбоун, ключевые слова, дерево предсказаний, лекция-визуализация, различные приёмы для прогнозирования материала, перепутанные логические цепочки, ассоциации.
СЛАЙД6На этапе вызов использую такие приемы и методы, как кластер, верные и неверные утверждения, мозговая атака, проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы, прогнозирование, синквейн, которые помогают актуализировать имеющиеся у учащихся знания, пробудить их интерес к теме и мотивировать их к дальнейшей работе на уроке.
СЛАЙД7 На этапе осмысления содержания применяю методы активного чтения («фишбоун», «идеал», «инсерт», «зигзаг»). Они позволяют сохранить интерес учащихся к теме при работе с новой информацией, активизировать их деятельность, осмыслить изученный материал, сформировать свое личное мнение и отношение к изучаемому материалу.
СЛАЙД8На этапе рефлексии предлагаю учащимся выполнить задания в устной и письменной форме: диалог, полилог в виде беседы или обсуждения; организация информации в виде таблиц, кластеров; творческие задания (синквейн, эссе, письмо, сочинение). Это позволяет ученику сформировать личностное отношение к тексту и зафиксировать его либо с помощью собственного текста, либо своей позиции в дискуссии. Именно здесь происходит активное переосмысление собственных представлений с учетом вновь приобретенных знаний.
СЛАЙД9 Покажу, как я использую метод ключевых слов в работе с текстом. Я выбираю из текста 4-5 ключевых слов и выписываю их на слайд или доску. Предлагаю вариативное задание. Вариант 1- работа в парах: парам отводится 5 минут на то, чтобы методом мозговой атаки предположить, о чем будем говорить и как они будут фигурировать в последующем тексте. Вариант 2 – групповая работа: составить и записать свою версию рассказа, употребив все предложенные ключевые слова. При знакомстве с исходным содержанием учащиеся сопоставляют «свою» версию и оригинальный текст. Описанное задание обычно используется на стадии «вызова», однако на стадии «рефлексии» целесообразно вернуться к ключевым словам и обсудить обнаруженные совпадения и выявленные разногласия. Использование данной формы развивает воображение, фантазию, способствует активизации внимания при знакомстве с текстом оригинала.
СЛАЙД10 Одна из задач учителя на уроках литературы - воспитать талантливого читателя, читателя-собеседника, со-автора. Перед нами всегда встает вопрос: как построить урок, чтобы научить ученика размышлять над прочитанным, задавать вопросы и находить ответы, совершать открытия и радоваться процессу поиска? И тут, конечно же, на помощь мне приходят приемы технологии развития критического мышления, которые помогают организовать диалог читателя и автора, погрузить ребенка в мир художественного текста.
Технологическая карта урока с использованием технологии РКМ
Учебник: УМК для 10 класса «Литература» под ред. Сахарова В.И., Зинина С.А., -М.,
издательство «Просвещение».
Класс: 10
Тема урока | «Всё во мне, и я во всём!..» (по поэзии Ф.И.Тютчева и живописи Н.Рериха) |
Продуктивные пед.технологии | технологии развития критического мышления, проблемного обучения, информационно-коммуникационных технологий |
Приемы ТРКМ | «Знал – Знаю – Хочу узнать», «толстые – тонкие вопросы» |
Методы обучения | проблемный, эвристический |
Тип урока | урок комплексного применения знаний |
Вид урока | интегрированный (литература, изобразительное искусство, музыка) |
Формы урока, организации учебной деятельности | урок-исследование; фронтальная, групповая, индивидуальная |
Дидактическая цель | создать условия для комплексного применения знаний по теме и формирования универсальных учебных действий средствами педагогических технологий: технологии развития критического мышления, проблемного обучения и информационно-коммуникационных технологий |
Цель урока: | Образовательная: создать условия для: -формирования целостного восприятия поэтического текста на основе интеграции разных дисциплин; -следить за правильным произношением окончаний, предлогов, приставок, за соблюдением правил орфоэпии, словесного ударения, коррекция словарного запаса на основе изучения новых слов и понятий. Развивающая: создать условия для: -развития у девятиклассников умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач; -развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение работать с информацией, анализировать различные ситуации (учебные и жизненные), умение принимать взвешенные решения, способность к разумному рефлективному творческому мышлению). Воспитательная: -дать возможность каждому ученику реализовать себя, получая положительные эмоции от процесса обучения, а также - конструировать свое собственное знание. - воспитать социальную ответственность. -научить эмоциональному восприятию материала, воспитывать интерес к чтению |
Средства обучения |
|
Технологическая карта урока с использованием технологии РКМ
Стадия | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Приёмы, методы и формы работы |
Вводная часть урока Приветствие Постановка задач урока
| Проверяет готовность учащихся к уроку. Приветствует учащихся. Создает эмоциональный настрой на предвосхищение проблемы, задач и хода урока. | Отвечают на вопросы учителя (прогнозируют тему, проблемы и ход урока по фрагментам презентации) | Беседа
Фронтальная работа
|
Стадия вызова - актуализация имеющихся знаний; - пробуждение интереса к получению новой информации; - постановка учеником собственных целей обучения.
