Патриотическое воспитание подростков через призму киноискусства
статья
Патриотическое воспитание подростков в современных условиях предполагает поиск нестандартных форм работы. Не смотря на разнообразие форм, методов, различных средств от поиска информации, которой изобилует Интернет, социальные сети, телевидение, киноиндустрия в данном направлении трудно найти то направление, которое заинтересует современного подростка и, тем более, проникнет и захватит своим смыслом и содержанием. Слова, буквы, картинки с экранов гаджетов могут так и остаться сухими данными и фактами, которые не затронут чувства и мысли потребителя информации. Перед нами возникает задача: найти форму работы и средство глубокого и проникновенного воздействия на умы и чувства современного подростка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_pedagogicheskogo_opyta.doc | 40 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей»
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
Патриотическое воспитание подростков
через призму киноискусства
Татьяна Альбертовна Бажилина,
педагог дополнительного образования
МБУДО ЦДОД города Тамбова,
t_bazhilina@mail.ru
Описание передового педагогического опыта
Общие сведения
Сведения об авторе | |
ФИО а | Бажилина Татьяна Альбертовна |
Место работы | Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования «Центр дополнительного образования детей» |
Должность | Педагог дополнительного образования |
Квалификация | высшая категория |
Образование | Высшее |
Сведения об обобщении опыта | |
Форма обобщения | педагогическое эссе |
Сроки обобщения | 2018-2019гг. |
Форма распространения /трансляции опыта | публикации, выступления |
АКТУАЛЬНОСТЬ
Патриотическое воспитание подростков в современных условиях предполагает поиск нестандартных форм работы. Не смотря на разнообразие форм, методов, различных средств от поиска информации, которой изобилует Интернет, социальные сети, телевидение, киноиндустрия в данном направлении трудно найти то направление, которое заинтересует современного подростка и, тем более, проникнет и захватит своим смыслом и содержанием. Слова, буквы, картинки с экранов гаджетов могут так и остаться сухими данными и фактами, которые не затронут чувства и мысли потребителя информации. Перед нами возникает задача: найти форму работы и средство глубокого и проникновенного воздействия на умы и чувства современного подростка.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
(педагогическое эссе)
Известно, что пока человек не пропустит информацию «через себя» никакое внушение не имеет смысла. Мы решили, что если погрузим подростков в процесс сопричастности с событиями ВОВ, то непременно добьемся нужного результата. Как это сделать? Организовать маленькую киностудию и погрузиться в процесс киносъемок.
«Из всех искусств важнейшим является кино» - эта цитата известна всем давно. Среди историков кино бытует мнение, что единственным видом искусства, изобретенным за последние сто лет, является киномонтаж. А в последнее время, с появлением айфонов, многие подростки увлеклись видеосъемкой и монтажом, мечтая стать ютуберами и блогерами.
Вот это увлечение мы и взяли за основу, направив энергию подростков в нужное русло.
Что нужно, чтобы снять хорошее кино? Конечно же сценарий! Причем по хорошему сценарию можно снять как хороший фильм, так и плохой. А вот по плохому сценарию хорошего фильма никогда не получится!
Поэтому для создания сценариев мы мобилизуем все имеющиеся у нас силы. Где взять эти силы? Конечно же, семья является источником вдохновения.
Сегодня многие родителей заняты экономической составляющей семьи и порой участие в жизни ребенка, в лучшем случае, ограничивается вопросами как дела в школе, секции. Они даже посещают собрания и открытые уроки, следя за успехами своего ребенка в дополнительном образовании, и считают это достаточным. Но в нашем объединении все не так. У нас есть родители, которых, можно назвать полноправными участниками образовательного процесса. И с каждым годом таких родителей становится все больше.
Дополнительное образование является неотъемлемой частью воспитательного процесса. А в таком деле как выпуск кинофильмов или социальных роликов без семьи обойтись невозможно. Родители совместно с детьми придумывают сценарии, делают костюмы, снимаются в фильмах, обсуждают результаты работы и конечно же финансируют поездки на конкурсы.
Все начинается с родительского собрания, которое проходит вместе с детьми перед летними каникулами. Цель такого собрания – придумать идеи для будущих фильмов. Мы обсуждаем, какие темы интересуют детей? Что бы хотели увидеть родители? Какие темы они считают наиболее актуальными?
Бывает так, что сценарий рождается тут же, во время собрания, а бывает, что мы долго корректируем, исправляем и переделываем. В случае с фильмом не только 9 мая получилось так, что ребенок буквально на следующий день принёс готовый сценарий, который они с мамой написали.
Сценарий настолько понравился всем ребятам, что было решено сразу приступить к съемкам, не дожидаясь сентября, тем более, что по сценарию события происходят летом.
Режиссер определился сразу, им стал Устинов Илья. И началась работа. На роль маленького мальчика конечно же был выбран Костя, который принес сценарий, тем более он самый младший в нашем объединении. А его мама согласилась сыграть маму и в фильме.
Насколько порой сценарий трансформируется по мере воплощения, мы вам сейчас продемонстрируем. Изначально планировали снимать так:
- 1 блок. Беззаботное лето. Ребята катаются на велосипедах наперегонки. Солнце в спицах. Смех. Постепенно экран темнеет
- 2 блок. Война. Ребята собираются на фронт, голос Левитана. Кадры кинохроники.
