Как повысить эффективность современного урока математики
статья
Предварительный просмотр:
Как повысить эффективность современного урока математики
Мусыркина Светлана Александровна
Каким же на самом деле должен быть современный урок? Как повысить его эффективность?
Важным условием повышения качества уроков является разнообразие методов и приемов обучения, видов деятельности, которые выполняют ученики. Всякая однообразие, в конце концов, порождает у детей ощущение перегрузки. Оно возникает не столько от большого количества задач, их сложности, сколько от однообразия, серости и обыденности.
Не существует универсальных методов обучения и универсальных форм работы. Но у каждого педагога есть свои любимые приемы, найденные в процессе труда.
Считаю важным воспитать у учащихся сознательное отношение к процессу усвоения нового материала. Учитель не должен довольствоваться тем, что ученик знает определения и теоремы, свойства и основные формулы, приводит примеры, он обязательно должен требовать мотивации и доказательств. Следует стремиться к тому, чтобы вопрос «почему» каждый раз возникал на уроке.
Педагоги много думают над тем, как и чем заинтересовать учеников, вызвать у них интерес к занятиям по математике, обеспечить активное внимание. Это достигается, прежде всего, качественным проведением урока: содержательным, живым, образным изложением материала, такой организацией занятий, когда ни один ученик ни на минуту не остается без работы.
Уже с самого начала урока важно создать у учащихся рабочее настроение, от этого нередко зависит дальнейший успех.
Проверяя задание, надо время от времени обращаться к ученикам с вопросами: «У кого иначе?», «А как у тебя?» или «Кто еще предложит иной способ решения?». Подобные обращения-вопросы поощряют учеников высказаться, исправить или дополнить ответ товарища. Следует следить, сосредоточивая внимание на слабых учащихся, чтобы все в классе исправляли ошибки в своих тетрадях, понимали их.
Среди применяемых приемов проверки и оценки знаний и навыков, в первую очередь следует назвать индивидуальный опрос, которое позволяет основательно проверить знания учащихся, их умение логически мыслить, излагать своими словами содержание прочитанного. Ученики внимательно следят за тем, как отвечает их товарищ, задают ему вопросы, комментируют ответ (указывают на ее недостатки, приводят свои примеры). Именно такая работа активизирует их, в ней обычно участвуют все ученики.
Проводя фронтальный опрос, я иногда прибегаю к использованию игровых моментов, таких, в частности, как работа с загадками, ребусами, кроссвордами. Это очень оживляет занятия. Эффективность урока во многом зависит от того, насколько ученик подготовлен активно воспринимать новый материал. Эта подготовка осуществляется различными способами. Преподаватель раскрывает перед учащимися значение изучаемого темы, приводит их к осознанию необходимости в данных знаниях. Он коротко сообщает, что именно ученики будут изучать на уроке, подчеркивая практическую важность определений или правил.
Большое значение для активизации учащихся имеет методично правильное использование учебника на уроке. Практика указывает на различные формы работы с учебником: при изучении новой темы, закреплении, домашнего задания. Возбуждает и поддерживает активное внимание учащихся введения при объяснении нового материала выборочного чтения ними учебника. Именно выборочное чтение является эффективным, так как оно обязывает учеников читать сосредоточенно, с напряжением.
Таким образом, различные средства активизации мыслительной деятельности учащихся обеспечивают высокий научно-методический уровень урока и глубокое усвоение учащимися знаний, умений и навыков. Исключительное значение для активизации учебного процесса имеет постановка проблемных задач, например, вывести свойство (ученикам), которые выражают приведенные примеры. В этих условиях ученики работают активнее, чем тогда, когда учитель сам формулирует определения и правила, иллюстрируя их примерами.
Одним из таких приемов является предупредительные задачи. Цель таких задач в том, чтобы дети не просто повторили материал к уроку, а освоили проблемные задачи, для решения которых надо уделить больше внимания на самостоятельную проработку.
Именно проблемность в обучении обеспечивает интенсивную мыслительную активность детей в усвоении знаний.
Проблемная ситуация выполняет тройственную функцию:
- Выступает как начальное звено процесса усвоения;
- Обеспечивает основные условия процесса усвоения;
- Выступает как основное средство контроля за процессом усвоения.
Проблемная ситуация может возникать сама по себе и решаться учителем, учениками или совместными усилиями учителя и учеников.
«Строят храм. Тянут тележку с кирпичом, идет прохожий и спрашивает:
Что делаете?
- Тяну воз, - отвечает первый.
- На хлеб зарабатываю, - отвечает второй.
- Строю храм, - третий отвечает ».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Эффективность современного урока» (с презентацией)
Чем отличается старая школа от новой? Что делает современный урок интересным и продуктивным? Как работать над формированием компетентности личности? Зачем применять интерактивный метод обучения? В ста...
Секреты эффективности современного урока
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3755959","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"73","width":"85"}}]]Традиционные методы и формы обучения направлены, прежде всего, на...
Организация познавательной деятельности учащихся в соответствии с критериями эффективности современного урока. (На примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»).
Современный урок включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, организационный, контрольно-оценочный и аналитический. Раскроем значение некот...
Критерии эффективности современного урока
Презентация к педсовету. Краткое содержание: 1. Урок - как главная составная часть учебного процесса.2. Эффективный урок.3. Критерии эффективности к уроку....
Управление качеством образования через повышение эффективности современного урока
В статье дается алгоритм успешного проведения современного урока...
Статья на тему: «Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий (метод проектов)»
В настоящее время происходит процесс переориентации системы школьного образования со «знаниевой» к преимущественно компетентностной модели. Необходимыми становятся не только сами знания, а...
Мастер-класс на тему: «Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий»
Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельно...