«Эффективность современного урока» (с презентацией)
статья (литература, 9 класс) по теме
Чем отличается старая школа от новой? Что делает современный урок интересным и продуктивным? Как работать над формированием компетентности личности? Зачем применять интерактивный метод обучения? В статье «Эффективность современного урока» я попыталась ответить на эти вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Презентация "Эффективность современного урока" | 2.28 МБ |
Статья "Эффективность современного урока" | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Статья
«Эффективность современного урока»
(с презентацией и видеороликом)
1 слайд
Уважаемые коллеги, приветствую всех участников социальной сети работников образования! Тема статьи «Эффективность современного урока». Начну с общих положений.
2 слад
Поток информации удваивается каждые 3 года, но не каждый взрослый образованный человек умеет отбирать из массы предложений полезные и конструктивные, будь то многочисленные функции мобильного телефона или поиск информации в Интернете. А современный подросток справляется с этим легко. Требует ли современная жизнь изменений в содержании образования? Я понимаю, что да.
Чем же отличается новая школа от старой?
Цель старой школы – формирование знаний. Это школа памяти. Учеников загружали заучиванием многочисленных фактов, имен, понятий, именно поэтому выпускники российских школ по уровню фактических знаний заметно превосходили своих сверстников из большинства зарубежных стран.
Однако результаты международных сравнительных исследований заставили насторожиться. При выполнении заданий, в которых требовалось провести самостоятельный анализ или дать интерпретацию, сформулировать вывод или выдвинуть гипотезу, результаты наших выпускников были ниже зарубежных сверстников.
3 слайд
Цель новой школы – развитие личности.
Новые образовательные ценности: не ученик должен выучить и воспроизвести, а я, как учитель, должна помочь найти любую нужную информацию и подсказать, как можно применить ее на практике. Новая школа – школа развития. Моя задача состоит не в передаче большого объема знаний, а в том, чтобы научить детей учиться, помочь самореализации личности.
Новая школа предполагает изменение стиля взаимодействия учителя и ученика. В основе – демократичность, умение выстроить диалог. Мой девиз: «Не навреди!»
Меняется функция учителя. Из носителя информации он превращается в консультанта, но на уроке, я считаю, он по-прежнему должен быть главным режиссером.
Вопросы, которые я задаю себе как учитель:
- Чему учить? Это вопрос обновления содержания.
- Ради чего учить? Цели и задачи образования определены Федеральным государственным образовательным стандартом.
- Как учить? Это вопрос обновления средств обучения.
Решению этих вопросов способствует системно-деятельностный подход. Суть системно-деятельностного подхода, как я понимаю, в том, что развитие учеников происходит в процессе их собственной деятельности. Я ищу способы сделать позицию ученика активной, мотивировать его к саморазвитию.
Средства обучения, которые я использую, уже стандартны, это презентации, аудиозаписи, видеофильмы, интернет (помогает наличие собственного сайта bertamiller.ucoz.ru). Моя задача - развитие собственной компетенции в области информационных технологий.
4 слайд
На конкретном примере я постараюсь показать основные приемы эффективности урока. Данный урок литературы был дан в 9 классе в школе №235 имени Д.Д.Шостаковича. Урок составлен в соответствии с требованиями «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России».
5 слайд
Тема урока сформулирована в форме проблемного вопроса «Какой мне выбрать путь?» и идет сквозной линией через весь урок. Этот вопрос задает себе лирический герой стихотворения Пушкина «Странник». Ученикам дается возможность подумать об актуальности данного вопроса и самим определить цель урока.
6 слайд
В новой системе образования сделан серьезный акцент на формирование компетентности личности. Я уже не должна ошибаться, когда речь идет о таких понятиях, как компетенция, компетентность, компетентностный подход.
7 слайд
Компетентностный подход к содержанию данного урока позволил выполнить три задачи:
1. Образовательная. Формирование общекультурной компетенции учащихся при знакомстве с биографией и творчеством Пушкина.
2. Воспитательная. Формирование ценностно-смысловой компетенции. При осмыслении отдельных фактов биографии поэта ученики отвечали на важный жизненный вопрос о смысле собственной жизни. В прошлом году был убит одноклассник этих детей и многие из них серьезно задумались о том, делать ли им рекламный выбор между пепси и пивом или между смыслом и бессмыслицей.
3. Развивающая. Развитие компетенции личностного самосовершенствования. Развитие логического мышления, умения формулировать свои мысли.
8 слайд
На уроках я связываю воедино художественное, музыкальное и литературное творчество. Мне кажется интересным восприятие одной творческой личности другой. Поэтому первое задание было дано ученикам, которые любят художественное творчество. Они должны нарисовать свои ассоциации с личностью Пушкина.
9 слайд
Я всегда говорю детям о том, что нравится лично мне. В данном случае я показываю, как видит поэта петербургский график Энгель Насибулин.
Пушкин узнаваем: курчавая шевелюра, бакенбарды и неизменный профиль, но в тоже время поэт похож на чудака – широко раскрытые глаза, разомкнутые губы. В работах Насибулина я вижу живого, теплого Пушкина в момент творческого поиска и погруженности в мир своих героев.
