Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ
методическая разработка (7 класс)

Арипова Алина Альбертовна

Индивидуальная рабочая программа (далее ИРП) по предмету составлена на основе АООП ООО для обучающихся с ЗПР и  авторской программы   «Обществознание 7 класс» (Москва «Просвещение» 2017 года издания) авторов Л.Н. Боголюбовой, Л.Ф. Ивановой, Н.И. Городецкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_raboty_s_ovz.doc121 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение к АООП ООО

для обучающихся с ЗПР

Индивидуальная рабочая программа

по  обществознанию

предмет

на 2019-2020 учебный год

Составитель:

учитель истории

Арипова А.А.

Пояснительная записка

Индивидуальная рабочая программа (далее ИРП) по предмету составлена на основе АООП ООО для обучающихся с ЗПР и  авторской программы   «Обществознание 7 класс» (Москва «Просвещение» 2017 года издания) авторов Л.Н. Боголюбовой, Л.Ф. Ивановой, Н.И. Городецкой.

Изучение обществознания на уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

  • развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
  • воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
  • освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
  • овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.

Задачи курса:

  • Создание условий для социализации личности
  • Формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования
  • Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры
  • Содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, ценностям национальной культуры.

Исследовательские компетенции означают формирование умение находить и обрабатывать информацию, использовать различные источники данных представлять и обсуждать различные материалы в разнообразных аудиториях; работать с документами.

Социально-личностные компетенции означают формирование умений критически рассматривать те или иные аспекты развития нашего общества: находить связи между настоящими и прошлыми событиями; осознавать важность политического и экономического контекстов образовательных и профессиональных ситуаций; понимать произведения искусства и литературы; вступать в дискуссию и вырабатывать своё собственное мнение.

Коммуникативные компетенции предполагают формирование умений выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей; дискутировать и защищать свою точку зрения, выступать публично; литературно выражать свои мысли; создавать и понимать графики диаграммы и таблицы данных.

Количество учебных часов, на которое рассчитана ИРП

Учебный предмет  «Обществознание»  изучается по 1 часу в неделю, всего 34 часа.

Обязательные формы и методы контроля

Иные формы учета достижений

Урочная деятельность

Текущая аттестация

Итоговая (четверть, год) аттестация

Урочная деятельность

Самостоятельная работа

Контрольный (терминологический) диктант

Устный опрос

Таблица, кроссворд

Письменная работа

Тестовые задания

Стартовая диагностика

Самостоятельная работа

Промежуточная диагностика

Итоговая диагностика

Формы представления образовательных результатов:

•  табель успеваемости по обществознанию в электронном журнале (с указанием требований, предъявляемых к выставлению отметок);

•  тексты итоговых диагностических контрольных работ, эссе и анализ их выполнения   (информация об элементах и уровнях проверяемого знания: знание, понимание, применение, систематизация);

•  устная оценка успешности результатов, формулировка причин неудач и рекомендаций по устранению пробелов в обучении русскому языку;

•  результаты психолого-педагогических исследований, иллюстрирующих динамику развития личностных качеств  обучающегося;

•  результаты коррекционной работы, позволяющие проследить динамику устранения дефектов и нарушений речевого развития;

Используемая система оценки ориентирована на стимулирование обучающегося с ОВЗ стремиться к формированию потребности в адекватной и конструктивной самооценке.

1. Планируемые результаты

Личностными результатами, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:

• мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;

• заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;

• ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности.

Метапредметные результаты  изучения обществознания  проявляются в:

• умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);

• умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;

• овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;

Предметными результатами  являются в сфере:

познавательной

• относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;

• знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;

• умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;

ценностно-мотивационной

• понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в мотивационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;

• знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;

• понимание значения трудовой деятельности для личности и для общества;

эстетической

• понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;

• понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;

коммуникативной

• знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;

• понимание значения коммуникации в межличностном общении;

• умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;

2. Содержание учебного предмета

Тема 1. Регулирование поведения людей в обществе.   

Социальные нормы. Многообразие правил поведения. Привычки, обычаи, ритуалы, обряды. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и свободы человека и гражданина в России, их гарантии. Конституционные обязанности гражданина. Права ребёнка и их защита. Особенности правового статуса несовершеннолетних. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Понятие правоотношений. Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Необходимость соблюдения законов. Закон и правопорядок в обществе. Закон и справедливость.

