Выступление на тему «Профессиональные затруднения молодого педагога и пути их решения»
материал
Выступление на районном педагогическом совете на тему «Профессиональные затруднения молодого педагога и пути их решения»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Профессиональные затруднения молодого педагога и пути их решения
Выступление Андроновой Т.Л.,
учителя английского языка МОУ «Сланцевская СОШ №1»
на районном августовском педагогическом совете
«Качество образования как составляющая качества жизни
в Сланцевском районе»
25.08.2016 г.
В начале июля несколько молодых учителей нашего района, в том числе и я, стали участниками Третьего Тихвинского форума молодых педагогов России «Учитель будущего». На форуме была организована работа дискуссионных площадок на актуальнейшие темы развития современного образования. Я принимала участие в работе площадки «Социальная адаптация молодого учителя в школьной среде». Тематика выступлений здесь оказалась различной, и одной из обсуждаемых тем стала тема «Профессиональные затруднения молодых педагогов».
Приступая к профессиональной деятельности, молодой педагог ощущает известную ограниченность своего жизненного опыта. В ходе дискуссий с молодыми учителями на форуме, могу сказать, что наибольшие профессиональные затруднения у молодых учителей вызывают:
- вопросы организации урока (неумение правильно рассчитать время на уроке, логически выстроить его этапы);
- вопросы дисциплины и порядка на уроке;
- недостаточно высокий уровень владения методикой преподавания предмета;
- затруднения при объяснении материала;
-взаимодействие с учениками;
-общение с администрацией;
- слабое представление в вопросах оформления школьной документации.
Помимо вышеперечисленных трудностей, могут возникнуть и трудности в воспитательной работе:
- организация работы с родителями обучающихся;
- осуществление классного руководства (работа с «трудными» учениками, организация детей на участие в классной, общешкольной жизни).
Что касается моего собственного опыта, то я столкнулась с такими затруднениями, как поддержание дисциплины на уроке, урегулирование конфликтных ситуаций между обучающимися класса, осуществление дифференцированного подхода к обучению.
Как мы видим, трудности в первые годы работы молодого педагога неизбежны. Но мне бы хотелось больше всего остановиться на путях их преодоления:
- наставничество;
- занятия в Школе молодого педагога;
- участие в профессиональных конкурсах и методических мероприятиях;
- непрерывное обучение, самообразование;
- освоение современных интернет-технологий;
- помощь школьного психолога.
На мой взгляд, для того чтобы справиться с данными профессиональными затруднениями, избежать их, молодым педагогам необходимо получать постоянную методическую помощь. И приоритетным направлением в организации данной помощи является деятельность, стимулирующая передачу педагогического мастерства более опытных коллег менее опытным молодым учителям. Одним из видов данной деятельности может стать наставничество, которое и было организовано с первых дней моей работы в школе. Моим наставником была Плешакова Тамара Никитична. С её помощью, а также благодаря другим опытным учителям английского языка я научилась составлять план урока, календарно-тематическое планирование. Для молодого педагога важна и поддержка администрации. Взгляд со стороны, основанный на профессионализме и значительном опыте работы, позволяет увидеть слабые стороны педагога. В ходе индивидуальных консультаций при заместителях директора школы по УВР я научилась правильно оформлять школьную документацию, а также научилась таким профессиональным качествам, как терпение, строгость, организованность. На мой взгляд, значима и помощь коллег. Учителя-предметники, классные руководители охотно делятся своим опытом, дают ценные советы.
Особое место в моём профессиональном становлении заняли занятия в Школе молодого педагога. В рамках её деятельности было организовано посещение уроков и внеклассных мероприятий опытных учителей на базе как городских, так и сельских школ; встречи с преподавателями ЛГУ им. А.С. Пушкина; встреча с молодыми учителями, студентами педагогических ВУЗов и учителей на базе гимназии «АльмаМатер» г. Санкт-Петербурга.
Занятия в ШМП:
- способствовали формированию навыков анализа и самоанализа урока;
- познакомили с формами внеклассных мероприятий;
- помогли продемонстрировать собственные профессиональные достижения;
- обеспечили знакомство и дальнейшее общение с коллегами.
На заключительном этапе работы школы каждым молодым педагогом был дан открытый урок.
