Инновационная деятельность по апробации краеведческого учебного курса
статья по краеведению

Завьялова Александра Арефьевна

В статье рассказывается о необходимости повышения значения курса региональной истории в школьных образовательных программах, что будет способствовать развитию у учащихся широко круга компетентностей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx39.79 КБ

Предварительный просмотр:

Завьялова А.А., Завьялова С.В. Инновационная деятельность по апробации краеведческого учебного курса / «Вестник Нижегородского института управления РАНХиГС». Электронный научный журнал. № 2. 2017.

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АПРОБАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО УЧЕБНОГО КУРСА

Завьялова Александра Арефьевна

учитель истории и обществознания высшей категории

Завьялова Светлана Владимировна

кан. истор. наук, преподаватель

Аннотация: в статье рассказывается о необходимости повышения значения курса региональной истории в школьных образовательных программах, что будет способствовать развитию у  учащихся широкого круга кометентностей.  В Нижегородской области в МБОУ Шахунской СОШ №1 им. Д. Комарова осуществилась апробация учебно-методического комплекта «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней».

Ключевые слова: школа, программа, учебник, хрестоматия, методическое пособие.

Современное образование в условиях информационного общества и постоянных изменений в требованиях к профессиональной и функциональной компетентности не может быть успешно реализовано в рамках прежней традиционной педагогической парадигмы, ориентированной на сумму усвоенной информации, пассивное овладение знаниями обучающимися. Все более востребованными в настоящее время  для успешной реализации личности в обществе становятся такие качества человека, как уметь самостоятельно и постоянно учиться, используя для этого разнообразные ресурсы; уметь действовать в непредсказуемых проблемных ситуациях; уметь анализировать и интерпретировать различные источники информации, аргументируя свою точку зрения и взаимодействовать с окружающими в процессе совместной деятельности; уметь планировать и проектировать познавательную деятельность, предвидя ее результаты. Именно в развитии таких профессиональных качеств личности и состоит сущность перехода в образовании к системно – деятельностному, компетентностному подходу.

Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. 

Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [7].

Понятия «компетенции», «компетентности» значительно шире понятий знания, умения, навыки, так как включают направленность личности (мотивацию, ценностные ориентации и т.п.), ее способности преодолевать стереотипы, чувствовать проблемы, проявлять проницательность, гибкость мышления; характер – самостоятельность, целеустремленность, волевые качества [6, с. 34].

В связи с этим представляется актуальным повысить значение курса региональной истории в школьных образовательных программах. Изучение родного края может стать фактором развития у учащихся широкого круга компетентностей: социальных, коммуникативных, технологических, интеллектуальных, гражданских.

В Нижегородской области осуществляется апробация учебно-методического комплекта «История  Нижегородского края  с древнейших времен до наших дней»: программы, учебника, хрестоматии, методического пособия для учителя, осуществляемая с позиции компетентностного подхода. Программа учебного курса для основной школы / авт. сост.: В.К. Романовский, Ф.А. Селезнев, Б.Л. Гинзбург, Э.С. Иткин. – Н. Новгород: НИРО, 2015. – 118 с. История Нижегородского края. XIХ век: учебное пособие для учащихся 9 кл. / Э. С. Иткин, В. К. Романовский, Ф. А. Селезнев / под ред.  В. К. Романовского. — Нижний Новгород: НИРО, 2015. — 215 с. История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: хрестоматия для учителя и учащихся основной школы / сост.: Б.Л. Гинзбург, Э.С. Иткин, В.К. Романовский, Ф.А. Селезнев.- Н. Новгород: НИРО, 2015.– 223 с. История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: методическое пособие для учителя/ под общей редакцией В.К. Романовского. - Н. Новгород: НИРО, 2015. – 205 с. История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: контрольно-измерительные материалы к учебному курсу для основной школы / авт. сост.: В.К. Романовский, Э.С. Иткин, Б.Л. Гинзбург; предисл. и ред. В.К. Романовского. Н. Новгород: НИРО, 2015. – 102 с. [1-5]

Апробируемая педагогическая разработка осуществлялась в МБОУ Шахунская СОШ №1 им. Д. Комарова, под руководством учителя истории и обществознания Завьяловой Александры Арефьевны.  

