Рабочая программа. Учебный курс краеведческой направленности. 5 класс
рабочая программа по краеведению (5 класс)
Учебный курс по географии направлен на расширение задач географического образования через практическое освоение географических понятий и закономерностей посредством изучения и исследования природы своей местности. Формирование опыта практической деятельности через исследование природы своей местности, позволит повысить мотивацию к обучению, пробудить интерес к изучению географии, к исследовательской деятельности. Курс знакомит обучающихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа. Учебный курс краеведческой направленности | 52.72 КБ |
Рецензия на Рабочую программу | 386.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа с. Русская Васильевка
муниципального района Кошкинский Самарской области
Утверждена к использованию в в обобразовательном процессе школы Директор школы ___________ /_____________/ Приказ № ___ от «____» ________ 20__г | Согласовано. Зам директора по УВР _______ /_______________/ «___» ________ 20___г | Рассмотрена и одобрена на заседании ШМО. Руководитель ШМО _________/___________________/ Протокол № ____ «___» ________ 20___г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА.
Учебный курс по географии для 5 класса
Автор: Мингалиева Гельфения Мизбаховна,
учитель высшей категории
ГБОУ СОШ с. Русская Васильевка
с. Русская Васильевка
Пояснительная записка
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы составляют следующие документы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом МОН РФ от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
- Концепция развития географического образования в Российской Федерации;
- Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях СанПиН 2.4.2.2821-10, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189;
- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996;
- Основная образовательная программа основного общего образования ГБОУ СОШ с. Русская Васильевка, утвержденная приказом директора № 2/3- уд от 02.09.2015, составленная на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. №1/15);
- Учебный план ГБОУ СОШ с. Русская Васильевка на 2019-2020 учебный год.
Программа включает пояснительную записку, в которой раскрываются актуальность программы учебного курса, цели изучения, определяется место курса в учебном плане, характеризуются его основные содержательные линии. Программа устанавливает требования к результатам освоения рабочей программы на личностном, метапредметном и предметном уровнях, а также требования к системе оценивания образовательных результатов.
Актуальность программы
Учебный курс по географии направлен на расширение задач географического образования через практическое освоение географических понятий и закономерностей посредством изучения и исследования природы своей местности. Формирование опыта практической деятельности через исследование природы своей местности, позволит повысить мотивацию к обучению, пробудить интерес к изучению географии, к исследовательской деятельности.
География в 5классе является первой дисциплиной в общем образовании, оказывающей влияние на формирование географической культуры обучающихся как части общей культуры человека. Реализация программы учебного курса позволит систематизировать и обобщить географический материал курса окружающий мир начальной школы и заложит фундамент для изучения курса «География родного края» в более старших классах. Кроме того, курс знакомит обучающихся с территориальным (региональным) подходом как особым методом научного познания.
Главная цель: приобщение к познавательной культуре как системе научных ценностей, накопленных обществом в сфере географической науки посредством изучения географии своей местности.
Основные задачи курса:
1. Сформировать представления о природе родного края;
2. Обеспечить возможность использования обучающимися усвоенных знаний, способов деятельности в реальной жизни для решения практических задач и жизненно значимых ситуаций;
3. Повышение мотивации к обучению через приобретение опыта практической деятельности на основе исследования природы своей местности.
В Учебном плане часы для изучения курса выделены из «Части формируемой участниками образовательных отношений». Программа курса рассчитана на 17 часов.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты.
Предметные результаты освоения представлены в блоках «Выпускник научится» и «Выпускник получит возможность научиться».
Выпускник научится
- выбирать источники географической информации (картографические, текстовые, видео- и фотоизображения), адекватные решаемым задачам;
- ориентироваться в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам;
- представлять в различных формах (в виде таблицы, графика, географического описания) географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;
- проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной влажности;
- различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
- использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и различий;
- описывать по карте положение и взаиморасположение географических объектов.
Выпускник получит возможность научиться:
- моделировать географические объекты и явления;
- подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
- использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
- составлять описание природного комплекса; выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке.
Личностными результатами освоения программы являются:
- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни;
- Сформированность основ экологической культуры (готовность к исследованию природы, к художественно-эстетическому отражению природы, к осуществлению природоохранной деятельности).
Метапредметными результатами освоения программы являются формирование регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД
Обучающийся сможет:
- формулировать и удерживать учебную задачу;
- выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
- планировать пути достижения целей;
- составлять план и последовательность действий;
- осуществлять контроль по образцу и вносить необходимые коррективы;
- получат первичные навыки оценивания правильности или ошибочности выполнения учебной задачи,
- различать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
Познавательные УУД
Обучающийся сможет:
- подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;
- выделять общий признак двух или нескольких предметов, или явлений и объяснять их сходство;
- сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;
- излагать полученную информацию, интерпретируя её в контексте решаемой задачи;
- объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе познавательной и исследовательской деятельности;
- выявлять и называть причины события, явления;
- подтверждать вывод собственной аргументацией или самостоятельно полученными данными.