Защита отечества. Долг и обязанность. Регулярная армия. Военная служба. Важность подготовки к исполнению воинского долга. Международно-правовая защита жертв войны.

Дисциплина – необходимое условие существования общества и человека. Общеобязательная и специальная дисциплина. Дисциплина, воля и самовоспитание.

Ответственность за нарушение законов. Знать закон смолоду. Законопослушный человек. Противозаконное поведение. Преступления и проступки. Ответственность несовершеннолетних.

Защита правопорядка. Правоохранительные органы на страже закона. Судебные органы. Полиция. Адвокатура. Нотариат. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан.

Тема 2. Человек в экономических отношениях.

Экономика и её основные участки. Экономика и её роль в жизни  общества. Основные сферы экономики; производство, потребление, обмен.

Золотые руки работника. Производство и труд. Производительность труда. Заработная плата. Факторы, влияющие на производительность труда.

Производство, затраты, выручка, прибыль. Производство и труд. Издержки, выручка, прибыль.

Виды и формы бизнеса. Предпринимательство. Малое  предпринимательство  и фермерское хозяйство. Основное  организационно-правовые  формы предпринимательства.

Обмен, торговля, реклама. Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама.

Деньги и их функция. Понятие деньги. Функции и  формы денег. Реальные и номинальные доходы. Инфляция. Обменные курсы валют.

Экономика семьи. Семейный бюджет. Сущность, формы страхования. Формы сбережения граждан. Страховые услуги, предоставляемые гражданам, их роль в домашнем хозяйстве.

Основные понятия: экономика, техника, технология, НТР, НТП. Экономическая система, рыночная экономика, рынок, факторы  производства, конкуренция, спрос, предложение. экономические задачи государства,  государственный бюджет, налоговая система, функции денег, бизнес, реклама.

Тема 3. Человек и природа. 

Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.

Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой

Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.

Основные понятия: природа, экология, экологическая катастрофа, охрана природы.

Итоговое обобщение. 

3.Тематическое планирование с видами учебной деятельности

№п/п

Тематическое планирование

Кол-во час

Формы организации учебной деятельности

Раздел 1. Регулирование поведения  людей в обществе

15

Индивидуальная работа.

Групповая работа.

Работа в парах.

1

Что значит жить по правилам

2

 Стартовая диагностика

3

Права и обязанности граждан

4

Права и обязанности граждан

5

Почему важно соблюдать законы

6

Защита Отечества

7

Защита Отечества

8

Для чего нужна дисциплина

9

Для чего нужна дисциплина

10

Виновен - отвечай

11

Виновен - отвечай

12

Кто стоит на страже закона

13

Кто стоит на страже закона

14

Практикум по теме «Регулирование поведения людей в обществе»

15

                                                                              Промежуточная диагностика

Раздел 2. Человек в экономических отношениях

13

Индивидуальная работа.

Групповая работа.

Работа в парах.

16

Экономика и ее основные участники

17

Экономика и ее основные участники

18

Мастерство работника

19

Мастерство работника

20

Производство: затраты, выручка, прибыль

21

Виды и формы бизнеса

22

Виды и формы бизнеса

23

Обмен, торговля, реклама

24

Обмен, торговля, реклама

25

Деньги и их функции

26

Деньги и их функции

27

Экономика семьи

28

Практикум по теме «Человек в экономических отношениях»

Раздел 3. Человек и природа

4

Индивидуальная работа.

Групповая работа.

Работа в парах.

29

Воздействие человека на природу

30

Охранять природу – значит охранять жизнь

31

Закон на страже природы

32

Итоговая диагностическая работа

Итоговое повторение

3

Индивидуальная работа.

33

Повторение

34

Повторение

4. Система контрольно - измерительных материалов

                                     Контрольные работы по обществознанию для 7 класса

Контрольная работа №1

1. Человек отличается от животных тем, что он

1) использует природные материалы       2) нуждается в пище

3) осуществляет деятельность                  4) заботится о потомстве

2. Верны ли следующие суждения о природе и обществе?

А. Природа не оказывает влияния на духовное развитие общества.

В. Современное общество, благодаря достижениям науки и техники, не зависит от природы

1) верно только А                                       2) верно только В

3) верны оба суждения                             4) оба суждения неверны

3. Как называется объективная нужда человека в том, что необходимо для поддержания его жизни и развития?

1) потребность                                          2) деятельность

3) интерес                                                  4) способность

4. Как называется способ существования человека, выражающийся в изменении и преобразовании окружающего мира?