Цели и задачи педагогической разработки:

Цель: выявить степень соответствия УМК «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» основным требованиям ФГОС.

Задачи 1. Апробировать программу УМК «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» в 9 классе МБОУ Шахунской СОШ №1.

Задача 2. Апробировать диагностический инструментарий УМК «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» в 9 классе и выявить его соответствие основным требованиям в ФГОС к учебным изданиям основной школы.

Задача 3. Выявить и оценить сформированные компетенции обучающихся, укрепление коммуникативного взаимодействия между обучающимися и родителями.

Задача 4. Апробировать составные части УМК (программу, учебное пособие для учащихся, хрестоматию для учителя и учащихся, методическое пособие для учителя, КИМы) и выявить степень их соответствия основным требованиям ФГОС.

Задача 5. Осуществить анализ результатов апробации.

Модернизация системы образования актуализировала необходимость появления УМК по краеведению для учащихся 6-9 классов основной школы для изучения во взаимосвязи с федеральным курсом «История России». УМК «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» содержит различные структурные элементы: учебник, программу, хрестоматию, методическое пособие для учителя, контрольно-измерительные материалы и отражает специфику региональной истории, обеспечивая реализацию интересов и потребностей и учителя, и обучающихся, и родителей.

В предметном содержании и методическом обеспечении курса заложены ключевые идеи, соответствующие ФГОС второго поколения:

- воспитание гражданина и патриота, формирование многокультурной идентичности (гражданской, региональной, национальной, культурной), развитие ценностного отношения к традициям и культуре нижегородцев и россиян в целом, что обеспечивает реализацию концепции духовного- нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

- системно-деятельностный подход и формирование всех видов УУД (личностных, метапредметных, предметных) через реализацию деятельностных технологий, проектную деятельность, активный познавательный поиск;

- вариативность обеспечивает возможность использования УМК в работе с разными категориями обучающихся и формирование у них способностей к систематическому перебору вариантов и принятию решений в ситуациях выбора; изучение курса на разных уровнях краеведческих знаний: история края, история города, история села, история семьи.

Новизна курса состоит в том, что осуществляется всестороннее системное изучение Нижегородского края с древнейших времен до начала XXI века, рассматриваются социально-экономические, общественно-политические, культурные и духовные аспекты нижегородской истории. В содержании курса находят отражение и географическое положение, и административное устройство; история заселения края и этнонациональный, конфессиональный, социальный состав населения в разные периоды истории. Данное изложение истории помогает учащимся составить целостную картину жизни своего края, устанавливает связь живущих в нем поколений, способствует становлению   ценностного отношения и «диалогу» предков и современников, укреплению коммуникативного взаимодействия между учащимися и их родителями, учащимися и учителем, учителем и родителями.  

   Учебник «История Нижегородского края XX - начала XXI века» для 9 класса в увлекательной форме на основе принципов научности и доступности повествует о событиях Нижегородского края этого периода, расширяет и систематизирует знания по истории Нижегородского края как неотъемлемой части истории Отечества. В учебнике соблюдается логика изложения учебного материла на основе проблемно – хронологического подхода. 

    В учебном пособии объем предложенного материала для изучения тем достаточен, так как содержит необходимые факты для формирования исторического знания. Но делается больше акцент на изучение событий в Нижнем Новгороде и недостаточно освещены события, которые происходили в уездах. Например, события февральской революции 1917 г.