10 слад
Многие ученики занимаются музыкой, поэтому второе творческое задание – исполнить музыкальное произведение, которое ассоциируется с жизнью и творчеством Пушкина.
В моем восприятии многие эпизоды жизни поэта ассоциируются с кантатой немецкого композитора Карла Орффа «Кармина Бурана». В начале урока, когда ученики записывают в тетрадь тему и эпиграф урока, я даю прослушать первую композицию «O Fortuna», которая открывает кантату. Тема этой композиции – коварство судьбы, непостоянство удачи, что является предметом размышлений молодого Пушкина.
11 слайд
Конечно, уроку предшествует поиск художественных и музыкальных ассоциаций. Ученики приходили после уроков, чтобы показать свои рисунки, исполнить фрагменты музыкальных композиций.
При подготовке к другим урокам они могут репетировать инсценировки, рисовать газету, создавать презентации. Организация подобной деятельности, мне кажется, и есть реализация системно-деятельностного подхода, так как развитие обучающихся осуществляется в процессе их собственной деятельности.
Немало важно, что такое общение способствует установке дружеского стиля взаимодействия. Дети радуются успеху учителя, когда чувствуют, что он искренне переживает за их удачи и неудачи.
Мне запомнился эпизод в фильме Валерия Тодоровского «Стиляги», ярко характеризующий тотальное подчинение марксистко-ленинской идеологии в московском вузе в начале 50-ых. Помните, в университетской аудитории прорабатывают студента, который посмел слушать другую музыку и по-другому одеваться. Сегодня другие времена.
12 слайд
Моя задача – воспитать нравственную свободную личность. Что я реально могу сделать? Я могу научить умению думать и строить выводы. Я могу дать информацию для размышления.
13 слайд
В своей педагогической практике я использую интерактивный метод обучения. Интерактивное обучение основано на активном взаимодействии учителя и ученика. Моя задача – создать условия для инициативы учащихся. Интерактивных форм много: учебные дебаты, круглый стол, мозговой штурм, деловые и ролевые игры, экскурсии, тренинги.
Замечательно, что интерактивное обучение – это обучение, погруженное в процесс общения, потому что современные дети страдают синдромом невысказанности. Это понимают все учителя, которые общаются со своими учениками в Интернете.
Виртуальное общение не может заменить личное общение. Интерактивный способ обучения предоставляет ученику законное право для выражения своих чувств и мыслей, а учитель из лектора превращается в заинтересованного собеседника.
Одной из моих любимых форм интерактивного обучения является тренинг. Тренинг в игровой форме позволяет пересмотреть сложившиеся стереотипы поведения, решить личностные проблемы, помогает ученикам лучше понять себя и окружающих. В ходе тренинга успешно формируется коммуникативная компетентность, повышается уровень культуры.
Основные принципы работы с применением интерактивного метода обучения:
- Урок не лекция, а общая деятельность.
- Каждый имеет право на собственное мнение.
- Сказанное не руководство к действию, а информация к размышлению.
14 и 15 слайд
На уроке был проведен небольшой тренинг. Я предложила ответить на вопросы.
1. Назовите три добродетели. Вера, надежда, любовь.
2. Назовите три порока. Безверие, отчаяние, гордость.
3. Что ожидает человека, если в основе его жизни – стремление к добродетели? Спасение.
4. Что ожидает человека, если в основе его жизни – пороки? Погибель.
5. Какие слова Евангелия помогают человеку в выборе правильного пути в жизни?
Эти слова были эпиграфом к уроку.
Одним из требований новых стандартов образования является наличие тесной связи между урочной и внеурочной деятельностью. В период подготовки к уроку мы посетили музей-квартиру Пушкина на набережной реки Мойки, 12. Имея возможность использовать видеокамеру, я предложила Плехановой Дарье, которая мечтает о карьере журналиста, попробовать себя в качестве репортера. После посещения музея несколько учеников 9А класса создали прекрасный видеоролик. Вот такие замечательные у нас дети!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Секреты эффективности современного урока
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3755959","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"73","width":"85"}}]]Традиционные методы и формы обучения направлены, прежде всего, на...
Организация познавательной деятельности учащихся в соответствии с критериями эффективности современного урока. (На примере урока русского языка в 5 классе по теме: «Второстепенные члены предложения. Определение»).
Современный урок включает следующие компоненты: целевой, мотивационный, коммуникативный, содержательный, технологический, организационный, контрольно-оценочный и аналитический. Раскроем значение некот...
Критерии эффективности современного урока
Презентация к педсовету. Краткое содержание: 1. Урок - как главная составная часть учебного процесса.2. Эффективный урок.3. Критерии эффективности к уроку....
Управление качеством образования через повышение эффективности современного урока
В статье дается алгоритм успешного проведения современного урока...
Выступление на педагогическом совете "Критерии эффективности современного урока в условиях перехода на ФГОС"
Выступление на педагогическом совете посвящено переходу средней школы на ФГОС....
Статья на тему: «Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий (метод проектов)»
В настоящее время происходит процесс переориентации системы школьного образования со «знаниевой» к преимущественно компетентностной модели. Необходимыми становятся не только сами знания, а...
Мастер-класс на тему: «Повышение эффективности современного урока через применение современных образовательных технологий»
Для того чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельно...