Технология развития критического мышления на уроке литературы
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «СОШ п. Возрождение»
Хвалынского района Саратовской области
Учитель русского языка и литературы Шишкина В. А.
Технология развития критического мышления на уроке литературы
5 класс
Анализ притчи.
Учитель: Сегодня мы поговорим о человеческой мудрости. Это качество всегда очень высоко ценилось людьми, независимо от того, к какому народу они принадлежали, на каком языке говорили.
- А кто такой, по вашему мнению, мудрец? В каком случае можно назвать человека мудрецом? (Вариант: мудрец… Ваши ассоциации к слову)
- Можете ли вы привести примеры русских сказок, посвященных мудрости? А сказок, созданных другими народами (или авторами)?
- Скажите, а в вашей жизни вам приходилось встречаться с людьми, которых вы бы могли назвать мудрыми? Почему вы думаете, что этого человека можно назвать мудрым?
Я хочу вам рассказать одну притчу. В ней говорится о мудреце и бабочке.
- Вам не кажется, что мудрец и бабочка – слишком уж непохожи. Как вы думаете, что может связывать мудреца и бабочку?
Давайте посмотрим, удалось ли нам правильно предсказать, о чем пойдет речь в этой притче.
Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города.
Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить…
- Как вы думаете, какой каверзный вопрос можно задать мудрецу, чтобы он на него не смог ответить?
И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?
- В чем заключался подвох в этом простом вопросе?
«Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».
Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал...
- Если бы вы были на месте мудреца в этой сложной ситуации, что бы вы ответили?
Все в твоих руках … - ответил мудрец.
- Притчи обычно создаются для того, чтобы донести до человека какую-то очень важную мысль. Как вы думаете, какая важная мысль, имеющая отношение к любому человеку, заключена в словах мудреца?
- Давайте подумаем, так ли уж справедлива эта мысль. Я прошу каждого из вас выбрать для себя один из вариантов предложения, записанного на доске и закончить его несколькими словами, так, как вы считаете нужным:
- Я СЧИТАЮ, ЧТО ВСЕ В МОИХ РУКАХ, ПОТОМУ ЧТО …
- Я СЧИТАЮ, ЧТО НЕ ВСЕ В МОИХ РУКАХ, ПОТОМУ ЧТО …
(Проводится обмен мнениями – обязательно с аргументацией. Если необходимо – задаются необходимые уточняющие или дополнительные вопросы. Можно использовать прием «ЖИВАЯ ЛИНИЯ»)
Ну что ж, ребята, мы не только поговорили сегодня о мудрости, но и обсудили очень важную проблему, с которой в жизни встречается каждый человек. … Как мы видим, для того, чтобы найти на нее ответ, тоже нужно быть немножко мудрецом.
- А теперь я хочу предложить Вам сочинить свою сказку о мудреце и бабочке. А может быть, это будет не бабочка, а кто-то еще. Но в ней обязательно должна заключаться та мысль, которую мы обсуждали: Все ли в этой жизни находится в руках человека?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы
В данной работе представлено описание педагогического опыта....
Статья для методического сборника. Технология развития критического мышления на уроках литературы - стадии и методические приёмы.
В статье рассматриваются стадии и методические приёмы для развития критического мышления на уроке литературы...
Использование технологии «Развитие критического мышления» на уроках литературы в 5 классе.
Все дело в мыслях. Мысль — начало всего. И мыслями можно управлять.И потому главное дело совершенствования:работать над мыслями.Л.Толстой Мысль, ...
Использование технологии «Развития критического мышления» на уроках литературы в 5 классе
В работе рассмотрены психолого-педагогические основы технологии «Развития критического мышления», а также были выявлены наиболее целесообразные методы и приёмы преподавания литературы в 5 классе...
Технология развития критического мышления на уроках литературы.
Статья для ХIII Международной заочной научно-практической конференции « Модернизация системы профессионального образования на основе регулируемого эволюционирования».http://ipk74.ru/...
Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы в 7 классе.
Урок литературы по ФГОС...
«Инновационные методики и технологии в образовании» Тема: «Использование технологии развития критического мышления на уроках литературы»
Данная работа посвящена особенностям применения технологии развития критического мышления на уроках литературы в старших классах, а также выявлены целесообразные методы и при...