    Материал изложен доступным языком для школьника 9 класса разного уровня развития. Лексика и стиль изложения соответствуют возрастным возможностям детей. Учебник содержит основные компоненты: введение, главы I - VI, параграфы, основные даты истории Нижегородского края XX начала XXI века, список литературы по Истории Нижегородского края XX начала XXI века, оглавление. Каждый параграф имеет четкую структуру. В начале основного текста параграфа авторы учебника поместили краткое изложение содержания материала, что в свою очередь нацеливает ученика определять главное и второстепенное в тексте, ставит перед ним вопросы, на которые он должен ответить, прочитав материал, что делает работу учащегося осмысленной и целеполагаемой. Содержание параграфов сопровождается соответствующей наглядностью, что позволяет эффективнее осуществлять обучение. К каждому параграфу предложены словарь новых терминов, основных дат, вопросы и задания для закрепления изученного материала разного уровня сложности: репродуктивные («Назовите достижения…», «Назовите центры мелкой  промышленности в период нэпа») творческие, проблемные вопросы, требующие аргументации ответа («Как вы считаете, можно ли было в 1918 г. в Нижегородской губернии обойтись без продовольственной диктатуры?"), практически – ориентированные - на составление таблиц,  карт, тезисов, конспектов; на осознание значимости изучаемого материала («В чем причины…?», «Каковы итоги…?», «Каковы последствия…?», ), есть вопросы на осознание понятий («Что такое хозрасчет?»), а также  задания, нацеленные на развитие исследовательских умений и навыков (Подготовьте презентацию или сообщение о жизни своих предков в тылу во время войны по теме «Судьба семьи в судьбе родного края в 1941-1945 годах»). Таким образом, в рефлексивном компоненте реализуется метапредметная направленность УМК. 

Предлагаемая педагогическая разработка (программа, пособие, учебник) соответствует целям современного школьного образования и настолько продумана, что подготовка учителя к уроку не вызывает затруднений: представлены план урока, понятийный аппарат, необходимый для усвоения и понимания учебного материала, возможная форма проведения занятия, способы работы с текстами параграфов, домашнее задание, задания на рефлексию. Учебник даёт возможность учителю организовать разнообразную деятельность учащихся с указанием способов действий.  Вот некоторые из них:

- составить развёрнутый план ответа по темам; составить схему; составить таблицу; составить сообщения; создать электронные презентации; рассмотреть проблемы; подготовить проекты; подготовить доклады.

Предлагаемая  авторами организация учебно-познавательной деятельности создает условия, при которых ученик становится субъектом познавательного процесса, формируются его аналитические умения, достигаются предметные и метапредметные результаты. Девятиклассники с удовольствием готовят презентации, сообщения по темам курса, кластеры, денотатные графы.

   Разноуровневый характер заданий в учебнике позволяет организовать дифференцированное обучение в классе с разным уровнем возможностей и готовности учащихся. Контрольно – измерительные материалы дополняют УМК и позволяют вести систематический учет усвоения учебного материала обучающимися, организовать текущий контроль. Практико-ориентированные задания (подготовка сообщений, докладов, мультимедийных презентаций, проектов) также позволяет осуществить итоговый контроль. Учебные издания: Программа, Учебное пособие для 9 класса, Методическое пособие для учителя и учащихся, Хрестоматия для учителя и учащихся, Контрольно-измерительные материалы соответствуют заявленным жанрам.

Между учебными пособиями для учащихся 6,7,8,9 классов и между всеми учебными изданиями (программа, учебные пособия, методическое пособие для учителя, хрестоматия для учителя и учащихся, контрольно-измерительные материалы) выдержана структурная, методологическая, содержательно-тематическая преемственность. Апробируемый УМК предоставляет возможность использовать современные методики и технологии: личностно – ориентированную технологию и здоровьесбережения, технологию проблемного изучения материала и интерактивного взаимодействия, информационно – коммуникативные  технологии, технологию развития критического мышления; разнообразные формы организации учащихся: индивидуальную, коллективную, групповую; разнообразные типы занятий: уроки изучения нового материала, комбинированные уроки, уроки – экскурсии, уроки – лекции, уроки – конференции, уроки – праздники знаний, уроки – практикумы, уроки с элементами анализа документов.