1) обучение                                               2) деятельность

3) социализация                                       4) поведение

A5. К функциям семьи не относится

1) воспитание подрастающего поколения          2) ведение домашнего хозяйства

3) формирование общественного мнения           4) организация досуга

6. Верны ли следующие суждения о социальных нормах?

А. Социальные нормы определяют границы должного и возможного поведения.

Б. Одним из видов социальных норм являются религиозные нормы.

1) верно только А                                   2) верно только В

3) верны оба суждения                          4) оба суждения неверны

7. В древности люди пользовались дарами природы. Они занимались охотой, собирательством, рыболовством. Для этого они изготавливали орудия труда — палки-копалки, рубила, копья, луки и стрелы. Как называется данный тип хозяйства?

1) производящее хозяйство                  2) присваивающее хозяйство

3) натуральное хозяйство                     4) товарное хозяйство

8. Что из перечисленного относится к источникам дохода семьи?

1) выплата пособий на ребёнка           2) плата за коммунальные услуги

3) налоги                                                4) оплата кредита

9. Высшим органом законодательной власти в Российской Федерации является

1) Совет безопасности РФ                   2) Государственная дума

3) Совет Федерации                             4) Федеральное собрание

10. Как исназывается правовой документ, содержащий обязательные для исполнения правила?

1) норма                                                2) обычай

3) закон                                                 4) мораль

Контрольная работа №2

1. Мера воздействия, применяемая к нарушителям установленных норм, правил:

  1. Норма      2. Порядок     3. Право     4. Санкция

2. Совокупность действий, установленных обычаем или ритуалом:

  1. Привычка    2. Натура   3. Обряд    4. Поведение

3. Верны ли суждения о политических правах:

       А. Они ориентированы на благосостояние, достойный уровень жизни человека.

       Б. Они обеспечивают возможность участия граждан в политической жизни страны?

     1. Верно только А       2. Верно только Б      3. Верны оба  суждения     4. Оба суждения неверны

4. Правило, которое устанавливает государство:

  1. Закон     2. Аксиома     3. Порядок     4. Мораль

5. Возможность каждого получать то, на что он имеет право:

  1. Справедливость    2. Закон    3. Мораль    4. Желание

6. К внешним угрозам нашей стране относится:

  1. Создание незаконных вооруженных формирований
  2. Торговля наркотиками на улицах
  3. Военный конфликт в соседнем государстве
  4. Распространение  оружия

7. Верны ли суждения об обязанностях гражданина России:

      А. Они обеспечиваются Конституцией Российской Федерации.

      Б. Они определены в статьях Всеобщей декларации прав человека?

     1. Верно только А      2. Верно только Б       3. Верны оба  суждения     4. Оба суждения неверны

8. Сознательная дисциплина, или самодисциплина:

  1. Общеобязательная    2. Специальная    3. Внешняя    4. Внутренняя

9. Верны ли суждения о законопослушном поведении?

     А. Оно всегда связано с несовершеннолетними.

     Б. Оно должно быть полезно обществу?

     1. Верно только А      2. Верно только Б       3. Верны оба  суждения     4. Оба суждения неверны

10. Кто обеспечивает права подсудимого и защищает его интересы?

  1. Нотариус    2. Частный детектив   3. Адвокат    4. Прокурор

Контрольная работа №3

Задание №1.

      1. Тинэйджер — это подросток, которому:

       а) от 13 до 17 лет; б) от 13 до 19 лет; в) от 12 до 18 лет; г) от 14 до 18 лет.

       2. Юноша становится взрослым, когда он:

       а) поступает на работу;                   б) поступает в институт;

       в) помогает родителям по дому;    г) совершает благородные поступки.

       3. Интеллектом обладает тот, кто:

       а) много читает;                                           б) обладает гибкостью ума;

       в) способен к логическому мышлению;    г) обладает большим самомнением.

       4. Прекрасным средством борьбы со стрессом считается:

       а) смех; б) радость; в) интеллект; г) темперамент.

       5. Для того чтобы спланировать путь к достижению цели, которую нарисовало воображение,  необходимо обладать:

       а) талантом; б) решимостью; в) знанием; г) жесткостью.

       6. 10-летний ребенок имеет право:

       а) заниматься предпринимательской деятельностью;           б) покупать игрушки;

       в) осуществлять права автора произведения литературы;   г) распоряжаться деньгами.

       7. Политическая связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях, называется:

      а) правом; б) ответственностью; в) гражданством; г) законодательством.

      8. Самым важным и неотъемлемым правом для каждого человека является:

      а) право на жизнь;            б) право на свободу и личную неприкосновенность;

      в) право на жилище;        г) право на свободу передвижения.

      9. К несовершеннолетним нельзя применять такой вид наказания, как:

      а) штраф;                      б) лишение права заниматься предпринимательской деятельностью;

      в) пожизненное тюремное заключение;         г) исправительные работы.

      10. Главным предназначением музеев является:

       а) хранение произведений печати; б) тщательный сбор, реставрация, изучение культурных  ценностей, выставочная деятельность;

      в) специальная обработка печатной продукции;   г) хранение уникальных документов.

5. Критерии оценки контрольных работ

В работе даны задания базового уровня сложности. Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обязаны выполнить базовый уровень.  В него входят:

 Знать основные обществоведческие термины.

 Называть (перечислять) изученные социальные явления и объекты или их

существенные свойства.

 Сравнивать изученные объекты.

 Приводить собственные примеры, то есть пояснять изученные теоретические

положения и социальные нормы на соответствующих фактах.

 Давать оценку изученных социальных объектов и процессов.

Каждый представленный вариант заданий содержит вопросы, касающиеся разных аспектов жизни подростков: экономической, социальной, духовной, политической. В заданиях предусмотрен высокий уровень обобщения и осмысления теоретического материала, включены элементы оценочных знаний. Форма проведения – письменная.

На написание работы отводится 40 минут. .

Система оценивания контрольной работы

Оценка«5» выставляется в том случае, если работа выполнена в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности. Обучающийся работает полностью самостоятельно: подбирает необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, практическое умение и навыки;

Оценка«4» выставляется в том случае, если самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объёме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата. Работа показывает знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы;

Оценка«3» выставляется в том случае, если работа выполняется при помощи учителя. Обучающийся показывает знания теоретического материала, но испытывает серьёзные затруднения при самостоятельной работе;

Оценка«2» выставляется в том случае, если выставляется в том случае, когда обучающийся не подготовлен к выполнению работы. Показывается плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

6. Перечень учебно-методического и программного обеспечения, используемого для достижения планируемых результатов освоения цели и задач индивидуальной рабочей программы.

1.Авторская программа   «Обществознание»  Л.Н. Боголюбовой, Л.Ф.Ивановой, Н.И. Городецкой.

2.Учебник «Обществознание 7 класс» (Москва «Просвещение» 2017 года издания) авторов Л.Н. Боголюбовой, Л.Ф.Ивановой, Н.И. Городецкой.

3. А.В. Поздеев «Поурочные разработки по русскому языку» (к учебникам М. Т. Баранова и др.) 7 класс. Москва «ВАКО», 2013

4. Учебно-методическая помощь к УМК под ред. Л. Н. Боголюбова (5-11 классы)

5. Обществознание. 7 класс. Рабочая тетрадь. Котова О.А., Лискова Т.Е.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная рабочая программа для детей с ДЦП

Данная адаптированная  программа составлена на основе следующих нормативных документов:  1Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ  «Об образовании в Российской Федерации»2ФГОС НОО ст. ...

Адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ на основе примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития

Рабочая  программа по внеурочной деятельности «Учимся читать» для 1 класса разработана на основе ПРИМЕРНОЙ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ОБУЧ...

Адаптированная рабочая программа для детей со сложной структурой дефекта (4 класс)

Рабочая программа рассчитана на  детей со сложной структурой дефекта: сочетание тяжелых интеллектуальных нарушений с ДЦП, аутизмом,  глубоким недоразвитием речи, нарушениями общей и мелкой м...

Адаптированная рабочая программа для детей со сложной структурой дефекта (5 класс)

Рабочая программа рассчитана на  детей со сложной структурой дефекта: сочетание тяжелых интеллектуальных нарушений с ДЦП, аутизмом,  глубоким недоразвитием речи, нарушениями общей и мелкой м...

Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью по физической культуре для 8 класса

Рабочая  программа  по  предмету  «Адаптивная  физическая  культура»  составлена  на основании  программы  для  учащихся  с  умеренной ...

Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью. Русский язык. 5 класс

Адаптированная рабочая программа для детей с умственной отсталостью, обучающихся интегрированно в 5"б" классе общеобразовательной школы...

адаптированная рабочая программа для детей с ОВЗ

рабочая программа для 5-9 классов...