Рекомендации педагога-психолога учителям при работе с родителями обучающихся с овз
материал (5 класс)
Рекомендации педагога-психолога
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рекомендации педагога-психолога учителям при работе с родителями обучающихся с овз
«Сложный родитель», что это значит? Сложный — это значит, что его поведение представляет сложность для учителя. Это те родители, которые «Пишут в Управление образования» или иным способом конфликтуют с учителем; не помогают школе, не включены в школьную жизнь ребенка, не вступают в контакт, игнорируют требования учителя. Они предполагают, что если кто-то неправ, надо показать ему, что я сильнее, и он уступит, — такова внутренняя логика агрессивного поведения. Укрепляя свои позиции с помощью администрации школы, Управления образования, родители, возможно, обретают уверенность, но отнюдь не всегда решают исходную проблему. Наоборот, качество жизни их детей в школьном пространстве от этого, как правило, становится только хуже. Что же делать в таком случае учителю?
Рекомендации учителю при общении с конфликтными родителями - сохранять профессиональную позицию, нацеленность на интересы детей. Выдерживать уважительный тон, ни в коем случае не включаясь в дискуссию взаимных обвинений и не переходя на личности. Отметить включенность родителя в школьные дела ребенка, заинтересованность в его благополучии и успешности. Вести разговор в духе партнерства и сотрудничества, предлагая совместно выработать стратегию помощи ребенку. Предлагать варианты разрешения ситуации, четко обозначая границы.
Давайте разберем несколько конфликтных ситуаций и подумаем, как себя нужно вести при этом.
Пример 1.
Родитель: Будьте добры, объясните мне, почему у моего сына единственная в классе двойка по Вашему предмету! На каком основании Вы делаете из него двоечника?! Учитель: Я попрошу Вас не говорить со мной в таком тоне! Ваш сын бездельник, которому на все наплевать, надо было лучше его воспитывать. Конструктивный ответ: Учитель: Здравствуйте, хорошо, что вы пришли! Меня тоже беспокоит его успеваемость. Вот его работы, они, к сожалению, не дотягивают до тройки. Как Вы думаете, в чем причина?
В первом случае учитель активно включился в конфликтное выяснение отношений, негативно оценив и ученика, и его мать. Никакого выхода или решения проблемы с успеваемостью ребенка ни учитель, ни родитель не предлагают. Очевидно, что конструктивный выход из ситуации в этом случае найден, не будет. Скорее всего, конфликт просто затухнет или будет тлеть до новой вспышки активности или нового провоцирующего события. С большой вероятностью, через несколько месяцев, когда дело дойдет до четвертной оценки, активный родитель снова придет с претензиями. Во втором случае учитель сходу обозначает конструктивность своей позиции и нацеленность на интересы ребенка. Он вскользь положительно оценивает готовность родителя участвовать в школьной жизни, игнорируя конфликтный тон. Давая объективную оценку успеваемости ребенка, он никак не характеризует его личные качества. И наконец, активно приглашая родителя к поиску решения проблемы, он делает его своим партнером в достижении общей цели — успешной учебе ребенка. После этого продолжение диалога на повышенных тонах становится практически невозможным.
Пример 2.
Родитель: Я хочу разобраться, что за хулиганство творится в Вашей школе! Сегодня Саша пришел с синяками и сказал, что Петя ударил его кулаком в лицо. Другие дети тоже пострадали от этого бандита. Школа отвечает за безопасность детей, почему вы не выполняете своих обязанностей? Если такое повторится, мы будем жаловаться! Пусть этого Петю переведут, таким не место в этой школе.
Учитель: Простите, уважаемая, мне очень жаль, но я не могу уследить за каждым, у меня их 30 человек. Скажите Саше, чтобы держался от Пети подальше, я каждый день говорю это всем ребятам. Я и сама была бы рада, если бы Петю перевели куда-нибудь.
Конструктивный ответ: Учитель: Да, я понимаю и разделяю Ваше беспокойство. Это действительно непростой ребенок, которому нужно повышенное внимание. Мы сейчас как раз ищем решение этой проблемы, будем собирать встречу с участием администрации, родителей Пети и психологов. Я обязательно расскажу Вам, какое решение будет принято. Как Саша себя чувствует?