- А вот третий блок, с которого мы решили начать съемки не задался. Мальчик должен был рассматривать с мамой старый альбом и наткнувшись на фотографию прадеда, спросить кто это. Мама, рассказывает и обещает отвести сына к вечному огню на 9 мая. И у вечного огня произносит речь, что нельзя забывать тех, кто сложил головы во имя победы.
И тут возник вопрос. На дворе конец мая. Ждать целый год мы не можем. Бюджет нашего фильма =0 и собрать огромное количество народа как на 9 мая мы тоже не сможем. Что делать? И тут опять на помощь пришла мама, тут же изменив сценарий. Было решено, что мальчик уже взрослый и кто такой прадед он знает, и даже ходил на бессмертный полк с его портретом не один год. Поэтому случайно наткнувшись на военную форму, в которой он ходил на парад раньше, он вспоминает те события и просит маму еще раз сходить к вечному огню. Не только 9 мая.
Отсняв этот блок, мы задумались, как переместить события к вечному огню? И сценарист-мама, которая, конечно же, находилась на съемочной площадке вместе с нами, предлагает рассказать сыну о его прадедушке голосом за кадром, показывая в это время мирное довоенное время. И мы двинулись в поля.
Тут уже режиссер подхватил эстафету. И мы настолько увлеклись, что отсняли вместо отдельных ярких моментов целый рассказ о довоенном времени.
Сцена у вечного огня рождалась прямо на ходу. Все мы не раз были у вечного огня, но как-то не замечали тумбы с землей с полей сражений. А Костю эти тумбы сразу привлекли, и он кинулся читать, что там написано. И тут режиссер срочно дал команду оператору снимать. Так появились кадры, которых не должно быть в фильме, но которые гармонично влились в фильм. Там есть замечательный момент, который Костина мама придумала прямо перед камерой. На вопрос сына: А если бы они не победили? Она не стала рассуждать, что бы могло случиться. Она ответила коротко и точно.
Вопреки расхожему мнению, работа монтажера начинается не тогда, когда фильм уже снят, а еще перед началом активного производства монтажер должен хорошо знать финальную версию сценария. Поэтому и монтаж фильма у нас осуществляет обычно режиссер. Он в курсе всех нюансов и знает, к чему стремиться.
Конечно, у монтажера есть ассистенты, которые помогают делать черновую работу: отсматривать хорошие дубли, готовить черновую сборку. Постепенно фильм собирается из сцен, как башня из кубиков.
По окончанию монтажа вся съемочная группа просматривает материал много раз. Каждый может делать замечания, давать советы. При многократных просмотрах сразу видно: какие сцены затянуты, а где следует сделать акцент.
После этого начинается чистовой монтаж.
Процесс производства фильма у нас длится примерно полгода. Так как ребят, которые участвуют в производстве кино около 30 человек, то одновременно снимается несколько фильмов, социальных роликов, мультфильмов. В одном фильме дети снимаются, в другом выступают в роли оператора или осветителя, где-то главные роли, где-то массовка или озвучка. А так как родители снимаются у нас во многих фильмах, то они уже знают и детей и друг друга. А соприкоснувшись однажды с кинематографом, вырваться из этих сетей уже не представляется возможным.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Под термином «патриотическим кино» часто понимают фильмы о войне в художественном и документальном исполнении, но мы считаем, что необходимо рассматривать патриотические фильмы более в широком смысле. Патриотические фильмы - это фильмы, которые рассказывают о героизме и преданности граждан своему долгу и своей Родине. Сейчас, когда наш фильм создан и покоряет сердца зрителей и жюри различных конкурсов можно говорить о том, что подростки, которые окунулись в процесс создания фильма «пропустили события через себя» знают, что не только 9 мая надо вспоминать о события тех страшных лет, но и каждый день, в любую минуту помнить и понимать что такое настоящий патриотизм и какой ценой завоеван мир.
Список литературы
- Гуляев А. С., Евченко М. Н. Кино как средство патриотического воспитания // Молодой ученый. — 2014. — №8. — С. 749-751. — URL https://moluch.ru/archive/67/11451/ (дата обращения: 22.02.2020).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фестиваль патриотической песни «Мы – Россияне!» (в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания)
Разработка школьного фестивалия патриотической песни. Подборка песен и минусовок для коллективного исполнения....
Программа патриотического воспитания "Патриотическая личность" 5-9 класс
Программа патриотического воспитания учащихся с 5 по 9 класс«Патриотическая личность»Автор программы: классный руководитель - Шувалова Наталья СергеевнаСроки реализации: 2005-2010 ...
Патриотическое воспитание и духовно-нравственное становление личности, как направление воспитательной деятельности в работе военно-патриотических объединений г. Абакана Республики Хакасия
Патриотзм всегда рассматривался как символ мужества, доблести, героизма русского народа. Основная цель работы военно-патриотических объединений: воспитание гражданина патриота с высокой духовно-нравст...
«Патриотическое воспитание» План и тематика мероприятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса.
Патриотическое воспитание. План и тематика занятий по реализации задач по патриотическому воспитанию с кадетами 8 класса....
Методическая статья «Военно - патриотическое воспитание обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в свете реализации Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2011-2015 годы» (Из опыта работы преподавателя-организатора О
В данной статье расскрываются основные аспекты военно - патриотического воспитания обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время в рамках реализации Государственной программы «Патриотическое в...
Статья "Роль патриотического воспитания в формировании патриотического сознания учащихся общеобразовательной школы"
Большой вклад в патриотическое воспитание подрастающего поколения вносит внеклассная работа и очень важны для ребят концерты, на которые приходят ветераны, они являются примером героизма, мужества и о...
Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы
Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...