Хочу отметить, что подготовка к открытым урокам является элементом самообразования, помогает решить проблемы планирования, организации деятельности учеников, повышает уровень владения методикой преподавания предмета. Лично для меня возможность показать свою работу на открытых уроках сыграла большую роль в моём профессиональном становлении:
Год | Тип, тема открытого урока английского языка | Представленный опыт | Мероприятие, в рамках которого проводился урок |
2011 г., 1-ый год работы | Систематизация изученного материала по теме «Профессии», 9 класс | Активные методы обучения на уроке | Творческий отчёт ШМО |
2012 г. | Совершенствование речевых умений по теме «Мы тоже хотим быть знаменитыми», 6 класс | Использование дифференцированных заданий на уроке | Занятие ШМП «Дифференциация и индивидуализация обучения» |
2014 г. | Совершенствование речевых умений по теме «Что ты знаешь о школьной жизни в Англии и России?», 7 класс | Формирование социокультурной компетенции обучающихся как способ реализации коммуникативной направленности ин. яз. | Муниципальный конкурс «Молодой педагог-2014» |
2016 г. | Формирование лексических единиц по теме «Черты характера», 5 класс | Приёмы организации работы в парах как способ формирования коммуникативных УУД на уроке | Школьный методический день «Инновационные подходы к реализации деятельностного метода обучения как условие обеспечения качества достижения новых образовательных результатов» |
Я думаю, что преодолению профессиональных затруднений также способствует участие в профессиональных конкурсах и мероприятиях. Участие в них дало мне возможность сравнить мой профессиональный уровень с уровнем других молодых педагогов, обогатить мой профессиональный опыт, а также познакомиться с новыми людьми. Мои личные достижения в профессиональных конкурсах являются стимулом для дальнейшей работы:
- Конкурс молодых специалистов ОУ Ленинградской области «Педагогические надежды», 2012 г.;
- Муниципальный конкурс «Молодой педагог-2014»;
- X научно-практическая конференция «Современные технологии в образовании», 2015 г.;
- Тестирование по английскому языку “British Bulldog Teachers' Contest” (региональный уровень, 2015 г.).
Зачастую большая загруженность молодого педагога мешает заниматься ему самосовершенствованием, что приводит к нехватке профессиональной информации. Восполнить данную проблему может, на мой взгляд, прохождение курсовой подготовки, участие в вебинарах, а также методические семинары и конференции, организуемые институтом развития образования (ЛОИРО):
- 2010-2011 г. – Школа педагогического мастерства на базе ЛГУ им. А. С. Пушкина;
- 2012 г. - Методика преподавания иностранного языка на разных этапах обучения в контексте введения ФГОС на базе СПб академии постдипломного педагогического образования;
- Вебинары: 1) Оценивание метапредметных результатов обучающихся (2015 г.); 2) Вопросы содержания и организации подготовки обучающихся к устной части ОГЭ и ЕГЭ по ин. яз. в 2016 г.
Компьютеризация обучения на сегодняшний день – неотъемлемая часть образовательного процесса. Согласно профессиональному стандарту, педагог должен обладать ИКТ-компетентностью. Интернет-технологии дают большие возможности в решение проблемы взаимодействия молодого педагога с учениками и их родителями. Использование сети Дневник.ру, социальных сетей обеспечило оперативность взаимодействия с учениками и родителями, неформальность в общении, психологическую комфортность.
Используемые интернет-ресурсы:
- Дневник.ру;
- Издательский дом «Первое сентября»;
- Фестиваль педагогических идей;
- Социальная сеть «Вконтакте»;
- Сайты для учителей английского языка:
http://www.englishforums.com/
http://masterrussian.net
http://www.homeenglish.ru
http://www.native-english.ru
Показателем преодоления затруднений является удовлетворённость молодого учителя своей работой и индивидуальный прогресс учеников. За 6 лет работы в школе появился опыт:
- в организации урока;
- в структурировании урока;
- в поддержании дисциплины, которая во многом зависит от того, как спланирован урок, как организована деятельность детей;
- в разрешении конфликтных ситуаций между учениками;
- в воспитательной работе классного руководителя.
Появились достижения учеников:
- Победитель (Шилина Татьяна, 8 класс) и призёр (Фёдорова Полина, 11 класс) муниципального этапа ВсОШ по английскому языку 2015-2016 уч.г.;
- Победитель районного фестиваля исследовательских проектов в секции иностранных языков (Литвиненко Алина, 8 кл.);
- Активные участники заочных, дистанционных конкурсов «Интернет-карусель», «Олимпус», «Британский Бульдог»
- Призёр муниципального конкурса «Лидер года» 2016 (Тимофеева Алина,10 класс);
- Диплом I степени в муниципальном фестивале детского творчества «ЛИРА -2016» - творческий коллектив 10 класса.
Но несмотря на это, все-таки есть некоторые затруднения в работе с родителями, возможно, связанные с недоверием к молодому педагогу, хотя некоторые родители обращаются за советом.
Профессиональное становление, т. е. адаптированность молодого учителя к условиям работы, это важная составляющая образования, т. к. от этого зависит закрепление молодого педагога в школе.
В заключение хочу отметить, что молодому учителю тяжело внедриться в работу, но если не терять времени зря, прилагать все усилия и стараться найти общий язык с обучающимися, все обязательно получится.
И я желаю молодым учителям уверенности в себе, терпения, творческих идей и любознательных учеников! Руководителям образовательных учреждений, коллегам, а также родителям обучающихся я желаю быть более терпеливыми, относиться к молодым учителям с пониманием и доверием. Всех с наступающим Днём Знаний!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Профессиональные затруднения молодого педагога организация урока; дисциплина и порядок на уроке; недостаточно высокий уровень владения методикой преподавания предмета; затруднения при объяснении материала; взаимодействие с учениками; общение с администрацией; оформление школьной документации; организация работы с родителями обучающихся; осуществление классного руководства.
