Интеграция в системе дополнительного образования детей как мотивация к обучению и стимул для развития творческих способностей
статья
В статье описывается подход к развитию и воспитанию учащихся в системе дополнительного образования, котовый не замыкается на изучении конкретного направления, а позволяет раскрыть с разных сторон огромные возможности заложенные в каждом человеке и что самое главное, поверить в себя, в свои силы. При использовании интеграционных занятий современная система дополнительного образования предоставляет учащимся широкие возможности углубить свои познания в выбранном направлении деятельности, попробовать свои силы в смежных профессиях, открыть для себя новые горизонты творческого развития и самосовершенствования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
статья | 27.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Бажилина Т.А., Бесперстова Т.Н.
Интеграция в системе дополнительного образования детей как мотивация к обучению и стимул для развития творческих способностей
«Детское творчество, пусть самое простое, детские выходки, пусть самые скромные, детская мысль, пусть самая наивная – вот что создает атмосферу радости, формирует личность ребенка, стимулирует развитие творческих способностей».
Карл Орф
В соответствии с новыми федеральными государственными требованиями, перед учреждениями дополнительного образования стоят задачи формирования у детей комплекса знаний, умений и навыков, направленных на развитие креативного мышления, творческого подхода к решению задач, возникающих в реальной жизни и адаптацию к постоянно меняющимся условиям. Однако практика показывает, что основная масса детей живёт в условиях, которые не располагают к развитию креативных способностей. Образовательная программа в школе насыщена большим объёмом знаний, усвоение которых требует, прежде всего, развитие памяти. Предметы чаще всего не коррелированы друг с другом и не создают общей картины мира. Многие из них оторваны от повседневной практики учащихся и это не может их мотивировать к глубокому познанию и изучению. Родителям кажется, что детям ничего не интересно. «… — Самая распространенная жалоба – он (она) «ничего не хочет». То есть родителям кажется, что их ребенок не интересуется ничем важным, слишком пассивен» [1]. Оторванность от практики создаёт ещё проблему запоминания, так как то, что не используется постоянно, имеет тенденцию к истиранию в памяти. Всемирная паутина буквально вторглась в жизнь современного человека. В интернете находят нужную информацию, людей по интересам, узнают о новостях и многое др. Современные дети и подростки уже не мыслят свою жизнь без интернета, что создаёт также дополнительные проблемы: «Многим в подрастающем поколении интернет-общение почти полностью заменяет реальную жизнь, компьютер для таких детей становится единственным способом снять напряжение, справиться со сложными переживаниями» [Там же]. Новое поколение не редко путает виртуальный мир с реальным, переносит оттуда правила общения со своими сверстниками, что не редко приводит к конфликтам, непониманию друг друга. Перечислены далеко не все проблемы воспитания подрастающего поколения, но даже эти не всегда под силу решить в семье и в школе. В этих условиях значимость дополнительного образования может возрастать, особенно, если в его рамках предлагаются программы, в которых заложены инновационные виды деятельности, вовлекающие детей в понятную и доступную им практику, например, через познание сложного мира информатики и музыки. «Цифровые навыки для жизни и работы сегодня необходимы всем, но для общего и дополнительного образования детей сегодня актуально смешивание традиционных «нецифровых» подходов к художественному образованию и цифровых приложений, пересечение формальных и неформальных цифровых навыков» [4].