- обозначать символом и знаком предмет и/или явление;
- определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме;
- переводить сложную по составу (многоаспектную) информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовое и наоборот;
- строить схему, алгоритм действия, исправлять или восстанавливать неизвестный ранее алгоритм на основе имеющегося знания об объекте, к которому применяется алгоритм;
- находить в тексте требуемую информацию (в соответствии с целями своей деятельности);
- ориентироваться в содержании текста, понимать целостный смысл текста, структурировать текст;
- устанавливать взаимосвязь описанных в тексте событий, явлений, процессов;
- определять своё отношение к природной среде;
- анализировать влияние экологических факторов на среду обитания живых организмов;
- распространять экологические знания и участвовать в практических делах по защите окружающей среды;
- осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями.
Коммуникативные УУД
Обучающийся сможет:
- строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;
- корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения;
- критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;
- представлять в устной или письменной форме развёрнутый план собственной деятельности;
- высказывать и обосновывать мнение (суждение) и запрашивать мнение партнёра в рамках диалога;
- целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Темы занятий | Основные виды учебной деятельности |
Введение в географию. Фенологические и астрономические сезоны. | |
Экскурсия «Географические объекты моей местности» | - работа с понятиями «методы географических исследований», «метод наблюдения», «географические объекты»; - классификация географических объектов своей местности; - составление схемы «Географические объекты своей местности»; |
Экскурсия «Метеорологические наблюдения» | - метеорологические наблюдения: категории, характеризующие погоду (облачность, температура, направление ветра, осадки); - измерение температуры, количества осадков, направления ветра; - измерение параметров погоды с помощью учебно-лабораторного оборудования PROLOG; - описание погоды, составление календаря погоды; |
Фенологические и астрономические сезоны | - метод моделирования в географии; следствия движения Земли (работа с теллурием); - описание астрономических сезонов; - понятия «фенология», «фенологические сезоны»; - Календарь природы на основе фенологических наблюдений. План наблюдений. |
Литосфера | |
Метод моделирования. | -ВидеоГеография: «В недрах Земли» (виртуальное путешествие вглубь земной коры, неизвестные факты о внутреннем строении земной коры, о жизни на глубине 30 км); - построение модели Земли «Внутреннее строение Земли» из пластилина; |
Конструирование литосферных плит | - составление модели литосферных плит из картона и бумаги; -следствия движения литосферных плит: обозначение на модели литосферных плит областей складчатости, крупных вулканов, СОХ, разломов; |
Экскурсия. Рельеф своей местности. | - фотографирование выпуклых и вогнутых форм рельефа своей местности; - сбор горных пород своей местности; - мини-проект по результатам экскурсии «Формы рельефа своей местности»; |
Создание коллекции горных пород своей местности | - поиск названия горных пород, собранных в ходе экскурсии, по определителю, - группировка горных пород по происхождению, - изготовление «хранилищ» для образцов горных пород; |
Топонимика. Топонимические словари. | - понятие «топонимика», - работа со словарями топонимов: нахождение названий географических объектов Кошкинского района, - беседа о происхождении топонимов своего края; |
Атмосфера. Гидросфера | |
Погода и метеорологические наблюдения | - измерение температуры, направление ветра, атмосферного давления, влажности воздуха, - описание погоды на основе метеорологических наблюдений, - поиск информации о погоде своей местности из разных источников; работа с синоптической картой. |
Метеоролог-синоптик | - подготовка сообщений «Метеорологические станции Самарской области» - знакомство с сайтами метеорологических станций, - профессия «метеоролог –синоптик»: встреча с представителем метеорологической службы; ( виртуальная экскурсия на близлежащую метеорологическую станцию) - мини-проект «Исследование погоды своей местности», «Опасные атмосферные явления» (на выбор) |
Я-гидролог | - воображаемое путешествие по реке Волга, по ее притокам (Сок, Кондурча), обозначение рек на контурной карте, нахождение географических координат истоков, устьи, - нахождение информации о качестве вод рек на сайтах, - знакомство с профессией Гидролог; |
Биосфера | |
Экскурсия «Растения лесостепной зоны» | - знакомство с растениями, - сбор растений для гербария, - работа над проектом «Растения моего края». |
Откуда произошли названия географических объектов своей местности | - знакомство с литературой о топонимике своего края - составляют словарь названий географических объектов своей местности (р. Кондурча, с. Кошки, Марьева гора, названия близлежащих сел, |
СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ
Критерии выставления отметок за тот или иной вид устного или письменного ответа обучающегося определяются нормативными документами Министерства образования и науки РФ, а также Положением о системе оценивания образовательной организации.