В ходе изучения курса учащиеся приобретают ключевые компетенции: информационные, коммуникативные, социальные, которые в дальнейшем помогут им применять приобретенные знания, умения, навыки в социальной практике. Работа над проектами «Наши земляки в годы Великой Отечественной войны», «Воины афганцы Шахунского района», «Катастрофа на Чернобыльской АЭС и ее последствия» позволяет формировать у учащихся личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные, предметные универсальные учебные действия. Возрос интерес учащихся к изучению родного края, к биографиям знаменитых земляков: С.В. Малышева, А.А. Андронова, Н.Г. Маркина, А.А. Касьянова, Б. Корнилова, В. Чкалова, В. Мартынова.

Учебник предполагает работу с разнообразными и уникальными источниками, которые находятся непосредственно рядом со школьниками: библиотеки, школьные музеи, семейные и местные архивы, что способствует расширению круга объектов, которые становятся для учащихся предметом осмысления, формируют мотивацию, интерес к предмету.

Методический аппарат учебника многофункционален и ориентирован на деятельностный подход в обучении истории, связан со структурой учебника и содержанием; ориентирован на требования к уровню подготовки учащихся.

В УМК чётко заданы требования к уровню подготовки учащихся в деятельностной форме. В изложении содержания и в логике заданий учитывается уровень возрастных и познавательных возможностей учащихся. Стиль изложения учебного материала в учебнике соответствует уровню развития учащихся общеобразовательной школы 9 класса. Учебник позволяет организовать дифференцированное обучение в классе с разным уровнем возможностей и готовности учащихся. Контрольно – измерительные материалы дополняют УМК и позволяют вести систематический учет усвоения учебного материала обучающимися, организовать текущий контроль.

В целом структурно-содержательные особенности учебника помогают учителю оптимизировать процесс образования, реализовать разноуровневый подход в обучении. Учебник особенный и очень, на мой взгляд, нужный сегодня, так как имеет в отличие от многих других огромный воспитательный потенциал. Материал подобран и представлен таким образом, чтобы способствовать воспитанию патриотизма, уважения к истории и традициям малой родины.

 Результаты анкетирования учащихся позволяют сделать выводы о том, что учащимся учебник понравился: интересен для чтения, много разных заданий, четко выделены главные идеи, доступен для понимания, помогает в лучшем изучении предмета, удобно расположен материал. Учащиеся считают, что учебный материал направлен на развитие творческих способностей, на развитие навыков самообразования, на развитие интереса к предмету и практическому применению знаний в жизнь.

Родители также довольны учебником, так как четко сформулированные вопросы в конце параграфа позволяют быстро проверить домашнее задание ребенка; учебник понравился родителям и по структуре, и по содержанию. Родители отмечают в своих анкетах, что учебник способствует самостоятельному приобретению знаний и умений, стимулирует познавательную деятельность, развивает творческие способности и формирует интерес к предмету.

Учебное пособие является необходимым и нужным для учителя. Работа по апробации УМК «История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней» способствовала совершенствованию ключевых профессиональных компетенций учителя, которые были отмечены дипломом победителя Всероссийского конкурса педагогического мастерства «Компетентность. Творчество. Успех» в номинации «Традиции и инновации в обучении».

В связи с этим представляется актуальным введение курса региональной истории не только в школьных образовательных программах, но и в программах профессиональных учебных заведений. Изучение истории родного края во взаимосвязи с историей Отечества является важным фактором формирования региональной, национальной, гражданской, культурной идентичности, фактором осмысления исторического, культурного опыта предшествующих поколений.

Родной край неотделим от родины. Родина – это единство человека и территории, единство, которому человек придал ценностное содержание и наделил личностным смыслом. Для каждого человека родина имеет свои особые черты, несет его специфику. С родным окружением человек связан прошлым, настоящим и будущим.  