Детское объединение «Компьютерные технологии» существует в Центре дополнительного образования детей г. Тамбова около 20 лет. За это время произошли кардинальные изменения не только в компьютерной технике, но и в программном обеспечении. С развитием глобальной сети появились совершенно другие возможности обмена информации и получения новых знаний. В настоящее время нет смысла помнить ту или иную информацию, так как её легко можно найти во всемирной паутине, используя современные гаджеты. Поэтому для педагога, ведущего предметы, связанные с информационными технологиями, с одной стороны, появилось много возможностей выбора направлений деятельности, а с другой, встали проблемы актуальности получаемых знаний и выбора путей приобретения необходимых умений и навыков. Эмпирически было выяснено, что детям, прежде всего, интересно играть в компьютерные игры, а изучать программные продукты они готовы тогда, когда у них есть к этому мотивация, когда с их помощью они могут себя реализовать в творчестве, которое интересно их социуму. Например, при изучении фоторедакторов, легко было мотивировать детей, поставив задачу создания «аватарки» для социальных сетей. А создание анимированных изображений повлекло за собой желание сделать собственный мультфильм. И если технических трудностей в детском объединении «Компьютерные технологии» эта деятельность не вызывала, то создание сценария и музыкального оформления стало проблемой. Оказалось, что даже монтировать готовый музыкальный материал не просто. Потребовались элементарные знания в области музыкальной грамоты, умения слышать в мелодии принципы её строения: фразы, предложения, окончания (каденции) и др. Так, сложившиеся задачи привели к необходимости интеграции со школой искусств и конкретно с преподавателем теоретических дисциплин этой школы, который в свою очередь искал дополнительные «инструменты», помогающие детям усвоить предмет, который испокон веков все боятся — сольфеджио. Педагог, при изучении сольфеджио, придумывала с детьми различные истории, помогающие детям усвоить сложный материал, но сделать дидактический материал наглядным и современным стало возможным, только объединив усилия двух педагогов и их учащихся. В результате появился мультипликационный фильм «Как Витя полюбил сольфеджио». Мультфильм дал возможность, с одной стороны, детям, занимающимся музыкой, творчески применить свои знания на практике. Они создали сценарий, озвучили героев мультфильма и помогли учащимся детского объединения «Компьютерные технологии» понять важные составляющие мира музыки, и основные принципы музыкального оформления. В свою очередь юные информатики научили музыкантов пользоваться микрофоном, показали секреты современной цифровой обработки звука, соединения видеоряда с музыкальным сопровождением. Так, учащиеся разных направлений дополнительного образования получили опыт не только создания мультфильма, но и навыки работы в команде, в достижении единой цели техническими и музыкальными средствами.
Эта работа вдохновила детей на дальнейшее сотрудничество, и при изучении в детской школе искусств (п. Строитель Тамбовской области) творчества норвежского композитора Э. Грига, юные музыканты сами подали идею визуализировать пьесу «Танец Анитры» из сюиты «Пер Гюнт». Так возник творческий проект, результатом которого стал игровой короткометражный фильм «Анитра». Его реализация привела к необходимости расширения интеграционной деятельности. Были привлечены учащиеся хореографического отделения. Дети школы искусств написали сценарий, выбрали наиболее подходящую интерпретацию музыкального произведения. Учащиеся хореографического отделения готовили эскизы костюмов, участвовали в их создании, придумывали хореографическую инсценировку. Ребята детского объединения «Компьютерные технологии» взяли на себя режиссёрскую работу, операторское искусство, звукорежиссуру. В процессе создания фильма освоили видеомонтаж и научились применять спецэффекты, а также получили новые знания в области классической музыки и литературы. Сложившийся творческий коллектив совместно выбирал главных героев, обсуждал оформление съёмочной площадки, делал раскадровку будущего фильма. Работа в группе научила детей прислушиваться и уважать чужое мнение, ответственно и креативно подходить к творческому процессу, проявлять лидерские качества на каждом участке работы.
Соприкоснувшись с миром музыки, дети, занимающиеся компьютерными технологиями, предложили новый вид сотрудничества — создание музыкальных клипов. И в этот раз они разделились на малые группы по интересам. Участники каждой группы были разного возраста, но увлеченность творческим процессом всех объединила. «Замысел возникает и успешно развивается в условиях его коллективного обсуждения. Вместо выполнения задания педагога дети побуждаются к деятельности с силой складывающихся между ними взаимоотношений. Возникает более ответственное отношение и к выполнению задания, так как решение принято всем коллективом» [2, c. 359]. Ребята работали совершенно самостоятельно — от выбора музыкального произведения, создания сценария клипа и раскадровки, до съемок и видеомонтажа. Участники очередного интеграционного проекта познакомились с различными музыкальными направлениями, сняли клипы на детские песни, поп-музыку и не обошли самый популярный в настоящее время в среде молодёжи направление — рэп, который сами сочинили, прочитали и записали. С каждым новым проектом ребята более глубоко осваивали различные компьютерные технологии и основы музыкальной грамоты. Кроме того, солисты клипов получили навыки публичного выступления, опыт работы над музыкальным образом, осознали необходимость не только чисто интонационно петь и декламировать, но и умения красиво двигаться в кадре. Дети научились передавать идею посредством создания визуальных образов, освоили новые приемы видеомонтажа и научились применять навыки работы в компьютерных программах в новых условиях.