В первом случае учитель фактически сказал: «Я не контролирую ситуацию и тоже страдаю от этого ужасного Пети, так что отстаньте от меня». Обеспокоенные родители очень часто объединяются против «проблемного» Пети, и начинают выдавливать его из школы. Если учитель поддерживает этот процесс, может начаться прямая травля, которая не понизит степень Петиной агрессивности, а только ее повысит. Даже в случае изгнания Пети атмосфера в классе останется отравленной. Рекомендация учителя «не подходить к нему», озвученная ради безопасности, тоже работает в эту сторону. Во втором случае учитель признал наличие сложной проблемы и обозначил, что школа на пути к решению. Вариантов такого решения довольно много в зависимости от конкретных обстоятельств (неврологического и психического статуса ребенка, включенности семьи и т.д.).
Грамотный учитель в беседе с родителями всегда может устранить отрицательные и укрепить положительные основы в семейном воспитании. Чтобы беседы учителя достигали цели, а его слово воспринималась бы как руководство в воспитании детей, надо не только вовремя дать нужный совет родителям и подсказать, как его выполнить, не только найти правильную форму общения во время беседы, но и заранее продумать поведение, предусмотреть для беседы время и место. Что особенно актуально для родителей нашей категории обучающихся.
Беседовать с родителями нужно не торопясь. Лучше это делать после уроков, когда в классе нет детей, когда вся обстановка располагает к беседе. И разговор начинать (если он будет и не совсем приятным) с положительных моментов. Рассказывая родителям о ситуации, послужившей причиной их вызова в школу, попросить родителей посоветовать, что, по их мнению, должен сделать классный руководитель, как лучше поступить, а затем дать совет родителям. В такой беседе естественно возникает вопрос о повторной встрече для того, чтобы выяснить, как помогают принятые совместно меры, снова наметить пути дальнейшей работы. Так постепенно, действуя все время вместе с родителями, следует снимать отрицательные моменты в поведении или учебе ребенка.
Кроме бесед с родителями в школе, большое значение имеют беседы на дому. Последнее, могут проходить либо в присутствии ребенка, либо без него. Чаще всего классный руководитель приходит в семью ребенка, чтобы выяснить какие – либо вопросы, возникающие при первом знакомстве с семьей или при изучении ребенка в школе. Но иногда посещение связано с потребностью воспитательного воздействия на родителей.
В индивидуальной работе с родителями педагогу большую помощь может оказать дневник, в котором записывается краткое содержание беседы, наблюдения, выводы. Материал этого дневника используется в повседневной работе с трудными детьми.
Работа с родителями является одним из важнейших аспектов и работы педагога-психолога.
Для реализации цели психолого-педагогического сопровождения мной проводится работа по следующим направлениям: анкетирование; консультирование родителей учащихся по актуальным вопросам обучения, воспитания и личностного развития детей; информационно-просветительская .
Рекомендации при работе с родителями:
1. Не говорить с родителями в гневе, не поучать их, а только советовать.
2. Своими поступками и поведением расположить родителей к откровенному разговору по «наболевшим» вопросам
3. Не говорить на собраниях о неудачах учащихся, но и не умалчивать о них вовсе (о неудачах и отметках говорить в индивидуальной беседе).
4. Стараться в разговоре с родителями отметить положительные черты его ребенка.
5. В общении с родителями учитель должен быть доброжелательным, внимательным, тактичным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагога-психолога для родителей подростков.
Рекомендации для родителей: "Как правильно вести себя с подростком"...
Буклет для родителей пятиклассника (рекомендации педагога-психолога)
Выполнение домашнего заданияКак относиться к отметкам ребенкаРодителей должно насторожить......
Рекомендации педагога—психолога для учителей работающих с детьми ОВЗ
Для учащихся с ограниченными возможностями здоровья необходимы изменения способов подачи информации или модификации учебного плана с целью более успешного освоения общеобразовательной программы. ...
Рекомендации педагога-психолога родителям обучающихся
Подборка рекомендаций педагога-психолога родителям обучающихся...
Рекомендации педагога-психолога родителям по построению взаимоотношений с подростком
Рекомендации для родителей подростков...
Буклет Как справиться с тревожностью. Рекомендации педагога-психолога (для учащихся, их родителей и учителей)
Буклет Как справиться с тревожностью. Рекомендации педагога-психолога (для учащихся, их родителей, учителей)...
Конспект интегрированного занятия по внеурочной деятельности учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога по теме «В мире профессий» с обучающимися 2 класса
Интегрированное занятие с обучающимися с УО....