Рабочая программа. Учебный курс краеведческой направленности. 5 класс
рабочая программа по краеведению (5 класс)

Учебный курс по географии направлен на  расширение  задач географического образования через практическое освоение географических понятий и закономерностей  посредством изучения и  исследования природы своей местности. Формирование опыта практической деятельности через исследование природы своей местности, позволит повысить мотивацию к обучению, пробудить интерес к изучению географии, к исследовательской деятельности. Курс знакомит обучающихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа с. Русская Васильевка

муниципального района Кошкинский Самарской области

Утверждена к использованию в                                                                                                      

 в обобразовательном процессе школы                                                                          

Директор школы

  ___________   /_____________/                                            

Приказ № ___ от

 «____» ________  20__г

Согласовано.

Зам директора по УВР

_______ /_______________/

«___» ________ 20___г

Рассмотрена и одобрена   на заседании  ШМО.                            

Руководитель  ШМО _________/___________________/

  Протокол  № ____

   «___» ________ 20___г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.

Учебный курс по географии для 5 класса

                                                             

Автор:  Мингалиева Гельфения Мизбаховна,

                                                          учитель  высшей категории

                                                                       ГБОУ СОШ с. Русская Васильевка

с. Русская Васильевка

                        Пояснительная записка

Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы составляют следующие документы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом  МОН РФ от 17.12.2010 № 1897  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного  общего образования»;

- Концепция развития географического образования в Российской Федерации;

- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации  от 29.12.2010 № 189;

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996;

- Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ  с. Русская Васильевка, утвержденная  приказом  директора  № 2/3- уд от 02.09.2015,  составленная на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной  решением федерального  учебно-методического объединения по общему образованию  (протокол от 8 апреля 2015 г.  №1/15);

- Учебный план  ГБОУ СОШ с. Русская Васильевка на 2019-2020 учебный год.

Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются актуальность программы учебного курса,  цели изучения, определяется место курса в учебном плане, характеризуются его основные содержательные линии.  Программа устанавливает требования к результатам освоения  рабочей программы на личностном, метапредметном и предметном уровнях, а также требования к системе оценивания образовательных результатов.

Актуальность программы

Учебный курс по географии направлен на  расширение  задач географического образования через практическое освоение географических понятий и закономерностей  посредством изучения и  исследования природы своей местности. Формирование опыта практической деятельности через исследование природы своей местности, позволит повысить мотивацию к обучению, пробудить интерес к изучению географии, к исследовательской деятельности.

 География в 5классе  является первой  дисциплиной   в общем образовании,  оказывающей  влияние на формирование географической  культуры обучающихся как части общей культуры человека. Реализация программы учебного курса позволит систематизировать и обобщить географический материал курса окружающий мир начальной школы и заложит фундамент для изучения курса «География родного края» в более старших классах.  Кроме того, курс знакомит обучающихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания.

Главная цель:  приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки посредством изучения географии своей местности.

 Основные задачи курса:

1. Сформировать представления о природе родного края;

2. Обеспечить возможность использования  обучающимися усвоенных знаний, способов деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций;

3. Повышение мотивации к обучению через приобретение  опыта практической деятельности на основе исследования природы своей местности.

В Учебном плане часы для изучения курса выделены из «Части формируемой участниками образовательных отношений». Программа  курса  рассчитана на 17 часов.  

ПЛАНИРУЕМЫЕ  РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные результаты.

 Предметные результаты освоения представлены в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».

Выпускник научится

- выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения), адекватные решаемым задачам;

- ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;

- представлять в различных формах (в виде таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной влажности;

- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;

- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов.

Выпускник  получит возможность научиться:

- моделировать географические объекты и явления;

- подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;

- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;

- составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке.

Личностными результатами освоения программы являются:

-  готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;

- Сформированность основ экологической культуры (готовность к исследованию природы, к художественно-эстетическому отражению природы, к осуществлению природоохранной деятельности).

Метапредметными результатами  освоения программы являются формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных  универсальных учебных действий.

  Регулятивные УУД

Обучающийся сможет:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- планировать пути достижения целей;

- составлять план и последовательность действий;

- осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;

 - получат первичные навыки оценивания  правильности или ошибочности выполнения учебной задачи,

- различать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 Познавательные УУД

Обучающийся сможет:

- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

- выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство;

- сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

- излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;

- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;

- выявлять и называть причины события, явления;

- подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.

- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;

- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;

- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;

- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;

- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);

- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;

-  устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;

- определять своё отношение к природной среде;

-  анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;

- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;

- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями.

Коммуникативные УУД

Обучающийся сможет:

-  строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;

- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

- представлять в устной или письменной форме развёрнутый план собственной деятельности;

- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в рамках диалога;

- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.