Работа в группах научила не бояться высказывать нестандартные идеи и быть инициатором интересных начинаний, мыслить перспективно и видеть конечный результат работы на этапе планирования. Соревновательный дух позволил повысить мотивацию и улучшить конечный результат. Большой эффект сыграл показ результата совместной деятельности родителям и сверстникам. Положительная оценка ещё больше укрепила желание изучать выбранное направление, что подтверждает: «Самый лучший стимул для человека – это другие люди. Стремление к признанию и вниманию – основная человеческая потребность. Если нет удовлетворения и признания, то и мотивация отсутствует» [3].
Изложенные примеры интеграционной деятельности демонстрируют формирование конкретных умений по выбранному профилю деятельности, мотивируя учащихся к получению качественных знаний, умений и навыков. Такой подход не замыкается на изучении конкретного направления, а позволяет раскрыть с разных сторон огромные возможности заложенные в каждом человеке и что самое главное, поверить в себя, в свои силы. Таким образом, при использовании интеграционных занятий современная система дополнительного образования предоставляет учащимся широкие возможности углубить свои познания в выбранном направлении деятельности, попробовать свои силы в смежных профессиях, открыть для себя новые горизонты творческого развития и самосовершенствования.
Список литературы
- 7 проблем современного подростка – беседа с психологом. [Электронный ресурс]: https://www.pravmir.ru/kak-ponyat-podrostka/
- Ветлугина М.А. Музыкальное развитие ребёнка. М., «Просвещение», 1967
- Камаровская Е.В. «Как помочь школьнику? Развиваем память, усидчивость и внимание» [Электронный ресурс]: https://www.litmir.me/br/?b=208679
- О подходах к реализации интеграции и интегративности в дополнительном образовании [Электронный ресурс]: http://industryart.ru/o-podxodax-k-realizacii-integracii-i-integrativnosti-v-dopolnitelnom-obrazovanii/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа обучения дошкольников грамоте и развитие речи на занятиях Занимательной Азбукой в студии раннего развития "Почемучки" в системе дополнительного образования детей
Программа модифицированная.Срок реализации 3 года. Рекомендуемый возраст от 4,5-7 лет. Программа опробированная и действующая....
Образовательная программа дополнительного образования детей «Создание художественной композиции из цветов как средство развития творческих способностей воспитанников школы - интерната»
Программа по декоративно-прикладному и изобразительному искусство переработанная и оформленная в соответствии с ФГОС (для интернатов и детских домов)...
Художественно - творческая деятельность обучающихся во внеурочное время в творческих объединениях в системе дополнительного образования детей - как сфера индивидуализации образования.
Данная методическая разработка представляет собой методический материал для проведения внеклассной и внеурочной работы. Предназначена для использования в работе педагогов дополнительного образова...
«Роль системы дополнительного образования детей в повышении качества образования и организации работы с детьми с повышенной мотивацией к знаниям»
Актуальность развития системы дополнительного образования детей в современных социокультурных условиях, обусловлена требованиями социальной и образовательной политики России. Цель политики модерн...
Сценарий занятия с педагогами дополнительного образования Тема: “Интеграция общего и дополнительного образования детей”.
В современных условиях возникла настоятельная необходимость в том, чтобы современная российская школа, если она действительно хочет обеспечить подрастающему поколению новое качество образования, ...