Пути решения профессиональных затруднений молодого педагога наставничество; занятия в Школе молодого педагога; участие в профессиональных конкурсах и методических мероприятиях; непрерывное обучение, самообразование; освоение современных интернет-технологий ; помощь школьного психолога.
занятия в школе молодого педагога
Занятия в Школе Молодого Педагога: способствовали формированию навыков анализа и самоанализа урока; познакомили с формами внеклассных мероприятий; помогли продемонстрировать собственные профессиональные достижения; обеспечили знакомство и дальнейшее общение с коллегами.
Год Тип, тема открытого урока английского языка Представленный опыт Мероприятие, в рамках которого проводился урок 2011 г., 1-ый год работы Систематизация изученного материала по теме «Профессии», 9 класс Активные методы обучения на уроке Творческий отчёт ШМО 2012 г. Совершенствование речевых умений по теме «Мы тоже хотим быть знаменитыми», 6 класс Использование дифференцированных заданий на уроке Занятие ШМП «Дифференциация и индивидуализация обучения» 2014 г. Совершенствование речевых умений по теме «Что ты знаешь о школьной жизни в Англии и России?», 7 класс Формирование социокультурной компетенции обучающихся как способ реализации коммуникативной направленности ин . яз . Муниципальный конкурс «Молодой педагог-2014» 2016 г. Формирование лексических единиц по теме «Черты характера», 5 класс Приёмы организации работы в парах как способ формирования коммуникативных УУД на уроке Школьный методический день «Инновационные подходы к реализации деятельностного метода обучения как условие обеспечения качества достижения новых образ. результатов»
Участие в профессиональных конкурсах и методических мероприятиях Конкурс молодых специалистов ОУ Ленинградской области « Педагогические надежды », 2012 г.; Муниципальный конкурс «Молодой педагог-2014»; X научно-практическая конференция «Современные технологии в образовании», 2015 г.; Тестирование по английскому языку “British Bulldog Teachers' Contest” (региональный уровень, 2015 г.).
Повышение квалификации 2010-2011 г. – Школа педагогического мастерства на базе ЛГУ им. А. С. Пушкина; 2012 г. - Методика преподавания иностранного языка на разных этапах обучения в контексте введения ФГОС на базе СПб академии постдипломного педагогического образования; Вебинары: 1) Оценивание метапредметных результатов обучающихся (2015 г.); 2) Вопросы содержания и организации подготовки обучающихся к устной части ОГЭ и ЕГЭ по ин. яз. в 2016 г.
Используемые интернет-ресурсы Дневник.ру; Издательский дом «Первое сентября»; Фестиваль педагогических идей; Социальная сеть «Вконтакте»; Сайты для учителей английского языка: http://www.englishforums.com/ http://masterrussian.net http://www.homeenglish.ru http://www.native-english.ru
Достижения обучающихся Победитель (Шилина Татьяна, 8 класс) и призёр (Фёдорова Полина, 11 класс) муниципального этапа ВсОШ по английскому языку 2015-2016 уч.г.; Победитель районного фестиваля исследовательских проектов в секции иностранных языков (Литвиненко Алина, 8 кл.); Активные участники заочных, дистанционных конкурсов «Интернет-карусель», «Олимпус», «Британский Бульдог» Призёр муниципального конкурса «Лидер года» 2016 (Тимофеева Алина,10 класс); Диплом I степени в муниципальном фестивале детского творчества «ЛИРА -2016» - творческий коллектив 10 класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление по теме "Профессиональная компетентность педагога"
Выступление по теме "Профессиональная компетентность педагога"...
Доклад на тему: Профессиональная рефлексия как фактор развития профессиональной деятельности молодого педагога.
Доклад на тему "Профессиональная рефлексия как фактор разватия профессиональной деятельности молодого педагога" предназначен для учителей и будет полезен при подготовке материала на вы...
Семинар-тренинг по формированию психолого-педагогической компетенции в профессиональной деятельности молодых педагогов на тему: «Точки силы, точки роста»
В конспекте тренинга описаны практические упражнения, направленные на формирование психолого-педагогической компетенции педагогов. Данный тренинг был представлен на семинаре-тренинге для молодых педаг...
Презентация "Деятельность педагога – наставника как условие профессионального становления молодых педагогов в форме наставничества «учитель-учитель».
Презентация содержит информацию о наставничестве как социально-экономическом тренде современной России, рассказывает о составляющих образа учителя-наставника (психологические аспекты), расскрывает эта...
Семинар-практикум на тему: «Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ»
Семинар-практикум на тему: «Повышение профессиональной компетентности молодых педагогов по вопросам работы с детьми с ОВЗ»Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов по ...
ОТ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДО УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА. Из опыта наствнической деятельности.
ОТ ДИАГНОСТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ ДО УЧАСТИЯ В КОНКУРСЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА.Из опыта наствнической деятельности....