СОДЕРЖАНИЕ  КУРСА

Темы занятий

Основные виды учебной деятельности

Введение в географию. Фенологические и астрономические сезоны.  

Экскурсия «Географические объекты моей местности»

- работа с понятиями «методы географических исследований», «метод наблюдения», «географические объекты»;

- классификация  географических объектов своей местности;

- составление схемы «Географические объекты своей местности»;

Экскурсия «Метеорологические наблюдения»

- метеорологические наблюдения: категории, характеризующие погоду (облачность, температура, направление ветра, осадки);

- измерение температуры, количества осадков, направления ветра;

- измерение параметров погоды с помощью учебно-лабораторного оборудования PROLOG;

- описание погоды, составление календаря погоды;

Фенологические и астрономические сезоны

- метод моделирования в географии; следствия движения Земли (работа с теллурием);

- описание астрономических сезонов;

- понятия «фенология», «фенологические сезоны»;

- Календарь природы на основе фенологических наблюдений. План наблюдений.

 Литосфера

Метод моделирования.

-ВидеоГеография: «В недрах Земли» (виртуальное путешествие вглубь земной коры, неизвестные факты о внутреннем строении земной коры, о жизни на глубине 30 км);

- построение модели Земли «Внутреннее строение Земли» из пластилина;

Конструирование литосферных плит

- составление модели литосферных плит из картона и бумаги;

-следствия движения литосферных плит: обозначение на модели литосферных плит  областей складчатости, крупных вулканов, СОХ, разломов;

Экскурсия. Рельеф своей местности.

- фотографирование выпуклых и вогнутых форм рельефа своей местности;

- сбор горных пород своей местности;

- мини-проект по результатам экскурсии «Формы рельефа своей местности»;

Создание коллекции горных пород своей местности

- поиск  названия  горных пород, собранных в ходе экскурсии, по определителю,

- группировка горных пород по происхождению,

- изготовление «хранилищ» для образцов горных пород;

Топонимика. Топонимические словари.

- понятие «топонимика»,

- работа со словарями топонимов: нахождение названий географических объектов Кошкинского района,

- беседа о происхождении топонимов своего края;

 Атмосфера. Гидросфера

Погода и метеорологические наблюдения

- измерение температуры, направление ветра, атмосферного давления, влажности воздуха,

- описание погоды на основе метеорологических наблюдений,

 - поиск  информации о  погоде своей местности из разных источников; работа с синоптической картой.

Метеоролог-синоптик

- подготовка сообщений «Метеорологические станции Самарской области»

- знакомство с сайтами метеорологических станций,

- профессия «метеоролог –синоптик»: встреча с представителем метеорологической службы;

( виртуальная экскурсия на близлежащую метеорологическую станцию)

 - мини-проект «Исследование погоды своей местности»,  «Опасные атмосферные явления» (на выбор)

Я-гидролог

- воображаемое путешествие по реке Волга, по ее притокам (Сок, Кондурча),  обозначение рек на контурной карте, нахождение географических координат истоков, устьи,

- нахождение информации  о качестве вод рек на сайтах,

- знакомство с профессией Гидролог;

 Биосфера

Экскурсия «Растения лесостепной зоны»

- знакомство с растениями,

- сбор растений для гербария,

- работа над проектом «Растения моего края».

Откуда произошли названия географических объектов своей местности

-  знакомство с литературой о топонимике своего края

- составляют словарь названий географических объектов своей местности (р. Кондурча, с. Кошки,  Марьева гора, названия близлежащих сел,

СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ

Критерии выставления отметок за тот или иной вид устного или письменного ответа обучающегося определяются  нормативными документами Министерства образования и науки РФ, а также Положением о системе оценивания образовательной организации.

Согласно Положению о системе оценивания ГБОУ СОШ с. Русская Васильевка примерный перевод в пятибалльную шкалу освоения учебных программ на всех образовательных уровнях осуществляется по соответствующей схеме:

Качество освоения

программы

Уровень достижений

Отметка в 5 балльной

шкале

95 – 100%

Высокий

«5»

75 –  94%

Выше среднего

«4»

50 –  74%

Средний

«3»

Ниже 50%

Низкий

«2»

Критерии оценки качества выполнения практических работ

 Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.

Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.). Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

 Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.

 Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой  подготовки учащегося.