Введение курса краеведения как самостоятельной учебной дисциплины в системе среднего профессионального образования можно рассматривать в переплетении с будущей профессией, которую получают студенты среднего профессионального образования. Для того, чтобы этот курс эффективно был реализован, требуется разработать учебно-методический комплекс, который будет включать: учебник, программу, хрестоматию, методическое пособие, контрольно-измерительные материалы, которые отразят историю родного края, на территории которого находится учебное заведение и создадут широкие возможности непрерывного образования, профессионального становления и творческого развития личности будущего работника и обеспечат реализацию интересов и потребностей и преподавателя, и студентов, и родителей.

В условиях стремительно развивающихся информационных технологий обращение к изучению региональной истории является фактором развития навыков самостоятельной работы учащихся, поисковой, исследовательской, проектной деятельности, складывания новых отношений учителя и ученика в учебном процессе.  

Какие условия обеспечили эффективность опыта инновационной деятельности?

- Обеспечение дидактическими материалами и литературой по региональной истории;

- система разработанных уроков к учебно-методическому комплексу, предусматривающих цели и задачи, требования к результатам изучения учебного курса;

- обеспечение активной познавательной деятельности обучающихся и совместной работы в сотрудничестве при решении проблемных ситуаций.

- разработка критериев оценивания результатов и заданий на рефлексию.

- обращение к технологии проектной деятельности является также важным фактором профессионального роста и средством совершенствования результативности педагогической деятельности.

Литература

  1. История Нижегородского края. XIХ век: учебное пособие для учащихся 9 кл. / Э. С. Иткин, В. К. Романовский, Ф. А. Селезнев / под ред.  В. К. Романовского. — Нижний Новгород: НИРО, 2015. — 215 с.
  2. История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: хрестоматия для учителя и учащихся основной школы / сост.: Б.Л. Гинзбург, Э.С. Иткин, В.К. Романовский, Ф.А. Селезнев.- Н. Новгород: НИРО, 2015.– 223 с.
  3. История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: методическое пособие для учителя / под общей редакцией В.К. Романовского. - Н. Новгород: НИРО, 2015. – 205 с.
  4. История Нижегородского края с древнейших времен до наших дней: контрольно-измерительные материалы к учебному курсу для основной школы / авт. сост.: В.К. Романовский, Э.С. Иткин, Б.Л. Гинзбург; предисл. и ред. В.К. Романовского. Н. Новгород: НИРО, 2015. – 102 с.
  5. Программа учебного курса для основной школы / авт. сост.: В.К. Романовский, Ф.А. Селезнев, Б.Л. Гинзбург, Э.С. Иткин. – Н. Новгород: НИРО, 2015. – 118 с.
  6. Федоров А.Э., Метелев С.Е., Соловьев А.А., Шлякова Е.В. Компетентностный подход в образовательном процессе. Монография, Омск 2012. С. 34.
  7. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. URL: eidos.rujournal/2002/0423.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоги апробации комплексного учебного курса ОРКСЭ

В статье представлены итоговые результаты апробации нового курса ОРКСЭ, одним из преподавателей которого я являюсь...

Проект программы «Организация краеведческой учебно-исследовательской деятельности школьников»

Изучению родного края: его истории, природы, хозяйства, культуры, социальной жизни, быта, всех сторон деятельности человека в конкретном городе и районе, придавали большое значение многие передовые мы...

Результаты деятельности: о апробации инновационной программы «Ступени в жизнь» и социально-реабилитационной программы "Мир чудес"

Аналитический отчёт о результатах апробации инновационной программы «Ступени в жизнь»...

Отчет об инновационной деятельности за 2016/2017 учебный год

Отчет об инновационной деятельности за 2016/2017 учебный год....

Мастер-класс Использование краеведческого материала на занятиях комплексного учебного курса ОРКСЭ модуль «Основы светской этики»

Цель: обмен опытом по вопросам методики организации занятий  комплексного учебного курса  ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» в рамках исторического краеведения.Задачи: об...

Рабочая программа. Учебный курс краеведческой направленности. 5 класс

Учебный курс по географии направлен на  расширение  задач географического образования через практическое освоение географических понятий и закономерностей  посредством изучения и  ...