Согласно Положению о системе оценивания ГБОУ СОШ с. Русская Васильевка примерный перевод в пятибалльную шкалу освоения учебных программ на всех образовательных уровнях осуществляется по соответствующей схеме:
Качество освоения программы | Уровень достижений | Отметка в 5 балльной шкале |
95 – 100% | Высокий | «5» |
75 – 94% | Выше среднего | «4» |
50 – 74% | Средний | «3» |
Ниже 50% | Низкий | «2» |
Критерии оценки качества выполнения практических работ
Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.). Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
Календарно-тематическое планирование
Темы занятий | Кол-во часов | Сроки проведения | Основные виды учебной деятельности | |
Введение в географию. Фенологические и астрономические сезоны. 3 часа | ||||
1 | Экскурсия «Географические объекты моей местности» | 1 | - работа с понятиями «методы географических исследований», «метод наблюдения», «географические объекты»; - группировка географических объектов своей местности; - составление схемы «Географические объекты своей местности»; | |
2 | Экскурсия «Метеорологические наблюдения» | 1 | - метеорологические наблюдения: категории, характеризующие погоду (облачность, температура, направление ветра, осадки); - измерение температуры, количества осадков, направления ветра; - измерение параметров погоды с помощью учебно-лабораторного оборудования PROLOG; - описание погоды, составление календаря погоды; | |
3 | Фенологические и астрономические сезоны | 1 | - метод моделирования в географии; следствия движения Земли (работа с теллурием); - описание астрономических сезонов; - понятия «фенология», «фенологические сезоны»; - Календарь природы на основе фенологических наблюдений. План наблюдений. | |
Литосфера, 5 часов | ||||
4 | Метод моделирования. | 1 | -ВидеоГеография: «В недрах Земли» (виртуальное путешествие вглубь земной коры, неизвестные факты о внутреннем строении земной коры, о жизни на глубине 30 км); - построение модели Земли «Внутреннее строение Земли» из пластилина; | |
5 | Конструирование литосферных плит | 1 | - составление модели литосферных плит из картона и бумаги; -следствия движения литосферных плит: обозначение на модели литосферных плит областей складчатости, крупных вулканов, СОХ, разломов; | |
6-7 | Экскурсия. Рельеф своей местности. | 2 | - фотографирование выпуклых и вогнутых форм рельефа своей местности; - сбор горных пород своей местности; - мини-проект по результатам экскурсии «Формы рельефа своей местности»; | |
8 | Создание коллекции горных пород своей местности | 1 | - поиск названия горных пород, собранных в ходе экскурсии, по определителю, - группировка горных пород по происхождению, - изготовление «хранилищ» для образцов горных пород; | |
9 | Топонимика. Топонимические словари. | 1 | - понятие «топонимика», - работа со словарями топонимов: нахождение названий географических объектов Кошкинского района, - беседа о происхождении топонимов своего края; | |
Атмосфера. Гидросфера, 5 часов | ||||
10 | Погода и метеорологические наблюдения | 1 | - измерение температуры, направление ветра, атмосферного давления, влажности воздуха, - описание погоды на основе метеорологических наблюдений, - поиск информации о погоде своей местной из разных источников; работа с синоптической картой. | |
11-12 | Метеоролог-синоптик | 2 | - подготовка сообщений «Метеорологические станции Самарской области» - знакомство с сайтами метеорологических станций, - профессия «метеоролог –синоптик»: встреча с представителем метеорологической службы; ( виртуальная экскурсия на близлежащую метеорологическую станцию) - мини-проект «Исследование погоды своей местности», «Опасные атмосферные явления» (на выбор) | |
13 | Я-гидролог | 1 | - воображаемое путешествие по реке Волга, по ее притокам (Сок, Кондурча), обозначение рек на контурной карте, нахождение географических координат истоков, устьи, - нахождение информации о качестве вод рек на сайтах, - знакомство с профессией Гидролог; | |
Биосфера | ||||
14 | Экскурсия «Растения лесостепной зоны» | 1 | - знакомство с растениями, - сбор растений для гербария, - работа над проектом «Растения моего края». | |
15 | Откуда произошли названия географических объектов своей местности | 1 | - знакомство с литературой о топонимике своего края - составление словаря названий географических объектов своей местности. | |
16 | Итоговая работа | 1 | Комплексная работа | |
17 | Игра «Географический экспресс» | 1 | Игра, направленная на повторение знаний и умений, приобретенных в ходе занятий |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебного курса "Алгебра", 8 класс, УМК Макарычев Ю.Н.
Рабочая программа учебного курса "Алгебра", 8 класс, УМК Макарычев Ю.Н....
Рабочая программа учебного курса "Алгебра", 9 класс, УМК Макарычев Ю.Н.
Рабочая программа учебного курса "Алгебра", 9 класс, УМК Макарычев Ю.Н....
Рабочая программа учебного курса "Технология" 5 класс
Рабочая программа учебного курса "Технология" 5 класс...
Рабочая программа учебного курса "Технология" 5 класс
Рабочая программа учебного курса "Технология" 5 класс...
Рабочая программа учебного курса "Технология" направление "Технология. Технический труд" для 5-9 классов.
Рабочая программа по технологии для 5-9 классов рассчитана на 306 учебных часов, составлена на основе нормативных правовых актов и инструктивно-методических документов....
Рабочая программа учебного курса Физика. 8 класс. Срок реализации 2023-2024 учебный год
Учебный план для школы отводит 68 учебных часов из расчета 2 учебных часа в неделю. В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, использов...
Рабочая программа учебного курса Физика. 9 класс. Срок реализации 2023-2024 учебный год
Учебный план для школы отводит 102 учебных часа из расчета 3 учебных часа в неделю. В программе предусмотрен резерв свободного учебного времени для реализации авторских подходов, исп...