Календарно-тематическое планирование

Темы занятий

Кол-во часов

Сроки проведения

Основные виды учебной деятельности

Введение в географию. Фенологические и астрономические сезоны.   3 часа

1

Экскурсия «Географические объекты моей местности»

1

- работа с понятиями «методы географических исследований», «метод наблюдения», «географические объекты»;

- группировка географических объектов своей местности;

- составление схемы «Географические объекты своей местности»;

2

Экскурсия «Метеорологические наблюдения»

1

- метеорологические наблюдения: категории, характеризующие погоду (облачность, температура, направление ветра, осадки);

- измерение температуры, количества осадков, направления ветра;

- измерение параметров погоды с помощью учебно-лабораторного оборудования PROLOG;

- описание погоды, составление календаря погоды;

3

Фенологические и астрономические сезоны

1

- метод моделирования в географии; следствия движения Земли (работа с теллурием);

- описание астрономических сезонов;

- понятия «фенология», «фенологические сезоны»;

- Календарь природы на основе фенологических наблюдений. План наблюдений.

 Литосфера,  5 часов

4

Метод моделирования.

1

-ВидеоГеография: «В недрах Земли» (виртуальное путешествие вглубь земной коры, неизвестные факты о внутреннем строении земной коры, о жизни на глубине 30 км);

- построение модели Земли «Внутреннее строение Земли» из пластилина;

5

Конструирование литосферных плит

1

- составление модели литосферных плит из картона и бумаги;

-следствия движения литосферных плит: обозначение на модели литосферных плит  областей складчатости, крупных вулканов, СОХ, разломов;

6-7

Экскурсия. Рельеф своей местности.

2

- фотографирование выпуклых и вогнутых форм рельефа своей местности;

- сбор горных пород своей местности;

- мини-проект по результатам экскурсии «Формы рельефа своей местности»;

8

Создание коллекции горных пород своей местности

1

- поиск  названия  горных пород, собранных в ходе экскурсии, по определителю,

- группировка горных пород по происхождению,

- изготовление «хранилищ» для образцов горных пород;

9

Топонимика. Топонимические словари.

1

- понятие «топонимика»,

- работа со словарями топонимов: нахождение названий географических объектов Кошкинского района,

- беседа о происхождении топонимов своего края;

 Атмосфера. Гидросфера, 5 часов

10

Погода и метеорологические наблюдения

1

- измерение температуры, направление ветра, атмосферного давления, влажности воздуха,

- описание погоды на основе метеорологических наблюдений,

 - поиск  информации о  погоде своей местной из разных источников; работа с синоптической картой.

11-12

Метеоролог-синоптик

2

- подготовка сообщений «Метеорологические станции Самарской области»

- знакомство с сайтами метеорологических станций,

- профессия «метеоролог –синоптик»: встреча с представителем метеорологической службы;

( виртуальная экскурсия на близлежащую метеорологическую станцию)

- мини-проект «Исследование погоды своей местности»,  «Опасные атмосферные явления» (на выбор)

13

Я-гидролог

1

- воображаемое путешествие по реке Волга, по ее притокам (Сок, Кондурча),  обозначение рек на контурной карте, нахождение географических координат истоков, устьи,

- нахождение информации  о качестве вод рек на сайтах,

- знакомство с профессией Гидролог;

 Биосфера

14

Экскурсия «Растения лесостепной зоны»

1

- знакомство с растениями,

- сбор растений для гербария,

- работа над проектом «Растения моего края».

15

Откуда произошли названия географических объектов своей местности

1

-  знакомство с литературой о топонимике своего края

- составление словаря названий географических объектов своей местности.

16

Итоговая работа

1

Комплексная работа

17

Игра «Географический экспресс»

1

Игра,  направленная на повторение знаний и умений, приобретенных в ходе занятий


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебного курса "Алгебра", 8 класс, УМК Макарычев Ю.Н.

Рабочая программа учебного курса "Алгебра", 8 класс, УМК Макарычев Ю.Н....

Рабочая программа учебного курса "Алгебра", 9 класс, УМК Макарычев Ю.Н.

Рабочая программа учебного курса "Алгебра", 9 класс, УМК Макарычев Ю.Н....

Рабочая программа учебного курса "Технология" 5 класс

Рабочая программа учебного курса "Технология" 5 класс...

Рабочая программа учебного курса "Технология" 5 класс

Рабочая программа учебного курса "Технология" 5 класс...

Рабочая программа учебного курса "Технология" направление "Технология. Технический труд" для 5-9 классов.

Рабочая программа по технологии для 5-9 классов  рассчитана на 306 учебных часов, составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов....

Рабочая программа учебного курса Физика. 8 класс. Срок реализации 2023-2024 учебный год

Учебный план для школы отводит 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В  программе предусмотрен резерв свободного учебного времени  для реализации авторских подходов, использов...

Рабочая программа учебного курса Физика. 9 класс. Срок реализации 2023-2024 учебный год

Учебный план для школы отводит 102  учебных часа из расчета 3 учебных часа в неделю. В  программе предусмотрен резерв свободного учебного времени  для реализации авторских подходов, исп...