| Вызов уже имеющихся у учащихся знаний по данной теме: задает вопросы, на которые хотел бы получить ответы. Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается.
| Вспоминают и анализируют имеющиеся знания по данной теме: - систематизируют информацию до её изучения; - задают вопросы, на которые хотели бы получить ответы; - строят предположения о содержании текстов по теме урока; - публично демонстрируют свои знания с помощью устной и письменной речи. | 1. Метод «Мозговая атака» (создание банка идей): - составление списка известной информации по вопросу; - предложения по ключевым словам; - таблица «тонких» и «толстых» вопросов; 2. Приём «Синквейн». Индивидуальная Групповая Парная |
Релаксация СЛАЙД 6. | Проводит упражнения на релаксацию глаз | Выполняют упражнения на релаксацию глаз | |
Стадия осмысления - получение новой информации; - корректировка учеником поставленных целей обучения.
| -Сохраняет интереса учащихся к теме при непосредственной работе с новой информацией. -Организует непосредственный контакт учащихся с новой информацией (презентация, тексты), предлагая им активные методы чтения. -Уточняет понимание учениками поставленных целей урока. -Формулирует задание ученикам по окончании работы с текстами. -Уточняет понимание учащимися проблемы урока. | - слушают и читают тексты, выполняя предложенные учителем активные методы чтения; - делают пометки на полях текстов по мере осмысления новой информации.
Определяют свои цели на уроке. Заполняют технологическую карту. Формулируют проблему урока, опираясь на свои записи. | 1. Методы активного чтения: - поиск ответов на поставленные вопросы на стадии вызова; - заполнение таблицы «Знаю-Хочу узнать-Узнал»; - приём «Зигзаг»; - cоставление своих кластеров или ассоциативных рядов на основе прочитанных текстов.
Индивидуальная Групповая Парная
|
Стадия рефлексии - размышление; - рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения.
| Возвращает учащихся к первоначальным предположениям. Стимулирует учащихся к установлению причинно-следственных связей между блоками информации. Организует творческую переработку, анализ, интерпретацию изученной информации.
| Соотносят новую информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления. Классифицируют и систематизируют новые целевые установки для дальнейшей самостоятельной работы. Выражают новые идеи и мысли. Обмениваются мнениями, аргументируя свою точку зрения. | 1. Прием «Кластер» (внесение дополнений и изменений в информацию стадии вызова). 2. Ответы на поставленные вопросы.
3. Написание эссе.
Индивидуальная Групповая Парная |
Заключительная часть урока Подведение итогов урока
| Предлагает учащимся подвести итоги урока, оценить свою работу на уроке.
| Подводят итоги урока, оценивают свою работу на уроке, высказывают свое мнение о достижении цели урока. Анализируют собственные мыслительные операции и чувства. Самооценка и самоопределение. |
Фронтальная
|
Домашнее задание | Задает домашнее задание. Комментирует домашнее задание. | Записывают домашнее задание
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы
В данной работе представлено описание педагогического опыта....
Статья для методического сборника. Технология развития критического мышления на уроках литературы - стадии и методические приёмы.
В статье рассматриваются стадии и методические приёмы для развития критического мышления на уроке литературы...
Использование технологии «Развитие критического мышления» на уроках литературы в 5 классе.
Все дело в мыслях. Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять.И потому главное дело совершенствования:работать над мыслями.Л.Толстой Мысль, ...
Использование технологии «Развития критического мышления» на уроках литературы в 5 классе
В работе рассмотрены психолого-педагогические основы технологии «Развития критического мышления», а также были выявлены наиболее целесообразные методы и приёмы преподавания литературы в 5 классе...
Технология развития критического мышления на уроках литературы.
Статья для ХIII Международной заочной научно-практической конференции « Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования».http://ipk74.ru/...
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы в 7 классе.
Урок литературы по ФГОС...